Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Сочинения на лингвистическую тему
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2013
Вариант 1
(1)Говорят, что самые непримиримые недруги это бывшие друзья, сказала нам однажды наша дочь Оля. (2)Я убедилась, что это так.
(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! поясняла Оленька. (5)Или Болконских».
(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи. (7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную
папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
(13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
(17)Неожиданно всё изменилось.
(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.
(22)Я не нашла для Люси́места в зале, рассказывала в тот вечер Оля. (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».
(31)И что же дальше? спросила я дочь.
(32)Ну и мерси, дорогая Люси́! в рифму пошутила Оленька. (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
(34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
(35)Не нашла места в зале? задумчиво произнесла я. (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце... (По А. Алексину)
C2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культураречи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
Известный лингвист С. И. Ожегов утверждал: « Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое ( то есть наиболее выразительное ) и наиболее уместное ( то есть самое подходящее для данного случая ) ». Это высказывание я понимаю так. Высокая культура речи заключается в умелом использовании всех возможностей прежде всего русской лексики: употребление слов в переносном значении, стилистические возможности эмоционально-оценочных слов, книжных, разговорных, устаревших… Правильно используя ресурсы нашего богатейшего языка, можно точно, доходчиво и уместно сформулировать любую мысль. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту Анатолия Алексина.
Так, например, в предложении 1 используются антонимы («недруги», «друзья» ), помогающие создать контраст, привлечь внимание читателя к проблеме истинной дружбы.
А в предложениях 6, 19, 20 используются книжные слова ( «чтили», «предрекали» ), которые в речи рассказчика выражают иронию по отношению к Оленьке, главной героине, и её кумиру художнику.
Таким образом, мы убедились в том, что высокая культура речи заключается в умении использовать все ресурсы русской лексики для выражения своей мысли.
Вариант 2
(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы отказаться от одного ради другого.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёнька увидел въезжающий с дороги велосипед.
(22)Не говори ему ничего, сжимая холодную руку подруги, быстро
сказал Лёня. (23)Слышишь меня?..
(24)Слышу, прошептала Динка, и губы её дрогнули. (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)
C2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».
Известный лингвист И. Г. Милославский утверждал: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Эти слова я понимаю так. Повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания используется для акцентирования внимания читателя на важнейших, по мнению автора, словах. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту В. Осеевой.
Так, например, в предложении 1 используется повтор слова «вспомнила», который помогает передать тревожное настроение главной героини, боящейся предстоящих объяснений со своим другом детства.
А предложениях 12, 13 повторятся слово «обманывать». При помощи этого повтора обращается внимание читателя на то, что главная героиня искренняя и совестливая.
Таким образом, мы убедились в том, что повторение слов или словосочетаний в тексте используется для привлечения внимания читателей.
Вариант 3
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой. (2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, потом прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться и я обороняла от них Лялю.
(18)Не живи чужой жизнью! уговаривала меня мама, видя это. (19)Маше сулили чин академика, Ляле покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
(22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, констатировала мама.
(23)Это, по-твоему, плохо? удивилась я.
(24)Сиять отражённым светом? (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
(26)Смотря чьим светом!
C2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста А.М. Пешковский «У каждой части речи свои достоинства».
Известный лингвист А.М. Пешковский утверждал: «У каждой части речи свои достоинства». Эти слова я понимаю так. У каждой части речи, кроме общего грамматического значения, есть такие особенности и свойства, которые позволяют словам данной части речи делать высказывание выразительным и эмоциональным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту ….
Так, например, в предложении 3 употребляется существительное «Леонардо да Винчи», обозначающее всем известного гения эпохи Возрождения. Однако это существительное используется и для создания сравнения, при помощи которого автор рисует образ уникальной Маши Завьяловой, умеющей «рисовать, петь, ходить на руках» так, что «соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи».
Также в предложениях 18 и 22 используется развернутая метафора «жить чужой жизнью». Глагол, прилагательное и существительное, образовавшие данный троп (благодаря употреблению в переносном значении), помогают понять, как оценивали поведение рассказчицы окружающие. Данная метафора кратко и выразительно убеждает читателя: нельзя терять индивидуальность, нужно жить своей жизнью!
Таким образом, мы убедились в том, что каждая часть речи в русском языке имеет свои достоинства.
Вариант 4
(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом кораблики среди моря, на третьем сказочные города, на четвёртом цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего получалось красиво и интересно.
(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков.
(25)Я сделал последнего и сам не знаю почему нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...
(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне... (По В. Крапивину)*
C2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста Н.М. Шанского «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».
Известный русский лингвист Н.М. Шанский утверждал: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Эти слова я понимаю так. Монологическая речь имеет более сложное построение с точки зрения синтаксиса, чем реплики в диалоге, и может включать сложное синтаксическое целое и абзац. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту В.Крапивина.
Предложения 1-5 представляют собой сложное синтаксическое целое, в котором описывается двор в новом доме рассказчика, говорится о тех отношениях, которые сложились между детьми, о тех играх, в которые ребята играли. Трудно представить, как такую информацию можно было бы передать при помощи одного предложения.
Примером абзаца могут служить предложения 19-22, в которых описываются бумажные голуби, сделанные рассказчиком. Этот абзац включает в себя синтаксический параллелизм и парцелляцию, придающие высказыванию выразительность, помогающие передать восторженность рассказчика, вспоминающего детство.
Таким образом, мы убедились в том, что в монологической речи часто используется группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений, помогающая более точно выразить мысль рассказчика.
Использованная литература
1.Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.: Мнемозина, 2009.
2. А.Нарушевич. Презентация к заданию С 2 www.legionr
anarushevich@jandex.ru
3. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2012.