Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Ботхичарья-аватара Москва
Скажите себе: «Да смогу я в будущем жизнь за жизнью приносить пользу живым
существам. Чем больше учений я получаю, тем мудрей становлюсь и тем больше помощи
живым существам смогу принести. Именно с этой целью я сегодня получаю драгоценную
мудрость, это учение». В этом случае сам по себе процесс слушания учения превратится у
вас в мощную практику Дхармы. И если в течение двух последующих часов, когда вы
будете получать учение, в вашем уме не будут возникать негативные состояния, то это
тоже будет мощной практикой Дхармы. В течение этих двух часов вы будете пребывать в
позитивном состоянии ума, а это тоже своего рода медитация. С помощью Духовного
Наставника вы приучаете себя к позитивному настрою ума.
Мы должны приучать свой ум к позитивному мышлению. Дело в том, что если
для нас станет привычным негативное мышление, то это принесет несчастье нам самим, а
также мы заставим страдать других. Если вместо того чтобы посетить это учение сегодня
вы занимаетесь другими делами, то вполне возможно, что в вашем уме будут порождаться
негативные эмоции: гнев, привязанность, зависть. Также в вашей голове будут рождаться
много вредоносных планов, суеверий, предрассудков. Это мой небольшой совет вам перед
учением, как обычно.
Здесь все ясно. Это мне не надо комментировать. Вы и сами очень хорошо понимаете, что
если вы общаетесь с чужими жёнами, это порождает разнообразные проблемы и скандалы.
Б ОД Х ИЧ А Р Ь Я - А В АТ А Р А . Л Е К Ц И Я 2 2
Б И Б Л И О Т Е К А Б У Д Д И Й С К И Х Т Е К С Т О В W W W . G E S H E . R U
3
Кроме того, есть большая опасность разбить чью-то семью. Поэтому очень важно, чтобы
своим поведением вы не вызывали кривотолков среди других людей, то есть чтобы они
правильно понимали всё, что вы делаете. Даже если у вас правильная мотивация, но вы
ведёте себя сомнительно или говорите сомнительные для других людей вещи, это тоже
может внести раздор в вашу семью. Даже если вы утверждаете: «У меня очень чистая
мотивация». Хорошо, если у вас чистая мотивация, поведение тоже должно быть чистым,
оно должно согласовываться с вашей мотивацией. У людей не должны вызывать сомнения
ваши слова или поступки. Это очень важно для умиротворения окружающей среды. Итак,
откажитесь от слов и поступков, которые вызывают у других людей неуважение или
сомнение, это очень важно.
Если вы указываете на каких-то людей, то ваши жесты должны быть почтительными. Если
вы будете проявлять знаки уважения к другим, вы от этого ничего не потеряете. Чем
больше вы уважаете других, тем больше уважения получите взамен от других. Гордыня и
высокомерие неизменно являются большими препятствиями в духовном развитии. Вам
чрезвычайно важно всегда быть смиренными, скромными и с почтением относиться к
другим. Это очень важная стратегия в вашей жизни
Каких бы успехов и высот вы не достигли в своей жизни, вы всегда должны быть
скромными и вежливыми. Если вы неизменно будете сохранять такую линию поведения,
то, что бы не происходило в вашей жизни, никакие взлёты и падения не смогут стать для
вас катастрофой. Вы будете понимать, что взлеты и падения это природа жизни. Поэтому
если вы будете на взлёте, у вас не возникнет высокомерия, вы будете знать, что после
взлета всегда следует падение, вы будете готовиться к падению и соответственно будете
скромными, вежливыми и уважительными к другим. Во время падения у вас тоже не будет
тяжелой депрессии, потому что вы будете понимать, что за каждым падением следует
новый взлёт. Когда вы будете думать о грядущем взлёте, депрессия у вас будет пропадать
Ум сам создаёт себе кошмар. Если мыслить правильно, спокойно, кошмара нет, даже если
случится самое плохое. Даже если у вас нет ноги, ничего страшного. Сидите дома, читайте
мантры, занимайтесь медитацией. Думайте: «Самое главное, я живой». Это очень важный
совет относительно правильного образа жизни. Тогда у вас уже вообще не будет кошмаров.
У большинства людей, когда им исполняется 30-35 лет, начинаются депрессии. У
большинства людей в 20-25 лет самый активный период в жизни, в голове роятся разные
планы, они очень активны, хотят что-то предпринять, и в это время совершают самые
серьезные ошибки. Ошибки в отсутствие скромности, смирения, вежливости и уважения к
другим. У них очень много нереалистичных, фантастических планов. А после 30 лет, когда
у людей становится меньше сил, и они начинают стареть, начинаются очень тяжёлые
депрессии, потому что они на себе испытывают результаты своих ошибок.
Если вы прочитаете жизнеописание Шантидевы, то узнаете, что он большую часть времени
спал, потому что умел спать правильно. Шантидева автор труда, который мы с вами
комментируем. Монахи, которые жили вместе с Шантидевой в монастыре, считали его
очень ленивым, недобросовестным монахом. Они звали его Шантидева Душесумпа или
«монах, который делает три дела», монах, который признает только три вещи: спать, есть и
ходить в туалет. Монахи задумали выгнать Шантидеву из монастыря, и, сговорившись, они
подошли к нему и сказали: «Ты должен дать нам учение». Они подумали, что если
попросят его об учении, Шантидеве станет стыдно, и он со стыда сбежит из монастыря. Но
Шантидева согласился, он сказал: «Хорошо». На следующий день монахи возвели для него
очень высокий трон, на который невозможно было залезть без лестницы. Но когда они
собрались, то увидели, что Шантидева уже сидит на этом троне.
Затем Шантидева спросил их: «Какое учение вы предпочли бы получить? Учение,
преподанное великими Наставниками или какое-то другое учение, которое не давали
великие Учителя прошлого?» Затем он стал давать учение, которое позже вошло в книгу
«Бодхичарья-аватара». Причем излагал он его спонтанно в стихотворной форме, то есть
стихи сами лились у него из уст. Все были потрясены. Затем, когда Шантидева дошел до
десятой главы этого учения, не прекращая проповедовать, он медленно поднялся в воздух
над троном. Он не прерывал учение, но одновременно поднимался всё выше и выше, пока
вообще не исчез высоко в небе. Некоторое время они ещё слышали звук его голоса, потом
и он прекратился. В заключении Шантидева сказал: «В этой жизни мы с вами больше не
встретимся. Я молюсь, чтобы мы увиделись в будущей жизни» и исчез. Монахи страшно
пожалели о том, что сделали и сказали: «Нет, мы не имеем права судить о людях по их
внешнему поведению», и после этого решили больше не выносить суждений ни об одном
другом монахе и всегда относились с огромным почтением друг к другу. Монахи, у
которых была хорошая память, запомнили учение Шантидевы и записали его. Затем, когда
они соединили свои записи, получилась эта книга. На этот труд Шантидевы было написано
очень много невероятных, потрясающих комментариев.
Итак, если вы, как Шантидева, умеете правильно спать, а большую часть времени
Шантидева спал, то ваш сон превратится в духовную практику. Также очень важно сразу
выработать в себе решимость: «Завтра я проснусь во столько-то часов». Если вы засыпаете
с такой сильной мотивацией, то можете сами, без будильника проснуться именно в это
время
Очень многие люди ругают новые времена и с тоской вспоминают о прошлом: «Сейчас в
нашей жизни кошмар, а раньше было золотое время». Это неверно. Вы должны сказать:
«Моё настоящее является золотым временем. Я живу согласно этой философии, и для меня
каждый проходящий момент это самое что ни на есть золотое время. Поэтому я не
скучаю о прошлом, не тоскую. В прошлом тоже всё было хорошо, но в настоящем лучше.
Другие страны хороши, но то место, где я нахожусь сейчас, лучше». Если вы будете так
думать, то будете обращать внимание на позитивные стороны всего, с чем сталкиваетесь,
потому что во всём можно найти положительную сторону. Если вы знаете, как
использовать позитивные аспекты всех явлений, то будете счастливы везде, где находитесь.
Вы будете получать наслаждение даже от сауны, если вы будете знать, как использовать её
позитивные стороны. А если вы не знаете о пользе сауны, то пребывание в ней для вас как
наказание, потому что там нечем дышать, там слишком жарко. Но когда люди приходят в
сауну с правильным подходом, зная как правильно её использовать, они получают от сауны
наслаждение. Такова реальность
Цените то, где вы живете, это очень
важно.
Шантидева советует: «Всё, что ты делаешь прямо или косвенно, ты должен делать
ради блага других». Если вы будете поступать так, думая о счастье других, то собственное
счастье придёт к вам само собой. Знать и помнить об этом очень важно. Если же вы
говорите только: «Я, я, я», и делаете всё только ради своего «я», собственного счастья вам
не достичь. Говорить только: «Я» и делать всё только ради себя, это всё равно, что гоняться
за своей тенью. Если вы будете преследовать свою тень, то, чем быстрее будете бежать за
ней, тем быстрее тень от вас будет убегать, и никогда не настанет момент, когда вы её
поймаете. Если вместо этого вы будете делать что-то ради пользы других, это будет
подобно следованию в сторону Солнца. Если вы будете идти в сторону Солнца, то даже
если вы скажете тени своего счастья: «Не иди за мной, иди к другим людям, у меня
достаточно счастья», она не послушает и последует именно за вами. Вот как работает этот
механизм.
Шантидева говорит: «Обычные живые существа всё время повторяют: «Я, я, я», и каких
результатов они этим достигли?» Мне это надо, меня то надо, я должен быть счастливым, а
другим не нужно ничего. Вы не получите никакого результата. С безначальных времен и по
сей день мы следуем этой теории, но это ложная теория. Каких результатов мы достигли на
сегодняшний день с её помощью? Шантидева говорит: «А теперь взгляните на великих
бодхисаттв, на Будду. Всё, что они делали, они делали ради счастья и блага других. Каких
результатов достигли они? Все свои действия они посвящали счастью других, и их
собственное счастье пришло к ним само». Это очень глубокая теория. Подобной теории вы
не найдете ни в экономике, ни в политике, вы нигде её не обнаружите. Одна из основных
теорий в буддизме заключается в том, что себялюбие является источником всех наших
страданий, а забота о других источником всяческого счастья. Именно эта теория находит
прекрасное подтверждение во всех буддийских трудах.
Если у вас есть друг или подруга, это очень хорошо. Но если у вас нет друга или подруги,
это тоже очень хорошо. У вас не должно быть жесткого, фиксированного, зацикленного
Б ОД Х ИЧ А Р Ь Я - А В АТ А Р А . Л Е К Ц И Я 2 2
Б И Б Л И О Т Е К А Б У Д Д И Й С К И Х Т Е К С Т О В W W W . G E S H E . R U
1 2
ума: «У меня должно быть только это и всё». Это очень примитивно. У людей вообще нет
полной необходимости жениться и выходить замуж, всё зависит от ситуации. Вы должны
сами трезво оценить свою ситуацию. Если в вашей ситуации вам лучше не жениться, не
выходить замуж, значит, лучше не заключать ни с кем брака и жить одному. Всё зависит от
ситуации. Если, с другой стороны, вам кажется, что лучше иметь спутника жизни, это тоже
нормально. Не женитесь из-за давления общества, которое навязывает вам какие-то
стереотипы, это большая ошибка. Лучше не иметь мужа, чем иметь плохого мужа. Если у
вас плохой муж, у вас возникает проблема, как с ним расстаться. Когда вы всё-таки
умудряетесь это сделать, вы говорите: «Слава богу, наконец-то я избавился от этого
человека». То есть вы сами себе создали проблему.
Шантидева говорит, что бы вы не делали, посвящайте все свои дела счастью других живых
существ. Это правда
В буддизме говорится: «Слушай совета других, но решай самостоятельно». Мы всё делаем
наоборот. Мы не слушаем советов других, но когда дело доходит до принятия решений, мы
обращаемся к другим с вопросом: «Что мне решить?» Это неправильно. Никогда не
спрашивайте у других: «Какое же решение мне лучше принять?» Сначала попросите
совета: «Посоветуй мне что-то в этой области или в этой. Объясни, какие есть
преимущества, какие недостатки. И насчет этого вопроса тоже». Послушайте советы
разных людей. Не надо ничего решать на эмоциях. Затем, когда у вас, наконец, возникнет
полная картина происходящего, когда вы будете способны отчетливо рассмотреть его с
разных сторон, тогда решайте сами. Даже если вы ошибетесь, ничего страшного, вы
скажете: «На ошибках учатся. В то время я видел ситуацию не полностью и совершил
ошибку. Очень хорошо, в следующий раз я постараюсь увидеть ситуацию целиком»
(2-13 стр)
лекция 23
Люди похожи на тараканов. Они всё время бегают туда-сюда, озабоченные чем-то. Среди
тараканов, может быть, есть деление на более умных и более глупых тараканов. Но когда
смотришь на них со стороны, все они кажутся одинаково глупыми, потому что они только
и умеют, что копить и не умеют ничего создавать. Если мы заботимся только об этой
жизни и не умеем создавать причины своего счастья, а всё время лишь что-то копим, то мы
тоже подобны тараканам. Накопление денег то же самое, что и накопление крошек,
которым занимаются тараканы. Создание причин счастья не имеет с этим ничего общего,
потому что создание причин счастья это накопление заслуг. Когда вы интересуетесь
духовной практикой, вы на самом деле интересуетесь более глубокими причинами своего
счастья, а также тем, в чём состоят глубинные причины ваших страданий и учитесь
устранять их.
Шантидева объясняет недостатки гнева, которые очевидны для нас самих.
Совершенно очевидно, что как только мы преисполняемся гнева, наш ум полностью теряет
покой и становится очень раздражительным. Кроме того, в этом состоянии мы не
чувствуем счастья и радости. Когда мы сильно разгневаны, мы лишаемся сна, не можем
уснуть. Далее Шантидева говорит, что если мы очень плохо обращаемся с людьми,
которые находятся у нас в подчинении один раз грубо обошлись с подчиненными,
второй раз, третий, то наш гнев вызовет у них ответную реакцию, и есть опасность, что мы
даже можем лишиться жизни, они могут нас в гневе убить. Итак, ваш гнев вас же и
убивает. Вы в гневе плохо с кем-то поступили, один раз это человек стерпел, второй и
третий раз стерпел, но потом его терпение кончается, и он отвечает вам тем же.
Если человек вспыльчивый и гневливый, то даже его близкие и родственники, спутники
его жизни большую часть времени будут несчастны, потому что своим гневом он будет и
себя расстраивать, и их. Это очень просто понять, и вы сами можете это понять, если
задумаетесь об этом. Это недостатки гнева, которые всем известны, говорит Шантидева.
Далее Шантидева говорит, что вы можете привлечь к себе людей, практикуя щедрость, но
если они познают ваш гнев, тем самым вы легко их от себя оттолкнёте. В конечном итоге
вы всегда будете жить в одиночестве, всегда будете оставаться одни, и хороших друзей у
вас не будет. Это недостатки гнева.
Когда вы занимаетесь физическими упражнениями, это болезненно, но чем больше вы
занимаетесь, тем сильнее становится ваше тело. Тренер для вас очень полезен, он должен
давать вам всё больше и больше нагрузки, и вы должны его благодарить за это, потому что
это приносит пользу вашему телу, укрепляет ваше тело. Точно также ваши враги и другие
люди, которые говорят вам всякие гадости, задевают вас, ваш муж, или ваша жена все
они подобны хорошим тренерам. Если они ведут себя с вами слишком мягко, ваш ум от
этого размягчается. Но если они ведут себя с вами жестко, то у вас есть шанс
натренировать свой ум. Точно так же, как вы благодарите своего тренера в фитнесс-центре,
вы должны благодарить этих людей, потому что они приносят вам пользу. Это тоже очень
важно.
Вы не станете дураком от того, что вас кто-то назвал дураком. Мудрые люди всегда
называют себя «дураками», но они от этого дураками не становятся, а становятся лишь
мудрее. Поэтому в джатаках Будда говорит: «Тот, кто дурак, но знает, что он дурак,
мудрее, чем дурак, который считает себя мудрецом». Итак, если кто-то называет вас
«дураком», сразу сравните себя с бодхисаттвами и буддами и скажите: «Да, я
действительно дурак, поэтому нахожусь в сансаре. Если бы я не был дураком, я бы достиг
просветления много жизней назад, но поскольку я дурак, то я всё ещё в сансаре. Спасибо
большое, вы лишний раз напомнили мне о том, что я дурак, и что мне нужно стать мудрее,
иначе я буду впустую тратить время. Может быть, вы эманация бодхисаттвы, которая
напоминаете мне, что я впустую трачу время». Если вы будете мыслить таким образом, то
сколько бы тот человек ни старался разозлить вас, он не сможет этого сделать. Вместо
этого он превратится для вас в бесплатного тренера, который тренирует вас, такого
человека надо благодарить.
Когда ум сохраняет спокойствие и умиротворение, вы особо не чувствуете боли, то есть
ваша боль становится незначительной, не причиняет вам большого дискомфорта. Ум
вообще играет во всём ключевую роль. Итак, всё это преимущества терпения. И вы тоже,
имея терпение, даже если вам оторвет ногу, останетесь спокойным и умиротворенным, как
тот геше. В этом нет никакой мистики, ничего особенного в этом нет, это всё следствие
философского мышления. Не думайте, что если нечто относится к области философии, то
оно обязательно должно быть сложным. Ничего подобного, философия, конечно, может
быть и сложной, но её можно объяснить очень просто и доходчиво. (л23)
л-24
Когда вы разовьете в себе терпение, какой-то человек назовет вас «дураком», и, вместо
того, чтобы выйти из себя и разгневаться, вы с помощью его слов сможете ещё больше
укрепить свой ум, и ваше терпение от этого только усилится
Обычно мы испытываем гнев, попадая в трудные ситуации. Если вы поддадитесь своему
гневу в трудных ситуациях, то тем самым только ухудшите своё положение. Я могу вам
порекомендовать поступать противоположным образом. Если когда у вас все хорошо, вы
чувствуете небольшой гнев или раздражение, это ещё не так плохо. Но гневаться в тяжелой
ситуации серьезная ошибка, потому что вы и так уже попали в трудную ситуацию, вы
ещё больше ухудшаете её своим гневом. Поэтому лучше скажите своему уму: «Если так
Б ОД Х ИЧ А Р Ь Я - А В АТ А Р А . Л Е К Ц И Я 2 4
Б И Б Л И О Т Е К А Б У Д Д И Й С К И Х Т Е К С Т О В W W W . G E S H E . R U
3
сильно хочешь гневаться, то гневайся, пожалуйста, когда у меня всё хорошо, когда
ситуация благоприятная. А если ты будешь гневаться, когда я в тяжёлой ситуации, тем
самым мне станет ещё хуже, ещё тяжелее». Скажите своему гневу: «В трудной ситуации,
пожалуйста, никогда ко мне не приходи. В благоприятной ситуации можешь иногда
наведываться в гости»
В трудной ситуации гнев возникает особенно легко, поэтому вы должны заранее быть
готовыми к этому и сказать себе: «Будь сильнее». Как сказал Шантидева, когда у вас
возникают трудности, сначала вы должны проанализировать, разрешима ли эта проблема в
принципе или не разрешима. Не надо первым делом выходить из себя, кричать: «Кошмар».
Проблема возникла из некой причины. Соответственно, проверьте, можете ли вы устранить
эту причину или не можете. Если вы способны устранить причину этой проблемы, то какой
смысл расстраиваться.
К чему печалиться,
Если всё можно ещё поправить?
И к чему печалиться,
Если ничего уже поправить нельзя
Копить обиду по-настоящему глупо, потому что
тем самым вы постоянно делаете себя несчастными. Человек, который говорит: «Андрей
мне так сказал, а Дима ещё хуже он настоящий дурак», ничего не понимает в Дхарме.
Иногда русские люди, махнув рукой, говорят: «Да, ладно, ничего». Это очень хорошая
привычка. Тем самым они как бы отталкивают от себя свои обиды: «Ну, сделал и сделал.
Больше не поступай так». Это тоже очень хороший совет, который дает Шантидева.
Ни себе, ни своим друзьям
Ты не желаешь страдания и презренья,
Бесчестья и оскорблений.
Врагам же наоборот.
Один раз, когда Его Святейшество был в Англии, он встретил там одного своего друга
англичанина. Его Святейшество, говоря про него, сказал: «Я тут встретился со своим
старым другом», и тот поправил его: «Нет, не со старым другом, а с другом, с которым вы
знакомы долгое время». Но при этом этот друг был, конечно, уже довольно старым
Б ОД Х ИЧ А Р Ь Я - А В АТ А Р А . Л Е К Ц И Я 2 4
Б И Б Л И О Т Е К А Б У Д Д И Й С К И Х Т Е К С Т О В W W W . G E S H E . R U
6
человеком, но ему категорически не нравилось слово «старый», которое употреблялось в
отношении его. Поэтому он поправил Его Святейшество: «Мы были друзьями длительное
время, но мы не старые друзья». И Его Святейшество стал говорить про него: «Да, это мой
друг в течение длительного времени». Его Святейшество уже не мог более употреблять
слово «старый» применительно к этому человеку. Такое происходит из-за отсутствия этого
вида терпения.
Однажды Ананда, ученик Будды, с помощью своего ясновидения увидел, как
бесчисленные живые существа страдают, как они болеют, умирают, как они невыносимо
мучаются, и очень сильно расстроился. То есть он не почувствовал сострадания, но очень
огорчился из-за этого. Тогда Будда сказал ему: «Ананда, не расстраивайся из-за чужих
страданий, желай живым существам освобождения от причин страданий. Это желание
никогда не сделает тебя несчастным, никогда не ввергнет тебя в уныние». Иногда люди
думают, что если они зародят в себе сострадание, они от этого будут несчастны, как мать,
которая очень страдает, когда страдает её ребенок. Это совершенно неверно. Это
ненастоящее сострадание. Мать страдает из-за привязанности к ребенку, она хочет, чтобы
её ребенок был счастлив, и поэтому, когда ребенок страдает, это терзает её сердце. Но
такое чувство это не сострадание. То, что должно страдать страдает. То, что должно
умереть умирает. То, что должно постареть стареет. Это естественные факты. Здесь нет
совершенно никакого повода для расстройства, потому что это естественно присуще
сансаре.