У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мифологические представления славян

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

"Мифологические представления славян"

До конца Х века наши предки — славяне были язычниками: боготворили разные силы и явления природы. Люди по-особому воспринимали то, что происходит вокруг них в природе; всюду чудились им могучие существа, благие и злые. Благодетельным существом считали они солнце, потому что оно своим светом прогоняло ночную тьму, своим теплом согревало землю. Предки наши думали, что солнце, как живое существо, ведет постоянную борьбу с холодом и тьмою. Зимой, по древним верованиям, мороз брал верх над солнцем — вся природа замирает. С приходом весны входит в силу — просыпается "мать-сыра-земля": показывается трава, реки взламывают лед, появляются птицы. Люди радостными песнями встречали ясное солнце, радовались его победе — победе жизни над смертью, молили его, чтобы оно дало побольше тепла и света. Черные тучи представлялись первобытным людям страшными чудовищами, драконами, громадными птицами — врагами солнца. В ударах грома видели люди небесную борьбу бога-громовника с чудовищем-тучей: огненные стрелы-молнии пронизывают тчу, вызывая потоки дождя, капли живой воды льются с неба, и земля расцветает, входит в еще большую силу. Наши предки молились и приносили благодарность небесному воителю и могучему ветру, помогающему в борьбе.

Не всегда эти боги благодетельны для человека: иногда солнце выжигает землю, ветер дует с такой яростью, что выворачивает с корнем деревья, удары молнии убивают людей и скот. Тогда в ужасе молили первобытные люди грозных богов о пощаде, готовы были принести жертвы, чтобы умилостивить богов, показать им полную свою покорность.

Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян, но из отрывочных известий мы знаем, что наши предки чтили Перуна — бога грома, Стрибога — бога ветра, божество солнца называли Даждь-богом, Хоросом, чтили Белеса (Волоса), который считался покровителем скота, и некоторых других богов. Все эти божества считались детьми одного бога — бога неба Сварога, и потому их всех называли иногда Сварожичами. Известно женское божество по имени Мокошь. Она представлялась в виде женщины с большой головой и длинными руками, прядущей по ночам в избе, поэтому древние поверья запрещали оставлять на ночь кудель. (Кудель — пучок льна или шерсти, приготовленный для пряжи). Возможно, Мокошь близка богиням-пряхам других народов, прядущим нить человеческой судьбы (греческим мойрам, германским норнам). Ей приносили в жертву кудель или готовую пряжу, бросая ее в колодец; этот обряд держался на Украине очень долго и назывался "мокрида". Некоторые считают, что Мокошь — это относительно позднее название древнего таинственного божества, оторое называли Мать Сыра Земля, — жены громовержца Перуна в славянской мифологии. Кроме главных богов верили еще и во многих других: лешего, водяного, русалок, домового.

У древних славян отчетливо выделяются два культа — культ природы и культ предков.

Славяне, как и другие родственные народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага, что они заботятся о своем потомстве, хранят его от всяких бед, если оно чтит их память; если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, часто производят тревогу в доме, наводят беду. Души предков чтились под именем "домовых", называли их также "чурами", или "щурами". В случае какой-нибудь беды в старину говорили; "Чур, меня защити".

Много древних языческих праздников в честь бога-солнца до сих пор удержалось у нашего народа. Накануне Рожества под окнами односельчан дети и молодежь поет и величает Коляду (одно из названий солнца). Этот обычай сохранился с тех пор, когда язычники радовались прибавлению дня, считая, что солнце одерживает верх над тьмой и холодом. Обычай на Святках (от Рождества до Крещения) гадать, переряживаться — тоже языческий. Весну (во время теперешней масленицы), когда солнце уже заметно входило в силу, предки наши встречали опять радостными песнями и празднествами. В разгар лета, в конце июня, совершается праздник Купалы (еще одно из названий солнца). Солнце в эту пору в полной силе, но с этого времени наступает поворот к осени. В ночь праздника Купалы принято было совершать такой обряд: колесо, обернутое соломою, зажигали и спускали с горы. Катящееся огненное колесо знаменует солнце, сходящее с прежней своей высоты. Кроме того, зажигали костры, прыгали через огонь, купались в реке, поскольку почитали огонь и воду, рили, что они имеют очистительную силу.

Особых языческих храмов у наших предков не было; они молились своим богам в лесной глуши, у озер, у рек, а потом и в городах. Они устраивали открытые святилища, имевшие обыкновенно форму круга (Открытая круглая площадка в открытой природе — самая древняя форма святилища, общая для всех индоевропейских народов. Только одно из восточнославянских языческих капищ, найденных археологами (киевское), имело, по-видимому, четырехугольные стены, но вряд ли имело крышу: ведь в центре его должен был гореть жертвенный костер.) — курганы и капища (от старославянского слова "капь" — изображение, идол); делали идолов, то есть изображения своих богов в виде людей из дерева или камня. В жертву приносили животных, молились, гадали по разным приметам. Особенных жрецов у славян не было, а совершали жертвы старцы, старшины родов. Веровали славяне и в загробную жизнь. Покойников своих они зарывали в землю, а иногда сжигали; с умершим зарывали в могилу или клали на костер пожитки его, утварь, оружие и боевого коня, если умирал воин. Предки наши верили, что загробная жизнь походит на земную и умершим понадобится их имущество. После погребения совершали на могилах тризны (поминки), которые сопровождались песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями и пирами.

Верили славяне и в предзнаменования — думали, что боги разными приметами дают людям возможность узнавать будущее. Те люди, которые умели объяснять знамения и гадать, назывались волхвами, кудесниками, ведунами. Люди считали, что заклинаниями, волхованиями можно отвратить или накликать беду. За предзнаменования принимали не только затмения солнца, появление молодой луны, но вой собаки, карканье вороны, кукование кукушки и тому подобное.

Язычники-славяне почитали души предков, которые назывались Род и Рожаницы. Род считался творцом вселенной. Рожаницы — Хозяйки мира, Прародительницы. Их изображали в виде двух фигур со сросшимися туловищами и головами. Им тоже приносили жертвы, почитая как своих берегинь.

Славяне делили год на две половины — зиму и лето. И поскольку природа оживает весной, то и началом нового года считался день первого марта — первый день весны. Названия времен года, месяцев у наших предков связывались с особенностями жизни природы в тот или иной сезон. Наблюдения за погодой велись на протяжении столетий. Этот опыт был важен и для земледельца, и для охотника. Постепенно сложился народный календарь природы, в который наряду с погодными приметами вошли пословицы и поговорки, относящиеся как к году в целом, так и к отдельным месяцам, дням, явлениям природы, животным, растениям, птицам. Например, известно, что если кошка во сне закрывает нос хвостом или лапой — это к большим морозам. Природные приметы показывают замечательную точность, особую наблюдательность и поэтичность народного взгляда на мир.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/




1. Тема- ЭМОЦИИ Выполнила- гр.html
2. Психологическое обоснование взаимоотношений между военнослужащими
3. тематики и программирования ИНФОРМАТИКА ~ 4 сем
4. Об образовании Федеральным законом от 22 августа 1996 г
5. 1738 воспитанник Кенигсб
6.  КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ Конституционное право РФ ~ отрасль росси
7. Поль Сартр Стена Нас втолкнули в просторную белую комнату
8. Радиационная защита населения Украины
9. Аутсорсинг (общие черты
10.  Основні цілі та види діяльності практичного психолога
11. Проблемы мотивации в психологической науке
12. з курсу ldquo;Теоретична електротехнікаrdquo; для студентів напрямів підготовки 0906 ldquo;Електротехнікаrdquo;0914 ld
13. Процес управління
14. Учебно-методическое пособие для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного факультета по микробиологии, вирусологии, иммунологии
15. Subjects perhps becuse they hd no trditionl verticl hierrchy but rther network of communities nd teips lndbsed clns
16. умение добиваться поставленных целей используя труд интеллект мотивы поведения других людей
17. Введение Летний лагерь
18. Public Interest в России
19. Тема 9 ЯРМАРКИ ВИСТАВКИ 9
20. СПІВРОБІТНИЦТВО УКРАЇНИ З МІЖНАРОДНИМИ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНИМИ ТА ФІНАНСОВИМИ ОРГАНІЗАЦІЯМИ.html