Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
СНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Основной вопрос философии
Основным вопросом философии считается вопрос об отношении мышления (сознания) к бытию (объективному миру, материи). Бытие и сознание это два тесно взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных и независимых друг от друга явления. Именно поэтому можно ставить вопрос о том, что первично бытие или сознание.
Онтологический аспект основного вопроса философии. Онтология это учение о бытии. Онтологический аспект основного вопроса философии заключается в следующем: что первично в мире бытие или сознание?
Основной вопрос философии в онтологическом плане предполагает, по меньшей мере, два решения. Согласно первому решению, которое получило название идеализма (гр. idea вид, образ, представление, понятие), первичным признается мышление, дух, а не бытие.
В зависимости от того, признаются ли идеи объективно существующими, или они рассматриваются как существующие исключительно в сознании человека, принято выделять объективный и субъективный идеализм. Основателем объективного идеализма является древнегреческий философ Платон. Субъективный идеализм как особое философское направление сформировался гораздо позже, уже в Новое время. Его сторонники Юм, Беркли и др. полагали, что идеи существуют лишь в сознании человека и формируются через чувственные восприятия. При этом существование материи и материальных вещей вне сознания человека отрицалось, а следовательно, признавалось, что мир познаваем лишь отчасти (или вообще не познаваем, поскольку познаваемый мир лишь отражение в человеческой психике).
Второе решение заключается в том, что первичным является не мышление, Не сознание, не дух, а бытие. Философские направления, склоняющиеся к такой точке зрения, объединяются под общим названием материализма (лат. materialis - вещественный). Материализм отчасти родствен субъективному идеализму. И действительно, оба эти направления исходят из положения, в соответствии с которым идеи являются результатом контакта сознания с материей. И в то же время между ними существует различие, которое невозможно игнорировать. С точки зрения субъективного идеализма мир практически непознаваем, поскольку сознание не соотносится с миром «напрямую». Мир представлен в сознании человека через посредство ощущений и чувств, а, следовательно, человек имеет дело не с предметами, а лишь с их отражениями в психике. С позиции материализма мир, напротив, познаваем, и сознание способно на объективное отражение мира.
Кроме того, существует и третье решение основного вопроса философии, признающее, что и идеалистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, которые склоняются к такому промежуточному решению, получили название дуализма. Основателем дуализма считается французский философ Нового времени Декарт.
Гносеологический аспект основного вопроса философии. Гносеология это учение о познании. А потому гносеологический аспект основного вопроса философии сводится к вопросу о том, что первично в процессе познания бытие или сознание?
В гносеологическом плане решение основного вопроса философии также предполагает, по меньшей мере, два варианта. Первое решение состоит в том, что в процессе познания первичным является бытие. Философские направления, которые принимают эту точку зрения, получили название эмпиризма (гр. empeiria опыт). У истоков этого философского направления стоял английский философ Нового времени Ф. Бэкон.
Противоположностью эмпиризма является рационализм (лат. rationalis разумный), который предполагает признание первичным не бытия, материи, а сознания. Основателем этой линии философского размышления стал Рене Декарт. С точки зрения рационализма подлинно истинное знание не зависит от чувственного опыта и может быть выведено только из разума.
Как ответ на эмпиризм и рационализм сформировалось и третье направление философской мысли, отрицающее возможность познания мира, иррационализм (лат. irrationalis неразумный). Основатель иррационализма Артур Шопенгауэр считал, что мир не имеет внутренней логики, а следовательно, он не может быть познан. Поскольку мир не упорядочен, то не может существовать и того результата, к которому стремится любое познание, логичных и обоснованных законов, которым подчиняется действительность.
Необходимо отметить, что любое решение основного вопроса философии имеет как достоинства, так и недостатки. В частности, материалистический вариант решения не может быть основанием для объяснения сознания как самостоятельного феномена. С другой стороны, идеализм исходит из положения, которое очень трудно проверить: если идеи первичны, то как они реализуются в материи? Как из идеального состояния они переходят в материальное, воплощаются в конкретных вещах?
Можно утверждать, что основной вопрос философии до настоящего времени так и не получил ответа. Впрочем, не следует думать, что из-за этого он утрачивает свою значимость. Если он возможен и был поставлен, то в нем заключается нечто важное, то, что действительно имеет место. Впрочем, пока рано говорить о том, что решение этого вопроса может быть найдено.
PAGE 1