Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦИЯ 3 ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

ЛЕКЦИЯ № 3

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Истор-кие, эконом-кие, полит-кие предпосылки формирования эпохи Возрождения.

2. Изменение образа человека в культуре.

3. Изменение представлений о времени и пространстве.

4. Возрождение в Германии.

1. 11 – 12 века – время разложения феодальных отношений и появления буржуазных отношений, соответственно возникает новая идеология, а потом и культура эпохи Возрождения. Необходим лично свободный человек – рабочий, не крепостной, на котором базировалось все средневековье. Вся литература Возрождения – литература индивидуализма и гуманизма, в основном человека, лично свободного. Экономические предпосылки:

– преодоление средневековой торговой замкнутости, расширение торговли;

– рост производственных сил;

– укрепление городов, которые становятся зачастую республиками.

Постепенно происходит преодоление власти церкви, людей еще не сковывала буржуазная система труда. Борьба против феодализма порождает новый взгляд на человека и мир. Буржуазия – прогрессивный класс и она выражала интересы всего человечества. Идеология Возрождения шире идеологии одного класса. Развитие буржуазии было выгодно тогда всем остальным классам. Эпоха начала современных цивилизаций. 14 век – Новое Время. Человечеством был открыт мир. Деятельность человека приобретает мировой характер. Но нельзя напрямую связывать культуру с успешностью буржуазного развития. Нидерланды рано пришли к буржуазной власти, но это мало повлияло на культуру, а в Англии буржуазный поворот произошел только через 20 лет после завершения эпохи Возрождения. Здесь играют роль общемировые тенденции всего человечества. Эпоха Возрождения часто характеризуется как переходный период: феодальные отношения разрушаются, но до буржуазных отношений еще далеко. Скоро буржуазия сама начнет сковывать человечество, но после Возрождения.

Наиболее существенными для Возрождения были:

– широкое, везде одновременное, равное и свободное чувство человечности;

– освобождение человеческого разума от ранее незыблемых норм для свободного и рационального искания истины;

– опора на древних авторов вопреки средневековым авторам.

2. Впервые обращается внимание на связь человека с миром (в средневековье: человек и Бог – единственно возможная связь). Это проявляется в живописи: человек ставится в линейную перспективу, то есть в реальную обстановку своей деятельности. В средневековье перспективы нет. Идеология гуманизма, который борется с феодальной идеологией под знаком античности. 13-14 века – эпоха возрождения античности в Италии. Понимание этого впервые возникло у Джованни Боккаччо в его лекциях о Данте. А термин «Ренессанс» был введен Джорджио Вазари в 1550 г. Открытие греческих и римских древностей. В средневековье знание античности заключалось в выборочном цитировании латинских текстов, теперь стала видна целая система – светская, ищущая гармонии, совершенства в человеке, а не в Боге.

В 1453 г. – Византия завоевывается турками и множество византийских книжников эмигрируют в Европу, т.о происходит открытие древней литературы. Наукой наук, символом прогресса является филология, обосновывающая новый взгляд на человека и на мир. С филологической критики начинались общественные движения. Так с критики Библии ученым Лоренцо Валлой начинается реформация. С филологической критики церковных книг началось превращение богословия в дисциплину. К священным текстам подходят как к произведениям литературы. С т.з. отношения к античности гуманизм делится на два вида: узкий и широкий. Узкий: ученые-филологи. Гуманизм – все гуманитарные знания, их цель: разыскать другие произведения. Широкий: философы, художники, писатели. Они хотят не только изучать античные тексты, но и возродить дух античности в своих произведениях.

Теоцентризму противопоставлен антропоцентризм (человек в центре постижимого бытия). Человек может достичь гармонии с окружающим социальным и животным миром. Человек ценен как индивидуум, а не представитель какого-либо сословия, формируются образы, в которых одинаково важны и человек, и мир. Для человека характерно упоение познанием мира, гиперболизм страстей – следствие этого упоения. Широкий взгляд на мир, утверждение человеческого счастья позволяют преодолевать узкие рамки церковного закона (святые пишутся с обычных людей). Для гуманизма характерна идея могущества человека, идея гармоничной личности, одинаково красивой и в поступках, и внешне. Человек воздействует на мир как личность, утверждающая свою индивидуальность.

Ренессансная идеология противостоит еще и ограниченности буржуазной идеологии. Вырастая на основе буржуазной идеологии, идеология Возрождения оказывается шире и гуманнее ее. В это время появляются первые утопии: Томаса Мора, Франсуа Рабле, Кампанеллы, которые отрицают основу основ буржуазного и феодального общества – частную собственность. Характерная черта гуманизма – народность. Народность понимается в двух смыслах: в узком и в широком. Узкий (М.Бахтин): карнавальность – отражение в культуре ценностей наций, народного сознания. Верх человеческого сознания – высокие социальные идеи, а низ – карнавальность, корни которой в фольклоре. А в Ренессансе низ и верх сочетаются, т.е низовая культура является средством выражение высоких идей. Единство низа и верха в паре Дон Кихота и Санчо Панса. Широкий: народность – объективное отражение интересов складывающихся наций.

3. Новое представление о пространстве и времени. В средневековье центр мира – Бог, т.е. пространство и время сакральны. Для средневекового человека важно прошедшее и будущее время, пространство иерархично. Теперь в центре стоит человек, и категории пространство и времени очеловечиваются. Время становится настоящим. Впервые появляется страх смерти, так как человек боится потерять эту прекрасную жизнь. Возрастает популярность живописи, так как только она может запечатлеть мгновение жизни.

Пространство теряет иерархичность. Оно горизонтально, и становится пространством деятельности людей. Появлению горизонтальности способствуют и великие географические открытия, и крепнущие дипломатические связи, торговые связи, мир становится единым.

Новая концепция человека и мира позволяет говорить о ренессансном реализме. Это не реализм 19 века и многих реалистических черт здесь нет, но есть рассмотрение человека в меняющемся мире. Изображается новый, свободный от феодальных предрассудков человек. Ренессансный реализм преувеличивал многие качества человека. Корни этого гиперболизма лежат в народной культуре и в торжестве гуманизма. В 15 веке наиболее ярко Возрождение воплотилось в Италии, так как проникло во все сферы человеческой деятельности (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Дж. Боккаччо).

4. Возрождение в Германии

Чаще 15-16 века характеризуют как гуманизм или называют «культурой реформации». Гуманизм – это мировоззрение и философские взгляды, которых придерживались деятели искусства. В Германии возрождение искусства и литературы происходило весьма своеобразно.

В 15-16 вв. происходит экономический подъем. Наиболее интенсивно развиваются окраины на пересечении торговых путей. Экономическому подъему не сопутствовала централизация. Хотя во Франции и в Англии это всегда связано с централизацией. Происходили объединения в местном масштабе, что приводило к политической борьбе. Расслоение рыцарства, горожан и духовенства. 1524-1525 гг. – крестьянская война. Гуманизм в Германии в узком смысле – это гуманизм ученых, занимающихся критикой священных книг. Критики: Иоганн Рейхлин, Ульрих фон Гутте. И.Рейхлин – первый критик Ветхого Завета, изучает древние языки, именно его деятельность подготовила гуманизм. Гутте – политический деятель и сатирик. Политическая деятельность против папского Рима, его сатира антиклерикальна. «Сборник писем темных людей» – дурацкая литература, характерна для Германии эпохи гуманизма. Темные люди – и неизвестные, и тупые. Сборник как бы направлен против Рейхлина, но на самом деле выставляет взгляды его противников в темном свете.

Особенности:

۰Именно в Германии гуманизм был связан с религией и реформацией. Бюргерство, которое в начале было прогрессивной силой, как и буржуазия во всех странах, довольно быстро теряет передовые позиции, напуганная революционными восстаниями народа. Однако в 15-16 вв. бюргерство представляет еще силу.

۰Литература тяготеет к сатире. Сатириками были все виднейшие писатели-гуманисты, такого нет ни в одной другой стране. Во взлете сатиры заложено стремление освободить народ от пут средневековья. Нет всеобъемлющей программы: нет утопистов (Мор, Кампанелла), но зато сатирики всегда знают как «не надо». Особым нападкам сатиры подвергается папский Рим, который своим влиянием препятствовал развитию Германии. По жесткости перегнали итальянцев.

۰В немецком гуманизме отсутствует важная чертавлюбленность в чувственное великолепие мира. Эпикурейская тенденция очень слаба (Эпикуреизмнаслаждение всеми радостями жизни). 1472перевод «Декамерона»1 Дж. Боккаччо на немецкий язык. Акцент на трогательные новеллы и на новеллы, осмеивающие попов и монахов. Весь эротический слой оказывается невостребованным. В Германии нет своего Боккаччо, это связано с религиозным характером немецкого гуманизма и отсутствием полного детального знакомства с античной культурой. Для Италии античностьземная школа мудрости и образец эстетического совершенства. Для Германии это, прежде всего, арсенал оружия в борьбе с католической реакцией. Наиболее популярен Лукиан и его форма сатирического диалога.

۰Наиболее важное: внимание к Библии и религиозным вопросам. Эразм Ротердамский главным своим произведением считал перевод Евангелие на латынь и издание его текста с комментариями. Немецкие гуманисты пытаются сокрушить католическую церковь, освободить человеческое сознание от диктатуры церкви. Реформация почти во всех странах начинается с перевода Библии на родной язык, это позволяет каждому верующему самому читать, поэтому реформация, прежде всего, очень демократична. Но впоследствии реформация, подготовленная гуманизмом, оборачивается против гуманизма, а Мартин Лютер становится гонителем гуманизма.

۰Тесная связь с традициями позднего средневековьяотсутствие тесного контакта с античностью и большая традиционность немецкой культуры вообще. Прозаические переделки рыцарских романов, шванки2, сатирико-дидактические произведения. Те гуманисты, которые писали по-немецки, невольно подчиняются общим правилам, т.о. литература тяжеловесна, традиционна. Готиканаправление позднего средневековьянезаметно перешла в Ренессанс, а в Ренессансе содержались готические элементы. Немецкая литература не отказывается от традиций своего средневековья. Ганс Сакскрупнейший поэт Возрождения, сохранил так много позднесредневековых черт, что Гейне назвал его «последним поэтом эпохи старого времени», а не первым поэтом Нового. Несмотря на старомодность, были и свои привлекательные стороны: всеобъемлющий демократизм, которого нет в итальянской литературе, непосредственность. Фигура Тиля Эйленшпигеляодна их традиционных в последующих веках. Рост национального самосознания. Немецкие писатели обращаются к историческому прошлому страны: возвеличивают историю, доказывая, что германцы не варвары. В это время появляется историография как наука. Связь с национальными традициями создает своеобразный облик литературы и культуры в целом, но это нельзя считать отсталостью, а нужно считать традиционностью.

۰Творческая энергия проявляется еще и в искусстве, и в опытном знании. Теофраст Парацельс и Альбрехт Дюреррубеж 15-16 вв. Парацельсестествоиспытатель, врач, защитник социальных прав. Главным средством познания считал опыт. Дюрерталант многогранный, человек, которого ценили даже итальянцы (Рафаэль); он был живописцем, гравером, скульптором, теоретиком искусства, т.е, немного писателем. Это первый гений немецкого Возрождения. Держит равнение на природу и опыт как на главное мерило человеческих знаний. Бывал в Италии и привез оттуда преклонение перед античной красотой. Особенность: отказ от канонов, интерес к индивидуальности и конкретности. Люди не его картинах не богоподобны. Даже Богоматерь с младенцем он изображает с огромным сочувствием. Если главным завоеванием Возрождения считается открытие человека, то именно Дюрер сделал это для Германии. Дюрер в живописи делает то же, что Шекспир в литературе. В творчестве Дюрера воспевается человеческая индивидуальность. 

۰Бюргерские писатели 15-16 вв. Не воспринимают достижения Дюрера в живописи и идут не в глубь человеческого характера, а в ширь. Разговор идет не о судьбе отдельного человека, а о судьбе всего общества. И подход к человеку: насколько он вредит общественному благу и в чем отходит от человеческого разума (Э. Ротердамский, С. Брандт). На этом и основываются произведения дурацкой литературы. Излюбленной темой становится жанр ЗЕРЦАЛОпроходящая перед читателем вереница дураков, но нет абсурда, нет гиперболизации и дуракиобычные глупые люди. Немецкой литературе свойственна поразительная многогеройность, это связано с возрожденным интересом к людям и к миру. Себастьян Брандт (15-16 вв). 1494 г. – «Корабль дураков» – главное произведение. Дураки, собранные на одном корабле, хотят отправиться в страну Наррагонию. Написана на немецком языке. Человеческие пороки осуждаются не с т.з. Бога, а с т.з. разума, и на корабле плывут не грешники, но глупцы. Т.е. ценности религиозные заменяются на ценности интеллектуальные. Традицию Брандта продолжает Эразм Ротердамскийбогослов, ученый-филолог, философ, писатель. 1509 – «Похвала глупости». Ротердамский дружил и переписывался с Томасом Мором и в его доме написал это произведение. Эразм не бичует пороки, а издевательски хвалит их, в чем проявляется связь с античными традициями. Богиня глупости сетует на то, что у нее мало даров. Перед читателем проходит целый парад глупцов. Здесь есть уже социальная критика, сатира на церковь, на дворян (чего не было у Брандта). Если у Брандта было всего две краски: черная и белая, то у Эразма оценка гораздо сложнее, он первый увидел, что реформация не принесла той свободы, о которой мечтал народ. Реформация бюргерская превратилась в реформацию княжескую, и в стране началась феодально-церковная реакция. Лютер выступает против гуманизма и требует «чтобы вера задушила наложницу дьявола» (разум).

Народные книги – анонимные произведения, рассчитанные на широкий круг читателей. Появляются в середине 15 в., становятся очень популярными. По содержанию довольно пестрые: истории воспитания, анекдоты, рыцарские истории. Наиболее популярные: нравоучительный роман «Фортуна», сборник 1515 г. «Занимательные рассказы о Тиле Эйленшпигеле», рассказы о шильдбюргерах (Шильда – город-гротеск). Самой важной является народная книга 1587 г. «История о докторе Фаусте, чародее и чернокнижнике». Это реальная фигура. В конце 16 в. книгу переводят в Англии, пересказывают во Франции. В начале 17 в. впервые создается драматическое представление Кристофером Марло3. Народная книга относилась к образу Фауста с осуждением: он отдает душу не за знания, а за богатство и плотские удовольствия, но при всем осуждении образ Фауста не лишен героических черт.


ЛЕКЦИЯ № 4

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

АНГЛИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

1. Исторические условия развития Возрождения в Англии.

2. Драматургия и театр. Предшественники Шекспира.

4. Творчество Шекспира.

1. 1485-1603 – Ренессанс в Англии:

– воцарение Генриха VII

– смерть Елизаветы Английской. Расцвет – елизаветинская эпоха: 1558-1603.

Англия – страна первоначального капитализма. Дворянство не ведущая сила. 1455-1485 – феодальная смута привела к тому, что участники войны Алой и Белой розы4 не могут взять власть. Новое дворянство обуржуазивается. При растущей промышленности народ бедствует, народное восстание (1549-1552). Дворянство не брезгует пиратством и обогащается так же, как и буржуазия. Англия – мощная сверхдержава, сила которой держится на равновесии классов. Дворянство недостаточно сильно, буржуазия поддерживает любой строй, чтобы богатеть. Окончательную силу буржуазия обретет в Елизаветинскую эпоху, и после смерти королевы встанет в оппозицию к королю Якову I, что в финале выльется в Великую буржуазную революцию (1648).

Конец 15 в. – взлет экономического развития Англии. Мануфактуры, развитие торговли, колонизация земель, реформация, которая была проведена «сверху» королем Генрихом VIII – самым властным монархом династии Тюдоров. Он отверг власть папского Рима, объявил себя главой англиканской церкви, т.о. все церковные богатства стали достоянием королевской короны. Т.к. реформация проведена «сверху», английскому гуманизму не был свойственен спор о религии, в отличие от Германии и Франции.

Зачатки новой материалистической философии – Френсис Бэкон «Опыты», «Новый Органон». Прогресс в Англии бурный, буржуазия проявила и свои негативные стороны. Характерные черты: за короткий период происходит и рождение нового и разочарование в нем. Шекспир славит человека, в финале творчества сомневается в том, что человек может переделать мир. Пафос антифеодального, а потом антиматериалистического, антибуржуазного. Английское Возрождение – самое сконцентрированное, самое яркое выражение гуманизма. Театр – арена Возрождения в Англии. Меньше развита поэзия и эпические жанры. Чосер «Кентерберийские рассказы» написаны по принципу «Декамерона».

2. Театр

Связь с народным театром, популярен жанр мистерии: параллельность в развитии действия, сочетание комического с трагическим; все важнейшие события, даже убийства, происходят на сцене. Театр: частный, придворный, общедоступный. Лондон конца 16 века – столица театров. 1599 г создан театр «Глобус». Сцена – помост, выдающийся в зал. Над сценой – балкон, бедные декорации. Женские роли играли молоденькие мальчики. У Шекспира – в каждой пьесе балконные сцены, много двойников. В театре было четкое разделение на трагедию и комедию. Два типа трагедии: трагедия характеров и трагедия рока.

1-я английская трагедия – пьеса Томаса Кида «Испанская трагедия» – прообраз «Гамлета», месть сына за отца. Кристофер Марлоу – творец английской трагедии, закончил Кембридж. «Тамерлан Великий», «Мальтийский еврей», «Трагическая история доктора Фауста». Первый создал хронику «Эдуард IV». Герои Марлоу – титаны, незаурядные личности, которые стремятся утвердить свое господство в мире и гибнут под грузом своих собственных страстей. Марлоу – мастер трагедии характеров: изображает сильного героя, которого логика характера влечет к тем или иным действиям. Тема характера для Англии отражает кризис гуманизма. В творчестве Марлоу разочарование в гуманистических ценностях, его герои не столь гармоничны как в раннем Возрождении. Тамерлан велик и обладает огромной властью, но несчастен, так как не находит гармонии в себе самом.

1592 г. – «Трагическая история доктора Фауста» – обработка сюжета из немецкой народной книге о Фаусте (в 1550 г. переведена на английский). История продажи души дьяволу приобретает иной характер: на первый план выходит конфликт человека и мира. Фауст заключает контракт на 24 года с целью познать мир и обрести власть над ним. Важный момент – реализация Фауста как личности, проявление своей власти над миром. Елена – колдовство, т.к. она язычница, то является воплощением греха (в народной книге), у Марлоу – воплощение гармонии и античности. Образ дьявола – образ злой судьбы, которая не позволяет человеку реализоваться до конца. Комический дублер Фауста – его слуга. Но многие элементы драматургии Марлоу не находят дальнейшего развития, т.к. он рано ушел из жизни. Титанизм и демонизм его героев не идет дальше в английскую драматургию.

3. Творчество Шекспира

23 апреля 1564 – 23 апреля 1616. Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare) — английский драматург, поэт и актёр, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, десяти исторических пьес, 11 трагедий, пяти поэм и цикла сонетов.

Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 в семье состоятельного ремесленника, занимавшего пост казначея городской управы; его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Учился в Стратфордской «грамматической школе», получил вполне серьёзное образование, характерное для ренессансной Англии; стратфордский учитель латинского и словесности писал стихи на латыни. В 1582 (в 18 лет) женился на Анне Хатауэй, бывшей на 8 лет его старше и уже беременной; в 1583 родилась дочь Сюзанна, в 1585 близнецы — сын Хемнет (Hamnet, некоторые сближают с его именем выбор сюжета о Гамлете), умерший в детстве в 1596, и дочь Джудит. Вскоре после рождения близнецов Шекспир покинул Стратфорд и жил в Лондоне, где начал сперва писать поэмы, потом выступать как актёр (театр «Глобус») и драматург. При Иакове I труппа Шекспира получила статус королевской. В 1613 Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.

К 26 годам становится знаменит (актер – организатор - драматург), к 30 годам – автор 8 пьес.

Вопрос об авторстве. Исследователи утверждают, что малообразованный человек не мог создать такие гениальные пьесы, наполненные возрожденческой ученостью. Говорили о Френсисе Бэконе, графе Саутгемптоне, королеве Елизавете. Но: такой человек был в действительности. Главные доводы в пользу аристократических авторов – аристократы стеснялись подписывать свои произведения, но очень любили литературное творчество. Все 37 пьес принадлежат одному человеку.

4 периода творчества:

I. 1590 – 1594 – годы ученичества. Начинает как автор исторических хроник. «Генрих IV» «Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой». Первая трагедия «Тит Андроник»: мало интересуют люди и их характер, увлекается уникальными ситуациями и их совпадением. В исторических хрониках – кровавые столкновения сил, но не борьба характеров.

II. 1595 – 1600 – расцвет творчества. «Ричард II», «Король Джон», «Генрих IV», «Генрих V». Комедии: «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего». Не пишет трагедий кроме «Ромео и Джульетты», и то она очень светлая. Характеры сильные, гармоничные, созидательные. Герои борются за свою любовь, создают новый мир, есть историческая перспектива, возможность движения в будущее.

III. 1601 – 1608 – трагический период. Кризис гуманизма. «Гамлет» (1601), цикл «трагедий страсти» – «Макбет», «Отелло», «Король Лир», «Троил и Крессида», «Мера за меру», «Конец – делу венец» – драмы. «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» – античные трагедии.

IV 1608 – 1612 – «Буря», «Цимбелин», «Зимняя сказка» – вымышленный сказочный мир, противоположность противоречивой современности. Острое драматическое содержание и счастливый финал. «Генрих VIII» – последняя хроника.

Лирика – 154 сонета. Придерживается возрожденческой традиции адресованности – два адресата: белокурый друг и смуглая леди. Другу больше, чем леди. Дружба дороже любви, т.к. свободна от плотских наслаждений. Через сонеты другу проходит тема времени и смерти. Сонеты о дружбе перерастают в сонеты об искусстве. Дружба носит драматический характер – леди уходит к другу. Но Шекспир перебарывает себя ради дружбы и дает свободу ей и другу в духе философии Возрождения. Принципиально новая концепция возлюбленной. Отказывается от прежней идеализации. Смуглая леди – обыкновенный человек. Сонет № 130, в котором Шекспир сознательно сталкивает классические каноны красоты с непохожестью на них земных женщин. Она довольно порочная женщина. Общественные проблемы – сонет № 66, обличает беззаконие и несправедливость.

Исторические хроники I и II периода отражают мировоззрение Ренессанса. Обращается к историческим памятникам, летописям. С помощью истории решает проблему справедливости. Проблема государственности и монарха – его главная проблема. Рисуя главного героя, редко изображает его характер, так полно, как в трагедиях. Для него важнее принадлежность героя к какому-то социальному лагерю. Хроники о Генрихе V – проблема процветания Англии (2части хр. «Генрих IV» и в «Генрихе V»). В «Генрихе IV» – проблема личности и закона, господствующие правила феодальной чести вступают в конфликт с человечностью. Принц (Генрих V) покидает двор отца и идет в общество Фальстафа – своеобразного карнавального короля. Фальстаф участвует в осмеивании старого мира. Именно пройдя через воспитание Фальстафа, принц Генри становится идеальным королем. В действительности Генрих V был далек от идеала и Шекспир, зная это, рисует его правление идеальным, как начало нового мира. У него Генрих прямой, честный человек, его поддерживает народ. Апофеозом Генриха становится битва при Азенкуре (1415 г Столетняя война, битва между Францией и Англией) – король вдохновляет солдат. Сцены ухаживания за французской принцессой свидетельствуют о том, что Генрих прямодушен и в любви.

«Генрих V» уступает по художественности хронике «Генрих IV». Генрих становится схематичной фигурой. Фальстаф удален, поэтому исчезает карнавальный фон. Видны убеждения Шекспира, каким должен быть государь, государство, политика. И эти убеждения с русле гуманизма.

«Ричард III» выводит трагического героя, который затем появляется в трагедиях «Макбет», «Отелло». Ричард III – идеальный злодей. Шекспир еще не нащупал ту диалектику характера, которая будет у Макбета. Исполинская страсть к власти сближает его с героями позднейших трагедий.

Комедии. Шекспир пропускает общечеловеческие идеалы (любовь, дружба, брак) через идеалы Ренессанса, и они приобретают праздничный характер. Мир как празднество. Тема переодевания, тема маски. Маски разные: для счастья – признак гармоничности человека. Маска Оливии («Двенадцатая ночь») – безутешной страдалицы по умершему брату – маска лживая. Все комедии Шекспира о любви. Именно любовь превращает мир в гармонию. В отличие от Боккаччо Шекспир не воспринимает любовь без брака. Брак – символ долговечности любви. Отсутствие любви может разрушить мир («Много шума из ничего»). В позднейших комедиях тема эгоизма, герои не так идеальны, их эгоизм перерастает в эгоцентризм. «Венецианский купец» в финале обретает драматический характер. Шейлок (ростовщик и скупец) в одиночестве, его враги радостно пируют. От него ушла даже дочь Джессика, которая унесла его богатства, несмотря на то, что презирает их. Она жестока. В одном из эпизодов, она отдала последний перстень за обезьянку. По принципу удвоения в комедии есть еще один перстень. Боссанио отдает его за спасение Антонио. Шейлока жаль, хотя он и отрицательный герой. Предчувствие трагического мироощущуния, которое реализуется в пьесах, написанных после «Гамлета».

Трагедии страсти. «Отелло» 1604-1605. Трагедийность не охватывает весь мир, но в образе героя проявляются те черты, которые свидетельствуют о разрушении гуманизма. Отелло становится жертвой собственной доверчивости и вспыльчивости. Из-за его величественности случается трагедия. Конфликт между личностью и окружающим обществом. «Отелло» схож с «Ромео и Джульеттой». Это любовь, которая борется с предрассудками, которая сметает все преграды и торжествует. Казалось бы воцаряется гармония. В игру вступает корысть и честолюбие, воплощенные в образе Яго. Рядом с Отелло нет ни одного героя подстать ему, кроме Яго. Он циничен, его правила: любовь к деньгам, всему можно придать любой вид и ценность любой вещи зависит от точки зрения. Он говорит об относительности человеческих нравственных ценностей, но эта точка зрения не гармонична.

Трагедия Отелло – это трагедия не ревности, а трагедия утраты веры, веры в чистоту. И это крушение не только брака (якобы неверность Дездемоны), это крушение мира. Отелло убивает не как муж, мститель, а как судья, призванный восстановить справедливость. В конце Отелло уходит из жизни просветленный.

«Король Лир». Протест против буржуазного эгоцентризма, в который превратился возрожденческий индивидуализм. Тема: разрушение связей между людьми под влиянием эгоцентризма. Сюжет очень древний, восходит к древнеанглийским хроникам. Меняя сюжет, Шекспир показал свое отношение к этому миру: у него не счастливый конец, который был в хрониках и в народной сказке, а трагический. Господствует ощущение войны всего против всех. Неслучайно трагедия начинается с разговора о затмении. Это отражение затмения в душе человека. У Шекспира человек и природа – это единое целое. Человек нарушил моральный закон. Семейный конфликт переходит в природный, а затем во вселенский.

Лир жертва, достойная сожаления («Я король, потому что я велик»). Но все же Лир и невинная жертва. Он человек средневековья, понимающий, что величие сана означает прекрасные человеческие качества, он никогда не отделял себя от своего сана. Прозрение Лира – одна из главных тем. Для Шекспира очень важна тема видимости и сущности. Здесь она обусловлена разрывом между гуманистическими идеалами и действительностью. В трагедии индивидуалистами являются все герои, и положительные, и отрицательные. Лир дели царство между дочерьми, считая, что сам он велик и без королевского сана. Всех оценивает по себе: человек велик, если он незаурядная натура.

Шут – народное сознание, которое проверяет истинность поступков Лира. Встретившись с бродягами, Лир понимает, что главное в человеке – сочувствие, и именно поняв это, он становится велик. Достигает того, чего хотел – становится велик и без королевского сана, но, поняв истину, Лир умирает, т.к. окружающий мир уже живет по другим законам.

Трагедия Лира – трагедия позднего прозрения. Шекспир использует прием дублирования и судьбу Лира повторяет Глостер. Он более наивен и партиархален, но он также обретает просветление. Слепота Глостера становится его прозрением. Мотив безумия развивает находки Шекспира в «Гамлете». Гамлет притворяется безумным, чтобы показать, что весь остальной мир безумен. Лир безумен по-настоящему. Мир Шекспира трагичен настолько, что даже то скромное счастье, о котором мечтает Лир, невозможно. Гибель почти всех героев подчеркивает мысль, что идеал фатального не совместим с миром.

«Ромео и Джульетта» 1594-95 (в этот период созданы самые блистательные комедии). По мнению многих исследователей, это драма, т.к. здесь нет того трагизма, который есть в шекспировских трагедиях. И финал тоже не характерен для трагедии. В «Р.и Д.» типичный для комедии конфликт – борьба старого и нового, борьба за любовь. Только идеологически новое побеждает, а герои гибнут. Сюжет взят у Мазуччо, который в сб-ке «Новеллино» первым обыграл его, далее он упоминается у Данте в «Чистилище». В 1560-е гг. в Англии уже известны похожие пьесы Пэйнтера и Брука. Пьесой Брука и пользуется Шекспир, изменяя сюжет: у Брука 9 мес., у Шекспира – 5 дней; у Брука – зимой, у Шекспира – в июле. Шекспир вносит много новых сцен и образов, которые не дают героям объединиться. Он вносит иной пафос, иную идею, идею ренессансную. Люди, а не дети, ослушавшиеся своих родителей, борются за свое счастье и достоинство. Р. и Д. – не только влюбленные, но и люди нового мира. Это первые Шекспировские ренессансные герои, которые гибнут. Наиболее целостным, активным и ярким является образ Джульетты. Она двигает сюжет. В образе Ромео Шекспир показывает, как под влиянием любви человек мудреет и взрослеет. Именно в уста Ромео вложены типичные для Шекспира фразы о власти золота и о смерти. Ромео – воплощение мировоззрения Шекспира, а Джульетта природна и стихийна. Гармония может быть восстановлена через мир Монтеки и Капулетти, но этот требует жертв.

1 «Декамерон» 1348-1351. Сборник 100 новелл, объединенных единой композицией: 1348 г., чума, 7 дам и трое юношей уезжают из очумленного города, поселяются на уединенной вилле, рассказывают друг другу истории. Чума и реальное событие, и символ старого мира, символ разрушения этого мира. Боккаччо рисует агонизирующий мир, ввергаемый в хаос. Зачумленному городу противопоставляется сельская жизнь и природа. Городу противопоставляется гармония нового человека. 10 рассказчиков своими рассказами творят новый мир по новым гармоничным законам. Они сразу устанавливают на вилле законы, порядок, т.к. для человека хаос – символ смерти. Каждый день выбирается новый король или королева, а в целом это маленькая республика гуманистов и поэтов, цель которых – радостное наслаждение жизнью. Вопреки чуме герои сохраняют верность человеческой морали. В конце 10 героев возвращаются в город другими людьми, у них новое мировоззрение, новая нравственность, которую они выработали в своих же рассказах. Все 100 новелл рассказываются не ради морали, а ради них самих. Большое место в «Декамероне» занимает разоблачение священнослужителей. Для Боккаччо монахи – люди старого мира. Впервые монах изображается земным человеком с его страстями и желаниями. Но для Боккаччо преступлением являются не любовные утехи, а вынужденное целомудрие. Эротика у Боккаччо (новеллы 3-го дня) лишь подчеркивает гармоничность развития человека. Эротика гармонична и связана с духовной жизнью человека.

2 Шванк – повествовательное произведение малого объема, 15-110 строк, сатирического содержания, сперва стихотворное, затем в прозе.

3 Кристофер Марло (1564-1593). Английский поэт, переводчик, драматург елизаветинской эпохи, один из наиболее выдающихся предшественников Шекспира.

4 Гражданская война в Англии в 1455-1487 гг. между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов. Причины: недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и его фаворитами. Оппозиция – герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя регентство, а потом корону. Алая роза – элемент герба Ланкастеров, Белая роза – Йорков. Фактически эта война подвела черту под английским средневековьем. На полях сражения погибли не только все прямые потомки Плантагенетов, но и значительная часть английских лордов и рыцарства. Воцарение Тюдоров в 1486 году считается началом Нового Времени в английской истории.

9




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. швейцарский поход вершина полководческой деятельности Суворова
3. новогодняя звездочка для украшения новогоднего праздника
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Кіровогра
5. В Красильщиков Что происходит со странами Латинской Америки в процессе глобальных переходов к постиндус
6. О социальной поддержке семей имеющих детей в СанктПетербурге 58780 от 17
7. гореть Сколь часто дух твой истязает недуг телесный И пламя жизни заставляет тлеть.html
8. Общественно-политические взгляды декабристов
9. Философия Платона1
10. тематика рефератов- Характеристика организации как открытой социальной системы
11. тема политических прав и свобод
12. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора історичних наук Київ ~ Дисертаціє
13. Золотая рыбка Саченко Валентинаы Николаевны воспитателя Донецк 2014
14. Рекреационный потенциал Байкальской зоны
15. MinDonuKnl im Jhre 1219 Hfenstdt weil Dresden ist die Huptstdt von Schsen
16. Ашколы научного управления Школа научного менеджмента 18851920 наиболее тесно связана с именами Ф
17. Механические колебания и волны Движение которое полностью или частично повторяется через определё
18. Социальное поведение медоносных пчел
19. Понятие кредитоспособности предприятия 5 1
20. Московский государственный юридический университет имени О