Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 11 КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Лекция № 11         «КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА»

Рассматриваемые вопросы:

  1.  И.Кант: догматический период творчества.
  2.  И.Кант: критика чистого разума.
  3.  И.Кант о свободе, этике и правах человека.

Литература:

  1.  Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1993.
  2.  Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.
  3.  Нарский И.С. Кант. М.: Мысль, 1976.
  4.  Ойзерман Т.И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое обоснование // Вопросы философии, 1992, № 4.
  5.  Соловьев Э.Ю. И.Кант – взаимодополнительность морали и права. М.: Наука, 1992.

Мой идеализм гласит: «Всякое познание вещей

из одного лишь чистого рассудка или чистого разума

есть одна лишь видимость, и истина только в опыте».

И.Кант

Свободная воля и воля, подчиненная

нравственным законом – это одно и то же.

И. Кант

И.Кант сформулировал кардинальные философские вопросы:

Что я могу знать? – Что я не могу знать?

Что мне надлежит делать? – Что я не должен делать?

На что я смею надеяться? – На что я не могу надеяться?

На первый вопрос должна дать ответ метафизика, на второй вопрос – мораль, на третий – религия. А на вопрос, что такое человек? – антропология.

Германия 18 века – это конгломерат мелких и мельчайших королевств, княжеств и «вольных» имперских городов, в которых царил самый уродливый, полупатриархальный, бюрократический и абсолютистский дух. Он господствовал над наукой, философией, литературой. В философии господство богословия (фактически сломленное в Англии и Франции) сказывалось в самом содержании дисциплин, преподававшихся в университетах: в «рациональной теологии» («философское» обоснование религии), «рациональной психологии», т.е. «философском», а по сути религиозном, учении о нематериальной сущности души и наконец, «рациональной космологии», как называлось умозрительное учение о мироздании, приспособляющееся обычно к ветхозаветным представлениям о мире. При обосновании всех этих учений главную роль играли идеи Х.Вольфа – последователя Лейбница с его «предустановленной гармонией». Многочисленные ученики Вольфа занимали большинство философских кафедр в Германии.

Такова была философская школа, которую пришлось пройти И.Канту – основоположнику немецкого классического идеализма.

Родился Кант в 1724 году в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника. В доме Канта царил дух сурового благочестия. Канта первоначально прочили в пасторы, но интерес к науке и философии рано пробудился в нем и определил его призвание. В 16 лет он становится студентом университета Кенигсберга. Окончив в 1745 году курс обучения, Кант в течение 9-ти лет проживал и работал в качестве домашнего учителя в богатых семействах. Это давало ему материальные средства, необходимые для того, чтобы на досуге вести философские исследования. В 1755 году Кант защитил диссертацию о принципах метафизического знания и получил звание приват-доцента. Профессуры ему пришлось ждать целых 15 лет. Все это время Кант служил в Кёнигсбергской дворцовой библиотеке помощником библиотекаря. И только в 1770  году в возрасте 46 лет Кант был назначен профессором логики и метафизики. Здесь в течение многих лет – до 1797 года – Кант с поразительным трудолюбием и добросовестностью преподавал огромный цикл дисциплин – философских, математических и физических. В это время им были написаны все его основные философские произведения. Скончался Кант в 1804 году

  1.  И.Кант: догматический период творчества.

 

В философском развитии Канта принято различать два периода. Первый период – с 1746 года (написание первой философской работы «Мысль о правильной оценке живых сил») до конца 60-х годов. Период этот и сам Кант называл потом догматическим, или докритическим, т.к. здесь Кант еще не выработал характерного для последующего периода принципа «критики». Второй период начинается с 1770 года (диссертация «О форме и принципах чувственного «умопостигаемого мира») и длится до конца деятельности Канта. Называется он «критическим» потому, что во всех сочинениях этого периода Кант исходит из требования: всякое философское исследование основывать на «критике», или критическом исследовании познавательных способностей человека, и границ, до которых простирается знание.

В докритический период Кант много и плодотворно работал над вопросами философии природы, в особенности космологии. В это время его интересуют такие проблемы, как принцип измерения сил, происхождение и развитие Солнечной системы, история Земли, космическое значение приливного трения, определение относительного характера движения, происхождение целесообразного строения организмов и т.д.

Напротив, в критический период господствующими становятся исследования гносеологические, этические, эстетические.

В докритический период известные нотки агностицизма лишь инкрустированы в общую позицию: «Я сознаю всю силу вставших предо мною препятствий и всё же не унываю». «Дайте мне материю, и я покажу вам как из нее должен возникнуть мир».

В критической философии это гордое одушевление уверенного в своих познавательных силах разума сменяется скептическим сомнением в способности разума достигнуть познания самих вещей. Агностицизм стал господствующим в гносеологии Канта.

Космогония Декарта не могла объяснить ряда особенностей строения Солнечной системы, которые определялись законами Кеплера, не могла объяснить ни эллиптической формы планетных орбит, ни ускорений и замедлений в движении планет, ни других особенностей.

В основе кантовой Небулярной теории (небус = туманность) – гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера, законы падения тел Галилея, и, наконец, закон всемирного тяготения Ньютона. Но Кант отверг соображения, по которым Ньютон отказался исследовать вопрос о происхождении Солнечной системы и в своей гипотезе отверг вопрос о первом толчке – Солнце, Земля, Луна и вся солнечная система предстали у Канта как нечто ставшее во времени. Более того, он сделал попытку понять и объяснить также место, занимаемое Солнечной системой в Большой вселенной. («Всеобщая естественная история и теория неба»)

Итак, описание естественно механической истории неба, как думает Кант, вполне возможно. Напротив, естественная история развития жизни, даже в ее простейших формах, есть задача, неразрешимая для натуралиста: невозможно «отчетливо и исчерпывающе объяснить из механических оснований возникновение хотя бы одной травинки или гусеницы», - писал Кант еще в первый, докритический период.

Позиция Канта двойственна. Кант против сведения организма к механизму. Но наряду с критикой механизма в рассуждениях Канта о границах естественнонаучного объяснения впервые выступает мотив агностицизма, ограничивающего знание верой в Бога.

Усиление этих позиций мы видим и в работе Канта «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин». Здесь доказывается, что реальное основание не есть логическое основание. Что это значит? Логическое отрицание состоит из простого исключения мысленного содержания без подразумеваемого при этом утверждения. Напротив, реальное отрицание никогда не исчерпывается одним исключением. Оно всегда содержит в себе утверждение известного положительного признака или определения. Таковы, например, положительная и отрицательная величины в математике: обе они вполне реально.

Примеры реальных оснований через реальные отрицания = непроницаемость тел природы, радость и горе, добро и зло, любовь и ненависть, красота и безобразие. Здесь каждое отрицание – это реальная противоположность, а не логическое отрицание как элиминация из рассуждения. Отсюда, по Канту, реальное основание, включающее в себя и отрицательные определения, никогда не может быть познано из логического основания (закона тождества и противоречия).

Казалось бы, отсюда неизбежно следует признание объективности противоречий мира, что и будет сделано Гегелем. Но для Канта – это всего лишь довод о недоступности реальных причинных связей бытия логическому анализу и познанию посредством суждений.

И.Кант: критика чистого разума.

И.Кант полагал, в «критический» период своего творчества, что предшествующая философия зашла в тупик. Рационализм в своих попытках построить всеобъемлющую систему запутался в неразрешимых противоречиях (антиномиях), а эмпиризм пришел к разрушительному для науки скептицизму. Этот результат был неизбежен, потому что и рационализм, и эмпиризм стояли на позициях догматизма. Догматизм же, согласно Канту, - это философия, которая пытается познать мир, Бога и душу, т.е. создать метафизику, не изучив предварительно саму способность человека к познанию, и прежде всего – к познанию высшего рода, априорному (аподиктическому) познанию. (Аподиктический = безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости «S должна быть P»). Кант называет трансцендентальным такое исследование, которое устанавливает условия, при которых возможно познание предметов до или независимо от опыта, априори (a priori). Решая этот вопрос, Кант и совершает т.н. коперниканский переворот в философии: априорное познание вообще и метафизика в частности возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с предметами, а сами предметы должны сообразоваться с нашей познавательной способностью.

(Априорное - лат. = из предшествующего; Апостериорное - лат. = из последующего)

Отметим основные работы Канта этого периода:

Критика чистого разума (1781);

Критика практического разума (1788);

Критика способности суждения (1797);

Религия в пределах только разума;

Метафизика нравов;

О неудаче всех философских попыток теодицеи // Трактаты и письма. М., 1980

Под критикой Кант подразумевает: 1. точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии; 2. под критикой Кант разумеет исследование границ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума, философия  искусства и философия  природы. Исследование правомерности этой претензии и составляет задачу кантовской критики.

И математика с естествознанием, и философия должны быть исследованы «Критикой», но это исследование стоит в каждом из этих случаев перед различными задачами. Поэтому основной вопрос критики «чистого», т.е. априорного, теоретического разума распадается на три вопроса – об условиях возможности математики, естествознания и «метафизики» (философии). Три раздела «Критики»: 1.трансцендентальная эстетика, 2.аналитика и 3.диалектика. 2 и 3 разделы = трансцендентальная логика.

Понять достоверную природу этих наук возможно лишь на основе идеалистического учения о пространстве, времени и о предметах опытного знания. Эти формы знания, по Канту, есть результат синтеза, или соединения априорных форм ощущения с априорными формами логической мысли. Пространство и время теряют у Канта характер ньютоновской объективности. Еще в докритический период Кант доказывал, будто ориентировка в пространстве, различение направлений, различение правой и левой стороны тела никогда не могут быть выведены путем логической абстракции от пространственного отношения вещей. («О первом основании различия сторон в пространстве» 1768) Пространство и время – не мыслительная (логическая) конструкция, но всеобщая основа чувственного восприятия всех вещей в мире и всех их отношений. Именно они синтезируют, по Канту, чувственные данные, структурируют опыт, связывают с ним теоретическое знание. Они – формальные основания чувственности «наглядного представления). Поэтому условием достоверности не могут быть знания, опирающиеся на эмпирическую основу, даже индукция дает лишь относительную, а не безусловную всеобщность и необходимость знанию. Безусловная достоверность математического знания коренится в априорных формах чувственности = пространстве и времени. Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии, а время – в основании арифметики и алгебры (5+7=12). Условием достоверности естественнонаучного знания являются априорные формы рассудкасубстанция и причинность: а также еще 10 категорий.

Априорные категории рассудка (12 категорий)

Категории количества

Категории качества

 Единство

Множественность

Всеобщность

Реальность

Отрицание

Ограничение

Категории отношения

Категории модальности (оценочные высказывания с той или иной точки зрения)

Субстанциальность и

Присущность

Причинность

Взаимодействие

Возможность

Существование

Необходимость и случайность

Пространство и время, по Канту, не могут быть результатом обычного опыта, если они претендуют на безусловный характер истинного, т.е. теоретического, априорного знания. Именно как лежащие в основании априорные формы созерцания являются совершенным знанием.

(Скажем, сумма углов треугольника равна двум прямым, но это знание невозможно получить из опыта: при измерении углов каких-либо конкретных треугольников мы каждый раз будем получать различные величины, которые будут колебаться около 180о. Такое знание = априорно.)

Из этих рассуждений вытекает дихотомия знания по Канту:

1. совершенное знание (математика) имеет априорный характер, т.е. внеэмпирический, внеопытный;

2.  эмпирическое знание имеет апостериорный характер, т.е. вытекающий из опыта.

На это деление накладывается далее деление знания на аналитическое (объясняющее) и синтетическое (приращивающее). Следовательно, высшее, совершенное знание (геометрия и математика) есть знание синтетическое априорное. Пример: «прямая есть кратчайшее расстояния между двумя точками», или «Во всех телесных изменениях количество материи остается неизменным».

Что касается формальной логики, то она не расширяет содержание знания, она имеет дело только с чистой формой мышления. Поэтому ее суждения – это аналитически-априорные суждения. Кстати, Кант часто ссылается на формальную логику и эвклидову геометрию, так, например, именно априорные знания, т.е. мол они неизменны на протяжении тысячелетий. Тем не менее, ознакомившись с работой Лейбница «О возможных мирах», молодой Кант допускал, что «возможны многообразные виды пространства (1746), а следовательно, и многообразные геометрии». Далее, эмпирическое естествознание, по Канту, находится на уровне синтетически-апостериорных суждений (т.е. приращивающих послеопытных).

Т.о. математика, логика и теоретическое естествознание имеют истины, всеобщность и необходимость которых не могут быть почерпнуты из опыта, но коренятся в чувственном априорном созерцании, в рассудке и разуме.

Итак, еще раз, трудность понимания Канта состоит в том, что он не просто отбросил основные идеи традиционной метафизики, а отбросил их традиционное обоснование.

Бог, бессмертие, свобода не случайно являются основополагающими идеями всех метафизических учений, хотя ни история человечества, ни человеческая психология не доказывают их необходимости. Это, согласно Канту, - априорные идеи практического разума, т.е. нравственного сознания человека. Между тем, все три идеи не имеют основания в опыте и не применимы к нему, во всяком случае, в сфере познания.

Так, свобода недоказуема эмпирическим исследованием, которое повсеместно фиксирует лишь причинную обусловленность явлений.

Поэтому свобода, как не подлежащий сомнению факт, есть лишь «трансцендентальный предикат» причинности существа, принадлежащего к чувственно воспринимаемому опыту (свобода есть «вещь-в-себе»).

Трансцендентальный (буквально, выходящий за пределы, перешагивающий), по Канту, имеет гносеологическое значение – все то, что относится к априорным условиям возможного опыта = это формальные предпосылки познания. Так, априорные формы рассудка – это субстанция и причинность. Априорные формы разума ( = метафизики) = это идеи целостности, единства явлений (понятия о душе, о мире и о Боге). Вместе с тем, они, эти априорные формы, трансцендентальны. Все же то, что переступает границы возможного чувственного опыта, относится к понятию трансцендентного, т.е. является предметом веры и метафизического познания, а не опытного знания (это Бог, душа, бессмертие). (Априорные формы чувственности = пространство и время. Идеи разума = это стремления к совершенству, которое никогда нельзя полностью достигнуть.)

«В рамках традиционной метафизики и теологии «дойти от познания этого мира до понятия о Боге и до доказательства его бытия» достоверными выводами невозможно», - писал И.Кант, критикуя все т.н. «доказательства бытия Бога». Поэтому метафизика должна быть скромной. «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере». Но какое знание необходимо ограничить, по Канту? Познание явлений? Никоим образом! Ограничить необходимо претензии познания на непознаваемое, на «вещи-в-себе» по его терминологии. Что же это такое?

Первое значение понятия о вещи-в-себе – это «предмет сам по себе», оказывающий возбуждение, аффицирование наших ощущений и представлений. Вместе с тем, вещь-в-себе это символ непознанной части объекта в сфере явлений. Внешнее чувство может содержать только отношение предмета к субъекту, а не то внутреннее, что присуще объекту самому по себе», - писал Кант. Так, боль не похожа на уколовшую нас иглу, а волны на реке – на брошенный в реку камень.

Второе значение вещи-в-себе, это всё то, что лежит вне поля опыта, область объектов сверхчувственной реальности, не только в природе, но и в истории и культуре, в этике и эстетике.

Наконец, в- третьих, «вещь-в-себе» - это царство недосягаемых идеалов вообще – объекты ценностей веры. Вещам-в-себе соответствуют ноумены, т.е. понятия о вещах-в-себе. Они указывают на них, но никакого знания о них не дают.

Следующий вопрос. Какую веру имеет в виду Кант? Философ говорит о вере разума, т.е. о постулатах практического разума, а не о доктринальной догматической вере. Здесь он также занимает позицию агностицизма. Этот агностицизм, в отличие от философского скептицизма античности, да и Нового времени, отрицает лишь познаваемость метафизической реальности, а не компетенцию науки.

Кант не оспаривает веры, он ставит под вопрос лишь претензии метафизиков и теологов (типа Сведенборга) на знание того, что Бог и личное бессмертие безусловно существуют.

«Если бы человек, - говорит Кант,- наверняка знал, что есть Бог, есть загробная жизнь, что злодеяния влекут за собой неизбежность расплаты в потустороннем мире, в то время как добрые человеческие дела обязательно будут оплачены сторицей, то тогда его поступки определялись бы страхом перед возмездием и надеждой на награду». Но это все противоречит самой идее нравственности, т.к. они лишены добродетельного мотива, мотива альтруизма, безвозмездности.

Таким образом, неизбежные противоречия рождаются в уме, вследствие того, что понятия абсолютного, всеобщего, бесконечного, приложимые лишь к миру вещей-в-себе (тезис), применяются к миру эмпирии, опыта, где наличествуют только конечные и обусловленные вещи (антитезис).

Отсюда четыре антиномии чистого разума И.Канта:

I тезис:  мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве –

Антитезис:  мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

II тезис:  всякая сложная субстанция состоит из простых частей –

Антитезис:  ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет

                      ничего простого.  

III тезис:  причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений; существует свободная причинность –

Антитезис: нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы.

IV тезис:  к миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина –

Антитезис: нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.

3.И.Кант о свободе, этике и правах человека.  

Итак, свобода не явление, а вещь-в-себе, т.е. ненаблюдаемая основа практического опыта. Т.е. Кант подчеркивает принципиальную непознаваемость свободы, а с другой стороны ее безусловного существования. (Свобода как выгода сверх выгоды.)

Поскольку наука нигде не находила беспричинной свободы человека, а, следовательно, свобода всегда вызывает феномен скептицизма. Поэтому Кант делает всё возможное для того, чтобы никакая научная и философская критика не могли поколебать убеждения в свободе человека. (Свобода – это способность существовать и действовать, исходя из самого себя.)

Такое убеждение Канта развивает в своей этике («Критика практического разума»). Что такое «практическое»? В эту сферу своего учения Кант относит этику, учение о государстве и праве, философию истории и религии, антропологию. Этика – главная часть его учения, т.к. практический разум – это разум законодательствующий, создающий принципы и правила морального поведения, а практическое «есть всё то, что возможно благодаря свободе».

Кант поставил себе цель создать рациональную этику, т.е. теорию нравственных понятий, совершенно отличную от эмпирической этики. Именно размышления над антиномией свободы толкали Канта к его «критицизму». Эта теория нравственности должна была быть по отношению к предыдущим теориям тем же, чем является теоретическая механика для прикладной. Кант думал открыть основные законы нравственности не при помощи изучения человеческой природы и наблюдения над жизнью и поступками людей, а путем отвлеченного мышления.

Размышляя об основах нравственности, Кант пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга. Причем это сознание не вытекает ни из соображений о пользе (безразлично – для отдельного человека или общества), ни из чувства симпатии или благоволения, а представляет свойство человеческого разума. Разум же может создавать двоякого рода правила для поведения человека: одни из этих правил условны, другие безусловны. Например: если ты хочешь быть здоровым, веди умеренную жизнь – это условное требование. Человек, не желающий вести умеренный образ жизни, может пренебречь своим здоровьем.

вляется наше сознание долга.т пришел к убеждению, что такоц основой ия человеческоц природы и наблюдения над жизнью и поступка Такие предписания не носят в себе ничего безусловного, человек может выполнять их или не выполнять. К таким условным требованиям относятся все предписания поведения, основывающиеся на интересе, и такие условные веления не могут стать основой нравственности. Нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления ( = категорический императив). Таким категорическим императивом и является сознание человеком долга.

Подобно тому, как аксиомы чистой математики получены человеком не при помощи опыта (так думал Кант), так точно и сознание долга с его характером обязательности имеет характер естественного закона и присуще уму всякого рационально мыслящего существа – таково свойство «чистого разума».

Конечно, человек никогда не повинуется вполне категорическому императиву. Важно то, что человек пришел к признанию этого императива помимо всякого наблюдения или внушения чувств, а как бы раскрыл его в себе и признал его высшим законом для своих поступков.

В чем же состоит моральный долг?

Долг по своей сущности – это то, что имеет абсолютное значение, а потому никогда не может быть только средством для чего-нибудь другого, но является, в то же время, и целью само по себе. Что же для человека имеет абсолютное значение и, следовательно, должно быть для нас целью?

По мнению Канта, «только одно на свете и даже вне его имеет абсолютное значение», а именно свободная и разумная воля. Все вещи в мире имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность сама по себе. Вследствие этого свободная и разумная воля, имея абсолютную ценность, и составляет объект нравственного долга. «Ты должен быть свободным и разумным»,- таков моральный закон.

Установив такой нравственный закон, Кант выводит далее первую формулу нравственного поведения. «Действуй таким образом, чтобы всегда признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством». Все люди одарены свободной и разумной волей, а потому они никогда не могут быть для нас средством. Идеал, к которому стремится нравственность, по мнению Канта, есть республика свободных и разумных человеческих личностей, республика, в которой каждая личность есть цель для всех других.

На основании этого Кант и определил нравственный закон:

«Поступай всегда так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим законом», или в другой редакции:

«Поступай так, чтобы в качестве разумного существа ты мог хотеть, чтобы твое поведение стало всеобщим законом», или, наконец:

«Действуй так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло быть также основой всемирного законодательства».

В противовес эвдемонистическим и утилитарным теориям нравственности, которые учили человека быть нравственным потому, что он найдет в нравственном поведении или счастье (теория эвдемонистов), или пользу (теория утилитаристов), Кант утверждал, что вести нравственную жизнь нужно потому, что в этом заключается требование нашего разума. Абсолютное уважение к личности составляло нравственное основание морали и права.

Из этих высоких требований проистекает критика Канта патерналистского государства. Такое государство относится к своим гражданам скорее как к малым детям, т.е. здесь нет высшей нравственной обязанности – уважения к праву других людей.

В своих работах «Метафизика нравов» (1797) и «Основа метафизики нравов» Кант показал, что патерналистское сострадание «верхов» является видимостью, обманчивым и нравственно не проясненным установлением. А во-вторых, оно вызывает «в низах» лишь неблагодарность, зависть и злорадство. Напротив, государство как «общественный договор» отменяет анархию и запрещает деспотию. Оно строится на уважении к правам других, вызывает «в низах» добросовестность, честность, точность в выполнении обязательств («контрактная этика» протестантизма).

(«Философия права») «Свободный тот, - писал Кант,- кто хочет сделать и все вокруг себя свободным». Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами! Библейское «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Кант переводит в ранг юридической рациональности: «Уважай свое право так же, как ты обязан уважать право других».

При этом моральную и правовую автономию личности философ выдвигает против идеи принудительного осчастливливания людей.

Кант ставит выше примат справедливости над состраданием ( = односторонней филантропией): сострадание, забывающее о праве других и справедливости ненадежно, беспринципно, а порой и развращающее.

Наконец, Кант прямо формулирует идеал гражданского состояния человека как его правовое состояние. Он говорит о: 1) свободе каждого члена общества как человека;

     2) равенстве его с каждым другим как подданным.

     3) самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

Т.о. речь идет об идеале правового государства – это:

1. права человека

2. законодательные гарантии сословного равенства

3. демократические права, или права активного гражданина.

Из этого вытекает «связка» «категорического императива» с идеей «правового государства»: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения была совместима с первоначальным договором, обеспечивающим само политическое сообщество людей на началах правозаконности».

В своих произведениях Кант постоянно призывает к отказу от обмана в общении и к отказу от насилия над чужой волей. Если же власть предержащие устанавливают антидемократический и антиреспубликанский (деспотический) режим, то народ, как суверенный источник права, имеет полное основание всеми доступными ему способами выступить против такого режима и государства.

И.Кант, как философ Просвещения, вслед за Лонном, Монтескье, Франклином дал классические формулировки принципов, которые до сих пор лежат в основе современных «цивилизованных» обществ:

1. суверенитета народа: государственная власть принадлежит исключительно народу в целом и лишь временно, по договору, передается избранным народом чиновникам;

2. общественного договора: власть рассматривается как продукт свободного и разумного договора между народами и избираемым им правительством;

3. разделения властей: для исключения злоупотребления власть должна быть разделена между различными, взаимно контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями – законодательной, судебной и исполнительной властями;

4. демократического участия всех граждан в осуществлении власти: каждый гражданин имеет равное с другими право избирать и быть избранным в органы государственной власти, имеет право влиять на создание и функционирование государства.

Только на основе права и справедливости человечество может продвинуться к ненасильственному объединению людей и установлению на Земле «вечного мира».

Более того, заглядывая в далекое будущее, И.Кант считает, что задача объединенного человечества будет тогда заключаться в облагораживании природы во всеобщем масштабе: «мир свободы,- писал философ,- должен иметь влияние на мир природы».

Эстетика И.Канта.

«Критика эстетических способностей суждения» И.Канта.

Аналитика прекрасного.

Прекрасное – «сайенс» и «гуманитес» = игра познавательных способностей. Царство науки и царство ценностей = различие между мыслью и переживанием.

I. «Красивый предмет вызывает удовольствие, свободное от всякого

интереса».

Так – эмоции – без потребности в материальности, витальности.

Полезное может быть красивым, но не наоборот.

II. Прекрасно то, что нравится всем

Со-переживание

III. Красота – это целесообразность предмета без представления о цели.

     Сначала делаем предмет, а потом оцениваем его.

IV. Прекрасное познается без посредства понятия ( = неосознанный уровень,

     личностное знание).

     Прекрасное – есть образ идеальной природы субъекта эстетической

      деятельности.

     Возвышенное – образ свободы субъекта.

Формализм эстетики И.Канта видится в его идеале – в орнаменте, но высшая форма эстетического для философа – поэзия!

 

Примечания.

  1.  И.Кант: только сущность объективна, а явление – субъективно.
  2.  И.Кант отверг общий критерий истины. Но это касается содержания знания. С формальной точки зрения критерий истины есть – это закон противоречия Аристотеля, хотя он и носит чисто отрицательный характер.
  3.  «Трансцендентальное единство апперцепции» - самосознание как совокупность всех восприятий.
  4.  «Апперцепция» - («к восприятию») – понятие, обозначающее воздействие общего содержания психической  деятельности, всего предшествующего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.
  5.  Для Канта рассудок в познании выполняет функцию мыслительного упорядочения, систематизации явлений, материала чувственности. Рассудок привносит форму в знание, но всегда носит конечный, ограниченный характер, поскольку конечно и ограничено содержание, порождаемое чувственным познанием.

Разум же – стремление найти бесконечное, безусловное и абсолютное, он

стремится к выходу за пределы конечности, конечного опыта. Однако, разум не достигает этой цели и впадает в неразрешимые противоречия – антиномии.

  

   




1. а Единство феноменов ldquo;бытиеrdquo; ldquo;знаниеrdquo; и ldquo;пониманиеrdquo;
2. Оператор технологических установок Слесарь технологических установок Машиниста насосов Пер
3. торговец XVIXVII вв
4. стать интересной для него целью
5. Холодное лезвие - технологии охлаждения DLADE-серверо
6. Вступ На даному етапі розвитку суспільства процес навчання здобуття освіти є необхідною складовою ф
7.  Задання параметрів
8. Пристенская основная общеобразовательная школа Валуйского района Белгородской области
9. Е.Н.Соловова отмечает что на современном этапе эти методы редко используются изолированно
10. Контрольная работа- Политический режим.html
11. тема и противосложения к этой теме
12. Дорог не подарок дорого внимание утверждает расхожая истина
13. Педагогика Курсовая работа Формы и методы работы учителя начальных классов с родителями
14. ІБ хворого Макроскопічне дослідження
15. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук5
16. Нелинейный метод начисления амортизации определяется статьей 259
17. Преступления против общественной нравственности- статья 2421 УК РФ
18. Классификация и применение гидротурбин
19. 1 Понятие исчисление национального дохода
20. Лекции по дисциплине ИСП и У л