Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз а), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)
2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)
3. Двоеточие ставится в следующих случаях:
а) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.) (Ср.: Любите книгу, потому что она поможет...);
б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой-нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) (Ср.: Степь весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок...);
в) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) (Ср.: Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо...)
Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Ср.: Я поднял голову и увидел: перед огнём сидела мельничиха...)
4. Тире ставится в следующих случаях:
а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: 1) Проснулся пять станций убежало назад. (Г.); 2) Сыр выпал с ним была плутовка такова. (Кр.);
б) если в предложении содержится противопоставление, например: Одно полено не горит и в печи два полена не гаснут и в поле. (Поел.) (Ср.: Одно полено не горит и в печи, а два полена не гаснут и в поле.);
в) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят щепки летят. (Поел.); 2) Назвался груздем полезай в кузов. (Поел.) (Ср.: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздем, полезай в кузов.);
г) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово соловей поёт. (Ср.: Молвит слово, как соловей поёт.);
д) если второе предложение указывает на результат того, о чём говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт будет день горячий. (Твард.) (Ср.: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) будет день горячий.)
479. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их расстановку.
I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.)
II. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.) 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.)
III. 1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. (Пришв.) 3) Глубже пахать больше хлеба видать. (Поел.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего в дороже моря и неба. (Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. (Пришв.) 6) Будешь книги читать будешь всё знать. (Поел.) 7) У ля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки. (Ф.)
IV. 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. (А. Н. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. (Леек.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. (Твард.)
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, например: С вёсел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Г.) Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
[ ], и, (когда...), [_].
[ ], и (когда...), [то...].
481. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л. Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая её, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глинистая и цепка необыкновенно. (Г.) 4) Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. (Пауст.)
482. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при сочетании союзов.
1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) У Ивана Никифоровича напротив того шаровары в таких широких складках что если бы раздуть их то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями. (Г.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что на-деется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 6) Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 7) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)
485. Прочитайте текст. Проанализируйте имеющиеся в тексте сложные предложения с разными видами связи. В каких предложениях сочетаются союзная и бессоюзная связь, в каких разные виды союзной сочинение и подчинение? Какой тип речи представлен в таких разнообразных по структуре предложениях?
Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или особенным воспоминательным запахом черёмухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками.
Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в тёмном лесу.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью. (М. Пришвин)
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
1. Прямая речь выделяется кавычками.
2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы: И дни ходит Марко, и ночи в лесу над рекою Дунаем, всё ищет, всё стонет: «Где фея?» Но волны смеются: «Не знаем». Но он закричал им: «Вы лжёте! Вы сами играете с нею!» (М. Г.)
3. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный, восклицательный знак или многоточие и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы: 1) «Искать друзей в будущем удел одиночества», сказал Кульков. (Леон.); 2) «Какое число у нас сегодня?» воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому. (Леон.); 3) «Узнала!» подумал он [Нехлюдов]. (Л. Т.)
Примечание. Бывают случаи (довольно редкие), когда прямая речь разрывает слова автора. Тогда перед прямой речью ставится двоеточие (см. п. 2), а после неё запятая (вопросительный или восклицательный знак) и тире (см. п. 3), например: 1) Он произнёс: «Мне что-то нездоровится сегодня», и умолк; 2) И только когда он шептал: «Мама! Мама!» ему становилось как будто легче. (Ч.); 3) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (П.)
4. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи.
а) Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы, например: 1) «Не пой, мама улыбнулась, простудишь горло». (Зайц.) (Без слов автора было бы: «Не пой, простудишь горло».) 2) «Рад, сказал он, благополучному возвращению вашему из трудного плавания». (Пауст.) (Без слов автора было бы: «Рад благополучному возвращению вашему из трудного плавания».)
б) Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например: «Наше присутствие на местах в такой напряжённый момент необходимо, закончил Барташев. Я выезжаю завтра». (Н. О.) (Без слов автора было бы: «Наше присутствие на местах в такой напряжённый момент необходимо. Я выезжаю завтра».)
в) Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например: 1) «Почему в шесть? спросил Павел. Ведь сменяются в семь». (Н. О.) (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».); 2) «Ах, так! нараспев сказал офицер. Вот и отлично. Нам как раз и нужно пустынное море». (Пауст.) (Без слов автора было бы: «Ах, так! Вот и отлично. Нам как раз и нужно пустынное море».)
Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире (перед словами автора знаки ставятся в соответствии с правилами, изложенными в п. 4, «б» и «в»), например: 1) «Не сердись, повторил он и шёпотом на ухо добавил: Плакать тоже не надо». (М. Г.); 2) «Полтысячи? недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: А это что же будет за вещь?» (М. Г.)
5. При передаче диалога каждая реплика обычно (особенно в печати) начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не используются, например:
А вы, Максим Максимыч, разве не едете?
Нет-с.
А что так?
Да я ещё коменданта не видел... (Л.)
Примечание. Диалог может оформляться и по-другому: реп-лики пишутся подряд, в подбор, каждая из них берётся в кавычки и отделяется от другой тире, например: Бывало спросишь её: «О чём ты вздохнула, Бэла? Ты печальна?» «Нет!» «Тебе чего-нибудь хочется?» «Нет!» «Ты тоскуешь по родным?» «У меня нет родных». (JI.)
486. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и заменяя, где следует, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены || ... ||.
1) А где мой товарищ || промолвил Олег || скажите где конь мой ретивый || (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить || сказал он голосом показавшимся противным ему самому || что вы находите в этой мазне || (Пауст.) 3) Да... || сказал он и резко повернулся ко мне || да... ну что ж посмотрим || (Пауст.) 4) Вы знаете || перебил хозяин взволнованно || я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике || хозяин ухватил Короткова за пуговицу || будьте добры скажите что он понимает || (Булг.) 5) Что же, ты рад || спрашивала Наташа || Я так теперь спокойна счастлива || Очень рад || отвечал Николай || Он отличный человек || (Л. Т.) 6) Подожди-ка малость Сергей || окликнул он мальчика || никак там люди шевелятся вот так история || (Купр.) 7) Вы дядюшка не подумайте что мы помешаем кому-нибудь || сказала Наташа || Мы станем на своём месте и не пошевелимся || (JI. Т.) 8) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато || Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу || (Купр.) 9) И говорю ей || как вы милы || но мыслю || как тебя люблю || (П.) 10) Какая крикливая книга || говорил он и морщился || в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле || (Пауст.) 11) Ночь уже достаточно темна || сказал он || чтобы смотреть античные статуи || (Пауст.) 12) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так I Друзья К чему весь этот шум Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры || (Кр.)
492. Прочитайте. Определите жанр текста. Передайте его содержание от 3-го лица. Сохраните в изложении слова, выражающие оценки автора.
Как-то, во время первой беседы, Ахматова обратилась ко мне и с весёлым любопытством спросила: «А вы думали, Ахматова такая?» Я ответил совсем искренно: «Да, такая». Но, может быть, я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Да, я знал, что встречу в первый и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. Но из Англии писали, что Ахматова уже не та, надломленная, больная... Там её видели на пьедестале, надменной, неприступной. А передо мной предстал не только великий поэт, но и замечательный, необыкновенный, великий человек. Великий в своей простоте. (Н. Струве)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
Цитаты являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.
1. Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы (остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи), например: 1) В.Г.Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно»; 2) «Для истинного художника где жизнь, там и поэзия», указывает великий русский критик; 3) «Язык, отмечал А. П. Чехов, должен быть прост и изящен».
2. Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, например: 1) А.М.Горький говорил, что «труд основа культуры»; 2) Комедия даёт Чацкому «мильон терзаний». (Гонч.)
3. Когда в цитате делается пропуск текста, это отмечается многоточием, например: «Общий колорит поэзии Пушкина... внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность», писал В. Г. Белинский.
4. В кавычки заключаются слова и выражения, употребляемые в необычном или ироническом значении, впервые предлагаемые и т. д., например: 1) Поставщики материала на бумажные фабрики поручают закупку тряпья особенного сорта людям, которые в иных уездах называются «орлами». (Т.); 2) Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не «живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь. (Т.)
5. При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся, например:
Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
6. Эпиграф (т. е. изречение, цитата откуда-либо, помещаемые перед произведением или его частью) обычно кавычками не выделяется, а ссылка на источник даётся на следующей строке. Например, автобиографической повести К. Паустовского «Золотая роза» предпослан следующий эпиграф: