Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Понятие человека и общ-ва
I. Понятие человека
Человек - субъект общест-истор. процесса развития материальной и дух. культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодоря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов)
II. Понятие общества
Многообразие понятия общества Обще ство - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество)- круг людей, объединенных общностью положения, интересов, происхождения (дворянское общество)- добровольное объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество)- та или иная Среда (дурное общество)- узкий круг людей дворянской Среды (бывать в обществе)- все человечество
Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т.е. способная к самовоспроизведению группа людей.
III. Общество, как особая часть материального мира
1. Отличие общества от природы
Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы.
2. Общество - динамическая система
Система меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество
Подсистемы:
Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по производству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта. Политическая сфера - управление - деятельность по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность по производству духовных благ (знаний).
Элемент - ?
Требования к элемнту:
1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни);
2. Элементарность элемента (недилимость элемента в рамках нач. опред. системы);
Элементы общественной жизни:
1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения бывают между двумя субъектами.
4. Духовные значения (идельный мир)
Иделаьно существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности.
Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни.
IV. Понятие общественного прогресса
Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному.
Главная проблема - проблема критерия.
Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности; критерий в развитии производителя.
Интегральный критерий - рост социальной свободы.
I. Ранние формы религии (формы первобытных верований).
1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестетственные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.
2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.
3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах:
а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем.
б) само воздействие
Целевое назначение
1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное
4. Анимизм (лат анима -душа) - вреа в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки).
5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку.
II. Миф, как попытка объяснить мир и человека.
1. Мифология употребляется в двух смыслах:
а) собрание мифов; б) наука о мифах
Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).
2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия.
3. Типы мифов.
- о животных и растениях
- о небесных явлениях
- космогонические и антропогонические
- креационистские (креационизм - акт творения)
- эволюционистские (постепенное развитие мира)
- эсхатология (мифы о конце света)
- о происхождении рождения и смерти
- мифы о великом потопе
- о непорочном зачатии
- об умерающем и воскресающем боге
- о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни
- искусственные мифы
4. Специфические черты мифологии
1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях 3. Антропоморфизм (очеловечевание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идиализаций.
7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т.е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.
III. Религия о человеке и обществе.
1. Структура религии
Религия - святыня, набожность, предмет культа (латю.)
Включает в себя:
1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов)
2. Религиозный культ - совокупность особых действий
Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный - просьба.
Элементраные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения.
Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы.
3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой.
2. Атеизм и религия.
Атеизм:
1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы преобретают форму неземных. (Энгельс)
2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях.
3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов.
4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).
Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.
Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировозренческая, регулятивная, интегрирующая.
Религия:
1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком.
2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведующий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им.
3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т.е. к Богу, данное человеку от природы.
4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности.
3. Классификация религии
1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые:- буддизм, ислам, христианство: - православие, католицизм, протестаноство
Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н.э.
Ислам - 7 в. н.э., основатель Мухамед
Христианство 1 в. н.э.
Учение Платона о человеке, обществе и государстве
1. Определние философии
а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (?)
В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)
б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться?”
в) Сов. философия: “Ф-фия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания.”
г) Итоговое определение: “ Ф-фия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.”
д) Осн. вопрос ф-фии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного.”
1) Что первично - материальное или духовное?” 2) Познаваем ли мир?
В зависимости от решения осн. вопроса ф-фы делятся на- материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов.
2. Ф-фия Платона.(4-5 до н. э.)
Ученик Сократа, основатель афинской ф-ой школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи.
Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей- изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.
Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса.
Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям.
3. Учение о чел., общ., гос-ве.
Гос-во- совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида гос-ва:
-демократия, тирания, олигархия, темократия.
Платон предлагает модель идеального гос-ва: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели.
3) 3 сословия:
разумная часть - мудрость - правители-ф-фы.
яростная (волевая) - мужество - воины.
вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы.
Такое гос-во справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.
4. Социализм Платона:
Частн. собств.- источник соц. зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство гос-ва. Соц-зм Платона носит казарменный х-р. Ф-фы не имеют не только частной, но и личной собств-и. Живут вместе, столовываются тоже вместе. Вознаграждение - продовольствиею Упразднение семьи. Гос-во счастливо вцелом, а не в отдельных частях.
Аристотель о человеке, общ. и гос-ве.( IV век до н. э.)
Аристотель - выдающийся др.-греч. мыслитель, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.
1. Ф-фские взгляды.
1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже.”
Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является.
2) Определение ф-фии (см. выше)
3) Аристотель о сущности: В центре ф-фских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.
4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир вцелом:
а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения.
4 причины - материальная (из чего?), формальная (что это есть?), движущая (откуда начало движения?), целевая (ради чего?) - бог.
Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом.
2. Аристотеля
Человек - единство души и тела. От прочих животных он отличается тем, что имееет сознание о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Душа - сущность тела.
Три вида душ:
растительные - минимальное жизненное начало, способность к питанию и росту.
животные - способность к ощущению
разумные - способность к рассуждению и к размышлению.
Человеческая душа:
1) Неразумная часть человеческой души : растительная, животная
2) Разумная часть: рассудок (практический ум, направленный на деятельность на цель), разум (созерцательный или теоретический ум)
3. Аристотель о гос-ве.
Политика - это область практического разума. Четыре добродетели: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность.
Цель политики - достижение общего блага (справедливости). Государство - это форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством (порядок властей и законы). Политическое устройство включает в себя 3 части: административную, ззаконодательную, судебную.
Главное в гос-ве - гражданин. Граждане - те, кто исполняет воинскую, адмистративную, судебную и жреческую ф-ции.
Формы политического устройства:
1) правильные - царство (монархия), аристократия, полития (республика с воинским народовластием )
2) неправильные - тирания, оллигархия, демократия.
Назначение гос-ва.
Гос-во служит общему благу и счастью. Гос-во: 1. существенная часть (правители и войны). 2 несущественная, но необходимая (землевладельцы, ремесленники, купцы). Обе части составляют только греки; варвары и рабы выносятся за пределы гос-ва.
Французские просветители о человеке и обществе XVIII век.
Просвещение:
- выход человечества из состояния младенчества (Кант).
- становление разума, разрывающего религиозные оковы.
Просвещение начинается с рассмотрения социальных и нравственных вопросов: как победить зло ?
Вольтер Франсуа Мари.
Основные положения работ:
антиклерикализм - антицерковность.
деизм - Бог мировой разум, создающий особый механизм - природу, дает ей законы развития , сообщает ей движение, а затем уже не вмешивается в ее существование.
критика провиденциализма. История - это не проявление воли бога, а творчество самих людей.
критика феодализма и деспотизма. Вольтер - сторонник просвещенной монархии.
Вольтер о нравственности.
Нравственность не нуждается в боге, есть другая основа нравственности - человеческий разум. Стремление к счастью - вот фундамент морали. Разумный человек , имея в виду собственное счастье, должен строить свои отношения с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они строили свои отношения с ним. Для властителей и для народа религия необходима. Лишь она может обеспечить нравственность в народной среде и удержать властителей от деспотизма. “Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать”.
Шарль Луи Монтескье.
Онователь географического детерминизма. Природа подчинена законам, следовательно законам подчинена и история. Исторические законы коренятся в человеческом разуме, в идеях законодателей, но законодатель должен учитывать всевозможные условия, при которых складывается человеческое общество, а главное условие - это географическая среда.Различные типы общественного устройства определяет географическая Среда, которая неправомерно абсолютизируется.
Монтескье различает 3 формы правления:
1) деспотическая - не подчиненная никаким законам
2) монархическая - монарх подчиняется законам
3) республиканская.
Географическая Среда: климат (жаркий, умеренный, холодный) , почва (плодородная, неплодородная), величина территории (большая, средняя, маленькая).
Климат определяет психологию человека. Жаркий климат порождает аппатичных, ленивых, изнеженных, покорных, пророчных людей. Северяне энергичны, воинственны, храбры и свободолюбивы.
Географическая Среда формирует психологию, а она в свою очередь форму правления. Деспотизм неизбежен и для очень холодных стран особенно если они велики по размерам и имеют плодородную почву. Монархическое правление характерно для умеренного климата, для средних гос-в. Республиканское свойственно маленьким странам. Деспотизм основывается на чувстве чести, а республика на чувстве долга.
Жан Жак Руссо.
1) Руссо о социальном невенстве и способах его преодоления.
Два вида неравенства: социальное (плод общественного развития). физическое (неустранимо)
3 ступени общественного развития:
1. естественное состояние - естественное равенство (все люди равны; частная соблственность отсутствует; люди живут обособлено и нравственно они не испорчены).
2. Гражданское состояние характеризуется общественным неравенством. Экономическое развитие, сближение людей и появление частной собственности ведут к возникновениюнеравенства: бедные и богатые, господствующие и подвластные, рабы и господа.
3. Общественное равенство, которое обеспечивает гос-во в качестве царства разума. (граждане объединены, но свободны; каждый обладает небольшой частной собственностью. Власть принадлежит народу)
2). Теория общественного договора.
Теория договорного характера общества и гос-ва. В соответствие с этой теорией люди добровольно заключают соглашение о том типе общественного устройства, в которм они хотели бы жить.
3) Педагогическая концепция Руссо
В основе концепции так называемое естественное воспитание, т.е. воспитание согласное с природой, основанное на труде и на сочетании умственного и нравственного развития. Предполагает: свободу, цельность, гуманизмЯ, самостоятельность и индивидуализм.
Гегель(1780-1831)
1) Филисофские взгляды Гегеля.
Философия Гегеля - объективный идеализм, т.е. действительность по Гегелю - есть продукт саморазвития абсолютной идеи или мирового духа (бога). Абсолютная идея - процесс мышления, содержащий в себе все богатство бытия. Процесс мышления никому не принадлежит, пребывает вне материи, вне времени и вне пространства.Абсолютная идея - это само себя мыслящее мышление.
Самопознание: субъективное и объективное.
Мир существует и развивается по законам разума, но разум пребывает не вне мира, а внутри мира, как внутреннее содержание мира.
Логика - учение о сущности вещей.
Филисофская система Гегеля:
1)Логика - изучает идею в чистом виде. Или абсолютная идея в себе и для себя. Ступени самопознания: бытие, ничто, становление, качество, количество, тождество, различие, необходимость, случайность, возможность, действительность.
2).Философия природы - абсолютная идея, познав свое содержание в чистом виде, решает себя в виде природы. Ступени: механика, физика (свет, тепло), органика (ботаника, зоология, геология), механика (пространство, время, небесные тела, движение)
3) Философия духа - включает: человеческое сознание, общественное созн, индивидуальное созн, субъективный дух (антропология, психология, фенанология), объективный дух (гос-во, право, нравственность), абсолютный дух (искусство, религия, философия).
2). Гегель об истории.
История человечества - это процесс сознания свободы. Свобода составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно на протяжении тясачелетий познается.
Мировая история состоит из 3 эпох:
1. Восточная эпоха: человек, не осознал, что его сущность свобода . Все - рабы.
2. Античный мир: часть людей осознала свою свободу.
3. Германская (христианская): все свободны, но высшее воплощение свободы - государство, т.к. гос-во является высшим воплощением разума.
Славян считал народами не имеющими исторического будущего.
3). Гегель о гражданском обществе.
Гегель помещает гражданское общество между семьей и гос-вом. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями. Это общество не зависит от гос-ва, но взаимодействует с ним.
Марксизм о человеке и обществе.
У истоков марксизма Маркс (1818-1883) и Энгельс (1820-1895).
С именем Маркса связано 2 открытия: 1845 - материалистическое понимание истории
1857 - открытие прибавочной стоимости.
Философия марксизма:
Учение марксизма:
1. Философия
2. Политэкономия
3. Научный коммунизм.
Предшественники марксизма: французские материалисты XVIII века Фейербах, Гегель. Самое главное: Маркс не остановился на материализме XVIII века и Фейербаха. Он связал материализм с диалектикой Гейгеля. Диалектика - учение о развитии.
Главное положение: Действительность во всем богатстве ее содержания есть результат саморазвития материализма.
Маркс довел материализм до логического конца, распространив его на познание человеческого общества.
1 открытие Маркса или материалистическое понимание истории - есть ни что иное, как схематическое описание истории и структуры человеческого общества (исторический материализм)
Главное в обществвенной жизни - это производство. Маркс вводит понятие общественно-экономической формации - общество, взятое в единстве способа производства политической и идеологической надстройки.
5 общественно-экномических формаций:
1) первобытный строй
2) рабовладельческий строй
3) феодализм
4) капитализм
5) социализм
Политическая экономия Маркса связана со вторым открытием Маркса (открытие прибавочной стоимости).
Предшественники Маркса: Адам Смит и Давид Рекардо.
В капиталистическом обществе господствует производство товаров, того, что предназначено для продажи. Товар обладает двумя видами стоимости: потребительская стоимость, меновая стоимость
Совершенно разные вещи потому меняются друг на друга, что все они продукты человеческого труда. Общее в товарах - абстрактный человеческий труд. Величина стоимости определяется кол-вом обществено необходимого труда или кол-вом общественно необходимого для производства данной вещи рабочим временем.
Простое товарное обращение:
Товар-Деньги-Товар
Формула капитала:
Д1-Т-Д2 Д1<Д2
Возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот Маркс называет прибавочной стоимостью.
Д1-Д2=прибавочная стоимость.
Прибавочная стоимость не может возникнуть из прибавки к цене, ибо речь идет о массовом общественном явлении - чтобы получить прибав. стоимость нужно найти на рынке такой товар, который обладал бы особым свойством быть источником стоимости - этот товар - рабочая сила. Владелец денег покупает рабочую силу по ее стоимости, а затем он вправе потреблять ее, т.е. заставлять трудиться . Часть раб. времени окупает себестоимость раб. силы. По мере развития капитализма, пр-во сановится все более общественным, а присвоение остается частным. Растет противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения. Это противоречие разрешается социалистической революцией.
Научный коммунизм.
Предшественники Маркса - социалисты-утописты Фурье, Оуен, Сон-Симо.
Частная собственность есть зло, но только тогда, когда существует общественное разделение труда, или пожизненная прикованность человека к тому или иному виду деятельности. Буржуазное общество в своих недрах взращивает своего могильщика. Пролетариат в процессе классовй борьбы осознает себя как класс и осуществляет свою великую историческую миссию - освобождает себя и совершает социальную революцию.
Классовая борьба социалистическая революция диктатура пролетариата соц. преобразования (обобществление средств пр-ва, осуществление распределения по труду, культурное строительство).
Первая ступень коммунизма - социализм.
Вторая ступень - полный коммунизм. Распределение по потребности. Отмирание гос-ва.Стирание классовых различий. Стирание различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Воспитание нового человека.
Марксизм о человеке.
Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидуму. Человек - совокупность всех общественных отношений, т.е. человек - продукт общества ( данной эпохи, обстоятельств)