Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Основные компоненты духовной жизни- духовные потребности духовное производство духовные отношения их вз

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

            

План

Введение                                                                                     3 стр.                               

1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь.        4 стр.    

2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность.                                                                     16 стр.

Заключение                                                                                  23 стр.

Список литературы                                                                           25  стр.  

Введение.

Духовная сфера общества является самой возвышенной,

поскольку здесь рождается и реализуется все то, что отличает человека от других существ.

Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

В центре внимания философии  находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, природе, материальным и другим ресурсам. Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения.

Цель данной  работы - изучить природу духовной жизни общества. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить научную литературу по данному вопросу;

2) Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества;

3) Определить основные компоненты духовной жизни.

1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь.

Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины.        Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

А.К. Уледов считает, что духовная жизнь общества есть «жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, являющегося одним из важнейших видов общественного производства, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением и т.д.» (Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. С. 21.) Он выделяет в духовной жизни общества такие элементы, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения. Иначе говоря, духовная жизнь людей предстает именно как их жизнь, включающая в себя коммуникации людей, обмен информацией, формирование, удовлетворение определенных потребностей, их непосредственное общение. Тем самым в категории «духовная жизнь общества» приоткрылось еще одно существенное качество общественного сознания, духовной стороны жизни общества.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:
- духовные потребности;
- духовные ценности;
- духовная деятельность и производство;
- духовное потребление;
- духовные отношения;
- проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные.

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории любви, счастья, дружбы - подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое здоровье, возможность заниматься творчеством, наслаждаться красотой природы и искусства, иметь интересную работу, и, в целом, вести активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана! В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.
Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных - духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.
При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".
Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.
Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.).
Продуктами духовного производства являются разделяемые членами общества представления, идеи, убеждения, принципы,ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры. Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени, удовлетворяя различные духовные потребности людей.

Для сохранения продуктов духовной деятельности людей и их передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители». Духовные ценности проходят процесс материализации, воплощаясь в книги, чертежи, формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленки и т. п. Первоначально духовные потребности людей были весьма незначительны, поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство. При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и больше новых духовных запросов людей. С течением времени духовное производство превратилось в самостоятельную важнейшую отрасль.

Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не понимаются современниками, отвергаются ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся значимость для общества, они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями.

Среди функций духовного производства выделим прежде всего духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). В литературе иногда эту функцию обозначают как "производство новых технологий", что не совсем точно, ибо в подавляющем большинстве случаев речь идет о сохранении на базе совершенствования уже имеющихся технологий, в том числе и социальных. Если бы общество было нацелено только на создание принципиально новых технологий, общественная жизнь превратилась бы в сплошные перевороты, поскольку был бы нарушен чрезвычайно важный баланс между традиционным и новаторским в функционировании социума.

Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. Конечно, любое распространение знания есть в известной степени процесс идеологический, поскольку сам распространитель - учитель, лектор, журналист и т.д. - симпатизирует взглядам той или иной политической партии, той или иной философской системы, религиозного или атеистического мировосприятия и в своей просветительской деятельности вольно или невольно эти симпатии проявляет. Но в процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, идеологический момент нередко получает доминирующее значение.

Духовные отношения - это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, распространение и сохранение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство. Чаще всего духовные ценности  предстают перед нами в вещественной форме.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Духовное общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Как уже говорилось, центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, например, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей. Духовное производство есть производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти духовные образования выступают в качестве предметов духовного потребления. Духовные отношения между людьми есть отношения по поводу духовных ценностей, в которых воплощено их сознание.

Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражение общественной жизни в общественном сознании не является каким-то механически-зеркальным, подобно тому как в зеркальной глади реки отражается расположенный вдоль ее берегов природный пейзаж. В данном случае в одном природном явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.

Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях — это две стороны практической деятельности людей.

Будучи отражением явлений общественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, в том числе в целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического наслаждения ими и т.д. В конечном счете содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере с положением о том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.

Отдельный же человек мыслит постольку, поскольку он включается в мыслительный процесс данного общества и человечества, т.е.:

-  включается в процесс общения с другими людьми и овладевает речью;

-  вовлекается в различные виды человеческой деятельности и осмысливает их содержание и значение;

-  усваивает предметы материальной и духовной культуры прошлых и нынешних поколений и использует их в соответствии с их социальным назначением.

Усваивая в той или иной степени духовное богатство своего народа и человечества, овладевая языком, включаясь в различные виды деятельности и общественных отношений, отдельный индивид овладевает навыками и формами мышления, становится мыслящим социальным субъектом.

Правомерно ли говорить об индивидуальном сознании человека, если его сознание прямо или косвенно обусловлено обществом и культурой всего человечества? Да, правомерно. Ведь не приходится сомневаться в том, что одни и те же условия общественной жизни воспринимаются отдельными людьми в чем-то более или менее одинаково, а в чем-то по-разному. В силу этого у них появляются как общие, так и индивидуальные взгляды на те или иные общественные явления, иногда существенные расхождения в их понимании.

Индивидуальное сознание отдельных людей — это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. В конечном счете — это индивидуальные особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. Все это порождает определенные особенности в их действиях и поведении.

В индивидуальном сознании человека проявляются особенности его жизни и деятельности в обществе, его личный жизненный опыт, а также особенности его характера, темперамента, уровень его духовной культуры и другие объективные и субъективные обстоятельства его социального существования. Все это формирует неповторимый духовный мир отдельных людей, проявлением которого выступает их индивидуальное сознание.

И все-таки, отдавая должное индивидуальному сознанию и создавая возможности для его развития, следует учитывать, что оно функционирует отнюдь не автономно от общественного сознания, не является абсолютно независимым от него. Надо видеть его взаимодействие с общественным сознанием. Верно, что индивидуальное сознание многих людей существенно обогащает общественное сознание яркими образами, переживаниями и идеями, вносит вклад в развитие науки, искусства и т.д. В то же время индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе общественного сознания.

В сознании отдельных людей чаще всего присутствуют представления, взгляды и предрассудки, которые они усвоили, пусть в особом индивидуальном преломлении, живя в обществе. И личность тем богаче в духовном отношении, чем больше она усвоила от духовной культуры своего народа и всего человечества.

Как общественное, так и индивидуальное сознание, будучи отражением общественного бытия людей, не слепо копируют его, а обладают относительной самостоятельностью, порой весьма значительной.

Прежде всего, общественное сознание не просто следует за общественным бытием, а осмысливает его, раскрывает суть общественных процессов. Поэтому оно нередко отстает от их развития. Ведь более глубокое осмысление их возможно лишь тогда, когда они приняли зрелые формы и проявили себя в наибольшей степени. В то же время общественное сознание может опережать общественное бытие. Опираясь на анализ тех или иных общественных явлений, можно обнаружить наиболее важные тенденции их развития и тем самым предвидеть ход событий.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в том отношении, что оно в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства и т.д., исходит из этих достижений. Это называется преемственностью в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и развивается далее духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Все это показывает, что общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои традиции. Это хорошо видно на примере развития науки, искусства, морали, религии, философии.

Наконец, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его активном воздействии на общественную жизнь. Разного рода идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы, направления в области искусства и религии могут играть прогрессивную или, напротив, реакционную роль в развитии общества. Это определяется тем, способствуют ли они его духовному обогащению, упрочению и развитию или же они ведут к разрушению и деградации личности и общества.

Важно учитывать, насколько те или иные взгляды, научные теории, моральные принципы, произведения искусства и другие проявления общественного сознания отвечают подлинным интересам народов той или иной страны и интересам ее будущего. Прогрессивные идеи во всех областях общественной жизни являются мощным фактором развития, ибо они способствуют глубокому пониманию настоящего и предвидению будущего, вселяют уверенность в действия людей, улучшают их социальное самочувствие, вдохновляют на новые творческие действия. Они формируют ту самую духовность, без которой общество и отдельные люди нормально жить и действовать не могут. Все говорит о том, что роль общественного сознания в жизни современного общества является весьма существенной и постоянно повышается.

Структура общественного сознания. Общественное сознание представляет собой довольно сложное явление. В нем можно выделить различные стороны, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельное духовное образование и в то же время связана с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В конечном счете общественное сознание предстает как некая структурная целостность, отдельные элементы (стороны) которой взаимосвязаны между собой.

Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие стороны (элементы), как:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная психология и идеология;

• формы общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание. Это, по сути, два уровня общественного сознания — низший и высший. Они различаются глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.

Обыденное сознание присуще всем людям. Оно формируется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их эмпирического опыта или, как еще говорят, повседневной житейской практики. Это во многом стихийное (спонтанное, т.е. самопроизвольное) отражение людьми всего, так сказать, потока социальной жизни без какой-либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

В тех случаях, когда люди лишены научного понимания каких-то явлений общественной жизни, они рассуждают об этих явлениях на уровне своего обыденного сознания. Таких случаев в жизни каждого человека и групп людей очень много, ибо далеко не обо всем мы мыслим научно.

Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Но и самый грамотный человек не обо всем мыслит научно. Так что область функционирования обыденного сознания весьма широка. Оно позволяет с достаточной достоверностью, на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне в целом правильные решения, подкрепляемые житейским опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.

В базирующемся на повседневном житейском опыте обыденном сознании содержится великое множество полезных сведений, совершенно необходимых для ориентации людей в окружающем их мире, для их производственной и иной деятельности. Эти сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.д. Народное искусство и поныне почти полностью основано на обыденных представлениях людей о прекрасном. Вместе с тем нельзя не сказать, что обыденное сознание полно иллюзий, весьма абстрактных, приблизительных, а то и просто ошибочных суждений и предрассудков.

В отличие от него теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей их развития. Это касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. В силу этого оно предстает как более высокий по сравнению с обыденным уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание выступает как система логически взаимосвязанных положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления общественной жизни. В качестве субъектов теоретического сознания выступают далеко не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, — люди, которые могут научно судить о соответствующих явлениях развития общества. Нередко бывает, что тот или иной человек научно судит о сравнительно ограниченном круге общественных явлений. Об остальных же он размышляет на уровне обыденного сознания — «здравого смысла», а то и просто на уровне иллюзий и мифов.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой, результатом чего является развитие того и другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания, в которое включается все больше научных сведений и суждений о различных явлениях общественной жизни. В этом отношении современное обыденное сознание людей существенно отличается от того, которое было, скажем, одно или два столетия тому назад.

Оба уровня общественного сознания — обыденное и теоретическое — играют свою роль в жизни и деятельности людей и в развитии общества.

2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность. 

Диалектика духовной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве производителю благ навязывается сам труд, а его результаты в основном отчуждаются от работника, он лишен возможности их потреблять. В духовной сфере производством занимаются немногие, большинству же навязываются продукты - идеи, теории, ценности, образы, сам процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача состоит в том, чтобы увеличить возможности потребления, во втором - производства.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

Духовно все то, что способствует упрочению и процветанию общества и каждого его члена. Безнравственно все то, что ухудшает состояние общества, разрушает его, ведет к деградации общественных отношений. Понимание этих основ духовности и нравственности приходит рано или поздно к любому обществу. Вероятно именно оно явилось важнейшей причиной ломки мировой колониальной системы, а если проанализировать состояние дел в Советском Союзе, то и его разрушении. Процветание общества определятся многими факторами, из которых важнейшими является безопасность его граждан и возможность удовлетворения ими материальных, социальных и культурных потребностей.

Сказанное позволяет, исключая элемент иррациональности, следующим образом сформулировать понятие духовности: духовность есть органическое сочетание в гражданах и обществе таких качеств (актуальных способностей), как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости, единство (как необходимый атрибут, препятствующий развитию противостояния между членам общества), а для верующих людей также вера.

Однако духовность - не есть только состояние. Это еще и процесс гармоничного развития духовных способностей человека и их постоянное поддержание на уровне, достаточном для принятия важнейших жизненных решений.

Однако реальность такова, что каждому из перечисленных компонентов духовности, нравственности отвечает адекватный по содержанию, однако противоположно ориентированный, антиподальный компонент бездуховности. Если попытаться перечислить их в той же последовательности, это будут: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего "Я" над общественными и атеизм, как воинствующее неверие или, в подавляющем большинстве случаев, неверие пассивное, без присущей атеизму агрессивности в отношении людей верующих.

Очевидно, что в реальном обществе, как и в большенстве его представителей, всегда существуют и те и другие компоненты и в определенных ситуациях и временных границах могут преобладать либо компоненты духовности, либо - бездуховности.

Люди, лишенные духовности, но обладающие знанием, гораздо опаснее бездействующей, нерешительной, погруженной в свой собственный мирок массы со стандартным мышлением и точкой зрения. Знание позволит им использовать как научные достижения, так и будоражить умы молодежи, как это происходит и сейчас.

В определении духовности, которое дает Д.С. Лихачев, не случайно фигурирует религия: «И все же нельзя говорить о духовности, не подразумевая непременного религиозного мироощущения. Но, думаю, и без культуры (если, разумеется, понимать ее не как сумму каких-то знаний, а как традиции того или иного народа) вместо духовности может возникнуть лишь фанатизм. Православная вера – это еще и высокая культура, и наоборот: вся русская культура немыслима без преемственности православных традиций».

Православная вера, сопровождавшая наших предков всю жизнь и повлиявшая на развитие языка и культуры, сейчас, как и в дикие языческие времена, есть оплот духовности и нравственности.

«Прежде всего следует понять — что представляло собой язычество как «государственная религия». Язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X—XII веках, не могло быть осуществлено язычеством.

Безусловно, вся русская культура несет в себе православные ценности и отражает православное мировоззрение. Эти черты присутствуют во всей художественной культуре: от архитектуры до литературы, в том числе классической. Христианскими мотивами наполнены произведения Ф.М. Достоевского, как и других представителей почвенничества. Вспомним, например, такой известный эпизод, как воскрешение Лазаря в романе «Преступление и наказание». По большому счету, Достоевский говорит все о том же: о духовности и бездуховности, порождающей агрессивную теорию Раскольникова. А «идеальным персонажем», непременным атрибутом произведений Достоевского, здесь является Сонечка Мармеладова, на примере которой мы видим, что остаться человеком в атмосфере бездуховности и безнравственности можно, лишь соединившись с Богом.

Мотивы религиозности можно отыскать и в других произведениях искусства, они присутствовали и в быту наших предков. В каждом доме существовал «красный угол» с иконами, неотъемлемой частью повседневной жизни были молитвы, посещение церкви, исполнение различных обрядов, в том числе постов.

Церковь принимает все более активное участие в общественной жизни, предпринимаются попытки «внедрить» православные ценности в общество.

Остается надеяться, что Церковь не превратится в заурядную  общественную организацию и не потеряет своего истинного значения для миллионов верующих.

Безусловно, христианские ценности близки к «духовности» в понимании Д.С. Лихачева. Однако следует помнить, что наша страна многоконфессиональна. Эта многоконфессиональность и многокультурность – огромное богатство России. Ведь все основные мировые религии –  ислам и буддизм - несут в себе гуманистический потенциал. Культура нашей страны всегда питалась разнообразными истоками. Но при неправильном понимании это богатство может быть превращено в проблему, выливающуюся в различного рода конфликты, межнациональные и межконфессиональные.

Как видно из предыдущих рассуждений, религиозность еще не   означает духовности, а фанатизм – одно из худших проявлений религиозности - несет в себе огромную опасность. Поговорим теперь о светской жизни, об обществе и его основных духовных сферах – науке и искусстве.

И наука, и искусство – способы познания мира, использующие разные средства достижения одной цели. Можно сказать, искусство – это познание субъективное, а наука – объективное, отвлеченное от познающего. Может быть, именно это имел в виду Д.С. Лихачев, говоря: «Познание мира может быть двояким; «успокоенным»,  чисто созерцательным, констатирующим, а с другой стороны — как бы «движущимся», следящим за движением познаваемого и поэтому «следующим», т.е. «идущим вслед».

Первый способ познания мира в основном представлен наукой, второй — искусством. Искусство не передает мир «в отпечатке», а как бы ставит эксперимент, создает ситуацию. Это познание творит «второй мир», свой,  особенный.

Научное познание не ставит себе целью уловить мир в его потенциях, в его движущейся глубине. Познание же через искусство в той или иной мере нестабильно, ибо в нем огромную роль играет сам познающий, само его «бегущее восприятие».

В начале Средних веков, во времена становления Византийской империи, среди варварских племен путешествовали христианские монахи- миссионеры, обращавшие язычников в истинную веру. Со временем миссионеры становились почитаемыми святыми, а на руинах римских святилищ воздвигались христианские храмы. Христианство способствовало сохранению культуры и старинных традиций многих племен. В те времена религия несла духовность в жестокий мир древних воителей. Однако к концу Средних веков и началу Нового времени священнослужители погрязли в коррупции и грехе или фанатизме и мракобесии. Конечно, это относилось далеко не ко всем, однако в те годы церковь уже не могла нести в себе духовно-просветительские начала, как это было на заре Средневековья. Гонения со стороны церкви на Галилея, Коперника, Джордано Бруно и трагическую судьбу ученых тоже отрицать невозможно. И символом следующей эпохи стала отнюдь не церковь, а нечто новое, а именно – гуманистическое учение. Вера в прогресс и в господство человека на земле – вот двигатели общественной и культурной жизни, продолжавшие существовать вплоть до конца XIX-го века. Появляются нормы морали не религиозной, а гуманистической, общечеловеческой.  А науки, в первую очередь, естественные, начинают невероятно быстро развиваться, укрепляя веру в прогресс и всемогущество разума. Появляются новые произведения искусства нерелигиозной тематики; искусство становится профессиональным, зарождаются академическая живопись, музыка.

Однако сегодня ситуация изменилась. Нынешний уровень развития науки ставит целый ряд вопросов, касающихся этики и нравственности. Чем можно пожертвовать ради эксперимента? Насколько велика вера в торжество разума и прогресс? Стоит ли новое открытие жизни человека?

Поговорим теперь об искусстве.

В наше время принято разделять массовую культуру и культуру «не для всех», элитарную. Четких критериев не существует, а если учесть, что искусство теперь стало бизнесом, эти направления зачастую смешиваются друг с другом, трактуются по-разному и порой порождают совершенно невероятные образы и картины. Однако, к сожалению, современное искусство несет в себе духовность далеко не всегда. Массовое искусство, как правило, лишено смысловой нагрузки, которая могла бы как-то воздействовать на людей, приближать их к духовности…

Обратимся к мыслям Д.С.Лихачева. «Происхождение искусства в человеческом обществе нельзя себе представлять как единовременный акт: не было искусства и вдруг стало, пошло развиваться,  совершенствоваться!

Искусство возникало длительно. Оно продолжает возникать по сей  день. Оно рождается в каждом акте творения произведения искусства, в котором к традиционным явлениям прибавляется нечто новое».

Оно рождается и сегодня, но вопрос заключается в том, насколько далеко искусство ушло от традиции в сторону инновации и не опасно ли это для самого искусства?

«И вот мне представляется, что изображалось в пещерах прежде всего то, чего боялись, что могло нанести смертельный вред. Человек рисовал то, что его страшило. Он нейтрализовал окружающий его мир в том, что несло ему опасность.

Отсюда родилось искусство.

Когда пугало обширное пространство русской равнины, человек ставил на самых высоких местах, на крутых берегах рек и даже среди болот высокие церкви. Церкви населяли обширный мир. Это подавляло страх одиночества. Протяжная песня покоряла пространство. Звон бил и колоколов наполнял мир. Нос ладьи корабельщики загибали высоко кверху и вырезали на нем страшилище. Страшное море, страшные волны надо было в свою очередь устрашить, подняться над волнами».

Может быть, Д.С.Лихачев и нам дает объяснение того, почему в современном искусстве столько всякого рода «ужастиков»? Возможно, современный человек воплощает свои страхи в художественных образах и тем самым избавляется от них?

В разные исторические эпохи искусство выполняло функции. Изначально все произведения искусства имели какое-то практическое значение и применялись в быту. Уже потом появились памятники, призванные увековечить чью-то славу или превознести чьих-либо богов. Искусство веселило, вселяло боевой дух и надежду, побуждало к размышлению. «Отражая мир, искусство вместе с тем его преображало, строило свои «модели» мира, боролось с хаосом формы и содержания, организовывало линии, цвет, колорит, подчиняло мир или части мира определенной композиционной системе, населяло окружающее идеями там, где их без искусства нельзя было заметить, обнаружить, открыть».

В Средние века искусство в основном служило религии и подвергалось церковной цензуре. В Новое время, о котором уже говорилось выше, искусство шло в ногу с наукой. В новейшее время ( XIX-XX вв.) возникли такие явления,  как «искусство ради искусства», не обремененное каким-либо практическим смыслом; искусство протеста, отрицания системы. В наше время существуют такие вещи, как коммерческое искусство, изначально направленное на получение прибыли. Нельзя отрицать и того, что существует искусство, направленное на развлечение человека, но никак не воздействующее на его внутренний мир.

Что же касается «искусства не для всех», артхауса, то здесь мы тоже не увидим той духовности, о которой говорит Д. С. Лихачев. Что и говорить о кинематографе – среди этих самых «элитарных» фильмов есть множество «экспериментов» и «новых точек зрения», абсолютно бессмысленных, безнравственных и агрессивных.

Примером обратного может служить фильм П. Лунгина «Остров», где сыграл такой выдающийся человек, как П. Мамонов. Однако, к сожалению, такие случаи единичны. «Остров» как бы возрождает русское представление о духовности как о драматической истории восхождения человека через внутреннее страдание от греха к добродетели, даже к святости. И конечно, здесь вновь возникает Ф.М.Достоевский как выразитель этого понимания.

Согласно Д.С. Лихачеву, от бездуховности происходит агрессивность.

Новые ценности – ценности нашего времени – права и свободы личности, человека. Это то, что ставится превыше всего в правовом государстве, что охраняют законы и Конституция. К сожалению, в этой сфере существует неприятный феномен: иллюзия вседозволенности.

Такой феномен, увы, есть порождение демократии. Когда  бездуховность выливается на волю, не ограниченная ни религиозными догмами, ни общественной моралью, именно тогда и возникает эта вседозволенность, неизбежно переходящая в агрессию. Право на выбор, право на свою собственную жизнь, или, выражаясь словами Святейшего, право «выбрать зло» - это тоже одно из прав свободного человека. Что лучше, признать абсолютную свободу или «признать права и свободы лишь в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе», вопрос, конечно, спорный. Похожие по смыслу построения можно встретить на страницах многих романов-антиутопий. Увы, идеальное общество так же невозможно, как perpetuum mobile; в системе, где есть ограничения, рано или поздно возникает протест, протест агрессивный, сопровождаемый жертвами.

Мы получили свободу. И стали жертвами этой свободы. О том, что в начале 90-х «все пошло не так» и «могло бы быть по-другому», уже тысячу раз сказано. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Демократия принесла стране беды, о которых не слыхивали много лет. Впервые со времен гражданской войны в стране появились беспризорники, возник демографический кризис. Экономика была развалена, а страна была превращена в руины. Времена хаоса и обмана, когда одни возвысились, а другие в одночасье оказались за чертой бедности. Это были времена предприимчивых дельцов и коррупционеров-чиновников, нового типа людей, о зарождении которого писали еще классики. Одним из первых об этих людях заговорил Гоголь в поэме «Мёртвые души», в своем Чичикове он отразил появление этого нового типа, и показал основные его черты: целеустремленность, неразборчивость в средствах, бесчестность, бессовестность, бездуховность, бездушие, «мертвенность» души. Нынешние Чичиковы уже гораздо более гнусны и жестоки. Более того, время диктует такие условия, в которых трудно остаться честным, не уподобившись одному из таких дельцов…

Пагубные тенденции нового времени отмечает Д.С. Лихачев: «Стала исчезать у нас совестливость. Говорю об этом, обязан говорить, потому что мне в своей жизни множество раз не по личным делам, а по таким, которые имеют огромное значение для сохранения нашей культуры, приходилось сталкиваться с людьми, у которых чувство совестливости отсутствовало.

Отсутствие совестливости у людей, занятых в хозяйстве, в экономике, наносит ущерб материальный. Отсутствие совестливости у людей, ответственных за культуру, наносит ущерб, не выражающийся материально.

Но если в экономике можно наверстать упущенное, то ущерб в  культуре чаще всего невосполним.

Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно, так же как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек».

Известен такой парадокс: больше всего совесть мучает человека совестливого, а не бессовестного. Наверное, это происходит потому, что бессовестный свою совесть уже заглушил, заставил молчать, давно перестал к ней прислушиваться.

«Совесть подсказывает. Честь действует. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере человек очищается. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко)».

Как видно из предшествующего, ни религия, ни искусство, ни наука, ни гуманистические, правовые ценности, так сказать, взятые в отдельности, не способны в полной мере стать оплотом духовности. Были времена, когда они частично справлялись с этой задачей, однако на сегодняшний день этого нет. Отсутствие преград наступающей бездуховности и агрессии – опасность, глобальная проблема нового века.

Д.С. Лихачев в своих сочинениях говорит о культуре, как о более высоком уровне, как о некой цельной материи, которая должна восприниматься как целое, и никак иначе. К сожалению, культура, наше достояние, находится в опасности. Слишком многое препятствует правильному пониманию и осознанию культуры, как открытой, не ограниченной какими-либо рамками (традиций, обычаев одного народа или одним видом искусства), системы. Чтобы оградить «права культуры» от посягательств, Д.С. Лихачев создает Декларацию прав культуры. А.С. Запесоцкий характеризует этот документ как «один из важнейших научных и нравственных итогов жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева, жизни, символизирующей собой служение высшим духовным идеалам. Каждый, кто внимательно прочтет Декларацию, увидит, что в этом документе выдающийся ученый формулирует, быть может, главное свое открытие: смысл жизни можно обрести только через приобщение к культуре» .

Д.С. Лихачев учит нас понимать культуру как главный источник гуманизации человеческой истории, основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека. «Культура любого народа определяет его духовную уникальность, выражает его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечества, диалог культур обеспечивает взаимопонимание между народами, выявление духовной уникальности каждого из них…».

Заключение.

           Духовная жизнь человечества происходит и отталкивается  от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Социальная философия характеризует общественное сознание, духовную жизнь общества как сложнодифференцированное, многокачественное общественное образование. Чем дальше развивается общественная жизнь, тем глубже развертывается философско-социологическое познание духовной реальности общества, тем больше раскрывается богатство и разнообразие ее различных граней, качеств. На современном этапе теоретические представления о духовной стороне общественной жизни можно уподобить не фотографии, на которой в одном ракурсе, с одной стороны описывается эта сторона, а голографическому отражению, охватывающему объемно, с разных сторон это общественное явление.

Одна из очень древних истин гласит: "Не хлебом единым жив человек". Человеку присущи разум и сознание, значит, ему нужна духовная пища. Отсутствие возможности читать, писать, слушать, получать информацию, общаться с другими людьми довольно быстро ведет к вырождению личности. Хорошо известны случаи, когда дети случайно попадали в животный мир и воспитывались в среде животных, не получая духовной пищи. Они теряли человеческий облик и превращались в животных. В широком смысле слова к Духовной пище следует относить все виды информации, которые получает человек. Это знания, приобретаемые посредством обучения, приобщение к культурным ценностям путем чтения, прослушивания радиопередач, просмотра фильмов, телепередач, посещения музеев, концертных залов, получение неизвестных ранее сведений, данных из средств массовой информации, духовное общение с другими людьми.

Потребности представляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель. Объекты внешнего мира, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называются ценностями.

Согласно классификации, предложенной Н.М. Бережновым, первый уровень базовых потребностей делятся на четыре группы - потребности биологические, материальные, социальные и духовные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или иной базисной потребности.

Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественно-культурное происхождение.

Духовное потребление - процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.

В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.

Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.

Список литературы.             

1. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург, 1997

2. Лихачев Д.С. Агрессивность «бездуховности» // Я вспоминаю. М., 1991. С.248-250.

3. Лихачев Д.С. Искусство и наука//Очерки по философии художественного творчества. – СПб.: Блиц, 1999. – С. 9-38.

4. Лихачев Д.С. Церковь. Христианство в истории России // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2006. – С.302-326.

5. Уледов А. К.Духовная жизнь общества. М., 1980.

07.04.2011. 




1. Тема- Социальные пособия Вопросы плана Понятие и классификация социальных пособий
2. Игра ~ некоммерческая командная военноспортивная игра
3. Виды, сущность и экономическая роль цены
4. на тему- Состав и физические свойства природного газа Выполнил- студент 2го года обучения ФЭиНГ
5. Завдання на курсову роботу Цільова мова транслятора асемблер i86
6. . Основное предназначение индивидуальной аптечки состоит в оказании медицинской помощи как себе так и окруж
7. Сопротивление материалов
8. 2000 Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении
9. Женский бизнес
10. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7 Тактика проверки показаний на месте ЗАДАНИЕ 1- Какие вопросы должны быть выясне
11. Тема- Правление Екатерины II Выполнила- студентка гр
12. Культура СССР в послевоенное время
13. просьбы Письмаподтверждения Письманапоминания Письмаизвещения Письмаприглашения и т
14.  Но этого света хватало дворцовой прислуге занятой сервировкой ужина; в полумраке сновали слуги хлопотливо
15. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОСТ
16. передставлені суттєво ПШ частіше QПШ тіламищо сформувалися на самих пізніх стадіях інтрузивномагматичної
17. СИГНАЛЬНЫХ ЛИНИЙ АВТОБЛОКИРОВКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 2213176 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТ
18. Геополитика России
19. Горючие полезные ископаемые Беларуси1
20. мишени ~ белки в ряде случаев глико ~ или липопротеины в каждой клеткемишени они насчитываются тысячами и.html