Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

х гг В середине XX в в зарубежной архитектуре расширяются границы поисков выразительных форм и объемнопро

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

PAGE   \* MERGEFORMAT1

5. Неоэкспрессионизм 1950 – 2000-х гг.

В середине XX в, в зарубежной архитектуре расширяются границы поисков выразительных форм и объемно-пространственной композиции зданий. Архитектура по своим символическим и пластическим композициям стала приближаться к скульптуре.

Это направление получило название неоэкспрессионизм. Оно полярно неофункционализму во всех проявлениях и относится к синтетической линии развития архитектуры. Для него главное выразительность художественного образа сооружения, его экспрессия, ощущаемая зрителем при восприятии. По сравнению с экспрессионизмом 1920-х годов новое направление 1950-х и последующих годов опирается на достижения науки и техники, позволяющие создавать большепролетные конструкции, принимающие участие в создании архитектурного образа здания.

Со второй половины 1950-х годов многие архитекторы стали отказываться от принципов и догм функционализма, зачастую обращаясь к символическим скульптурно-пластическим композициям. Это были попытки развить принципы экспрессионизма на новом этапе.

Неожиданным был переход Ле Корбюзье лидера функционализма на позиции неоэкспрессионизма. Он отошел от ценностей геометрических абстракций функционализма. В 1954 г. он построил капеллу Нотр Дам-дю-О в Роншане недалеко от Бельфора, Франция. Это небольшая церковь, рассчитаная всего на 50 человек, была возведена на месте старого сельского храма. С площадки перед храмом открывается изумительный пейзаж, где на вершинах отрогов гор, окружающих церковь, расположены вертикали башен древних замков. Здание поражает необычной архитектурой. Коричневая крыша с отогнутыми (словно ветром) краями, поднятая над стенами на круглых стержнях; наклонные стены, плавно изогнутые в плане; разбросанные по фасаду небольшие, разные по форме и размерам оконные проемы; вертикали пластичных объемов башен с узкими прорезями световых проемов, со вставленными в них цветными стеклами, создающими особую цветосветовую атмосферу внутри храма, производят сильное эмоциональное впечатление. Крыша в виде тента напоминает о древнем молитвенном месте, где полотнище материи, натянутой между кольями, защищало молящихся от солнца. Церковь похожа на символическую скульптуру. Ее форма вызывает многочисленные ассоциации, она связана с традициями народного строительства.

Одной из самых крупных градостроительных работ Л е Корбюзье 1950-х годов стал новый город Чандигарх в Индии, где регулярной функциональной сетке городского плана были противопоставлены живописные извилистые пешеходные улицы. Проектируя городской центр Чандигарха, Ле Кор¬бюзье построил круные общественные здания, отличающиеся мощной пластикой и скульптурной трактовкой форм (например, здание Верховного суда, или Дворец правосудия), которые уже далеки от жесткого геометризма 1920-х годов.

Протестом против эмоциональной стерильности функционалистических построек стал проект музея современного искусства в Каракасе (1955 г.) бразильского архитектора О. Нимейера. Он представляет собой необычную, поставленную на острие вершины пирамиду, которая контрастирует со своим естественным основанием холмом. В этом проявились яркие черты неоэкспрессионизма. Композиционный замысел автора отвечает градостроительной ситуации. В основе лежит рациональный план, позволивший удачно решить все функциональные задачи. На плоской крыше спроектирована выставка скульптур, имеются громадные солнцезащитные жалюзи и источник освещения экспозиционных залов.

Ярким примером поисков в создании архитектуры-скульптуры может служить творчество архитектора Й. Утцона, автора всемирно известного проекта Оперного театра в Сиднее, Австралия (1956 1973 гг.). Это произведение стало характерным для нового направления неоэкспрессионизма. На ранний период творчества Й. Утцона оказывали влияние идеи Ф. Райта и А. Аалто. В 1956 г. он победил в международном конкурсе в Австралии. В программе конкурса указывалось, что театр в Сиднее должен стать «одним из значительных сооружений мира». Здание должно было представлять собой не просто двух-зальный театр, но и культурный центр. Место для строительства было выбрано на полуострове, выступающем в морской залив, и должно было восприниматься и со стороны моря, и со стороны города. В плане оно имеет простую форму с доминирующими объемами двух зрительных залов на 3000 и 1200 человек. Внешний облик сооружения контрастирует по своей сложности с ясным планировочным решением. Здание перекрыто рядом высоких сводов-оболочек, поднимающихся на высоту до 60 м. Они не вызваны ни конструктивным решением перекрытия залов, ни акустическими соображениями и выполняют чисто декоративную функцию. В композиции автор как бы стремился воссоздать образ парусных судов, которые в древности бороздили воды Сиднейского залива. Сложнейшие расчеты конструкций производились под руководством конструктора О. Арупа. Это сооружение отличали смелость, оригинальность и новизна. Именно эти качества и сделали его выдающимся произведением мировой архитектуры XX в.

На позиции неоэкспрессионизма перешел ученик Л. Мис ван дер Роэ Э. Сааринен, по проекту которого было построено здание аэровокзала в аэропорту Дж. Кеннеди в Нью-Йорке в 1956 1962 гг. Своими скульптурными формами оно напоминает огромную птицу с расправленными для полета крыльями. Здание перекрыто четырьмя тонкими железобетонными сводами-оболочками, консольно вырастающими из двух раздвоенных опор. В здании нет прямых углов, что позволило создать необычные интерьеры. Форма сводов определялась методом моделирования. Форма сооружения была продиктована символическим художественным образом, а не требованиями функции и технологии строительного производства.

По проекту Э. Сааринена было построено и здание аэровокзала в Вашингтоне (1958 1963 гг.). В плане это компактное прямоугольное здание, Прозрачный стеклянный объем параллелепипеда перекрыт мощной плавно изогнутой железобетонной плитой-кровлей, напоминающей гигантский тент и вызывающей ассоциации с полетами и взмывающими ввысь самолетами. Автор придал своему сооружению легкость и динамичность. Контрастирует с висячим покрытием главного зала монументальная форма башни диспетчерского контроля.

В 1958 г. по проекту Э. Сааринена было построено здание для игры в хоккей в Йельском университете в Нью-Хейвене. Здание имеет овальный план. Трибуны рассчитаны на 2800 мест. Силуэт спортивного сооружения определяется энергично изогнутой железобетонной балкой, к которой подвешено вантовое покрытие. Автор вывел концы кривой балки в виде консолей в торцах сооружения, что создало впечатление как бы парящей в воздухе конструкции. Э. Сааринену удалось сделать ее предельно выразительной. Динамика архитектурной формы перекликается с динамикой спортивных состязаний.

Элементы неокспрессионизма проявились и в здании Лаборатории космических лучей университета в Мехико, Мексика, архитектора Ф. Канделы (1954 г.), которая перекрыта тонким параболическим сводом-оболочкой. Она определяет необычный облик сооружения. Архитектор Ф. Кандела считается большим мастером своеобразных железобетонных конструкций оболочек, внесшим большой вклад в архитектурное формообразование.

Ресторан в Сочимилко, Мексика, по проекту архитектора Ф. Канделы (1958 г.) перекрыт легкой восьмилепестковой оболочкой, напоминающей розетку распустившегося цветка.

С конца 1940-х годов в Германии также происходит возрождение экспрессионизма, появляется термин «неоэкспрессионизм». В этот период активно проектирует и строит архитектор Г. Шарун. На фоне идей функционализма и утилитаризма его проекты вновь привлекли всеобщее внимание. Наиболее известно его здание филармонии в Западном Берлине (1956 1963 гг.). Г. Шарун победил в конкурсе 1956 г. В этом произведении автор стремился к предельной пластической выразительности. Ряд критиков подчеркивает значимую роль этого произведения в архитектуре 1960-х годов, сравнивая ее с ролью капеллы в Роншане в архитектуре 1950-х годов. Пространство зала на 2200 мест окружает площадку для оркестра, расположенную в центре. Форма аудитории подсказана архитектору идеей ландшафта (оркестр размещен в долине, окруженной террасами с виноградниками). Форма потолка продиктована требованиями акустики. Фойе имеет наклонное ступенчатое перекрытие, которое следует террасированию зрительного зала. Вход в здание, решенный через холл старого здания гимназии, низким навесом контрастирует с огромным внутренним пространством, раскрывающимся за входом. Необычная форма зала близка к симметрии, но в то же время динамична.

Г. Шаруну удалось добиться необычного эффекта: зритель чувствует себя участником, находящимся внутри оркестра. Если говорить о внешнем облике здания, то в противовес статичной, традиционной композиции зрелищного сооружения автор создал сложный асимметричный объем с взмывающими вверх краями, формой кровли напоминающий дюны. Разнообразие архитектурной темы решается подобно музыкальной теме симфонического произведения. Архитектура филармонии неповторимо индивидуальна, а образный строй свойственен экспрессионизму. Образ здания оказывает большое эмоциональное и психологическое воздействие на зрителя.

Творчество Г. Шаруна перекликается с поздним творчеством Ф. Райта. Скульптурность форм, всефасадность, многоплановость, непрерывная смена ракурсов создают эмоциональную напряженность, усиливая активность восприятия архитектуры. Иррационализм работы Г. Шаруна был своего рода реакцией на кризис функционализма, однообразие «международного стиля».

Экспрессионистический антифункционализм получил широкое распространение во всем мире и был представлен яркими произведениями, достойно пополнившими золотой фонд архитектуры XX в. Он остается актуальным и в начале XXI в.

В 1990-е годы испанский архитектор С. Калатрава получил мировое признание своим изобретательством в области формообразования на основе новейших конструкций. Его произведения также отличает неокспрессионистический подход к созданию образа.

Концертный зал в Тенерифе на Канарских островах, Испания (арх. С. Калатрава, 1991 1998 гг.), рассчитанный на 2 тыс. мест, решен в форме своеобразного изогнутого треугольника, нависающего над площадью на высоте 56 м. 50-метровый купол над главным залом напоминает эскизы архитектора на мотивы человеческого глаза и вызывает ассоциации с гигантской скульптурой, восходящей к формам природы.

В 1976 г. был реализован проект О. Нимейера административно-общественный комплекс в Куритиба, Бразилия. Здесь была применена уникальная конструкция, имеющая расстояние между опорами 30 и 60 м.

В 2001 г. было принято решение реконструировать здание и превратить его в музей. Новый проект О. Нимейера дополнил здание необычной пристройкой на одной опоре, напоминающей форму глаза. В нижнем этаже этого сооружения расположены: холл, лекционный зал, бар и сцена, а на втором этаже выставочный зал площадью 1500 м2, поднятый над землей. Он соединен со старым зданием подземным переходом. Старое здание представляет собой вытянутый глухой объем параллелепипеда с верхним светом (200 х 30 м). В новом музее размещена коллекция современного искусства, а также отдел, посвященный истории градостроительного планирования г. Куритиба. Образность и скульптурная пластика отличает это произведение мастера.

В XX в. в странах Запада активно ведутся формально-эстетические поиски повышения образной роли архитектуры, расширения и обогащения арсенала форм.

В 1970-е годы в Советском Союзе на фоне типизации и индустриализации строительства в ряде лучших произведений советских зодчих также появились поиски образной и пластической выразительности, еще не связанные с обращением к истории. Наиболее ярко они проявились в таких произведениях, как спортивно-концертный комплекс в Ереване (арх. А. Акопян, А. Тарханян, Г. Погосян, 1984 г.), аэровокзал «Звартноц» в Ереване (арх. А. Тарханян, С. Хачикян, 1983 г.), Дворец молодежи в Ереване (арх. С. Хачикян, А. Тарханян, Г. Погосян, 1980 г.), здание велотрека в Крылатском в Москве (арх. Н. Воронина, 1980 г.) и других зданиях.




1. Аристофан.html
2. одиниця Її впізать можна здалеку
3. МТС - инновации в сфере мобильной связи
4. і О~ыту мен т~рбиелеуді~ ма~саты- Білімділік Т~рбиелік- студенттерді талдау ~орытынды жасау ~нім
5. Ля Франсе работает в регионе более 9 лет имеет 8 магазинов в области
6. Плавание
7. Составление бизнес-Плана на примере предприятия ООО
8. ЮжноРоссийский государственный университет экономики и сервиса ФГБОУ ВПО ЮРГУЭС УТВЕРЖДАЮ З
9. Курсовая работа- Особенности конфекционирования материалов изделий из кож
10. Техника и электроника СВЧ (Часть 1)
11. Korov шевеля mozgoi насчет того куда бы убить вечер подлый такой холодный и сумрачный зимний вечер хотя и су
12. Тема игры- Цель- в ходе игры вспомнить известные студентам понятия статьи Конституции РФ положения избира
13. 20.25 ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩ
14. ТЕМА В УМОВАХ МОДЕРНІЗАЦІЇ СУСПІЛЬСТВА- СВІТОВИЙ ДОСВІД І УКРАЇНА Спеціальність 23
15. Питання до іспиту з дисципліни «Історія реклами»
16. великой разрухой Московского государства
17. Work to pln Too mny people strt looking for specific job before thinking out their occuptionl ims
18. тема кримінального права України.html
19. варіантів контрольної роботи к
20. Тема- Організація реєстрації документів