Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений

Работа добавлена на сайт samzan.net:


31.Социальная  философия. Взаимодействие социальной философии с общественными гуманитарными науками.

Социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии.

Предмет социальной философии.Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии.

Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления: Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.Основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом.

Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.

1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.

2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.

Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Соотношение социальной философии с другими общественными науками носит диалектический характер, обусловленный их взаимной связью и взаимодействием. Влияние социальной философии на такие науки, как экономика, социология, политология, история, право, статистика и т.д., обусловлено прежде всего тем, что социальная философия рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки. В соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме. В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Вместе с тем социальная философия выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса.

32.Национальная идея. Ее стабильность и отличие от идеологии.

Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов. Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования. Часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа. Национальная идея приводит теоретические, идеологические основы национального сознания. Она должна стать адекватной совре-ним национальным и мировым процессам, быть включенной в них, осмысленной в их контексте, в достаточной степени скорректированной. Поэтому национальная идея должна определить и одновременно отразить, воплотить национальные интересы, цели, приоритеты.Национальная идея отражает глубинный уровень национального сознания, совокупность ценностных установок нации, определяет направление мышления народа, его способность чувствовать и действовать созвучно национальным интересам. Проявляясь как своеобразный духовный склад народа, его менталитет, формируясь под влиянием традиций, культуры, социальных структур, всего исторического среды национального бытия человека, и одновременно воздействуя на них, национальная идея становится источником культурно-исторической динамики нации, определяющим фактором ее политической жизни. Национальная идея как наиболее простая и доступная форма общественного объединения людей самоутверждает нацию, обеспечивает ей единство, свободу и независимость. Рост социальной роли национальной идеи объясняется секуляризацией (секуляризация-процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм) современной жизни, расширением демократии, возрождением духовности и культуры нации

Идеология (idea – прообраз, идея; и logos – слово, разум, учение):

  1.  система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу;
  2.  система идей, представлений, взглядов, характеризующая воззрения на социально-политическую и иную жизнь какой-л. социальной группы, класса, политической партии, общества;
  3.  понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути;
  4.  обосновывая и выражая интересы, указывая пути их осуществления и предлагая соответствующие образцы поведения, идеология объединяет индивидов, в единую общность. Наиболее ярко интеграционная функция идеологии проявляется в национальных идеологиях, стремящихся сплотить всех представителей нации для достижения общих целей.

Выходит, что идеология способствует объединению людей с определёнными взглядами и мировоззрением в соответствующие социальные группы, классы, политические партии. Если же рассматривать процесс объединения людей в идеологические группы в целом с позиции общества, то любая идеология, как таковая, разделяет единое общественное пространство на группы людей с различными, а порой и конфликтующими взглядами, идеями и т.п.

Получается, что идеология, с одной стороны, объединяет людей в группы, а с другой – разделяет общество на группы, клейстеры. При этом, чем более высокий уровень «идеологической накачки» в группах, тем выше конфликтная среда и сильнее их противостояние: ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики. Идеология фундирована конфликтной природой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели «враг-друг», кристаллизирующей сторонников той или иной идеологии. Степень разработанности и наглядности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплочённости социальной группы – носителя идеологии.

33.Концепция «информационного общества»

Информационное общество(термин «информационное общество» появилась в 1961 году в Японии) — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

  1.  увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества
  2.  возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте
  3.  нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ
  4.  создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

  1.  развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

Предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям (У. Мартин).

  1.  Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  2.  Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  3.  Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  4.  Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  5.  Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

34.Философия экзистенциализма и ее разновидности. Ж.П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным(Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.). Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Принципы экзистенциализма. 1. Приминительно к человеку,существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по-ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. 2. Существование человека-это свободное существование. Свобода подразумевается не как "свобода духа",а "свобода выбора",которую никто не может отнять у человека. 3. Существование человека включает в себя ответственность. Ответственность не только за себя,но и за окружающих. 4. Временное и конечное существование. Человеческое существование-это бытие обращённое в смерть.

Содержание учения.Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля:Экзистенциальная философия — это философия бытия человека

Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция (вопрос существования человека).

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией(сущность человека). Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

Понимание человека.В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

35.Герменевтика и структурализм как методы научного исследования.

Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.

Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.

Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

Структурализм. Структурализм, буквально, в переводе, означает: "учение о структуре". В качестве теории структурализм возник в 20-е годы ХХ столетия и представляет собой междисциплинарное направление, получившее, впоследствии, философскую интерпретацию. Главная цель структурализма - выявление структуры как совокупности отношений, остающихся неизменными при различных трансформациях. В противовес историзму, который рассматривает развитие как процесс разворачивания во времени некой исходной неизменной сущности, структурализм утверждает, что, имея правила преобразований, можно из исходной структуры получить множество объектов. И наоборот, существующее многообразие может быть сведено к исходным структурам.

Важнейшей чертой структурализма является его связь с семиотикой как наукой о знаках. Считая любую культуру знаково-символическим оформлением действительности, представители структурализма пытаются вскрыть скрытые механизмы знаковых систем, которые и выступают в качестве закономерностей культурного процесса. История культуры в структурализме представляет собой периодически происходящие "перестройки" глубинных структур культуры.

Зародившись в лингвистике, структурализм показал свою плодотворность в антропологии, фольклористике, социологии. Наиболее известными представителями структурализма считаются К.Леви-Стросс, Р.Барт, Ж.Лакан, М.Фуко. В начале 70-х годов структурализм перешёл в стадию постструктурализма.

Этапы развития структурализма. В становлении и развитии структурализма выделяют такие этапы:

  1.  Этап становления метода структурного анализа в языкознании: 20-50-е годы XX столетия. Для этого этапа характерно стремление освободить лингвистику от психологизма и историзма и сосредоточиться на структурных компонентах языка.
  2.  Распространение методов структурной лингвистики на другие области социокультурного познания. Особую роль здесь сыграл К.Леви-Стросс, перенёсший эти методы на антропологию: 50-60-е годы.
  3.  Размывание метода, включение его в более широкий контекст, критическая саморефлексия, переход в стадию постструктурализма: 70-е годы.

Метод структурного анализа. Метод структурного анализа включает в себя следующие процедуры:

  1.  Определение целостности, по отношению к которой существует предположение, что входящие в неё элементы имеют единую структуру.
  2.  Примат синхронии над диахронией. Под "синхронией" понимают локализацию объектов в одном времени, отказ от развития. Под "диахронией", наоборот, понимают развитие во времени, и временные связи.
  3.  Расчленение объекта на части, выявление постоянных отношений, связывающих разнородные части в единое целое, обнаружение в каждой части неизменных для целого свойств и отношений.
  4.  Раскрытие механизма преобразований между элементами целого.
  5.  Выведение из исходной структуры всех возможных последствий путём теоретического моделирования.

36. Алхимия – продукт средневековой культуры, предпосылка возникновения и развития химических наук.

Алхимия (позднелат. alchimia) (А.) - 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5-16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент культуры средневековой Европы, А. несла на себе многие черты цивилизации того времени. Среди них - причудливое сплетение учений язычества, иудаизма, христианства и искаженной античной философии. А. отражала специфический взгляд средневекового человека на природу, предпологавший антропоморфизм и гилозоизм. Процессы роста полагались протекающими так же, как рождение и эволюция человека. Считалось, что сначала происходит «помолвка» «женского» и «мужского» начал, потом «свадьба» (оплодотворение), а лишь затем зарождение и рост «плода» или «семени». Под «началами» и «семенами» в А. понимались различные вещества. Причем существенного различия между живым и неживым не проводилось. Эти представления А. восходили к античной натурфилософии - к идее трансмутации (превращения) начал, элементов, стихий. Сам же статус человека в средние века уже позволял ему участвовать в этих трансформациях, ускоряя течение природных процессов. Средством такого воздействия на природу стало «химическое искусство». Поэтому понять А. как элемент культуры, как специфическую форму мировоззрения можно с учетом состояния химического знания того времени, равно как и наоборот. Цель А. - поиск т.наз. «философского камня», с помощью которого человеку можно было бы воздействовать на природу для удовлетворения своих потребностей, в частности, превращать неблагородные металлы в благородные, способствуя их «дозреванию» в искусственных условиях. Это была настоящая «алхимическая эпидемия.» (Так упорно искали, наверное, еще эликсиры жизни и вечной молодости). Именно со «златоделием» и отождествляют обычно А. (как понимаемую исключительно в узком практическом смысле). Определенный ажиотаж вокруг проблемы получения золота и серебра заставил алхимиков создать весьма оригинальную терминологию, не раскрывающую, а, напротив, маскирующую технологические приемы, делающие их недоступными непосвященному. «Кровь голубя», «кости дракона», «беглец», «философская шерсть» и т.п. - вот примеры «химической» терминологии того периода. Длительная поддержка (почти тысячелетие) власть предержащими алхимической практики была во многом обусловлена чисто внешним сходством продуктов превращения в А. с золотом и серебром: алхимикам были доступны технологии получения внешне похожих сплавов и окраски меди в золотой или серебряный цвет. В этом контексте интересна судьба двух античных учений в эпоху средневековья: атомистической гипотезы Левкиппа-Демокрита и учения Аристотеля. Первая в основе всего сущего полагала неделимые и друг в друга непревращающиеся атомы. У Аристотеля, напротив, идея взаимопревращения всего была центральной. В средние века античный атомизм сошел со сцены и возродился, как известно, в 16-18 вв. в атомистических концепциях Нового времени, сделав непопулярной идею превращений. Такая передвижка приоритетов сказалась и на формировании специального «физического» и «химического» знания. Вполне вероятно именно поэтому так неожиданно для естествоиспытателей прозвучала на рубеже 19-20 вв. сама возможность превращения веществ в связи с открытием явления радиоактивности. В этом примере видится яркая иллюстрация влияния философских мировоззренческих установок на специально-научное знание. Как правило, теоретические представления алхимиков определяются как ложные, ненаучные, а их вклад в развитие теоретического химического знания - как ничтожный. Тем не менее в теоретическом отношении ценность А. - в попытке создания альтернативной картины природы. С позиций современной химии, предметом которой является превращение веществ, алхимики оказались правы в главном: в принципиальной возможности этих превращений. Кроме того, в практическом плане, ими были разработаны технологии получения веществ, приборный инструментарий (например, химическая посуда), получены новые вещества. Среди приверженцев А. - Альберт Великий, Фома Аквинский, Р. Бэкон, В. Бове, Р. Лул-лий и др. Среди значимых мировоззренческих идей А. - идея о единстве природы и человека и о наличии принципиальной возможности для людей воздействовать на течение природных процессов.

37.Философская пониятие культуры.  Соотношение духовной и материальной культуры.

Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура. Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  1.  Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  2.  Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  3.  Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура. Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

  1.  Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  2.  Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.
  3.  Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, кажется самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры можно использовать по-разному. Орудия труда и произведения станковой живописи служат разным целям. Так что функциональное различие между материальной и духовной культурой действительно существует. Но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную. Материалистический подход к культуре заключается не в различении материальной и духовной культуры, а в признании ее органичной связи с развитием всего общества.

38.Софистика, эклектика,догматизм, релятивизми метафизика как альтернатива диалектики.

Диалектика – учение о развитии. Принципы диалектики. В современном понимании диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Примеры диалектического мышления можно заметить по изложению в идеях Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития — становление и разрешение противоречий; взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности.

Метафизика как основная альтернатива диалектики. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей. Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”. В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция). Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики. Также можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики. По вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое. По вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок. По вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается). По вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития. В системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое. В отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое". В отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер. В отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Другие альтернативы диалектики:

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.Догматизм (от dogma, положение) - философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие догматизм определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями - скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, догматизмом называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.Релятивизм (с греческой - релятивный, относительный) - теоретико-познавательная концепция, которая выходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличение момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. И, конечно, здесь релятивизм выступает как разновидность метафизического толкования истины. Релятивизм не является единой доктриной, а скорее нечеткой совокупностью убеждений относительно того, что истинность или ложность высказываний зависит от характеристик индивида или социальной группы. Выделяют радикальный релятивизм (П.Фейерабенд), близкий к агностицизму и солипсизму, согласно которому не существует объективного познания, а значит не возможен и прогресс науки. Умеренные релятивисты (Т.Кун) определяют истинность или ложность теорий согласно контексту, времени и месту их употребления. Наиболее часто релятивистами используется тезис Дюгема-Куайна о недоопределенности теории фактами (или тезис теоретической нагруженности наблюдений) для обоснования принципиальной невозможности установления соответствия между фактами и высказываниями наблюдения. Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива. Догматизм строится на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отбрасывая момент ее абсолютности.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.Софи́стика (греч. σοφιστική — умение хитро вести прения) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов. Учение, сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э., школы софистов — философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин «софистика» проиходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д. В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций. Эклектика. Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.

«Отрицательная» диалектика. Диалектика вообще, по мнению философов Т.Адорно и Ж.-П.Сартра, может воображаться и быть понятной только как "отрицательная" диалектика. Она воплощается в разнообразных формах возражения, отбрасывании, критике, уничтожении. Диалектика же, которая воплощается в утверждении существующего, есть догматической, консервативной, апологетической и потому не может быть приемлемой. Итак, "отрицательной" диалектике присущий прежде всего односторонность, признание лишь одного стороны диалектики - как современной теории развития и метода познания. "Отрицательная" диалектика присущий субъекту, имеет отношение только к сознанию; не имеет объективного значения. Категоричный анализ негативности, как это выразительно показано у Сартра сводится к эмоционально-волюнтаристскому трактованию возражения через такие понятия, как "неприязнь", "отсутствие", "жаль", "обеспокоенность", "растерянность", "ужас", "тревога", "невнимательность" и т.д. В самом деле, этих эмоциональных залогах и расположениях духа человека находят отображение элементы возражения. Здесь Сартр прав. Однако негативность не сводится только к этому, к субъективности, к эмоционально-антропологическому переживанию. Сартр, таким образом, оставляет в стороне другую диалектику - объективную, которая властвует во всей природе. "Отрицательная" диалектика за своей сущностью является субъективной диалектикой. Здесь необходимо подчеркнуть два момента: а) в самом деле, в человеческом обществе субъектом отрицания есть человек. Он сам определяет в процессе познания, что и как возражать, выбирает формы такого возражения, темпы, условия, стороны; б) в природе диалектическое возражение осуществляется без вмешательства человека, субъекта, сознания как самоотрицание с удержанием в процессе развития всего того, что необходимо для дальнейшего становления нового. Тем не менее такое представление не находит понимания в концепции "отрицательной" диалектики, которые есть недостаточным, а в сущности, ошибочным, поскольку отбрасывает самоотрицание в процессе развития.

39.Предмет и задачи социальной экологии.

Термин «экология» (от греческого oikos— дом, жилище, место обитания и logos— наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют  доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами.

Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе. Человек, выступая в этом случае в качестве социума, делая предметом социальной экологии крупные контингенты людей, распадающихся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Каждая из групп в свою очередь специфическими взаимоотношениями связана с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, садового участка и так далее. Социальная экология - наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней. Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Целью социальной экологии как науки является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, как и закономерности физические.В настоящий момент экологию необходимо рассматривать как комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом. Она действительно стала наукой о «доме», где «дом» (oikos) — вся наша планета Земля. Экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, что привело к возникновению целого ряда направлений экологической науки

40.Проблемы и сущность социального прогнозирования и его научные методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Под социальным прогнозированием понимается такой метод научного исследования, который ставит своей целью возможность предусмотреть потенциальные варианты развития тех или иных процессов и явлений, которые определены в качестве объекта такого исследования. Практическая значимость прогнозирования заключается в подготовке заранее научно-обоснованных программ, проектов, предложений, рекомендаций и оценок; определение того, в каком направлении желательно развитие объекта в исследуемой области (будь то культура, здравоохранение, образование, сельское хозяйство); как действительно может протекать развитие.

Прогностические исследования касаются различных аспектов социальной сферы, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека. К таким проблемам следует отнести: проблемы сохранения и развития семьи, проблемы демографии, молодежные проблемы, проблемы охраны здоровья, образования, экологии, жилья и т.д. Примером подобной разносторонности социального прогнозирования может быть сфера медицинского обслуживания. Здесь можно исследовать и прогнозировать такие аспекты, как: эффективность системы здравоохранения, качество медицинских услуг, разработанность системы материального стимулирования медработников, рациональность структуры и размещения медицинских кадров, организация лечебного процесса и др.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:

  - краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

  - среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

  - долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

  - дальнесрочные (свыше 15 лет).

Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы:

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.Экстраполяционный метод отличается многообразием – насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.  

Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».[7, с.488]  

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

- особенности, специфика развития наиболее важных составных;

- наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и время действий;

- разрабатываются критерии для экспертных оценок;

- обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак,  социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших из них относятся:

- выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

- выявление на основе анализа основных тенденций развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и т.д.);

- экстраполяция этих тенденций на будущее;

- синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;

- интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;

- составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;

- непрерывная корректировка прогнозов.

Проблемами прогностических исследований могут быть самые разные аспекты социальной сферы, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека. Это про­блемы демографии, охраны здоровья, образования, экологии, жилья, сохранения и развития семьи, молодежные проблемы, социальной инфраструктуры, архитектурно-градостроительные, социальные аспекты расселения и т. д.

41.Проблемы национальных и религиозных отношений на современном этапе. Толерантность. Социально-политические значение Ассамблеи народов Казахстана.

Национальные отношения - понятие сложное. В разных местах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, на-против, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека, прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т. п.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания не-расторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего, это племена, народности и нации.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая форма общности людей, образующихся в процессе формирования общности их культуры, духовной жизни, языка, национальной психологии и созна-ния, экономических и политических связей, территории.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Важным фактором является национальное самосознание личности, которое определяет нацию как общность и человека как члена этой общности.

Благодаря национальному самосознанию, человек остро чувствует интересы родного народа.

Можно отметить две стороны национальных интересов:

1. необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уни-кальность своей культуры, решительно противодействовать физическому исчезновению народа, обеспечивать достаточный уровень экономического развития.

2. интересы нации состоят в том, чтобы не отгораживаться от других наций и народов.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

1) территориальными спорами;

2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;

3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;

4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Толера́нтность. (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  1.  Гендерная толерантность
  2.  Расовая и национальная толерантность
  3.  Толерантность по отношению к инвалидам
  4.  Религиозная толерантность
  5.  Сексуально-ориентационная толерантность
  6.  Политическая толерантность
  7.  Образовательная толерантность
  8.  Межклассовая толерантность

Для оценки толерантности в обществе необходимо учесть (По мнению Дробижевой (1998)):

  1.  насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
  2.  в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  3.  проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  4.  причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  5.  возможности формирования толерантных установок.

Основными задачами Ассамблеи являются:

1) обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе;

2) укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества;

3) оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина;

4) формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы;

5) обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи;

42.Категории  единичного, особенного, всеобщего.

Едини́чное, Осо́бенное и Всео́бщее, философские категории, выражающие объективные связи мира, соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений и универсальностью управляющих ими законов; а также характеризующие процесс познания окружающего мира. Единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (абстрактно-всеобщее); единство в многообразии, закон, связующий многообразие явлений в систему (конкретно-всеобщее);особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное.

В любом объекте соединены и единичное — как неповторимая индивидуальность, и общее — как управляющий им закон. Соединение общего и единичного — и есть особенное. Единичное — форма существования всеобщего в действительности; особенное — всеобщее, реализованное в единичном. Эти категории формируются в процессе познания мира. Каждый объект первоначально предстает перед человеком как некто единичное. В ходе познавательной деятельности обнаруживаются повторяющиеся признаки ряда объектов, что позволяет объединять их в классы — так единичное становится особенным. Признаки же, которые можно обнаружить у всех без исключения объектов, рассматриваются как всеобщее.

В истории философии проблема соотношения единичного, особенного и всеобщего в сознании и в объективном мире вызывала большие трудности. В Древней Греции всеобщее как основа всех вещей представлялось конкретным явлением: у Фалеса это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы. У идеалистов античного периода всеобщее отрывается от материальной действительности и превращается в особый мир идеальных сущностей — у Платона это идеи. Аристотель не считал всеобщее особой сущностью, отделенной от единичного и от объектов реального мира, для него всеобщее было абстракцией, используемой человеческим разумом, и одновременно сущностью единичных объектов, целью, ради которой они существуют. Учение Аристотеля стало базой для средневековых враждующих философских течений: номинализма и реализма. В Новом времени появляется эмпирическая теория познания (Д. Локк), которая понимает всеобщее как абстрактное, словесное выражение сходства явлений. Критику такого понимания впоследствии предприняли И. Кант и Г. Гегель, которые различали абстрактное всеобщее, как фиксированное в словах тождество явлений (их простое сходство), и подлинное всеобщее, понимаемое, как внутренняя сущность, закон существования и изменения явлений. В марксизме категории единичного, особенного и всеобщего рассматривались как средство отражения объективных связей бытия.

43.Проблема,гипотеза и теория как формы развития науки.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1)теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся систем; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией;

3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории;4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5) характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета; 6)структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). 7)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция  6) открытие законов

Любая теория — это целостная развивающаяся система ис­тинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру: 1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель су­щественных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3)логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценностные факторы; 5) совокупность законов и утверждений, вы­веденных в качестве следствий из основоположений данной тео­рии в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в спе­цифических для разных областей знания формах. Могут быть вы­делены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.

Проблема – форма теоретичного знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Если есть проблема, то уже исходное значение есть. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий 2 основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Перед тем как построить проблему, надо ее увидеть, понять, что она есть, сформулировать четко и ясно ее. Бывает формулировка проблемы более существенна, чем ее решение.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположенное, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и поэтому требует доказательств. Всякое гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования и доказательств.

Возникновение гипотезытребует условий: 1) гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам; 2) гип-за должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; 3.) гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики; 4) гипотезадолжна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких производственных допущений; 5) гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследовательских родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута; 6) гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения.

3 направления развития научной гипотезы: 1) уточнение, конкретизация Гипотезы в ее собственных границах; 2) самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой; 3) превращение гипотезы как систематически вероятного знания в теорию, достоверное знание.

Этапы прохождения развития гипотезы как Научно-теоретического знания: 1) попытка объяснить изучающее явление на основе изученных законов, если не получится, то: 2) выдвижение догадки о причинах, закономерностях, свойствах явления – вероятностный характер предположения; 3) оценка основательности и эффективности выдвинутых предположений и отбор наиболее вероятного и обоснованного; 4) развернутое выдвинутое предположение в целую систему знаний и дедуктивное выявление следствий; 5) опытная экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. Подтверждение гипотезы – на основе практики.

Виды гипотез: общие (предположение о каких-то общих закономерностях явлений), частные (предположение о происхождении отдельных фактов, явлений, событий), рабочие ( предположение на начальных этапах исследований, общая ориентацияисследований).

44.Культура и цивилизация, их взаимосвязь и различие. Критика учения А. Тойнби.

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Ц., современная Ц.). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия.

По времени слово «цивилизация» возникло гораздо позднее слова «культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции, где оно использовалось в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека: незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным.

1. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель школы «Анналов», считавший цивилизацию базой культуры. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность.

3. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы». Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Культура и цивилизация в работах А.Тойнби

Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация». Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания.1 В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Другими словами цивилизация – это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. А что такое культура? Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам, что и цивилизация. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции Арнольд Тойнби как бы объединяет два этих понятия. Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.

Арнольд Тойнби задается вопросом, что же является “мотором” цивилизации, что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции "вызова и ответа". На первом этапе Вызов выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост - “переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры” состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих. В применении к цивилизации и к анализу ее развития концепция вызова и ответа выглядит следующим образом: При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не всегда может дать адекватный ответ, перестроиться и изменить образ жизни. Если общество продолжает жить и действовать так, как будто «вызова» нет, то культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - собственным примером увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование вторичной цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. "Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня". Вызов предназначается прежде всего людям, а не обществу в целом, т.к. в системе Тойнби обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Тойнби не верит в “бессознательный” фактор Истории, так называемые “великие подземные течения мысли”. "Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то", - пишет Тойнби.

45.Г.Гегель «Энциклопедия философских наук». Т.З. «Философия духа».

«Энциклопедия философских наук»(«EncyklopadiederphilosophischenWissenschaftenimGrundrisse», 1817), произв. Гегеля, излагающее систему его идеалистич. философии. Состоит из 3 частей: «Логика», «Философия природы», «Философия духа».

       «Э. ф. н.» мыслится Гегелем как систематическое развёртывание всего состава науч. знания, изложение его начал и осн. понятий, филос. постижение целостности науки. Гегель пытается возродить идеал универсально-филос. знания, охватывающего весь круг знаний и построенного как цепь кругов, ибо каждая наука, по его мнению, являет себя как круг, замкнутый в себе и вместе с тем служащий основанием более обширной сферы. 1-я часть «Э. ф. н.» — наука логики, или т. н. «Малая логика» — совпадает по своей структуре с т. н. «Большой логикой», развитой в «Науке логики», хотя в ряде мест порядок категорий здесь иной. «Философия природы» представляет собой вариант натурфилософии. Основными принципами её являются синтетичность философского рассмотрения природы, понимание природы в её целостности в противовес аналитичности спец. естественных наук, подчёркивание качественного характера сфер, или ступеней, природы и критика редукционизма, рассмотрение природы под углом зрения развития её органичной целостности, роста индивидуализации в естественных явлениях, достигающей высшей ступени в живых организмах.

Принципом гегелевской натурфилософии является рассмотрение природы как «отчуждения духа», как самопроявления идеи. Пытаясь подчинить естеств.-научные теории принципам своей логики, Гегель конструирует искусственные связи и переходы между ними, отвергает возможность рассмотрения природы как развивающейся во времени, не приемлет ведущих достижений физики и химии своего времени (оптику Ньютона, атомизм в химии и др.), что делает «Философию природы» наиболее слабой частью его системы. В «Философии духа» описывается «возвращение» духа из его природного инобытия «к себе». Эта часть «Э. ф. н.» состоит из учения о субъективном, объективном и абстрактном духе. Субъективный дух проходит три ступени — душа, сознание и личность,— изучаемых антропологией, феноменологией и психологией. Объективный дух включает в себя право, мораль и нравственность, последняя охватывает собой семью, гражд. общество и государство, т. е. ряд социальных институтов, которые выводятся Гегелем из нравственных установлений. Учение об абсолютном духе подразделяется на учение об искусстве, религии и философии, которая представляет собой высшую форму самопознания мышления. Здесь достигается единство субъективного и объективного духа, дух обретает высшее совершенство. Отдельные ступени развития духа нашли более обстоятельное изложение в «Философии права», «Эстетике», «Философии религии», «Лекциях по истории философии» Гегеля.

«Энциклопедия философских наук». Это систематическое изложение философской системы.

Исходный пункт - мышление преодолевает противоположность объекта и субъекта, мыслящего субъекта и мыслимого объекта, «знает бытие как чистое понятие в самом себе, а чистое понятие как истинное бытие». Такое мышление Гегель характеризует как Абсолютную Идею. Проблема отношения мышления и бытия, субъекта и объекта является стержневой, как и для всей философии Нового времени, начиная с Декарта. Решая эту проблему, Гегель и разрабатывает диалектику Абсолютной Идеи. Три стадии соответствуют трем частям гегелевской философии.

1) Логика как идея в себе и для себя.

2) Философия природы как наука об Абсолютной Идее в ее инобытии.

3) Философия духа как науку об Абсолютной Идее, возвратившейся в самую себя из инобытия.

Триада главных частей. Тезис: идея себе и для себя. Антитезис: идея в инобытии, выход из себя. Синтез: возвращение из инобытия в себя саму.

Философия духа.Философия духа подразделяется на три основных раздела: «Субъективный дух», «Объективный дух» и «Абсолютный»:

Субъективный дух. Философия духа начинается с антропологии. Гегель определяет антропологию как науку о познающем духе в форме духа, освобождающегося от своей телесной оболочки. На этой ступени дух, по Гегелю, есть душа, то есть дух, «пленённый природой». На пути подчинения телесности душе Гегель различает: 1) ступень природной души, или пассивного единства души с природой (здесь говорится о влиянии климата на психику, различии рас, национальных характеров, темпераментов, различиях возраста и пола, а также об ощущениях в их связи с органами чувств); 2) ступень чувствующей души, или борьбы души против её единства с телесностью (здесь Гегель говорит о сновидении, пребывании души в утробе матери, «гении» человека, магнетизме (гипнозе); помешательстве; привычке); 3) ступень действительной души, победы души над телесностью.

Следующий раздел — «Феноменология духа» — является кратким переложением вышедшей в 1807 году большой работы Гегеля «Феноменология духа». В «Энциклопедии философских наук» феноменология духа подразделяется на сознание, самосознание и разум. Если в антропологии рассматривались природные связи духа, то в феноменологии речь идёт о борьбе духа с посторонней ему (отчуждённой от него) предметностью.

Далее идёт раздел, посвящённый психологии, выступающей как наука о формах познания и воления. Различая теоретический и практический дух, Гегель начинает рассмотрение первого с исследования чувственного созерцания (восприятия), переходя от него к представлению и мышлению. Что касается практического духа, то цель его развития состоит, по Гегелю, «в том, что особые влечения подчиняются всеобщему — счастью». Однако человеческое счастье и постоянно свободный дух осуществляются в обществе. Свобода «сама определяет себя к развитию… до степени правовой, нравственной и религиозной, а так же и научной действительности», что происходит на путях не субъективного, а объективного (общественного) духа.

Объективный дух. Раздел об объективном духе включает право, мораль и нравственность; в подразделе о нравственности рассматриваются семья, гражданское общество и государство.

По Гегелю, основанием права и государства служит «народный дух» на каждой ступени его развития, или нравственность, которую Гегель отличает от морали. В основе «народного духа» лежит абсолютный дух в форме религии. Последняя глава раздела об объективном духе посвящена всемирной истории и является конспективным изложением работы Гегеля «Философия истории».

Абсолютный дух.На ступени абсолютного духа дух, наконец, обрёл свою сущность, состоящую в знании духом самого себя (или «знании абсолютной идеи»). Абсолютный дух проходит три стадии — это искусство, религия откровения и философия. По Гегелю, искусство — это чувственный образ; религия — чувственное представление; в их чувственном характере состоит их несовершенство. Философия же — это понятие, и поэтому она есть адекватная форма абсолютного духа.




1. Я голоден ~ прошептал он
2. Взаимодействие параллельных проводников с током.html
3. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Общие положения Контрольная работа выполняется по одному из 10 вариантов
4. Error stops ошибка выполнения
5. 1798 від 26 липня 2004 р
6. Формы представления моделей
7. Реферат на тему- ldquo;ЖанПоль Маратrdquo;
8. тема сил має три умови рівноваги
9. Крещение огнем
10. Технологическая карта развивающего обучения на уроках физики в основной школе
11. Основы вазологии.html
12. Тема 5 4 Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации Действовавший в течение многих десятилетий
13. Лабораторна робота 3 з предметуОснови телебачення та радіомовлення ДОСЛІДЖЕННЯ ПРОСТОРОВОЇ ПЕРЕ
14.  Теоретические аспекты смешанной экономики Основные черты
15. Интерьер 1 Характеристика предприятия и экономических показателей работы Заключение 34
16. тема России Содержание курсовой работы- I1
17. ТЕМАТИЧЕСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Основным способом математических доказательств является дедуктивный вывод
18. ренесанс фр renissnce походить від терміну
19. Доклад- «Я так не хотела в землю с любимой моей земли»
20. внедрить свои знания и умения на практическом примере которым выступает конкретное предприятие