Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Керрам Боги Гробницы

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

А. Керрам. Боги. Гробницы. Ученые.

(отрывок из книги)

Глава 20

    ДЕШИФРОВКА КЛИНОПИСИ

    

    История науки свидетельствует о  том,  что само открытие и практическое

его использование нередко бывают изрядно отдалены во времени.

    Когда   археолог Бота, открывший (скорее отрывший) многочисленные архитектурные памятники месопотамской культуры собирал  наряду  со  скульптурами  кирпичи,  испещренные странными клинообразными знаками, когда он отдавал эти надписи срисовывать и посылал  их в Париж (не имея ни малейшего  понятия  о том, как  читаются эти знаки), несколько ученых в Европе и Передней  Азии уже держали в руках ключи к дешифровке этих надписей.

    Это  может показаться неправдоподобным, однако еще за сорок семь лет до

появления книги Ботта эти люди  действительно держали в своих  руках ключ  к

дешифровке письменности того царства, которое только теперь благодаря трудам Ботта предстало перед всем миром в  своих памятниках  и документах. Для того чтобы  продвинуться  по пути расшифровки,  им не  хватало  лишь более новых, более  точных, более многочисленных данных.  Основные, наиболее существенные открытия в области расшифровки клинописи  были  сделаны  еще тогда, когда ниодна стена дворца Саргона не  появилась из-под  земли и  мусора тысячелетий,когда  о Ниневии,  к  раскопкам которой  только что  приступил Лэйярд,  было известно  лишь  то,  что рассказывается  о  ней в  Библии. Теперь  же, после открытий Ботта, за которыми последовали открытия Лэйярда, обогащенные в свою очередь   сведениями,   добытыми  неким  смелым  англичанином,  спустившимся неподалеку  от места  раскопок Лэйярда  по отвесной скале с помощью  системы блоков только  лишь для  того,  чтобы  скопировать  клинописную  надпись,  -теперь, повторяем мы, новые археологические находки,  результаты дешифровки,н овые сведения из области языкознания и  истории  древних народов дали науке за какие-нибудь десять лет так много сведений,  что уже к середине века  она была   полностью  подготовлена   к  обработке  любого  очередного   открытия археологов.

    Впрочем,  человек,  сделавший  решающий  шаг  в  расшифровке клинописи,

действовал - и это  весьма  забавно  -  не из научных побуждений,  не  из-за

научной любознательности.  Он был немцем. В  1802 году он  служил помощником учителя  в  городской  школе  Гетгингена  и  был  подающим  надежды  молодым человеком  двадцати  семи  лет.  Он  расшифровал первые  десять  букв  одной клинописной надписи с помощью метода, который во все времена будет считаться

гениальным, и сделал это на пари!

    Наши  первые  сведения о существовании клинописных текстов относятся  к

XVII  веку.  Первые  копии  этих  надписей  отослал   в  Европу  итальянский

путешественник Пьетро делла Валле. В 1693 году Эштон привел в "Philosophical

Transactions"  все   строчки,  которые  скопировал   некий   Флауер,   агент

Ост-Индской  компании в  Персии. Волнующие известия не  только о  текстах  и

памятниках,  но  и  о  стране  и людях  тех мест привез Карстен Нибур.  Этот

ганноверец состоял на службе у Фридриха I Датского. Вместе с другими учеными он в  1760-1767  годах  объездил  Восток. В течение всего лишь  одного  года умерли один за другим все участники  этой экспедиции, за исключением Нибура.Человек  смелый  и  неустрашимый, он продолжил  путешествие  один,  целым  и невредимым  возвратился  назад  и издал  книгу  "Описание  Аравии  и  других прилегающих к  ней стран", - ту самую, которую Наполеон во время египетского похода  постоянно носил с  собой.  Первые копии клинописных текстов попали в Европу   различными  окольными  путями.   Это  были   отдельные   фрагменты, искаженные, плохо скопированные  (еще  в  XVIII  веке знаменитый  английский ориенталист Гайд  утверждал,  что  это  не письмена,  а узоры  на камнях), и большинство  их  было  доставлено  вовсе  не  с  ассиро-вавилонской  земли в узкогеографическом  значении  этого  понятия - почти все они были  сделаны в семи милях  северо-восточнее Шираза. Здесь  находились  гигантские развалины какого-то здания,  о котором Нибур с  полным основанием говорил как о руинах древнего Персеполя. Эти руины принадлежат цивилизации более поздней, чем та, которую в  40-х годах  XIX  века  обнаружил  Ботта.  Это остатки гигантского дворца  Дария и Ксеркса, который был  разрушен Александром Великим во  время одного пиршества, "когда он, - как говорит Диодор,  - уже не владел  собой". Клитарх повторяет этот рассказ и добавляет, что  во время пиршества афинская танцовщица  Таис в неистовстве танца схватила с алтаря  факел и швырнула его между деревянных колонн дворца, а Александр, который  был пьян, и его  свита лишь последовали ее примеру. (В своей истории эллинизма Дройзен пишет, что в этом рассказе талантливо переплелись правда и вымысел.) Впоследствии  в этом дворце правили средневековые эмиры,  приверженцы  ислама.  Позже  между  его

развалинами бродили только  овцы.  Первые  путешественники  были нечисты  на руку: трудно  найти такой музей,  где  не было  бы  персепольских  рельефов.

Фланден  и Кост  зарисовали руины.  Андреас и Штольце  сфотографировали их в 1882 году. И так же, как Колизей в Риме, дворец Дария служил каменоломней. В прошлом  столетии дворец  с каждым  десятилетием  разрушался  все  больше  и больше. В 1931-1934 годах Эрнст Херцфельд произвел  по поручению  Восточного института Чикагского университета первое настоящее методическое обследование развалин дворца. Благодаря этому обследованию могли быть приняты эффективные меры к предохранению остатков дворца от дальнейшего разрушения.

    Остатки различных культур образуют в  этой местности настоящий "слоеный

пирог". Представим себе  следующую картину: некий араб  приносит археологу в его  служебный  кабинет  в Багдаде  несколько покрытых  клинописью  глиняных табличек.  В этих табличках, найденных,  возможно,  в районе Бехистуна, речь идет о  персидском  царе  Дарий.  Археолог,  у  которого  всегда  под  рукой сочинения   Геродота   и   исследования  современных  ученых,   может  легко удостовериться  в  том, что  в  500-х годах до н.  э. власть  Дария достигла своего апогея  и  что в  это время  он  правил огромной  державой. В  других табличках  археолог  найдет  древние  родословные,   упоминания   о  войнах, опустошениях, убийствах. Он  может найти там сведения о царе Хаммурапи и его державе, время расцвета которой приходится примерно на 1700-е годы до н. э., или   о   царе   Синаххерибе  и   тем  самым  о  третьей  огромной  державе, существовавшей в  конце  VIII - начале  VII века до  н. э. И для  того чтобы продолжить  цикл сообщений о  гигантских  империях прошлого, ему  достаточно последовать  за  своим арабом. Он найдет его на ближайшем углу усевшимся  на корточках рядом  с  уличным  певцом-сказителем, однотонно, с  выразительными паузами повествующим о  знаменитом халифе Харуне  ар-Рашиде,  который  в 800 году н. э. - в Западной  Европе правил  в это  время Карл  Великий -  достиг зенита своей славы и могущества.      Если к этому добавить еще и результаты новейших изысканий, то окажется, что  на  территории,  расположенной  между  нынешними  Дамаском  и  Ширазом, сменились  на протяжении тысячелетий шесть различных цивилизаций, каждая  из которых оказывала  в пору своего  расцвета  большое влияние на весь  древний мир. Эти цивилизации, стиснутые на узком пространстве,  обогащали друг друга и были в то же время совершенно независимыми; время их  существования заняло более  пяти  тысячелетий, - во многом ужасных, но во многом и величественных тысячелетий  истории человечества.  По  сравнению с многообразием  слоев,  с которыми   пришлось   столкнуться   археологам  в   Двуречье,  девять  слоев шлимановской  Трои представлялись проблемой весьма  несложной  - ведь  среди этих   девяти   слоев   только  один  имел  всемирно-историческое  значение. Бесчисленное множество  слоев,  обнаруженных  в  Двуречье,  не  имело вообще никакого  значения,  так,  например,  под  одним  из обнаруженных  аккадских городов, относящихся к третьему тысячелетию до н.  э., ученые насчитали пять слоев мусора. К этому времени Вавилон еще не успел родиться! Вполне понятно, что на протяжении такого огромного периода времени менялись не только языки, но и письменность. Точно так же, как между иероглифами, существовала разница

и  между  клинописными  знаками,  и  то,  что  Ботта  послал  в Париж,  было

совершенно не похоже на то, что привез с собой из  Персеполя  Нибур.  Однако

именно персепольские тексты (этим объясняется  тот факт, что  во всех первых

публикациях о  дешифровке  клинописи речь всегда идет не  о  вавилонских или

ассирийских  надписях,  а о персепольских) -  эти  таблицы,  возраст которых

исчислялся двумя с половиной тысячелетиями, явились  ключом  к тем  текстам,

которые были извлечены теперь на свет в долине Евфрата и Тигра.

    Дешифровка этих таблиц  явилась достижением  гения, одной из величайших

побед человеческого разума, которая стоит в  одном ряду с самыми выдающимисяоткрытиями в области науки и техники.

    Георг Фридрих Гротефенд родился в Германии в городе Мюндене 9 июня 1775 года.  Учился он в лицее сначала  в родном городе, затем  в Ильфельде, после чего изучал филологию в Геттингене. В  1797 году он был назначен  помощником учителя  в  городской  школе,  в 1803  году  - проректором, а впоследствии - конректором гимназии во Франкфурте-на-Майне; в 1817 году он основал общество

по изучению  немецкого  языка,  в  1821 году  занял  пост директора  лицея в

Ганновере,  а в  1849 году перешел на пенсию; 15 декабря 1853 года Гротефенд скончался.

    В возрасте двадцати  семи лет  этому ничем  до сих пор не отличившемуся

человеку, жизненный  путь  которого был  всегда  безупречно  ясным, однажды, когда  он  был   навеселе,   вдруг  взбрело   в  голову  заключить  поистине сумасбродное  пари: он  поспорил, что ему  удастся найти  ключ  к дешифровке клинописных текстов. В его  распоряжении не  было  ничего,  если  не считать нескольких скверных копий персепольских надписей. Это, однако,  не  помешало ему с юношеской беззаботностью приступить к разрешению проблемы, и он сделал то,  что считали  невозможным  лучшие  ученые  его времени. В 1802  году  он доложил  Академии наук в Геттингене о первых результатах своих исследований. Его многочисленные последующие труды  по  филологии сегодня не  представляют

никакого  интереса  и  давно  преданы  забвению, но  статья  "К  вопросу  об

объяснении      персепольской клинописи" никогда  не потеряет своего значения и никогда не будет забыта.      Что было известно об этом до Гротефенда?

    Персепольские  письмена были весьма неоднородны. На некоторых  таблицах различали  три вида письма, расположенные тремя отчетливо отделявшимися друг от друга  колонками. Об истории  древних персов  ученые, а следовательно,  и юный гуманист Гротефенд  были довольно неплохо осведомлены благодаря древним греческим  авторам. Было известно,  что  в 540 году  до н.  э.  Кир наголову разбил вавилонян и, основав первое великое персидское царство,  подписал тем самым смертный приговор Вавилону. Поэтому можно было предположить,  что хоть одна из персепольских  надписей сделана на языке победителя; высказывалось и

дальнейшее предположение: вероятнее всего, древнеперсидский текст расположен в средней колонке - ведь по общепринятым представлениям самое главное всегда находится посередине. Затем исследователи обратили внимание  на то, что одна группа знаков и один косой клинообразный знак встречаются в текстах особенно часто. Было высказано  предположение,  что эта  часто  повторяющаяся  группа знаков  означает царский титул - вывод,  который не  противоречил всему, что было известно о  памятниках  древности. А косой клинообразный знак принимали за разделитель слов.

    Это было все,  но этого было крайне  мало, ведь все гипотезы не  давали

ответа даже  на самые элементарные вопросы: с какой  стороны  следует читать надпись - слева направо или справа налево, где верх и где низ надписи.

    Гротефенд - с юных лет он привык  браться за все основательно - начал с

самого начала.      Шампольон,  который  двадцатью годами  позднее  расшифровал  иероглифы,

находился в  несравненно  более  благоприятных  условиях и имел дело с более простой задачей:  в распоряжении Гротефенда не было  "трехъязычного камня" с готовым переводом  текста на греческий язык; в отличие  от Шампольона он  не знал ни одного из трех языков, на которых были сделаны надписи, и не имел ни малейшего  понятия  о том, что означают все  эти  диковинные знаки.  Ему  не оставалось ничего другого, как попытаться их точно описать и изучить.

    Прежде  всего  он  решил  обосновать  точку  зрения,  согласно  которой

клинописные  знаки  представляют собой письменность,  а не  орнамент. Затем,

основываясь на  полнейшем  отсутствии каких-либо  закруглений  у  знаков, он

пришел  к  выводу,  что  эти  письмена   предназначались  для  нанесения  на

какие-либо твердые  материалы. (Сегодня мы знаем, что эта столь неуклюжая на

вид письменность вполне отвечала своему назначению  и  что  при ее  осредстве  совершались все  политические и хозяйственные  дела в Двуречье  и древней Персии вплоть до времен Александра Македонского.

Так,  например,   при  расчетах  в  лавке  писцы   брали  две

свежеизготовленные,  еще  мягкие глиняные  таблицы, выцарапывали  на  них  с

помощью тростниковой  палочки наименование  и  цену товаров, отдавали  копию покупателю, а оригинал оставляли себе. Затем обе таблички обжигались в печи, где они затвердевали  так основательно,  что и спустя три тысячелетия  можно было  прочесть все  то,  что  на них было  написано, -  какая  бумага  может сравниться с ними по долговечности!)

    Затем Гротефенд  доказал, что,  хотя клинописные знаки  и направлены  в

разные  стороны, основных направлений  может  быть только  два: либо  сверху

вниз, либо  слева направо,  так как угол,  образуемый двумя клиньями, всегда

обращен  направо.  Из этих, казалось  бы, весьма  простых  наблюдений  он не

преминул  сделать  свой  первый  вывод  - как  следует читать  надписи:  "Их

необходимо  держать таким  образом,  чтобы  острия вертикальных клиньев были направлены книзу, а  горизонтальных - вправо, так  же как и углы, образуемые  двумя  знаками.  Если  соблюсти это,  то  можно убедиться  в  том,  что  все клинописные тексты расположены не вертикально, а горизонтально и что фигурки на геммах и цилиндрах не являются определяющими для направления надписи". Он сделал и последующий вывод: клинописные тексты следует читать слева  направо - для европейца это звучало само собой разумеющимся.

    Но все это еще  не было  расшифровкой. Нужно  было  сделать  последний,

решающий  шаг. То, что Гротефенд  сумел сделать этот  шаг, свидетельствует о

его  гениальности.  Гениальность,  кроме прочих  качеств,  включает  в  себя

способность  видеть  в сложном простое  и в  конструкции - ее принцип. Идея,

осенившая Гротефенда, была действительно гениально простой.

    Вряд  ли можно  предполагать, рассуждал он, что  традиционные тексты на

могильных памятниках  (а лежавшие перед  ним клинописные тексты были копиями надгробных  надписей)  сильно изменялись на  протяжении веков.  Ведь  на его родине  каноническое  "спи спокойно"  можно было  найти на  могилах дедов  и прадедов, и,  по всей  вероятности, та  же надпись  будет  выгравирована  на могилах детей и внуков.

    Почему бы  тогда  постоянно  встречающейся  на  новоперсидских  могилах

надписи  не звучать  примерно так же и  на древнеперсидском, если верно, что

одна  из  колонок  текста написана по-древнеперсидски?  Почему,  собственно,

персепольские надписи не могут начинаться так же, как известные  ему надписи

на персидских могилах более позднего времени:

    "х великий царь, царь царей, царь а и б,

    сын у великого царя, царя царей...",

    то  есть, иначе говоря, начинаться  стереотипной родословной? Эта мысль

была  гениальным  продолжением высказанной еще до Гротефенда  гипотезы,  что одна из наиболее часто встречающихся в  клинописных текстах группа  клиньев, возможно,  означает  слово  "царь". Это  была  суггестивная мысль,  ибо  она неизбежно приводила к следующему  заключению: если первое слово  в надписи - это  имя  царя, то следующий  знак  - косой клин - должен быть  разделителем слов,  а одно из последующих слов  должно  было означать "царь",  причем оно должно было еще несколько раз повториться в следующих строках текста.

    Мы не можем здесь подробно воспроизвести все умозаключения и проследить весь, нередко весьма сложный,  ход мыслей Гротефенда.  Скажем одно: не нужно обладать  большой  фантазией,  чтобы  представить  себе  чувство  торжества, охватившее юного помощника  учителя в тихом Геттингене, когда он, отделенный  тысячами  километров от мест, где  находились оригиналы его текстов, и тремя тысячелетиями от  эпохи, когда  они  были написаны, убедился в том, что  его гипотеза  верна.  Впрочем, это слишком сильно сказано; правда,  он убедился, что тот  порядок слов, который  он предположил, существует, убедился он  и в том,   что   слово,  которое  должно   было   означать  "царь",  повторяется неоднократно,  но  кто   согласится   посчитать   эти  факты   окончательным доказательством? И наконец чего он, собственно, достиг своими открытиями?

    Проверяя полученные результаты, он обратил внимание на следующее: почти

на  всех таблицах было  только два различных варианта первых  групп клиньев.

Сколько он  ни  сравнивал их, он все время сталкивался с теми же группами, с

теми  же  начальными  словами, которые,  согласно  его теории,  должны  были

означать имя  царя,  больше того,  он нашел надписи, в которых  одновременно

стояли и тот и другой варианты.

    Мысли Гротефенда  мчались, перегоняя друг друга. Ведь если  исходить из

его собственной теории, это могло  означать только одно:  все те монументы и

памятники, с  которых были сняты копии надписей,  попавшие  к нему  в  руки,

принадлежали всего двум царям. Разве не представлялось весьма вероятным, что в тех случаях,  когда на таблицах имена их стояли  рядом, речь шла об отце и сыне?

    Когда эти  имена упоминались  порознь, то после  одного из них следовал

знак,  обозначающий  "царь", а после  второго этот  знак  отсутствовал; если

придерживаться его теории, то схематически это должно было выглядеть так:

    "х - царь, сын z,

    у - царь, сын х - царя".

    Не следует  забывать,  что все высказанное им  до этих  пор было  всего

только гипотезой, в основу которой были положены  лишь некоторые самые общие наблюдения  над  группировкой   отдельных   знаков,   их  повторяемостью   и последовательностью.

    Можно себе представить,  какое волнение охватило Гротефенда,  когда при

проверке  приведенной нами  схемы  он вдруг  совершенно ясно  увидел путь  к

доказательству, к  бесспорному, обоснованному доказательству своей гипотезы.

Пусть вдумчивый читатель, родившийся в век ребусов и головоломок, прежде чем продолжить  чтение,  тоже примет  в  ней участие. Итак,  что же прежде всего бросается в глаза?

    Внимание! Не проглядите путь к решению. Решающим  для последующего шага был  пропуск, точнее говоря, отсутствие одного слова, в частности отсутствие слова "царь"  после  имени, которое в схеме  обозначено  как  z. Если  схема

верна, она дает следующую родословную: дед - отец - внук, причем отец и внук

- сыновья царя, а дед нет. Теперь Гротефенд  мог облегченно  вздохнуть: если

ему  удастся среди  имен  известных  персидских царей найти  такие,  которые

укладывались бы в его схему, его теория будет доказана и первый шаг по  пути

дешифровки клинописи будет совершен!

    Пусть,  однако,  об  этом  решающем  этапе  дешифровки  расскажет   сам

Гротефенд:  "Будучи полностью убежден  в том, что  речь шла о двух  царях из

династии Ахеменидов, ибо история древних греков, как современников событий и обстоятельных рассказчиков, представлялась мне наиболее достоверной из всех, я  принялся изучать генеалогию персидских  царей, пытаясь  установить, какие имена  более всего  подходят к характеру надписи. Это  не могли быть  Кир  и Камбиз, так как имена царей, упомянутых в надписи, начинались с разных букв; это  не могли также  быть Кир и  Артаксеркс,  ибо  первое  имя было  слишком коротким, а второе - слишком длинным. Оставались только Дарий и Ксеркс, и их имена  так хорошо укладывались в схему, что у меня не было буквально никаких сомнений  в том, что  мой выбор правилен. К тому же в надписи, принадлежащей сыну, об  отце упоминалось как  о царе, а в надписи, принадлежащей отцу, имя его отца  приводилось  без  царского  титула,  и это  во всех  персепольских надписях на всех языках, на которых были составлены эти надписи".

    Это и  было главным  доказательством.  Не только  Гротефенд, веривший в

свою  теорию, но и  любой беспристрастный критик должен был склониться перед покоряющей силой этой  логической  цепи. Но нужно было еще сделать последний шаг.  До сих  пор Гротефенд исходил  из  греческого  написания  имен  царей, приведенных  в  сочинениях   Геродота.  Впрочем,  предоставим   опять  слово Гротефенду: "Поскольку мне благодаря правильной дешифровке имени (деда) уже. были  известны  двенадцать  букв,  а   среди  них   находились   все  буквы, составлявшие царский титул,  задача теперь сводилась  к тому,  чтобы придать этому имени, известному в  греческой транскрипции,  его персидскую  форму, с тем чтобы,  правильно определив каждый  знак,  расшифровать царский титул  и таким  путем разгадать  тот  язык, на  котором сделаны  надписи.  Из  Авесты (собирательное название для  Священного  писания персов)  я  узнал, что  имя Гистасп по-персидски пишется Гошасп, Густасп, Кистасп или Вистасп. Тем самым я получил первые семь букв имени Гистаспа в надписи Дария, а остальные три я уже имел, получив их путем сравнения всех царских титулов".

    Начало было положено. За этим последовали лишь уточнения и исправления,

но,  как  это  ни  удивительно, должно было пройти еще  свыше тридцати  лет,

прежде чем были сделаны дальнейшие решающие открытия.  Они связаны с именами француза  Эжена  Бюрнуфа  и  норвежца  Кристиана  Лассена;  их  исследования появились одновременно в 1836 году.

    Одно только странно:  имя Шампольона, дешифровщика иероглифов, известно чуть  ли не каждому школьнику, имя же  Гротефенда неизвестно почти никому. В школьных  курсах о нем не  говорится ни  полслова.  Более того,  даже в ряде современных энциклопедий его имя или  отсутствует, или же,  в лучшем случае, упоминается только в списках литературы. И тем не менее именно Гротефенду, и только ему, принадлежит приоритет в открытии, историческое значение которого в  полной  мере выявилось  во время  последующих гигантских  археологических раскопок в Двуречье.

    Мы говорим "приоритет", но ведь с дешифровкой клинописи произошло то же самое, что  и  со многими  другими  открытиями  и  изобретениями:  она  была осуществлена дважды! Совершенно независимо от Гротефенда это удалось сделать одному англичанину, и, что самое удивительное, он сделал это не только после Гротефенда, но  и  после  продолжателей  его  дела  - Бюрнуфа и Лассена (его первая  серьезная работа  была опубликована  в 1846 году!).  Впрочем,  этому англичанину было суждено пойти значительно дальше своих предшественников; он вывел   науку   о   клинописи   из  кабинетов   ученых  на  широкий  простор университетских   аудиторий,  его  исследования  позволили  начать  изучение клинописи; тем самым  он сделал ее всеобщим достоянием, оказав важную услугу тем многим ученым, труд которых  становился постепенно все более необходимым для  исследования  и  изучения  увеличивающегося  с каждым годом числа вновь открытых  надписей.  Достаточно напомнить,  что в один прекрасный  день была обнаружена целая библиотека глиняных табличек. (Впрочем, эта история требует отдельной  главы.)  Для  того  чтобы   дать  представление  о   том,   какое

неисчислимое  множество материалов было  открыто  в  Двуречье, приведем один лишь  факт: число клинописных табличек,  добытых только одной экспедицией В. Хильпрехта  в 1888-1900 годах в Ниппуре,  так велико, что их  расшифровка  и публикация до сих пор еще не закончены.

  

 Глава 21

    НЕОБЫЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    В 1837 году майор английской армии Генри Кресвик Раулинсон,  состоявший

на  персидской службе,  спустился  с помощью  блоков по отвесной скале  близ

Бехистуна с единственной целью - скопировать высеченный на скале клинописный текст. Так же как и Ботта, он был страстным любителем ассириологии.      Своим  интересом  к  истории древней  Персии  он был  обязан  случайной встрече. В  возрасте  семнадцати лет -  в ту пору он был кадетом – Раулинсон попал на корабль, который шел мимо мыса Доброй Надежды в Индию. Чтобы как-то скрасить  пассажирам  долгое  путешествие,  он начал  выпускать  корабельную газету. Один из  пассажиров - Джон Малькольм, губернатор Бомбея и выдающийся ориенталист, заинтересовался  новоявленным семнадцатилетним  редактором. Они беседовали  часами, разумеется,  прежде  всего на  темы, интересовавшие сэра Джона, - об истории Персии, о персидском языке, о персидской литературе. Эти беседы определили круг интересов Раулинсона.

    Родился  Раулинсон в 1810 году; в  1826 году  он поступил  на  службу в

Ост-Индскую  компанию,  а  в  1833  году,  уже в  чине  майора,  перешел  на

персидскую  службу.  В  1839  году он стал  политическим агентом в Кандахаре

(Афганистан),  в 1843 году - консулом в Багдаде, а в 1851 году - генеральным

консулом;  одновременно  он  был произведен  в  подполковники. В  1856  году

Раулинсон возвратился в Англию, был избран членом парламента и в том же году вошел в  совет  Ост-Индской компании; в 1859 году он был назначен английским послом в Тегеране, с 1864 по 1868 год снова был членом парламента.

    Занявшись клинописью, он пользовался теми же таблицами, которые положил в основу своей работы Бюрнуф.  И здесь произошло  нечто невероятное: не зная Гротефенда,   Бюрнуфа  и  Лассена,  не  будучи  знаком  с  их  работами,  он расшифровал, следуя примерно тем же путем, что и Гротефенд, имена трех царей - Дараявауша (староперсидское написание  имени Дария),  Кшайярша и Виштаспа! Кроме этих имен  он расшифровал еще четыре  и несколько слов, в правильности чтения которых он, правда, не был  уверен. Когда  же он в 1836 году  впервые ознакомился  с  публикациями   Гротефенда,  то,  сравнивая  свой  алфавит  с алфавитом  геттингенского учителя, он убедился в том, что пошел  значительно дальше.

    Теперь Раулинсон нуждался в надписях, в надписях с именами.

    В  священном  с древнейших  времен районе  Бехистуна  рядом  со  старой

торговой дорогой, ведущей из Хамадана через  Керманшах в Вавилон, вздымается к небу крутая  двуглавая скала. Примерно две  с половиной  тысячи лет  назад персидский  царь Дарий  (Дараявауш, Дореявош, Дара, Дараб, Дарейос) приказал высечь на  ее отвесной стене на высоте  пятидесяти метров надписи и рельефы, которые должны  были прославить  и возвеличить его деяния, его победы и  его самого.

    На  каменном  парапете  стоят  фигуры;  они не  прикасаются к скале.  В

знойном мареве  высоко  над  дорогой  возвышается  недостижимая  ни для чьей

дерзновенной руки фигура великого правителя. Он  опирается на  свой лук; его

правая нога покоится  на поверженном Гаумате, волшебнике и маге,  восставшем против Дария и оспаривавшем у него царство. Позади царя - два знатных перса, они вооружены луками и  копьями,  за плечами  у  них колчаны. Перед  ним  со связанными руками и веревкой вокруг шеи стоят девять покоренных и наказанных "царей-самозванцев". По сторонам  этого памятника  и под ним  - четырнадцать колонок текста:  сообщения о царе и его деяниях, составленные на трех разных языках. Различие в текстах надписи  заметил еще Гротефенд,  но он  не  сумел определить, что  здесь  на  скале на  вечные  времена  высечены  надписи  на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.

    Объявляет царь Дараявуш:

    "Ты, который в грядущие дни

    Увидишь эту надпись,

    Что я повелел выгравировать в скале,

    И эти изображения людей,

    Ничего не разрушай и не трогай;

    Позаботься, пока у тебя есть семя,

    Сохранить их в целости".

    Солдата  и  спортсмена,  Раулинсона не испугали  те  пятьдесят  метров,

которые отделяли  надпись от  подножия  скалы. Презрев  опасность,  вися  на

головокружительной  высоте,  рискуя  каждую  секунду   сорваться  вниз,   он

скопировал староперсидский  вариант  текста.  За  вавилонский  он  осмелился

приняться только несколькими годами позже - для этого нужны были "гигантские лестницы, морской канат  и "кошки",  а их  трудно  было сюда  доставить".  И все-таки  в  1846  году  он представил Лондонскому  королевскому  азиатскому обществу  не  только первую точную копию знаменитой надписи, но  и ее полный перевод. Это  был первый значительный, всеми признанный,  бесспорный  триумф дешифровки клинописи.

    Впрочем,  и в кабинетах ученых работа тем временем не  стояла на месте.

Решающие шаги здесь сделали, в частности,  немецко-французский исследователь Опперт и ирландец Хинкс. Сравнительная наука,  и прежде  всего сравнительное языкознание,   совершили   буквально   чудеса;   сравнительное   языкознание использовало становившиеся  все  более точными знания авестийского  языка  и санскрита,  а также знание  всех основных  языков индоевропейской группы для того, чтобы  проникнуть в грамматическую  структуру древнеперсидского языка.

Общими  усилиями  в результате поистине  интернационального содружества было расшифровано примерно шестьдесят знаков древнеперсидской клинописи.

    Затем Раулинсон и другие исследователи  приступили к изучению остальных

колонок бехистунской надписи,  которая  превосходила по объему весь до этого

собранный материал, и вот тут-то Раулинсон сделал открытие, которое (разу же

поколебало веру в успех дальнейшей дешифровки текстов, в особенности текстов

Ботта.

    Как  мы помним,  и в  персепольской  и  бехистунской надписях были ясно

различимы три разных языка.

    Гротефенд  уверенно  определил место,  которое легче  всего поддавалось

дешифровке,  -  среднюю  колонку  текста,  составленную на  древнеперсидском

языке; поскольку хронологически язык этот был наиболее близок нам, появилась возможность  провести  определенные  параллели  с  уже  известными языковыми группами. Эту среднюю колонку Гротефенд назвал "I классом".

    Преодолев  трудности,  связанные с  дешифровкой  этой  колонки,  ученые

обратились  к дешифровке  двух  остальных. Дешифровка второй  колонки -  "II

класса"  -  связана  прежде всего  с именем датчанина  Вестергаарда  (первые

результаты его исследований были  опубликованы в  1854  году в Копенгагене).

Заслуга  дешифровки  "III класса"  принадлежит отчасти  Опперту,  а  отчасти

опять-таки  Генри Раулинсону,  который к этому времени стал уже  генеральным консулом в Багдаде.

    При исследовании  текста "III класса"  уже в самом начале было  сделано

потрясающее открытие: текст "I класса" - это буквенное письмо, основанное на

алфавите,  весьма  схожем  по принципу с нашими  западноевропейскими,  знаки которых  одновременно  являются  и звуками.  Каждая  группа знаков  означала здесь, как правило, букву.

    В  тексте "III  класса", который  исследовали теперь, каждый  отдельный

знак означал слог, а иногда даже и целое слово; в некоторых же случаях - они

по мере исследования становились все многочисленнее - один и тот же знак мог

означат"  различные  слоги и даже  совершенно различные слова. Более того, в

конце концов выяснилось, что такие  случаи не  являются исключением,  скорее

они были правилом.

    Наступило полнейшее замешательство.

    Представлялось   совершенно  немыслимым   пробиться  сквозь  эти  дебри

многозначности.  Статьи,  посвященное этому вопросу,  опубликованные главным образом Раулинсоном, настоятельно, впрочем, подчеркивавшим, что, несмотря на все трудности, прочитать тексты все  же  можно,  вызвали живейшее волнение в ученом  мире и взрыв отчаяния среди профанов и  дилетантов. В развернувшуюся дискуссию   ввязались   и   посвященные   и   непосвященные.   "Неужели  нас действительно  хотят всерьез уверить, что  подобная запутанная  письменность когда-то  существовала?  -  спрашивали  в научных и литературных приложениях газет известные и неизвестные авторы, специалисты  и неспециалисты. - А если она и в самом  деле существовала, то разве возможно  ее прочитать?" И многие открыто  заявляли:  пусть  ученые,  утверждающие  это,  и  прежде  всего сам Раулинсон, прекратят свои "антинаучные забавы".

    Приведем для наглядности только  один пример из текста, который в  силу

своей сложности не может быть здесь помещен целиком: буква  "р" изображается шестью различными знаками в зависимости от того, в  какой слог она  входит - "ра", "ри",  "ру", "ар",  "ир",  "ур".  Если к этим  слогам  добавляется еще  согласный звук,  то путем складывания каждых  двух звуков образуются  особые знаки для  "рам", "мар"  и т. п. Многозначность  основывается  на  том,  что несколько знаков,  объединенных в  одну  группу,  теряют в  результате  свое первоначальное значение и выражают совершенно иное определенное понятие  или имя.   Так,   например,  группа  знаков,   составляющих  имя   Навуходоносор (правильнее  -  Набукудурриусур),  прочитанных  в  слоговом  значении,  дает Ан-па-ша-ду-шеш.

    В разгар всей  этой  работы,  когда, на взгляд  неспециалиста, сумятица

достигла предела,  некий  археолог нашел  в  одной  из  подземных  комнат  в

Куюнджике  - там,  где  производил  свои раскопки Ботта,  -  сотни  глиняных

табличек.  Эти   таблицы,   изготовленные,   очевидно,  для  учебных   целей

(впоследствии ученые определили, что они относятся к VII веку), содержали не

что  иное,  как расшифровку  значений клинописных знаков в  их  отношении  к

буквенному письму.

    Значение этой находки трудно было переоценить. Ведь это  были настоящие

словари!  Они  были необходимы школьникам, изучавшим основы клинописи  в  те времена,  когда  старая  силлабическая  письменность и письмо-рисунок начали постепенно заменяться более простым алфавитным письмом. Один за другим стали находить  многочисленные учебники,  причем,  не  только  для  начинающих,  и словари, в которых рядом со значением данного слова по-шумерийски (этот язык еще сохранился в религии и юриспруденции) стояло и его значение по-аккадски; находили даже своего рода  энциклопедии, содержащие названия чуть ли не всех предметов обихода, перечисленные сначала по-шумерийски, а затем по-аккадски.

    Но какой бы значительной ни была  эта находка, она, разумеется, сама по

себе,  в  силу своей  внутренней неполноценности, могла дать ученым в лучшем

случае  всего лишь некоторые  общие  данные.  Только  специалистам известно,

каких  трудов  стоила  дешифровка  первых  текстов,  какую  работу  пришлось

проделать  исследователям, часто идущим окольными путями, а то  и попадавшим на неверный путь;      сколько труда затратили  они, прежде чем смогли с уверенностью сказать: "Да, несмотря на  многозначность, мы в  состоянии прочесть  и  самые сложные клинописные тексты".

    Когда,  в  частности, Раулинсон  после периода всеобщего замешательства

решился   объявить,  что  готов  публично   доказать   правомочность  такого

утверждения  (он  подвергся  за это  оскорблениям и поношениям,  так же как,

впрочем, все пионеры в той или иной значительной области знаний), Лондонское азиатское общество пошло  на  совершенно необычный,  беспримерный  в истории науки шаг.

    Четырем  наиболее крупным в  то время специалистам в области  клинописи

была направлена в запечатанном конверте копия  никому до того не известного,

недавно  найденного  большого  ассирийского клинописного  текста с  просьбой

расшифровать его и отослать в запечатанном виде назад, причем никого из этих

четырех исследователей не уведомили, что такие же копии посланы трем другим.

    Этими четырьмя  учеными  были  англичане Раулинсон и  Тальбот, ирландец

Хинкс и немецко-французский ученый Опперт. Каждый из них принялся за работу, не подозревая  о  том,  что одновременно ею заняты и трое  остальных. Каждый работал  по  собственному методу.  Закончив, они запечатали результаты своих трудов в конверты и отослали назад. Специальная комиссия проверила тексты. И то, что еще недавно казалось невероятным, в чем во всеуслышание сомневались, теперь  стало  действительностью:  да,  несмотря   на  всю   сложность,  эти силлабические письмена прочитать можно - все четыре текста  в основном  были

идентичны.

    Разумеется, эта необычная проверка не могла не вызвать  у многих ученых

чувства горечи; они были оскорблены таким рассчитанным на одобрение публики, но недостойным науки методом дознания.

    Таким  образом,  в  1857  году  в  Лондоне  смогла  появиться  "Надпись

Тиглатпаласара,  царя Ассирии,  переведенная  Раулинсоном, Тальботом,  д-ром

Хинксом  и  Оппертом",   -  одно  из   самых  блестящих   и  убедительнейших

доказательств  возможности  расшифровки  этой письменности;  оказалось, что,

несмотря  на все трудности,  можно, идя различными путями, прийти  к одним и

тем же научным результатам.

    Исследования  продолжались.   Десятью  годами  позже  появились  первые

элементарные  грамматики ассирийского языка  - от проблем дешифровки  ученые перешли   к   изучению   языковых   тайн.   Сегодня   насчитывается   немало исследователей,   свободно  читающих   клинописные  тексты,  и  вряд  ли  им приходится   сталкиваться   с   иными   трудностями,   кроме  тех,   которые обусловливаются  причинами,   так   сказать,  чисто  внешними:  полустертыми знаками, неразборчивым почерком, фрагментарным  характером таблиц, не всегда к тому же целых, - следами трех тысячелетий с их ветрами, дождями, песчаными бурями,  которые  пронеслись над  глиняными  табличками,  стенами  дворцов и древними городами.




1. ШифровальщикиВзрослый предлагает детям зашифровать их имена Дети а вы знаете что из ваших имен можно со
2. Лермонтов- Герой нашего времен
3. только что lredy уже yet ещё ltely недавно of lte в последнее время recently недавно
4. Курсовая работа- Музеи Астраханской области
5. европейская социология XIX века
6. Повісті минулих літ відноситься до 915
7. Контрольная работа- Особенности трудового договора (контракта) в сфере физической культуры и спорта
8. Воспитание детей в семье
9. часовой рабочий день рабочий контроль над производством устраняли царскую администрацию суды освобождал
10. Литература - Топографическая анатомия (сборник лекций).html
11. фармация относится к глубокой древности
12. тема налогов и сборов РФ Правовой механизм налога и его элементы Предмет и метод налогового права Сис
13. а Фуэнте Овехуны
14. Реферат- Версии и планирование расследования преступлений
15. Курсовая работа по теме- Теория государства как юридическая наука Подготовила- с
16. Задание Составьте бухгалтерские проводки по операциям отражающим финансовые результаты и использован
17. психологическими закономерностями
18. Искусство кино 1994 год 1 Перевод с английского О
19. Биология с основами экологии
20. Это в городе тепло и сыро Это в городе тепло и сыро А за городом зима зима зима Припев- И уносят ме