Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тарутин Валентин ФСФ 2 курс
Личность как отношение к другому в экзистенциализме Жана-Поля Сартра
Бытие
Общественное бытие со всеми его продуктами деятельности, содержанием творчества и т.д. есть для Сартра неудачное сознание, сознание, вырвавшееся из рамок прозрачности для самого человека и человеческого самопонимания, есть неистинная и отчужденная форма существования самого же сознания или, вернее, того духовного состояния, которое индивиды могут создавать друг в друге, когда они связаны непосредственными «человеческими отношениями».
Ничто
Подлинное же и уникальное творится из точки Ничто, это как бы Творение из Ничего, и материал - эмоциональный, психологический, структурный, звуковой, инструментальный и т. д. - только скрывает под собой метафизическую драму творца, которая является выражением фундаментальной необеспеченности человеческой экзистенции.
В основании любого сознательного акта Сартр обнаруживает "ничто". Сознание каузально не детерминировано, оно буквально творит "из ничего". Свобода сознания в этом отношении не ограничена ничем. Более того, благодаря сознанию "ничто" приходит в мир.
Бытие-для-себя
"Бытие-в-себе" контрастирует в онтологии Сартра с "БЫТИЕМ-ДЛЯ-СЕБЯ". В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления "для-себя". Эти две категории, две полярности у Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.
Бытие-для-другого
«Бытие-для-другого» обнаруживает фундаментальную конфликтность межличностных отношений, примером которой для Сартра служит гегелевская модель господского и рабского сознания. Согласно Сартру, субъективность изолированного самосознания приобретает внеш. предметность как только существование личности входит в кругозор другого сознания, для которого «Я» личности всего лишь элемент значимого инструментального комплекса, образующего мир.
Свобода, выбор
У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки.
Отраженное отражение
Нужно одновременно с «тетическим полаганием иного, чем оно бытия» ( «отражение» ) всегда «нететически» полагать себя, присутствовать к себе (не быть тем (пустотой), что оно есть и быть не тем, что оно есть ) быть «отражение-отражающим» бытия, на которое направлено «отражающим», отсылающим обратно к «отражению», которое отсылает к «отражающему», которое отсылает к «отражению»… «Спонтанная активность», что значит «из-самоё-себя» активность, «вынужденная» активность, всегда-активность . Этим механизмом «квазидиада "отражение-отражающее"» сознание и (сам себя не обоснуешь никто тебя не обоснует, поскольку Бытие есть то, что оно есть, оно «полно собой» и не может явиться основанием «пустоты», «трещины», «разряжения» в своём «теле»: как же не быть сознанию всегда-активным) сознание «обоснует своё собственное Ничто» (каковым себя с самого начала и обнаружило «в середине мира»), обоснует «себя-пустоту».
Заброшенность
У Сартра заброшенность для-себя-бытия есть «постоянно исчезающее следствие в-себе-бытия, которое настигает для-себя-бытие и посредством которого оно связано с в-себе-бытием, но которое никогда невозможно постигнуть».
Говоря о «заброшенности», Сартр хочет сказать только то, что Бога нет, и что отсюда необходимо сделать все выводы. Экзистенциалисты обеспокоены отсутствием Бога, так как вместе с Богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности. Человеку не на что опереться. Он заброшен. И ему все дозволенно. У него нет оправданий и нет извинений. Он одинок. Человек это свобода. Человек осужден быть свободным. Потому, что не сам себя создал. И однажды брошенный в мир, он несет ответственность за все, что делает. «Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой».