Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы- плотные и пористые

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  2

Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор.

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс. Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

К плотным керамическим изделиям принадлежат:

1) фарфор твердый, масса которого почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упруго-звонкая, однородная, твердая, не поддающаяся действию ножа, в изломе раковистая, удельный вес 2,07-2,49. Он содержит каолин, или фарфор. глину, и сверх того — полевой шпат, мел и кварц. Полива состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и самая масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу: слабому до покрытия поливою и очень сильному после покрытия поливою.

2) Фарфор мягкий легче плавится, чем твердый; французский содержит массу почти стекловатую, с прозрачною свинцовою глазурью; масса английского состоит из каолина, кремнезема, гипса и костяного пепла. Полива состоит из мела, кремнезема, буры и окиси свинца, легче плавится чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.

3) Бисквит, то есть фарфор твердый, неглазурованный; масса такая же, как в фарфоре.

4) Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.

5) Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.

6) Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарные и нежные (Веджвуд). Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовою или борною поливою.

К пористым керамическим изделиям относятся:

1) Фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнеземом; покрывается прозрачною поливою, имеет основную массу непрозрачную, незвонкую.

2) Фаянс обыкновенный, называемый иногда майоликою, имеет массу красновато-жёлтую; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачною оловянною поливою.

3) Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и обращенного в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений, половых лещадок и пр.

4) Изделия гончарные обыкновенные, коих масса состоит из глины и глинистого мергеля с непрозрачною свинцовою глазурью.

5) Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: всякий кирпич, черепица, дренажные трубы, лещадки и пр.

Материалы Гончарного производства

Не входя в описание производства кирпича, фарфора и фаянса по отношению к обычным глиняно-гончарным изделиям, заметим, что их выделка состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия поливою, или глазурью.

Основным материалом для выделки всяких Г. изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокою степенью пластичности, тем не менее, одна не может быть употребляема на выделку Г. изделий, так как вследствие быстрого и неравномерного сжатия при обжигании изделия из неё трескаются и теряют свою форму. Недостаток этот уничтожается примесью разного рода веществ, которые уменьшают степень сжимания массы от действия огня. Вещества эти различны; так, для самых простых изделий употребляется песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожженной заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то для уничтожения сего недостатка прибавляют к массе какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твердым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных Г. изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щелочи, гипс и т. п. подмеси, которые, смотря по содержанию, могут быть иногда даже полезны для спекаемости массы и прочности изделий; но неизбежно необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зерен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и для того, чтобы могла быть употреблена в дело, её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных Г. изделий добытая соответственных качеств глина оставляется на один или лучше на 2 года на воздухе или в воде и тогда только может быть употреблена в дело, для чего первоначально мнется в деревянных ящиках, а на фабриках — особыми машинами, при чём очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокою или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в особого рода месильные машины.

Это деревянный ящик, в котором вращается железная ось с насаженными на неё ножами. При вращении ножи разрезывают куски глины, при чём проходящая через ящик струя воды мелкие её части уносит с собою в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются скорее всего грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается и отстой представляет собою вещество совершенно чистое, нежное и однородное. Теплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает, чем холодная. Куски кварца, полевого шпата, кремня и т.п. составные части, как тела очень твердые, первоначально накаливаются докрасна в печах и в таком виде бросаются в воду, чем увеличивается их хрупкость, а потому дается возможность измельчения их. По вынутии из воды их разбивают кулаками и измалывают на жерновах или под бегунами в порошок, который затем водою отмучивается так же, как и глина. Теперь остается полученные вещества смешать между собою как можно совершеннее. Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при определенных задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится особыми машинами, в которые всыпаются все составные части смеси и затем посредством находящихся в этих машинах ножей перемешиваются очень хорошо. Такое простое смешение, годное для выделки грубых изделий, для более тонких производится с помощью воды. Раствор, образованный из смеси составных начал с водою, не должен быть ни слишком густым, ни слишком жидким, так как в первом случае хорошее смешение будет затруднительно, а во втором — частицы оседали бы не вместе, а отдельно, сообразно своему удельному весу. Для смешения существует несколько способов. Наиболее легкий и практический следующий: для разведения водою каждого из составных веществ отдельно существуют особые резервуары, от которых проведены трубы с кранами в центральный чан. В этом чане на его стенках вбиты 3 колышка, из которых каждый обозначает высоту, до которой следует держать открытым кран из резервуара с каждою составною частью. Высота эта определяется расчетом — сообразно пропорции каждого вещества, заключающегося в массе. Когда наполнение окончено, тогда всю жидкость перемешивают старательно и затем через особый кран внизу чана выпускают в соответственный резервуар. Полученная таким образом масса, заключающая значительное количество воды, не может быть употреблена в дело ранее удаления из неё воды, для чего или 1) всю массу оставляют понемногу испаряться; или 2) массу наливают на плоские металлические сковородки и, поддерживая под ними огонь, воду выпаривают; или 3) воду удаляют посредством веществ, жадно вбирающих в себя воду, как, напр., обожженная глина, гипс и пр.; или 4) прибегают к фильтр-прессам; или 5) массу вкладывают в мешки и подвергают давлению пресса (этот способ дорогой, но непрактичный). Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков и влажности, поэтому её вновь перемешивают ногами и убивают трамбовкою, режут ножом на тонкие пластинки, которые складывают в кучу и вновь перерабатывают ногами.

Формовка изделий

Формование ведется очень различными способами, смотря по роду изделий.

а) Огнепостоянные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи. Лещади больших размеров делаются так: на деревянный стол кладется тонкий слой соломы (соломинки должны лежать крест-накрест, иначе образуются трещины); потом кладут раму или форму, сделанную с запасом на % усушки данной глины; наваливают внутрь её глину и утаптывают ногами, пока не наполнится вся форма. В случае надобности добавляют глину, но не по краям формы, а всегда на середине, и по срезке ножом неровностей посыпают песком, который вместе с тем предохраняет от растрескивания. По мере усушки глины, начинают белеть углы плиты, и когда глина под пальцем не поддается, тогда снимают форму, понемногу передвигают плиту с места на место, и когда бока её побелеют совершенно, то лещадь ставят вертикально, сырою плоскостью к какому-либо предмету, препятствующему быстрому высыханию, а не наружу. Плавильные тигли требуются одного размера, а потому выдавливаются в формах. Тигли для плавления стали приготовляются прессованием: чугунную форму (внутри отполированную) набивают глиною, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля, отчего масса уплотнится и тигли получатся все одной меры (см. Графитовые тигли). Этот способ пригоден для тиглей небольших размеров, если же требуются большие горшки, напр. для варки стекла, тогда поступают так: на столе, покрытом холстом или рогожею, выбивают колотушкою дно желаемой толщины и вокруг него устанавливают форму тигля, обложив её прежде мокрым холстом. Мастер входит в форму и утаптывает дно ногами, от центра к окружности, заставляя известную часть глины приподняться и образовать нижнюю часть стенок тигля; потом уже руками приклепываются к верху нужные части стенок до самого верха, наблюдая, чтобы стенки имели желаемую толщину. Когда при высыхании горшок побелеет весь, его кладут на бок на верхней полке; тут он высыхает окончательно. Летом горшки поспевают в 4 недели, а зимою в 6 недель.

б) Черепица. Она бывает весьма разнообразной формы и величины; но все видоизменения представляют собою 2 типа: плоская и желобчатая. Плоская черепица обыкновенно длины 12-18 дюйм. (30 — 45 см); ширина 6-8 дюйм. (15 — 20 см) и толщ. ½ — ¾ д. (1.3 — 2 см), приготовляется различным образом (см. Черепица). — в) Изразцы. Выделка изразцов начинается с приготовления из комьев поднесенной глины пластинок, скалок и ободов. Первые изготовляются на формовальных колодках требуемого рисунка, если это будут изразцы карнизные, а ободки — на Г. станке, описываемом при формовке горшков. Для выделки изразцов имеются 4 колодки, с помощью которых можно выделать все сорта изразцов. Колодки делаются из березовых досок, должны быть гладко выструганы и карнизы опилены. Деревянная лопатка, нож и тонкая проволока довершают остальной инструмент. Сборку отдельных частей изразцов делают так: на колодку кладут пластинку и на неё накладывают обод, который вдавливают лопаткою или приколачивают до той поры, пока высота обода не сделается требуемой меры, и тогда изнутри и снаружи обод обкладывается скалками или лентами, которые работник прижимает для соединения в одно целое с отвесными его стенками, придавая им желобчатую форму. Остается только в поперечных стенках обода сделать гвоздем отверстия для вкладывания железных анкеров при связке печей и отнести изразец в сушильню. Формовка украшений делается одновременно со сборкою изразцов в особых гипсовых или деревянных формах, в которых вытискиваются изразцы с требуемыми на их поверхности изображениями с помощью пресса. Сушка изразцов продолжается от 4 ½ — 5 суток. После сего поверяют линейкою правильность лицевой плоскости изразца, если нужно стругают, а углубления заполняют теми же стружками, смоченными водою. г) Дренажные трубы формуются редко руками, а в основном машинами; размеры их бывают различны — от 1 до 21 дюйма (от 2.5 до 53.3 см) в диаметре, при толщине стенок от 1/2 до 2 дюймов (1.3 — 5 см) с муфтами. Во Франции в большом употреблении ручная машина в сельском хозяйстве. Она состоит из ящика, в который накладывается глина и движется сверху вниз поршень, нажимаемый рычагом, которого конец может быть укреплен к стене или дереву. В одной из стенок ящика имеется отверстие, в которое вставляются формы труб нужного диаметра; при нажимании рычага поршень давит на глину, которая выходит из сказанного отверстия ящика и формы в виде трубы, для принятия которой лежит ряд смоченных водою деревянных валиков, по которым легко движется труба. Для разрезания опускается рама с натянутыми проволоками, составляющая принадлежность машины (подробнее см. статью: Трубы гончарные и дренажные).

д) Горшки. Выделка производится на гончарном станке (фиг. 2) — инструменте очень древнем, так как устройство его было известно египтянам ещё за 1900 л. до н. э. Это стол на 4 ногах, книзу раздвинутых и соединённых перекладинами.

В одной из них укреплен чугунный пятник, в котором вращается вертикальный железный четырёхгранный стержень. На нижнем его конце насажен наглухо деревянный круг диам. 1 арш. (71.1 см) 2 вершк. (8.9 см), а на верхнем конце его, проходящем и укрепленном к верхней доске стола, насажен наглухо небольшой деревянный кружок, на котором и производятся все работы. Ногами рабочий поворачивает в любую сторону нижний круг, а руками на верхнем кружке придает глине желаемую форму. Чтобы сделать совершенно ровную поверхность горшка, обтачивают его деревянным ножом, потом срезают с формовального круга ниткою, снимают и относят в сушильню или оставляют в том же помещении, наблюдая, чтобы сырые горшки стояли на нижней полке до тех пор, пока не окрепнут так, что от давления пальца не будет оставаться знаков; гончары говорят в таком случае, что горшки провяли. Такие горшки ставятся на верхнюю полку, где и стоят до тех пор, пока не начнут при ударе палочкой издавать чистого звука, после чего ставятся на печь, где и остаются уже до самого обжига. Формовка горшков, из которых делаются легкие перегородки (нежилых помещений) и своды, производится на том же станке. Горшки этого рода имеют коническую или цилиндрическую форму. В них бывает одно дно квадратное, другое круглое, в которых делаются отверстия для предупреждения, дабы не лопались при обжиге. Для лучшей связи с раствором на наружной поверхности таких горшков делаются рубцы. Размеры их бывают от 4 ½ до 10 дюйм. (11.4 — 25.4 см) выс. и от 4 ½ −5 ½ дюйм. (11.4 — 14 см) в диаметре.

е) Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной высушке изделия подлежат обжигу. Выделываемые под этим названием терракотовые плитки для полов покрываются ещё слоем в 1/3 дюйм. (8.5 мм) толщ., наиболее крепким (после обжига), разных цветов и составляющим особенность разных заводов. Лучшие изделия выделываются в Бельгии; у нас очень хорошие произведения этого рода выделываются на нескольких заводах.

ж) Каменная посуда делается из огнеупорной глины, содержащей 74 % кремнистых частей, или из жирной лепной, содержащей 60 % кремнезема. Глина эта фиолетового или голубого цвета, а изделия из неё серого, бурого и белого цветов; отличаются от глиняных горшков раковистым и зернистым изломом, непроницаемостью для воды; выдерживают без изменения быстрые перемены погоды; нечувствительны на действия разного рода химических составов, легко вынося без изменения формы температуру выше ярко-красного каления, и обладают при незначительной толщине большою твердостью. Для заводов каменная посуда бывает натурального желтовато-красного цвета, для общежития же — разных цветов, от светлых до чёрного.

Обжигание Гончарных изделий

Обжигание Гончарных изделий производится в троякого рода печах: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые Г. изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. Стоячая печь обыкновенно цилиндрической формы, покрыта сводом и имеет дымовую трубу (см. Фарфор). Лежачая, или закальная, печь представлена на фиг. 3 в статье Глина. Кроме этих печей, употребляют ещё особого рода, называемые горном, служащие для обжига простых гончаров. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Хотя в последнем случае горшки обжигаются и лучше, но зато в печь входит их очень немного. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Описанный способ — самый первобытный, как и изделия, из него получаемые. Некоторое улучшение заключается в муравлении, то есть покрытии внутренней поверхности горшков нерастворимой блестящей корой. Это делается так: во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы (см. глазурь). При обжигании соблюдается общее правило, чтобы температуру в печи в начале держать весьма долго низкою, и уже когда изделия получат совершенно чистый звон, то температуру начать возвышать медленно до красного каления; потом поднимают её до белого каления и в этом жару продерживают от 18 до 36 час. Через отверстие в печи, заткнутое пробкою из огнеупорной глины, наблюдается действие огня, и по вкладываемым туда малым образцам судят о степени обжига всей печи. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют на 4 отдельных сорта. Первый сорт составляют изделия отличной выделки, правильной формы, чистоты рисунка, не имеющие трещин, пятен, царапин и неправильных оттенков красок; второй сорт — с очень малыми недостатками, но во всяком случае изделия очень хорошей отделки; третий сорт, брак, составляют изделия нечистой отделки, покоробленные, с испорченной или неровной глазурью, но могущие быть употребленными в дело, и четвёртый сорт — совершенно негодные, изломанные и проч., употребляемые как шамот.

Нанесение глазури

Некоторые изделия Гончарного производства не покрываются поливою, например огнеупорные кирпичи, лещади, черепица, горшки, терракота и т. п., остальные же обыкновенно покрываются глазурью. Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагою. Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.




1. Небо здесь была такая группа
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук2
3. статья кладет начало серии сопряженных взаимосвязанных материалов посвященных реформированию регионально
4. Задание- Стендовые испытания дизеля воздушного охлаждения мощностью 170квт 2
5. Особенности корпоративных финансов
6. сомножителей которая при дифференцировании упрощается а за dv выбирается та часть подынтегрального выражен
7. . Порядок расчета сумм амортизации в налоговом учете Метод.
8. Методы и приемы в обучении биологии
9. кВт cos~ tg~ Кс Рр кВт Qр кВАр Qку кВАр
10. Отпусти ты старче меня в мореДорогой за себя дам откуп-Откуплюсь чем только пожелаешь.html
11. Понятие, сущность и виды юридических лиц РБ
12. Тема6Первая помощь при переломах костей конечностей1
13. тема сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества обязательств орга
14. ТЕМА- Расчет времени обработки партии изделий Производственный цикл ПЦ это законченный круг производс
15. Тема Разработка интернетмагазина для ООО Компас ВВЕДЕНИЕ С недавним же появлением глобальной
16. Признаки и показатели преступности
17. Темари
18. Компьютер и окружающий мир
19. Во время весенней посадки их корни укорачивают до 30 см
20. КОВЫРЯЛОЧКА Носок ~ пятка пе ~ ре топ Носок ~ пятка пе ~ ре топ Вот какие молодцы ~ Мы танцоры ~