Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

античность происходит от латинского слова ntiquus ~ древний

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Глава IX 

КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus – древний. Он был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения по отношению к греко-римской культуре, которая считалась тогда наиболее древней из известных к тому времени. После открытия более древних цивилизаций Древнего Востока и Центральной Америки этот термин приобрел иной смысл, он стал обозначать цивилизацию и культуру особого типа, сложившуюся в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных территорий с конца III тысячелетия до н.э. по середину Vв. н.э.  Естественно, что хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: уже к XIIX векам складывается античное общество в Греции, а в V веке новой эры происходит гибель римской империи под ударами варваров.

Общими для всех античных государств  были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей же была их цивилизация с практически одинаковым историко-культурным комплексом. Естественно это не отрицает наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.  Своеобразие античной культуры определялось взаимодействием ряда условий и факторов – географических, исторических, социальных и духовных. Но, стержнем всей культуры античности является религия и мифология. Мифология была неотделима от жизни древнегреческого общества, она была формой мировоззрения и мировосприятия древних греков. Далее – античное рабовладение, которое было не только основой экономики и общественной жизни, но и представляло собой неотъемлемую часть мировоззрения людей той эпохи. Также следует выделить в качестве основных феноменов античной культуры науку и искусство, которые играли огромную роль в жизни античного общества. Поэтому, при изучении культуры древних Греции и Рима, необходимо прежде всего обратить внимание на эти доминанты античной культуры. При этом нужно подчеркнуть, что античная культура чрезвычайно богата и уникальна, она стояла у истоков европейской культуры и ее наследие неотъемлемая часть современной мировой культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.

Традиционно, историю древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

  •  эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.)
  •  гомеровский (XI-IX вв. до н.э.)
  •  архаический (VIII-VI вв. до н.э.)
  •  классический (V-IV вв. до н.э.)
  •  эллинистический (вторая половина IV- середина I вв. до н.э.)

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла  в классический период.

§ 1. Религия и мифология древней Греции.

Основу духовной культуры древних Греков составляла религия, которая складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как и у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, земледельческие боги и боги-покровители отдельных полисов. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчетливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле известное изречение, что «Гомер создал богов Греции», неким образом отражает историческую реальность.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны. И каждый из них пережил длительную эволюцию, прежде чем принять известный всем и почитаемый всеми облик. Олимпийский пантеон состоит из двенадцати богов (шесть супружеских пар): Зевс (божество неба, громовержец, отец богов и людей, царь среди богов) – Гера (верховная богиня, царица богов, хранительница брака и супружеской любви, покровительница женщин), Посейдон (бог морей, всех источников и вод) – Деметра (богиня земледелия и плодородия), Аполлон (бог солнечного света, гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения) – Артемида (богиня охоты и живой природы), Арес (бог войны) – Афродита (богиня любви и красоты), Гермес (бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов) – Афина (вечно девственная богиня мудрости и разума, богиня-победительница), Гефест (бог огня и кузнечного ремесла) – Гестия (богиня огня и домашнего очага). Одной из самых характерных черт древнегреческой религии был антропоморфизм – наделение богов всеми человеческими качествами, представление о богах, как о сильных прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями, боги Олимпа часто нисходили к бедному человечеству и принимали участие в его жизни. Но Олимпийские боги могущественны, а не всемогущи (в отличие от древневосточных богов), так как сами подчиняются высшей силе – судьбе. По представлениям греков боги жили на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.   

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее распространенной обычной формой  было жертвоприношение, которое тем не менее имело различные виды и было строго регламентировано. Из других общепринятых культовых действий можно назвать возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа считалось делом государственной важности. Но, помимо общественно культа существовал и частный, домашний культ, обряды которого были более простыми и скромными и совершались как правило главами семей или родов.  Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Должность жреца была почетной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую проведением официального культа руководили гражданские должностные лица или  выбирался представитель из взрослого мужского населения полиса. Иногда же, в качестве жрецов выступали служители при храмах, которые занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. В этом отношении греческие полисы очень отличались от восточных деспотических государств с их регламентированно-оформленным и хорошо организованным жречеством.

Наравне с религией немаловажную роль в жизни древнегреческого общества играла и мифология. Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как  эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе, которые олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику земледельцев. Мифологическим олицетворениям элементов земной природы придавалось важное значение. Вся окружающая природа воспринималась греками как чувственно-материальный космос – видимый, осязаемый, реальный, наделенный человеческими чувствами, мыслями и желаниями. Неотъемлемая часть этого космоса – боги и божества. Макрокосмос божественен, но он аналогичен микрокосмосу – человеку, он антропоморфен. Этот телесный космос и составлял главное содержание религии, искусства, науки, рождал восхищение его гармонией и красотой. Античный человек постоянно ощущал свое единство с природой.

Греки населяли всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сатиры. Очень красочно греческая мифология описывает коллизии, связанные с исторической сменой культов: о борьбе между поколениями богов, О низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним его сына Зевса.

В греческой мифологии практически отсутствуют мотивы, связанные с вопросом о происхождении человека. Лишь в одном из многочисленных мифов говорится о том, что создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и герои-полубоги, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известным и почитаемым в древней Греции был Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Люди обязаны богам и героям своими знаниями и умениями. Титан Прометей принес людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлек на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя его избавил Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и земледелия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии, музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки, а иногда и практически неотличимы от них полулегендарные, полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым, например, является образ Гомера – легендарного автора «Илиады» и «Одиссеи». По вопросу о творчестве Гомера существует большое количество научной литературы, которую условно можно условно разделить на три группы: - теории, постулирующие индивидуальное творчество (авторство Гомера); - теории народного эпоса; - синтетические теории, в которых заявляется, что Гомер лишь собрал и обработал народный эпос, придав ему художественную форму. Тем не менее, никто не отрицает значения творчества Гомера для последующего развития античной культуры.

Таким образом, греческая мифология отличается необычайным богатством содержания, систематизированностью, высокохудожественной формой и гуманизмом образов, которые и доныне производят неизгладимое впечатление на слушателя и читателя, и которые служат неиссякаемым источником для мировой художественной культуры.

§ 2. Основные достижения древнегреческой культуры.

Долгое время, на протяжении многих веков, развитие культуры древней Греции носило поступательный характер. Каждая эпоха приносила что-то новое, имеющее непосредственное значение для последующего расцвета культуры. Расцвет греческой культуры в классический период был подготовлен достижениями архаической (доклассической) Греции.

На рубеже IX-VIII веков до н.э. в Греции была создана алфавитная система письменности из двадцати четырех букв (вместе микенского силлабического слогового письма, в котором одним знаком обозначалась последовательность согласных и гласных, образующих один слог). В это же время рождается греческая литература и ее главные жанры: эпическая, лирическая и нравоучительная поэзия. Ярким представителем последней является Эзоп.

В начале  VI века до н. э. проводится политическая реформа Солона, которая значительно расширила гражданские права в обществе и способствовала ускорению ликвидации пережитков родового строя.  

В этот же период зарождаются первые философские концепции (в форме натурфилософии). Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и чуть позже Гераклит и Пифагор предпринимают попытки рационалистического объяснения мира.

В VIII-VI вв. до н. э. на территории Балканской Греции, в Эгейском бассейне и Причерноморье появляются несколько сот мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей – полисов. Полис представлял собой город-государство, экономическую основу которого составляло земледелие, автаркия и, достаточно часто, развитые товарные отношения. Главную особенность полиса составляет наличие гражданского коллектива (хотя и социально-разнородного) – объединения полноправных граждан. Гражданин полиса был наделен определенными правами и обязанностями, но стать гражданином полиса мог лишь человек, имеющий земельный участок в его границах. Высший орган власти и управления полисом – народное собрание (агора) которое управляло совместно с Советом старейшин и через выбранных по жребию должностных лиц, которые ежегодно сменялись. Полис заложил прочную демократическую концепцию. Право на управление было первым гражданским правом. Высшую духовную ценность для гражданина представлял сам полис, в рамках которого, считалось единственно возможным вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека. Таким образом, каждый гражданин испытывал к своему полису глубокий патриотизм, так как именно в своем полисе он ощущал свободу, благосостояние и собственную личность. Население полисов было социально-неоднородным и состояло из нескольких слоев: полноправных граждан, свободных неграждан, зависимых и рабов. Рабство обеспечивало разделение труда (примитивного, тяжелого – для рабов, интеллектуального – для свободных граждан) и таким образом способствовало появлению сословия интеллигенции.

Полисная организация предполагала политическую активность граждан, стимулировала развитие общей культуры, гуманитарных знаний и искусств. Полис стал высшим достижением греческой (и мировой) истории в области организации общества и государственного устройства; он оказал огромное социальное и культурное влияние на греческое, римское, а затем и европейское общество.

В значительной степени результатом полисного устройства общества стало то, что к VIV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем мира. Три особенности придают ей исключительный характер: 1.полнота, разнообразие и известная законченность всех составных частей культуры (литературы, искусства, философии); 2. гуманитарная направленность культуры; 3. большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры; создание шедевров, обогативших культурное творчество последующих поколений.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачась в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос – козел, ода – песня); из озорных и веселых – комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Как правило, ставились три трагедии и две комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, тем, кто не мог (в силу скудности финансовых средств) купить билет, из казны города выдавались специальные театральные деньги.

Сначала театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода.

Обыкновенно, театр располагался у подножия холма, склон которого обрабатывался в виде каменных ступенек, на которых располагались зрители. Сиденья обычно облицовывались мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. Внизу находилась круглая площадка – орхестра, на которой выступали артисты. Постепенно усложнялось театральное действие, декорации, реквизит. Театральные представления, которые поначалу сопровождали религиозные и общественные празднества превратились в самостоятельный вид искусства, занявший особое место в жизни греков.

В период расцвета греческой культуры в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения («Персы», «Прикованный Прометей»); Софокл, создавший трагедии «Царь Эдип», «Антигона», «Электра»; Еврипид – автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении в Авлиде». В этих произведениях преимущественно изображались столкновения по вопросам морали. Основной круг тем касался конфликтов между государством и родом, свободой и деспотизмом, неписаным и писаным законом, страданий во имя долга, соотношений между субъективным намерением человека и объективным смыслом его поступков. В греческой же комедии классиком, несомненно, является Аристофан, написавший такие комедии, как «Мир», «Женщины в народном собрании», «Всадники» и др.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времен. Его элементы живут и в настоящее время.

V-IV вв. до н.э. – время расцвета греческой архитектуры и скульптуры. Развитие теории архитектуры было тесно связано с теорией и практикой градостроительства, высшим достижением которого была разработка концепции регулярного города, то есть строительства городов по предварительному плану рационального благоустройства. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были общественные здания, среди которых главное место отводилось храму. Классическая архитектура развивалась на основе так называемой ордерной системы, которая стала великим завоеванием мировой архитектуры. Нужно отметить, что ордерная система зародилась еще в архаический период, когда происходит переход к строительству из камня, и складываются первые разновидности ордеров – дорический и ионический. Свои возможности ордерная система выявляет  в V-IV вв. до н.э.. Именно  в это время появляется коринфский ордер, который становится наиболее распространенным, благодаря своей изящности и изысканности.  Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн – непременного атрибута древнегреческих сооружений.  

Самые знаменитые образцы греческой архитектуры – сохранившиеся до нашего времени на афинском акрополе храмы Парфенон (храм Афины-девы - воздвигнут в 447-438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом) и Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421-406 гг. до н. э.). Парфенон представляет собой классический образец дорического периптера, Эрехтейон в полном блеске демонстрирует ионийский стиль. Все греческие  храмы богато украшались рельефом и скульптурой, их отличала конструктивная простота, строгость и благородство форм.

Наряду с архитектурой развивалась пластика. Первоначально греческая скульптура уступала скульптуре древнего Востока. Но в V в. до н. э. она достигает небывалого расцвета. Греческие мастера преодолели неподвижность, скованность архаических фигур и могли передавать многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения. Бронза позволяла придавать скульптуре любое положение и была главным материалом круглой скульптуры. Особой известностью и славой пользовались следующие скульпторы: Мирон («Дискобол»), Фидий («Зевс», «Афина-дева»), Поликтет («Гера», «Юноша с копьем»), Пракситель («Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом»), Леохар («Аполлон Бельведерский», «Артемида»), Лисипп («Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен»).

Исследователи выделяют в развитии греческой скульптуры четыре периода. Первый период охватывает время до V в. до н.э. и заканчивается появлением Мирона, после которого эллинское ваяние вступает в период идеализма и высочайшего совершенства форм. Второй – это время творений Фидия и Поликтета. Третий период – с IV в. До. Н.э. до Александра Македонского. Он отмечен более вдумчивым характером искусства Праксителя и Скопаса. Наконец, четвертый период – от смерти Александра Великого до завоевания Эллады римлянами, когда на первый план выдвигаются родосская и пергамская школы.

Живопись  была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшали храмы и здания, к сожалению, они почти не сохранились до нашего времени, общее представление о древнегреческой живописи дают литературные источники, росписи гробниц, копии римского времени. А так же к образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы. Роспись посуды во всей красоте проявилась только в позднейшую эпоху греческого искусства. Круглая форма сосуда заставляла художника обращать внимание не на общее пятно, а на проработку отдельных деталей. Побочным эффектом этого стало неумение схватывать общий замысел изображения. Лицо изображаемого героя в данной ситуации было не центром художественного произведения, а лишь одной из деталей. Греку была понятнее красота торса, чем сложна экспрессия лица. Внутреннее состояние человека стало предметом изображения позднее, когда искусство вступило в эпоху христианства. Два достижения древнегреческих живописцев открыли дорогу дальнейшему развитию живописи – открытие правил линейной перспективы и обогащение живописных приемов светотенью. Постепенно рождалась настоящая станковая картина. Художники стали использовать темперу для письма по грунтованным доскам. Одним из первых на деревянных досках стал работать Полигнот, уроженец острова Фарос. Полигнот расписал Дельфийский храм и Пропилей. Одновременно с ним прославился и Аполлодор, превосходно владевший техникой светопередачи и отлично понимавший законы ее градации.

Особенно громкой славой пользовался ученик Аполлодора, представитель ионийской школы – Зевксис. Он отказался от условности изображения и писал, подчиняясь натуре. Создавая идеальные типы, он старался выискивать среди окружающих подходящие характерные черты и сливать их в одно целое. Зевскис соперничал в искусстве живописания со своим товарищем Паррасием, которого превосходил в тонах, но уступал которому в рисунке. В произведениях Паррасия есть уже намеки на воздушную перспективу.

Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно с ионийской, не обладала мягким колоритом, но славилась силой рисунка и его строгой разработкой. Она была наиболее приближена к реализму в изображении. Одними из самых известных представителей этой школы являются Эвфранор и Апеллес, который был придворным живописцем Александра Македонского.

К сожалению, до нас не дошли картины эллинских мастеров, кроме некоторых фресок и расписных ваз. Однако писатели древности свидетельствовали, что их картинами восхищались целые города, жители которых обладали тонким вкусом.

Несомненно, что классический период развития культуры Греции является одновременно и периодом расцвета древнегреческой науки. Особенно это касается таких наук как философия и история.

В V-IV вв. до н. э.  были заложены основы многих философских направлений последующего времени, греческая философия стала фундаментом, на котором развивалась философская мысль Средневековой Европы. В классический период складывается материалистическая концепция Демокрита, идеалистические системы Сократа и Платона, философская теория Аристотеля.

Появляются фундаментальные исследования по истории. Геродот, которого справедливо называют «отцом истории», описывает греко-персидские войны, а Фукидид, чуть позже, пишет «Историю Пелопонесской войны» в восьми книгах, сочинение, которое считается вершиной античной историографии.

Таким образом,  культура Греции классического периода представляла собой новый большой шаг в развитии мировой цивилизации, обогатив всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами, шедеврами, которые вошли в художественную сокровищницу человечества.

Однако, к середине IV в. до н. э. греческий полис исчерпал свои возможности, вследствие чего наступил период кризиса. Наличие многочисленных независимых мелких полисов, постоянно враждовавших друг с другом, вызвало общую нестабильность и политический хаос, который ставил вопрос о самом  существовании этой формы государственного устройства. Выходом из этого кризиса стало включение ранее независимых полисов в рамки крупного государства, которое взяло бы на себя обеспечение внутреннего порядка и внешней безопасности для входящих в это государство городов, предоставив им в остальных делах внутреннюю автономию.

После завоевательных походов Александра Македонского (30-е гг. IV в. до н.э.) и последующего распада его огромной империи, в истории древней Греции начинается новый период – эллинистический, продолжавшийся вплоть до захвата Римом балканской Греции и эллинистических государств.

Эллинизм принято рассматривать прежде всего как культурное явление,  как распространение греческой культуры в завоеванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и различными компиляциями греческой культуры и культуры стран Ближнего и Среднего  Востока. При этом, для эллинистической культуры характерно ее греческое оформление в сочетании с глубокими местными традициями. В этот период широкое распространение в эллинистическом мире получает общегреческий язык – койне, ставший средством межнационального общения. Греки – воины, чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов. В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение – космополитизм (от греч. слова «космополитес» - гражданин мира).

Знания, накопленные в Греции и на древнем Востоке, в сочетании с успехами и практическим освоением обширных пространств, способствовали быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии – Аристарх; в создание географии – Эрастофен. Сочетание греческой медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе. Ее основатель Герофил создал описательную анатомию человека. Из всех эллинистических обществ наиболее известна история Египта, благодаря сохранившимся папирусам. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека (до 700 тыс. папирусных свитков). При дворе царей Египта Птолемеев был организован Мусеон – научное учреждение с общежитием для ученых, которых Птолемеи приглашали сюда со всего эллинистического мира. Здесь им были созданы условия для занятий наукой, философией, литературой.

Признанным главой александрийских поэтов был Каллимах, большой популярностью пользовался Феокрит. Александрийские ученые прославились своими достижениями в области математики, естественных и технических наук. Но Александрия была не единственным центром эллинистической науки и искусства. В Афинах продолжались традиции греческой философии. В период эллинизма возникли и развивались две новые философские системы – стоиков и эпикурейцев. Традиции комедиографа Аристофана продолжил автор множества комедий Менандр. Крупнейшим греческим государством и центром эллинистической культуры  были Сиракузы на острове Сицилия.

Свои выдающиеся достижения имело и искусство эпохи эллинизма. Были созданы значительные памятники архитектуры, сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых было характерно стремление к грандиозности и великолепию. Характерна натуралистичность в портретах, подчеркивающая индивидуальность  изображаемого лица, передача душевных и физических страданий. Новым было неизвестное для греческой классики изображение пейзажа как фона, на котором разворачивался сюжет. Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла больших успехов, но от картин, написанных главным образом энкаустикой, т.е. восковыми красками и от фресок практически ничего не сохранилось. Общее культурное наследие периода эллинизма составляет существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.

§ 3. Особенности культуры древнего Рима.

С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики мифотворчества греков.

Практический склад римской культуры сказывается во всем – в прагматическом стиле их мышления, в нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, в тяготении к точным историческим фактам, в конкретности религиозных представлений, в суровости прозы как формы литературы, главенствующей в римской культуре.

Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почти тысячелетие.

Традиционно история культуры древнего Рима делится на два периода: период Республики (с 509 г. до н.э. по 31 г. до н.э.) и период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.). На смену полису (аналогичному греческому) пришло громадное, многомиллионное государство со сложным государственным аппаратом, постоянной армией и рабством классического типа.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы, и принципы декора перерабатывались римлянами.

Не меньшее значение приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Тем не менее, вбирая разнообразные и наиболее ценные элементы культур различных народов, римская культура сохраняла свою самобытность и оригинальность.

Особенности исторического развития определили важнейшие отличия римского искусства от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека.

Республиканский период явился временем становления римской культуры.

В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В первую очередь следует упомянуть древние оборонительные стены Рима, которые отличались особой грандиозностью, будучи выложенными из камней больших размеров. Их постройка относится к VI в. до н.э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV-III вв. до н.э.  

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии. Так, акведук Аппия Клавдия был построен в 311 г. до н.э. и его протяженность составляла 16,5 км.

Некоторые изменения в римской архитектуре появились после знакомства римлян с греческим искусством. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако, в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался, главным образом, в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре обычно выполняла стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли свою конструктивную роль. Причем, чаще всего использовался заимствованный у греков коринфский ордер, а так же так называемый тосканский, который считался строгим и был унаследован римлянами у этрусков.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых римских граждан. Римские особняки – это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни. С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах  и виллах, на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески. По характеру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно называемые стилями. Первый стиль – инкрустационный, был распространен во II в. до н.э. и имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы. Архитектурные детали исполнялись объемно из штукатурки и расписывались.

С 80 – х гг. до н. э. применялся второй из помпейских стилей – архитектурно – перспективной. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорным, расписанными колоннами, карнизами, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между колоннами часто размещали большие многофигурные композиции на мифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями перспективно переданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Это позволяло римлянам визуально расширить внутреннее пространство помещений.

Третий стиль – ориентализирующий – больше характерен для периода империи. В противоположность некоторой пышности второго стиля, третий – отличает строгость, изящество и чувство композиции. Иногда, посредством воспроизведения какой-либо знаменитой картины известного мастера, выделяется центральное поле стены. Орнамент в виде тонких колонн, гирлянд из цветов подчеркивает уют комнаты.

Четвертый, или декоративный стиль, распространяется с середины I в. н.э. Своей пышностью и декоративностью  он продолжает традиции второго стиля. Вместе с тем, богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля.

         Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили  пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Неотъемлемую  часть архитектурного декора в древнем Риме стал составлять рельеф.

В республиканский период древнейшие произведения так называемой круглой или объемной скульптуры еще часто исполнялись этрусскими мастерами из бронзы или терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погребальных масках своих современников стремились к максимальной конкретности в воспроизведении индивидуальных черт лица. Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики – бронзовая «Капитолийская волчица» (символ Рима), отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается с начала I в. до н.э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм, острая наблюдательность и историческое чутье римлян.

Зарождение римского скульптурного портрета было связано с древнейшим заупокойным культом предков, защитников домашнего очага. Восковые маски, снятые с умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии.

Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов и идеалов. Портретам республиканской эпохи при документальной точности воспроизведения  индивидуальных черт лица, свойственны некоторое упрощение форм и резкая жесткость линий. К числу немногих памятников ранне-римской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец III - начало II в. до н.э.)

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут завершать свое образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате без переводчика и т.д. Однако, эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала. Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле.

В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. В Риме увеличивается количество общественных зданий, обогащается их архитектурное убранство. Конец I – начало II вв. н.э. это время создания грандиозных архитектурных комплексов. Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров (например, форум Траяна), которые стремились увековечить свое имя пышными сооружениями.

Строились многочисленные триумфальные сооружения, которые были призваны прославлять военные победы Рима, и, одновременно, являлись воплощением мощи и исторической значимости римской империи. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы, например, триумфальная арка Тита (80-85 гг.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110 – 113 гг.), установленная в честь победы над даками.

Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима – амфитеатр Флавиев – Колизей (75 – 90 гг.), находившийся недалеко от республиканского форума. В Колизее могли разместиться 50 тыс. человек.

По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (ок.118 – 125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец      центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Высота Пантеона 42,7 метра, а диаметр купола – 43,5 метра, то есть высота стен приблизительно равна его диаметру.

В начале I в. появился новый тип общественного здания – терма (общественная баня), что было вызвано потребностями римской городской жизни. Как правило, терма была рассчитана на две – три тысячи человек. Римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих центр композиционного решения банного комплекса, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже для умственных занятий. Наиболее известными являются термы Каракаллы (нач. III в. н.э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н.э.).

В  имперскую эпоху дальнейшее развитие получают рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле, месте прежних народных собраний, был возведен монументальный мраморный алтарь Мира (13 – 9 гг. до н.э.) по случаю победы Августа в Испании и Галлии. Но, ведущее место в римской скульптуре занимает по-прежнему портрет. Его новое направление получило название «августовский классицизм». В это время появляются парадные придворные портреты в полный рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (начало I века н.э.), изображающая императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке.

В эпоху Империи портрет получает большое распространение и в живописи. О характере живописных портретов в известной мере дают представления так называемые фаюмские портреты IIII вв. н.э., названные так по местечку Эль-Фаюм, оазиса в восточно-римской провинции Египта. В фаюмских портретах обращает на себя внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Перед нами проходит галерея людей с различными характерами и темпераментами – жизнерадостные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся как возрастные, так и этнические особенности народов, населявших в то время Египет. Примечательно, что в фаюмских портретах конца II -  начала III вв. н.э.  появляются черты известного схематизма. Вместе с тем усиливается влияние местной древнеегипетской традиции. Формы начинают передаваться плоскостно, а черты лица воспроизводятся дробным орнаментальным рисунком. Все это, несомненно, предвосхитило иконопись Византии.

В целом для древнеримской культуры характерны: широкое использование достижений покоренных народов (в первую очередь – Греции) наряду с собственной культурной традицией; больший динамизм и изменчивость; воплощение идеи величия Рима, культа императора, военно-исторической памяти; гигантизм; утилитарная или развлекательная направленность при меньшей художественности; большая зависимость художника от заказчика. Эта культура была более рациональной, функциональной, прикладной и менее одухотворенно-эмоциональной по сравнению с культурой древней Греции.

В III веке начинается кризис античной культуры. Римская империя еще продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культуры продолжает существовать лишь фрагментарно, постепенно изживая себя. Уже в IV веке начинается явный переход к культуре средневековой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Каковы природные, социальные и религиозно-духовные факторы развития древнегреческой культуры?
  2.  В чем заключаются особенности мировоззрения древних греков?
  3.  Каково значение мифологии для развития искусства в Древней Греции?
  4.  Какое влияние оказывал полис на развитие культуры античности?
  5.  Перечислите основные достижения древних греков в искусстве, литературе, науке.
  6.  В чем особенности культуры Древнего Рима?
  7.  Чем отличается художественное творчество в республиканский и имперский периоды культуры Древнего Рима?

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис»», 2000.
  2.  Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х тт. М.: Издательство «Искусство», 1992.
  3.  Античность как тип культуры. М., 1998.
  4.  Гнедич П.П. История искусств. М., 2006.
  5.  Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. М., 1995.
  6.  Петров М.К. Античная культура. М.. 1997.
  7.  Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.
  8.  Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
  9.  Культура Древнего Рима в 2-х тт. М., 1985.

  




1. Подъемно~транспортные машиныдля студентов специальности 6
2. . ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В СТАНДАРТЕ Термин Пояснение
3. - N -Шкідливі та небезпе
4. Процесс принятия решений покупателем
5. Семен Венгеров
6. корреспондент РАМН заведующий кафедрой клинической фармакологии Московской медицинской академии им
7. Область с ~ это квотная рента
8. тарды~ пайымдауынша педагогикалы~ технология-C О~ыту процесін ~йымдастыруды~~ткізуді~ жанжа~ты ойласт
9. на тему- Организация нормирование и оплата труда на предприятии СОДЕРЖАНИЕ
10. вариантов стенокардии является показанием для госпитализации стенокардия Принцметала впервые воз
11. Конфликт между национальными меньшинствами и русским населением г Москва
12. Статья 54Признание и исполнение решений 1
13. 1 яблоко отварное мясо курицы 1 картофелина; на ужин отварная фасоль с рыбой салат из овощей; на ланч и п
14. Лабораторная работа
15. д Вследствие этого в атмосферном воздухе образуются новые компоненты свойства и поведение которых могут з
16. Фізика розділ ЕЛЕКТРИКА для студентів інженернотехнічних напрямів підготовки денної заочної
17. тема могла выдавать соответствующие команды на основе информации о состоянии процесса
18. правовые нормы- понятие виды и структура.html
19. Отсюда и произошло что деятельная сторона в противоположность материализму развивалась идеализмом но то
20. ТЕМА- Перелетные птицы Программное содержание- 1.html