Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

духовного возрождения начала XX века

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024

Соловьёв Владимир Сергеевич.

Соловьев Владимир Сергеевич (16 января 1853, Москва — 31 июля августа1900, имение Узкое, Московская губерния) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

По мнению Даниила Андреева, Соловьёв — это «единственный русский философ, заслуживающий этого наименования безо всякой натяжки».

Биография: Ранние годы. Родился в Москве 16 января 1853 года в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Мать философа Поликсена Владимировна принадлежала к дворянской украинско-польской семье Романовых, среди предков которой был известный украинский философ Г. С. Сковорода. Учился в московской 1-й гимназии, которая была разделена, и заканчивал обучение Соловьёв уже в 5-й гимназии. Университетские годы. В 1869 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. В 1874 году 21-летний Соловьёв написал свою первую крупную работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения «спекулятивного» и «эмпирического» знаний. Защита состоялась 24 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего философ получает звание доцента. 

Свободный философ. Целиком отдаётся написанию произведений чисто богословского характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями: задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, — «Россия и Вселенская Церковь». В последние годы своей жизни и особенно с 1895 года возвращается к философии. Вёл редактирование философского отдела энциклопедии издательства Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Семьи не имел; жил большей частью в имениях своих друзей или за границей; был человеком экспансивным, восторженным и порывистым. Смерть. К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона.

Сочинения

  1.  Философские начала цельного знания (1877)
  2.  Чтения о богочеловечестве (1878)
  3.  Критика отвлеченных начал (1880)
  4.  Духовные основы жизни (1882—1884)
  5.  Об упадке средневекового миросозерцания (1891)
  6.  Смысл любви (1894)
  7.  Оправдание добра (1897)
  8.  Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1900).

Учение о праве.

Мораль — всегда стремится к построению идеала; предписывает должное поведение, обращена только к внутренней стороне воли индивида.

Право — носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат; рассматривает внешнее проявление воли — имущество, действие, результат действия.

Задача права — не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад.

Цель права — уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо. «Общее благо» должно ограничивать частные интересы людей, но оно не может их подменять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.

Закон — это «ограничение личной свободы требованиями общего блага».

Признаки закона: 1) публичность; 2) конкретность; 3) реальная применимость.

Признаки власти: 1) издание законов; 2) справедливый суд; 3) исполнение законов.

Государство — охраняет интересы граждан.

Христианское государство — охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.

Прогресс государства — состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей».

«Правовое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его задача — препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным для общества)». Общество не может жить исключительно только по нравственному закону. Для защиты всех интересов нужны юридические законы и государство.

Философия Владимира Соловьёва.

Основной идеей его религиозной философии была идея: София — Душа Мира. Речь — о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии; Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.

Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

В 1880-е годы Владимир Соловьёв написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы (важнейшая из них — «Россия и Вселенская Церковь». Париж, 1889.), за что подвергся критике славянофилов и консерваторов.

Однако русский религиозный философ В. В. Розанов в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьёвым» (1906) пишет: «В конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою».

В то же время существуют источники, из которых, напротив, следует, что Соловьёв в последние годы жизни официально присоединился к Католической церкви.

Культурное влияние.

Владимир Соловьёв вдохновил Ф.Достоевского на создание образа Алёши Карамазова в романе «Братья Карамазовы». Его влияние можно также увидеть в творчестве символистов и неоидеалистов поздней советской эпохи. Влияние его цикла статей «Смысл любви», можно проследить в повести Л.Толстого «Крейцерова соната» (1889).

Панмонголизм.

Соловьёв не имел серьёзного востоковедческого образования, но позволял двусмысленные высказывания в отношении восточных народов и был автором имеющего негативное содержание термина панмонголизм, в которое он вкладывал апокалиптическое содержание.

«Ecли пpeкpaщeниe вoйны вooбщe я cчитaю нeвoзмoжным paньше oкoнчaтeльнoй кaтacтpoфы, тo в тecнeйшeм cближeнии и миpнoм coтpyдничecтвe вcex xpucmuaнcкux нapoдoв и гocyдapcтв я вижy нe тoлькo вoзмoжный, нo нeoбxoдимый и нpaвcтвeннo oбязaтeльный пyть cпaceния для xpиcтиaнcкoгo миpa oт пoглoщeния ero низшими cтиxиями.»

«Mнe кaжeтcя, чтo ycпex пaнмoнгoлизмa бyдeт зapaнee oблeгчeн тою yпopнoю и изнypитeльнoю бopьбoю, кoтopyю нeкoтopым eвpoпeйcким гocyдapcтвaм пpидeтcя выдepжaть пpoтив пpoбyдившeгocя Иcлaмa в Зaпaднoй Aзии, Ceвepнoй и Cpeднeй Aфpикe.»

Концепция «конца всемирной истории» рассмотрена Владимиром Соловьёвым в книге «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», под которой он понимает второе пришествие Христа, Божий суд и конец борьбы добра со злом на Земле.




1. X 15.IV 11 2 Краснодарский край
2. гімнастику дихання
3. Лабораторная работа 7 ПОМЕХОУСТОЙЧИВОЕ КОДИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ 1 ЦЕЛИ РАБОТЫ 1
4. Введение В городе среди многих отраслей современной техники направленных на повышение уровня жизни людей
5. Теория и практика связей с общественностью
6. ого порядка матрицы Что называется алгебраическим дополнением элемента определителя Определение вы
7. Об обществах с ограниченной ответственностью.html
8. Антуан де Сент-Экзюпери
9. Религия и наука в контексте культуры
10. Задание 1 [2.
11. Учет основных средств автотранспортного предприятия
12. авызга к~чеп й~ри торган ф~кать шул халыкны~ зи~ененд~ ген~ сакланып килг~н в~ чыгаручысы м~л билгесез
13. Ценностные ориентации студенческой молодежи
14. РЕФЕРАТОВ КОНТРОЛЬНЫХ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ Издание 2е дополненное и переработанное
15.  Какой из перечисленных методов не относится к лучевой диагностике 1 ангиография 2 компьютерная том
16. Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука мне иногда кажется что он какойто инопланетянин так
17. Тема 7- Психология стиля руководства и авторитета руководителя ОВД.html
18. Завдання на проект- Вступ Відомості креслень основного комплекту Архітектурно ~ будівельна част
19. Дипломная работа- Допечатная подготовка фотографий
20. Семипалатинский релликтовый бор Прииртышья