Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
БИЛЕТ № 12
1.Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
Термин «социальный» происходит от латинского socialis общественный. Под понятием «социум» обычно имеют в виду любое сообщество, группу людей, часть общества. Общество это совокупность людей (индивидов), объединенных исторически сложившимися в ходе обеспечения материальных и духовных потребностей людей формами хозяйственной и социальной деятельности. В более узком смысле обществом можно назвать группу людей, объединенных сходством их происхождения и места в системе общественного разделения труда. Обществом называют также объединение людей для достижения каких-то целей. Поэтому социальные отношения это отношения групп людей и индивидов в обществе.
Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья). Степень трудности перехода из одной группы в другую, а также неравноправности групп в системе общественных институтов является показателем уровня закрытости общества.
Сфера жизни общества это определенная по какому-то признаку область, где проявляется все многообразие деятельности людей и отношений между ними. Обычно говорят о существовании экономической, социальной, духовной (сфера культуры), политической (политико-правовой) сфер.
Социальная сфера жизни общества включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования.
В доиндустриальном обществе социальная сфера обычно не относится к тем предметам, на которые обращает внимание государственная политика. Исключение годы массовых народных бедствий, например, когда из-за неурожаев возможны вспышки голодных бунтов населения. В таких случаях в средневековой России из государственных хранилищ раздавался или продавался по льготным ценам хлеб, организовывались общественные работы, чтобы занять и обеспечить заработком массы обедневших людей. При нормальных условиях обеспечение малолетних, нетрудоспособных по болезни и по старости людей полностью находилось в руках их родственников. Если же их не было, то помощь оказывали соседи, члены того городского или сельского сообщества, к которому принадлежали не могущие производительно трудиться люди. Религиозные нормы и связанные с ними во всяком традиционном обществе морально-нравственные установления предписывают заботиться о слабых и немощных.
В период становления капитализма в XVIIIXIX вв. государство начинает включать названную религиозную норму в область права. Например, вводя юридическую ответственность для помещиков или общин, если приписанные к их земле крестьяне станут нищенствовать на стороне.
В XVIII в. государство в России и других европейских странах проявляет заботу о здравоохранении населения устраивает сначала военные госпитали, а потом и гражданские больницы, для борьбы с эпидемиями применяются карантинные блокады зараженных территорий войсками и т. д. Создаются воспитательные дома для сирот-подкидышей, оставленных родителями. В университетах России по Уставу 1804 г. предусматривались бесплатные места для студентов, которые не могли платить за свое обучение. С развитием промышленного капитализма предприниматели также иногда брали на себя заботу о здравоохранении своих наемных работников, для детей рабочих устраивались школы. Однако некоторые фабриканты оказывали социальную поддержку трудящимся не только для того, чтобы иметь здоровую и обученную грамоте рабочую силу в будущем, но и для получения сиюминутной выгоды. Они платили рабочим и служащим низкие зарплаты и объясняли, что остальные деньги истрачены на содержание школ, больниц и фабричных лавок (магазинов).
Советский период истории России стал временем, когда социальная сфера впервые была выделена в самостоятельную область государственной политики. В других европейских странах и США развернутая система социальной поддержки населения начала складываться после экономического кризиса 1929гг., когда развитие экономики «чистой конкуренции» привело к перепроизводству и массовой безработице. Но систему социальных гарантий право на жилище, бесплатное образование и здравоохранение, на труд и на отдых в полном объеме включила только Конституция СССР 1977г. Аналогичных примеров социальной политики государства не было в то время ни в США, ни в Европе, кроме Скандинавских стран. Поэтому для обозначения политики последних в отношении развития хозяйства и общества в мировой экономической науке возникло понятие «шведский социализм».
В Конституции Российской Федерации 1993г. (ст. 7) говорится: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты
труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
2. Государство и экономика.
В вопросе о роли государства в регулировании экономических процессов разные направления экономической мысли сформировали различные системы взглядов.
Например, классическая школа признавала за государством роль «ночного сторожа», который в экономические отношения внутри страны не вмешивается, но защищает их от внешней военной опасности и посторонней конкуренции
(А. Смит, Д. Рикардо).
Вследствие структурного кризиса перепроизводства в начале 1930-х гг. складывается теория обязательного участия
государства в регулировании конкурентных отношений через влияние на соотношение спроса и предложения, например,
с помощью госзаказа, создания новых рабочих мест и т.д. (Дж. М. Кейнс).
В настоящее время не существует экономических систем, основанных исключительно на отношениях свободной конкуренции: различные формы монополистических объединений доминируют на внутренних рынках стран и в мировом экономическом пространстве. Поэтому сохраняется роль государственного аппарата в защите населения от издержек погони за максимальной прибылью производителей и продавцов.
Часть отраслей экономики не обеспечивает прибыли в краткосрочной перспективе (машиностроение) или требует очень крупных инвестиций в развитие производственной инфраструктуры (транспорт, коммуникации), или обладает исключительной важностью для общества (здравоохранение, образование). Поэтому данные отрасли не могут основываться на привлечении мелкого и среднего бизнеса иначе, как на вспомогательных позициях по отношению к государственному или крупному частному капиталу. Прибыль от деятельности госпредприятий направляется в государственный бюджет.
В тех сферах экономической жизни, где индивидуальное и мелкое предпринимательство занимает ведущее место (сфера услуг), государственное участие в экономике определяется надзором за соблюдением законодательства (о труде, о свободе предпринимательства, об обложении физических и юридических лиц и т. д.), а также политикой в области создания новых рабочих мест. В условиях рыночной экономики за государством остаются функции ориентировочного планирования, создания экономических программ, финансирования малодоходных или просто стратегически важных направлений, текущего управления (администрирования), учета и контроля.
Таким образом, все многообразие приемов и методов участия государства в регулировании экономики в современных условиях может быть сведено к достижению трех целей.
Во-первых, развитие рыночных структур в области производства и распределения продукции.
Во-вторых, контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего деятельность в области народного хозяйства: антимонопольного, таможенного, трудового и т. д.
В-третьих, текущие управление, учет и контроль для поощрения социально важных отраслей экономики и профилактики экономических кризисов.
БИЛЕТ №13.
1. Социальные группы и общности
Понятие «структура» восходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить», «соединять». Издревле слово это использовалось архитекторами, с XVII в. встречается в трактатах по анатомии и грамматике, с XVIII в. стало обычным в естественнонаучных дисциплинах, прежде всего в биологии. В социологию понятия «структура» и «функция» ввел во второй половине XIX столетия английский мыслитель Герберт Спенсер.
Структура общества, иначе социальная структура, понятие, при помощи которого можно выразить идею, что люди вступают в регулярные и повторяющиеся общественные отношения, формируют социальные объединения, которые не произвольны и не случайны, но, наоборот, обладают некоторыми регулярностью и постоянством. В рамках этих объеди-нений люди создают для себя необходимые условия для самовоспроизводства, для производства средств своего существования.
Ключевыми элементами социальной структуры, наиболее значимыми общественными объединениями социологи считают социальные группы и социальные институты.
Под социальной группой понимается совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Различают первичные и вторичные группы. Первичная состоит из небольшого числа членов, между которыми устанавливаются прямые контакты, личные связи (семья, группа друзей, исследовательская группа). Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (работники большого предприятия, клиенты одной парикмахерской). В обезличенных вторичных группах на основе неформальных отношений образуются новые первичные группы.
Социальные группы, существующие продолжительное время, обретают черты социальных общностей. Их делят на статистические и реальные. Например, статистическая группа «горожане» охватывает все городское население изучаемой территории в определенное время. Но сущностные черты группы при этом не раскрываются. Ведь горожанами считаются люди, живущие в городе и ведущие городской образ жизни с высокой степенью разнообразия трудовой и досуговой деятельности, занятые преимущественно индустриальным или информационным трудом, с высокой профессиональной и социальной мобильностью, высокой плотностью человеческих контактов при анонимности и формализованности общения. Так что не все живущие в городе относимы к реальной группе «горожане».
Совокупность социальных групп, не сводимых к простой сумме индивидов, в них входящих, образует структуру общества, причем структура этим не исчерпывается.
Второй ключевой элемент структуры общества социальный институт. Институт (от латинского institutum установление) понятие, используемое для обозначения устойчивых социальных связей и отношений. Определяющим условием появления института всегда является определенная человеческая потребность, а часто и не одна. Так складываются институты семьи, образования, церкви, государства, экономические институты. Они тоже включаются со всем своим многообразием в структуру общества.
Для описания неравенства между группами (общностями) людей, которое бывает важно иметь в виду не только для на-
учных, но и для практических целей, в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Слово «стратификация» заимствовано у геологов, которые называют пласт, геологическую формацию стратом (от латинского strаtum слой, покрывало). Общество тоже может быть разделено на слои, пласты.
Неравенство описывают по четырем критериям: неравенство личностное, неравенство шансов, неравенство условий жизни, неравенство результатов. В реальной практике уделяют внимание распределению дохода, продолжительности и качеству образования, участию во властных структурах, уровню престижности занимаемых должностей. Когда параметры разных групп становятся ясны, можно бывает определить место каждой в общественной системе.
В сложных обществах неравенство бывает очень заметным, оно обусловило появление в государствах Древнего Востока, особенно в Индии, каст, сохранившихся на века, в средневековой Европе сословий, в Новое время классов. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен.
Свобода социальных перемещений (социальная мобильность) определяет то, каким является общество открытым или закрытым. В открытом обществе допускаются свободные переходы вверх и вниз по социальной лестнице, а также свободные горизонтальные перемещения: смена занятий при примерном сохранении доходов и престижа занятий, переезд в другую часть страны и пр. К такой открытой системе относят разделенное на классы капиталистическое общество. К промежуточному типу, т.е. относительно закрытой системе, принадлежит феодальное общество с присущей ему сословной структурой. Закрытыми являются многие рабовладельческие общества с кастовым строем.
Социальная стратификация современного общества предусматривает деление его на страты, объединяемые в три большие группы:
страты, образующие высший класс, т.е. верхушку общества;
страты, образующие средний класс;
страты, из которых складывается низший класс.
Употребление понятия «класс» в данном случае имеет свои особенности: класс понимается исключительно как группа, как не требующая качественной характеристики статистическая общность.
Уже в 80-е гг. XX в. практически во всех развитых странах доля среднего класса составляла 55%. Со временем она пока только растет.
В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляризация: расслоение на бедных и богатых. Поэтому социологи говорят, что для российского общества сегодня характерна маргинальность. Маргинальность специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния индивида или группы. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурной специфики группы), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.
2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности»
Любое общество характеризуется определенной нормативно-регулятивной системой. В эту систему входят право, традиции, обычаи, организационные уставы, технические нормативы, правила грамматики и многое другое. Особое место в этой системе занимает мораль как совокупность норм, принципов, оценок, регулирующих поведение людей в обществе.
У морали нет в общественной жизни своего, строго определенного места. Не бывает чисто моральных отношений или действий. Мораль неуловима, потому что она везде, и под ее суд попадает вся жизнь человека. Мораль представляет собой специфический способ упорядочения общественных отношений, не зависящий от содержания этих отношений. Моральные нормы формируются в самой практике поведения масс людей, они, как правило, неписаны, стихийны.
Действенная сила морали основывается на превращении ее требований в личные убеждения и мотивы поведения индивидов превращении, совершаемом в процессе их социализации, т.е. приобщения к многообразию жизненных ролей: труженика, потребителя, собственника, гражданина. Усваивая моральные нормы общества, индивид превращается в нравственное существо. В социальных науках понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы. Наука о морали и нравственном поведении, о должных отношениях между людьми называется этикой.
Мораль является продуктом общественного развития, основанного на реализации нравственных потребностей и интересов людей. Поэтому говорят о социально-историческом характере морали. Мораль это проявление общественной воли, выражающее общий социальный интерес.
Мораль складывается из моральных ценностей и моральных норм.
Моральные ценности это совокупность ценностных представлений человека или социальной группы, общественные предпочтения.
Моральные нормы это нормы, правила, заповеди, регулирующие поведение людей в обществе.
Мораль как социальное установление имеет следующие функции:
К основным ценностям, которые называются еще категориями морали, относятся: добро, справедливость, долг, совесть, счастье. К ним примыкают свобода, уважение чести и достоинства человеческой личности, истина как моральный идеал, красота как проявление лучших моральных качеств.
Моральные нормы закрепляются и сохраняются в религиозных предписаниях. Поэтому принято говорить о религии как регуляторе общественных отношений. Христианская религия предписывает относиться к ближнему, к другому человеку, так, как относится человек к самому себе.
В эпоху Просвещения (XVIIIXIX вв.) философы пришли к выводу, что все люди обладают естественными правами: правом на сохранение и защиту жизни и здоровья, правом на труд, на образование, свободой совести, то есть правом исповедовать ту религию, которая духовно близка человеку. Их идеи обобщил немецкий философ Иммануил Кант (1724). Он писал: «Поступай так, чтобы, максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это правило получило название «категорического императива» Канта. Кант считал, что моральный закон нерушим. А потому будет правильно следовать такой моральной заповеди: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант писал также: «Человек есть цель как для самого себя, так и для других». Правило такого поведения человека в обществе получило название «Золотого правила нравственности».
Важно помнить, что Кант моральным считал такое поведение, которое сознательно выбирается и строится в соответствии с моральным законом. Если человек выбирает действие или форму поведения под влиянием влечений и, следовательно, совпадение такого поведения с требованиями категорического императива является случайным, то поведение человека нельзя считать моральным. Оно лишь легально.
БИЛЕТ №14
1. Нации и межнациональные отношения в современном мире
Нация (лат. nаtiо народ) это исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую и политическую целостность. Социологи выделяют следующие признаки нации:
По мнению социологов, понятию «нация» (народ) предшествовали народность и племя.
Племя это тип этносоциальной общности доклассовой эпохи, компактное этническое образование, свойственное первобытно-общинному строю. На ранней стадии своего развития племена представляли собой совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения. В развитом первобытно-общинном обществе племени свойственны также органы власти, не носящей политического характера, общность диалекта, единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени.
Народность это этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует науке. Народность вырастает из смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно-общинного строя и утверждения новых, частнособственнических отношений. В отличие от родоплеменной организации, построенной на кровнородственных связях, в народности приобретают значения связи территориальные, складывается общий язык на основе племенных языков. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народности в нацию.
На современном этапе в межнациональных отношениях прослеживаются две тенденции:
1) Интеграция (стремление народов к единству, напри
мер ЕС, СЕ, СБСЕ и так далее).
2) Дифференциация дезинтеграция (стремление к обособлению). Примеров много: Канада Квебек; Франция Корсика; Англия Северная "Ирландия; Испания Каталония и так далее). Декларация и Договор об образовании Союза
ССР содержали норму о добровольном вхождении республик в состав Союза. В основе этой нормы был большевистский лозунг о праве наций на самоопределение вплоть до отделения (в Программе РСДРП(б) с 1903г.), который сохранялся затем
во всех Конституциях (1924, 1936, 1977 гг.).
Но порядок выхода стран из состава Союза не был разработан, так же как и порядок принятия в него новых членов на правах союзных или автономных образований: заранее никто не знал, каковы будут особенности государственного устройства и уровень развития экономических отношений присоединяющейся или отделяющейся территории. Вся совокупность развития межнациональных отношений подчинялась главной задаче развития советского общества построению социализма как первой стадии коммунистической бесклассовой формации. Обострения национальных отношений в период Великой Отечественной войны были вызваны внешнеполитическими причинами. Их действие на практике проявлялось в форме антирусской и антисоветской, но пронационалистической агитации гитлеровской пропаганды.
На территориях национальных районов произошли спровоцированные немецко-фашистской агентурой вооруженные выступления против Советской армии и иноэтничных групп населения, особенно русских, казачества, украинцев (в Крыму, на Кавказе), евреев, цыган и др. После изгнания оккупантов были проведены репрессии против пособников фашистов и их сторонников. Поскольку война продолжалась, выселение коллаборационистов проводилось быстро, и при депортациях пострадали также невиновные в сотрудничестве с врагом.
Позднее, вплоть до периода перестройки, открытых конфликтов на национальной почве в Союзе ССР не было. Обострения отношений СССР со странами социалистического блока Венгрией (в 1956 г.), Чехословакией (в 1968г.) и Польшей (в 1979гг.) имели характер не противоборства национальностей, а борьбы за различные варианты развития социализма или внедрение черт капиталистического строя.
В годы перестройки межнациональные отношения резко обострились. На республиканском и межреспубликанском уровнях возникали «народные фронты» объединения разных общественных течений против государственного единства СССР, за отделение своих республик. Интернациональные фронты, куда входили занятые в промышленном и сельскохозяйственном производствах, люди умственного труда, военные и т. д., стремились сохранить Союз в неизменном виде как федерацию с рядом черт унитарного устройства. Конфликты между национальными и более мелкими этническими группами происходили на почве территориальных, религиозных и политических споров. Известны армяно-азербайджанский, грузино-абхазский конфликты, факты массового террора против русского населения в Киргизии, антирусские выступления в Казахстане и Прибалтике.
В Российской Федерации после распада СССР стремление к национально-территориальному размежеванию продолжилось на уровне субъектов Федерации. Фактическим результатом воплощения такой тенденции в жизнь стало бы разрушение единого экономического пространства и инфраструктуры народного хозяйства, резкий рост безработицы и снижение уровня жизни людей. Федеративный договор 1992 г. стал первой попыткой упорядочения межнациональных отношений в рамках субъектов РФ. Но национальные конфликты, судьбы которых тесно переплетены с интересами отечественных и иностранных криминальных кругов, продолжают калечить судьбы людей. Наиболее живым примером тому является ход операции по наведению конституционного порядка в Чечне 1994гг. и контртеррористические действия после подписания Хасавюртовских соглашений.
2. Правовые основы брака и семьи
Семейное право это специальная отрасль права, регулирующая особую сферу общественных отношений брачно-семейные отношения.
Брачно-семейные отношения это личные и имущественные отношения между членами семьи и другими лицами, урегулированные нормами права (Семейным кодексом, Гражданским кодексом и т.д.).
Виды брачно-семейных отношений:
а) по содержанию:
б) по субъектам:
Одним из основных институтов семейного права является институт брака. Порядок заключения и прекращения брака регулируется Семейным кодексом.
Брак это надлежаще оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.
Условия вступления в брак:
• отсутствие кровного родства и родственно-семейных
связей у будущих супругов;
• дееспособность лиц, вступающих в брак.
Порядок заключения брака заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСы, исполнительные органы местного самоуправления, консульские учреждения за границей).
Права и обязанности супругов:
а) личные права и обязанности: право избрать фамилию, право на совместное решение вопросов жизни семьи, право
дачи согласия на усыновление ребенка другим супругом и соответствующая обязанность у другого супруга получить такое
согласие; право на расторжение брака и т. д.;
б) имущественные права и обязанности:
• отношения собственности: по общему правилу все нажитое во время брака является общей совместной собственностью, супруги сообща владеют и пользуются этим имуществом, распоряжение им осуществляют по взаимному согласию
(хотя может быть установлен и иной правовой режим по брачному контракту). Помимо этого каждый супруг может иметь
личное имущество (принадлежащее супругу до вступления в брак, полученное в виде подарка или в порядке наследования; вещи индивидуального пользования, кроме драгоценностей и предметов роскоши), которым распоряжается по своему усмотрению;
•алиментные отношения (отношения по взаимному содержанию супругов).
Порядок прекращения брака и раздела имущества супругов:
а) расторжение брака в упрощенном порядке в органах ЗАГСа. Основание: смерть одного из супругов, объявление
его умершим или безвестно отсутствующим в судебном порядке, душевная болезнь или слабоумие, осуждение к лишению свободы на срок не менее трех лет по одностороннему заявлению супруга; при взаимном согласии супругов если
нет несовершеннолетних детей и имущественных споров;
б) расторжение брака судом при наличии споров о детях, разделе имущества и т.д. При этом, если на разводе настаивает только один из супругов, то суд вправе расторгнуть брак, лишь выяснив, что дальнейшая семейная жизнь невозможна.
Раздел имущества производится только по отношению к тому имуществу, которое нажито в браке, по общему правилу доли супругов признаются равными, их изменение происходит только с учетом материального положения, нетрудоспособности, наличии иждивенцев и т.д.