а источник всего то из чего всё произошло
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
- Абсолютная истина (метафизика) - источник всего, то, из чего всё произошло. (неопровержимость истин в процессе развития познания)
__________
- Абстрактное мышление - мысленное вычленение одной какой-нибудь стороны, свойство явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.
__________
- Агностициз - направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта.
__________
- Антиномия (греч. антиномия - противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Кант использовал понятие «А.» в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно к-рому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:
1. Мир конечен - мир бесконечен.
2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого.
3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность.
4. Существует первопричина мира (бог) - не существует первопричины мира.
________
- Апостольские отцы Апо́стольские мужи авторы ряда раннехристианских текстов второй половины I и II века. Наименование «апостольские мужи» призвано продемонстрировать их прямую связь с апостолами. Сочинения апостольских мужей показывают отношение раннехристианской церкви к иудаизму иязычеству, содержат сведения о богослужениях и таинствах древней церкви, а также о жизни христианской общины того времени. Труды мужей апостольских были составлены на греческом языке, а затем переведены на латинский, сирский, коптский, эфиопский, армянский и проч..
____________
- Апологетика (греч. apologetikos - защищающий) - отрасль теологии. Цель апологетики - защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апологетика включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата веры над разумом. В состав апологетики входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий.
____________
- Апофатическая теология 1) (от греч apophatikos - отрицательный) - теология, разработанная Дионисием Ареопагитом и стремившаяся путем последовательного отрицания всех понятий, атрибутов и представлений, связанных с Богом, доказать его абсолютную трансцендентность (отрицание того, что он есть, а затем того, что его нет, позволяло доказывать его существование по ту сторону бытия) Дополнялась катафатической теологией.
2) теология, описывающая бога путем последовательного отбрасывания ("отрицания") всех относящихся к нему определений как несоизмеримых с его природой.
3) (греч. apophatikos отрицательный) специфичная для теизма парадигмальная установка теологии, фундированная презумпцией невыразимости Бога в позитивном знании.
_________
- Аскетика раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества.
______________
1. Действие, совершаемое автоматически, рефлек-торно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.).
2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное).
3. В немарксистской философской и психологической литературе термин Б. часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл к-рых определяется инстинктами и недоступен сознанию.
_________
- Богочеловечество понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Богочеловечество достаточно сложное понятие. Это и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства.
____________
- Бытие, философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
___________
- Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
_____________
- Всеединство внутреннее органическое единство бытия как универсума. Философский термин.
Идея всеединства была представлена во многих философских концепциях, начиная с древнегреческой натурфилософии.
Всеединство является центральной идеей такого направления в русской философии как метафизика всеединства.
Основателем этого философского течения стал русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв. Продолжателями его идей стали Сергей Трубецкой и Евгений Трубецкой,Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Лев Карсавин, Семён Франк и некоторые другие.
Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.
___________
- Герменевтика: теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»);
направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
__________
- Гипотеза предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она фальсифицируема, т.е. может быть опровергнута. (Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений).
_______________
- Гуманизм (лат. humanus - человечный) - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как лич-ности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.
________________
- Гносеология - раздел философии, в котором анализируются природа и возможности знания, его границы и условия достоверности (наука о знании).
________________
- Гносеологический оптимизм акцентирует победы познания над хаосом незнания, океаном невежества. Так, уже классик античной философии Аристотель создал целую науку логику, которая формулирует правила и законы доказательного, последовательного мышления (сочинения, объединённые общим названием “Органон” инструмент, способ познания). Интеллект, разум, по Аристотелю, главные преимущества человека над животными. с точки зрения гносеологического оптимизма человеческое познание в принципе, в конечном счете правильно отражает мир и руководит его преобразованием. Власть разума над природой и обществом будет расти.
_____________
- Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
________________
- Диалектическое отрицание - движущее начало всякого развития (Старое не просто отбрасывается и уничтожается, но "снимается", сохраняется в новом качестве).
________________
- Движущие силы развития общества - существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов.
_______________
- Дуализм (лат. два) - философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом Д. часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму.
_________________
- Диалог (греч. первоначальное значение разговор, беседа двух людей. Тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками. В диалоге собеседники демонстрируют осмысленную связь высказываний в совместном рассуждении. В античной философии диалог является особой литературной формой, в которую облекался диалектический процесс поиска (рождения) истины. ДИАЛОГ (греч. dialogos - беседа) - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.
_________________
- Дедукция (лат. выведение) - один из осн. способов рассуждения умозаключения; и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер
______________
- Диалектическое противоречие - наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве.
______________
- Западничество сложившееся в 1830-х1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов ипочвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский,А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш , К. Д. Кавелин.
______________
- Заблуждение - уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение.
________________
- Закон внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
____________
- Интерпретация - термин многозначен (имеет несколько значений):
________
- Интерпретация (юриспруденция) «перевод» адвокатом, судьей, комментатором специальных выражений, в которых сформулированы нормы законов, на «общежитейский» язык; также, рекомендации по применению этих норм.
__________
- Интерпретация (искусство) индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора): интерпретация роли актёром, интерпретация музыкального произведения пианистом и т. п.
____________
- Интерпретация (методология) совокупность значений (смыслов), придаваемых так или иначе элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в случаях же, когда «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.).
_______________
- Интерпретация покомандное выполнение исходного кода программы интерпретатором без предварительной компиляции.
_________________
- Интерпретация (психоанализ) центральный этап «техники психоанализа» (предшествующий этап обнаружение проблем; следующий проработка).
______________
- Императив (лат. imperativus) требование, приказ, закон. С появлением кантовской «Критики практического разума» императив это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).
Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.
Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».
_______________
- Имманентное - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность). Термин «И.» по своему смысловому значению исходит ог Аристотеля; в его буквальном значении впервые стал применяться в средневековой схоластике. Совр. понимание И. было дано Кантом. И. в отличие от трансцендентного обозначает пребывание ч.-л. в самом себе. И. критика - критика идеи или системы идей, исходящая из собственных предпосылок этой идеи или системы; И. история философии - идеалистическое рассмотрение философии как процесса, определяемого исключительно своими собственными законами, исключающее влияние на эволюцию философской мысли экономики, классовой борьбы, различных форм общественного сознания.
____________________
- Интуиция - Способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильное решение.
______________
- Идея (греч. idea - буквально: «то, что видно», образ) - философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория «идея» употребляется в различных смыслах. Когда идея рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: 1) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) «смысл» или «сущность» вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм).
_______________
- Индукция (от лат. Inductio выведение, приведение аналогичных примеров чего-либо) умозаключение, в котором посылки лишь подтверждают заключение.
_________________
- Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.
______________
- Идеализм философская концепция, утверждающая, что физические объекты не существуют вне сознания, независимо от сознания, т.е. вне их восприятия и мышления о них. У человека нет возможности судить о существовании внешнего мира кроме использования своего сознания как средства обращения к физическому миру. То, что существует, существует не только посредством сознания, но и в сознании. Поэтому, чтобы всякое физическое тело было воспринимаемо для человека, оно должно существовать как идеальное.
_______________
- Идеальное - субъективный образ объективной реальности, возникающий в целесообразной деятельности человека, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 21).
__________________
- Космология (греч. kosmos - вселенная, logos - слово, учение) раздел астрономии, наука о вселенной как едином связном целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области вселенной как части этого целого.
___________
- Категории (греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
_______________
- Катафатическая теология 1) (от греч kataphatikos - утвердительный) - положительное богословие, описывает Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений. К. т. - богословская система, допускающая возможность познания Бога по плодам Его творения и результатам вмешательства в дела сотворенного им мира
2) (от греч. kataphatikos - утвердительный) (положит. теология), описывает Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений (в отличие от апофатической теологии).
____________
- Логос (греч. 1ogos - слово, мысль, разум, закон) - термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.
_____________
- Ложь - утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно.
_____________
- Мифология (греч. Повествование, сказание и учение, слово).
1. Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.
Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества.
2. Наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.
______________
- Материализм философская теория, доказывающая, что все существующее имеет только физическую природу .
______________
- Монизм (греч. один, единственный) - философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало, материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д.
- Механицизм - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.
________________
- Метафизика (от греч.: то что после физики) философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.
В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
_______________
- Метафизика философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В новое время возникает понимание метафизика как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
________________
- Метод систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
_______________
- Методология - учение о методах, методиках, способах и средствах познания.
_____________
- Наука сфера человеческой деятельности , направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Наука - необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой - сперва очень малочисленной группы людей.
_______________________
- Объективный - принадлежащий объекту или определяющийся им. В применении к реальным объектам это понятие означает, что предметы, свойства и отношения существуют вне и независимо от субъекта.
_________________
- Под Онтологией, или «первой философией», в домарксистской философии понималось учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов. Онтология учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
_____________________
- Объект (лат. objectum предмет) философская категория, если определять её в пределах эпистемологии, выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания) предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта(наблюдателя). В качестве объекта может выступать и сам субъект, в качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.
Субъект (лат. subjectum-подлежащее, от subjicere - подвергать) индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект.
________________
- Отцы Церкви 1) Отцы Церкви (греч. в Православии Святые Отцы) почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических),иерархической
организации, и богослужения Церкви.
2) основоположники христианской церковной доктрины, действовавшие во 28 вв. Решающее влияние отцы церкви оказали на формирование отношения христианской церкви к евреям, когда христианство в полемике с иудаизмом отстаивало свою самобытность и адаптировало еврейскую Библию (у христиан Ветхий завет) к своему вероучению.
_____________
- Объективация (от лат. objectivus - предметный) - опредмечивание, превращение в объект; мыслительный процесс, посредством которого ощущение, возникающее как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта.
_____________
- Объективный идеализм одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание - «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д.
______________
- Объект познания - то, на что познание направлено.
_____________
- Ощущение - психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
______________
- Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию.
_______________
- Объяснение - функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай.
_______________
- ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). О. не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная.
_______________
- Объективные и субъективные факторы истории - двоякого рода условия общественного развития. Под О. ф. понимаются такие условия, к-рые независимы от людей и определяют направление, рамки их деятельности. Таковы, напр., природные условия, достигнутый уровень производства, исторически назревшие задачи и потребности материального, политического, духовного развития.
_________________
- Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина труднодостижима. (Можно только приближаться к абсолютной истине, по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Разновидность - правда).
________________
- Понимание психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу. (В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как результат смыслового восприятия речевого сообщения).
______________
- Проблема в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.
_________________
- Парадигма совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.
_______________
- Противоречие категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. П., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего П., единства внутреннего и внешнего П. отличает виалектику от метафизики.
__________________
- Практика - целесообразная и целенаправленная деятельность.
_________________
- Понятие мысль, которая выделяет из определенной предметной области и обобщает в класс объекты посредством указания на их общие и отличительные признаки.
________________
- Панлогизм (греч. все и учение, слово, мысль) - объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно к-рой все развитие природы и об-ва является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи.
________________
- Пантеизм (греч. все и бог) - философское учение, согласно которому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. П. растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Термин введен Толандом (1705).
_______________
- Плюрализм (лат. множественный) - концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.
_____________
- Противоположность - категория, выражающая одну из ступеней развития противоречия. Противоположность, как и различие, могут быть внешними и внутренними. Внешняя противоположность есть крайняя степень неодинаковости в чем-то сходных, но внутренне не связанных друг о другом сторон, вещей, процессов и т. д. Напр., окраска двух столов - черного и белого - противоположна, но она не связана необходимо с существованием столов в качестве столов и для этих последних является внешним. Внутренняя противоположность (как и внутреннее различие) предполагает наличие внутренней, необходимой связи, внутреннего единства противоположных сторон, вещей, процессов и т. д.
_______________
- Предмет - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.
_____________
- Представление - вторичный образ, воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие.
_____________
- Религия (лат. благочестие, святость) - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных. Научный анализ религии исходит из того, что она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культовых действий, а в классовом обществе представляет собой систему религиозных учреждений, объединяющих профессиональных служителей культа.
_____________
- Рационализм учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть, почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.
_____________
- Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
________________
- РЕФОРМА(от лат. reformo преобразовываю) структурное преобразование в об-ве (в общественных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо в интересах сохранения основ данного строя, либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ.
____________
- Революция в науке период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
_______________
- Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
_____________
- Субстанция (лат. сущность) - объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное).
______________
- Самосознание - выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
____________________
- Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бъггия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано о языксш, к-рый так же древен, как и С.
________________
- СВЕРХСОЗНАНИЕ разновидность неосознаваемого. Это эмоциоиальнообразная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций.
__________________
- Сущее существительное образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть». В философии сущее рассматривается в двух аспектах со стороны своей определенности, сущности и со стороны своего существования, бытия. Иногда сущее сводят к понятию сущность, поскольку сущность есть то, что ум постигает в сущем как его определенность.
________________
- Славянофильство литературнофилософское течение общественной мысли, оформившееся в 40х годах 19го века, представители которого утверждают особый тип культуры, возникший на духовной почве православия, а также отрицают тезис западников о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
__________________
- Софизм 1) ошибка в рассуждении, совершенная умышленно; 2) рассуждение, в котором имеется ошибка, построенное таким образом, чтобы ошибку трудно было обнаружить.
______________
- Соборность понятие, которое, по определению А.С. Хомякова, «выражает идею собрания, необязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве.»
_____________
- Сотериология церковное учение о спасении, понимаемом как обретение праведниками "вечного блаженства" в загробном мире.
___________________
- Субъект познания - наделенный сознанием человек, включенный в систему социо-культурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекту.
__________________
- Сенсуализм - направление в теории познания, признающее чувственный опят единственным источником достоверного познания.
_________________
- Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.
_________________
- "Снятие" - заключает в себе момент отрицания, но не сводится к нему: оно утверждает всязь, единство вещей и явлений.
__________________
- Социум Общество 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.
Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта. Общество это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда.
__________________
- Социальная философия раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
_________________
- Социальное Противоречие - взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
_______________
- Социалистическая революция - коренное качественное преобразование об-ва, знаменующее переход от капитализма к социализму. С. р. заменяет основанные на частной собственности производственные отношения господства и подчинения отношениями сотрудничества и взаимопо-. мощи и ликвидирует тем самым эксплуатацию человека человеком. Основы теории С. р. были заложены Марксом и Энгельсом, к-рые открыли законы общественного развития и доказали, что С. р. является закономерным результатом развития об-ва, обосновали всемирно-историческую миссию рабочего класса, доказали необходимость установления диктатуры пролетариата для построения социализма.
________________
- Система (греч. составленное из частей, соединенное) - совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
______________
- Теория учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
___________
- Текст в общем плане связная и полная последовательность символов. (Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности).
__________________
- Транцсендентальный (лат. переступать) - в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три осн. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство - отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину - сопоставление бытия с бесконечным духом, или умо-постигаемость бытия в божественном разуме; благо - сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей.
________________
- Трансцендентный (лат. переступать) - термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, к-рый считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир «вещей в себе». С др. стороны, по Канту, поведение человека диктуется Т. нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).
_______________
- Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.
_________________
- Теория познания, или гносеология, - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
______________
- Философия (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.
______________
- ФОРМАЦИЯ, формации, жен. (лат. formatio - образование, вид).
Определенная ступень, стадия в развитии чего-нибудь; тип, структура чего-нибудь (напр. общества), присущие данной ступени, стадии развития (научн.). «…Маркс… впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.» Ленин. Общественно-экономические формации. Феодальная формация.
Система взглядов, душевный склад (книжн.). Человек иной формации. Люди новой формации.
Совокупность геологических отложений, пластов одного периода (геол.). Прибрежная формация.
______________
- Христология (от греч. Χρίστος - Христос и λόγος учение) учение о Христе, богословское истолкование личности и жизни евангельского Иисуса из Назарета.
________________
- Цивилизация (лат. гражданский, государственный) - совокупность материальных и духовных достижений об-ва.
_____________
- Эмпиризм (греч. опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гобс, Локк, Французский материализм 13 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.
____________
- Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
________________
- Эсхатология (греч. последний и учение, слово) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе Э. лежат древн. представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам.
__________________
- Экзегеза (от греч. exégésis толкование),
1) филологич. истолкование древних текстов, главным образом античных.
2) Трактовка, толкование канонических религиозных текстов, главным образом Библии и Корана.
_______________