У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦІЯ 3 Мета виховання і основні моделі її реалізації План Проблема мети в педагогіці

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

Педагогіка

ЛЕКЦІЯ 3

Мета виховання і основні моделі її реалізації

План

  1.  Проблема мети в педагогіці.
  2.  Об’єктивний характер мети виховання та її детермінанти.
  3.  Структура мети виховання з позицій функціонального та діяльнісно-особистісного підходу.
  4.  Основні моделі реалізації мети виховання.

Література

Обов’язкова

Кузьмінський А.І., Омеляненко В.Л. Педагогіка: Підручник. – К.: Знання-Прес, 2003. – С. 50-57, 238-291.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 443-479.

Подласый И.П. Педагогика: В 2-х кн. - М.: Владос, 2003. – Кн. 1. – С. 127-160.

Харламов И.Ф. Педагогика: Краткий курс. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. - С. 156-164.

Рекомендована

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

Декларация ООН о правах ребенка // Советская педагогика. – 1991. - №10.

Державна національна програма “Освіта” (“Україна ХХІ століття”). – К., 1994.

Концепція виховання підростаючих поколінь // Радянська школа. – 1991. - №6.

  1.  Проблема мети в педагогіці.

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

 Цель воспитания – ключевая категория педагогической науки. Её выявление, формулировка, разработка – центральный момент создания педагогической концепции, это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направлены его усилия. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Цель – это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью.

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Отметим в этом отношении лишь два важнейших положения.

Обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы ходим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания.

 Не меньшее значение целевая направленность воспитания имеет для практической работы учителя.

Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не направленного воспитания не бывает. Целям подчинено все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы – к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться – можно назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и её компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Цель – определяющая характеристика воспитательной системы.

В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам -  эта цель.

  1.  Об’єктивний характер мети виховання та її детермінанти.

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalokagathia, от kalos — прекрасный и agathos — добрый) - в древнегреческой философии - гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.

При постановке и  формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человечества.

Кроме уже известного нам фактора – политики, идеологии государства  важное значение имеют потребности  общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению  определенных общественных функций. Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит  от способа производства, темпов социального и научно-технического  развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений и учеников.

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие.

Цель современного воспитания – «Личность, способная строить жизнь, достойную  Человека».

Разбиение цели воспитания на задачи может совершаться разными путями. Путь социально-психологический  выявляет три задачи воспитания: оснастить ребенка широкими знаниями о мире, оснастить его умениями взаимодействовать с миром, сформировать систему ценностей и ценностных отношений к миру. Путь индивидуального  становления личности ребенка указывает на другой  вариант задач: формирование способности  жить по социально-культурным нормам, формирование способности вступать в социальные отношения, формирование образа достойной жизни, формирование жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни. Если посмотреть на выдвинутую цель воспитания  в ракурсе функций современного человека, то другая совокупность  задач  предстанет перед нами: готовить к труду, жизни, готовить к семейной жизни, готовить к свободному досугу, готовить к творческому самовыражению.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному.  Оно состоит в том, что по каждому направлению возникают и накапливаются необратимые изменения – новообразования, новые качественные состояния учащихся.

Условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развиваются учащиеся.

Психическое развитие ( понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны:  развитие духовной культуры личности происходит  под действием факторов воспитания,  и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

  1.  Структура мети виховання з позицій функціонального та діяльнісно-особистісного підходу.

Будучи  идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был  конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется.

Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.

Решение проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе связано с реализацией  социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности личности, её умственно-интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сферах. Оно вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения  научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.

 Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с идеалами.

Ключевой проблемой в процессе  всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился как общественное существо,  создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот поэтому развитие пытливости овладение знаниями , совершенствование мышления, памяти и сообразительности  учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами в интеграции.

Задачи умственного воспитания следующие:

  1.  Усвоение определенного объема научных знаний.
  2.  Формирование научного мировоззрения.
  3.  Развитие умственных сил, способностей и дарований.
  4.  Развитие познавательных интересов.
  5.  Формирование познавательной активности.
  6.  Развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

Ценность умственного воспитания сомнению не подвергается. Его содержание в большой мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений и навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.д. в результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.

Не менее важной задачей является также и то, чтобы молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования.

Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения.

Гражданское и национальное воспитание имеет важнейшее значение во всестороннем развитии личности и включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межличностных отношений, уважения к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, стремление к демократии.

Органической частью всестороннего формирования личности является воспитание экологической сознательности и культуры личности, уважения к мировому порядку.

В развитии формирования личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление её сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно  иметь в виду, что в народе правильно сложилась пословица: в здоровом теле – здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевые усилия и настойчивость в преодолении трудностей, что может  мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.

Задачи физического воспитания следующие:

  1.  Укрепление здоровья, правильное физическое развитие.
  2.  Повышение умственной и физической работоспособности.
  3.  Развитие и совершенствование природных двигательных качеств.
  4.  Обучение новым видам движений.
  5.  Развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.).
  6.  Формирование гигиенических навыков.
  7.  Воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма).
  8.  Формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом.
  9.  Развитие  стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание и техническое образование предполагает  способность много и плодотворно трудиться, владеть знаниями об окружающем человека производстве, производительных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи – формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, то есть такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется: 1) материальным результатом;  2) организацией; 3) включением в систему трудовых отношений всего общества; 4) материальным вознаграждением.

К сожалению, кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.

Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение её к современным достижениям  техники, в том числе и бытовой,  овладение усилиями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращение с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создает предпосылки для подготовки  учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ориентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.

Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морально воспитания.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждение и проявляются в действиях и поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

  •  формирование эстетических знаний;
  •  воспитание эстетической культуры;
  •  овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  •  формирование эстетического отношения к действительности;
  •  развитие эстетических чувств;
  •  приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  •   развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  •  формирование эстетического идеала;
  •  формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие  каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, студиях и т.д.

Есть и еще два содержательных компонента, которые органически входят в состав всестороннего развития личности.

Первый из них касается  склонностей, творческих задатков и способностей. Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности.

Таким образом, основные структурные компоненты всестороннего развития личности и его важнейшие части – умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд.

Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно  и в тесной взаимосвязи между собой.

Мера и глубина этого развития  зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому воспитанию.

  1.  Основні моделі реалізації мети виховання.

Парадигма социального воспитания (П.Бурдье, Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Её сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р.Галь, А.Медичи, Г.Миаларе, К.Роджерс, А.Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и  одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (З.И.Васильева, Л.И.Новикова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание – тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т.п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы – семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т.д. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Рассматривая ситуации авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализоваться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор: «Я – командующий» или «Я – отец».

При позиции «Я – командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил.

При позиции «Я – отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях играет забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать  свое мнение, отношение, делать самостоятельный выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже – приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений и поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант – «Равный среди равных» - это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция – «Первый среди равных» – реализуется в отношениях между педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника.

Уточним понимание демократического взаимодействия – это такой тип взаимодействия людей, если ни у кого из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться. Второй пример: два учителя школы договариваются о разработке интегративного курса. Путь через принуждение в этой ситуации в принципе неприемлем.

Однако ситуация меняется, если взаимодействуют люди, находящиеся на разных уровнях, например, иерархической служебной лестницы как в рамках одной организации, так и в условиях социума.

Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников (или сотрудников в процессе профессиональной деятельности) есть единственно возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то, что данный стиль обладает не только плюсами, но и минусами. Это может быть следствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности и становления характера и следствием обстоятельств, конкретной ситуации. Например, в ситуации, когда педагог имеет дело с воспитанником, обладающим сильным характером (или руководитель приходит в организацию с сильным, сложившимся творческим коллективом профессионалов), то стиль руководства один, если же педагог выполняет роль воспитателя подростка-правонарушителя – стиль другой.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится  уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т.п., но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога – не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять  его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться «в чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократи-ческий, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социетарного, свободного и других видов воспитания.

 Идеалистические модели воспитания. Основное назначение воспитания в рамках данной доктрины – помощь воспитуемому в открытии высшего мира идей и превращение последнего в содержание личности воспитываемого.

Современные представители данного направления в понимании и организации процесса воспитания исходят из следующих положений: в основе процесса воспитания должен лежать высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия воспитателя и воспитанника, описываемый как присвоение воспитуемым достижений человеческой культуры; основой воспитания должна быть самореализация личности воспитуемого, и мастерство воспитателя заключается в раскрытии глубинного потенциала души воспитуемого.

 Реализм как философия воспитания исходит из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность. В результате приоритет отдается методам воспитательного воздействия на сознание воспитанника и практическую деятельность, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности.

Слабое место моделей воспитания, разработанных на так называемом материалистическом реализме,  состоит в том, что принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности.

 Прагматизм как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Задача – научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности. Воспитуемые должны научиться общим принципам и методам решения типичных проблем, с которыми сталкивается человек в течение жизни, и накапливать опыт решения таких проблем в реальных условиях своей жизнедеятельности с тем, чтобы не только успешно включиться в жизнь современного общества, но и стать проводником социальных преобразований. То есть в процессе воспитания воспитатель должен приучить воспитанника не к  пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску путей улучшения своего благополучия, вплоть до преобразования условий в желаемом для себя направлении.

 Антропоцентристская модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения.

Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания – с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи.

 Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.).

 Гуманистическое воспитание опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.

 Свободное воспитание - это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе.

 Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. То есть представители данного направления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул – реакция – подкрепление» или «технологию поведения» (Б.Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого индивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты.




1. Оценка генерального среднего
2. прескриптивным и дескриптивноэкспликативным
3. Эффективность производства овощей1
4. Вариант 3 I Заполните пропуски соответствующими предлогами расположенными справа
5. Тема Прокуратура Вопросы для обсуждения 1
6. Тема- ldquo;Бизнесплан ~ комплексный план социальноэкономического развития фирмыrdquo;
7. реферату- СлововживанняРозділ- Мовознавство Слововживання Дуже часто мовці люблять послуговуватися крил
8. 60 г - л цилиндурия
9. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической
10. ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетов