Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим даннымот примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет, а в некоторых регионах еще позже.
Все выводы, касающиеся жизни древних людей ученые делают, опираясь на 2 метода: первый это археологические находки, и среди них немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов.
Начало религии
Уже в глубокой древности человек стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа живая. Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами и произвёл на свет самого человека. Человек с древнейших времён мог ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Существовало несколько систем религиозных верований: фетишизм(поклонение различным предметам), тотемизм (родство людей и мифического предка), культ животных (запрет на убиение определенных зверей), анимизм (вера в существование души и духов), культ предков (почитание душ умерших родственников) и другие.
Искусство первобытного общества.
ПАЛЕОЛИТ
Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней. Задача первобытных скульпторов заключалась в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация. В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
МЕЗОЛИТ
Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Поражают детальность композиций и количество персонажей. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него это прежде всего воплощённое движение.
НЕОЛИТ
Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.
Музыка древнего мира
Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить частью по наскальным и пещерным рисункам, а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Матери, напевая, укачивали детей; воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов кличами; пастухи протяжными словами собирали стада; а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с работой. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его близкие выражали горе в песнях-плачах. Эти древнейшие формы продолжали развиваться и сохранились даже и в наши дни, хотя очень сильно изменились. Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.
Древнейшие формы театральных представлений
В первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство (магия). Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Так родились обрядовые игры.
Первые машины
Все способы добывания пищи требовали большой выдержки и необыкновенной ловкости. Это обстоятельство и толкало древние народы к изобретению более совершенных орудий лова, чем те, которыми они пользовались первоначально.
И действительно, наступил день, когда, наконец, это долгожданное, совершившее целый переворот изобретение было сделано: человек впервые сконструировал машину, которая работала в его отсутствие, человеческий ум изобрел робота, заменявшего его с механической точностью. Таким волшебным изобретением явилась ловушка для зверей. Убедившись в том, что изобретенные механизмы, основанные на действии используемых им сил природы, действительно работали, первобытный человек не удовольствовался изобретением лишь одного вида ловушки. Он сочетал приобретенные им сведения о механике со знанием своего климата и повадок животных и стал изобретать сотни видов ловушек, каждая из которых была исключительно точно приспособлена к особым условиям окружающей среды.