Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Современные проблемы традиционного природопользования народов Севера

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Чужие на своей земле

Заметки с международной конференции "Современные проблемы традиционного природопользования народов Севера"

Александр ТРИФОНОВ

Еще в юности, во время работы в геологической партии на приполярном Урале, мне довелось познакомиться с удивительными людьми - манси. Они приходили к нам на стоянку и молча усаживались на землю, приближаясь к костру или столу только после настоятельных приглашений. Разговоры вели неспешно, как бы стесняясь. Как раз у нас выдалась голодная пора - съестные припасы закончились, а непогода не давала вертолету добраться до лагеря партии. Манси предложили поделиться мясом медведя, которого добыли километрах в тридцати, в предгорьях. Идти за ним выпало мне. Этот поход стал для меня откровением и уроком, хотя внешне ничего особенного и не произошло. Ну, отмахали по утренней прохладце с охотником примерно двадцать верст, попили чайку у лабаза, взяли каждый килограммов по сорок мяса и пустились в обратную дорогу.

По правде говоря, вид моего напарника не вызывал доверия - хлюпик. Но каково же было мое удивление, парня прекрасно тренированного, когда "хлюпик" задал такой темп, что порою в глазах темнело! Он же шагал по невидимой тропке, казалось, без всякого напряжения. Уже позже, в их родовом стойбище, я поражался бедности быта немаленькой семьи и деталям, которые открывали их абсолютную приспособленность к среде, в которой они обитали. Откровенно говоря, к ночи, когда мне уже одному предстояло пройти несколько километров до лагеря, от усталости мне за пнями у просеки блазнились звери, и я стрелял по ним, а потом над собою смеялся...

Много позже, когда жил на Севере и довелось познакомиться подробнее с проблемами коренных малых народов, я стал догадываться, чем для той семьи манси могло обернуться наше открытие большого месторождения медной руды на их землях. Вот почему они часто приходили к нам в лагерь и грустно, с затаенной тревогой, выспрашивали у начальства о наших делах.

...Вспоминалось об этом на конференции, которая первый день работала в стенах и под эгидой Государственной Думы, а в последующие - в министерствах национальной и региональной политики. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации пригласила в Москву делегатов из всех 27 регионов обитания этих народов. И почти в каждом выступлении сквозили боль и недоумение по поводу нерешенных и нерешаемых проблем. Главный и основной вопрос - о земле.

Евдокия Гаер, бывший член Верховного Совета СССР, и ныне не может без большого волнения говорить о деле всей жизни:

- Десять лет назад я впервые познакомилась с Конвенцией Р 169 Международной организации труда "О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах". Когда я читала ее (а в СССР о ней никто ничего не знал), то плакала, потому что каждая статья звучала, как песня для наших народов. Тогда я поставила вопрос о ратификации Конвенции Верховным Советом. Даже была создана юридическая группа по изучению проблемы. Работали мы долго и убедились в том, что о ратификации невозможно и мечтать, поскольку положения Конвенции расходились с рядом статей Конституции СССР.

Та же ситуация повторяется с Конституцией РФ. В ней не прописано право коренных народов на пользование землей. Тогда я решила, что нет иного пути, как создавать свои законы, в частности, Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который после многолетних мытарств был принят Госдумой, утвержден Советом Федерации и 30 апреля 1999 г. подписан президентом России. Я и мои коллеги по Ассоциации - все, кто работал над этим законом, - вполне отдаем себе отчет в том, что это лишь первый шаг по созданию правового пространства для наших народов, может быть, единственный путь к спасению. Последующие шаги, вероятно, будут не менее трудными, но их надо сделать.

Земля и традиции предков - на этом фундаменте, по мнению специалистов, могут и должны строиться современные основы существования уникальных этносов. Имеются в виду народы, общая численность которых составляет чуть более 0,1% всего населения России. Но государство и общество, оказывается, пока не в состоянии защитить их и обеспечить устойчивое развитие. Малочисленные коренные народы живут на огромных пространствах Севера и Дальнего Востока, на территориях, которые подверглись интенсивному промышленному освоению за годы советской власти, и она, власть, или вовсе не замечала проблем этих народов, или пыталась устроить их жизнь по своему пониманию. В итоге этносы оказались буквально на грани вымирания.

Международный опыт решения проблем замалчивался и не был доступен даже специалистам. На землях, из которых по-прежнему добываются в виде полезных ископаемых несметные богатства, царит абсолютная нищета. По официальной статистике, номинальные доходы аборигенов Севера в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя, а, между тем, жизнь на Севере в несколько раз дороже, чем в других регионах. За последние семь лет число родившихся младенцев коренной национальности снизилось на 69%, а смертность возросла на 35,5%. Средняя продолжительность жизни у народов Севера, по некоторым данным, на 20 лет ниже, чем в среднем по России, а чуть ли не в половине северных регионов продолжительность жизни мужчин составляет 41-42 года. Показатели заболеваемости туберкулезом в 2-3 раза превышают средние по стране, алкоголизмом - в 12-14 раз! По данным Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук, резерв исторического здоровья аборигенов Севера при сложившихся ныне условиях может быть исчерпан за 2-3 поколения.

Эта страшная статистика не волнует ни общество, ни государство российское. Если это не так, то чем же объяснить то, что за десять (!) лет принят всего один Федеральный закон, напрямую касающийся жизни малых народов. Справедливости ради нужно заметить, что за последние годы издано более 1000 иных нормативных актов органов государственной власти РФ и ее субъектов, но по уровню правовой защищенности эта категория населения страны остается наиболее уязвимой. Законотворческим органам государства так и не удалось создать блок законов, определяющих статус коренных народов как коллективных субъектов права, организационно-правовой статус их институтов самоорганизации и самоуправления, статус земель традиционного природопользования как земель особой категории, и оленеводства как особой, жизнеобеспечивающей отрасли хозяйственной деятельности аборигенов.

Обо всем этом говорили участники конференции. Порою рассказывали о прямо-таки анекдотических ситуациях. По свидетельству депутата Госдумы Григория Ойнвида, одного из разработчиков закона об оленеводстве, приходилось угощать юристов из правового управления администрации президента РФ оленьим мясом, чтобы те поверили в его существование и в полезность продукта. Но все равно закон, названный в их среде "экзотическим", так и не получил положительной оценки. И это вовсе не смешно, ибо с гротескной показательностью говорит о том, как специалисты, живущие в столице и определяющие не просто судьбу закона, а судьбы целых народов, далеки от реальной жизни. Между тем, вряд ли нужно доказывать людям, хоть единожды побывавшим на Севере, что олень для аборигенов - основа всей их жизни. А по той же статистике, поголовье оленей в нашей стране сократилось более чем наполовину и уже не обеспечивает продовольственную безопасность коренного населения.

Так какой же должна быть государственная политика по отношению к народам, объединившимся в Ассоциацию, которая и организовала конференцию, не скрывая того, что средства на ее проведение в основном выделил (за отсутствием российских) один из американских частных фондов?

Об этом очень образно говорил Рамазан Абдулатипов, возглавлявший в то время Министерство национальной политики, а ныне просто министр правительства России:

- У Льва Гумилева есть высказывание о том, что когда этнос приходит на территорию и нарушает законы природы, то сама природа разрушается и сам человек разрушается. Эта закономерность подтверждается тысячелетним опытом взаимодействия человека с природой. Я помню: когда наших горцев переселили в Чечню после выселения оттуда чеченцев, то вскоре 80% тех, кто спустился с гор на прекрасные и плодородные равнинные земли, умерли. Это произошло потому, что резко изменилась среда обитания. На равнине горцев стали преследовать неведомые ранее болезни - малярия, например.

Высокогорные районы близки по своим климатическим условиям к Крайнему Северу. Поэтому я воспринимаю как абсурдное утверждение о том, что жителей Севера, особенно представителей коренных народов, можно переселять в другие регионы. Напротив - им нужно создавать все условия для полноценной жизни в среде их вековечного обитания. Не вмешиваться, не мешать, а помогать!

Нам не нужно стесняться понятия "аборигенные народы". Оно определяет их связь на генетическом уровне с природой, средой обитания. Но в то же время это вовсе не означает, что коренные народы нужно замыкать в этой системе и не выпускать в лоно цивилизации. Надо создать такую систему, когда человек, проживая в привычных условиях, пользовался бы достижениями современных технологий. Этот тезис мы и должны подкреплять соответствующими программами и законами.

Мне представляется, что Россия прирастает не только полезными ископаемыми Сибири, но и высоким потенциалом нравственности и культуры народов, проживающих на территории. Почему мы молчим о том, что Север богат еще и уникальными цивилизациями? Мы почему-то по-прежнему смотрим на малые народы как на младших братьев, которых надо учить, наставлять, руководить ими. Нет! Взаимоотношения должны строиться на иной основе - равноправного партнерства.

Истории известно, что государство российское неоднократно спасало себя именно потенциалом северных территорий. Я на каждом заседании правительства, когда речь заходит о добыче полезных ископаемых, спрашиваю: есть ли у того или иного проекта этнологическая экспертиза? Она должна быть непременно!

Был я в Австралии, у аборигенов. И там мне рассказали такую историю. Американцы вели поиски нефти и уже вложили в проект более 100 миллионов долларов. Но тут вмешался вождь племени, проживающего на этой земле. Он сказал: "Мне приснился сон, в котором мои предки, которые беседовали с духом своих предков, поведали о том, что дух запрещает копать землю в этом месте". И все! Проект был остановлен. Надо договариваться с духами предков... И у нас должно быть так же. Любой проект, каждое управленческое решение в многонациональном государстве может приниматься только после анализа последствий для самочувствия того или иного народа и межнациональных отношений в этом регионе. Наша же власть всегда самодостаточна. Ни с кем советоваться не желает. Но мы эту систему изменим. Если не получится через государственные органы, то изменим через институты гражданского общества. Такой опыт у нас уже имеется.

Надо приучить себя и государство к цивилизованным формам сосуществования. И только тогда малочисленные народы, аборигены почувствуют себя полноправными гражданами Отечества. Нужен пакет законов о защите ваших гражданских прав. И тогда вы не будете зависеть от чиновников, а станете сами налаживать свою жизнь, как делали это ваши предки тысячелетиями.

Политика партнерских отношений между государствами и коренными народами, проживающими в них, провозглашена одной из стратегических целей Международного десятилетия коренных народов мира, проходящего под эгидой Организации Объединенных наций с1995 по 2004 гг. Суть этих партнерских отношений - признание за коренными народами их правосубъектности, "их права на собственный выбор пути развития и существования, права на участие в разработке и реализации государственных и других программ и проектов по развитию территорий их проживания и традиционного природопользования".

Формами проявления этих отношений становятся заключение договоров и проведение консультаций с коренными народами через представляющие их интересы общественные организации (ассоциации), родовые общины и другие институты самоорганизации аборигенных народов по всем вопросам их жизнедеятельности. Опыт подобных договорных отношений стал темой выступлений участников конференции из многих регионов. Несомненно, делегатам запомнилось острое, самокритичное выступление представителя администрации Ханты-Мансийского автономного округа Анатолия Райшева, фрагменты которого процитировать просто необходимо:

- Экономические отношения с недропользователями в ХМАО регулируются целым рядом законов округа, которые были разработаны на основе изучения отечественного и зарубежного опыта и являются той основой, на которой строятся все правовые отношения. Анализ заключенных договоров позволяет нам сделать первые выводы. К сожалению, наблюдается выхолащивание содержания Положения о родовых угодьях и других нормативных актов. Из договоров исчезают обязательства по рекультивации и возврату земель, порядок компенсационных платежей за изъятие земель и санкции за нарушение сроков и размеров платежей. Договоры заключаются обычно на один год, в то время как совершенно очевидно: работы на договорных территориях будут вестись несколько лет. Таким образом, родовые общины не знают своих перспектив. Более того - в соглашениях напрямую ущемляются права владельцев угодий, так как в них не прописаны четко размеры и виды компенсации и помощи владельцам земель. К заключению таких, невыгодных для себя, соглашений аборигенов толкает чрезвычайно тяжелое материальное положение.

Отсутствие научного обоснования компенсационных выплат и, зачастую, юридической экспертизы договоров, контроля за их исполнением лишь усугубляет положение. Судите сами: за девять месяцев прошлого года на каждого члена родовой семьи пользователями земель выплачено по 4,5 тыс. рублей. А в настоящее время на отторгнутых землях проживает 10% от всей численности коренных жителей - 2800 человек.

Проведенный нами анализ и рекомендации конференции "Природа, нефть, закон" подтолкнули губернатора округа издать постановление, согласно которому будет подготовлен ряд новых окружных законов и внесены изменения и дополнения в действующие законодательные акты.

Ханты-Мансийский автономный округ входит в число пяти субъектов РФ, где по собственной инициативе успешно разрабатывается законодательная база для коренных народов. А регионов, в которых проживают аборигенные народы, как мы помним, в России - двадцать семь! Нужны ли комментарии?

Правда, есть и отрадные примеры. В Ненецком автономном округе действует окружной внебюджетный государственный Фонд поддержки и развития малочисленных народов округа. Постановлением окружного Собрания депутатов в 1996 г. установлены отчисления в фонд в размере 4% от сумм бонусов, получаемых при проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами на территории округа. Ряд других подобных примеров позволяет констатировать, что в России начинает формироваться договорный процесс между аборигенами и юридическими лицами всех форм собственности и он может явиться реальным механизмом социально-экономического развития коренных народов Севера, который позволит, в конечном счете, достичь желанной и совершенно логичной цели - перевести хозяйства аборигенов на условия самообеспечения и саморазвития.

Об этом, в частности, мы беседовали после окончания конференции с президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Сергеем Харючи.

- Безусловно, вопросы о земле и взаимоотношениях с недропользователями, - говорил Сергей Николаевич, - которые обсуждались на конференции, являются для нас главными и стержневыми. В них сконцентрированы проблемы территорий традиционного природопользования. Пока не будет определен официальный статус этой территории, невозможно всерьез говорить о закреплении ее за коренными народами, несмотря на то, что они жили на ней и хозяйствовали сотни, а то и тысячи лет. При отсутствии правовых стандартов наши народы по-прежнему остаются чужими на своей земле.

Речь не идет о собственности на землю, хотя бы потому, что это противоречит традициям коренных народов и, насколько мне известно, таких притязаний нет и в мировой практике. Земля вполне может находиться в пожизненном пользовании без права купли и продажи. В России проживает 128 коренных народов, и ни один из них не претендует на земельную собственность. Но оставляет за собой право устанавливать правила, которым должны следовать те, кто приходит на их землю - от туристов до нефтяников.

Недропользователям нужны не столько территория, сколько сами недра, полезные ископаемые. Сейчас, к большому сожалению, процесс установления договорных отношений, согласительных процедур идет, по сути, стихийно. И строятся в основном на зыбком основании хороших отношений руководителей предприятий и представителей общин. При этом вовсе не исключен обман, потому что цели-то разные! Промышленнику нужно как можно дешевле добраться, например, до нефти, а у аборигенов нет никакой юридической подготовки и поддержки. Поэтому зачастую помощь со стороны тех же нефтяников и газовиков ограничивается разовыми акциями по закупке для общины снегоходов, оружия, охотничьих боеприпасов, продовольствия, домашней утвари и тому подобного. Аборигенам просто неизвестна истинная цена их земли.

Между тем, в международной практике принято отчислять в качестве платы за пользование землями, принадлежащими родовым общинам, 5-7% от прибыли. При таком порядке многие проблемы решаются автоматически. Он выгоден и тем же нефтяным компаниям, потому что заранее известны "правила игры" и просто нужно, во избежание недоразумений, следовать им. Пока мы не решим вопрос о земле, мы не сможем войти в международное правовое пространство. Поэтому одной из своих целей Ассоциация ставит участие представителей малых народов в работе как Государственной Думы, так и региональных органов законодательной власти.

Если Россия не желает прослыть в мировом общественном мнении как "могильщик малых народов" и остаться в истории с таким клеймом, то ей многому нужно научиться и многое сделать.

Несколько лет назад, когда американская нефтяная компания Amoco серьезно намеревалась участвовать в разработке Приобского месторождения, мне довелось присутствовать при переговорах ее представителей с вождями родовой общины поселка Селиярово, расположенного как раз на территории месторождения, его северной части. Запомнились глубоко уважительный тон переговоров, которым предшествовала многомесячная скрупулезная подготовка, желание обсуждать мельчайшие, казалось бы, незначительные детали будущих взаимоотношений. Но запомнились и неуважительное по отношению к аборигенам, если не сказать - на грани хамского, поведение представителя партнера Amoco - ОАО "Юганскнефтегаз". Если бы я не знал о том, что незадолго до этих переговоров нефтьюганские нефтяники построили на свои средства сорок коттеджей для своих работников и коренных жителей национального поселка Угут, расположенного на границе государственного заповедника, но в зоне другого богатого месторождения, то у меня могло остаться о нефтьюганцах самое неблагоприятное впечатление.

Вот ведь как бывает: добрые дела совершать умеем, а разговаривать как с равными, с настоящими хозяевами земли - нет. Менталитет отечественных производственников формировался в советское время, когда политика государства, которому нефть нужна была любой ценой, формировала тип промышленника - этакого современного конкистадора.

Сегодня уже есть надежда на то, что те времена и нравы минули навсегда.




1. Дипломная работа- Организация процесса кредитования юридических лиц
2. валютная политика Для стран переходного типа важнее переключиться на политику высоких темпов роста чем бо
3. Статья- Интересное для всех не интересно никому
4. ахар для ~межреберной невролгии
5. Дикобраз Перевод с английского С
6. Реферат- Биографические нарративы советской эпохи
7. Оценка опционо
8. Тема- Світове виробництво технічних культур План Сучасний стан і територіальна організація виробницт
9. Lehrwerksteil f'r Deutsch. Plnen und kommentieren Sie die Unterrichtssequenz- На уроці за програмною темою ldquo;Учень і його оточення
10. з курсу Ґрунтознавство Ґрунтознавство як наука
11. Художник есть такие слова Художник воспитай ученика Чтоб было у кого потом учиться
12. Фармация маманды~ы бойынша фармацевтикалы~ факультетті~ 2курс студенттері ~шін микробиология вирусолог
13.  Письмо і писемне мовлення
14. В каком случае эксперт не может сообщить о невозможности дать заключение-E загруженность работ
15. ТЕМА- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ лекции за 16
16. Задание от 06.09.2011 ВА1 Найти пределы следующих функций- 10
17. организацией индивидуальным предпринимателем или физическим лицом
18. Затверджено на засіданні Вчено
19. Тема- Вивчення деяких органічних речовин та їх властивостей
20. і. Виробити методологічгі основи методичного мислення і практичної діяльності по навчанню і вихованню учні