Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Темы практических занятий для студентов IV курса Стахановского факультета Прак

Работа добавлена на сайт samzan.net:


КУРС «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

Темы практических занятий для студентов IV курса

Стахановского факультета

Практическое занятие № 1

Проблема формы и содержания

1. Единство и взаимосвязь художественной формы и содержания. Понятия "форма" и "содержание" в контексте литературоведческих дискуссий Концепции дихотомического, трехуровневого членения художественного произведения Принципы рассмотрения формально-содержательной целостности произведения: дихотомическое членение (Л. Тимофеев, Г.Н. Поспелов), трехуровневая (А. А. Потебня, В.В.Виноградов), многоуровневое членение (Р. Ингарден, Р. Уэллек, М. Бахтин , Н. Гартман и др.)

2. Литературное произведение как органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания.

3. Состав художественной формы как проблема теоретической поэтики. Уровни формы в дихотомической концепции строения произведения. А. Потебня о строении словесно-художественного творения. Понимание формы представителями формальной школы. Понятие художественного приема и его функции. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов "структура", "текст", "контекст", "поэтический мир" в семиотической трактовке художественной литературы.

4. Специфика художественного содержания. Понятие "тема", его основные значения, классификация тематики литературных произведений. Понятие "проблема", его соотнесенность с другими смежными понятиями и терминами теории литературного произведения. Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения.

5. Проблема авторской трактовки темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи.

6. Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, читательская, критическая, литературоведческая) как истолкование, основанное на постижении поэтической идеи. Контекст творчества писателя, замысел и творческая история произведения как ориентиры для интерпретации.

Литература:

Хализев В. Е. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. - С. 149 - 157.

Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для ВУЗов по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение» / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; комм. С. Н. Бройтман, при участии Н. Д. Тамарченко. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – 333 с.

Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творении // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов. / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова. – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. - С. 265-325.

Эткинд Е. Приращение смысла // Эткинд Е. Материя стиха / Е. Эткинд. - М. : Гуманитарный союз, 1998. С. 16 - 38.

Практическое занятие № 2

Специфика художественной образности: знак – образ – символ – мотив

1. Образ - представление - понятие. Специфика художественного образа.

2. Словесный образ, его особенности. Образ, знак и символ.

3. Внутренняя структура образа.

4. Типология образов в литературе: человек - общество - природа.

5. “Рассеивающее чтение” Р. Барта и “мотивный анализ” Б. Гаспарова: сходство и различия.

Литература:

Хализев В. Е. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. – С. 92-97, 266-269.

Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для ВУЗов по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение» / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; комм. С. Н. Бройтман, при участии Н. Д. Тамарченко. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – 333 с.

Барт Р. S/Z. / Барт Р. Пер. С фр. - М.: Ad Marginem, 1994. (Главы 1-13).

Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. ; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – С. 424 - 462.

Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита" // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы / Б. М. Гаспаров. - М. : Наука, 1993. - С. 27 - 82. (ксерокопия на кафедре)

Манн Ю. В. Диалектика художественного образа / Ю. В. Манн. - М. : Советский писатель, 1987. – 317 с.

Палиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении : В 3-х тт. ; Т. 1. Образ, метод, характер / ред. коллегия Г. Л. Абрамович, Н. К. Гей, В. В. Ермилов, М. С. Кургинян. – М. : Изд-во АН СССР, 1962. - С. 72 – 114.

Роднянская И. Б. Художественный образ // Философская энциклопедия : В 5 т. / Гл. ред. Ф. В. Константинов ; Научн. совет изд-ва «Советская энциклопедия» ; Ин-т философии АН СССР. - М. : Советская энциклопедия, 1970. - Т. 5. - С. 452-455.

Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов ; отв. ред. В. А. Каверин, А. С. Мясников ; АН СССР, Отделение литературы и языка, Комиссия по истории филолог. наук, Научн. совет по истории мировой культуры . - М. : Наука, 1977. - С. 310-318.

Практическое занятие № 3

Сюжет как теоретическая проблема

1. Сюжет как система действий и событий в произведении.

2. Разграничение сюжета и композиции его изображения. Сюжетные инверсии, прологи и эпилоги, чередование эпизодов, обрамление, циклизация, вставные сюжеты, предыстории и последующие истории как приемы композиции. Анализ композиции сюжета повестей Пушкина "Метель" и "Выстрел" и Гоголя "Шинель".

3. Морфология сюжета (А. Н. Веселовский, В.Я. Пропп).

4. Историческая типология сюжетных схем (Ю.М. Лотман).

Литература:

Хализев В. Е. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. – С. 214-226.

Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для ВУЗов по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение» / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; комм. С. Н. Бройтман, при участии Н. Д. Тамарченко. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – С. 179 - 190.

Выготский Л. С. "Легкое дыхание" // Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; Вступ. ст. А. Н. Леонтьева. - СПб. : Азбука, 2000. С. 186-207.

Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2. Роды и жанры // ред. коллегия Г. Л. Абрамович, Н. К. Гей, В. В. Ермилов, М. С. Кургинян. - М. : Изд-во АН СССР, 1964. – С. 406-450.

Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. Избранные статьи / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 3. - С. 91 – 107.

Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 224.

Шкловский В. Б. Тетива: О несходстве сходного : Энергия заблуждения : Книга о сюжете // Шкловский В. Б. Избранное : В 2-х тт. / В. Б. Шкловский. - М. : Художественная литература, 1983. – Т. 2. - 640 с.

Шкловский В. Б. Связь сюжетосложения с общими приемами стиля // Шкловский В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1983. - С. 26 - 62.

Фрейденберг О. М. Метафора как будущая форма сюжетов и жанров. Генезис сюжетов. Сюжетные мотивы как действенная форма персонажа // Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг ; подгот. текста и общ. ред. Н. В. Брагинский. - М. : Лабиринт, 1997. – С. 109 - 111, 221 - 224.

Практическое занятие № 4

Автор в системе эстетических отношений

1. Концепции автора в отечественном литературоведении (М. М. Бахтин, Б. О. Корман, Н. Т. Рымарь и В. П. Скобелев). Формы выражения авторского сознания в произведениях разной родовой природы. Концепированный автор. Позиция диалога автора по отношению к героям в полифоническом романе Ф. Достоевского. Автор в системе субъектов речи и субъектов сознания.

2. Категория пафоса как типа авторской эмоциональности. Его исторические и типологические модели: 1) "любовь поэта в идее" (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и "серьезным" (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Смежные и синонимичные понятия современной науки о литературе (тип авторской эмоциональности (В. Е. Хализев), "модус художественности" ( В. И. Тюпа).

3. Типы авторской эмоциональности: героика, трагизм, драматизм, идиллическое, сентиментальность, романтика, различные виды смехового.

4. Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.

5. Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.

6. Идиллическое - художественная идеализация "естественного" человечества, не затронутого цивилизацией.

7. Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени.

8. Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Использование термина "юмор" в значении легкого, развлекающего смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

9. Кризис авторства в ХХ веке.

Литература:

Хализев В. Е. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. – С. 68-79

Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учеб. пос. для ВУЗов по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение» / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – 333 с.

Барт Р. Смерть автора / Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. ; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - С. 384 – 391.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т.1. Философская эстетика 1920-х гг. – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. - С. 69- 326

Практическое занятие № 5

Родовидовая специфика художественного произведения

1. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема.

2. Концепция А. Веселовского о происхождении литературных родов.

3. Дискуссионность понятия литературного рода в 20 веке.

4. История философии (Аристотель, Гегель), литературной критики (В.Г. Белинский) и науки о разделении литературы на три рода в свете классификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных (по особенностям их содержания и формы).

5. Аспекты анализа прозаического произведения: Композиционно-речевая организация. Формы хронотопа. Логика развертывания сюжета. Герой и авторская позиция. Текст в тексте: функции вставного фрагмента в структуре целого.

6.Особенности лирического произведения: Единство переживания как основа композиции предметного мира в лирике. Лирический герой и биографический автор; Тяготение к "вечным", общечеловеческим темам (мотивам): любовь, природа, творчество, смысл жизни, бег времени и т. п. Пунктирность сюжета или "отсутствие" сюжета в лирике. Классификация лирики в зависимости от субъекта переживания: автопсихологическая и ролевая; от структуры предметного мира: собственно медитативная, повествовательная (ее смежность с лиро-эпической), смешанные формы ("Осень" А. С. Пушкина). Семантический ореол метра. (Ф.И.Тютчев. “Последняя любовь”. М.А.Волошин. “Северо-Восток”. М.Ю.Лермонтов. “Родина”). Звуковой уровень лирического стихотворения. Методика “чтения по частям речи”. Именной и глагольный стили (А.А.Блок. “Незнакомка”. В.В.Маяковский. “Послушайте !”). Грамматический уровень лирического стихотворения (А.С.Пушкин. “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье...”)).

7. Действенная основа драмы: Высказывание персонажа как основное средство раскрытия характера в драме. Основной (персонажный) и побочный (авторский) текст в драме. Внешняя композиция пьесы. Членение на акты, сцены, явления.

8. Пограничные родовые явления: лироэпика, лирическая драма, драма для чтения и др.

Литература:

Хализев В. Е. Теория литературы : Учебное пособие для вузов. - М., 2002. – С. 294-319.

Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для ВУЗов / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – 333 с.

Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы / С. Г. Бочаров. - М. : Языки русской культуры, 1999. – 626 с.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М. Л. Гаспаров. - М. : Наука, 1984. – 318 с.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика : в 2-х т / Пер. с нем. Б. Г. Столпнер ; авт. вступ. ст. Ю. В. Перов. - СПб.: Наука, 2001. - Т. 1. - С. 98-127, 161-174. - Т. 2. - С. 295-534.

Гинзбург Л. Я. О лирике. - М. : Интрада, 1997. - 408 с.

Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. М. Теория стиха. -Л. : Советский писатель. Ленинградское отделение, 1975. – 663 с.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Ю. М. Лотман О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман ; вступ. ст. М. Л. Гаспаров. – СПб. : Искусство - СПБ, 1999. - С. 18-133

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Ю. М. Лотман Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство - СПБ, 2000. - С. 150 - 391

Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи : В 3-х т. / Ю. М. Лотман. - Таллинн, 1992. - Т.1. - С. 148-160.




1. «Работа в текстовом редакторе Word»
2. Прикладная информатика по отраслям Отредактировать старое фото в dobePhotoshop.
3. Восточной Азии состоит из двух частей- западной которая расположена на юге полуострова Малакка и восточной
4.  Сущность потенциала организации как базового фактора ее конкурентоспособности
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I
6. Скоропадський Новий уряд рішуче проводив політику українізації духовного життя особливо у сфері освіти
7.  Вежливость представляет собой моральное качествоопределяющее обычную любезность человека в цивилизованн
8. Формы документов и порядок их заполнения для проведения процедуры мозговой штурм
9. Доклад- Икарус
10. ву РФ. ВЭД это экспорт товаров и услуг ипорт товаров и услуг реэкспорт экспорт импортных товаров бартерны
11. РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ г
12. История возникновения и развития монополии
13. Золотые ворота Христианства
14. 1976 один из создателей квантовой механики
15. . Определения производительности труда 12
16. Рембрандт. Чем пахнет живопис
17. РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ КОЛЛЕДЖ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РО
18. Презентация семи оригинальных изделий выполненных в одной технике БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
19. кишечном тракте. Среди большой группы КИ нами рассматриваются дизентерия брюшной тиф холера.
20. Устанавливает соединение с локальным сокетом и определяет время установления соединения