Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ГерманияНидерланды как комплекс научных дисциплин изучающих религию как социокультурный феномен

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

  1.  Предпосылки научного изучения религии. Становление религиоведения как отрасли знания.

Религиоведение возникло в середине XIX века(Зап.Европа-Германия,Нидерланды) как комплекс научных дисциплин, изучающих религию как социокультурный феномен.

Религиоведение – в широком и редко употребляемом смысле – это знания   о   религии,   накопленные   человечеством   за   всю   историю   его развития.

Научное знание о религии является объективным и отличается этим от оценочного, идеологического, нацеленного на то, чтобы нарисовать либо позитивный, либо негативный образ религии. Наука о религии не берет на себя функции ее защиты, апологетики или, наоборот, критики, отрицания.

Препятствия возникновения науки о религии:

1) проблема верификации (verificatio)-доказательство,подтверждение,истинность

2) субъективизм (христианство считалось истинной религией, а остальные – нет)

3)аисторизм(отрицание истории)\надысторизм

Предпосылки возникновения религиоведения:

- интерес к религиям неевропейских народов

- концепция всеобщей истории, которая была сформулирована в начале XIX века

- накопление эмпирический материал

- изучение др. восточных языков

Этапы развития религиоведения:

1)2ая п.19-20в.-Начальная(ранняя)

2)1ая п.20в.-Классический

3)2ая п.20-21в-Современный

2. Структура, методы и принципы изложения религиоведческого знания.

Структура:

- история религии – изучение закономерностей исторического развития

-философия религии(базовый раздел религиов-я,выполняющий мировоззренч.ф-цию+методологическую)

Методы:

- эволюционизм

- историзм (Тайлор, Смит)

              - историко-критический

-редукционизм

-генетизм

-психология религии(область знаний,кот.ориентирована на изучение психолог.сторон религии)-У.Джеймс,З.Фрейд,Э.Фромм,Гордон Олпорт,В.Франкл

Методы:интраспекции(взгляд во внутрь;

наблюдение и эксперимент;

изучение письменных документов;

социологические.)

-социология религии(совокупность знаний о религиозном поведении чел-ка как соц.действий и религиозн.образ-ях как компонентом в соц.системе)-Белла,Т.Парсонс,Спенсер,Э.Дюркгейм,М.Вебер,Э.Трельч,Георг Зиммель,Р.Нибур;

предмет-особенности возникновения-религиозные группы,общности,институты;функционирование;

изучает-взаимодействие культуры+особенности,процессы и распады религии,проблему религии,социологию религиозн.орган-ций,секуляризации,модернизация,плюрализм.

Методы:опрос,опрос о периодичности хождения в церковь;

Статистический анализ,проскультурный анализ,контент-анализ,анализ письменных источников;

Эксперимент,наблюдение(скрытое-внедрение в группу\открытое).

Путь достижения\Идея(итог):спасения.

Источник религии-общ-во.

Ф-ции-солидарность.

-феноменология религии(изучение,описание,сравнение и классификация религиозн.феноменов)-немецкие-Р.Отто,Ф.Хе\айлер,М.Шеллер,И.Вах,;голландские-П.Д.Шантепи де ла Соссе,Г.ван дер Леув,К.Тиле,М.Элиаде(“Священные тексты религии мира”);

Методы:сравнительный анализ;классификация;”эпохе”(заключение в скобки,воздержание от суждения);”эйдетическое видение”-эйдос-идея;антиредукционизм-сведение сложного к простому,;интраспекция.

В основе религии-эмоциональность

Понятие “феноменологии религии ”ввёл Кант.

В 20в. Фен-я р-ии обогащается герменевтикой(Гермес)-ф-ция воли Богов-искусство истолкования.

Проблема-много др.концепций каждый выдвигал свою точку зрения.

Сущ-ют 2 феноменологии-Дискриптивная и Интерпретативная.

3. Проблема определения религии и подходы к ее изучению.

богословский

ПОДХОДЫ:

Богословский (конфессиональный),  

философский   (критический)

 и   научный (религиоведческий).

Религия-святыня.

Relegere-Цицерон-перечитывать,передумывать,вспоминать,пересматривать;относиться к чему-либо с особым почтением,вниманием.

Religare-(Лактанций,Августин=3-4в.)-воссоединять,прикреплять.

Объективная-попытка отбора общезначимых критериев.характеризующиеся религиозным феноменом.

Субъективная-объясняется тем,что религия определяется позитивно- религиозн.людьми и негативно-людьми неверующими.

                                        Определения:

-богословские,теологические(конфессиональный)-рассматривают религию изнутри.

-философские-олицетворяют религию из вне,дистанцируют себя от религии.

-субстенциальные(сущность.ядро),-‘’Религия-священный космос’’.

-функциональные-социологические.

Определение различают по базированию данных наук.

М.Вебер-религия определяется как социальная деятельность,на основе кот.индивид “решает проблему смысла”,т.е. своего отношения к экзистенциальным(индивидуальным) проблемам бытия.

Религия-это набор символич.форм и действий,которые соотносят человека с конечными условиями существования.

Религия-мировоззрение и мироощущение+соответствующее им поведение и специфич.действие(культ),основанные на вере в сверхъестественное.

Проблема :

+общей методологии.

+Критика феноменологии.

+ Возникновение неофеноменологии.( состояние современных религий).

4. Структура и функции религии.

Структура:

-религиозное сознание(идеология - целостная система взглядов на мир , выраженная в форме догматов, вероучений;

обыденное религиозное мышление - представления, взгляды, чувства самих верующих)

-религиозный культ- таинства, обряды,молитва, богослужения, жертвоприношения+почитание-внешнее действие,приведенческое воплощение веры

-религиозный институт

-религиозная деятельность-культовая/некультовая

-религиозные отношения(внутрицерковные,межцерковные,не церковные)

-религиозные организации-церковь,секта деноминация.

             

3 составных элемента:

1)Мистика(опыт религиозного откровения)

2)Догматика(совокупность религиозных концепций)

3)Культ(почитание,внешнее действие-приведенческое воплощение веры)

               Ф-ции религии:

1)Мировоззренческая

2)Интегративная(объединяющая)

3)Регулятивная

4)Компенсации

5)Коммуникативная

6)Культура в обществе

             7)Культовая

             8)Идеологическая

5. Принципы и критерии классификации религии.

Принципы религиоведения:

- объективность

- эмпиризм

- рационализм

- историзм

Религия – мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование сверхъестественного Абсолюта.

ПРИНЦИПЫ –Критерии-примеры:

1)Нормативный-истинность,ложность-Мусульмане

2)Географический-регионы распространения религии(Дальнего востока)-Монотеисты

3)Территориальный-по степени распространения-Буддизм,Христианство,Ислам

4)Морофологический-По стадиям,кот.проходит религия,ранние формы верований-Политеизм,Генотеизм,Монотеизм-единобожие(Иудаизм,Христианство,Ислам)

5)Вероисповедования-по способу достижения Абсолюта-Естественные религии

6)Исторический- по времени возникновения (связаны с социально-историческими условиями общества).

6. Проблема происхождения религии. Архаические формы религии.

Большинство мыслителей причиной религии считали обман. Насколько была распространена эта идея в эпоху Возрождения, свидетельствует тот факт, что создание трактата «О трех обманщиках» приписывалось многим мыслителям, например Боккаччо, Макиавелли, Ванини.

Приводя слова Лукреция: «Страх был первым создателем богов на земле».

Представители буржуазии предлагали преодолеть религию путем уничтожения «обманщиков», церковников, в ходе борьбы за веротерпимость.

Бруно, различавший в развитии религии три эпохи:

египетскую, являвшуюся культом природы;

иудейскую, извратившую египетскую, поскольку иудеи приняли символы за сверхъестественные существа,

и христианскую, окончательно испортившую мифы о природе.

Однако Бруно, борясь против христианства, возвышал древнюю религию, считал, что она представляет определенную ценность для человечества.

Архаические формы религии.Архаические формы религии (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.)

По мнению древних людей, одни духи могут быть добрыми к людям, а другие злобными и враждебными. Добрых верующие благодарили различными молитвами или приношениями, злых – избегали или пытались задобрить с помощью тех же приношений.

Важное место среди архаических верований принадлежит магии. В её основе лежит комплекс обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения определенных результатов. С помощью ритуалов первобытные люди старались использовать потусторонние силы в своих целях. Однако исполнение магических обрядов было привилегией определенной группы людей – колдунов, шаманов, волхвов.

Анимизм-(от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) — вера в существование души и духов).

Тотемизм-представление о родственной связи всех членов рода с каким либо  видом животных или растений, тотем символ обозначения единства.

Фетишизм- религиозное поклонение материальным предметам, форма первоначальной непосредственной религии колдовства.

Шаманизм —комплекс представлений людей о способах целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом.Эскимосы сохранили анимистические верования и шаманизм.

7. Древнеегипетские верования: пантеон, культовая практика, священные тексты.

Религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Египет разделялся на ряд небольших областей (номов) в каждом из которых были свои боги, складывался свой пантеон. Триады богов состояли из главного бога жены и сына.

Наиболее известные триады богов- бог-отец, богиня-мать, бог-сын.

Осирис- бог производит.

Сила природы, его прадед бог ра,

Исида( жена и сестра)- богиня плодородия, воды и ветра,

Сын гор_ в образе сокола.

 

Пантеон божеств не был упорядочен, жители могли поклонятся и другим богам, не было государственной религии, и не было церковной организации, сильное влияние фетишизма, анимизма, тотемизма, магии.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ:

Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. 

Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу.

8. Религиозные представления народов Месопотамии. Специфика вавилонской космогонии и антропогонии.

Происхождение и развитие

Значительное влияние на формирование и развитие религии накладывал сам принцип политического устройства Месопотамии. В отличие от рано объединившегося Египта, в Междуречье Тигра и Евфрата долгое время существовало множество самостоятельных городов-государств. Эти независимые политические центры одновременно являлись и центрами культа местных богов-покровителей.

С возникновением крупных государственных образований сформировался единый пантеон богов, однако он недолго оставался стабильным. Во главе пантеона каждого царства как правило стоял бог-покровитель столицы – города, подчинившего себе окрестные города-государства. Однако с угасанием одного центра и возвышением другого главное божество пантеона менялось. В запутанной генеалогии богов можно увидеть следы борьбы за власть между политическими центрами Междуречья.

в каждом  из городов имелись свои божества свои мифы, религиозные традиции , не было единого систематизированного пантеона, однако былы общешумерские божества/

Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина. Шумеры называли ее Инанна. Одной из ее ипостасей, как "владычицы битвы", была война. Иштар возник у шумеров примерно в третьем тысячелетии до Р. Х. Некоторые ученые полагают, что именно к Иштар восходит образ греческой богини любви Афродиты.

История месопотамии-это история шумеров,аккадов,вавилонии и ассирии.-политеистические верования,шумеры создали оросительную систему изобрели письменность,заложили основы строительства городов, известный свод юридических законов, предписаний, (законы хаммурапи), религиозные мифы о всемирном потоке о сотворении мужчины глины и женщины.

Теогония-совокупность мифов о происхождении богов.




1. Представлены данные по лесному хозяйству
2. Тема- Частные производные первого порядка Частная производная функции имеет вид
3. Чем зигота отличается от гаметы а двойной набор хромосом б одинарный набор хромосом в образуется в
4. і На Україні рослина дуже популярна як серед знавців народної медицини так і серед пасічників оскільки мелі
5. НА ТЕМУ- ldquo;Культура США в XX столітті rdquo;
6. О мой отец Одиннадцать светил небесных А с ними солнце и луну Во сне я видел преклоненными пред мн
7. .Естетичні уявлення в первісному суспільстві Первісне суспільство охоплює значний період в історії людств
8. ВВЕДЕНИЕ Мотивация одна из важнейших проблем современной психологии и одна из самых интригующих и заг.html
9. ТЕМА Портфель вкладень у дочірні компанії включає Спеціалізований банк це банк- Відокремлений
10. 16с-Д.Меканик 2д-Болжамды д'лелдеу 'шін бірнеше рет пікір с'рау'а с'йенген сарапшылы' 'діс
11. Строительство и строительные материалы Методическое указание для выполнения контрольных
12. Живой организм представляет собой- открытую систему 2
13. Notes123 Джон Гришем Рождество с неудачниками Глава 1 Зал ожидания был битком набит усталыми путе
14. .1
15. Архив Лотмана Роль Рустама Аксененко в сохранении научного достояния
16. ПРАВОВИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТРУШ Ігор Валентинович УДК 346
17. РитмИкс. 10тилетию КЛУБА ПОСВЯЩАЕТСЯ Основа для гимна Классный мюзикл.
18. Это способность распознавать зрительные и слуховые образы понимать естественный язык умение обучаться
19. політична економія ввів до наукового лексикону франц економіст Антуан де Монкретьєн 1575 1621 який опубліку
20. тематике тест в 3 классе