Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

сударственность в смысле организации общественного порядка и системы управления а государство абсолют

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Н.А. БЕРДЯЕВ

ГОСУДАРСТВО

   II

    [... ] Я называю злым и безбожным государственное начало, которое в

государственной воле и присущей ей власти видит высшее воплощение

добра на земле, второго Бога. Зла и безбожна не просто всякая го-

сударственность в смысле организации общественного порядка и системы

управления, а государство абсолютное и отвлеченное, т.е. суверенное, себе

присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя

ограничить и ничему высшему себя подчинить. Суверенная, неограниченная

и самодовлеющая государственность во всех ее исторических формах,

прошлых и будущих, есть результат обоготворения воли человеческой,

одного, многих и всех. подмена абсолютной божественной воли

относительной волей человеческой, есть религия человеческого,

субъективно-условного, поставленная на место религии божеского,

объективно-безусловного. И государство абсолютно самодержавное, и

государство либеральное, и государство социалистическое, поскольку они

признают себя суверенными, в безграничной государственной власти видят

источник прав личности, в государстве — источник человеческой культуры

и человеческого благосостояния, все они одинаково продукты

неограниченного человеко-властия: власти одного в государстве

самодержавном, власти многих — в либеральном, власти всех

(народовластия) — в социалистическом. Сущность суверенной

государственности в том, что в ней властвует субъективная человеческая

воля, а не объективная сила правды, не абсолютные идеи, возвышающиеся

над всякой человеческой субъективностью, всякой ограниченной и

изменчивой человеческой волей. Этот взгляд наш противоположен

общераспространенной лжи, по которой государство всегда есть

воплощение объективного нравственного начала. Государство по самому существу своему, скорее, безнравственно И не

может стать нравственным до тех пор, пока не отречется от власти человека

над человеком, пока не смирит своей власти перед властью Божьей, т.е. не

превратится в теократию.

   Абсолютно самодержавное государство — человековластие одного —

есть самая совершенная и крайняя форма воплощения «царства князя мира

сего», это предельная форма человеческого самообоготворения, к которой

всегда будет тяготеть всякое человековластие. Если полнота и суверенность

власти приписывается человеческому, а не сверхчеловеческому, то является

какая-то неискоренимая потребность воплотить эту власть в личности

одного человека, которая тем самым делается более чем человеческой,

приобретает черты как бы божественные. И тогда является divus Caesar1 —

обоготворенный человек. Но на земле был только один человек-Бог, один

Богочеловек, и всякий другой есть ложь, обман, подмена. Мировое

освободительное движение, повсюду свергавшее государственный

абсолютизм и царизм, поднимало личность в ее безусловном значении,

растворяло государство в обществе и тем ослабляло злое начало в

государственности, но не могло его вырвать с корнем и в дальнейших своих

трансформациях ведет к новым явлениям абсолютного человековластия,

суверенной государственности. Конституционные монархии и

демократические республики хотя и признают права личности и ценность

свободы, но отвлеченное государственное начало в них живет и творит зло.

Как и в монархиях абсолютных, в новых, более свободных государствах

судьба личности и судьба мира все еще зависят от человеческого произвола,

от случайной и субъективной, только человеческой воли. А между тем права

личности, свобода человека и все высшие ценности жизни только в том

случае будут незыблемы и неотъемлемы, если они установлены волей

высшей, чем человеческая, и если не зависят все эти блага от случайной и

изменчивой воли людей, одного человека или всех. Только абсолютный,

внегосударственный и внечеловеческий источник прав человека делает эти

права безусловными и неотъемлемыми, только божественное оправдание

абсолютного значения всякой личности делает невозможным превращение

ее в средство. Нужно права человека, достоинство и свободу личности

поставить выше благополучия человеческого, интересов человеческих,

субъективной и изменчивой воли человеческой. Для нас центр тяжести

проблемы государства — это ограничение всякой госу-

      

      ________________

      1 Divus Caesar — божественный Цезарь (лат.).

   

дарственной власти не человеческой волей, субъективной волей части

народа или всего народа, а ограничение абсолютными идеями, подчинение

государства объективному Разуму. [...]

   III

   Могут быть два типа учений об отношении между правом и государ-

ством, о происхождении права и государства. Первый тип, преобладающий

и в теории и в практике, я бы назвал государственным позитивизмом.

Учения этого типа видят в государстве источник права, за государством

признают полноту и суверенность власти, санкционирующую и

распределяющую права. Такова прежде всего теория и практика

самодержавного, абсолютного государства, неограниченной государст-

венной власти. При государственном абсолютизме нет места для само-

стоятельного источника прав личности, самой же власти — подателю права,

опекуну человеческого благополучия, приписывается высшее

происхождение. Но тот же принцип государственного позитивизма мы

встречаем в совершенно иных, часто противоположных направлениях.

Социализм в самой своей развитой, марксистской форме держится учения о

государственном происхождении права и об утилитарной его расценке.

Государство для марксистского социализма есть продукт экономических

отношений, а от него уже исходят и распределяются права. В обществе

социалистическом все то же государство будет единственным источником

прав, оно будет их распределять по-своему, в интересах общественной

пользы, обладая полнотой и неограниченностью власти, само же

государство будет результатом коллективного производства. Всякий

государственный позитивизм признает абсолютность государства и

относительность права, отъемлемость прав, подвергает их расценке по

критериям государственной полезности. Так бывает и в государстве

самодержавном, и в государстве демократическом, так будет в государстве

социалистическом, если право подчиняется государству, если государству

приписывается суверенность, если торжествует отвлеченное, безбожное в

своем самодовлении государственное начало.

   Противоположный тип учений, враждебный государственному по-

зитивизму, признает абсолютность права и относительность государства:

право имеет своим источником не то или иное положительное государство,

а трансцендентную природу личности1, волю сверхчеловеческую.

   

      ___________________________

      1 Трансцендентная природа личности — здесь: связанная с Абсолютом, Богом.

   

   Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть

санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в

праве. То, что в науке называют правовым государством, не всегда еще есть

свержение принципов государственного позитивизма, и мы не знаем

конституционных государств, которые освободились бы окончательно от

суверенности государства и признали неотъемлемость прав, абсолютный

характер права. Защищаемая мною теория в чистом виде почти не

встречается, так как теория эта не только метафизическая, но и религиозно-

теократическая, а идеи теократические до сих пор придавали религиозный

характер скорее государству, чем праву. Только теория единственного права

и практика декларации прав человека и гражданина, в чистом ее виде, стоит

на пути отвержения государственного позитивизма, суверенности

государства. И праведно в политической жизни лишь то, что заставляет

смириться государство, ограничивает его и подчиняет началу высшему.

Государство есть выражение воли человеческой, относительной,

субъективно-произвольной, право — выражение воли сверхчеловеческой,

абсолютной, объективно-разумной. Я говорю о праве как абсолютной

правде и справедливости, о внегосударственном и надгосударственном

праве, заложенном в глубине нашего существа, о праве, отражающем

божественность нашей природы. Право как орган и орудие государства, как

фактическое выражение его неограниченной власти есть слишком часто

ложь и обман — это законность, полезная для некоторых человеческих ин-

тересов, но далекая и противная закону Божьему. Право есть свобода,

государство — насилие, право — голос Божий в личности, государство —

безлично и в этом безбожно. [...]

   Совершенное народовластие ведет к самообоготворению народа,

обоготворению его человеческой воли, не подчиненной ничему сверх-

человеческому, никаким абсолютным идеям. Но человеческая воля,

обоготворившая себя, ничего сверхчеловеческого не возжелавшая, ничему

высшему не поклонившаяся, — пуста и бессодержательна, она уклоняется к

небытию. Человеческая воля только тогда наполняется бесконечно

реальным содержанием и ведет к нарастанию бытия, когда ее желанным

объектом делается мировое всеединство, вселенская гармония. Воля должна

устремляться к бытию высшему, чем человеческое, тогда только в ней

заключены абсолютные ценности. Народная воля как сумма ограниченных и

случайных человеческих воль, достигаемая хотя бы и всеобщим

голосованием, не может и не должна быть

обоготворяема, так как центр тяжести нужно перенести на объекты этой

воли, на цели, которые воля полюбила и пожелала. [...]

   У социал-демократии совершенное народовластие превращается в

пролетаровластие, так как пролетариат признается истинным народом,

истинным человечеством. В лице пролетариата социал-демократия

обоготворяет будущее человечество, человеческую волю, как последнюю

святыню. Социал-демократия обнажает природу народовластия и вскрывает

внутреннее противоречие в самом принципе народовластия, указывает на

возможную противоположность между формой и содержанием. Социал-

демократы очень много говорят об учредительном собрании, созванном на

основе всеобщего, равного и проч. избирательного права, о совершенном и

окончательном народовластии, но они не подчинятся никакому

учредительному собранию, никакой народной воле, если воля эта не будет

пролетарско-социалистической, если она не возлюбит и не пожелает того,

что полагается любить и желать по социал-демократической вере, по

пролетарской религии. Важно не то, чтобы формальная народная воля

правила миром, не в формальном народовластии спасение, как думают

либерально-демократические доктринеры, а в том, чтобы народ был

пролетариатом по содержанию своей воли, т.е. нормальным человечеством,

важны пролетарско-социалистические чувства в массе народной, так как для

социал-демократии только пролетарий — нормальный, должный человек. В

этом есть намек на переход от формальной политики к политике

материальной, от формы народной воли к ее содержанию. Но к истинному

содержанию никогда социал-демократия не может прийти, так как

обоготворение грядущего человечества (победоносного пролетариата),

самообожание человеческой воли есть последняя ее святыня и потому

предельный объект ее желаний есть пустота, бессодержательность и

небытие. Пустая свобода от мирового всеединства, насильственное

соединение распавшихся воль — вот печальный удел человеческого

самообоготворения.

   Вот почему путь народовластия в отвлеченной и самодовлеющей форме

есть ложный путь. Не обоготворение народовластия должно быть

поставлено на место обоготворения единовластия, а всякому

человековластию должен быть положен предел, объективный, а не субъ-

ективный предел, предел сверхчеловеческий, а не человеческий. Нужно

ограничить не только человеческую власть одного или некоторых, но и всех,

так как миром не должна управлять никакая человеческая власть, всегда

произвольная, случайная и насильственная. Это ограничение всякой власти не может быть делом народной воли как ме-

ханической суммы человеческих субъективностей; ограничение всякой

власти, подчинение ее высшей правде может быть только делом явления в

мире мощи сверхчеловеческой, изъявления миру воли абсолютной, воли

тождественной с абсолютной для нас правдой и истиной, воли не

формальной только, но и материальной. Декларация прав человека и

гражданина, всякое торжество свободы в мире, всякое признание за

личностью безусловного значения было декларацией воли божественной,

явление в мире правды сверхчеловеческой. Только потому нельзя лишить

личность свободы, что не человек, а сам Бог возжелал этой свободы, только

потому и права человеческие неотъемлемы и абсолютны, совесть

человеческая не может быть насилована ни во имя чего в мире. Единственно

верный путь есть направление воли человеческой к добру, объективному,

абсолютному добру. Нужно воспитывать волю людей в благоговейном

уважении к свободе, к неотъемлемом правам человека, к безусловному

значению и призванию личности, нужно вызывать в людях чувство любви к

тому, что абсолютно ценно, что непоколебимо должно почитаться, что выше

человеческих страстей и желаний. Воля народная не может и не должна

пониматься формально, отрываться от правды народной, субъективность

человеческая должна стать тождественной с объективностью

сверхчеловеческой. Мы ищем противоядия от невыносимой власти

политического формализма, отравляющего все истоки жизни. Ядом

формальной политики одинаково заражены и реакционеры, и умеренные

либералы, и революционеры — все в политиканстве своем забывают о

содержании и цели жизни. Пусть политика станет наконец материальной,

религиозной, а не лживой и прозрачной формой, заговорит наконец о

реальной сущности вещей. Реальная же сущность — в победе над злом, над

источником зла в мире, а не над произвольными, поверхностными

страданиями и неудобствами.

   Печатается по: Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории

русской правовой мысли. Л., 1990. С. 286—296.




1. Дзержинский Технический Колледж РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ХИМИИ
2. Шпаргалка- Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам
3. тематический анализ И
4. смертника тем самым спасли десятки мирных людей
5. Система автоматизации документооборота. Электронный докумен
6. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 1
7. Уголовная ответственность несовершеннолетних.html
8. Тактические приемы следственного эксперимента
9. Тема 7. Управління силами та засобами ОГ під час НС
10. Тема Microsoft Word. Создание и форматирование таблиц
11. Влияние НТП на условия труда работников
12. технологий в PR Первая сеть компьютеров возникла в США в начале 60х годов ХХ столетия
13. Тема- Стуктура построения классификационной группировки ТН ВЭД Преподаватель- Вагин В
14. Формирование Древнегреческой государственности
15. Запасы и проблемы пресной воды
16. Минимизация конечных автоматов
17. Тема- Проектная технология обучения СОДЕРЖАНИЕ
18. а Автор- Шейх Абу Мухаммад Асым альМакдиси Перевод- Абу Марьям асСаляфи
19. ВВЕДЕНИЕ Становление современного информационного общества приводит к изменениям во всех сферах деятельн
20. Реферат- Праця та її роль у розвитку людини і суспільства