Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Двоеперстие и Троеперстие
Знамение Крестное, по преданию святых отец должно полагать такъ: «Три перста правой руки вместе имети великий со двумя малыми. Это означает Святую Троицу: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух святый, не три бога в троице, именами разделяется и Лицам, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден прежде всех век, а не создан; Дух же Святый ни рожден, ни создан, но исходит от Отца. Два же перста имети наклонены, это образует два естества Христова: «Средний перст со другим мало наклонен, а другой повыше, а не распростерт, та образуют Божество и человечество.
Сложивши таким образом персты правой руки, два перста полагаем на свое чело, то есть на лоб, где начинают расти волосы. Этим мы обозначаем, что Бог-отец - Начало всего Божества, от Него же прежде всех сын родился и в последние времена «преклонь небеса сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем два перста на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Святого Духа было бессеменное зачатие Сына Божия; от Нея родился и на земле среди людей жил, плотью пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных душ, там пребывавших. Когда же полагаем два перста на плечо, это означает, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; а на левое плечо кладем два перста, это обозначает, что Господь Исус Христос опять придет на страшный суд и по левую руку стоящим воздаст муку вечную, а стоящим по правую- жизнь вечную.
Совершая крестное знамение, мы творим и молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного» И сказавши «аминь», поклонимся Богу, чтобы избавил нас от окаяния по левую сторону же престола грозного судьи.
Карабинович М.К. Учебник по закону Божию, М. 1997, стр. 25-26.
Психологический аспект
Народные символы, особенно символы народного верования, выражают собой характер этого верования, его внутреннюю суть, его дух, психологию исповедующих это верование.
Обратим внимание на двоеперстие и троеперстие. В каждое из них заложен догмат. В двоеперстии преимуществует исповедание двух естеств во Христе, в троеперстии- исповедание дрех лиц Святой Троицы. Но ведь это исповедание- чистая догматика, а не самые символы, не сами по себе двоеперстие и троеперстие.
В тех пунктах догматики, которые содержатся в двоеперстии и троепертии, между старообрядцами и господствующей церкви никаких разногласий нет. Старообрядцев в двух перстах исповедует два естества во Христе. Господствующая церковь против этого самого учения о двух естествах никаких возражений не делает.
Мы же обратимся к психологии данных символов, ибо в символах имеется сокровенная сторона. В них отображается дух верования, его характер.
Рассмотрим двоеперстие и троеперстие исключительно как видимые знаки.
В двоеперстии два перста выпрямлены. Один, указательный- по прямой линии. Другой, средний, тоже выпрямлен, хотя и несколько склонен. Три перста, большой, мизинец и безымянный, в своих оконечностях соединены вместе. Они не пригнуты к ладони, а вытянуты по горизонтальной линии. Их соединение перпендикулярно к ладони и как бы направленно в необъятный горизонт.
Возьмите руку с двоеперстным сложением в ее естественном положении, в положении во время крестного знамения или, еще лучше, протянутой вверх. Кисть руки держится в прямом вертикальном направлении. Три перста протянуты горизонтально и все вместе указывают именно на горизонт. Два же перста вытянуты вверх. Они высятся к небу. Они не указывают на горизонт, а простираются в недосягаемую высь, устремлены к небу.
Это - действенное знамя. Представьте себе, что человека, поднявшего высоко руку с двоеперстным сложением, видит совершенно не знающий как о двоеперстном, так и троеперстном сложении. Будет вполне ясно, что перед ним - знамя, какой-то удивительный символ, указывающий на что то непостижимое, всеобъемлющее и высочайшее. Здесь не=и только протянутая рука вверх, а указание одновременно и в необратимую даль, и бессрочную высь.
Никакого подобного впечатления не может получиться от руки также вытянутой вверх, но с троеперстным сложением. Впечатление вызовет только поднятая рука, троеперстное же сложение останется совершенно незамеченным. Наблюдатель не поймет даже, показывается ли кулак или что-то другое. Рука же с кулаком дает более определенное впечатление, и наблюдательно легко поймет, что поднявший руку угрожает кому-то.
Двоеперстное сложение есть действительно знамя. В нем выражается не только исповедание, не только катехизис, но и дух исповедания, психология исповедующего, его духовное настроение и состояние. В двоеперстии не только исповедание, но и каждым штрихом отмучатся, как из какой целью все это исповедуется. Три перста простерты в горизонт. Этим отмечается власть и вездесущие Святой Троицы. В то же время это учение- основание христианской веры и всей жизни христианина. На основании этой веры, веры в Святую Троицу, человек стремится к небу, в бесконечную высь. Он хотя и в смирении, но бодро, неуклонно должен идти к небу. В воплощении Сын Божий смирил себя, но, будучи человеком, он не признавал себя рабом людей, людской власти, рабом земли, а бодро, без всяких колебаний, стоял перед своим Отцом Небесным. Он был исполнен сознанием своего богосыновства. Он на земле, но Он же и на небе. Это образ для каждого верующего, и каждый верующий должен подражать этому образу.
Человек - былинка, песчинка по телу. Но он же и личность о духу, пред Богом и малым чем умален сравнительно с ангелами. В этом заключается глубочайший смысл истинного христианства. Человек - не раб и в церкви, а полноправный член ее сын. В этом глубочайший смысл Церкви Христовой. Вот это чисто индивидуальная высота истинно верующего христианина символически и содержится в двоеперстном сложении.
Теперь поставьте наряду с двоеперстием троеперстие. Согласимся, что первыми перстами исповедуется троичность божества. Согласимся даже и с тем, что наиболее важными перстами прилично исповедовать Святую Троицу. Но как это исповедуется? Все пригнуто, все сгорбленно. Это какое-то робкое исповедание. Оно не вселяет в самом исповеднике светлой и бодрящей мысли. В этом исповедании нет указаний на то, к чему он должен стремиться.
Согласимся, что двумя пригнутыми к ладони перстами могут исповедоваться два естества во Христе. Но как это исповедуется? Судите просто. Ведь этими пригнутыми ладони перстами можно изобразить только поверженного в прах, окончательно пригнутого, вгоняемого в землю.
Что же означает весь этот символ в его цельности? Возьмите его в естественном виде. Ведь это комок, в котором трудно различить отдельные части. Внизу, двумя пригнутыми перстами, изображен Христос. Правда, Он исповедуется в двух естества. Но Он изображен униженным, поверженным не только по телу, но и по духу, не только по человеческому, но и по Божеству. Над этим поверженным Христом понуро, в глубочайшей печали стоит верующий в Святую Троицу человек. Весь этот символ в полной его совокупности может быть знамение поверженных во прах. Правда, они еще помнят о прежней вере, знают ее словесное изложение, но они уже перестали гореть верой.
Двоеперстие и троеперстие различны не только по одной форме, а различны духовно и психологически. Двоеперстие есть знамя действующей и горящей веры, знамя свободной личности, стремящейся к Богу. Троеперстие же - знамя подавленного и поверженного человека.