Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
9. Московская школа иконописи основана в 14 веке. Она отличается своей яркой непохожестью ни на одну из школ(Новгородской и Владимиро-Суздальской) . Самой выдающейся личностью московской школы был Андрей Рублев. Искусство Рублева было подготовлено всем предшествовавшим развитием живописи, в частности московской. Московские иконы середины 14 в. «Никола с житием», «Борис и Глеб с житием» еще очень близки к более раннему искусству. Но наряду с ними появлялись произведения, говорящие о поисках более возвышенного стиля. Такова икона «Борис и Глеб» середины 14 в., в которой облик святых отличается изяществом, их стройные кони ступают грациозно и легко.В середине и второй половине 14 в. в Москве работали многие греческие живописцы. В 90-х гг. в Москве начал работать Феофан Грек. Наряду с иконой «Преображение», которая говорит о решительном влиянии на московскую иконопись искусства Феофана Грека, можно встретить работы, близкие к византийской иконописи конца века и отличающиеся утонченностью и изяществом, например «Благовещение». Встречаются и иконы несомненно русские, с грубоватыми, но выразительными образами, с яркими, горячими красками. Рулев стал создателем иконостаса. Стена состоящая из икон, которые постепенно заполнили всю алтарную арку. В иконостасе имелись двери, они служили главным входом в алтарь. В основе иконостаса лежит изображение «Деисуса». В дальнейшем к ним стали прибавляться изображения архангелов, апостолов, которые в таких же молитвенных позах помещались по сторонам Богоматери и Крестителя. Смысол иконостаса: перешли функции всей церковной росписи.
10. В XIII веке в Новгороде складывается самобытная школа живописи. В новгородском искусстве XIV века существовало два направления, два начала местная традиция и художественная линия, обусловленная ориентацией на современную византийскую живопись. Если в иконописи ясно прослеживается каждая из этих граней, то в монументальной живописи четче звучит провизантийская ориентация, осуществлявшаяся, конечно, в соответствии с местными вкусами и установками. Крупнейшую роль в развитии новгородского искусства XIV века сыграло творчество Феофана Грека. Достоверной работой Феофана в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Сохранились фрески в куполе: Христос Пантократор в центре, ниже фигуры архангелов с широко раскрытыми крыльями и шестикрылые серафимы, а в барабане между окнами восемь фигур праотцев в рост. Внутренняя сила образов Феофана, их страстная напряженность и огромная духовная энергия, неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик, нарушающих условности иконографических подлинников. Повышенно экспрессивное направление в живописи Новгорода, связанное с Феофаном и его кругом, свидетельствует о воздействии византийского искусства периода так называемого палеологовского возрождения с его свободой выражения чувств и понимания изобразительных канонов в искусстве. Новгородская иконопись XV века примечательна своеобразием особого духовного мира и художественного видения, воплотившегося в ней. Яркая красочность, светоносность, динамика живописи и образов, мощь конкретных и весомых форм, энергия и сила линии сделали ее одним из замечательных явлений древнерусского искусства.