Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Теоретические основы использования игры в учебном процессе [3

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

PAGE   \* MERGEFORMAT5


Оглавление

[1] Оглавление

[2]
Введение

[3] Глава 1. Теоретические основы использования игры в учебном процессе

[3.1] 1.1 История, содержание и функции игры

[4] Глава 2. Эмпирическое исследование использования игры в учебном процессе

[4.1] 2.1 Выбор методик и организация исследования

[4.2] 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов

[5] Заключение

[6] Список использованной литературы:

[7] Приложение:


Введение

Игра -  один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления человека. Игра помогает адаптации и развитию детей, снижает тревожность, создает у них положительный настрой в процессе обучения и воспитания, поэтому тема игры в педагогическом процессе очень актуальна.

Изучение ее воспитательных возможностей на протяжении долгих лет существования наук о человеке (этнографии, педагогики, философии, психологии, социологии) представляло интерес для многих ученых. Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований В.Штерна, К.Грооса, Дж.Дьюи, Ст.Холла, З.Фрейда, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.П.Усовой, А.А.Рояк, Т.А.Репиной и многих других.

Цель работы – изучить степень влияния игры на уровень усвоения знаний.

Объектом данной работы является учебный процесс.

Предметом же исследования является игра в учебном процессе.

На основе изученной  литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза о том, что в процессе игры учебный материал усваивается лучше.

Были поставлены следующие задачи:

  1.  Дать сущностную характеристику понятию «игра»;
  2.  Определить роль игры в учебном процессе;
  3.  Подобрать методы и методики исследования;
  4.  Провести эмпирическое исследование;

В ходе исследования нами применялись следующие методы исследования.

1. Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические методы: тестирование, наблюдение.

3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ)

Для тестирования мы использовали задания, составленные на основе математической викторины для подготовительной группы детского сада по пройденному на занятии материалу.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы использования игры в учебном процессе

1.1 История, содержание и функции игры

Как возникла игра как способ решения затруднений в деятельности, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека? Д. Б. Эльконин предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Так, на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, кто себя проявил, и как всё происходило. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры. В этих случаях происходит выделение из целостной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной, в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, передачи информации, коллективного образования. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры [19].

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

- наличие магического смысла

- имитация реальной трудовой деятельности;

- разыгрывание ролей;

- осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации.

С развитием общества, со сменой формации ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: спортивные игры и игры театрализованные. Игра рассматривается как феномен культуры.

Игра становится важнейшей частью досуга народа. В ней проявляется смекалка, ловкость, юмор участников. Она - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

  1.  коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения;
  2.  обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;
  3.   релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;
  4.  компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни;
  5.  развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  6.   психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
  7.   функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал. [19].

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: воля, познавательные процессы, эмоции, чувства, интересы, потребности. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присущи все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Каково же содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами [20].

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно [20].

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

1.2 Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры [12].

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне  радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия [20].

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными [20].

Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это, для детей среднего дошкольного возраста, является нелегкой задачей [20].

Еще один вид игр – дидактический. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению; решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи, на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение такой игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль [20].

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский. Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей [12].

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. А. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал он, использоваться в воспитании детей [19].

Изучение современной педагогической литературой игры позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В процессе игры не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших, она должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы [12].

В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и др.

Важно отметить, что игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).

1.3 Роль игры в педагогическом процессе

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать [1].

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе [8].

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и  взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры? Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное - учёба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства [10].

В школьном возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде.

Игра - наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е., в известной степени, слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [9].

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр [20].

Игра – отражение жизни. В этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным [12].

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны [9].

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе [19].

С. А. Шмаков в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить [18].

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

Выводы по главе 1

Еще с древних времен игрой была пронизана вся деятельность человека. Не потеряла она своего значения и в современном обществе, игровые методы используются для решения самых разнообразных задач. Особую роль она играет в педагогическом процессе. Игра выполняет такие функции как: обучающая функция, развлекательная функция, коммуникативная функция, релаксационная функция, психотехническая функция, функция самовыражения, компенсаторная функция.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Так же особое место игра занимает в подготовке детей к школе. Поэтому очень важно ее не недооценивать.


Глава 2. Эмпирическое исследование использования игры в учебном процессе

2.1 Выбор методик и организация исследования

По нашему мнению, в процессе игры учебный материал усваивается лучше. На основе этого мнения мы предполагаем, что дети подготовительной группы детского сада, занятие с которыми было построено в игровой форме, покажут более высокие результаты по усвоению материала, чем дети, с которыми занятие было проведено в форме простой подачи материала. Для того чтобы выяснить, так ли это на самом деле, было проведено исследование зависимости усвоения материала от метода его подачи.

Цель данного исследования состоит в следующем: изучить степень влияния игры на уровень усвоения знаний.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1. Выбрать методы и методики исследования;

2. Провести эмпирическое исследование;

3. Выявить наличие или отсутствие зависимости между методом подачи материала и степенью его усвоения.

В данной работе объектом исследования является учебный процесс. Предметом – игра в учебном процессе.

Исследование проводилось  в МДОУ № 66 г. Набережные Челны в подготовительных группах. В исследовании принимало участие двадцать детей. Возраст испытуемых 6 - 7 лет. Из группы детей, с которыми проводилось занятие в игровой форме, и из группы, с которыми проводилось занятие в форме простой подачи информации, были составлены две команды по 10 человек (соответственно команда 1 и команда 2).

Исследование было реализовано с помощью эмпирических методов, таких, как метод наблюдения и метод тестирования.

  1.  Метод тестирования.

Мы использовали материалы математической викторины, из которых были составлены задания. Нами были выделены три критерия оценки:

1. Навык количественного и порядкового счета в пределах десяти (задание № 2 и № 4.1);

2. Знания о геометрических фигурах (задание № 1 и № 4.2);

3. Умение решать примеры на сложение и вычитание (задание № 3).

Математическая викторина (смотри Приложение. 1)

Первое задание

Команды получают карточки с графическим изображением (по 3). Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из деревянных палочек.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием. (Правильный ответ – 1 балл, команда, закончившая первой, получает дополнительные 0,5 балла).

Второе задание

Команды стоят напротив друг друга, в руках у каждого цифры от единицы  до десяти. Ведущий посередине с набором цифр.

Ведущий поднимает число (по очереди для каждой команды по три раза), и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа. (Правильный ответ – 2 балла, верно только один - 1 балл, не верно – 0 баллов).  

Третье задание

Участники получают карточки с математическими примерами, в которых пропущены знаки «+» или «-». Каждому участнику карточка на 2 примера.

Выигрывает  команда, которая быстрее и правильнее заполнит пропуски. Карточки раздаются индивидуально каждому по два примера на карточке. ( Правильный ответ – 0,5 балла, команда, закончившая первой, получает дополнительные 0,5 балла).

1 … 1 = 2

3 … 1 = 2

4 … 1 = 5

5 … 1 = 4

3 … 1 = 4

6 … 1 = 5

2 … 2 = 4

4 … 2 = 2

3 … 2 = 5

5 … 2 = 3

4 … 2 = 6

6 … 2 = 4

5 … 2 = 7

7 … 1 = 6

6 … 2 = 8

8 … 1 = 7

7 … 2 = 9

9 … 1 = 8

8 … 2 = 10

10 … 1 = 9

7 … 1 = 8

6 … 1 = 5

9 … 1 = 10

9 … 1 = 8

5 … 1 = 6

7 … 1 = 6

4 … 1 = 5

6 … 1 = 5

3 … 2 = 5

8 … 1 = 7

2 … 2 = 4

5 … 1 = 4

3 … 1 = 2

7 … 1 = 8

4 … 1 = 3

2… 1 = 3

Четвертое задание

У каждого ребёнка листок с графическим изображением геометрических фигур.

Детям предлагается стать «волшебниками» и «оживить» геометрические фигуры - дорисовать их до изображения какого-либо предмета.

Пятое задание

Команды встают напротив друг друга. Задание для каждой команды на отдельных ватманах. Для каждой по 2 задания.  (Каждое задание оценивается отдельно. Верно - 1 балл, не верно- 0 баллов, команда, закончившая первой, получает дополнительные 0,5 балла).

Задания для команды 1

Задания для команды 2

Найти потерявшиеся цифры

Найти потерявшиеся цифры

2

4

6

10

1

3

5

7

Найти закономерность и дорисовать недостающую фигуру.

?

?

  1.  Метод наблюдения.

Было проведено наблюдение за детьми в ходе тестирования. Особое внимание уделялось таким аспектам как активность, умение взаимодействовать в группе, скорость реакций и творческое мышление.

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов

В ходе исследования были получены следующие результаты:

  1.  По результатам наблюдения было выявлено:

В первом задании дети команды 1 четко взаимодействовали друг с другом в построении заданных фигур. В то время как в команде 2 наблюдалось некая несогласованность.

Во втором задании дети команды 1 хоть и ошибались, но быстрее исправляли ошибки.

Третье задание далось детям сложнее, но команда 1 быстрее справилась с заданием.

В четвертом задании в сумме у команды 1 несовпадающих образов оказалось больше.

С пятым заданием обе команды справились хорошо, но команда 1 закончила быстрей и работала слаженней.

Из этого мы можем сделать вывод что дети, занятие с которыми проводилось в игровой форме, лучше взаимодействовали друг с другом, быстрее справлялись с заданиями, в последнем задании придумали большее количество образов, общая динамика работы была выше, чем у детей, с которыми занятие было проведено в форме простой подачи материала.

  1.  По результатам обработки данных заданий тестирования (смотри приложение 2) были получены следующие данные:

Таблица 2.1

Соотношение уровня усвоения материала по отдельным критериям

Команда

Критерии

Навыки счета в пределах 10

Знания о геометрических фигурах

Умение решать примеры на сложение и вычитание

1

6,5

5

9

2

5

4

7,5


Эти данные можно представить наглядно:

(Рис. 2.1)

Рис. 2.1 Соотношение уровня усвоения материала по отдельным критериям.

Данная методика выявила, что дети в группе, в которой было проведено занятие в игровой форме, показали более высокие показатели навыков счета, знания геометрических фигур, умения решать примеры на сложение и вычитание.

В целом же были получены следующие данные:

Таблица 2.2

Общий уровень усвоения знаний в процентах

Команда

Общий уровень усвоения знаний в процентах

1

89

2

72

Это можно отобразить на рисунке:

(Рис 2.2)

Рис. 2.2 Общий уровень усвоения знаний в процентах.

То есть на данном графике мы видим, что и общий уровень усвоения знаний детьми в первой группе, где использовались игровые методы обучения, выше, чем у детей со второй группы.

То есть мы подтвердили нашу гипотезу о том, что в процессе игры учебный материал усваивается лучше. И дети подготовительной группы детского сада, занятие с которыми было построено в игровой форме, показали более высокие результаты по усвоению материала, чем дети, с которыми занятие было проведено в форме простой подачи материала.

Выводы по главе 2

В результате реализации всех ранее поставленных задач исследования, цель исследования подтвердилась. На основе анализа полученных данных мы делаем вывод, что использование игры в учебном процессе положительно влияет на усвоение детьми знаний: навыки счета, знание геометрических фигур и умение решать примеры на сложение и вычитание у детей группы, с которой занятие было проведено в игровой форме, лучше, чем у детей, с которыми занятие проводилось в форме простой подачи материала. И общий уровень усвоения знаний у первой группы выше, чем у второй. Так же дети первой группы проявили себя более активными, дружными, умеющими прислушиваться к мнению товарищей, и творчески мыслить, показали более высокую скорость в выполнении заданий. У детей второй группы это тоже присутствует, но меньше проявляется.

С нашей точки зрения, данный факт можно интерпретировать как подтверждающий первоначальную рабочую гипотезу.

Но так как исследование проводилось на относительно небольшой выборке детей, для более компетентных выводов мы считаем необходимым более масштабное исследование.


Заключение

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра - наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

В игре ребёнок полностью раскрывается, и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче.

В своем исследовании мы поставили целью изучить степень влияния игры на уровень усвоения знаний. Мы выяснили, что дети, с которыми проводилось занятие в игровой форме, показали более высокие результаты по усвоению знаний как в целом, так и по отдельным критериям. Так же дети первой группы проявили себя более активными, дружными, умеющими прислушиваться к мнению товарищей, и творчески мыслить, показали более высокую скорость в выполнении заданий. У детей второй группы это тоже присутствует, но меньше проявляется.

Из этого мы делаем вывод, что игра является мощным педагогическим инструментом в учебном процессе.

Список использованной литературы:

  1.  Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 359 с.
  2.  Бабанский К. С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.: Педагогика, 1995. – 435 с.
  3.  Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 435 с.4
  4.  Баранов С. П. Сущность процесса обучения. – М.: Просвещение, 1998.–231с.
  5.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: /пер. с англ. Берн Э. Л., Лениздат – 1992.
  6.  Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.:Речь, 2004. – 272 с.
  7.  Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения. – М.: Педагогика, 1997. – 387 с.
  8.   Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с.
  9.  Крупская Н.К. Педагогическая теория. М., 1987.
  10.   Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
  11.   Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982г.
  12.   Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с.
  13.   Николенко Л. А. «Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации». - Псков, 1997г.
  14.   Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. – М.: Новгород, 2000. – 192 с.
  15.   Сиденко А. "Игровой подход в обучении"// Народное образование. - 2000. -  № 8. - С. 134 - 137.
  16.   Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 352 с.
  17.   Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». -  М.: Педагогика, 1989г.
  18.   Шмаков С.А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей – М., Магистр – 1992
  19.   Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256 с.
  20.   Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.


Приложение:

Приложение 1

Математическая викторина

Цели:

Обучающие:

  1.  Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  2.  Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  3.  Закрепить умение отгадывать математические загадки;
  4.  Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание.

Развивающие:

  1.   Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
  2.   Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
  3.   Способствовать формированию расширенного кругозора;

Воспитательные:

  1.  Доставить детям радость от проведения совместных развивающих, интеллектуальных игр;
  2.  Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
  3.  Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;
  4.  Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;
  5.  Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Обеспечивающий (раздаточный) материал:

  1.  Наборы цифр, ватман, маркеры;
  2.  Простые карандаши;
  3.  Деревянные палочки и карточки с графическим изображением фигур;
  4.   Цифры для детей и ведущего от 1 до 10;
  5.  Карточки с примерами на сложение и вычитание;
  6.  Карточки с графическим изображением геометрических фигур для конкурса «Волшебники»;
  7.  Плакаты-задания для конкурса капитанов;
  8.  Призы.

Ход викторины.

  1.  Организационный момент:

Какая викторина, поприветствовать гостей, цели викторины, подготовка (рассаживаемся правильно), формируются две команды УМНИКИ и ЗНАЙКИ, выбираются капитаны команд.

  1.  ВСТУПЛЕНИЕ

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Добрый вечер, уважаемые гости! Совсем скоро наши любимые дети станут первоклассниками. Сегодня мы решили провести небольшое испытание для наших подготовишек, чтобы посмотреть, как они ответственно и серьезно готовятся к поступлению в 1-й класс.

Вы самые дорогие для них люди и мы пригласили вас поболеть за своих детей.

Сейчас я представлю  вам 2 команды.

Давайте поприветствуем их:

Команда УМНИКИ. Капитан ____________________.

Команда ЗНАЙКИ.  Капитан_____________________.

Для оценки конкурсов я представляю компетентное и объективное жюри:

1.________________________

2.________________________

3.________________________

4.________________________

Итак, наша ВИКТОРИНА начинается (команды стоят напротив друг друга).

3. КОНКУРСЫ:

3.1 Первый конкурс «РАЗМИНКА» (отвечать можно хором)

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)

   Вопросы команде УМНИКИ:

  1.  Сколько дней в неделе (7);
  2.  Корова в детстве (теленок);
  3.  Сказочный мальчик с деревянным носом (Буратино);
  4.  Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
  5.  Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);
  6.  Прибор для измерения времени (часы);
  7.  Колобок, обросший иглами (ёжик);
  8.  В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
  9.  Соседи числа 6 (5 и 7);
  10.  Как называется наш город? (Набережные Челны).

Вопросы команде ЗНАЙКИ:

  1.  Сколько месяцев в году (12);
  2.  Лошадь в детстве (жеребёнок);
  3.  Сказочная девочка с голубыми волосами (Мальвина);
  4.  Что нужно делать, если случится пожар? (позвать на помощь и позвонить 01);
  5.  Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
  6.  Прибор для глажки белья (утюг);
  7.  Курица в детстве (цыпленок);
  8.  В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
  9.  Соседи числа 8 (7 и 9);
  10.  Страна, где мы живем? (Россия).

Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать наш конкурс.

Команды занимают места за столами.

3.2 Второй конкурс «КТО БЫСТРЕЕ?»

Команды получают карточки с графическим изображением. Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из деревянных палочек.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.

3.3 Третий конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ»

Ребята, в детском саду мы часто играем в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания. На столах у вас наборы цифр. Я буду задавать вопросы, а вы должны будете выбрать цифру, соответствующую правильному ответу, и поднять её. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

  1.  Сколько глаз у человека? (2);

  1.  Сколько дней в неделе? (7);

  1.  Как-то, ночью под кусточком

    Грибы выросли опять.

   2 грибочка и 3 грибочка

  А всего их ровно …. (5);

  1.  Над рекой летели птицы:

     Голубь, щука, 2 синицы.

     Сколько птиц? Ответь скорей! (3);

  1.  У животного:  2 правые ноги,

     2 левые ноги,

     2 ноги спереди,

     2 ноги сзади.

     Сколько ног у животного? (4);

А сейчас я приглашаю команды поиграть.

3.4 Четвёртый конкурс-игра «ЖИВЫЕ ЦИФРЫ»

(Физкульт-разминка, без оценки жюри)

Команды стоят напротив друг друга, в руках у каждого цифры от 1 до 10.

Ведущий посередине с набором цифр.

Ведущий поднимает число (по очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа. (3-4 раза);

3.5 Пятый конкурс «ПЛЮС и МИНУС»

Участники получают карточки с математическими примерами, в которых пропущены знаки «+» или «-».

Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее заполнит пропуски, участник, выполнивший задание, возвращает карандаш, вместе с ответами.

1 … 1 = 2

3 … 1 = 2

4 … 1 = 5

5 … 1 = 4

3 … 1 = 4

6 … 1 = 5

2 … 2 = 4

4 … 2 = 2

3 … 2 = 5

5 … 2 = 3

4 … 2 = 6

6 … 2 = 4

5 … 2 = 7

7 … 1 = 6

6 … 2 = 8

8 … 1 = 7

7 … 2 = 9

9 … 1 = 8

8 … 2 = 10

10 … 1 = 9

7 … 1 = 8

6 … 1 = 5

9 … 1 = 10

9 … 1 = 8

5 … 1 = 6

7 … 1 = 6

4 … 1 = 5

6 … 1 = 5

3 … 2 = 5

8 … 1 = 7

2 … 2 = 4

5 … 1 = 4

3 … 1 = 2

7 … 1 = 8

4 … 1 = 3

2 … 1 = 3

3.6 Шестой конкурс «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Команды встают напротив друг друга.

Задание для капитанов на отдельных ватманах.

Для каждого капитана по 3 задания (команда может помогать)

Задания для капитана команды УМНИКИ

Задания для капитана команды ЗНАЙКИ

  1.  Найти потерявшиеся цифры

  1.  Найти потерявшиеся цифры

2

4

6

10

1

3

5

7

  1.  Посчитать все треугольники и записать ответ в квадратике:

2

2

5

1

4

5

3

1

4

3

  1.  Найти закономерность и дорисовать недостающую фигуру.

?

?

  1.  Седьмой конкурс «ВОЛШЕБНИКИ»

(без оценки жюри) Дети садятся за столы.

Пока жюри подводит итоги, проведем конкурс «ВОЛШЕБНИКИ».

У каждого ребёнка листок с графическим изображением ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ фигур.

Детям предлагается стать «ВОЛШЕБНИКАМИ» и «ОЖИВИТЬ» геометрические фигуры - дорисовать их до изображения какого-либо предмета.

3.8 Викторина для болельщиков «ШАР или КУБ»

Отвечая на предложенные вопросы, нужно сделать выбор между шаром или кубом и только ними (или производными от них).

  1.  Какая бывает молния?                           (ШАРОВАЯ)
  2.  Как иначе называют объём помещения?  (КУБАТУРА)
  3.  Очень распространённый тип авторучки? (ШАРИКОВАЯ)
  4.  Как называется жилое помещение для судовой команды? (КУБРИК)
  5.  Вертясь, стремительно катиться с горы.   (КУБАРЕМ)
  6.  Как называется знаменитая игра-головоломка венгра Рубика? (КУБИК РУБИКА)
  7.  Род юмористической загадки    (ШАРАДА)
  8.  Назовите тип подшипников   (ШАРИКОВЫЕ)
  9.  Как называют третью степень любого числа? (КУБ)
  10.  Какую форму имеют конфетки и витамины в драже? (ШАРООБРАЗНУЮ)

4. Физкультминутка «ДВИЖЕНИЯ»

Пока жюри подводит окончательные итоги, проведем физкультминутку «ДВИЖЕНИЯ.

Мы ногами ТОП – ТОП

Мы руками ХЛОП – ХЛОП

Мы глазами МИГ – МИГ

Мы плечами ЧИК – ЧИК

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали

Руки к верху все подняли

Опустили, постояли

И еще раз поплясали.

Вот подошла к концу наша МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА. И я предоставляю слово жюри.

5. Подведение итогов Математической Викторины

Вы все были просто САМЫЕ НАСТОЯЩИЕ умники и знайки. Все участники игры награждаются призами. Благодарим всех участников, болельщиков и членов жюри. И ждем встречи на следующих конкурсах!!!

Приложение 2

Таблица результатов обеих команд по каждому заданию

Команда

Номер задания

Задание

№ 1

Задание

№ 2

Задание

№ 3

Задание

№ 4.1

Задание

№ 4.2

1

3,5

5

9

1,5

1,5

2

3

4

7,5

1

1




1. Гипоидные передачи
2. Экз.01;ЭЭ.02;1 _____ ~ вид таксисов выражающийся во врожденной реакции животного на влажность среды Гидротакс
3. 28 м 2800 Ширина ~ 528 м 5028 Общая площадь металлического каркаса ~ 132 м 13028 Рекламное полотно- Площадь л.html
4. Audi
5. Статья- Опыт социологического сопровождения избирательных кампаний
6. Trnsports - на турецком языке
7. Гидравлика с основами аэродинамики Стадия Лист Листов Пров
8. .1 Понятие досрочной трудовой пенсии по старости 5 1
9. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ вариант 1 Анализ и прогнозирование финан
10. Задание к теме 6 Политэкономия К
11. Эволюция социологических теорий городского развития
12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛ
13. Тема 1 Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права
14. URU Зигмунд Фрейд
15. Ася Если ты знаешь почему ты когото любишь это значит что ты его не любишь
16. Введение 01
17. ТЕМА- ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
18. Ступени были подведены итоги Всероссийского конкурса проектов по контролю качества образования в вузах к
19. Іммануїл Кант. Критика чистого розуму Студента 1 курсу 2 групи- Жук
20. научного и собственно философского знания в его удивительной глубине тонкости и масштабности