Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Продолжить изучение жизни и творчества Ф1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Открытый урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева

14 декабря 2010года.

-

Открытый урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева с использованием современных средств ТСО.

              “Все пережить – и все-таки жить…”

                                                                 (Любовная лирика Ф.И. Тютчева).

 

Цели урока:1. Продолжить изучение жизни и творчества Ф.И. Тютчева;

2. Ознакомить учащихся  с любовной лирикой поэта и ее отображением в     его поэтических произведениях.; дать сравнительную характеристику любовной лирике поэтов первой и второй половины 19 века.

   3. Воспитывать  у учащихся любовь к  русской поэзии.

Методы обучения: беседа, презентация, самостоятельная работа, чтение стихов. 

Средства обучения: компьютер, мультимидийный аппарат, экран, учебник.

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Объявление темы и целей урока.

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Ребята мы с вами продолжим изучать жизнь и творчество великого русского поэта, приемника самого Пушкина,  Ф.И. Тютчева. 

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Не удивительно, что многие поэты и художники воспевали это чувство. Мы с вами уже проходили творчество поэтов первой половины 19 века и сегодня мы попытаемся проследить взаимосвязь между поэзией  первой и второй половины 19 века.

И так, мы с вами уже были знакомы с произведениями поэтов первой половины 19 века. Вспомните, каким  направлением в литературе характеризуется этот период и почему?

(Это период расцвета романтизма. Литературного направления, в котором остро отражаются душевные переживания. Все поэты первой половины 19 века трагически погибли, в расцвете поэтических и жизненных сил).

Именно любовь даёт человеку силы творить, создавать прекрасное. Так что же это за чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду?

А как вы ответите на данный вопрос? Что такое любовь?

( Ответы ребят)

Конечно, полного,  исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Любовь - это та сила, которая движется жизнью, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, как говорили о ней и тысячи лет назад.

Учитель читает  цитаты вслух:

  •   "Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 - 1954))
  •  "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место. Его по праву называют завершителем русского романтизма.

У каждого поэта и писателя была своя муза - женщина, ради которой он творил. Она стала одной из    центральных в зрелой лирике Тютчева. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований

Попробуйте вспомнить, кто являлся музой для А.С. Пушкина?                          ( Н.Н.Гончарова), для М.Ю. Лермонтова ( В. Лопухина).

     У Тютчева таких муз было три. Но обо всём по порядку.

В Мюнхене в 1826 году Федор Тютчев женился на нежной и обаятельной лютеранке Элеоноре Петерсон. Элеонора была трогательна в своей преданности мужу. Светский Петербург так же благосклонно отметил романтическую – в духе времени и моды – внешность госпожи Тютчевой. Именно ей он посвятил своё стихотворение, ставшее затем известным романсом.

« Я встретил Вас…». (Прослушивание романса).

      Какое стихотворение начала 19 века вам  напоминает это произведение?

(А.С. Пушкин «К А.П.Керн»- чтение стихотворения)                             

                         

   Их счастью суждено было длиться не долго. Элеонора рано умерла, Тютчев, находясь у гроба жены, за одну ночь поседел. Горю и отчаянью его не было предела. На руках остались три маленьких и нежных существа: дочки Анна, Дарья и Екатерина. Именно тогда Тютчев напишет: «“Все пережить – и все-таки жить…”

Памяти Элеоноры посвящено и стихотворение “Итак, опять увиделся я с вами…”

… О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный…

Ей же посвящены строки:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди…
(“В часы, когда бывает…”)

После смерти Элеоноры, в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала немецкая аристократка Эрнестина Дернберг. Ей суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней. И в полном смысле стать его ангелом – хранителем.

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

(Февраль 1873г)

Эрнестине Федоровне Тютчевой  русская поэзия обязана такими шедеврами любовной лирики, как: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Вчера в мечтах обвороженных…”, “Так здесь – то суждено нам было…”, “Она сидела на полу…”

( Чтение стихотворения «Она сидела на полу…»)

По свидетельству друзей семьи Тютчевых, Эрнестина Федоровна, вторая жена Федора Ивановича, была поэтичная и высокая женщина, в которой ум, сердце и прелесть женщины сливались в одно гармоничное и грациозное целое. Живя в России, она не только выучила русский язык, но и полюбила страну. Россия, по собственному признанию Nesti (так любя называл ее Федор Иванович), нравилась ей больше, чем родная Германия. Особенно привязалась Эрнестина Федоровна к родовому имению Тютчевых в селе Овстуг.

                                                      

 

 

            Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте вместе с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Деисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зори вечерней!
(“Последняя любовь”)

                                       

В денисьевский цикл входят стихи, написанные с 1850 по 1864 годы, и позднее посвященные Елене Александровне Денисьевой.

      Стихи этого цикла звучат, как исповедь. ( «О, как убийственно мы любим..», « Не говори: меня он, как и прежде, любит…», « О, не тревожь меня укорой справедливой!», «Чему молилась ты с любовью…», « Я очи знал, - о, эти очи!», «Последняя любовь» и другие).

      Все стихи полны трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, (привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней).

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Или

Я очи знал, -о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

      Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

      Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, он не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева.

     Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа ее измучена общественным порицанием:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла.

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

      И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу, им, им одним живу я –

Но эта жизнь! О, как горька она!

      Каждое стихотворение этого цикла – мгновенье любовных отношений.

Елена Александровна умерла в молодом возрасте от чахотки.

Господи, дай жгучего страданья,
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –
По ней, по ней, свой подвиг совершившей,
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, –
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
(“Есть и в моем страдальческом застое…”)

 

Эта любовь не принесла  счастья никому.

В марте 1856 года Тютчев спешит домой, к тем местам, где покоится Елена. И — возвращается к новым могилам. Вскоре от скоротечной чахотки умирает его 14-летняя дочь от Денисьевой, а на другой день, от того же недуга, — годовалый сын. Следом один за другим уйдут престарелая мать поэта, старший сын Дмитрий и единственный брат Николай. 15 июля 1873 года не стало и Федора Тютчева.

        4.      Слово учителя. 

Философский смысл творчества Тютчева – параллели. Параллели в любви – две Верности. Поэт – вне осуждения, он выше. Только любовь женщины способна поднять поэта на такие недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением.

           Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило поэта, однако, он ничего не предпринял, чтобы хоть как-то облегчить страдания любивших его женщин.

Итак, мы с вами сегодня еще раз убедились, что Тютчев - достойный приемник великих поэтов первой половины 19 века. В его лирике есть трагизм, буря чувств, выплеск эмоций. Он имел великое счастье любить умных, красивых и поистине мудрых женщин.

 5.Групповая работа. Ребята делятся на три группы.

А сейчас мы проверим, увидели ли вы взаимосвязь между поэтами первой и второй половины 19 века. Мы сейчас поделимся на 2-3  команды. Определите, кто автор данных строк. Побеждает та команда, которая безошибочно назовёт авторов.

Проведение викторины, и подведение итогов урока.

6.Заключительное слово учителя.       

      Итак, сегодня мы с вами познакомились с любовной лирикой Ф.И Тютчева.

 Ваше домашнее задание - наизусть любое стихотворение Тютчева.

Как итог всего урока я хочу ещё раз спросить вас: « Что нового вы узнали о любовной лирике Ф.И Тютчева»

Открытый урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева

        “Все пережить – и все-таки жить…”

 Цели урока:1. Продолжить изучение жизни и творчества Ф.И. Тютчева;

2. Ознакомить учащихся  с любовной лирикой поэта и ее отображением в     его поэтических произведениях.; дать сравнительную характеристику любовной лирике поэтов первой и второй половины 19 века.

   3. Воспитывать  у учащихся любовь к  русской поэзии.

Методы обучения: беседа, презентация, самостоятельная работа, чтение стихов. 

Средства обучения: компьютер, мультимидийный аппарат, экран, учебник.

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент (Сдача рапортички).

2.Объявление темы и целей урока.

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Ребята мы с вами продолжим изучать жизнь и творчество великого русского поэта, приемника самого Пушкина,  Ф.И. Тютчева. 

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Не удивительно, что многие поэты и художники воспевали это чувство. Мы с вами уже проходили творчество поэтов первой половины 19 века и сегодня мы попытаемся проследить взаимосвязь между поэзией  первой и второй половины 19 века.

И так, мы с вами уже были знакомы с произведениями поэтов первой половины 19 века. Вспомните, каким  направлением в литературе характеризуется этот период и почему?

(Это период расцвета романтизма. Литературного направления, в котором остро отражаются душевные переживания. Все поэты первой половины 19 века трагически погибли, в расцвете поэтических и жизненных сил).

Именно любовь даёт человеку силы творить, создавать прекрасное. Так что же это за чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду?

А как вы ответите на данный вопрос? Что такое любовь?

( Ответы ребят)

Конечно, полного,  исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Любовь - это та сила, которая движется жизнью, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, как говорили о ней и тысячи лет назад.

Учитель читает  цитаты вслух:

  •   "Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 - 1954))
  •  "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место. Его по праву называют завершителем русского романтизма.

У каждого поэта и писателя была своя муза - женщина, ради которой он творил. Она стала одной из    центральных в зрелой лирике Тютчева. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований

Попробуйте вспомнить, кто являлся музой для А.С. Пушкина?                          ( Н.Н.Гончарова), для М.Ю. Лермонтова ( В. Лопухина).

     У Тютчева таких муз было три. Но обо всём по порядку.

В Мюнхене в 1826 году Федор Тютчев женился на нежной и обаятельной лютеранке Элеоноре Петерсон. Элеонора была трогательна в своей преданности мужу. Светский Петербург так же благосклонно отметил романтическую – в духе времени и моды – внешность госпожи Тютчевой. Именно ей он посвятил своё стихотворение, ставшее затем известным романсом.

« Я встретил Вас…». (Прослушивание романса).

      Какое стихотворение начала 19 века вам  напоминает это произведение?

(А.С. Пушкин «К А.П.Керн»- чтение стихотворения)                             

   

        Их счастью суждено было длиться не долго. Элеонора рано умерла, Тютчев, находясь у гроба жены, за одну ночь поседел. Горю и отчаянью его не было предела. На руках остались три маленьких и нежных существа: дочки Анна, Дарья и Екатерина. Именно тогда Тютчев напишет: «“Все пережить – и все-таки жить…”

Памяти Элеоноры посвящено и стихотворение “Итак, опять увиделся я с вами…”

… О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный…

Ей же посвящены строки:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди…
(“В часы, когда бывает…”)

После смерти Элеоноры, в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала немецкая аристократка Эрнестина Дернберг. Ей суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней. И в полном смысле стать его ангелом – хранителем.

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

(Февраль 1873г)

Эрнестине Федоровне Тютчевой  русская поэзия обязана такими шедеврами любовной лирики, как: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Вчера в мечтах обвороженных…”, “Так здесь – то суждено нам было…”, “Она сидела на полу…”

( Чтение стихотворения «Она сидела на полу…»)

По свидетельству друзей семьи Тютчевых, Эрнестина Федоровна, вторая жена Федора Ивановича, была поэтичная и высокая женщина, в которой ум, сердце и прелесть женщины сливались в одно гармоничное и грациозное целое. Живя в России, она не только выучила русский язык, но и полюбила страну. Россия, по собственному признанию Nesti (так любя называл ее Федор Иванович), нравилась ей больше, чем родная Германия. Особенно привязалась Эрнестина Федоровна к родовому имению Тютчевых в селе Овстуг.      

                                         

          Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте вместе с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Деисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зори вечерней!
(“Последняя любовь”)

                                       

В денисьевский цикл входят стихи, написанные с 1850 по 1864 годы, и позднее посвященные Елене Александровне Денисьевой.

      Стихи этого цикла звучат, как исповедь. ( «О, как убийственно мы любим..», « Не говори: меня он, как и прежде, любит…», « О, не тревожь меня укорой справедливой!», «Чему молилась ты с любовью…», « Я очи знал, - о, эти очи!», «Последняя любовь» и другие).

      Все стихи полны трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, (привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней).

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Или

Я очи знал, -о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

      Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

      Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, он не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева.

     Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа ее измучена общественным порицанием:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла.

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

      И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу, им, им одним живу я –

Но эта жизнь! О, как горька она!    

   Каждое стихотворение этого цикла – мгновенье любовных отношений.

Елена Александровна умерла в молодом возрасте от чахотки.

Господи, дай жгучего страданья,
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –
По ней, по ней, свой подвиг совершившей,
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, –
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
(“Есть и в моем страдальческом застое…”)

 

Эта любовь не принесла  счастья никому.

В марте 1856 года Тютчев спешит домой, к тем местам, где покоится Елена. И — возвращается к новым могилам. Вскоре от скоротечной чахотки умирает его 14-летняя дочь от Денисьевой, а на другой день, от того же недуга, — годовалый сын. Следом один за другим уйдут престарелая мать поэта, старший сын Дмитрий и единственный брат Николай. 15 июля 1873 года не стало и Федора Тютчева.

      Каждое стихотворение этого цикла – мгновенье любовных отношений.

      4.      Слово учителя.

Философский смысл творчества Тютчева – параллели. Параллели в любви – две Верности. Поэт – вне осуждения, он выше. Только любовь женщины способна поднять поэта на такие недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением.

           Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило поэта, однако, он ничего не предпринял, чтобы хоть как-то облегчить страдания любивших его женщин.

Итак, мы с вами сегодня еще раз убедились, что Тютчев - достойный приемник великих поэтов первой половины 19 века. В его лирике есть трагизм, буря чувств, выплеск эмоций. Он имел великое счастье любить умных, красивых и поистине мудрых женщин.

 5.Групповая работа. Ребята делятся на три группы.

А сейчас мы проверим, увидели ли вы взаимосвязь между поэтами первой и второй половины 19 века. Мы сейчас поделимся на 2-3  команды. Определите, кто автор данных строк. Побеждает та команда, которая безошибочно назовёт авторов.

Проведение викторины, и подведение итогов урока.

6.Заключительное слово учителя.       

      Итак, сегодня мы с вами познакомились с любовной лирикой Ф.И Тютчева.

 Ваше домашнее задание - наизусть любое стихотворение Тютчева.

Как итог всего урока я хочу ещё раз спросить вас: « Что нового вы узнали о любовной лирике Ф.И Тютчева?»

Элеонора Петерсон

Памяти Элеоноры посвящено и стихотворение “Итак, опять увиделся я с вами…”

… О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный…

Ей же посвящены строки:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди…

Эрнестина Дорнберг

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.


«Она сидела на полу и груду писем разбирала»

Елена Денисьева

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зори вечерней!
(“Последняя любовь”)

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Или

Я очи знал, -о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла.

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Господи, дай жгучего страданья,
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –
По ней, по ней, свой подвиг совершившей,
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, –
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
(“Есть и в моем страдальческом застое…”)

 




1. Международная валютная система и особенности ее регулирования в 70-90 годах
2. а нарушения сердечного ритма; дерматозы кожные болезни алиментарная и алиментарноинфекционная гипотрофи
3. Методика обучения истории, как наука и учебный предмет
4. Особенности монополии и монополизма в условиях рыночных и нерыночных отношений
5. Система гемостаза
6. Тема- Устный журнал Режим дня
7.  децильный коэффициент
8. Барсы является бизнесмен Ганс Гампер
9. Камиль Сен-Санс (Saint-Saens).html
10. Who became kamikazee
11. Реферат- Урок в современной школе
12. Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы
13. Лабораторная работа 1
14. История развития специальной психологии и педагогики- Теоретико методологические основания истории
15. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б1
16. Модальные слова в произведении И
17. Лекция110.02.05. Предмет структура и функции философии
18. Вариант 5 Эконометрическое моделирование стоимости квартир в Московской области Даны следующие исходные
19. Контрольна робота з дисципліни- Cоціологія економіки
20. Кейнсианская теория занятости