Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Глава 1________________________________________________________
Наука как социальный феномен
Познание и его формы. Определение и функции науки. Нормы и ценности науки. Социальная ответственность ученого, сциентизм и антисциентизм.
Познание и его формы
Человек постигает окружающий мир, овладевает им различными способами. Среди них можно выделить два основных: материально-технический (производство средств к жизни, трудовая деятельность) и духовный, в том числе познавательный. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, вместе с ним оно прошло определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных формах.
Обыденно-практическое познание существовало уже на ранних этапах истории. Оно поставляло элементарные сведения о природе, животных, особенно являющихся предметом охоты, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях. Основой этого познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят хаотичный, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения личного опыта, закрепленные в традициях, преданиях, назиданиях, интуитивные убеждения. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, делает это стихийно, неосознанно и бездоказательно.
Игровое познание одна из исторически первых форм познания. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры: спортивные игры, деловые игры, игры актеров. Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и определенных знаний, навыков общения. Игровое познание носит обучающее-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических
проблем. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения.
Мифологическое познание играло важную роль на начальном этапе истории человечества. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.
Мифологическому мышлению свойственны его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, вещи и слова, происхождения и сущности явлений. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении.
В последнее время было выяснено, что мифологическое мышление не просто игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Происходит ремифологизация обнаружение действительной значимости мифа в социальном бытии и познании и возвращение его во все области культуры, где миф выступает ее существенной стороной. «Бум мифологизма» переживает литература, миф является неотъемлемой составной частью любой идеологии, мифы охватывают все сферы жизни: правосудие, политику, мораль, эстетику, домашнее хозяйство. По мнению П. Фейерабенда, достижения мифа несравненно более значительны чем научные: изобретатели мифа положили начало культуре, которая потом только изменялась.
Художественно-образная форма познания зародилась уже в рамках мифологии. В дальнейшем она получила наиболее развитое выражение в искусстве. Художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства чрезвычайно важна. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (литература, живопись, музыка и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его. В структуру любого произведения искусства включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах и мыслях.
Религиозное познание является одной из древних форм познания. Оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками, являются, например, Библия и Коран. Однако религия не производит знание в систематической, а тем более теоретической форме. Она не ставит задачу получения объективного знания, носящего всеобщий, целостный и доказательный характер.
Философское познание это важная сторона духовно-практического освоения мира. Это выявление смысложизненных, ценностных проблем существования человека. Философское знание это знание о месте и роли человека в мире.
Сокровенная цель философии вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, который не может быть понят обыденным сознанием. Философское познание направлено на выяснение сущности процессов, внутренней их природы. Философия, так же как и наука, опирается на опыт, но на опыт человечества, опыт истории. Человеческая история есть самый высший, самый развитый и самый сложный срез реальности. Познавая человеческую историю, осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, сознании, философия тем самым познавала всеобщее, всеобщую мощь Универсума.
Усиливается интерес к проблеме иррационального, что лежит за пределами разума и недоступно постижению известными рациональными средствами. Укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе отражает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это делают сторонники иррационализма.
Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфического способа духовного освоения действительности. Но если в других формах деятельности познавательный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны. Поэтому важно выделить те особенности, которые характеризуют научное познание и отличают его от обыденного.
Научное познание возникло в русле и на основе обыденного познания, а затем отпочковалось от него, стало автономным. По мере своего развития наука все больше оказывает обратное влияние на обыденное познание.
Отличие научного познания от обыденного:
объекты познания науки не сводятся к объектам повседневного опыта. В повседневном опыте мы не имеем дела с атомами, молекулами, световыми годами, мнимыми числами. Нередко наука нацелена на изучение таких объектов, которые могут быть освоены практически только в будущем или существуют только в сознании идеальные объекты;
особенности объектов науки требуют для их изучения специальной приборной базы. Это инструменты, измерительные средства типа микроскопа, радиотелескопа, синхрофазотрона;
естественного языка для описания научных объектов недостаточно. Понятия естественного языка обыденного познания нечетки и многозначны. Поэтому, хотя наука и использует естественный язык, она, создавая новые понятия, стремится к строгому, однозначному их определению. Со временем многие научные термины прочно входят в повседневный язык, например, «электричество», «холодильник», «компьютер»;
применение специальных методов исследования (например, диалектического, системного, аксиоматического, идеализации, формализации). В обыденном познании приемы и методы не осознаются субъектом в
качестве специфического метода познания и не являются предметом изучения. В науке изучение объектов, выявление их свойств всегда сопровождается осознанием методов, посредством которых исследуются объекты.Наряду со знанием об объектах наука формирует знание о методах научной деятельности. Эти методы не гарантируют достижение истины, но они в значительной мере облегчают ее поиски, делают их более систематичными и целенаправленными;
наука представляет собой единую систему фактов, закономерностей, гипотез, теорий, имеющих определённую обоснованность. Их достоверность не может быть обоснована только применением на практике и обыденным опытом. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Обыденное знание обычно опирается на здравый смысл, оно несистематично и слабо обосновано;
интерсубъективность, устранение субъективистских моментов в научном знании. Научное знание выступает как обобщённое, абстрактное
знание, отражающее сущность объекта. Обыденное знание зависит от
субъекта, носителя этого знания;
необходимость особой подготовки субъекта, занимающегося наукой, овладения им наряду с приемами и методами также определенной системой ценностных ориентаций и целевых установок. В качестве одной из основных установок деятельности ученый ориентируется на поиск объективной истины, воспринимая последнюю как высшую ценность науки. Важную роль играет установка на постоянный рост знаний, получение нового знания, его обоснования и проверки. Создаётся специальная школа подготовки научных кадров ученых-специалистов. В процессе этой подготовки будущие специалисты должны усвоить специальные знания, приемы и методы научной работы, основные ценности и нормы науки. Обыденное знание приобретается в повседневной жизни каждым субъектом, оно подчинено решению непосредственных практических задач, приобретается автоматически, в процессе социализации индивида.
Определение и функции науки
Двадцатый век это эпоха бурного развития науки, начала научно-технической революции. Наука играет огромную роль в жизни современного общества, оказывая влияние на многие его стороны: экономику, политику, идеологию, на рост благосостояния, здоровье человека, его быт и духовную культуру.
Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного влияния на развитие общества, как наука. После второй мировой войны наука приобрела такое значение, что превратилась в одну из важных областей государственной деятельности. Она выступает в виде фактора, определяющего престиж, а также военное и экономическое могущество страны. Это обусловлено тем, что научные открытия находят широкое применение в военном и промышленном производстве. Вопросы науки (её структура, закономерности развития, социокультурная детерминация, роль в обществе, методы и формы научного познания) становятся предметом философского анализа. Формируется специальная дисциплина философия науки, которая изучает закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки является: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общие вопросы управления наукой, научно-технической политики.
Центральной проблемой философии науки является проблема роста научного знания. Философия науки изучает общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социо-культурном контексте.
В самостоятельное направление философии науки сформировалась во второй половине XIX века в деятельности первых позитивистов. Вдохновленные гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира.
В литературе по науковедению существуют различные определения науки. Это связано с тем, что наука сложный, многогранный феномен. Разные определения науки подчёркивают отдельные аспекты этого феномена.
Наука форма деятельности людей, направленная на получение и применение новых знаний о действительности и о самом познании с целью открытия объективных законов. Наука представляет собой явление духовной жизни общества, форму отражения в сознании внешнего мира. Познавательная функция у науки является главной, основной в отличие от других форм духовной культуры, таких как философия, искусство, религия. Полученное знание постепенно накапливается, аккумулируется, образуя развивающуюся систему. Все элементы этой системы изменяются со временем, меняется их структура, взаимосвязь.
В зависимости от того, какая сторона действительности или какая форма движения материи изучается, наука разделяется на отдельные отрасли знания. В науковедении используются различные принципы классификации наук. В самом общем виде науки подразделяются по предмету и методу познания на естественные (науки о природе), общественные (науки об обществе), философские (науки о наиболее общих законах природы, общества и познания). В свою очередь естественные науки подразделяются по предмету изучения на физику, механику, химию, биологию, геологию и другие, каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин.
Отдельную группу составляют технические науки. Научно-техническая деятельность направлена на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
По степени общности и удалённости от практики науки делятся на две большие группы: фундаментальные, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природы, и прикладные, ориентированные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Наука система постоянно обогащающегося знания о мире, развивающегося на основе общественно-исторической практики. В этом аспекте подчёркивается результат научной деятельности в форме фактов, проблем, законов, теорий.
В дальнейшем нас будут интересовать именно эти стороны науки.
Наука особого рода социальный институт, в котором заняты миллионы людей. Это ряд научных учреждений: научно-исследовательских
институтов, академий, учебных заведений, конструкторских бюро, осуществляющих научные исследования. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций. Наука как социальный
институт сформировалась только в Новое время. Занятие наукой в XVII
веке стало самостоятельной сферой человеческой деятельности, стало
профессией. Очень актуальна проблема государственного регулирования науки, применения ее достижений в производстве. Наука зависит от общества, она выявляет «социальный заказ». Каждое общество имеет науку, соответствующую его уровню развития.
Наука непосредственная производительная сила. Она значительно влияет на орудия и средства труда и самого человека, увеличивая его власть над природой. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу начался в середине XIX столетия и получил развитие в XX веке. Сейчас производство все более становится полем применения научных достижений, практического использования научных знаний. Реализоваться наука как непосредственная производительная сила сможет в высокопроизводительном автоматизированном производстве, когда физические и умственные функции человека будут в основном переданы техническим средствам, созданным на основе достижений науки.
Функции науки многообразны. Выделяют культурно-мировоззренческую, познавательную и практическую функции. Наука направлена на выяснение законов окружающего нас мира: природы, общества, мышления. Эти законы и научные представления становятся составной частью культуры общества, входят в мировоззрение людей. Знания это наиболее подвижный, изменяющийся компонент миропонимания. Огромное значение в этом отношении имело возникновение и утверждение гелиоцентрической системы Коперника. Оно послужило поводом для столкновения науки с теологией, которая в те времена занимала господствующие позиции в формировании мировоззрения людей. Теологическая картина мира основывалась на геоцентризме, что послужило острому конфликту между нарождавшейся наукой и теологией. Коперниканской революцией наука впервые заявила о своих претензиях на формирование важнейших мировоззренческих вопросов. Большую роль в этом отношении сыграла и эволюционная теория Дарвина. И по мере новых открытий в науке электричество, микромир, история человечества, кибернетика мировоззрение людей значительно изменялось в соответствии с изменением научной картины мира. В настоящее время основные достижения науки составляют важный элемент общего образования и фундамент мировоззрения. Без понимания сути современных достижений науки не может быть всесторонне развитой, творческой и свободной личности. Она формируется в интеллектуальной атмосфере, созданной в том числе и наукой.
Познавательная функция науки включает объяснительную и предсказательную функции. Знание законов позволяет понять, объяснить изучаемые объекты и предвидеть новые явления. Объяснительная функция науки реализуется как выяснение причины изучаемого процесса, его функций, состава или структуры. Важна и предсказательная функция науки. Не случайно О. Конт отмечал: «Знать, чтобы предвидеть». Зная законы состава, структуры или развития объекта, мы можем предвидеть его свойства, наступление тех или иных событий. Так, определив место элемента в периодической системе элементов, Д. И. Менделеев предсказал свойства не открытых ещё элементов. Предвидение даёт возможность контролировать процессы и управлять ими. Смысл науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть чтобы действовать.
Практическая функция науки состоит в применении познанных законов в деятельности человека, увеличении его возможностей по преобразованию природы и общества. Научное знание необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Известный афоризм Ф. Бэкона «Знание сила» полностью подтвердился в истории общества. Человек поставил себе на службу энергию рек и атома, осуществляет полёты в космос. Повышение продуктивности сельского хозяйства, успехи медицины, повышение материального благосостояния обеспечены во многом научно-техническим прогрессом. Научные знания порождают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, средства связи и транспорт, даже новые сферы человеческой деятельности. Ученые выступают в роли экспертов при подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных, политических программ, управленческих решений.
Очень важны функции науки в решении глобальных проблем современности. Одной из них является экологическая проблема. Бурный научно-технический прогресс в развитых странах ведет к истощению природных ресурсов планеты, растущему загрязнению воздуха, воды, почвы, исчезновению многих видов растений и животных. Ученые предупреждали о надвигающейся опасности, привлекали к этой теме внимание общественности, хозяйственных руководителей и государственных деятелей. Наука не только объясняет причины возникновения экологической опасности, она также ведет поиск путей и средств для ее решения.
Нормы и ценности науки
Наука представляет собой определённый социальный институт и как таковая формирует систему норм и ценностей. Поэтому людям, вступающим в контакт в рамках социального института, нет надобности договариваться об условиях взаимодействия. Нормы очерчивают круг допустимого, возможного, приемлемость поведения в данном социальном институте.
Более высокий и более обобщённый уровень регуляции поведения людей уровень ценностей, на котором определяется, что является должным, во имя чего люди следуют принятым нормам и вообще действуют, какое благо проистекает от данного социального института. Очень часто нормы, а тем более ценности, не получают письменного оформления и закрепления. На индивидуальном уровне эта упорядоченная система норм и ценностей реализуется благодаря организованности мотивов, которые побуждают человека действовать так, как это предписывается нормативными ожиданиями. Наука располагает обширным набором позитивных и негативных санкций, которыми поощряется ожидаемое и наказывается отклоняющееся от нормы поведение.
Главной позитивной санкцией является признание коллег, как современников, так и особенно учёных последующих поколений. Это признание выражается по-разному от цитирования в научной статье до увенчания престижной научной премией, например Нобелевской, и даже увековечевания имени учёного в названии закона или теории: закон механики Ньютона, теория относительности Эйнштейна.
Тех учёных, которые допускают отклонение от принятых в науке норм, ожидают негативные санкции вплоть до самых жёстких игнорирование всеми коллегами того, что делает данный учёный, так что он по сути дела оказывается вне науки.
Нормативно-ценностная система объединяет отдельных учёных в научное сообщество, консолидирует их. Важный показатель деятельности учёного это признание коллег. Оценкой признания является цитирование учёного А в статье учёного В. Чем больше случаев цитирования учёного А, тем выше уровень его признания, тем выше его рейтинг. У этого учёного больше вероятности того, что его заявка выиграет конкурс, и его работы будут финансироваться. Ведь основной вид финансирования в современной науке это гранты, выделяемые на конкурсной основе.
Нормативно-ценностная система научного сообщества не только допускает, но и стимулирует конкуренцию между учёными, обеспечивая тем самым прогресс научного познания. Вместе с тем эта система устанавливает и правила конкурентной борьбы, обеспечивая консолидацию научного сообщества.
Конкурируя с коллегами в борьбе за признание, каждый учёный реализует свой индивидуальный интерес. Возможность реализации этого интереса только в условиях научного сообщества побуждает учёного относиться с уважением к коллегам, признавать вклад в науку каждого из них и поддерживать климат взаимного доверия.
Ценностно-нормативная система научного сообщества выполняет двоякую функцию. Во-первых, она обеспечивает согласование мотивов, интересов и целей всех тех, кто входит в научное сообщество это функция интеграции сообщества. Во-вторых, она позволяет сообществу выступать в качестве единого целого во взаимодействиях социального института науки с другими национальными институтами, с государством и обществом. Осуществление этой функции необходимо для того, чтобы наука могла получать от общества потребные ей финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. Внутри науки распределение этих ресурсов порождает немалые социальные проблемы, поскольку каждое дисциплинарное сообщество, отстаивая собственные интересы, естественным образом стремится получить большую долю ресурсов. Однако перед внешним окружением, каковым для науки является общество, научное сообщество должно выступать как интегрированное целое, демонстрируя не только те практически важные эффекты, которые могут дать отдельные сферы науки, но и ценность науки как таковой. А это зависит от того, насколько сплоченным является научное сообщество в целом и в какой мере оно способно осознавать, выражать и защищать свои специфические интересы. Это особенно актуально для российской науки, которая переживает период трансформации.
Новое знание порождается человеком, оно всегда соразмерно человеку, человеческим способностям и возможностям. Но человеческие характеристики научного познания выражаются не только в том, что оно осуществляется человеком, но и в том, что оно осуществляется для человека.
Доступное для человеческого восприятия и понимания исследование не будет считаться завершенным, если его результат не доложен на научном симпозиуме или не опубликован в научном журнале. Делая достигнутый результат достоянием научного сообщества, учёный отчуждает его от себя, а коллеги получают возможность воспользоваться этим результатом для его критической оценки, чтобы на его основе осуществлять новые исследования, излагать его в учебнике, применять на практике.
Научная познавательная деятельность, как и любая другая, подлежит ценностным и моральным оценкам. В нормах научной этики находят своё воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не лги», «не укради», приспособленные к научной деятельности. «Не лги» означает в науке объективную информацию об исследовании объекта, результаты наблюдения или эксперимента нельзя искажать (фальсифицировать); «не укради» означает запрет на присвоение научных идей, результатов, полученных кем-то другим, на плагиат.
Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки, ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Известное изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» говорит о том, что стремление к истине для ученого важнее, чем симпатии и антипатии или какие-либо привходящие обстоятельства. История науки с благодарностью чтит имена подвижников, таких как Джордано Бруно, которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти.
Другим требованием этики выступает новизна результатов исследования. Учёный должен хорошо знать то, что сделано и делается в его области науки, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег
он опирается, что внесено им самим. Кроме того, учёный должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты.
Таким образом, полученные новые знания должны быть истинными, логически или экспериментально обоснованными.
Американский социолог науки Р. Мертон выделил комплекс ценностей и норм, являющихся обязательными для человека науки:
универсализм. Изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково, истинность научных утверждений должна оцениваться
независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто
их формулирует. Требование универсализма предполагает, что результаты
маститого учёного должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги;
общность. Научное знание должно свободно становиться общим
достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть
им. Публикуя результаты исследования, учёный не только утверждает свой
приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает
его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами;
бескорыстность. Первичным стимулом деятельности учёного дол-
жен являться поиск истины, свободный от соображений личной выгоды
(завоевание славы, получение денежного вознаграждения, награды и т. д.).
Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное
следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся
исследования;
организованный скептицизм. Каждый учёный несёт ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за
то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. В науке нельзя слепо
доверять авторитету предшественников, сколь бы высоким он не был. В
научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали
предшественники, так и критическое отношение к результатам их деятельности. Учёный должен не только настойчиво отстаивать свои убеждения, используя все аргументы и доказательства, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.
Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности учёного: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения.
Социальная ответственность ученого, сциентизм и
антисциентизм
В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействий внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и учёного с обществом.
Кроме профессиональной, существует социальная ответственность учёных, которая характеризует отношения науки и общества. Эта проблема стала актуальной во второй половине XX века. Этические вопросы и оценки науке выносились и ранее, но они не оказывали большого влияния на научные интересы исследования. Следует отметить, что оценки выносились разные, иногда противоположные, В Древней Греции Сократ учил: человек поступает дурно лишь по неведению, а когда познает истину, будет творить добро. Широко известны и слова библейского проповедника Екклезиаста: «... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». В XVIII веке Ж. Ж. Руссо выступал с утверждением, что развитие науки ни в коей мере не способствует нравственному прогрессу человечества.
В современную эпоху, когда полученные знания могут привести к бедам и разрушениям, гибели людей, сама истина и поиск её не могут быть однозначно добродетельными. Общее обострение глобальных проблем современности заставило учёных осознать серьёзность ситуации, угрожающей будущему человечества. Примечательно в этом отношении экологическое движение, выступающее против загрязнения среды обитания, за охрану природы, сохранение ресурсов планеты.
Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности учёного, особое место занимает генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека все они довольно тесно связаны между собой.
Учёные могут выступать и за запрещение некоторых исследований, которые несут опасность человечеству. Так был объявлен добровольный мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять потенциальную опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Здесь учёные обращают внимание общественности не на будущие блага и пользу от данных исследований, а предупреждают о возможных опасностях. И в этом случае социальная ответственность учёных повлияла на проблематику и направленность исследований.
В медицине с особой остротой встал вопрос об определении момента смерти донора в связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других органов.
В последнее время в дискуссиях вокруг этических проблем генной инженерии обсуждаются отдалённые, а то и просто утопические возможности искусственного конструирования человеческих индивидов, которые якобы могут открыться с развитием генетики. Эти дискуссии заставляют людей во многом по-новому или более остро воспринимать такие вечные проблемы, как проблема предназначения и свободы человека. Далекие перспективы, открываемые генетикой, начинают оказывать влияние на нас уже сегодня, заставляя задумываться о клональном размножении (получении генетически идентичных копий) людей.
В вопросе о роли науки в обществе и связи её развития с гуманизмом и моралью существуют различные точки зрения. С одной стороны, бурный, беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является реальностью нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития ведущих стран мира. Ещё в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества. Такова точка зрения сциентизма, то есть представления о науке, особенно естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности.
Вместе с тем развитие науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив. Сегодня многими исследователями отрицается гуманистическая сущность развития науки. Утверждается, что цели и устремления науки и общества в наши дни разделены и пришли в неустранимые противоречия, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.
Противники сциентизма ссылаются на то, что достижения науки используются для создания чудовищных средств массового уничтожения людей. Разве можно говорить о благе науки для человечества, если её достижения нередко используются для создания таких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавлению, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека? Негативные проявления научно-технического прогресса могут привести к катастрофическим последствием для судеб человечества. Многие реальные события предупреждают нас о том, какое ужасное будущее ждёт людей в обществе, для которого научно-технический прогресс выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения». Такова точка зрения антисциентизма. Но остановить развитие науки и техники, как призывают его сторонники, бессмысленно. Если знание не всегда ведёт к благу, к добродетели, то это не означает, что путём к добродетели является невежество. Истины, достигаемые наукой, не являются синонимом блага, добра, но к последнему нет пути помимо овладения истиной.
Сциентизму свойственно слепое преклонение перед наукой, для антсциентизма характерен безотчётный страх перед ней. Обеим этим позициям не хватает, прежде всего, диалектического, рационального отношения к науке. Научно-технический прогресс как компонент современного исторического развития необратим, и всякие заклинания по этому поводу не в состоянии его остановить. Единственное, что они могут породить это накопление и закрепление отсталости, слаборазвитости общества. В то же время это никоем образом не означает, что людям остается лишь безропотно подчиняться развитию науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям. Научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений требуют компетентного анализа и могут приниматься или отвергаться.
Говоря о сциентизме и антисциентизме, возможностях и значениях науки, следует остановится на реальных трудностях развития техногенной цивилизации, основанной на достижениях науки.
Наиболее важное внутреннее ограничение науки состоит в том, что она не имеет достаточного внутреннего оправдания. Наука не обладает абсолютной ценностью сама по себе, она не является ценностным сознанием. Наука отвечает на вопросы: как? почему? что мы должны делать, если хотим добиться таких-то результатов? имеет ли эта деятельность смысл в конечном счете?
Фундаментальное ограничение научного подхода состоит в дисциплинарном расчленении предмета, в результате чего с развитием науки природа все менее предстает как целостность.
Наука ориентирована на познание всеобщего, существенного, необходимого и отказывается от личностного, индивидуального, конкретного начала. Она оказывается неспособной помочь человеку определиться в жизни, сделать выбор.
Изучая рационализированный мир, загоняя его в абстрактные схемы и логические сети понятий, наука дегуманизирует представление о нем.
Таковы основные моменты критики науки, связанной с растущим осознанием возможного кризиса техногенной цивилизации. Антисциентистские ориентации массового сознания подпитываются установками, возлагающими ответственность за глобальные проблемы современной цивилизации исключительно на науку.
Некоторые исследователи полагают, что социальную потребность в новой науке (понятной, простой, человечной, доступной, всезнающей и решающей все проблемы) может удовлетворить околонаучное знание, в частности паранаука. Она определяется как совокупность специфических форм познания, концентрирующихся вокруг науки, воспроизводящих некоторые из присущих науке гносеологических особенностей, но не соответствующих критериям науки в полном объеме. Она не противопоставляется нормативной науке, в напротив, подчеркивает научный характер своих базовых идей и используемых методов. Паранаука обладает всеми преимуществами, которые массовое сознание ожидает увидеть в ней: она депрофессионализирована, в ней принципиально отвергается требование специальной подготовки к исследовательской деятельности; она финализована обещает решение глобальных и значимых для человека проблем.
Направление взаимодействия науки и паранауки, моменты их тождества могут быть охарактеризованы в трех аспектах:
- содержательный как трансляция идей и представлений о мире, их усвоение и трансформация;
- функциональный как реализация в паранауке некоторых постклассических программ реформирования науки: паранаука в глазах общественного мнения делает то, что наука должна, но не выполняет по каким-то причинам; это дает паранауке право претендовать на замещение науки во всех приложениях, рассматриваемых в качестве ее функций;
-методологический паранаука выступает одновременно как попытка использования новых в требованиях к науке и как попытка восстановления некоторых черт классического образа науки, современной наукой утраченных. Внешней формой проявления методологического единства является присутствие и сознательное обеспечение в паранауке ряда признаков, характерных для научного знания.
Отличительным признаком паранауки является рациональность базовых идей. Она «подхватывает» идеи, которые не могут быть полностью включены в науку на соответствующем уровне ее развития или идут вразрез с господствующей парадигмой. Паранаука выступает как резервуар, в котором такие идеи сохраняются до тех пор, когда наука их востребует.
Другой отличительный признак паранауки ее универсальность как в смысле принципиальной объяснимости любой сферы деятельности, так и в смысле пригодности немногих базовых представлений для исчерпывающего истолкования весьма далеких друг от друга феноменов. Характерно для паранауки и соответствующее построение текстов: система постулатов об устройстве мира; модель человека; жизненные, поведенческие и этические нормативы: программа действий с описанием принципиально новых возможностей.
Неотъемлемой частью многих паранаучных концепций является открытая нравственная проповедь, означающая становление паранауки как ценностной формы сознания. В паранауке с самого начала присутствует финализация, что означает детерминированность исследований необходимостью решения конкретных практических проблем. Типично для нее не содержательное, а целевое обоснование исследований, при этом цели обычно выдвигаются достижимые и очень значимые личностно: полный контроль над физиологическими процессами в организме, достижение телесного здоровья и душевного равновесия, продление жизни, гармонизация отношений с окружающими, расширение резервов памяти, выход на более высокий уровень мышления, путешествие в самые отдаленные точки Вселенной и т.д. А средства достижения этих целей достаточно просты и на минимальном уровне доступны любому заинтересованному человеку, а на более высоком могут потребовать значительных личностных усилий, но, как правило, не создания организационных структур и не материальных затрат, снимая тем самым эту типичную претензию массового сознания к науке. Манифестируясь как оптимальный способ выработки путей решения конкретных жизненных задач, паранаука получает право определения и глобальных перспектив человеческой деятельности. В результате целые направления исследований начинают осмысливаться во многом через па-ранауку.
Некоторые характерные ориентации сближают паранауку с классической наукой. Это, в первую очередь, представление о единстве знания, сопряженное с поиском всеобщего метода и стремлением к целостному мировоззрению на основе базовых истин; это убеждение в том, что лишь один путь из тысячи возможных ведет к истине, вера в знание как способ решения всех практических проблем, совершенствования общественной жизни и личных качеств, самостоятельную этическую ценность; отношение к познанию как интеллектуальному приключению творческой личности.
Паранаука обладает чертами, сближающими ее и с религией, и особенностями, характеризующими ее как мифологию, и собственными яркими отличительными признаками. Паранауку, по мнению Н.И. Мартишиной, следует квалифицировать как современную мифологию. Паранаука как мифология представляет собой форму практически-духовного освоения мира, конкретно-прикладное сознание; она демонстративно утилитарна в ситуации, когда рациональное достижение значимых целей недоступно, являясь способом снятия ограничений наличной практики.
Говоря о социальной ответственности ученого, следует отметить, что он должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он, благодаря своим профессиональным знаниям, подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой. Наряду с этим социально ответственная позиция учёного предполагает, чтобы он широко и доступно оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль учёных в современном мире. Ибо они обладают теми знаниями, которые необходимы ныне не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.
Таким образом, наука, являясь основой научно-технического прогресса, играет все большую роль в жизни общества, оказывая влияние на многие стороны жизни и деятельности человека.