Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

рассуждение наоснове прочитанного текста С2

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

9

Готовимся к ГИА 2014

Сочинение -  рассуждение на
основе  прочитанного  текста (С2).
Фонетика. Культура речи

Примерные цитаты

  1.  ФОНЕТИКА не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.

Г. А. Золотова

  1.  ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ.

Д. Н. Ушаков

  1.  Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм.

О. Г. Шаврина

  1.  ...только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...

М. Л. Андроников

  1.  Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.

В. В. Колесов

  1.  Ударение — поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение — разрушится всё слово.

Н.А. Федянина

  1.  Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!       

Н. М. Карамзин

  1.  Язык имеет свои краски, т.е. звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы. Вы говорите иностранцу, не знающему русского языка, слова: милый, томный, тихий, сладостный, потом: грубый, яркий, скорый, горький. Наверное, в воображении его нарисуются от первых слов предметы приятные, а от вторых совершенно им противоположные. Этой живописью или обрисовкою язык наш богат. Но он не только удачно может придавать краски предметам, совершенно лишенным чувственности, он не только живописен, но даже звучен.

А. А. Бестужев-Марлинский, писатель, декабрист

Повторим теорию

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика  представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка.

Или так: Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонация.

Сам по себе звук не имеет смыслового значения, но обусловливает существование других единиц языка, например, слова. Звук выполняет смыслоразличительную функцию.

Фонетические единицы языка

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — минимальная фонетическая единица.

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством  единиц, произнесенных за единицу времени.

Каковы же функции звуков в речи? Все звуки, прежде всего, являются тем «материалом», из которого формируются значимые единицы языка — морфемы и слова. Благодаря звукам мы распознаем слова.

Фонетические средства выразительности

Аллитерация — повтор согласных звуков (лат. ad — «к», «при», «со» + litera — «буква» = «собуквие»); при установлении аллитерации нужно помнить об оглушении и озвончении согласных:

А вы надменные потомки

Известной подлость прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

(М. Лермонтов; аллитерация [п]).

Ассонанс — повторы гласных звуков (франц. assonance — «созвучие»); при установлении ассонанса нужно учитывать именно звуки, а не буквы:

Но в искушеньях долго кары,

Перетерпев судьбы удары,

Окрепла Русь,

Так тяжкий млат,

Дробя стекло,

Куёт булат...

(А. Пушкин; ассонанс [у], [а]).

Звукопись — более сложные словесные повторы в поэтической речи; такое звуковое построение фраз, стихотворных строк, сочетающих гласные и согласные звуки, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, настроению:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

(М. Лермонтов; повторы [у], [ч]).

ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ. Приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (напр. «ку-ку» подражание кукушке, «ква-ква» подражание лягушке), а также слово, возникающее путём такого подражания (напр. кукушка, квакать, квакушка).

Пробуем писать сочинение

C2. Напишите  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания

Д. Н. Ушакова: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или

полностью  переписанный  исходный  текст  без  каких  бы  то  ни  было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

 Текст (из 1 варианта книги Н. А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ГИА. 2010 )

   (1)Дорога частью идёт по Ангаре, и лёд по дороге зелёный, порезанный тракторами, потом выезжаем в поле. (2)Машина наша едет и едет. (3)И всё пеньки да пеньки. (4)Глаз быстро устаёт от такой ряби, и тогда всё кажется то сплошь белым, то чёрным. (5)И вдруг среди этого неживого пространства берёзка. (6)Тонкая и тихая.

  (7)Милая ты моя! (8)Как же ты сохранилась здесь, среди снегов? (9)Как же тебя не спилили, не порубали и не сожгли?

  (10)Одна — непонятно, чудо — среди горелых пней стоит, прозрачная, белее белых снегов, что вокруг неё. (11 )И я уже фантазирую и готов сочинять какую-то новую сказку... (12)Но шофёр рядом говорит: — (13)3наю я, отчего она здесь. (14)Всё очень просто. (15)Красота — вот вам и причина.

   (16)И я узнаю.

   (17)Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (18)Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (19)Поглядели. (20)Берёзка. (21)Вздохнули и чего-то так начали они пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше. (22)Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.

   (23)А там половина баб, усталых, крикливых. (24)Наткнулись, постояли, почему-то примолкли. (25)Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, чтобы весною солнце до корней достало, и двинулись дальше, только минуту постояли. (26)А берёзка — словно небо сеет сквозь себя. (27)Удивительная красота! (28)Да ведь будут трактора лес возить, всё равно сомнут.

  (29)Трактор узколоб, два глаза равнодушно вперёд глядят. (З0)Тракторист чёрен от соляры да мороза, от холода на лицо словно густая сетка легла. (31)Посмотрел тракторист на берёзку и сощурился, словно его встречная машина ослепила, и удивился, и сказал вдруг: (32)«Ох ты, доченька!» (33)А трактор в это время изгиб на дороге сделал. (34)Посмотрел он назад: идут следом другие машины по его загибу, вот наделал дел! (35)И берёзка стоит — боже мой, до чего же она приятная, берёзка эта! (З6)Жаль, но остатки будут жечь, спалят.

   (37)А тут девчонки песни заорали. (З8)Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42) Посмотрели. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)0тогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.

По А. Приставкину*

*Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931-2008) — русский писатель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая...». В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.

Работайте с черновиком, используя схему

План работы

Рабочие записи

  1.  Вступление

I.  Высказывание  Д. Н. Ушакова: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ».

Фонетика - раздел    языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонация.

  1.  Основная часть.

II. В 1-ом предложении есть  слово «лёд», в нём мягкий согласный [л'], звучит слово так: [л‘от]. Заменим мягкий согласный на твёрдый :[лот]. Получилось слово совсем другое: лот 1. м. Прибор для измерения глубины воды с судна. 2. м. Единица массы русской системы мер, равная 12,8 г и применявшаяся до введения метрической системы мер. 3. м. 1) Партия товара под определенным номером, выставляемая на аукцион или участвующая в какой-л. сделке. 2) Группа однородных предметов в розыгрыше лотерей, конкурсов.

В предложении № 3 – «пенькИ», заменим мягкий Н  на твёрдый, переставим ударение на первый слог, получим слово [п‘Энк‘и]:  (пеньки – пенки).

Предл. № 1: пОтом – потОм, № 22:  [мол] -[мол']- -[м'ол] – МОЛ –МОЛЬ - МЁЛ ; № 36: жаль – жал; № 39: стоИт –стОит.

  1.  Заключение

III.   Звук выполняет смыслоразличительную функцию, т. е. от правильного выбора звука и соответственно ему буквы зависит лексическое значение слова, следовательно, грамотная речь и письмо. Ударение может менять значение слова. Значит, прав учёный-лингвист Д. Н. Ушаков, утверждавший: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ».

Сочинение

   Выдающийся ученый-языковед Д. Н. Ушаков говорит о необходимости изучать фонетику: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ». Мы помним, что фонетика изучает звуки речи, ударения. Как же знание фонетики влияет на умение правильно говорить и писать? Попробуем разобраться с этим на примере текста А. Приставкина.

   От  того, какой звук мы употребим в слове, как поставим ударение, иногда зависит лексическое значение слова. Например, в 1-ом предложении есть  слово «лёд», в нём мягкий согласный [л'], звучит слово так: [л‘от]. Заменим мягкий согласный на твёрдый: [лот]. Получилось совсем другое слово.

   Понаблюдаем за тем, что может быть со словом «пеньки» из предложения № 3. Заменим мягкий Н  на твёрдый, переставим ударение на первый слог, получим слово [п‘Энк‘и]. Перед нами два совершенно разных слова: пенькИ и пЕнки.

   Звук выполняет смыслоразличительную функцию, т. е. от правильного выбора звука и соответственно ему буквы зависит лексическое значение слова, следовательно, грамотная речь и письмо. Ударение может менять значение слова. Таким образом, прав учёный-лингвист Д. Н. Ушаков, утверждавший: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ»

Сочинение по другой цитате

C2. Напишите  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания

О. Г. Шавриной: «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или

полностью  переписанный  исходный  текст  без  каких  бы  то  ни  было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.   

Текст для анализа

    (1)Танкер  «Ростов»  готовился  к  отплытию,  и  семьи  моряков  пришли,  чтобы  проводить  его  в  далёкое  плаванье.  (2)Вот  уже  якорь  вышел  из  воды и  висит  на  цепи,  словно здоровенный морской краб. (3)И тут моряки увидели, что в изгибе якорной лапы  улеглась чёрная, блестящая авиабомба. (4)Она была совсем не тронута ржавчиной, будто  не пролежала она десятки лет на дне моря, глубоко зарывшись в илистый грунт.

    (5)Молодой капитан срочно связался с портом, и из Севастополя вызвали сапёров.       (6)Но бомба может взорваться каждую минуту, от любой случайности. (7)Капитан глядел  на  её  чёрное  оперенье,  охваченный  глубоким  раздумьем.  (8)Он  оглянулся  на морской берег. (9)Прекрасен и тих был летний день, овеянный теплом мирной жизни, и только  чёрная  гостья,  вернувшаяся  из  прошлого,  со  злобным  упорством  напоминала  о военных днях.

   (10)И чем дальше вглядывался молодой капитан в мирный синий берег, в стоящие у причала суда, в людей, которые беззаботно ожидали на пристани, тем быстрее поспевало в его душе решение. (11)Он решил немедленно, не дожидаясь, пока заявятся из  Севастополя  сапёры,  уйти  из  порта  в  море  и  там  попытаться  утопить  бомбу. (12)Капитан знал: надо отплыть на такое расстояние, чтобы в случае взрыва опасность  грозила только одному его судну.

   (13)Танкер «Ростов» отошёл от порта на несколько миль, и после того, как измерили глубину,  капитан  скомандовал  постепенно  опускать  якорную  цепь,  погружая  бомбу  в

воду. (14)Чем глубже уйдёт она в море, тем меньше опасности, что произойдёт взрыв. (15)Танкер  дал  задний  ход.  (16)Капитан  рассчитывал,  что  сильная  водяная  струя, дойдя  до  носовой  части,  столкнёт  с  якоря  бомбу.  (17)Вода  за  кормой  заклубилась,  рвалась  и  таяла  белая  пена.  (18)И  вот  снова  из  воды  выбирают  якорь.  (19)Медленно,  звено  за  звеном  ползёт  кверху  якорная  цепь.  (20)Наконец  из  воды  показалась  могучая металлическая    лапа,   а   вслед   за   ней   медленно   высовывалась   из   воды  бомба.   (21) Пришедшая из мрака, она не хотела уходить.

   (22)Теперь  капитан  отдал  команду  опустить  якорь  так,  чтобы  его  только покрыло водой.  (23)Он  рассчитал,  что  водяная  струя  наверху  будет значительно  сильнее  и, возможно, она столкнёт бомбу с якорной лапы. (24)Правда, находясь в непосредственной близости    от  судна,   бомба   может,   оторвавшись   от   якоря,   удариться   о    корпус. (25)И тогда… (26)Но другого выхода, к сожалению, не было, и капитан решил рискнуть.

(27)В  великих  просторах  открытого  моря  танкер  «Ростов»  продолжал  свой поединок  с бомбой.

       (28)И  всё  повторилось  сначала.  (29)Опять  за  кормой  забурлила  вода.  (30)Опять начали  выбирать  якорь.  (31)Моряки,  не  отрывая  глаз,  следили  за  ползущей  вверх якорной  цепью. (32)Метр  за  метром  двигалась  вверх  якорная  цепь. (33)Вода  казалась

густой  и  яркой,  как  синие  чернила.

(34)И  вот  из  глубокой  блистающей  синевы  снова выползли гигантские металлические лапы. (35)И счастливые люди увидели, что бомбы на них нет, что якорь чист. (36)А в это время бомба шумно и безвольно уходила вниз, в огромную толщу моря, на ожидающее её последнее ложе, которое находилось на такой глубине,  что  злые щупальца  чёрной  гостьи  уже  не смогут  дотянуться  до  белого света, принести беду и смерть.

       (37)…Когда  капитан  вошёл  в  свою  каюту,  он  невольно  бросил  взгляд  в  зеркало. (38)Ему казалось, что он поседел за эти часы. (39)И хотя из зеркала на него глядело всё то же молодое отважное лицо, капитан чувствовал, что в душе он стал на несколько лет старше.

 (По Т.Н. Тэсс.*)

*Тэсс  Татьяна  Николаевна  (1906−1983)  –  русский,  советский  писатель,  журналист  и публицист, многолетняя сотрудница газеты «Известия».

План работы

Рабочие записи

  1.  Вступление

I.  «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм».

  1.  Русский язык звучен и мелодичен.
  2.  Фонетика изучает не только звуки речи, но и темп речи, тон.
  3.  Звукопись —сложные словесные повторы в речи; такое звуковое построение фраз, сочетающих гласные и согласные звуки, которое соответствовало бы настроению
  1.  Основная часть.

II.

  1.  Предложение № 6: слова «бомба» имеет свой звуковой облик: мы как будто слышим или боимся услышать звук взрыва: «б-о-о-м».
  2.  Предложение 9 –антитеза (мирный день и «чёрная гостья» , грозящая уничтожить живое), антитеза создана не только словесно, противопоставлению помогает и темп речи, тон, с каким хочется прочесть предложение: чуть замедленная первая часть, мирный день, и чуть убыстрённый, предостерегающий тон второй части. У слова «злобный»  особое фонетической звучание, резкое, неприятное.
  3.  Предложение № 36: случайно или нет, но в этом предложении ярко представлена ЗВУКОПИСЬ: повторяются звуки  ШУ, ЩУ, ЖИ, ЖЕ, они показывают нам шумное и безвольное погружение «чёрной гостьи» в толщу моря.
  1.  Заключение

III.   Русский язык богат, мелодичен, звучен. У талантливого писателя всё подчинено замыслу того, о чём он пишет. Звуковой облик слов, темп, ритм фраз помогает окунуться в атмосферу происходящего. Поэтому нельзя усомниться в правоте слов О. Г. Шавриной: «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм».

Сочинение

   Русский язык звучен и мелодичен. Мелодику языку придают и фонетический облик многих слов, и темп, и тон речи. Порой  помогает этому и такое явление речевой выразительности, как звукопись (построение фраз, соответствующее настроению).

  Всё вышесказанное в полной мере соответствует тому, как оформлен с точки зрения фонетики текст А. Приставкина. Обратимся к предложению № 6: слова «бомба» имеет свой звуковой облик: мы как будто слышим или боимся услышать звук взрыва: «б-о-о-м».

  В девятом предложении   есть антитеза (мирный день и «чёрная гостья»-бомба , грозящая уничтожить живое), она создана не только словесно, противопоставлению помогает и темп речи, тон, с каким хочется прочесть предложение: чуть замедленная первая часть, рисующая мирный день, и чуть убыстрённый, предостерегающий тон второй части. У слова «злобный»  особое фонетической звучание, резкое, неприятное.

   Случайно или нет, но в предложении № 36 ярко представлена ЗВУКОПИСЬ: повторяются звуки  ШУ, ЩУ, ЖИ, ЖЕ, они показывают нам шумное и безвольное погружение «чёрной гостьи» в толщу моря.

   Да, русский язык, действительно, богат, мелодичен, звучен. У талантливого писателя всё подчинено замыслу того, о чём он пишет. Звуковой облик слов, темп, ритм фраз помогает окунуться в атмосферу происходящего. Поэтому нельзя усомниться в правоте слов  О. Г. Шавриной: «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм».




1. Поиск в лабиринте
2. Моделирование парожидкостного равновесия реакционной смеси в процессе получения метилциклопропилкетона
3. Государственный долг и методы его регулировани
4. 6 Введение
5. тема координат 7 Точки відліку 9 Базові розміри розміри по ланцюжку 11 Геометрія інструмента
6. а Работа выполнена- Студент- Журкин В
7. Реферат- Остров Ольхон.html
8. Гордон Форд. Спутник химика 2
9. Курсовая работа- Роль СМИ в жизни общества
10. Тактика работы с подчиненными
11.  Ще ніхто не розуміє що весь світ а особливо Східна Європа стоять на порозі страшних кардинальних змін
12. Психологические типы
13. тематике Тема- Аппроксимация функций Выполнил- Студент гр
14. Химический этап эволюции биосферы
15. экология 1869 году нем
16. племенного состава башкир
17. Виды общения
18. где фиксированное число а произвольное натуральное число члены некоторой числовой последовате
19. 2002 Ежегодник Редактор Н
20. Эргономика как наука