У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ и эпистемологии.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Тема № 7. ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ и эпистемологии

Проблемы гносеологии.

Проблемы эпистемологии.

Структура познавательной деятельности.

Истина и ее критерии. Ложь, ошибка, заблуждение.

Познание как приобретение знаний является ровесником человечества. Проблему познания следует отличать от стремления к приобретению знаний. Астрономия, геометрия, математика были достаточно высоко развиты в древней Месопотамии, Египте, Китае. Однако, познавая мир, эти народы не задумывались над самим процессом познания. Поэтому мы относим зарождение гносеологии к 6-5 вв. до н.э. и связываем с Древней Грецией. Философское осмысление познания направлено на определение специфики процессов, протекающих в сознании человека, в результате которых он приобретает представления о предметах и явлениях внешнего мира. Раздел философии, занимающийся изучением различных сторон познавательной деятельности, ее форм и видов носит название теория познания. Для уточнения тех или иных аспектов этой проблемы в философии используются понятия гносеология и эпистемология.

Термин «гносеология» происходит от древнегреческих Γνσις – «познание» и λόγος – «учение» и переводится как учение о познании. Этот термин  был веден и активно применялся в немецкой философии 18 века, и в целом в классической философии.

Термин «эпистемология» так же происходит от древнегреческих терминов πιστήμη – «умение, знание» и λόγος – «учение» и переводится как учение о знании, научном познании. Этот термин был введен и активно применялся в англо-американской философии 20 века.

Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология» – эпистемология рассматривает строго научное познание.

  1.  Проблемы гносеологии.

Проблемы, связанные с изучением познавательной деятельности, и процесса познания в целом изучает такая философская область как гносеология (учение о познании).

С философской точки зрения, познание есть процесс самоидентификации человека и идентификации им мира. Познаниепроцесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Этот процесс обусловлен, прежде всего, общественно-исторической практикой. Познание такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Не следует путать познание и знание. Познание есть процесс результатом, которого является знание. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира. Знание – это убеждения и высказывания, соответствующие реальной действительности и должным образом обоснованные.

Различают два вида познания: индивидуальное и родовое. Индивидуальное познание есть процесс освоения, сознанием индивида окружающей его действительности, опираясь на опыт (знания и методы) предыдущих поколений. С этим видом познания мы имеем дело в процессе обучения в школе, освоения новых познавательных навыков, чтения книг. Родовое познание есть процесс обобщения и накопления результатов индивидуальных  познавательных процессов. С ним мы встречаемся в обобщающих научных трудах, учебниках, энциклопедиях. Оба эти вида познания неразрывно взаимосвязаны. Индивидуальное познание, лишенное общечеловеческого опыта, вынуждено будет повторять уже пройденные человечеством пути познания, снова «изобретать» велосипед. Родовое же познание не мыслимо без конкретных индивидов, по капле добавляющих свои «открытия» о общую копилку знаний.

В зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов познание может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.

Важнейшей характеристикой познания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. Развитие познания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и т.д.

С познанием в философии связан ряд проблем, наиболее важными из которых являются:

1. Познаваем ли мир? Что такое мир, с точки зрения познающего субъекта? Что в нем способствует, или препятствует познанию? Что в человеке позволяет ему познавать мир?

2. Как и с помощью чего познается мир? Пути и методы познания. Виды познания.  Анализ науки.

3. Границы познания.

4. Активность субъекта или объекта познания.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

  1.  Проблемы эпистемологии.

Если гносеология изучает процесс познания, то феномен знания, преимущественно научного знания находится в центре внимания другой философской области – эпистемологии. Эпистемология это наука о знании, она смогла появиться на достаточно высоком уровне развития научных, т.е. систематизированных, теоретически изложенных знаний. Начало эпистемологии положил Бэкон, с его попыткой классифицировать знание. Но особое значение эпистемология приобрела в ХХ веке.

1. Центральная проблема эпистемологии это определение того, что такое знание, каковы его признаки, каковы критерии научного знания. В классическом варианте определения, знание это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание идеально, поэтому для своего бытия нуждается в объективации, первейшей из которых является язык, поэтому обычно принято добавлять, что знание это убеждения и высказывания, отражающее объекты и процессы объективной действительности.

По своему содержанию, т.е. соответствию объекту высказывания, знание может быть истинным и ложным.  Истинное знание – это убеждения и высказывания, соответствующие реальной действительности и должным образом обоснованные.

  1.  Следующей нерешенной до сих пор проблемой, связанной со знанием является выделение отличительных характеристик знания, т.е. тех признаков, которые должны присутствовать для того, чтобы  нечто считалось знанием. Чаще других к таковым относят:

Рефлексивность – т.е. знание должно являться результатом процесса размышления, оцениваться субъектом как характеристика окружающего мира или его самого.

Обоснованность этот такая аргументация, которая подтверждает знание и не является логически противоречивой. Например, адекватное высказывание, обоснованное не должным образом, знанием являться не будет.  Земля вращается вокруг своей оси, потому что происходит смена дня и ночи. Затмение луны происходит из-за изменения положения Земли, Солнца и Луны – Солнце освещает Луну с обратной стороны.

Приемлемость – т.е. знание должно быть выражено в такой форме, которая позволяет ему быть воспринятым. Например, одно и то же высказывание  в зависимости от его субъекта может являться или не являться знанием – вблизи массивных тел состояние пространства меняет свои характеристики, или, рецессивная аллель влияет на фенотип, только если генотип гомозиготен. 

Адекватность – т.е соответствие знания своему предмету. Например, адекватным является утверждение: Сила, действующая на тела прямо пропорциональна их массе и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. И неадекватным: Солнце вращается вокруг Земли.

Однако неклассическая философия и наука обращается к исследованию таких разновидностей знания, к которым не преложимы данные критерии – это т.н. предпосылочное  интуитивное знание, неявное знание и др.

Среди других важных проблем эпистемологии следует назвать:

 3. Изучение процесса развития знания, движения мысли от незнания к знанию и роль различных факторов в этом процессе.

4. Проблема классификации знаний.

Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

5. Определение первичности тех или иных видов знания. На название первичных, в разных значениях этого слова претендуют – перцептивное, повседневное и научное знание.

6. Истина и ее критерии.

7. Проблема различения ложного знания, ошибки и заблуждения.

  1.  Структура познавательной деятельности.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое познание есть единство двух сторон – чувственной и рациональной.

Чувственное познание осуществляется через органы чувств – зрение, слух, осязание и др. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), чувственное познание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих  на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые. Ощущения это как бы атомы нашего познания – тепло и холод, цвет и форма, твердость и мягкость – во всей своей конкретности и многообразии представляют наши ощущения. Например, ощущениями, связанными со столом являются: твердость, гладкость, прохладность, зеленый цвет, набор прямоугольных форм.

Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия. Восприятие – это целостный образ предмета, синтез отдельных ощущений. Так, воспринимая стол, мы соединяем ощущения твердости, гладкости, прохладности, зеленого цвета и прямоугольной формы в восприятие поверхности стола, его ножек, места, где он расположен.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных. Например, желая купить стол, мы не обязательно конкретизируем в своем представлении его цвет, материал, размер.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление обеспечивает, на основе чувственных данных раскрытие закономерных связей явлений мира, их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе. Мышление человека – не только его природное свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления -  рассудок и разум.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Однако не стоит его абсолютизировать. Рассудок – это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.

Разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.

Гносеология изучает так же формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций. Базовыми формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Например: стол это предмет мебели, автомобиль –  средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания. Наиболее общие понятия это философские категории (материя, качество, противоречие). Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов (атом, водород) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы).

Суждение форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением. Например: стол служит для письма и еды, на автомобиле можно поехать за город. Суждение может быть либо истинным, (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел – столица России).

Умозаключение форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).  Например: стол служит для письма и еды, у меня нет стола, мне надо купить стол (умозаключение). Классический пример умозаключения: Все люди смертны (посылка)./Сократ – человек (обосновывающее знание)./Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

  1.  Истина и ее критерии. Ложь, ошибка, заблуждение.

Непосредственная цель познания в любой его форме – достижение истинного знания. Путь к истине обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания – заблуждение. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, это характеристики знания по его содержанию. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания.

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины – цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.).

Истина характеризуется рядом признаков. Первым и исходным из них выступает – объективность. Под объективностью понимают конечную обусловленность знания реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей. Например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, было долгое время оспариваемым, даже самыми авторитетными учеными, что не влияло на его истинность. Этот признак истинного высказывания соотносим с адекватностью знания.

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т.п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моентов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине)  понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Например: «птицы имеют клюв», «люди смертны». Это т.н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, Релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

Еще одним признаком истины выступает ее конкретность. Конкретность истины означает, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод – заблуждение. Например: даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления, не являясь истиной в области химии, молекулярной биологии, физике микромира.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина – это одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

В эпистемологии различают несколько видов истины:

Когерентная истина – согласованность конкретного знания с более общей системой. Так Частная теория относительности когерентна Общей теории относительности, а законы Ньютона когерентны Частной теории относительности.

Прагматическая истина – знание, применение которого имеет благие последствия. Примером такого рода истинного знания являются нормы права, религиозные догматы.

Нормативно-интуитивная истина – этические представления, определяющие поведение.

Под критерием истины понимают те признаки, которые отличают истину от заблуждения. По этому вопросу в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались:

- самоочевидность для ума (По Декарту истина это то, в чем мы не сомневаемся),

- логическая достоверность выводов (Аристотель, Рассел, Витгенштейн считали, что показателем истинности высказывания может служить правильность его обоснования и выведения из таких же истинных посылок)

- общезначимость (то, что признается многими людьми);

то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху – прагматизм (от греч. Прагма – дело, действие);

- проверяемость – т.е. сводимость теоретического высказывания к чувственным данным (Карнап).

- конвенционализм (от лат. Конвенцио – договор, соглашение) т.е. соответствие условному соглашению;

- доверие, т.е. вера большинства людей;

- авторитет, т.е. соответствие мнению авторитетов.

Но наиболее универсальным критерием истины, большинством философов признается – практика.

Под практикой как критерием истины понимают то, что истинное знание получается в результате прямой или опосредованной деятельности, имеет прямое, или косвенное практическое значение, может быть сопоставлено с опытом. Однако это сопоставление не обязательно должно носить характер «сводимости» теоретического положения к чувственным данным. Практической проверкой может выступать обнаружение одного или нескольких следствий из постулируемой теории. Например, частная теория относительности подтвердилась на практике, когда в 1918 году ученые наблюдали, предсказанное Эйнштейном смещение света звезды, при прохождении его мимо массивного тела.

Проверка знания «на истину» практикой представляет собой процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики.

Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная наблюдениями.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные (Геоцентрическая теория) и ненаучные (представления о «порче», «сглазе»), эмпирические (весло, погруженное в воду сломано) и теоретические, религиозные и философские и т.д.

Заблуждения следует отличать от лжи и ошибки. Ложь – это преднамеренное искажение истины с определенными целями – и связанная с этим передача заведомо ложного знания, дезинформации. Ошибка – это результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические – нарушение принципов и правил логики (формальной  или диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены,  либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений – изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного)  подхода к действительности, реализации метода «проб и ошибок» (К. Поппер).




1. СОЦІАЛЬНОЕКОНОМІЧНЕ ЖИТТЯ В УКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЛЯХ Україна під владою Російської імперії Економічний розв
2. Тема 12- Міжнародні валютнокредитні установи та форми їх співробітництва з Україною
3. Предмет, содержание и задачи дисциплины Экономика и управление инновациями
4. Банковская система Китая- состояние и реформирование
5. вариантов Это может быть и жильё на вторичном рынке или в новостройках в многоэтажных городских зданиях или
6. танками эпохи бронзы способными опрокинуть пехоту и подчеркивают соединение в них подвижности и дистанци
7. Алгоритмы и способы их представления
8. Конспект лекций Абакан 2012 УДК 101
9. Экономика фирмы 2012 Теоретикометодологические основы экономической науки Общественное разделе
10. Лекція на тему- Природні загрози характер їхніх проявів та дії на людей тварин рослин об~єкти еконо
11. Тактика работы с подчиненными
12. Фелипе Педрель
13. Определение устройства вывода Устройство вывода это периферийное устройство преобразующие результат
14. художественной критике и кинематографии
15. Экономический рост и проблемы экологии
16. Исследовательская работа сбор информации необходимой для планирования и обеспечения обмена
17. Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока
18. Курсовая работа- Конституционное право граждан на жилье
19. мектеп 2013ж Саба~ты~ та~ырыбы ~тілетін ме
20. О налогообложении в Пермском крае с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 01