Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Глава XIV
ВЕК РАЦИОНАЛИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ.
§1. Становление светского типа культуры в эпоху петровских реформ.
Реформы Петра I круто изменили судьбы отечественной культуры, включив ее в русло общеевропейского развития. Рубеж XVII-XVIII в.в. связан со становлением культуры нового времени, формирование которой продолжалось на протяжении всего XVIII и начала XIX столетий.
Для освоения западноевропейского опыта Петр I сам, вопреки вековой традиции, выехал за пределы своей страны. ”Великое посольство”, трехсотлетие которого на исходе XX в. широко отмечалось и у нас, и в европейских странах (прежде всего в Голландии и в Англии), отправилось из Москвы весной 1697г. Возвращение состоялось только летом следующего года.
“Когда Головин, Лефорт, Возницин и долговязый “Преображенского полка урядник” Петр Михайлов пересекли границу, мало кто в Европе предполагал, что отныне в великой книге истории откроется новая страница, что вскоре изменится карта и облик всего европейского континента, - отмечал известный историк В.В. Мавродин. - Петр ехал за границу, собираясь по-новому решать старые вопросы, наболевшие для Московского государства. Но в Москву ему предстояло вернуться с планом решения новых европейских проблем, с планом создания Российской империи...”1 Вникнув в суть хитростей европейской политики, Петр изменяет направление внешней политики своего государства, определив целью ее выход к Балтийскому морю, возвращение земель “отич и дедич”, захваченных шведами по берегам Финского залива.
Особые последствия это пребывание государственных мужей за границей имело для судеб отечественной культуры. Здесь зарождались широкомасштабные планы просвещения России. Помимо кораблей, бирж, арсеналов и других достижений западной цивилизации, Петра интересовало все в культуре стран его пребывания. В особо полюбившейся ему Голландии Петр учился астрономии, рисованию, посещал музеи, бывал у художников и ученых, собирал различные инструменты и ценности. Опыт страны передовой промышленности, центра торговли и кораблестроения Европы, сердца мировой биржи, а также страны наук и книг, веротерпимости и вольных типографий Петр пытался претворить в жизнь, строя Петербург, закладывая загородные резиденции.
В Англии Петр посетил Оксфорд, обсерваторию, осматривал соборы, здесь мастер английского портрета Г. Неллер написал портрет молодого русского государя для Букингемского дворца. В Дрездене Петр побывал в знаменитой Кунсткамере. Молодой монарх встречался с замечательным философом Г. Лейбницем, которого даже зачислил на свою службу. Немецкий мыслитель не смог прибыть в Россию, позднее он писал Петру, что почел бы за счастье способствовать расцвету науки и искусства в его стране.
Центром европеизации русской культуры, форпостом России на пути ее приобщения к ценностям европейской цивилизации стал Петербург. Его престижно-представительный характер создавался новым для России внешним архитектурно-художественным обликом, передовой планировочной структурой. Освоение западноевропейских методов строительства, архитектурных форм и т.д. осуществлялось двумя путями - приглашением иностранных архитекторов, практически сразу же включившихся в работы по возведению города, и командированием молодых людей для обучения за границу.
Еще до отъезда “Великого посольства” Петр I отправил за границу пятьдесят стольников, представителей старинных родов, обучаться морскому делу, всевозможным наукам и ремеслам. В дальнейшем отправляемых за рубеж талантливых молодых людей разных сословий казна брала на свое попечение, их называли “петровскими пенсионерами”. Искусство архитектуры в странах Европы постигали И. Коробов, получавший во время обучения в Голландии письма с наставлениями самого Петра, автор Адмиралтейства с надвратной башней, увенчанной позолоченным шпилем, несущим парусный кораблик - символ города; П. Еропкин, совершенствовавшийся в Италии у крупнейшего мастера барокко Ф. Барромини, приобретший известность составлением плана Петербурга, ставшего существенным вкладом в отечественное градостроительство; а также И. Мордвинов, Т. Усов и др.
Первым ведущим архитектором самой молодой столицы Европы на протяжении трех десятков лет и “правой рукой” Петра I при его жизни был итальянец швейцарского происхождения Д. Трезини. Творчество его чрезвычайно многообразно - он занимался проектированием фортеций - Петропавловской крепости и Кроншлота, дворцов монарха и его приближенных, культовых сооружений - Петропавловского собора и Александро-Невского монастыря, государственных помещений, например, здания Двенадцати коллегий. Им разрабатывались проекты “образцовых” жилых домов петербургских обывателей и был исполнен проект геометрически правильной планировки с взаимно перпендикулярными направлениями улиц и каналов.
Находясь на водах в Пирмонте в 1716 г. Петр I пригласил на русскую службу европейски известного французского архитектора Ж.-Б. Леблона. Начало XVIII в. было временем значительных перемен не только в русском, но и в гражданском зодчестве всей Европы, где первенствовала Франция, законодательница мод. В России Леблон работал в загородной царской резиденции Петергофе. Он был наделен большими полномочиями генерал-архитектора, решавшего судьбу предполагаемых построек и исправлявшего уже существовавшие. Леблону принадлежит генеральный план Петербурга (1717 г.) - изящный вариант идеального города, выполненный в традициях французского классицизма XVII в.
На возведении новой столицы работали итальянцы М. Микетти, Д. Фонтана, Г. Киавери; немцы А. Шлютер, бывший прежде главным архитектором прусского короля, автор знаменитого Янтарного кабинета, а также И. Матарнови. Г. Шедель и другие зодчие, принадлежавшие к разным национальным архитектурным школам. Возникнув из необходимости заимствовать передовой опыт Европы, Петербург, как и русская архитектура нового времени, не стал провинциальным вариантом европейских образцов, при всех имевших место крайностях, например, желании Петра I утвердить на невских берегах “новую Голландию” или известной галломании рубежа XVIII - XIX в.в. “Как могло случиться, что участие в строительстве немецких, итальянских, французских, голландских и русских мастеров не привело в архитектуре Петербурга к стилистической анархии, к механическому собиранию воедино всех национальных стилей, властвовавших в начале XVIII века в Европе? - писал крупнейший авторитет отечественного искусствознания И. Э. Грабарь. - Почему Петербург... получил и до сих пор сохраняет свое собственное лицо, притом лицо вовсе не чужеземное, а национальное русское?”1 Ответ кроется и в учете зодчими - иностранцами требований заказчиков, прежде всего царя, в приспособлении их к специфическим условиям России, в постепенно возраставшей доле участия отечественных мастеров в строительстве. Но главное заключалось в жизнеспособности отечественной архитектурной традиции, открытой к развитию, оказавшейся обновленной, но не замененной, обогащенной чужим опытом, который она ассимилировала.2 Сказанное в полной мере может быть отнесено к развитию отечественной культуры XVIII - XIX в.в. в целом.
Способность отечественной культуры к восприятию культурных ценностей других народов является едва ли ни самой существенной и сущностной характеристикой ее. Именно “всемирную отзывчивость” как отличительную черту русского гения отмечал Ф. М. Достоевский, веруя во всяческое единение и в назначение русского человека объединять и европейское, и всемирное. На уникальную открытость и восприимчивость русской культуры указывали многие, например, А. Блок: “ Нам внятно все - и острый гальский смысл, и сумрачный германский гений...” Синтез русского с европейским - качественная характеристика отечественной культуры нового времени и Петербурга как феномена культуры.
Регулярность, опирающаяся на всепроникающую регламентацию, противопоставленная произволу, который виделся Петру в прихотливо-живописной застройке старых русских городов, стала для царя одной из основополагающих идей. В Петербурге принцип регулярности был впервые претворен в русском градостроительстве. Застройка выстраивалась (при постановке домов не в глубине участка, как прежде, а по одной линии, вдоль берегов Невы, каналов, улиц) в сплошные, жестко выраженные фронты. Это требовало повторения или чередования зданий в одном ряду, а также ясной ритмичной организации фасадов. Для унификации массовой застройки перешли от старого принципа строительства “по обычаю”, в основе которого был избяной сруб, к сооружению домов по проектам - образцам, гравированным и размноженным. Предписанная сверху регулярность отражала дух неукоснительной регламентации, который придал российскому абсолютизму Петр I . Вместе с тем в ней воплотился дух наивного рационализма новой светской культуры.1
Идея порядка, “регулярности”, была идеалом земли, прошедшей через “бунташный век”. И далеко не случайно увлечение Петра флотом, и то,что образ корабля как идеального устройства доминировал в искусстве той поры. “По моему глубокому убеждению, - напишет И. Бродский, - за вычетом литературы двух последних столетий и, возможно, архитектуры своей бывшей столицы, единственное, чем может гордиться Россия, это история собственного флота... Порождение ума единственного мечтателя среди русских императоров, Петра Великого, воистину представляется мне гибридом вышеупомянутой литературы с архитектурой. Создававшийся по образцу британского флота, менее функциональный, скорее декоративный, проникнутый духом открытий, а не завоеваний, склонный скорее к героическому жесту и самопожертвованию, чем к выживанию любой ценой, этот флот действительно был мечтой о безупречном, почти отвлеченном порядке, державшемся на водах мировых морей, поскольку не мог быть достигнут нигде на российской почве”.2
Идеалом Петра регулярное государство, где вся жизнь регламентирована, подчинена правилам, сведена к точным однолинейным отношениям. “Проспекты прямые, дворцы возведены по официально утвержденным проектам, все выверено и логически обосновано. Петербург пробуждался по барабану: по этому знаку солдаты приступали к учениям, чиновники бежали в департаменты... Однако идеал “регулярного государства”, конечно, никогда не мог быть и не был полностью реализован. С одной стороны, “регулярность” постоянно размывалась живой жизнью, не мирящейся с механическим единообразием, с другой - перерождалась в реальность бюрократическую.3
Мастера различных национальных архитектурных школ, объединенные Канцелярией от строений, возводили в России, прежде всего в Петербурге, дворцы, храмы вполне светского характера, новаторские, ознаменовавшие полное отступлением от традиционного русского храмостроения, новые типы промышленных и общественных сооружений, вызванных к жизни петровскими преобразованиями - верфи, заводы, гостиные дворы, коллегии, госпитали, учебные помещения, музеи, театры и пр. Архитектура этих строений имела общие художественные черты, определившие архитектурный стиль первой трети XVIII в., обычно называемый русским барокко или петровским барокко.
“Показательно, что Петр не отдавал абсолютного предпочтения ни одному из стилевых образцов Западной Европы, но сумел, вместе с чутко улавливавшим его волю Д. Трезини, найти в архитектуре некий синтез французского классицизма и голландского барокко”.1
Оценивая значение личности преобразователя в становлении новой культуры, А. В. Иконников подмечает: “Значительность роли Петра I определялась тем, что он верно угадал не только необходимость перемен, но и их плодотворное направление. Сумев подняться над замкнутостью русской культуры, он мог увидеть то, что будучи привито ей извне, обещало привиться в ней и обогатить ее, связывая со всечеловеческим. Прагматик и реалист, в сфере синтеза культур Петр умел руководствоваться образными представлениями, которые рождала его интуиция. В этом он следовал логике и методу художественного творчества. Любитель и мастер парадоксов Сальвадор Дали характеризовал первого российского императора, отметив: “По-моему, самым великим художником России был Петр I, который нарисовал в своем воображении замечательный город и создал его на огромном холсте природы”.2
Открытость, как характерная черта новой культуры, была результатом разрушения средневековой замкнутости. Процесс секуляризации, преобразования религиозно ориентированной средневековой культуры в светскую, начавшийся в XVII столетии, в пору петровских реформ резко усилился. Выход культуры из феодального состояния, распад средневекового мировоззрения был бы невозможен без устранения средневекового дуализма светской и духовной власти. С ликвидацией патриаршества и созданием Священного Синода (1721 г.) церковь фактически потеряла самостоятельность в духовной жизни общества, что уменьшило ее влияние на общественно-культурную жизнь, но не устранило и не могло устранить его полностью.
Петр искал и находил союзников среди иерархов церкви. Он приблизил к себе образованного и талантливого Ф. Прокоповича, назначив его “местоблюстителем” патриаршего престола, а затем и вице-президентом Синода. Прокопович защищал концепцию абсолютизма как оптимальной формы политической власти в России. Он был сторонником политической секуляризации, считал, что верховная власть должна принадлежать только светскому властелину. Прокопович написал “Духовный регламент”, о котором одобрительно отзывался властитель дум Европы Вольтер. Организатор “Ученой дружины”, предопределившей развитие русской просветительской философии второй половины XVIII в., в состав которой входили такие деятели просвещения, как В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир и др., автор “Букваря. Первого учения отрокам”, выдержавшего 11 изданий, трагикомедии “Владимир” на тему из русской истории, сочинитель гимнов и песен и т.д. Прокопович исповедывал культ светского знания. От него философия русского Просвещения наследовала четко выраженный натурфилософский интерес, который окончательно закрепился в творчестве М. В. Ломоносова.1
Поскольку религиозное мировоззрение уже не являлось доминирующей формой выражения духовного творчества, стало возможно более быстрое развитие рационализма. Однако не следует преувеличивать степень развития рационализма как системы мышления XVIII в., он не мог означать ликвидации религиозного мировоззрения. Светскость культуры не была однозначна атеизму.
Реформы имели своим следствием и явления, негативно сказавшиеся на русской общественной жизни. Урон, нанесенный авторитету церкви, ко всему прочему привел еще и к “повреждению нравов”, к тому, что в обществе распространился аморализм, о чем свидетельствовали как современники Петра, так и более поздние его критики. К размыванию этических норм подводили и варварские, зачастую антигуманные методы преобразований.
Эпоха рождала деятельного, предприимчивого человека. Реформы способствовали активизации жизни различных сословий, особенно купечества.
Деятельность Петра I вела к возвышению дворянства, политически и культурно доминировавшего в течение всего XVIII столетия и первой половины следующего, XIX в. Было уничтожено существовавшие до того времени деление внутри господствующего класса на бояр, окольничих, дворян и т.д. Была стерта разница между наследственно владевшим землей боярством и служилым дворянством. Все стали “служилым классом”, дворянами, “шляхетством”. Царь сам, не покладая рук трудившийся на благо государства, требовал и от дворян службы напряженной, тяжелой, невиданной для Московской Руси. “Личный труд Петра не был забавой, странной причудой - это была программа, утверждение равенства всех в службе, - отмечал Ю. М. Лотман - Государственная служба приобретала для Петра почти религиозное значение грандиозной, непрерывной литургии в храме государства. Работа была его молитвой”.1
Табель о рангах (1722 г.), согласно которой все должности были разделены на 14 рангов, все чины можно было получить за службу, “хотя бы и низкой породы были”, устанавливала зависимость общественного положения человека от его места в служебной иерархии, от длительности и успехов его на государственной службе, от его реализации себя как “государственного” человека. Самоидентификация своей деятельности, как государственной, себя, в первую очередь, как “государственного мужа” была характерна для людей XVIII столетия, в том числе и проявивших себя в различных сферах культуры, например, для М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. А. Львова и др.
Менялся ритм жизни, стиль деятельности, приспосабливаемые к темпам перемен. Изменилось представление о деятельности монарха, государь, вел себя нестандартно, вне традиционных стереотипов и шаблонов. Идеалом времени становился динамизм. Человек воспринимался как активно действующая личность (не созерцатель). В обществе складывались новые критерии его оценки (котировались инициативность, ум, образование и др.). Личные качества помогали человеку подняться в обществе, даже из низов его вышли некоторые сподвижники царя. “Гнездо Петрово” - люди различного социального происхождения, разных судеб. Среди них выделялся сын придворного конюха, ставший президентом Военной коллегии, петербургским губернатором и “светлейшим князем”, умный, ловкий, малограмотный, но отличавшийся ясностью речи и мысли, исключительно храбрый и преданный Петру, его друг А. Д. Меншиков. Сын музыканта, П. И. Ягужинский сделал карьеру, став генерал-прокурором, лавочник П. П. Шафиров - послом и вице-канцлером, бывший дворецкий Шереметева А. А. Курбатов - обер-инспектором московской ратуши, архангельским вице-губернатором, бывший юнга А. М. Дивиер - петербургским генерал-полицмейстером. Посадский человек А. В. Макаров стал обер-секретарем самого самодержца, ведал важнейшими государственными делами, сопровождал Петра в походах и поездках, приобретая книги для его библиотеки. Тяжкий путь ратного труда от солдата - преображенца и матроса до командира корабля и командующего эскадрой прошел родоначальник династии русских флотоводцев Н.А. Сенявин. Прадед А.С. Пушкина, вывезенный русским послом из турецкого плена, крестник и любимец Петра I, его камердинер и секретарь А.П. Ганнибал выдвинулся как выдающийся военный инженер, руководивший работами в Кронштадте и Рогервике, на Ладожском канале.
Среди окружавших царя лиц образованностью, умом, талантами выделялся молодой В.М. Татищев, чья деятельность успешно развернулась уже в постпетровские времена. В.М. Татищев был великолепным организатором, управлял казенными горными заводами Урала, открыл горные училища, закладывал Екатеринбург. В воззрениях на науку и просвещение у него преобладал антропологический уклон. Самобытный и незаурядный мыслитель, он полагал, что “наука главное есть, чтоб человек мог себя познать”. В.М. Татищев вошел в русскую историю как “отец” ее, автор многотомного труда “Истории Российской с самых древнейших времен”, ответив, таким образом, на волновавшие русских людей вопросы о месте России и формировавшейся русской нации среди других народов в прошлом и настоящем, о путях развития России.
Существенную роль в развитии культуры страны рассматриваемого времени сыграли Л.Ф. Магницкий - составитель таблицы логарифмов и автор знаменитого учебника по математике, А.К. Нартов - токарь Петра, выдающийся механик и изобретатель, Г.С. Скорняков-Писарев, автор “Науки статистической или механики”, директор Морской академии и др.
Однако новый взгляд на человека, новые горизонты, открывавшиеся перед личностью, новые идеалы формировались в стране, где основная масса ее населения - крестьянство была лишена элементарных человеческих прав и общественных перспектив.
Для создания регулярной армии и флота, строительства заводов и мануфактур, для открывавшихся госпиталей, для нужд государственного управления требовалось множество хорошо обученных, образованных людей. Закономерно, что развитие образования в России стало государственным делом. Создается система светской школы (в 1701 г. в Москве была открыта одна из первых светских школ математических и навигатских наук). Появились готовившие людей “на всякие потребы” профессиональные школы - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, при олонецких и уральских заводах - горнозаводские училища. Обучение связывалось с решением насущных практических задач, предпочтение отдавалось точным и естественным наукам. Если первоначально в профессиональные школы принимали детей разных сословий, то впоследствии ряд школ превратились в закрытые привилегированные высшие учебные заведения для дворян. В городах открывались начальные - цифирные школы, без окончания которых недорослям даже запрещалось жениться. Очень скоро в дворянских семьях стало преобладать домашнее обучение. Детей крестьян, особенно крепостных, не принимали в школы. За просвещение этого угнетенного без меры сословия выступал оригинальный мыслитель, ученый - самородок из крестьян И. Т. Посошков, написавший “Книгу о скудности и богатстве”, своеобразный проект всестороннего переустройства государства.
В обществе увеличивалась система передачи культурных ценностей, формировался новый механизм их распространения. Помимо школы, этому служили печатная книга, газета, гражданская азбука, новый литературный язык и т.д. Реформа шрифта способствовала разделению светской и церковной книжности, кириллица была оставлена для церковных книг, поборники старины пользовались языком православного средневековья, новый гражданский шрифт обслуживал светские потребности, был языком новаторов. В исследованиях А. М. Панченко петровское время рассматривается как эпоха глубокого культурного расслоения, которому и соответствовало культурное “двуязычие”.
Резко увеличился объем издаваемых книг, которые становятся иными, по сравнению с прошлым, и по назначению, и по содержанию, и по оформлению. Появляются гражданские типографии, начинается их специализация по видам издаваемой литературы (учебники, карты, словари и т.д.). Первую гражданскую типографию открыл в Москве в начале XVIII в. мещанин В. А. Киприанов. Центром русского книгопечатания стал Петербург, где работало 4 типографии. За время царствования Петра I печатная продукция выросла в 20 раз, 36% ее составляли книги светского содержания. Цены на книги были невысокими.1 Помимо того, в России были известны книги зарубежных авторов, в том числе таких естествоиспытателей и философов, как Коперник, Галилей, Ньютон, Декарт, Гоббс, Пуфендорф, Лейбниц и др. Вслед за московскими “Ведомостями” (1703 г.), появилась газета “Ведомости” (1711 г.) и в Петербурге, информируя читателей о событиях в России и за рубежом.
В конфискованных после казни адмиралтейств - советника А. В. Кикина палатах разместилась коллекция редкостей Петра I и его библиотека, насчитывавшая порядка двух тысяч книг, карт, чертежей на многих языках, позже вошедшая в состав Академии наук и ставшая доступной для общественного пользования с 1728 г. Библиотека Российской академии наук входит в наши дни в пятерку крупнейших книгохранилищ мира. Кунсткамеру открыли для посетителей в 1719 г. и дабы они чувствовали себя комфортно (по средневековым представлениям “монстры”, “курьезитеты” и т.п. порождены нечистой силой) предусмотрели для них угощение. При Петре I было положено начало и другим музеям (военно-морскому, артиллерии и др.), охране памятников страны. Так, в указе 1721 г. говорилось:...”куриозные вещи, которые находятся в Сибири, покупать... и, не переплавляя, присылать в Берг и Мануфактур Коллегию...” Основу всемирно известной эрмитажной “Сибирской коллекции Петра I” составили уникальные золотые художественные изделия VII - II вв. до н.э., извлеченные из сибирских курганов в конце XVII - начале XVIII вв.
Интерес к науке, вызванный практическими потребностями Российского государства, привел к учреждению в 1724 г. научного центра страны - Академии наук и художеств, официальное открытие которой состоялось уже после смерти Петра I . В составе ее со временем оказались физическая и химическая лаборатории, обсерватория, библиотека, музей, типография, ботанический сад, а также университет и гимназия. В отличие от ряда европейских, Петербургская Академия наук была создана как государственное учреждение для решения практических задач. Место чувственно-эмоционального, религиозного отношения к миру занимало стремление к объективному познанию его, рационалистическое отношение к нему. Характерной особенностью новой культуры становится расчет практицизма. Государство развивало те ее сферы, в которых оно было заинтересовано.
В отечественной культуре шел процесс дифференциации, появились новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись и др. Усваивался в самый короткий срок европейский художественный язык. Русское искусство приобщалось к опыту мировой культуры. С начала XVIII в. главное место в живописи занимает картина, написанная маслом светского содержания. Формирование нового взгляда на личность, на ее возможности выдвинуло портрет на ведущее место в изобразительном искусстве. Появление новых жанров, образов, незнакомых ранее сюжетов в искусстве - во многом результат тесных контактов русских художников с европейскими мастерами. Отсюда же крайнее разнообразие стилевых приемов в русском искусстве петровской поры. В России работали баварец И. Г. Таннауэр, марселец Л. Каравакк, швейцарец Г. Гзелль, “первый придворный маляр” и др. Произведения европейских мастеров закупались за границей. Направлялись обучаться за рубеж за государственный счет тонкостям техники и приемам мастерства способные молодые художники. Первые из них - братья Иван и Роман Никитины, обучались в Италии, Андрей Матвеев уехал в Голландию. Основателем новой живописи считается И. Н. Никитин, еще до зарубежной поездки писавший портреты членов царского семейства, а по возвращении назначенный Петром, подарившим ему мастерскую, гофмалером. Им создана галерея (портреты канцлера Г. И. Головкина, С. Строганова и др.) образов людей петровского времени, волевых, энергичных. Глубокой скорбью и величавой торжественностью наполнено изображение Петра I на смертном одре. Арестованный с братьями по обвинению в антиправительственном заговоре (1732), И. Н. Никитин, помилованный Елизаветой Петровной, уже не возвратился с каторги, по-видимому, умер в дороге.
А. Матвеев вошел в историю отечественной живописи первой станковой картиной на аллегорический сюжет, портретами Петра I и современников, знаменитым автопортретом с женой. Он руководил всеми монументально-декоративными работами в Петербурге, в которых принимал самое непосредственное участие.
Широкое распространение получила графика, быстро откликавшаяся на современные события. На гравюрах Алексея и Ивана Зубовых, (сыновей мастера Оружейной палаты), А. Ростовцева, зарубежных мастеров (Шхонебека, Пикарта и др.) запечатлены баталии и виктории, ведуты (виды городов) и корабли, праздники и фейерверки.
С именем прибывшего на русскую службу от двора Людовика XIV Б. К. Растрелли связано появление в русском искусстве круглой скульптуры, монумента, конного монумента. Он выполнял архитектурные работы, сооружал фонтаны, исполнял театральные декорации и т.п. Б. К. Растрелли создатель первых скульптурных портретов - Петра I и А. Д. Меншикова, статуи Анны Иоановны с арапчонком, конной статуи Петра I.
В художественную жизнь вошли театр и музыкальные представления. Первый публичный театр открылся в Москве в 1702 г. в “Комедийных хороминах на Красной площади актеры - иностранцы представляли трагедии, комедии (Ж-Б Мольера и др.). Театр в Петербурге, бесплатный и доступный всем, создала Наталья Алексеевна, сестра царя, сама писавшая для него пьесы, имевшие поучительный смысл (популяризировался новый образ жизни, изобличались косность, дикость и другие человеческие пороки). В русском обществе в образованной его части распространялись музицирование, игра на клавикордах, скрипке, флейте. Светская музыка исполнялась на празднествах, в Летнем саду, в домах вельмож устраивались концерты любительских оркестров. Русское искусство первых десятилетий XVIII в. преодолевало разрыв между художественной деятельностью и повседневной, жизненной практикой, становилось важной составляющей обиходной культуры времени.
Изменились формы культурной жизни, быт людей. В декабре 1699 г. (7208 г. по привычному для России счету от сотворения мира) Петр издал указ о переходе к новому летоисчислению от Рождества Христова на основе юлианского календаря (старый стиль), о непременном праздновании 1 января нового года и нового столетия. В этот день в Москве были устроены пышные торжества и праздничные увеселения. Российский календарь приводился в соответствие с западным. Праздник 1 января 1700 г. Петр заключил в рамку - в канун его состоялось переодевание дворянства и купечества в иноземное платье. После новогодних торжеств женщинам было приказано открыть, “чтоб как замужние жены, так и девицы ходили, не закрываясь на свадьбы, на пиршества и на всякие публичные увеселения”. Эта культурная акция пришлась на святки, когда пережить указы легче (на святки традиционно обряжались, переодевались и т.д.). Несоблюдение новых обычаев влекло большой штраф. Новая культура оставалась социальным признаком привилегированных сословий, новшества не затрагивали крестьянство, городские низы.
Специально издававшаяся литература - “Приклады, како пишутся комплименты разные”, “Юности честное зерцало” - содержала свод житейских наставлений и нравоучений, правил поведения в обществе молодых дворян.
Особенностью общественного быта петровского времени было появление новых форм общения, развлечений, например, ассамблей, в необходимости которых Петр утвердился после визита во Францию и знакомства с ее блестящими салонами. Великолепие французского двора заставило задуматься Петра о придании блеска его столице, его резиденциям. Ассамблеи, говорилось в указе, “вольное в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при этом же забава”. Ассамблеи поочередно устраивали знатные люди, включая царя, на них приглашали и иностранцев. Здесь свободно общались люди различных социальных групп, здесь танцевали, вели беседу, играли в шашки, шахматы и т.д. При преемниках Петра ассамблеи превратились в балы и сохранились на протяжении длительного времени как форма общения и отдыха дворянства. Важнейшие события в жизни россии и столицы отмечались многочисленными светскими праздниками с иллюминацией, фейерверками, маскарадами. Торжества по случаю викторий в Северной войне неизменно сопровождались парадами и смотрами войск, подчас грандиозными, с численностью участников в 20-30 тысяч человек. Праздничная культура, как и формы городской жизни вообще складывалась под влиянием двора, диктовавшего манеру поведения, виды увеселений и т.д. на набережных Невы, на Потешном (позднее Марсовом) поле, в Летнем саду, в загородных резиденциях царя.
Предпринятая Петром I модернизация всех областей русской жизни, новая культурная ориентация привели к созданию дворцово-парковых ансамблей. Для руководства важнейшими садовыми работами в Петербург были приглашены мастера из Голландии Я. Роозен, Л. Гарнихфельт. У них и за границей этому весьма престижному занятию (среди мастеров встречались дворяне) обучались русские молодые люди. Дворцово-парковые ансамбли на берегу Невы и Финского залива создавались на новых основах, отражавших светское содержание культуры, в рамках регулярного стиля, в духе искусства барокко.
Целый ряд ансамблей новой столицы открыл Летний сад, устроенный со свойственным европейским паркам барокко изобилием, великолепием и разнообразием собранных в нем природных и рукотворных форм. Так, в Летнем саду впервые в практике русского садового искусства был сооружен крупный комплекс фонтанных устройств. Скульптуру для него приобретали, в основном, в Италии. “Нет никакого сомнения в том, что это скульптурное убранство решало не только вопросы эстетического характера, но выполняло и определенный идеологический замысел - внести в мировоззрение посетителей элемент европейского, светского отношения к миру и природе, - пишет Д. С. Лихачев - ...Петр в своей попытке перевести мышление русских людей в европейскую мифологическую и эмблематическую систему, что было крайне необходимо для установления более тесных культурных контактов с Европой, воспользовался для этого наиболее сильно воздействующим искусством - садово-парковым. Его Летний сад был своего рода академией, в которой русские люди получали начатки европейского образования”.1
Помимо парадных резиденций - Петергофа, ставшего символом выхода России на новые морские рубежи, Стрельны, Ораниенбаума А. Д. Меншикова, выделявшихся своими размерами и богатством, вдоль берега Финского залива был заложен целый ряд усадеб петербургской знати, превративших берег в цветущую полосу парков и садов. Парки петровской поры позволяли собрать большие массы людей в дни торжеств, праздников, увеселений, которых не в состоянии были вместить дворцы. Регулярно спланированные сады создавались почти при всех государственных учреждениях. Парки новой столицы и ее окрестностей обрели значение символа нового времени.
Оценивая преобразования первых десятилетий XVIII в., крупнейший исследователь русской культуры Ю. М. Лотман писал: “Петровская реформа, при всех издержках, которые накладывали на нее характер эпохи и личность царя, решила национальные задачи, создав государственность, обеспечив России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав и создав одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации”.2
§ 2 Русская культура второй половины XVIII века.
Реформы Петра I, вырвавшие страну из средневековья и радикально сменившие доминанту общественно-культурной жизни с религиозной на светскую предопределили дальнейшее развитие русской культуры по пути Просвещения. “Дух, смысл, историческая роль Просвещения определялась ... культом Разума, привнесенным Просвещением в историю мировой культуры”.1 Русское Просвещение, как и европейское, имело своей духовной основой рационализм (признание человеческого разума источником познания природы, мира, человека). Таким образом, развитие рационализма в общественном сознании - отличительная черта культуры Нового времени.
Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.). Первого русского академика отличали поистине возрожденческий универсализм и титаническая работа мысли. Нет необходимости перечислять все отрасли знания, в которых он занимался изысканиями, во многих из них он достиг крупных успехов. В естествознании внимание ученого было сосредоточено на разработке кардинальных проблем, меняющих представление о природе, о мире - ему принадлежит открытие закона о сохранении материи и движения как всеобщего закона природы; он был одним из авторов учения о тепле как молекулярном движении, опровергшим господствовавшую тогда теорию теплорода; его интересовало атмосферное электричество, и он предвидел его большое будущее и др.
Ученый - энциклопедист был избран почетным членом Шведской и Болонской Академии наук. Новатор в разных областях техники и технологии, конструктор многочисленных приборов и приспособлений, он вместе с тем плодотворно работал в гуманитарной области. М.В. Ломоносов был не только поэтом, автором многих од, стихотворений и поэм, строфы которых образованнейшие люди того времени заучивали наизусть, любуясь неслыханными прежде сочетаниями звуков родного языка, но и выдающимся языковедом, его “Российская грамматика” выдержала 14 изданий. Существенен вклад М. В. Ломоносова в становление отечественной истории.
По инициативе М. В. Ломоносова и “первого министра нарождающегося русского просвещения” И. И. Шувалова в 1755 г. был открыт Московский университет.
Сороковые - пятидесятые годы елизаветинского правления, время роста национального самосознания и поощрения всего отечественного на государственном уровне - период сложения стиля русского барокко, отмеченный синтезом всех видов искусства (Барокко - основное стилевое направление в искусстве большинства стран Европы XVII столетия, а в России - первой половины XVIII в. и до его середины). Отечественные художники проявляли поразительную универсальность: они расписывали стены, плафоны, писали иконы и станковые картины, сочиняли театральные декорации, выполняли эскизы костюмов и т.д. Из всего обширного наследия елизаветинской эпохи до нашего времени дошли, в основном, портреты, основной жанр изобразительного искусства века. Живописцы середины столетия не обучались мастерству за границей, поэтому по письму они архаичнее “петровских пенсионеров”, отсюда и удивительные контрасты в их творчестве. Самыми крупными фигурами этой поры в отечественном искусстве были И.Я. Вишняков, А.П. Антропов и И.П. Аргунов (представитель семьи крепостных крестьян Шереметевых, давшей талантливых зодчих и художников).
Трудами М.В. Ломоносова в середине столетия было возрождено искусство мозаики.
Заметно оживилась при Елизавете Петровне театральная жизнь. Ее дворец, замечает В.О. Ключевский, “превратился в музыкальный дом: выписывали и малороссийских певчих, и итальянских певцов, чтобы не нарушать цельности художественного впечатления, те и другие совместно пели и обедню и оперу”. У него же читаем: “Порой весь двор превращался в театральное фойе: изо дня в день говорили только о французской комедии, об итальянской опере и ее содержателе Локателли, об интермеццах и т.п.”.1 Наряду с иностранными труппами в Шляхетском корпусе был создан театр, впервые поставивший русскую трагедию (“Хорев” Сумарокова). Купеческий сын Ф.Г. Волков, побывав на представлении придворного театра, страстно увлекся сценическим искусством и создал в Ярославле постоянную русскую труппу, приглашенную императрицею в Петербург, где ее указом был учрежден в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий. Его директором стал А.П. Сумароков, руководителем труппы и самым знаменитым актером Ф.Г. Волков, проявивший также дарования поэта, драматурга, музыканта, художника и скульптора. (В дальнейшем купеческое сословие еще не раз выдвинет из своей среды крупных деятелей русской сцены - А.Н. Островского, К.С. Станиславского и др.). Появился русский театр и в Москве. Во дворцах и имениях елизаветинских вельмож в моде были труппы крепостных актеров, из которых наибольшей известностью пользовался театр Шереметьева.
Расцвет архитектуры елизаветинского барокко связан с именами воспитанников архитектурной команды И.И. Коробова - С.И. Чевакинского и Д.В. Ухтомского (последний создал первую в России школу зодчих), а также И.Ф. Мичурина, М.Г. Земцова, Ф.С. Аргунова и др. Основным типом построек этого времени явились репрезентативные дворцы и храмы, сменившие по повелению императрицы башни и шпили петровского барокко, ориентированного на северное барокко лютеранских стран, на традиционное для русского культового зодчества пятиглавие. По великолепию форм и декора церкви напоминали светские дворцы. Динамизм форм, эмоциональность образцов, традиционное русское многоцветие и др. придавали сооружениям названных зодчих впечатление ослепительной зрелищности и праздничности.
Едва ли не самые яркие художественные достижения, основанные на синтезе европейской и русской традиций связаны с творчеством Ф.Б. Растрелли (1700-1771). Середина столетия - апогей архитектуры зрелого русского барокко. Для итальянца Ф.Б. Растрелли, прибывшего шестнадцати лет в Россию с отцом - скульптором, русская культура стала родной, он сформировался в ее среде. Не случайно, здесь его назвали Варфоломеем Варфоломеевичем. Среди основных, дошедших до нас строений занявшего наивысшее положение в мире архитектуры (оберархитектора!) зодчего дворцы елизаветинских вельмож С.Г. Строганова и М.И. Воронцова, ансамбль Смольного монастыря, императорские резиденции в Петербурге и его пригородах, дворцы в Курляндии, Андреевская церковь в Киеве и др. Простота планировочной и объемно-пространственной композиции, идущая от рационализма и “ругуляторства” архитектуры петровского барокко в сооружениях Растрелли соединялась с использованием приемов и форм европейского барокко и традиционно русского декора. Полихромия фасадов, стены которых служат 00000000000000000000интенсивно окрашенным фоном (зеленым, лазорево - синим и др.) для белых элементов ордера, как бы образующих каркас здания, составляет специфическую национальную особенность архитектуры зрелого русского барокко. В условиях мощной централизованной власти стало возможно создание грандиозных, выполненных по единому плану дворцовых ансамблей, воплощавших идею могущества монархии, окружавших двор ореолом небывалого великолепия. Дворцово-парковый комплекс Царского Села стал одним из самых известных ансамблей Европы. “Напрасно думают, что все это “не русское”, чуждое, что это “провинциальное рококо”, “Лун Кенз на нижегородский лад”, - писал А.Н. Бенуа. - В том то и прелесть искусства Елизаветы, что, хотя оно и создано в значительной своей части иностранными художниками, оно совершенно русское по духу”.1
Русская культура осваивала на протяжении XVIII в. опыт трех столетий европейского художественного творчества. Разновременные для западноевропейской художественной культуры процессы в России нередко протекали почти одновременно, пересекаясь и наслаиваясь друг на друга. Происходило, особенно в первой половине XVIII в., наложение культурных фаз, периодов, стилевых черт и т.д. свойственных различным этапам эволюции европейского искусства. Поэтому характерной особенностью отечественного искусства XVIII столетия было параллельное существование нескольких стилевых направлений, а в некоторых случаях, их синтез, что привело к появлению своеобразных, самобытных форм, неизвестных Европе. Только в середине столетия начинается уже более соответствующее общеевропейскому развитие искусства барокко, рококо, а затем и классицизма.
Время Екатерины, подчеркивает А. Н. Веселовский, это время открытых заявлений гуманных принципов и научно-гуманитарного движения. В начальный период своего правления Екатерина II, увлекшись просветительскими идеями, замыслила претворить их в жизнь на русской почве. Ей мнилось воплощенное просвещенным самодержавием господство в стране закона и разума. В России просвещение общества осуществлялось на опозиционными силами, а инициативой самодержавной власти. Екатерина II рассчитывала использовать прогрессивные идеи, породившие и исповедовавшие их умы для укрепления просвещенного самодержавия, надеясь с их помощью облагородить существующий режим и нравы, сделать достоянием русского общества, и в первую очередь правящего дворянского слоя многие достижения цивилизации. При этом она полагала, что составляющие сердцевину просветительства идеи - стремление к свободе и ненависть ко всем формам деспотизма еще очень не скоро найдут последователей в России.
Знавшая и ценившая литературу просветителей, Екатерина II вступила с ее авторами в интенсивную переписку. Знаменитому философу - математику Д'Аламберу было сделано предложение стать воспитателем наследника престола, философу и писателю Д. Дидро - перенести издание его известной и гонимой “Энциклопедии” из Франции в Россию. Много лет спустя, разочаровавшаяся и отрекшаяся от кумиров своей молодости, постаревшая императрица скажет, что “Энциклопедия” имела всего две цели - уничтожение христианской религии и королевской власти. Вступая в фантастический союз с русским абсолютизмом, просветители надеялись на успех социальных и политических экспериментов просвещенной власти (в духе просветительских утопий), которые не только могли бы привести к свободе и благополучию в России, но и дать положительный пример Европе, как избежать революционных потрясений. И философы, и императрица не были лишены определенных иллюзий. Сам Вольтер, не жалувавший богов ни земных, ни небесных, вступит в переписку с Екатериною и его библиотека - 6902 тома, наряду с библиотекой Д. Дидро, составит основу эрмитажного книжного собрания Екатерины II, насчитывавшего тогда 38 тысяч томов
Великим иллюзиям не суждено было сбыться, но идеи просветителей увлекли тончайший слой интеллигенции (дворянской, разночинной и даже крепостной), сыграв немалую роль в формировании общественного сознания следующего, XIX столетия. Л.Н. Толстой признавался: “Я прочел всего Руссо, все двадцать томов, включая “Музыкальный словарь”, я более чем восхищался им - я боготворил его. В 15 лет я вместо креста носил медальон с его портретом”. И еще: “В моей жизни было два великих и благотворных влияния: Руссо и Евангелие”.1
При всей свойственной ей двойственности и противоречивости взглядов, Екатерина II пыталась энергично осуществить прогрессивные идеи на практике. Программа деятельности предусматривала организацию широкой системы образования в стране, активизацию научной мысли, развитие издательского дела, художественного творчества и т.д. В области просвещения был проведен ряд реформ. Концепция воспитания совершенных, “новой породы людей, свободных от недостатков общества”, разработанная И. И. Бецким, была положена в основу организованного в 1764 г. “Воспитательного общества благородных девиц” при Смольном монастыре (Смольного института), а полгода спустя - подобного рода учебного заведения для девушек из мещанского сословия. Учебные заведения были закрытого типа. Смольному институту русское общество было обязано появлением не только “читающих женщин”, но и “пишущих женщин”, просвещенных гражданок.
Школьная реформа привела к формированию во второй половине XVIII в. системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено еще в 1755 г. основанием двух гимназий при Московском университете: для дворян и разночинцев, а позже - гимназии в Казани. Согласно утвержденному в 1786 г. Уставу народных училищ, вводившему единые учебные планы, классно-урочную систему занятий и т.д. в 25 губернских городах были открыты главные народные училища, (из 4-х классов) в уездных - малые училища из (2-х классов). К концу XVIII в. в стране уже насчитывалось 550 учебных заведений с числом учащихся 60-70 тысяч.
В XVIII в. широкое распространение получило обучение дворянских детей на дому гувернерами - иностранцами. Знание иностранных языков открывало возможность для них повысить культурный уровень и образование за рубежом. В духе прогрессивных идей времени была преобразована Академия художеств - первое и на протяжении ста лет единственное в России художественное высшее учебное заведение. “Академия трех знатнейших искусств” (живописи, ваяния и зодчества) была учреждена в 1757 г. стараниями известного мецената И.И. Шувалова, ставшего ее попечителем и первым президентом. В первые годы своего существования Академия размещалась в его особняке. И.И. Шуваловым Академии были переданы превосходная коллекция картин, знаменитая библиотека, собрание гипсовых слепков с произведений античных и западноевропейских мастеров и др. Уже среди первого выпуска Академии были такие замечательные мастера, как А. Лосенко и Ф. Шубин, И. Ерменев и Ф. Рокотов, В. Баженов и И. Старов. При Екатерине II, взявшей Академию художеств под свое покровительство, возводится величественное здание Академии - общественное здание важного государственного назначения, сооруженное по проекту основоположников классицизма в русском зодчестве Ж.-Б. Валлен-Деламота и А.Ф. Кокоринова.
Авторитет страны среди европейских государств поднимали многочисленные покупки за рубежом художественных произведений и концентрация их в России. Во второй половине столетия при русском дворе сосредотачивались средства, позволявшие приобретать, подчас целиком, крупные коллекции, с которыми расставались их сиятельные владельцы в канун крушения феодальных сил Западной Европы. Одновременно за границей размещались заказы на произведения искусства. 1764 г. принято считать датой основания Эрмитажа, когда в Петербург прибыла крупная партия картин, приобретенная Екатериной II у берлинского купца Гоцковского. Эта коллекция положила начало систематическому собранию художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся в то время в России. Несмотря на то, что Эрмитаж возник как частное, дворцовое собрание, в самом факте его возникновения выразились общекультурные тенденции эпохи, в которой искусствам отводилась высокая роль.
Параллельно с осуществлением государственной программы развития образования и в тесной связи с этим шло широкое развитие книгоиздательского дела и книготорговли, появилась масса периодических изданий. Указ (1783 г.) “О вольных типографиях” способствовал возникновению частных типографий. В целом в XVIII в. в Петербурге работали 33 типографии, издававшие художественные и научные книги на русском и иностранном языках и около десятка книжных лавок. Чтение становилось одним из самых любимых занятий.
Крупными представителями отечественной словесности наряду с М.В. Ломоносовым были А.Д. Кантимир, по мнению В.Г. Белинского “первый светский поэт на Руси”,1 и поэт В.К. Тредиаковский, высокообразованный сотрудник Академии наук, неутомимый труженик, оставивший о себе память как автор изысканий в области совершенствования русского языка и приемов стихосложения Среди литераторов второй половины столетия самобытными талантами выделялись идеолог дворянства А.П. Сумароков, автор пьес, основатель широко известного и авторитетного журнала “Трудовая пчела”, выдающийся сатирик и просветитель Д.И. Фонвизин и оказавший самое большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы поэт Г.Р. Державин, сумевший сочетать плодотворную поэтическую деятельность с поразительной для пиита служебной карьерой. Он был олонецким, а затем и тамбовским губернатором, статс-секретарем самой императрицы, сенатором и даже министром юстиции при Александре I. В становлении нового литературного языка большую роль сыграли писатели - сентименталисты рубежа XVIII-XIX вв., прежде всего Н.М. Карамзин. Он, по словам А.С. Пушкина, освободил язык от чужого ига и возвратил ему свободу, “обратив его к живым источникам народного слова”. В русской литературе формируется национальная школа.
Из сферы гуманитарного знания наибольшей популярностью у читателей пользовались исторические труды М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и И.Н. Болтина, важный показатель становления национального самосознания. Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. Шло лавинообразное приращение знаний, складывалась новая картина мира. В новой системе воззрений разум, познающий мир, выдвигался в качестве гаранта благополучного человеческого существования, на него больше уповали, чем на божественное провидение.
Первое место среди плеяды отечественных просветителей занимает имя Н.И. Новикова начавшего свою просветительскую деятельность с выпуска в Петербурге одного за другим четырех лучших отечественных сатирических журналов: “Трутня”, “Пустомели”, “Живописца” и “Кошелька”. Вступив в смелую полемику со “Всякой Всячиной”, первым русским журналом, изданным Екатериной II, Н.И. Новиков в своих журналах, к сотрудничеству в которых были привлечены первейшие литературные силы - А.Н. Радищев, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, И.П. Тургенев и др., осуждал и бичевал пороки общества. Екатерина II выражала свое постоянное высочайшее неудовольствие по поводу деятельности Новикова в сатирических журналах.
В 1778 г. Московский университет предложил Н.И. Новикову в аренду на 10 лет университетскую типографию, ставшую благодаря его энергии и предприимчивости одной из лучших в Европе. Десятки книжных лавок в столицах и в провинции продавали изданные Новиковым книги, тираж некоторых из них достигал весьма и весьма существенной цифры - 10 тысяч экземпляров.
Русское просветительство было первой антифеодальной идеологией в России. Представители его - А.Я. Поленов, С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков и др. понимали “просвещенный абсолютизм” как власть, опирающуюся на разумные справедливые законы, и выступали с идеей ограничения произвола помещиков, форм и методов крепостнической эксплуатации, призывали к гуманному отношению к крестьянам. Но уже тогда А.Н. Радищев высказал мысль, что “самодержавие есть наипротивнейшее человеческому существу состояние” и оно должно быть уничтожено вместе с упразднением крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева положит конец увлечению императрицы идеями Просвещения. Напуганная Великой французской революцией, Екатерина обрушила правительственные репрессии против проявлений в стране свободомыслия и вольнодумства, жертвами которых, наряду с другими, стали А.Н. Радищев, осужденный на смертную казнь, замененную сибирской ссылкой и Н.И. Новиков, заключенный в Шлиссельбургскую крепость, откуда он был освобожден только при Павле I. Абсолютизм, поддерживающий прогрессивные культурные преобразования, меняет свою политику - усиливается цензура, отменен указ о вольных типографиях, строго контролируется ввозимая из-за границы литература, а при Павле I ввоз иностранных книг был вообще запрещен, а все частные типографии закрыты. Однако эти меры правительства существовали недолго, до вступления на престол Александра I и последовавших за этим перемен в общественно-культурной жизни.
Русское просвещение ознаменовалось формированием русской национальной культуры. Сохраняя своеобразие, в русле общеевропейского культурного развития складывалась национальная школа в русской литературе, театре, изобразительном искусстве, музыке.
Классицизм, сменивший в 60-е гг. столетия в русской архитектуре елизаветинское барокко, развивался как национальный вариант европейского стиля художественной культуры (XVII - нач. XIX в.в.). Внутригосударственная ситуация в России обусловила поиски более экономичной и реалистичной архитектуры, нежели барокко. Экономический рост в стране привел к резкому расширению круга заказчиков за счет мелкопоместного дворянства, (получившего благодаря дарованным “вольностям”, расширению прав и привилегий возможность обустраивать свои усадьбы), купечества, нарождающегося слоя промышленников, чиновничества и др. Как никогда ранее, выросли масштабы строительства казенных, государственных, административных и т.д. сооружений, зачастую новых для России типов зданий - банков, бирж, присутственных мест. Новый объем и диапазон задач архитектуры повлекли за собой пересмотр экономических, технических, эстетических и др. ее основ. Классицизм в русском зодчестве начался с построек приехавшего по приглашению И.И. Шувалова для преподавания в Академию художеств французского архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота (построившего в Петербурге Большой Гостиный двор, после того как представленный Ф.Б. Растрелли проект здания был отвергнут купечеством как экономически невыгодный и практически нецелесообразный); руководителя архитектурного класса Академии художеств и ее ректора А.Ф. Кокоринова; проработавшего сорок лет в России итальянца А. Ринальди, Ю.М. Фельтена. Поворот архитектуры Москвы в сторону классицизма ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутого архитектором К.И. Бланком неподалеку от Кремля.
Если на ранней стадии поисков и формирования стиля классицизм еще сохранял некоторые черты барокко, то в последние два десятилетия века он уже был антитезой ушедшему барокко и получил название “строгого”, ввиду бескомпромиссного и последовательного использования форм и приемов классической архитектуры древности и отсутствия во внешнем облике зданий скульптуры и другого декоративного убранства. Развитие архитектуры этого времени связано с именами выпускников Академии художеств, впервые после петровских пенсионеров совершенствовавших свое мастерство во Франции и в Италии - В.И. Баженова, И.Е. Старова, Ф.И. Волкова и др., а также именами приехавших в Россию гениального Дж. Кваренги, Ч. Камерона, В. Бренны и др.
Талант В.И. Баженова (1738-1799) получил признание за рубежом еще в годы его пенсионерства, он стал членом Болонской и Флорентийской академий, а также профессором Римской академии. По возвращении из-за границы, В.И. Баженов перевел и издал 10 книг римского архитектора Витрувия. В творчестве Баженова органично соединились традиции мировой и национальной архитектуры. У творений зодчего несчастливая судьба - грандиозный проект реконструкции Московского Кремля не был осуществлен, романтический дворцово-парковый ансамбль в Царицыно не был оценен по достоинству и не был достроен. Примеров можно множить из очень немногих, дошедших до нас построек Баженова, в первую очередь, следует назвать дом Пашкова в Москве (ныне здание РГБ).
Существенную роль в развитии русского классицизма сыграл московский зодчий М.Ф. Казаков (1738-1812), автор таких замечательных сооружений, как здание Сената в Кремле, Университета и Голицинской больницы, Петровского дворца на Петербургской дороге, дома Благородного собрания и др. Следует сказать о незаурядном градостроительном таланте М.Ф. Казакова, проявившемся при разработке генерального плана развития Москвы.
Человеком разнообразных дарований был архитектор Н.А. Львов, страстный поклонник А. Палладио (великого зодчего Возрождения), осуществивший перевод на русский язык его “Четырех книг об архитектуре”, одаренный инженер и изобретатель, поэт, композитор, собиратель фольклора.
Увлеченная красотой античного зодчества, Екатерина II мечтала окружить себя овеществленной античностью. С этой целью она пригласила на русскую службу строго следовавшего нормам и эстетике классицизма, итальянца Дж. Кваренги и знатока римской античности шотландца Ч. Камерона, автора фундаментального труда “Термы римлян”, ансамбль по типу которых он создал в царскосельской резиденции “прекраснее которого не много в целой Европе” (И.Э. Грабарь). Им также построен дворец и сформирован романтический пейзажный парк в Павловске, занявший место в ряду лучших дворцово-парковых ансамблей мира. Самозабвенно и плодотворно трудившийся в России Дж. Кваренги был убежден, что “рабское” следование теориям великих мастеров без учета условий и обычаев страны, ведет лишь к созданию посредственных построек. Шедеврами его творчества в Петербурге стали здания Академии наук, Смольного института, Эрмитажного театра, Ассигнационного банка, Александровского дворца в Царском Селе и др.
Поскольку в основе классицизма - признание непреходящей ценности правил, форм и образов архитектуры античности, то, казалось бы, это должно бы было привести к утрате национального своеобразия русского зодчества. Между тем, мы можем говорить о характерных особенностях русского классицизма, о местных его вариантах. В России обращение к классическим ордерам, формам, пропорциям, композициям носило творческий характер и использовалось применительно к местным условиям.
Рационалистическая эстетика архитектуры классицизма стала отражением и даже прямым воплощением идей века Просвещения. Просветители видели в классицизме очертания своего идеала - универсального порядка, основанного на разуме и просвещении. Художественный язык классицизма был универсален. Простая и ясная архитектура, но вместе с тем выразительная, подходила для возведения и общественных построек, и импозантных дворцов, и скромных построек. Не случайно, дворянство связывало классицизм с выражением сословного единства - фасад дома с классическим ордером стал знаком социальной принадлежности. Классицизм с его не связанным со злобой дня художественным языком с его образами, запечатлевшими наиболее устойчивые, “вечные” ценности, допускал различные, порою противоречивые варианты истолкования. Классицизм равно отвечал интересам, как просвещенной оппозиции, так и абсолютной монархии. Поборники абсолютизма видели в нем идею общегосударственного искусства, отвергающего своеволие и утверждающего всеобщую регламентацию.
В последней трети XVIII и начале XIX вв. на огромных пространствах России осуществлялась градостроительная деятельность, по масштабу не имевшая аналогов в мировой практике того времени. Небывалый созидательный размах был характерен для времени освоения земель на юге и на востоке. Строились новые и реконструировались по регулярной планировке старые города, число которых в стране в сравнении с началом века удвоилось. Ведущими архитекторами были подготовлены несколько сотен образцовых проектов, рассылавшихся во все концы России. Облик городов, подчиненный нормам классицизма, должен был стать выражением государственной дисциплины и регламентации всех форм жизни. То, что в петровском Петербурге проводилось как эксперимент, стало повсеместной обыденной практикой. Грандиозные замыслы не стали утопией, хотя и медленно, и несовершенно, но неукоснительно они осуществлялись в реальности. Менялся внешний облик городов, они становились средоточием новой культуры, здесь возникали новые социально-культурные учреждения (школы, музеи, библиотеки, театры и др.).
Именно в эпоху Екатерины II, вдохновленной отчасти утопической, но гениальной идеей строительства идеального города, Петербург обрел “строгий, стройный вид”. Петербург с его озелененными улицами и площадями, с аристократическими усадьбами, окруженными парками, задавал общий тон застройки и благоустройства русских городов. В планах городов обширные площади отводились под озеленение.
Во второй половине XVIII столетия, по праву именуемого “золотым веком” отечественного садово-паркового искусства, произошла смена регулярного стиля пейзажным. Выявление эстетической ценности естественной природы стало принципом формирования новых парков, фокусировавших культуру своего времени. Парки являли обществу синтез искусств, они были своеобразным выражением философских взглядов эпохи. На устройство пейзажных парков оказывали влияние сочинения русских мыслителей. “Какое здание столько меня удивить может, как вселенная? Какие стены могут быть столь украшены как рощи и дубравы?” - пишет А. П. Сумароков. Согласно его представлениям, вершиной творчества является естественная простота, “искусством очищенная”. Г.Р. Державин, посетив усадьбу Грузино под Петербургом, нашел как бы формулу нового парка: “Пленительно, умно и мило все, где естества красы художеством сугубы”.1
В Россию пейзажный стиль пришел из Англии и появление его связано с планировкой отдельных частей парка Собственной дачи в Ораниенбауме, где в начале 60-х гг. создавалась летняя резиденция Екатерины II. Один из самых первых пейзажных парков был заложен в начале 70-х гг. в Гатчине. Во второй половине XVIII в. пересоздавались сады пригородов Петербурга, который “был весь опоясан садами” (М.И. Пыляев), формировались знаменитые дворцово-парковые ансамбли Подмосковья (Кусково и Останкино Шереметевых и др.). Реализовавшись в окрестностях Петербурга и Москвы, новые для России идеи садово-паркового искусства распространились по всей стране. Разворачивающееся колоссальное для своего времени строительство помещичьих усадеб сопровождалось обустройством парков, важнейших элементов формирующейся усадебной русской культуры. Если в начальный период утверждения нового стиля в ландшафтном искусстве речь шла о преобразовании природы в рукотворные романтические стилизованные пейзажи, то в конце столетия постепенно формируется национальный тип пейзажного парка, в картинах которого воплощались образы русской природы, представления общества о сельских ее пейзажах.
Бывшие основным местом пребывания дворянства усадьбы быстро приобрели представительское значение. Все, что происходило в царских резиденциях, тут же по-своему отзывалось в сотнях дворянских поместий. Во многих из них работали известные зодчие (И.В. Баженов, Н.А. Львов и др.), строившие усадьбы (или их возводили по их проектам) в окрестностях столиц, в Поволжье, на Украине и т.д. В усадьбах вне государственной и правительственной регламентации ярче сказывалась творческая независимость архитектора. Усадьбы отличались индивидуальной планировкой, увязанной с местностью, ее рельефом и пейзажем. Дома провинциальных помещиков ставили крепостные архитекторы и безымянные артели плотников. Такие постройки, наряду с церковными, становились организующими точками русского пейзажа. В усадьбах созревала литература, по большей части мемуарная, во многом противоположная официальной. Здесь складывались родовые галереи. Здесь воспитывалась дворянская и крепостная интеллигенция. Дворянская усадьба стала предметом гордости и престижа, выражающим духовные идеалы и культурный уровень ее хозяина.
Академия художеств сформировала отечественных мастеров - профессионалов, обеспечивших взлет русской художественной культуры во второй половине столетия, европейский уровень отечественного искусства. Благородные идеалы классицизма, гражданственные идеи служения отечеству, его восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии - все это нашло воплощение в творчестве русских художников. Идеи Просвещения и русский классицизм в основе развития скульптуры, наивысшие достижения которой связаны с творчеством земляка М.В. Ломоносова Ф.И. Шубина. Расцвет этого вида изобразительного искусства обязан выпускникам Академии - Ф. Гордееву, М. Козловскому, Ф. Щедрину, И. Прокофьеву, И. Мартосу и др.
В живописи наиболее последовательно принцип классицизма воплотился в историческом жанре. Библейские и античные сюжеты, национальная история трактовались художниками разного уровня дарований, среди которых выделялись А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. В академической живописи сложилась система жанров: историческая живопись, пейзаж, монументально-декоративная живопись. Наибольших успехов изобразительное искусство второй половины столетия достигает в жанре портрета.
Ф.С. Рокотов (1736? - 1808) открывает собой ряд блистательных русских портретистов XVIII в. Происходивший из крепостных, он не только получил вольную, но и по рекомендации И.И. Шувалова был принят в Академию художеств. Широко известны его портреты А. Сумарокова, Екатерины II, Петра III, цесаревича Павла Петровича, И. Шувалова, Г. Орлова и др. Основные успехи его творчества связаны с сорокалетним проживанием в старой столице, где он “переписал всю Москву” и создал определенный тип камерного портрета, запечатлев в нем просветительский идеал. Притягательная сила его портретов, особенно женских, заключена в одухотворенности и большой задушевности образов. Выполнены они на небывалом для России уровне технического совершенства.
Появившийся в Петербурге на рубеже 50-х-60-х гг. уроженец Украины Д.Г. Левицкий (1735-1822) уже в 70-е гг. снискал оглушительный успех своими портретами и со временем справедливо возглавил портретный класс Академии. Наиболее известны его портреты смолянок, Екатерины II, ее вельмож, знаменитых современников художника - А.Ф. Кокоринова, Н.А. Львова, И.И. Дмитриева и др. В отличие от недоговоренности, неуловимости рокотовских образов, характеристики Левицкого всегда конкретны и ясны, но при этом большинство из них не лишены поэтичности. ”Если мы изучим все музеи и дворцы Европы, пересмотрим все, что было сделано за вторую половину XVIII столетия, и затем взглянем на произведения Левицкого, - писал А.Н. Бенуа, - то принуждены будем сознаться, что в них лучшим, вернейшим образом отразилось это слегка усталое, помешанное на утонченности и в то же время жаждущее простоты время”. Сопоставив портреты Левицкого с произведениями французских и английских живописцев, его современников, А.Н. Бенуа заключил, что работы художника, “равные тем по техническим достоинствам, отличаются еще какой-то особенной серьезностью, вескостью, добросовестной и внимательной правдивостью”.1
Творивший на рубеже веков В.Л. Боровиковский (1757-1825) создал портреты, выразившие черты нового направления в искусстве - сентиментализма с его передачей душевного состояния человека, гармонии с окружающими, с природой; с его интересом к частной жизни людей; с культом трогательной дружбы, семейного очага, крепких родственных уз. Портреты искрящейся жизнерадостностью Е.Н. Арсеньевой, нежной и тонкой М.И. Лопухиной, четы Лобановых - Ростовских, сестер Гагариных, А.И. Безбородко с детьми, Екатерины II и др. - полны наивной прелести, сердечности и чистоты, так свойственных русскому искусству.
Во второй половине XVIII в. театральные труппы существовали в столицах, в некоторых провинциальных городах, дворянских поместьях (крепостные труппы). В царствование Екатерины театр всегда был полон, “все лучшие места были заняты по абонементу. Кресла так и назывались годовыми; - пишет М.И. Пыляев, - кресел всего было три ряда, стоили они два рубля с полтиною: в них садились одни старики, первые сановники государства; офицеры гвардии и все порядочные люди помещались в партере на скамейках, за рубль место. Публика в ложах отличалась полнейшею патриархальностью…”1
Возникновение национальной композиторской школы представляется важным итогом развития русской музыкальной культуры XVIII в. Первыми русскими композиторами были И. Хандошкин, В. Пашкевич, Д. Бортнянский, Е. Фонин.
Рационализм был душой и движущей силой духовной жизни столетия. Заимствование европейского опыта ускоряло развитие отечественной культуры, темпы распространения новой культуры Характерной чертой историко-культурного процесса Нового времени стало его усложнение. Русская культура XVIII столетия стала неотъемлимой частью общеевропейской культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какими путями осуществлялось приобщение России к опыту европейской культуры в 18 в.?
2. В чем существо структурных изменений в отечественной культуре первой трети 18 в.?
3. Как изменилось общественно-культурная жизнь и быт русских людей в эпоху Петра I?
4. Русские просветители, кто они?
5. Каково значение помещичьей усадьбы в истории отечественной культуры?
6. Почему портрет стал ведущим жанром в русском искусстве 18 в.?
7. Назовите художественные стили, господствовавшие в русском зодчестве 18 в.?
8. Какова роль Академии художеств в формировании отечественной культуры?
9. Почему мы говорим “екатерининский классицизм”?
ЛИТЕРАТУРА
1. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
2. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в., М., 1999.
3. Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
4. Костылев Р. П., Перестронина П. Ф. Петербургские архитектурные стили XVIII начало XX вв. СПб., 2003.
5. Мячин А. Н. и др. Мир русской культуры. М., 2004.
6. Новожилова И. В., Серкова В. А., Трухачева З. С. Петербург как феномен культуры. СПб., 2005.
1 Мавродин В. Основание петрбурга. Л. 1983, с. 28.
1 Грабарь И. Э. Основание и начало застройки Петербурга. История русского искусства. Т. 5. М., 1960, с. 81.
2 Иконников А. В. Тысяча лет руской архитектуры. М., 1990, с. 252
1 Иконников А. в. Указ. Соч. с. 246.
2 Бродский И. Полторы комнаты. Новый мир. №2, 1995, с. 69.
3 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Спб., 1994, с. 22.
1 Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996,Ю с. 80.
2 Иконников А. В. Указ. Соч. с. 252.
1 Замалеев А. Ф. Лекции по русской философии. СПб., 1994, с. 60.
1 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994. с. 20.
1 Мавродин В. Основание Петербурга. Л., 1983, с. 177.
1 Лихачев Д. С. Избр. раз. В 3-х т. Т. 3. с. 505-506.
2 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994, с. 19.
1 Коган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996, с. 96.
1 Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятелиисторической мысли. М., 1990, с. 237-238.
1 Эткинд М. А. Бенуа и русская художественная культура. Л., 1989, с. 80.
1 Эйдельман Н. мгновение славы настает…Л., 1989, с. 26.
1 А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, чья юность прошла при дворе Петра I, вырос в России у крупнейшего ученого-просветителя, писателя, дипломата. Его поэтические и сатирические произведения, обширные познания в лингвистике, философии, истории, математике, физике, астрономии и географии принесли ему широкую известность как в России, так и в Европе. Кантемиру европа обязана своим первым знакомством с русской наукой и литературой.
1 Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988, с. 87, 99.
1 А. Н. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. М., 1995, с. 35.
1 Пыляев М. И. Старый Петербург. М., 1990, с. 404.