У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительным и не всегда успешным

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Теории происхождения государства

Государство есть центральный интегрирующий общество институт, организующий совместную жизнь населения на определённое территории и обеспечивающий там порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.
Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительным и не всегда успешными теоретического обоснования источников его возникновения, его отличительных черт, социального назначения и перспектив развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом. И только в 16 веке, благодаря работам Н. Маккиавелли, впервые появился термин stato (status – положение), то есть «государство», для особой, отличной от общества структуры власти.
Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функции и назначения отразились и на объяснении причин его происхождения.
Начнём с Древних времён. В частности в Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения.  Аристотель считал, государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но государство является высшей формой общения. Государство - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.
Платон также считал, что причиной возникновения совместной общественной жизни и государства является наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность”- пишет Платон.
Помимо этого, господствовали божественные теории происхождения государства:

  1.  Древнегреческая теория рассказывает о том, что государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Между прочим, сам Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).
  2.  Древнекитайская теория гласит, что волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба.
  3.  По древнеиндийской теории бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай, традиции (риту). Он же и поддерживает этот порядок

Отголоски традиций этой теории и сохранились до Новейшего времени -напрмиер, японские власти во время Второй мировой войны широко использовали мифологические идее, что внук Богини Солнца и потому умереть за избранного Богом монарха есть высший религиозный долг.

В Средние века широкое распространение получила теологическая теория. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.
Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (
Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).
Во всех религиях отстаивается идея
богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя:
"Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".
Суть
 теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

  1.  вечны, незыблемы и святы;
  2.  их возникновение и упразднение не зависит от человека;
  3.  являются выразителями воли Бога на земле.

     Теологическая теория призывает:

  1.  принять государство и власть как данность, полученную свыше;
  2.  признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
  3.  полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Новое Время ознаменовалось совершенно новой трактовкой происхождения государства, которая получила название договорная теория. Она находилась в совершенной оппозиции «божественному праву королей», к этому обязывала эпоха (Английская революция 17 века, Великая французская революция и т.д.). В самом общем виде эта теория утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют определённые обязательства, возникшие в период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определённые полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государство, если оно  не служит их целям. В частности, вот несколько примеров договорных теорий:

  1.  Томас Гоббс, английский философ, считает, что догосударственное (естественное) состояние есть  «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.
  2.  Другой английский философ Джон Локк пишет, что либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством — это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.

Самой существенной теорией Новейшего времени является марксистская теория происхождения государства. Забавно, что основные её положения изложены в трактатах Энегльса и Ленина.
Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.
В свою очередь Ленин в своём походе к государству делает акцент на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.

Хотелось бы привести ряд других необычных теорий происхождения государства:

  1.  Инцестная. Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс).
  2.  Спортивная. Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)
  3.  Диффузная. Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

  1.  Специализации. Государство  -   это  результат  возникновения   специализации   в  сфере управленческой (политической специализации),  которая  имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией).

В заключении хотелось бы отметить, что каждая из теорий являет собой и недостатки и преимущества, потому однозначно судить о происхождении государства трудно, даже беря во внимания божественные теории происхождения. Также видно, что зачастую эпоха и существующая ситуация диктуют свои «варианты». Важно то, что различные теории ставят различные вопросы о источниках, причинах, характеристики происхождения государства, а это очень важно в этом многовековом процессе изучения данного феномена.




1. основные концепции исторического развития Циклическая линейная формационная цивилизационнаяформации
2. . Введение 2. Состав сточных вод и основные методы их очистки 3
3. МОДУЛЬ 1 Общая и специальная неврология название модуля Содержательный модуль 5 Заболевания п
4. Особенности экономического положения народов мира
5. Тема- Ассортимент технология приготовления оформление пирогов из дрожжевого теста Студентка - Логин
6. История возникновения и развития города Северодвинск
7. -Черевний 2-Лоханка 3
8. темах розглядаються як один з інститутів цивільного права і мають назву недоговірних зобов~язань або делікт
9.  Отсутствие звука
10. Адсорбция поверхностно-активных веществ (ПАВ).html
11. 1 Дешифратор туралы ~~ым ж~не оларды сипаттаушы функциялар 4 1
12. Реферат- Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом
13. Английский язык
14. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Ричард Бах Чайка по имени
15. Роды и виды живых существ
16. .5 Отношения собственности как фундаментальные правила игры.
17. Ethos яке означало місце перебування спільне житло.
18. Культурология
19. на тему- Формирование тарифных систем Выполнила- студентка группы 359 Кротенок Ю
20. Республика Алтай - субъект Российской Федерации