У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Война и мир Андрея Болконского

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Особенность таланта графа

Толстого заключается в том, что он

не ограничивается изображением

результатов психологического

процесса: его интересует самый

процесс… его формы, законы,

диалектика души, чтобы выразиться

определенным термином.

Н.Г. Чернышевский.

Диалектика души - это художественный метод: писателем воссоздается психологический процесс в мельчайших подробностях. Таким методом в совершенстве владел Л.Н.Толстой. В качестве доказательства можно привести описание им развития души одного из героев романа "Война и мир" - Андрея Болконского.

Впервые встретив его в салоне А.Шерер, мы видим гордого человека, презирающего свет: "Ему все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть и слушать их ему было очень скучно". Андрей увлечен идеей наполеонизма, мечтает о своем Тулоне. Во время его разговора с Пьером мы узнаем, что Болконский разочарован в браке: "Никогда не женись, мой друг... а то ты ошибешься жестоко и непоправимо... пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам..." Взгляды Андрея на окружающий его мир уже во многом сформировались, и на войну он уходит со словами: "...эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне".

Мечтая о подвиге, князь обособляет себя от мира простых людей. Ему кажется, что история творится в штабах армии, ее определяет деятельность высших сфер. Ради минуты славы Андрей готов отказаться, отречься даже от близких, и когда во время сражения под Аустерлицем падает раненый знаменосец, Болконский подхватывает знамя и бежит впереди всех к своей мечте. Но в этот момент "как бы со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову". Лежа на земле, Андрей видит небо: "Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец". И Наполеон, по достоинству оценивший героический порыв, вдруг поблек и съежился в глазах князя: " ... так мелочен казался ... герой его ... в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом..."

В душе Болконского происходит переворот, и в родной дом он возвращается неузнаваемо подобревшим и смягченным, осознавшим мелочность и суету прежних желаний. Андрей пытается жить простой жизнью, наполненной заботами о хозяйстве, о родных, о маленьком сыне, но это дается ему с трудом. Пьера поражает потухший взгляд друга, и, пытаясь изменить суждения Болконского о жизни, он делает первый толчок к духовному возрождению Андрея.

По пути в Отрадное князь видит оголенный, корявый дуб и отождествляет себя с ним, однако на обратной дороге едва узнает позеленевшее и помолодевшее дерево. Его душу заполняют воспоминания ("все лучшие минуты"), и с каждым из них Андрей обретает новое, более полное и глубокое ощущение и понимание жизни, которая помогла ему открыть в себе неведомое. Именно поэтому он хочет во что бы то ни стало открыться миру, приобщить свое существование к общему.

Болконский попадает в круг Сперанского, где планы, проекты и программы летят поверх сложной и запутанной жизни, но встреча с Наташей на первом ее балу освежает и очищает душу князя. Он влюблен и, казалось бы, близок к счастью. Однако Наташа создана не для Андрея, и князь создан не для нее: в их отношениях нет желаемой полноты, нет предельного взаимопонимания. Болконский не может простить невесте ошибку.

Следующий важный этап в развитии души Андрея - Бородинское сражение. До него князь чувствует ожесточение против врага, не желает брать пленных. Его отношение к происходящему выражается словами: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни".

Накануне боя Андрею открывается, что исход зависит не от высших начальников, а "от того чувства, которое есть... в каждом солдате".

Тяжело раненый, Андрей приходит к выводу, что истинные отношения между людьми - отношения дружбы и братской любви.

В умирающем князе жизнь и смерть борются друг с другом. Борьба эта выражается в двух формах любви: одна - земная любовь к Наташе, вызывающая ненависть к Анатолю. Другая - идеальная любовь ко всем людям. Познавший последнюю не может жить на земле. Его место - в раю.

Итак, мы рассмотрели диалектику души Андрея Болконского, описанную Толстым. Можно с уверенностью сказать, что замысел автора (как можно более точно описать процессы, происходящие в душе человека) удался, и вряд ли кто-то смог бы осуществить его лучше, чем великий русский философ.

В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» – так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер – человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение – все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией – все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.




1. летнее мировое противостояние по социальноидеологическому признаку казавшееся всепоглощающей осью миров
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата ветеринарних наук КИЇВ
3. издательским советом Саратовского государственного технического университета Сарато
4. тематическое осмысление его результатов зародившееся еще в предыдущую эпоху стали в Новое время могучей ду
5. является философской сказкой о любви и ее проявлениях
6. з курсу ldquo;Риторикаrdquo; Визначення риторики як науки сутність зв~язок з супутніми дисциплінами
7. Тема 19 Теория управленческих решений
8. Модуль 3 Методы формы и средства воспитания Цели изучения- охарактеризовать понятия методы воспитания
9. Методические рекомендации для практических занятий Тема- Некроз
10. . ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ Осмотр места происшествия ~ это оперативноследственное мероприятие кото
11. Товарная реклама как элемент маркетинговых коммуникаций
12. Синергетика и мозг
13. Курсовая работа- Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации
14. Экология человека Экология человека как наука краткая исто
15. тебе туда твое время на земле прошл
16. .13 Неврология Сегодня первый день учебной практики по терапии
17. Лабораторная работа 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛОПОГЛОЩАЮЩИХ ЗАЩИТНЫХ ЭКРАНОВ Цель работы- оз
18. Курсовая работа- Государственный служащий, его права, обязанности, ответственность
19. Тема 1 Концепция бухгалтерской финансовой отчетности в РФ 10-4-4 Понятие и назначение бухгалтерской отч
20. Пермский государственный педагогический университет Кафедра дошкольной педагогики и психологии