Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Несколько слов о самых старых церквях Сокольского района
Освоение земель Заволжья всячески поощрялось московским государством. В XVII веке на территории района основываются 3 монастыря: Кривозерский, Пелеговский Троицкий и Дорофеевская пустынь.
В 1618 году писал историк В.О. Ключевский: «Троице-Сергиева монастыря старец Трифиллий да крестьянин Ивашка выпросили себе в Москве в Дворцовом ведомстве «для пустынного строения» лесное урочище Пелегово за рекой Унжей на диком месте «от людей поотдалело». Взяли они урочище на шестилетнюю льготу с обязательством «пустыню строить, храм воздвигнуть, братию и крестьян на пашню призывать, лес расчищать и пашню пахать к той пустыни и всякими угодьями владеть…» В 1807 году сход крестьян порешил строить в Пелегове каменную церковь. Объединив силы с жителями близлежащих деревень Соболево, Жуково, Якунино, Горохово и Потахино, за 2 года церковь построили на самом высоком и красивом месте. С того времени Пелегово стало называться селом. Окончательно строительство храма было завершено в 1823 году. Церковь наименовали Преображенской. У неё имелись приделы в честь святителя Николая и Московских святителей. Как повествуется в книге «Церкви Костромской епархии», составленной по данным архива Императорской Археологической комиссии, она возведена на месте Богоявленского монастыря, основанного в 1616 году старцем Трифиллием и приписанного к лавре в 1626 году.
Про храм в селе Дорофеево информации мало. Известно лишь то, что он был основан в одно время с Кривозерским и Пелеговским. Само же село Дорофеево на рубеже XIX-XX веков было известно тем, что в нем находилась старинная церковь Успенья. В ее приход, кроме самого Дорофеева, входили деревни Красный Бор, Костино, Мурзино, Абрашкино, Шумилово, Боталово, Мутовкино, Аверино, Федорово, Заполенка, Митронино, Наседкино, Богданово, Валгусово и Шевелево.
Святой преподобный Макарий Унженский и Желтоводский из разоренного татарами монастыря под Нижним Новгородом поднялся по левому берегу Волги на Унжу, где основал новую обитель. По преданию, возникновение церкви «Всех скорбящих радость» в селе Устье связано с его именем. Ныне этот храм восстанавливается в поселке Сокольское, а один из его престольных праздников день памяти преподобного Макария Унженского и Желтоводского, отмечаемый 7 августа.
Несколько больше известно о Кривозерском монастыре. Сегодня Кривозерского монастыря нет, его скрыло под своими водами, как и дикие заволжские окрестности, и глухие буераки, Горьковское море. Однако память о нем сохраняется в воспоминаниях очевидцев, тех, кто жил по соседству. Среди них В.Одинцова, участница войны, педагог, а ныне старший экскурсовод музея Юрьевецкого деревообрабатывающего комбината, история зарождения которого непосредственно связана с Кривозерьем.
В 1894 году столичная фирма «Э.Г. Брандт и компания» откупила участок земли у Кривозерского мужского монастыря и построила напротив Юрьевца крупнейший по тем временам лесопильный завод на Волге. Вокруг него и вырос рабочий поселок новая Слободка. Места тут были поистине дикие, с вековыми дремучими лесами. На берегу Кривого озера, в гуще лесов и болот, и находился монастырь, в котором жили 500 братиев.
По рассказам своей бабушки Анны Абрамовны, вспоминает Вера Михайловна, попасть туда было непросто. Однако место вблизи Волги оказалось весьма удобным для сплава леса и сбыта готовой продукции. Рабочая сила тоже рядом обедневшие крестьяне, монахи, да еще и беглый люд представляли силу немалую.
Были здесь несколько церквей и собор, двухэтажные дома для высокопреосвященства, одноэтажные каменные помещения с монашескими кельями. И вся территория обнесена высокой кирпичной стеной. За внешними стенами стояли гостиница, баня, школа, пекарня. Вдоль озера склады, скотные дворы, конюшни, маслобойня и сыроварня, а еще дальше бойня для скота. Все это возводилось руками самой братии.
Монастырь считался достаточно богатым. Он владел огромными земельными и лесными угодьями, держал большие стада крупного рогатого скота, имел пасеку и кедровый сад. Работали братья на монастырских полях, выращивали хлеб, овощи, скот. Занимались коммерцией. Все это и составляло важнейшие статьи дохода. А малиновый звон колоколов, блеск позолоченных куполов церквей и собора привлекал внимание проезжавших по Волге купцов и путешественников.
Многие монахи отличались приветливостью, добротой и гостеприимством. Окрестные жители часто наведывались в обитель, где обычно вдоволь и бесплатно могли накормить гречневой кашей с постным маслом. У детей это вызывало неописуемую радость. Монахи выпекали вкусный хлеб. По пятницам, посещающим монастырь, его давали тоже бесплатно.
После революции судьба Кривозерского монастыря была предрешена его закрыли, а убранство церквей и собора вывезли неизвестно куда. Иконы горели в кострах, монастырскую братию изгнали из келий. Многие, опасаясь преследований за веру, подались в бега. И лишь небольшая часть монахов осталась в Слободке, где жила, как и все рабочие. А в 1923 году монастырь приспособили под тюрьму. В ту пору, говорят, в ней содержалось более сотни заключенных, в основном уголовников.
Поселок лесозаготовителей, плотогонов, деревообработчиков продолжал расти. Он получил название Новая Слободка, в нем появились новые районы. А в 1929 году, после того, как тюрьму закрыли, помещения монастыря передали лесопильному заводу «Красный профинтерн», основанному фирмой Брандта, под общежития для рабочих, а земельными угодьями монастыря стал владеть созданный на них совхоз «Маяк». Сегодня же над той монастырской стороной, о которой когда-то ходили легенды, плещется Горьковское море….но память человеческая о ней жива.
Взято из книги И. Антонова «Сокольский край»