Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ФИЛОСОФИЯ 3 кредита на 20132014 учебный год Философия зародилась в Др

Работа добавлена на сайт samzan.net:


  1.  ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» (3 кредита)

на 2013-2014 учебный год

  1. Философия зародилась в Др. Индии, Китае, Греции. 
  2. Веды – это сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
  3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.
  4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа 
  5. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: Брахман и Атман.
  6. Брахман как начало бытия обозначает: высшую объективную реальность, безличную абсолютную начало бытия.
  7. Атман как начало бытия обозначает: высшую субъективную духовную начало бытия, высшую духовность человека.
  8. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии Астика Сущность неортодоксальных учений в  древнеиндийской философии Настика
  9. Астика в философии Древней Индии школа признает авторитет вед.
  10. Учения в Астике: Веданта, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса.
  11. Настика в философии Древней Индии школа непризнает авторитет вед.
  12. Учения в Настике: Джайнизм, Буддизм, Локаята.
  13. Понятие сансары в древнеиндийской философии означает  круговорот рождения и смерти в мирах, жизненные страдания, цепь рождений, реинкарнаций и переходы из одного состояния в другое.
  14. Понятие кармы в древнеиндийской философии означает закон воздаяния (то, что заслужил), согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
  15.  Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи о 4-х первоэлементах (Земля, Вода, Огонь, Воздух); Гедонизм в трактовке смысла жизни в удовольствии, особенно в чувственном.
  16. Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма»правильная вера, правильное познание, правильное поведение.
  17. Философия буддизма. «Трипитака» - кокона раннего ардотаксального классического буддизма (3 корзины учения) Суть человеческой жизни по буддизму  - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма. (4 благородные истины).
  18. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению Махаяна.
  19. Два направления в буддизме – хинаяна (малая колесница) и махаяна (великая колесница)
  20. Отличие буддизма от других мировых религий – заключается в том, что буддизм считает - судьба человека зависит только от его собственных усилий и неустанной сознательной работой над собой. Самая ранняя религия.
  21. Философия конфуцианства - управление на традициях, ритуале и добродетели. Его основные идеи изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
  22. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».
  23. «Цзюнь-цзы» («Благородный муж») – социальный идеал Конфуция.
  24. Древнекитайские учения оппоненты конфуцианства: Моисты (Мо-цзы ), Легисты (Шан Ян).
  25. Главная идея даосизма – жизнь природы и людей не управляется волей неба, а протекает по определенном пути Дао, который одновременно является естественным законом самих вещей основой всего сущего. Основоположник – Лао цзы
  26.  «Увей» («недеяние») – человек не должен нарушать естественный закон. «Дао» - зависит лишь от себя самого: «человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо - от Дао, а Дао - от себя самого».
  27. Суть моизма - предопределенной судьбы нет, необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом. Принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды» - обозначает «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападения»
  28. Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип легизма - основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.
  29.  Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.
  30.  Представление о сущности человека характерное для античной философии - человек как живого существа, наделённого духом, разумом («разумной душой», в отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к общественной жизни.
  31. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Фалес – основоположник Милетской школы. Основные представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
  32. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса - вода, Анаксимандра - оперон, Анаксимена - воздух.
  33. Учение Гераклита  - о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет») - «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, согласно Гераклиту, ни дважды прикоснуться к преходящей, по своему характеру тождественной сущности. Она быстро свои перемены разъединяет, а затем опять соединяет, приходит и опять уходит».
  34.  Проблема первоначала по Гераклиту – огонь, который «не создан ни людьми, ни богами»
  35. Философия Пифагора – первоначалом бытия он считает идеальные сущности числа (имеются в виду целые натуральные числа), автор термина «философия». 
  36. Элейская школа – учение о единым бытие; вопрос отношения бытия и мышления. Родоначальники рационализма: Ксенофан, Парменид, Зенон. 
  37.  Парменид ввел понятие «бытие» - это все, что есть, существует. «Бытие есть, а небытия нет».
  38.  Антропоморфизм Ксенофана – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). «Каков человек – таков его Бог».
  39. Апории Зенона – парадокс.
  40. Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители – Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.
  41. «Архэ» у Анаксагора – геометрия.
  42. «Архэ» у Эмпедокла – признает 4 элемента (Земля, воздух, огонь, вода).
  43.  Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека – софисты.
  44.  Агностицизм софистов - вытекал из их релятивизма, это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира. Он у софистов ситуационный. «У каждого человека своя истина, своя правда».
  45.  Философия Протагора – видного представителя старших софистов, был последовательным сенсуалистом и считал, что мир есть таким, каким он представлен в чувствах человека «Человек – есть мера всех вещей» - другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.
  46.  Этический рационализм Сократа (единство мудрости и нравственности) –  «Добродетель есть знание». «Познай самого себя», «Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще». Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло.
  47.  Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».
  48.  Философский метод Сократа – «майевтика» - “повивальное искусство” метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею ‘не беременна’.
  49. Малые сократические школы, продолжившие дело своего учителя Сократа – школы Платона и Ксенофонта; Киники — основатель Антисфен; Киренская школа  — основатель Аристипп из Кирены; Мегарская школа — основатель Евклид из Мегары; Элидо-Эретрийская школа — основатель Федон из Элиды.
  50. Философия Платона - наш мир есть пещера, мрачная и темная, и в нем нет ничего по-настоящему доброго. Платон - создатель системы объективного идеализма, и основатель первой мире академии. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.
  51. 3 части души по Платону: разумная, эмоциональная (объективная), вожделеющая. Какие и в зависимости от чего происходит данное разделение.
  52. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону – 1) Социальная группа – войны (храбрость); 2) Производители – народ (умеренность). Правители – философы (мудрецы).
  53.  Название философской школы Платона – Академия.
  54. Философия Аристотеля - наш мир добр; зло есть лишь отклонение от природы вещей. Аристотель - первый учитель человечества, энциклопедист, систематизатор философских и научных знаний в античной Греции, основатель формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания».
  55. Название философской школы Аристотеля – Лицей (Лике́й, ПЕРИПАТОС). 
  56. Человек по определению Аристотеля - «Человек – политическое животное».
  57. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне общества (нищенство, одиночество, бродяжничество) и проверка данного образа жизни на себе.
  58. Философские идеи Диогена утверждал, что человек всегда имеет в своем распоряжении средства для того, чтобы быть счастливым. Истинное счастье, по мнению Диогена, состоит в полной свободе индивида. Диоген – представитель кинизма. «Ищу человека» - он демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.
  59. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад».
  60. Философия стоицизма - представляли мир как живой организм, который управляется божественным законом или логосом. Космополитизм - все люди равны и являются гражданами космоса как мирового государства. Источником зла стоики считали четыре страсти, а именно: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Идеалом стоиков считался невозмутимый мудрец.
  61. Основная идея философии скептицизма - Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо.
  62. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: 1) Теоцентризм – понимание мира, в котором источником и причиной всего выступает Бог; 2) Креационизм – принцип в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и не живую природу; 3) Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которым всеми мировыми событиями, историей и поведением, вера в промысел Божии, Бог управляет миром.
  63. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».
  64. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек).  Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога).
  65. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо». Вера самодостаточна и не нуждается в обоснованиях
  66. Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика.
  67. Учение христианских «отцов церкви» - патристика.
  68. Термин «схоластика» означает: тип религиозной философии, основанный на соединение догматики и рационалистического обоснования (средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи о формы).
  69. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем».
  70. Основные проблемы средневековой схоластической философии: 1) отношения веры и знания;2) проблема универсалий; 3) согласование аристотелевской логики и других форм познания; 4) согласование мистики и религиозного опыта; 5) доказательство бытия Бога.
  71. Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии - крайний номинализм, крайний реализм и концептуализм.
  72. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога:1) Недвижимый движитель; 2) Беспричинная причина; 3) Космологическое доказательство (признаки бесконечности); 4) Доказательство от степени совершенства; 5) Телеологический аргумент, или доказательство от божественного замысла (От целесообразности).
  73. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья. Основная мысль – защитить его ислам и догматы.
  74. Монотеистическая религиозность – основа арабо-мусульманской философии. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм. 
  75. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.
  76. Основные течения арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм.
  77. Калам – мусульманская теология, есть обсуждение догмата корана.
  78. Идеи школы мутакалимов в обсуждении догматов Корана – сторонники традиционного ислама. Представители обосновывали религиозные догмы ислама.
  79.  Идеи школы мутазилитов в обсуждении догматов Корана – отделившийся от традиционного ислама, но ряд их учения носил материалистический характер. Их учения: 1) отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма; 2) отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик); 3) отождествляли Бога и Вселенную; 4) верили в силу и разум человека; 5) считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума.
  80. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма «Фалсафа».
  81. Философия Аль-Фараби – выступает за научное познание. Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Город в философии Аль-Фараби является идеалом общественного устройства – добродетельный город. Правители добродетельного города по Аль-Фараби –философы.
  82. Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.
  83. Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине».
  84. Суфизм – мистическое философское течение в исламе. Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.
  85.  Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом  в трактате «Опровержение философов».
  86. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.
  87. Понимание человека, характерное для философии Ренессанса - «человек – творец, художник».
  88. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека
  89. Основные представители итальянского гуманизма: Ф.Петрарка (отец гуманизма), Л. Валла (на этике эпикура), Д. Алигьери, , Дж. Бокачо, П. Мирандалла.
  90. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».
  91. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы - Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики – это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь – высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. «О наслаждении как истинном благе» - по Л. Валле, наслаждение это естественное свойство человека и цель его устремлений. Все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворять его разносторонние потребности и, в конечном счете, доставлять радость и счастье в земной жизни.
  92.  Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители – Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей.
  93. Пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения – бог сливается с природой.
  94. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.
  95. Социально-политическая философия Н. Макиавелли – политика не совместима с нравственностью, моралью. Основной тезис учения Н. Макиавелли - цель оправдывает средства.
  96.  Социально-утопическая философия Т. Мора –выражают протест народных масс против умирающего феодализма и нарождающегося капитализма. «Утопия» - некий проект, в котором этический идеал всеобщности противостоит индивидуалистическому себялюбию и ведет к восстановлению "естества" - истинной человеческой природы. Его основные идеи: 1) Критика феодального и раннекапиталисти-ческого общества; 2) Идеальный общественный и государственный строй.
  97. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы «Город Солнца» - прекрасное, совершенное государство, где господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Город солнца – это социально однородное общество, которое ведет общинный образ жизни и где исповедуется простая и рациональная религия. В этом обществе нет места для частной собственности и семьи, потому что детей воспитывает государство. Установлен обязательный четырехчасовой труд. Хозяйственной единицей является не семья, а мастерская (или бригада). Кампанелла возражает против применения рабского труда. Но жизнь в Городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии. Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.
  98. Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер. Его основные идеи - утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.
  99. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени «Знание – сила». 
  100.  Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону – «Экспериментальная индукция»индуктивный метод состоит из наблюдения, анализом, сравнения и эксперимента.
  101. «Идолы» по Ф. Бэкону – ошибки заблуждения ложной представления присущей человеческому разуму и которые препятствуют достижения истины.
  102. Идолы: 1) Идолы рода, Идолы пещеры – врожденные; 2) Идолы рынка площади), Идолы театра – приобретенные.
  103. 1) Идолы рода – ошибки обусловлены самих людей, когда судит человек о природе по аналогии жизни людей; 2) Идолы пещеры – индивидуальные ошибки, зависит от воспитания, образования; 3) Идолы рынка (площади) – некритичное использование суждении о мире ходящих представлении, использование речи дурных слов, которые влияют на наш ум; 4) Идолы театра – философские авторитеты, ошибки связаны с верой слепая вера, научные авторитеты.
  104. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени «Мыслю, следовательно, существую», учение о субстанции.
  105.  Суть «картезианского сомнения» Р. Декарта - представляет собой изобретенную Декартом процедуру отыскания первого абсолютного истинного положения, которое является началом метафизики, а следовательно, и всех наук, и еще это метод, направленный на управление разумом в познании, разработанный 
  106. Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция. Его суть - сводится к 2 положениям: 1) В познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция; 2) Разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия
  107. В философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной) – Р. Декарт.
  108. Социально-политическая философия Т. Гоббса - различает три вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия. Требование крепкой и сильной государственной власти, опирающейся на разум, объективно способствовало интересам формирующейся буржуазии. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали. «Левиафан». «Война всех против всех». 
  109.  Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска») – голова новорожденного есть чистая доска, на которой жизнь наносит свои узоры знания.
  110.  Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия, субстанции)ключевое понятие философской системы Лейбница. Невидимых метафизических частицах, несущих в себе некую информацию. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.
  111. Учение о единой субстанции (природе) Б. Спинозы - За основу его философской системы была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был, в целом, согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Субстанция – единая,  вечная и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на творящую и сотворенную природы. Суть субстанции: 1) Не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями; 2) Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; 3) Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; 4) Природа и Бог – едины; 5) Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы; 6) Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи; 7) Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции; 8) Внешней причиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.
  112. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.
  113. Историческая форма материализма XVIII в. – механический. Представители механистического материализма и натурфилософии XVIII в.: Чербери, Ж. Руссо, Вольфэр. 
  114. Идеи деизма в философии Просвещения XVIII в. - решая проблему отношения Бога и мира, деисты старались избегать опоры на религиозную догматику и откровение. Идеи деизма восходят к мысли Эпикура о невмешательстве богов в земную жизнь и к понятию Перводвигателя у Аристотеля.
  115. Географический детерминизм Монтескье - к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит прежде всего климат. Другой важный фактор — рельеф местности. И, наконец, большое значение имеет характер почвы.
  116. Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии: Кант, Шеллинг, Гегель, Фихте, Фейербах. Представитель материализма в немецкой классической философии: Фейербах.
  117. Философия И. Канта. Кант - основоположник немецкой классической философии. Основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»
  118. Агностицизм - идея о наличии границ познаватеьлной способности человека; Априоризм - невозможность познать внутренную сущность вещей и явлении. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) - согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в противоречия.
  119. Два вида знаний по И. Канту: 1) Априорное – (доопытное); 2) Апостериорное -(полученное в результате опыта)
  120. Этический закон И. Канта – «категорический императив» - «поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».
  121. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. Направление в философии относится система Гегеля – объективный идеализм.
  122. Предмет философии по Гегелю – «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении»
  123. Абсолютная идея –  основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея» - сущее в основ своей есть мысль, что все действительно разумно, а все разумнее – действительно.
  124. 3 части философской системы Гегеля 1) Логика; 2) Философия природы; 3) Философия духа.
  125. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма – 1) Закон единства и борьбы противоположностей; 2) Закон взаимного перехода количественных изменении в качественных механизм развитии; 3) Закон отрицания, отрицания. «Триада»: тезис (бытия)антитезис (небытия)синтез (становление).
  126. Антропологический материализм Л. Фейербаха - Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей.  По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Характерная черта материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.
  127. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии - кроме чувства, субъективным основанием религии он считал фантазию, силу воображения, которую назвал «теоретической причиной» религии. Религия «любви», «Человек человеку – Бог» – таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории. Отношение ребенка к родителям, мужа к жене, брата к брату, друга к другу, вообще человека к человеку, короче, моральные отношения сами по себе суть истинно религиозные отношения"
  128. Основные направления марксистской философии: 1) Диалектический основной вопрос философии решается с позиции материализма, бытия определяет сознание; важным фактором развития является практика, основа критерии истинности, знание; развитие происходит по законам диалектики. 2) Исторический материализм – субстанцией исторических процессов выступает способ производтва материальных благ, а в качестве ведущей тенденции истории выступает  поступательное развитие, общественный процесс; материалистическое понимание истории; учение о классах и классовой борьбе. Диалектический материализм – историческая форма материализма. 
  129. Материалистическое понимание истории - исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Общественное бытие определяет общественное сознание  - одно из основных положений исторического материализма.
  130. Теоретические источники марксизма: 1) Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах); 2) Английская политическая экономия (Смит, Рикардо); 3) Французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье); 4) Английский коммунизм (Оуэн).
  131. Формационная теория исторического развития К. Маркса - отобрать и поделить все поровну. Понятие «общественно-экономическая формация» - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция  и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.
  132. Марксистское понимание сущности человека - «Человек – есть совокупность общественных отношений».
  133. Суть позитивизма – направление философии, суть которого, является стремление поставить философию на твердую научную основу.
  134. Три исторические формы позитивизма: 1) Первый позитивизм (Кант, Спежер, Милль) – критика «метафизики» (традиционной философии); задача философии ограничивать обобщением результатов специальных точных наук; научное познание должно не объяснять явление, а ограничиваться их описанием «замена слов, почему слово как». 2) Второй позитивизм, махизм или эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус) – выдвинул идею «третью» линии в философии, философия реализма; утверждал, что любое положительное (научное) знание – есть само по себе знание философское и что философии не может иметь своего отдельного от наук предмета; 3) Третий позитивизм, неопозитивизм (Илик, Корнап, Витгенштейн) – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. через язык позитивно воспринимает окружающий мир; основной вопрос лишен научного смысла; основной принцип – принцип верификации (сравнения положение науки с фактами опыта).
  135.  У Э. Маха принцип научного знания «экономии мышлению»; У Р. Авенариус – принцип «наименьшей траты сил»
  136. О. Конт – основоположник позитивной философии.
  137. Главная идея неопозитивизма (Илик, Корнап, Витгенштейн) – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. через язык позитивно воспринимает окружающий мир; основной вопрос лишен научного смысла. Верификация – основной принцип – принцип верификации (сравнения положение науки с фактами опыта).
  138. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.
  139. Сущность иррациональной философии (иррационализма) – философское учение, отрицающее рационализм, т.е. противостояние классической философии.
  140. А. Шопенгауэр – основоположник, волюнтаризмического идеализма. Волюнтаризм - направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову всего сущего. Пессимизм  - «всякая жизнь – страдание»
  141. «Философия жизни» - субъективно-идеалистическое философское направление. Определение жизни как потока, изменения, творчества.
  142. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.
  143. Понимание бытия в философских концепциях XX в. акцент делается прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь.
  144. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма
  145.  Ясперс ввел понятие «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма, его суть перед выбором.
  146. А. Камю - экзистенциальные идеи. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю
  147. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо –1) Половой инстинкт, 2) Сублимация – замена неприемлемых действий человека социальной приемливыми действиями.
  148. Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга
  149. «Индивидуальная психология» (А. Адлера) - поведения человека, побудительный мотив человека, неосознанное стремление к превосходству. Понятие «комплекса неполноценности» - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.
  150. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа
  151. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
  152. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов.
  153. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства. Его книги: «Следы шаманского», «Записки о судебных реформах».
  154. Философия политики и права Ч. Валиханова - против распространения юридических законов одного народа над другим.
  155. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания» 
  156. Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.
  157. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека. Мысль: в основе всех сторон общественной жизни лежит просвещение.
  158.  Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть
  159. Этимология термина «философия» «phileo – любовь, sophia – мудрость»
  160. Определение философии как науки изучающая характеристики и принципы бытия и познания, отношения человека и мира.
  161. Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Основные функции философии - мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую. Мировоззренческая функция – главная функция философии.
  162. Понятие мировоззрения – совокупность взглядов, оценок, принципов сето в нем человека.
  163. Исторические типы мировоззрения – мифология и религия. Истоки философии.
  164. Понятие религии - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
  165. Мифология как тип мировоззрения - (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества.
  166. Мифологию, религию, философию как типов мировоззрения объединяет – постановка мировоззренческих вопросов.
  167. Отличие философии от мифологии и религии - в центре философских проблем стоят вопросы о мировоззрении. Каким рациональным геогр. представление о мире.
  168. Понятие теоцентризма – такое понимания мира, в котором источником и причиной всего выступает бог.
  169. Понятие деизма - неортодоксальная религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог есть разумная первопричина мира, находящаяся вне его, но не участвующая в жизни природы и человека.
  170. Понятие пантеизма - (греч. pаn – "всё, всякий" и греч. theos – "бог, божество") – учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).
  171. Монотеизм – единобожие. Политеизм – многобожие. Их отличие от монотеизма.
  172. Основные разделы философии – онтология, гносеология, социальная философия, антропология, аксиология, натурфилософия, этика, эстетика.
  173. Онтология - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности. Бытие как исходная категория философии. Бытие  предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.
  174. Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита.
  175. Основной вопрос философии, его две стороны (отношения материи и сознания): 1) Онтологическая – свойство первичное материи (материализм) и сознанию (идеализм). Гносеологическая – познания мира: (оптимистический агностицизм – отрицающий познания объективного мира); течение агностицизма. 
  176. Материализм как философское направление – признает первичность материи и вторичность сознания.
  177. Идеализм как философское направление – признает первичность сознании и вторичность материи.
  178. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития: 1) Наивный – основа мира лежит материальное стихия (вода, огонь, воздух, земля); 2) Метафизический; 3) Диалектический - преодолевает все недостатки наивного и механического материализма.
  179. Две главные разновидности идеализма: 1) Объективный (мировой разум) – отрицает существования мира в идее совокупности познавательной деятельности органов чувств  и суждения; 2) Субъективный (субъект личное сознание) - отрицаю существования независимости от воли и сознания субъекта  реальности.
  180. 1) Монизм – одно начало; Дуализм – два начала; Плюрализм – много начало. 
  181. Материалистический монизм в трактовке проблемы субстанции (начало материи) – ведёт к вульгарно-материалистическим трактовкам сознания и мышления.
  182. Идеалистический монизм в трактовке проблемы субстанции (начало сознания) – исходит из духовного первоначала — идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п.
  183. Диалектический монизм  - отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию.
  184. Философское определение материи – обозначающий объективную реальность существования независимо от человеческого сознания.
  185. Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время.
  186.  «Время» как философская категория (определение)
  187. Диалектика, ее изначальная форма – искусство вести спор.
  188. Диалектика как философская теория и метод – учение о наиболее общих закономерности развития всего сущего о единстве мира.
  189. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика
  190. Три основных закона диалектики (Гегель): 1) Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития; 2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому; 3) Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью
  191. Натурфилософия как умозрительная философия природы.
  192. Гносеология как философское учение.
  193. Гностицизм (да) и агностицизм (нет) в решении проблемы познаваемости мира.
  194. Рационализм как гносеологическая концепция – достоверность на разум.
  195. Эмпиризм как гносеологическая концепция – познание на основе опыта.
  196. Сенсуализм как гносеологическая концепция – о чувствах.
  197. Основные формы познания: чувственное и рациональное
  198. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
  199. Формы рационального познания: понятие, суждения, умозаключение.
  200. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.
  201. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии.
  202.  Определение  понятия «общество»
  203. Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии
  204. Логика как учение – наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности.
  205. Этика как учение – нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей. Исходные категории нравственности – добро и зло.
  206. Эстетика как учение – раздел философии, система взглядов на творчество искусство.
  207. Аксиология как учение - (от греч. axios - ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
  208. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений.
  209. Гедонизм (удовольствие) - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.
  210. Эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство) - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
  211. Архэ – есть первоматерия исходная состояние вещей, т.е древнейшая форма.
  212. Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека  сводится к природному началу – биологическому телу (Школа Чарвака, Ламетри, Гоббс, Фейербах).
  213. Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека сводится к социальным отношениям (Маркс и его последователи).
  214. Сущность теологического подхода к определению сущности человека сводится к его душе как отражению духовного начала (Бога, Духа) (Христианская философия, индуистская философия, исламская философия).
  215. Человек, индивид, личность. Понятие личности – человек индивидуальное социальное качество.
  216. Процесс социализации личности – общения общества, процесс усвоение индивида определенной системы знания, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
  217. Понятие антропогенеза – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.
  218. Понятие антропосоциогенеза – термин для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека как вида в процессе формирования общества.
  219. Понятие антропоцентризма – в центре находится человек.
  220. Основные концепции смысла жизни: 1) Гедонизм (наслаждение); 2) Утилитаризм (извлекать пользу); 3) Эвдемонизм (стремлению к счастью); 4) Прагматизм (определение жизнь цель оправдывает средства).
  221. Эсхатология как религиозное учение о конце света.
  222. Классификация исторических типов философии: 1) Философия Древнего Востока; 2) Античная философия (изучает природу и человека в мире); 3) Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку); 4) Философия нового времени; 5) Немецкая классическая философия; 6) Отечественная философия XI-XIX; 7) Диалектика – материалистическая философия; 8) Зарубежная философия XX в.




1. Нефтедобывающие страны арабского востока
2. радиус молекулярного действия сфера молекулярного действия
3. Nked Lunch в русском переводе Голый Завтрак; издательство Глагол имя Уильяма Берроуза перестало быть зага
4. Задание 1 Создание структуры таблиц БД в режиме Конструктора Для создания новой БД надо- нажать кнопку оф
5. Статья- Подъем и падение большевизма
6. вот лишь некоторые причины которые побуждают нас сесть на шпагат
7. Реферат на тему- Життя і творчість Леоніда Смілянського 1904 1966 Леонід Смілянський прийшов у літер
8. 00 TURBO PRESS ЛАУРА
9. Сучасники про Ірину Вільде
10. Окружа~ющая среда~ обобщённое понятие характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и
11. Творчество К.С. Льюиса
12. Тематика курсовых работ по дисциплине Экономика и организация отрасли Дмит.
13. Реферат- Организация труда
14. Влияние диалога науки и религии на развитие гражданского общества в России 28 февраля ~ 2 марта 2014 года Сан
15. Суздальской землёй с кон
16. Історикоправові аспекти становлення інституту омбудсмана в світі та в Україні
17. тематике в 6 классе по теме Путешествие по маршруту город Чита Разработали- учитель химии Жамсаранова
18. таки отличаются для неискушенного человека далекого от всего этого.
19. тема права РФ Понятие отрасли подотрасли и института права
20. Архитектура микропроцессора - структура и общая характеристика