У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Его поэзия поэзия ума здравого смысла и благородного сердца так отзывался о творчестве Антиоха Дмитри

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

Просветительский характер сатир А. Д. Кантемира

1.  Цели сатир Кантемира.

1.  Образы, созданные в сатирах.

1.  Пороки человечества.

«Его поэзия — поэзия ума, здравого смысла и благородного сердца», — так отзывался о творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира В. Г. Белинский. Назидательно-морализирующие его сатиры были связаны с идеологией второй половины XVII века. В них сквозят идеи общегосударственного значения, их содержание серьезно, но при этом в них сквозит иронический подтекст. «Неутомимый просветитель и знаток книг», Кантемир написал восемь сатир на злободневные темы.

«На хулящих учение. К уму своему» сделало имя автора известным, прославило Кантемира в 1729 году. В своих сатирах Кантемир, как и Феофан Прокопович, рассказывал о смысле учений, наставлял и показывал пользу наук и с непониманием и иронией относился к противникам. Вообще, их с Феофаном многое идейно связывало. Кантемира не минула судьба Феофана, которого упрекали в ереси, невежестве, конечно, все интриги велись со сторон и духовенства.

Кантемир в своих сатирах обобщил все свои сомнения, думы и недовольства. Написал о царившем в то время пренебрежении к наукам, о дворянском злонравии да и вообще о человеке как таковом с его слабостями и пороками. Конечно, многим подобные высказывания были очень не нужны, ведь объектами его нападок, как правило, были влиятельные люди, способные причинить реальный вред. В своих стихах он часто мечтает о спокойствии, воспетом Сенекой в трактатах «О счастливой жизни и Душевном спокойствии».

Ах дражайшая, воля, с чем тебя сравнять?

Жизнь, так покойну, можно ль несчастьем звати ?

Эти стихи навеяны Кантемиру потерей наследства и отправкой на заграничную службу.

Главное наследие Петровского времени для Кантемира — просвещение, и, конечно, противники Кантемира — его идейные враги. В I сатире он говорит бедственном положении науки:

Гордость, леность, богатство мудрость одолели.

Науку невежество местом уже посело.

И целая галерея образов вырисовывалось перед нами: и тупоголовый Силван, пьяница и гуляка Лука, ханжа Критон, высокомерный и самолюбивый Медор. Их речь направлена против науки. Из-за своего слабоумия они винят науку во всех смертных грехах, не видят в ней никакой пользы — один вред, считают именно ее виновницей спада религиозности, безбожия, да и дохода она не приносит.

Кантемир показал, как можно все перевернуть с ног на голову и как опасно, когда несведущие люди легкомысленно осваивают новую зарождающуюся культуру. Эти люди поддались тем модным тенденциям послепетровских времен, которые приобрели большие масштабы: напыщенный внешний лоск, глупая погоня за западноевропейской модой не только во внешнем виде, но и манере поведения, в том числе в вопросах науки. Отсюда вышел образ такого щеголя, как Медор.

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не в чем уж завертеть завитые кудри.

В «Сатире на зависть и гордость дворян злонравных» Кантемир утверждал, что «благородных явит одна добродетель», тем самым давая понять, что отрицает подобные преимущества дворян: «Адам дворян не родил». И с Кантемиром трудно поспорить. Только личные заслуги, личные умения и возможности — вот показатели, вот путь к власти и чинам. Кантемир в своих сатирах рассмотрел спектр вопросов. Это проблемы благородства и дворянской чести, раскрытие судебных недостатков, он даже размышлял о том, какие надо иметь качества для карьерного роста. Далее его тенденции раскрыли в своих произведениях Сумароков и Фонвизин.

Кантемир не был ярым борцом за отмену крепостного права, но являлся явным его противником и «естественно, обличителем»:

...зверям лишь прилична

Жажда крови: плоть в слуге твоем однолична.

Как поэт-гражданин он, конечно, не мог равнодушно смотреть на творившееся вокруг него; это задевало и заставляло общественного деятеля и художника изливать свои мысли: «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина».

Сатиры Кантемира были подвержены влиянию сатир Горация, Буало, но он создавал все же новое, индивидуальное, самобытное, опираясь на современную ему действительность. Общие человеческие недостатки у Кантемира приобретали конкретные черты недостатков именно русского общества. Отсюда появляются сатиры «на лицо», точнее портреты Архимандрида Варлаама, епископа Георгия Дашкова и др.

Кантемир с достоверностью описывает быт, призванный оживить произведение, «усилить обличительный эффект». Он был, наверное, одним из первых бытописателей XVIII века. Опираясь на просторечие, не чурался Кантемир и грубоватых народных выражений. Отсюда и простота его письма. Дидактическая направленность произведений его налицо, нравоучения все его понятны обычному читателю.

В сатире III он ясно создал образ сплетника Менедра, который «с зарею восставши, везде побывает, развесивши уши везде, везде примечает». Он кладезь новостей и слухов. «...Где кто с кем подрался, / Сватается кто на ком, где кто проигрался» — все он знает.

А корыстолюбивые и лицемерные враги просвещения церковники были частым объектом нападок со стороны Кантемира. Их ханжество и невежество подвергались обличению в его сатирах. Они готовы восхвалять любого, кто дает деньги на церковь; они пьяницы и дебоширы.

...спешу. Как вождь на победу

Или как поп с похорон к жирному обеду.

«Для чего в подобных телом и душою человеческих столь различные находятся страсти, которые сами узнать не могут?» Этот вопрос задается в сатире «О различии страстей человеческих». Здесь затронуты и темы безграничной жадности, расточительства, сильном влиянии денег, порождающее пороки человека. Чего только стоит Тиций, будучи стариком, продолжающий рьяно умножить свои богатства, естественно, незаконным путем. И, конечно, ни к чему хорошему такое богатство не приведет. Даже этот образ скупца раскроет более полно многогранно в своем произведении Пушкин. Расточитель же в сатире Кантемира проматывает имение отца. Такие люди тоже страшны и опасны.

А что в доме, что не нем, та вся долгом пахнет,

А когда он творит, то деревни чахнут.

Кантемир осмеивал пороки человека, которые заключаются в удовлетворении низменных своих потребностей, а его «веселый» слог более быстро и верно доносил суть его задач по раскрытию и обличению. «Мы посмеяния больше всякого другого наказания боимся». Но он все же был достаточно далек от истинно «смеховой сатиры».

Надо ли вообще писать сатиры? Именно этот вопрос Кантемир задает в IV сатире «К музе. Об опасности сатирических произведений», которая восходит к источнику западной литературы, к сатире Буало.

Написав V сатиру, Кантемир вывел на сцену самое большое количество образов, галерею характеров с индивидуальными пороками. И это произведение стало самым объемным в жанре сатиры, оно, можно сказать, вершина его сатирического творчества. Потом, уже за границей, он пишет VI сатиру, где призывает быть добродетельными жить в спокойствии и согласии с собой и довольствоваться малым. Конечно, здесь он затронул проблемы молодежи, ведь воспитание очень важно и от него многое зависит в формировании личности. Давая советы родителям, сатирик стремился дать принципы правильного воспитания детей.

Что может быть хуже наглости и нахальства? Люди с этими качествами неприятны, с ними не хочется сталкиваться по жизни, тем более на пути к высокой цели. Но Кантемир сталкивался, он не принимал и не понимал таких людей, именно их он высмеял в сатире VIII.

В сатирах Кантемира всегда были живые, оригинальные портреты, истинно русский быт, они бурлили мыслями и желаниями автора, они пронизаны любовью к своей родине. Кантемир был человеком, не боявшимся выразить свое мнение, не взирая на недовольства и страхи других. Он явно видел свою цель, знал к чему надо идти, к чему надо призывать людей, на чем настоять, чтобы могло привести к развитию науки, ее правильному пониманию и отношению к ней. Просвещенный монарх и великая Россия — вот чего хотел Антиох Кантемир.

Замечателен стиль сатир Кантемира. Его источник — живая разговорная речь, чему во многом помогает форма, выбранная писателем, — разговор с собеседником. Отсюда частые обращения к адресату, подчеркивающие непринужденный характер речи автора: «Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя», «Но вижу, музо, ворчишь, жмешься и краснеешь». В сатирах много просторечных слов и даже вульгаризмов: «Клобуком покрой главу, брюхо бородою». «Плюнь ему в рожу, скажи, что врет околесну». Эта нарочито сниженная лексика полностью соответствует грубым, низменным характерам героев сатир.

Обилие народных пословиц и поговорок сближает стиль сатир Кантемира с разговорным языком: «лепя горох в стену» (163), «мед держи на языке, а желчь всю прячь в грудях» (110), «сколько глав — столько охот...» (99).

Кантемир писал сатиры тринадцатисложным силлабическим стихом. Однако после прочтения «Нового и краткого способа к сложению российских стихов» Тредиаковского, в котором были сформулированы правила нового, тонического стихосложения, Кантемир решил реформировать силлабику. Свои принципы он изложил в «Письме Харитона Макентина (анаграмма, т. е. псевдоним, составленный из букв, входящих в имя и фамилию автора. — П. О.) к приятелю о сложении стихов русских» (1744). Кроме обязательного ударения на предпоследнем слоге, связанного с женской рифмой, он вводит второе, постоянное ударение на седьмом слоге. После седьмого слога должна следовать цезура, разбивающая стих на два полустишия. Два обязательных ударения делали стихи Кантемира более ритмичными по сравнению с силлабикой его предшественников. Тем самым метрика Кантемира представляет собой своеобразное приближение силлабики к тоническому стихосложению. В соответствии с этими принципами Кантемир заново перерабатывает свои первые пять сатир, написанных ранее обычными, силлабическими стихами. В отличие от Тредиаковского, Кантемир допускает в стихах «переносы», т. е. несовпадение синтаксической завершенности стиха с метрической, когда часть предложения переходит из одного стиха в другой.

Несмотря на большую популярность сатир Кантемира, о чем свидетельствуют их многочисленные списки, русское правительство не торопилось с изданием этих произведений. Впервые, в прозаическом переводе на французский язык, они были напечатаны в Лондоне в 1749 г., пять лет спустя после смерти писателя. В 1752 г. в Германии вышел стихотворный перевод сатир Кантемира на немецкий язык. И только в 1762 г. последовало русское издание под редакцией поэта И. С. Баркова, осуществленное Академией наук.

Ранние сатиры Кантемира создавались в эпоху, наступившую после смерти Петра I, в обстановке борьбы между защитниками и противниками его реформ. Одним из пунктов разногласий было отношение к наукам и светскому образованию. В этой обстановке, по словам одного из исследователей Кантемира, первая сатира «явилась произведением огромного политического звучания, так как она была направлена против невежества как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока... невежества воинствующего и торжествующего, облеченного авторитетом государственной и церковной власти».

Объектом сатиры стали гонители, или, по выражению самого автора, «хулители», наук и просвещения. Обращение писателя к своему уму, т. е. к самому себе, указывало читателю на то одиночество, в котором оказался молодой поэт среди осмелевших после смерти Петра I мракобесов. В сатире выведены два типа невежд. К первому из них относятся святоши Критон и помещик Силван. Их абсолютно не затронули нововведения петровского времени, и они предпочитают во всем придерживаться «праотческих» порядков. Критон убежден в том, что науки губят людей, приводят к ересям и безбожию. Он возмущается непослушанием молодежи, не соблюдающей постов, стремящейся до всего дойти своим умом, не признающей авторитета церкви:

 

Дети наши, что пред тем, тихи и покорны,

Праотческим шли следом к божией проворны

Службе, с страхом слушая, что сами не знали,

Теперь, к церкви соблазну, Библию честь стали;

Толкуют, всему хотят знать повод, причину,

Мало веры подая священному чину.(С. 58)

 




1. Кунгурский колледж промышленных технологий управления и дизайна Контрольные вопросы по дис
2. Воспитание Современные подходы к воспитанию
3. Восемнадцатый век в истории Великобритании
4. 30 м У кімнатних умовах не цвіте
5. 21 05 01__ ldquo;Беларуская філалогіяrdquo; шыфр назва спецыяльнасці ______________________________
6.  Nick nd Tom good tennis plyers ns- re ns- ws ns- is ns- will be ns- m Corr- 1 Pnt- 1 Que- Putldquo;to berdquo; into the Present Tense- The dog in the grden
7. Цивільний захист 1
8. Разработка комплекса мер по оценке воздействия на окружающую среду
9. Получают путем дистилляции и снижения содержания серы для чего удаляются все примеси меркаптанов очень ле
10. Курсова робота Вільям Шекспір 1
11. Исследование схемы генератора
12. два термометра в виде разноцветных медвежат
13. Тема 8- Трудовые правоотношения
14. темам- Витаминные препараты Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи 6 учащихся
15. ТЕМА- Корми для акваріумних риб
16. по теме Защита окружающей среды для учащихся 1011 классов.html
17. Вариант 1 1. Бухгалтерский учет ведется для получения информации- а о хозяйственных операциях в организа
18. тема- Теория возникновение Российской государственности особенности государственного и правового развити
19. Історія, перспективи Конвенції прав людини
20. тема Д6 предназначена для совершения учебнотренировочных и боевых прыжков из военнотранспортных самолетов