Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
21.Оговорка о публичном порядке в МЧП:
― понятие «публичный порядок»;
― в каких случаях возможна ссылка на публичный порядок;
― правовое регулирование.
Оговорка о публичном порядке: коллизионная норма, как любая норма, обязательна для применения. Это означает обязательное применение иностранного права, если на него укажет коллизионная норма. Однако, в ряде случаев для отечественного правопорядка применение иностранного права является нежелательным. Норма иностранного права при ее применении может нарушать основополагающие принципы отечественного права или основы морали в обществе. С целью защиты своих общественных устоев государства вводят в свое законодательства оговорку о публичном порядке. Она призвана исключить применение иностранного права, на которое указывает коллизионная норма. И поскольку государство стремится расширить пределы своего усмотрения при применении оговорки о публичном порядке, такая оговорка формируется в национальных законодательствах достаточно широко и в определенной степени страдает юридической определенностью.
Публичный порядок: каждое государство использует свои формулировки. В австрийском законе о МЧП указано, что применение иностранного права не допускается, если такое применение несовместимо с «основными ценностями австрийского правопорядка». Вводный закон к ГГУ, говоря о сходной ситуации, использует формулировку «существенные принципы германского права». В Китае это «общественные интересы КНР». Т.е. формулировки широкие и неопределенные. Это дает свободу маневра судам, которые применяют оговорку о публичном порядке. На практике суды применяют ее в исключительных случаях: когда применение иностранного права несовместимо с принципами правовой системы соответствующего государства.
Ст.1193 ГК говорит о том, что норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, если последствия ее применения явно противоречат основам правопорядка (публичному порядку РФ). Во-первых, оговорка носит исключительный характер. Она сформулирована так, что рассчитана на достаточно редкое применение. Не принимается во внимание качество иностранного закона. Иметь свое собственное законодательство это суверенное право каждого государства. При применении оговорки о публичном порядке суд анализирует только последствия применения иностранного закона (т.е. сам брак не признается, а ущерб в результате такого брака признаваться будет). Ст.1193 содержит важное положение: отказ в применении иностранного права не может быть основан на отличиях политической, правовой и экономической системы РФ от соответствующих систем иностранного государства.
В гражданских и семейных кодексах содержится материальная оговорка о публичном порядке. Материальная оговорка означает ограничение в применении иностранного права, но в процессуальных кодексах может содержаться процессуальная оговорка о публичном порядке. Такую оговорку применяют в 3-х случаях: 1.когда нужно отказать в признании и исполнении иностранного судебного или арбитражного решения, 2.когда нужно отказать во вручении документа за границей, 3.отказ в исполнении судебного поручения. У нас процессуальные оговорки закреплены в ст. 244, 256 АПК и ст.407,412 ГПК если это исполнение противоречит публичному порядку РФ.
Процессуальная оговорка фиксируется в ряде международных договоров: согласно Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года, судебное поручение не подлежит исполнению, если государство, на территории которого поручение должно быть исполнено, сочтет, что исполнение нарушит его суверенитет и безопасность. Такое же положение содержится в Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. И такое же положение в отношении вручения документов содержится в Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. Наконец, Нью-Йоркская конвенция 1957 г. говорит о том, что решения коммерческого арбитража не исполнятся, если исполнение противоречит публичному порядку.
22.Взаимность в международном частном праве:
― понятие взаимности;
― виды взаимности;
― вопрос о так называемом «принципе взаимности».
Не путать понятие взаимности с принципом взаимности предусмотренным ст 1189 ГК РФ
Взаимность является односторонним волеизъявлением государства, его заявлением для всех заинтересованных стран, которое обычно содержится в нормативных актах соответствующего государства.
Она возникает тогда, когда одно государство предоставляет гражданам и юридическим лицам другого государства такой же объем прав и обязанностей, который это другое государства предоставляет гражданам и юридическим лицам первого государства. Взаимность никогда не требует международного договора! Она всегда устанавливается в бездоговорных отношениях! Взаимность существует в достаточно узких сферах, например: консульские браки, раньше наследственные суммы переводились за границу на началах взаимности (сейчас это требование уже снято); доступ иностранцев в патентное ведомство России предоставляется при наличии международного договора или на началах взаимности.
Галенская Л.Н. указывает следующие черты взаимности.
1. взаимность употребляется только в бездоговорных отношениях;
2. взаимность используется в области публичного и частного права;
3. рассматриваемое понятие используется в областях как материального, так и процессуального
Но самая острая проблема: следует ли иностранные судебные решения в России признавать на началах взаимности? И АПК, и ГПК ставят основанием для признания судебного решения наличие международного договора, исключение сделано только для дел о банкротстве (они признаются на началах взаимности). Но Т.Н.Нешатаева считает, что существует общий принцип МП принцип взаимности. И, исходя из этого принципа взаимности, должны исполняться решения судов тех государств, с которыми нет договора о правовой помощи. Нешатаева не только ученый, но еще и судья ВАС. В Московском округе сложилась практика, по которой судебные решения судов иностранных государств признаются без договора, исходя из презумпции взаимности. Эту практику уже поддержал ВАС. Л.Н.Галенская считает, что такого принципа нет, т.к. у него нет качеств общеобязательности, императивности, законности. Дело в том, что нельзя требовать взаимности, государство может устанавливать взаимность, а может не устанавливать. За отсутствие взаимности нет международной ответственности.
Различают взаимность положительную и отрицательную (позитивную и негативную). Положительная взаимность когда предоставляются какие-то права, льготы, привилегии. Отрицательная когда права не предоставляются, то есть одно государство ограничивает граждан и юридических лиц другого государства, и другое государство в отношении его граждан и юридических лиц поступает точно так же. Отрицательная взаимность называется реторсией. В России реторсии может вводить только Правительство РФ.
Кроме того, различают взаимность формальную и материальную. Данное деление возможно не во всех областях применения взаимности, а только по вопросам применения материального права. Формальная взаимность это когда гражданам другого государства предоставляются права в таком же объеме, как собственным гражданам, когда идет уравнивание иностранцев с собственными гражданами.
Материальная взаимность бывает в тех случаях, когда иностранцам на территории какого-то другого государства предоставляются такие права, которые они имеют у себя на родине.
Обычно применяется формальная взаимность. Материальная взаимность употребляется достаточно редко.
Термин «взаимность» иногда используется в отношении возможности применения иностранного права. В частности, ст. 1189 ГК РФ предусматривает, что иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.
23.Квалификация в международном частном праве:
― понятие и виды квалификации;
― проблемы первичной квалификации;
― проблемы вторичной квалификации.
В МЧП возникает проблема толкования и применения коллизионных норм как норм особого рода. Далее, поскольку коллизионная норма может указать на иностранное право, возникает проблема его толкования или квалификации. Проблема квалификации возникла в XIX веке, ее поставили Ф.Кант и Э.Бартен.
Изначально господствовала теория lex fori. Указанные ученые считали, что национальный суд, применяя иностранное право, должен его толковать по закону суда. Но такое применение искажало иностранное право.
В 1931 году немецкий ученый Рабель выдвигает метод автономной квалификации. Суть этого метода сводится к тому, что судья должен выявить общее, что есть в иностранном и отечественном праве, и квалифицировать правовые понятия в том значении, которое является общим для всех правовых систем.
Следующий метод legis causa, ее выдвинул Вольф. Сущность: иностранное право понимается в том значении, в котором оно понимается в соответствующей иностранной правовой системе. То есть, российский суд должен применить германское право так, как его применяют немецкие суды. Эта теория является господствующей на сегодняшний день.
Следует различать первичную и вторичную квалификацию.
Первичная квалификация состоит в толковании и применении коллизионных норм. Цель первичной квалификации найти материальное право, т.е. ту правовую систему, которая применима к конкретному правоотношению. При первичной квалификации может встать проблема обратной отсылки и отсылки к праву третьего государства. В России есть ст.1187 ГК, которая говорит: при толковании понятий коллизионной нормы, которые изложены в соответствующих главах 67-68 ГК, должно применяться российское право! То есть, российские коллизионные нормы толкуются по российскому праву, но может сложиться такая ситуация, когда правоотношение характеризуется понятиями, неизвестными российскому праву, известными в ином значении или с иным содержанием. В таких случаях для толкования понятий коллизионной нормы используется иностранное право. И, как правило, используются иностранные коллизионные нормы.
Вторичная квалификация: идет толкование и применение норм иностранного права. То есть, вторичная квалификация подразумевает сначала поиск подходящей нормы, а затем ее толкование и применение. Вторичная квалификация наступает, если итогом первичной квалификации стала иностранная правовая система. При вторичной квалификации возникают 2 проблемных вопроса:
1. где найти иностранное право.
2. как применить
Ст.1191 ГК советует судам обращаться в Минюст РФ, другие органы и учреждения в России и за рубежом и привлекать экспертов. В Минюст можно обратиться, если речь идет о законодательствах стран-участников СНГ. В рамках СНГ подписана конвенция об обмене правовой информацией она предусматривает междуведомственный обмен информацией. В Приложении к конвенции содержится тематический перечень по отраслям и институтам права, обмен происходит не только законодательными актами, но и судебной практикой. Можно обращаться в Институт законодательства и сравнительного правоведения. По коммерческим вопросам можно привлекать иностранные юридические фирмы. Есть еще и конвенция об информации относительно иностранного законодательства, принята в рамках СЕ в 1968 году.
ГК позволяет по спорам, возникающим из предпринимательской деятельности, возлагать бремя доказывания норм содержания иностранного права на стороны. Это положение заимствовано из англо-американской системы права.
Существуют 2 противоположных подхода: в романо-германской системе права иностранное право относится к правовым обстоятельствам и устанавливается судом. В англо-американской системе иностранное право является вопросом факта и доказывается сторонами.
Должен быть официальный источник, должен быть переведен на русский язык (нотариально не удостоверяется!). По вопросу толкования иностранного права может быть назначена экспертиза. Хотя из ГПК и АПК мы исходим из того, что по юридическим вопросам экспертизы быть не может, а это исключение из общего правила. Но назначается такая экспертиза по общим правилам назначения экспертизы.
Нужно применять в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего законодательства. Если в результате принятых мер содержание иностранного права в разумные сроки не установлено, то применяется российское право. Но все эти меры все равно должны быть приняты!
24.Обратная отсылка и отсылка к третьему закону. «Хромающие» отношения в международном частном праве:
― понятие обратной отсылки и отсылки к праву третьего государства;
― правовое регулирование этих отсылок;
― «хромающие» отношения в МЧП.
Вследствие того, что некоторые коллизионные привязки существуют в двух разновидностях, может сложиться ситуация, когда закон одного государства отсылает к закону другого государства, а тот обратно. Обратная отсылка возможна только в тех случаях, когда коллизионная норма отсылает ко всему законодательству, а не к материальному праву (при отсылке только к материальному праву обратной отсылки быть не может).
Во-первых, обратной отсылки можно избежать: если коллизионная норма первого государства отсылает не ко всей правовой системе другого государства, а только к ее материальному праву, то обратной отсылки быть не может. Во-вторых, обратную отсылку можно принять: если первое государство в ситуации обратной отсылки применяет собственное право (дело Фарго). Эстония, Чехия, Лихтенштейн допускают обратную отсылку и не ставят никаких ограничений. В законе об МЧП Швейцарии 1987 г. поставлено ограничение на обратную отсылку. Швейцарский закон допускает обратную отсылку только по вопросам гражданского состояния и принимает обратную отсылку к швейцарскому праву. Россия очень близка к швейцарской модели. Есть ст.1190 ГК, п.1 которой гласит, что отсылка к иностранному праву должна пониматься как отсылка к материальному праву соответствующего государства, за исключением случаев, указанных в п.2 этой статьи: допускается обратная отсылка, но только к российскому праву и только по вопросам правового положения физического лица. К правовому положению физического лица относится личный закон, правоспособность, дееспособность, право на имя, ограничение дееспособности, признание недееспособным, объявление безвестно отсутствующим и признание умершим.
Обратную отсылку содержат некоторые международные договоры. Для примера 2-я Вексельная Женевская конвенция 1930 г. «О разрешении некоторых коллизий в отношении векселей»: способность лица обязываться по векселю определяется его национальным законом. Но если этот закон отсылает к другому закону, то применяется последний закон. Более поздние международные документы в основном исходят из недопустимости обратной отсылки: Римская конвенция о праве, применимом к контрактным обязательствам (в ЕС в 1980 г.); Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам 1994 г. понимают под применимым правам, к которому отсылает коллизионная норма, только материальное право соответствующего государства. Но вексельные отношения это скорее исключения из правил. Все коммерческие арбитражи исходят из той практики, что право, которое избрали стороны в контракте, или право, которое определяют арбитры, является только материальным. То есть, в контрактных отношениях обратной отсылки быть не может.
Отсылка к праву третьего государства - составная часть обратной отсылки. Она возникает, когда коллизионная норма одного государства отсылает к праву другого государства, а коллизионная норма этого другого государства отсылает к праву третьего государства. К отсылке к праву третьего государства относятся так же, как и к обратной отсылке. Если государство признает обратную отсылку, то оно признает и отсылку к праву третьего государства. Если не признает обратную отсылку, то не признает отсылку к праву третьего государства. (Польский закон о МЧП. Российское право отсылку к праву третьего государства отрицает).