Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

темах 4 Мировоззренческий аспект системности 5

Работа добавлена на сайт samzan.net:


29

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

1. Характеристика основных аспектов системности 

2. Основные этапы развития системных идей  (СРС)

3. Возникновение и развитие науки о системах

4. Мировоззренческий аспект системности

5. Системность неорганической природы  (СРС)

6. Системность живой природы 

7. Общество как система

8. Признаки общества как системы

9. Основные подсистемы общества

1. Характеристика основных аспектов системности 

Тот, кто начинает осваивать идеи теории систем, сразу сталкивается с проблемой изначальной неопределенности в понятиях. Довольно часто в литературе используются такие понятия, как "системный подход", "теория систем", "системный анализ", "принцип системности" и др. При этом их не всегда различают и часто применяют как синонимы. По нашему мнению, наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является "системность". Причем в этом термине заключается два смысла. Первый составляет отождествление системности с объективным, независимым от человека свойством действительности. Такое понимание делает ее онтологическим, объективнодиалектическим свойством всего сущего. Другой под системностью подразумевает накопленные людьми представления о самом свойстве, т.е. он представляет собой гносеологическое явление, некоторые знания о системах различной природы. Гносеологическая системность – довольно сложное и многообразное явление, проявляющаяся в трех аспектах (рис. 1.1). 

Рис. 1. Структура системности и составляющие ее функции

1. В системном подходе как принципе познавательной и практической деятельности людей. Термин "подход" означает совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дел и т.д. В этом смысле подход – скорее не детальный алгоритм действия человека, множество некоторых обобщенных правил. Это лишь подступ к делу, но не модель самого дела. Поэтому системный подход можно рассматривать как принцип деятельности. Ведь под принципом понимается наиболее общее правило деятельности, которое обеспечивает его правильность, но не гарантирует однозначность и успех. Системный подход следует рассматривать как некоторый методологический подход человек к действительности, представляющий собой некоторую общность принципов. Это по сути дела системная парадигма, системное мировоззрение. Назначение системного подхода заключается в том, что он направляет человека на системное видение действительности. Он заставляет рассматривать мир с системных позиций, точнее – с позиций его системного устройства.

Системный подход состоит в том, что любой более или менее сложный объект рассматривается в качестве относительно самостоятельной системы со своими особенностями функционирования и развития. Основываясь на идеях целостности и относительной независимости объектов, находящихся в целостном мире, принцип системности предполагает представление исследуемого объект как некоторой системы, характеризующейся:

· элементным составом;

· структурой как формой взаимосвязи элементов;

· функциями элементов и целого; 

· единством внутренней и внешней среды системы;

· законами развития системы и ее составляющих.

Как пишет А. Н. Аверьянов, системное познание и преобразование мира предполагают:

· рассмотрение объект деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов;

· установление состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними;

· выявление внешних связей системы, выделение главных;

· определение функций системы и ее роли среди других систем;

· анализ диалектики структуры и функций системы;

· обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Можно согласиться с А. Н. Аверьяновым, что принцип системного познания не подменяет диалектику, представляет собой дальнейшее раскрытие и обогащение таких диалектических принципов, как всеобщая связь и взаимодействие, развитие и др.

2. В теории систем, или научном знании о системах, которое характеризуется своими гносеологическими возможностями. Теория систем объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы. Это – не просто мировоззрение, строгое научное знание о мире систем.

3. В системном методе и его разрешающих способностях. Системный метод выступает как некоторая интегральная совокупность относительно простых методов и приемов познания, также преобразования действительности.

Составляющие системности реализуют специфические функции. Так, системный подход, будучи принципом познания, выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, обеспечивает не только видение мира, но и ориентацию в нем.

Системный метод реализует познавательную и методологическую функции, системная теория – объясняющую и систематизирующую. Таким образом, системность выступает в качестве инструмента познавательной деятельности, значительного арсенала конкретных методов познания всего сущего. Системная теория как знание о системах накапливает их, приводит в порядок и использует для объяснения систем различной природы.

Развитие аспектов системности особенно интенсивно началось со второй половины ХХ ст. Значительную роль в этом сыграла научно-техническая революция. Многообразные и кардинальные открытия в области науки в значительной степени были вызваны системным мировоззрением и широким применением системного анализа. Последовавшая за научной техническая революция также был обусловлена системным подходом в создании технических нововведений. Наконец, успехи производства также обусловлены системностью.

Можно с уверенностью констатировать, что ХХ в. был не только веком покорения атома и сотворения компьютера. Главное его достижение – создание системного мировоззрения, системного метода получения знаний, которые в конечном итоге предопределили и мирное использование атомной энергии, и появление компьютера, и еще сотни тысяч достижений в области науки, техники, производства, политики и культуры.

В эти годы начала оформляться общая теория систем, также частные теории. В последующем стало происходить выделение прикладной области системного знания – системотехники как прикладного, инженерного направления знаний о системах. Постепенно различные виды системных теорий интегрируются в системологию, которая включает в себя общую теорию систем, частные и отраслевые теории систем, системотехнику. Сущность системологии заключается в том, что она представляет собой интегральную науку о системах. Общая теория систем интегрирует наиболее обобщенное знание о системах. Она находится под воздействием двух наук: философии, которая дает ей обоснование категориального аппарата, методы и приемы познания, качественное видение систем, и математики, обеспечивающей количественный анализ систем.

Огромную роль в развитии общей теории систем играют логика, теория множеств, кибернетика и другие науки. Отраслевые теории систем раскрывают специфику систем различной природы. Речь идет о теории физических, химических, биологических, экономических, социальных систем, которые курируются соответствующими отраслями наук. Специальные теории систем направлены на отражение их отдельных сторон, аспектов, срезов, этапов. Они находятся под влиянием соответствующих теорий. Например, теория диссипативных систем, теория переходных систем, теория эволюции систем и т.п. Наконец, системология (прикладная инженерная дисциплина) находится под воздействием техники, моделирования, проектирования и конструирования, т.е. технической, биологической, информационной и социальной инженерии (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура системологии

В последней четверти ХХ ст. вместе с выдающимися успехами системности проявляются кризисные процессы. Системность в ряде случаев перестает отвечать на возрастающие методологические аппетиты ученых и техников, политиков и бизнесменов. Начинается кризис системности, обусловленный тем, что в эпоху индустриального развития системность базировалась на методологии причинноследственных связей, принципе детерминизма, однозначности в понимании сущности явлений природы и общества. Но со вступлением авангарда современной цивилизации в постиндустриальную фазу развития, характеризующуюся отрицанием жесткого детерминизма, однозначностью понимания природы предметов и явлений, системный подход стал все чаще давать сбои. Заметим, что основная причина этого не столько в кризисе системности как таковой, сколько в кризисе ее детерминистской транскрипции.

Вследствие постоянной смены нововведений человечество оказалось в постоянно переходном обществе, состоящем из непрерывно обновляющихся подсистем. Это общество нуждалось в принципиальном обновлении системной методологии, что и произошло благодаря формированию И. И. Пригожиным (лауреат Нобелевской премии 1977 г. в области химии за вклад в термодинамику неравновесных процессов, особенно в теорию диссипативных структур) концепции хаоса и переходных процессов. Дальнейшее развитие идеи системности привело к возникновению концепции синергетики Г. Хагена и принципа синергизма, который сформировался к 80-м годам, когда системность потрясли первые кризисы. Принцип синергизма, или мультипликационный подход, обособился от системного и выдвигается на первый план среди других методологических принципов потому, что научно-техническая революция и социальные преобразования потребовали исследования проблемы эффективности. Благодаря этим открытиям системность оказалась способной объяснять переходные, нестационарные процессы, что и обеспечило преодоление ее кризиса.

Заметим, что в литературе нередко применяют несколько терминов: системный подход, принцип системности, системный анализ и системный метод. Чаще всего они употребляются как синонимы, но понятия системный подход и системный анализ следует различать. Так, если системный подход – это принцип познания, то системный анализ представляет собой процесс, некоторое развертывание принципа системности в методологический комплекс. Кроме того, системный анализ осуществляется не только по отношению к функционированию и развитию тех или иных систем, но и по отношению к совокупности фактов, событий, идей и т.п.

2. Основные этапы развития системных идей

Формирование системных идей происходило очень медленно в процессе становления человеческого обществ и культуры. Системные идеи, как и любое явление природы и общества, прошли несколько важнейших этапов.

Первый этап начался в глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения и развития системных идей, которые складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией, носили разрозненный характер. Возникали и оформлялись отдельные идеи и понятия. Нередко они представляли собой нечаянные интуитивные открытия тех или иных выдающихся ученых, философов и мыслителей.

Второй этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями. Системность превращается в научное знание о системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.

Третий этап характеризуется тем, что происходит превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности. Он развертывается со второй половины 50х годов и совпадает с началом научнотехнической революции, которая максимально использовала системный метод для научных открытий, осуществления технологических разработок. Системность к концу ХХ ст. становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты всех отраслей.

Становление философских основ системного подход представляет собой длительный процесс. Слово "система" появилось в Древней Греции 2000-2500 тыс. лет назад. Однако зачатки системных идей возникли в еще более глубокой древности. В ее первооснове лежит целостное мифологическое восприятие людьми всего сущего. Системность как видение мира в виде целостности взаимосвязанных элементов складывалась в процессе эволюции человеческой практики и мышления. Ее становление происходило благодаря нескольким факторам:

· во-первых, проникновению человек в ходе познания окружающего мира во внутреннее устройство вещей и явлений, где всякий раз обнаруживались многообразные взаимосвязи и иные атрибуты системности;

· во-вторых, вследствие мыслительной деятельности, когда постоянно происходило разложение целого на части и, наоборот, соединение его составляющих;

· в-третьих, в ходе практической деятельности по созданию целого из нескольких частей, также делению целого на части. Разбивая, дробя, ломая, человек всякий раз улавливал потерю целого.

Отсюда следует, что в качестве источников системных идей выступали:

· практическая деятельность людей, которая постоянно обнаруживала структуры, целостность объектов и явлений, взаимосвязи между ними. Целое и части всегда присутствовали в хозяйственной деятельности, торговле, военном деле, строительстве и т.д.;

· философия, которая осмысливала, обтачивала основные понятия системности, отрывала от реальной действительности и поднимала в облака абстрактности;

· естественные знания и науки, которые формировали системность видения природы;

· социальные науки, науки о человеке, которые вырабатывали системный подход к обществу.

Рассмотрим подробнее этот великий исторический процесс накопления сокровищ системности.

Практической жизни людей, несомненно, принадлежит ведущая роль в формировании массовых системных представлений. Человек либо сталкивался с системами, либо созидал их, либо подвергал нещадным разрушениям. Знаменитые египетские пирамиды, ирригационные системы Древнего Китая, как правило, открывают огромные списки сложнейших сооружений древности. Принципы целостности и соразмерности, учет влияния на рукотворный объект многообразных факторов окружающей среды широко применялись в строительстве, торговле, военном деле и других областях. Практика постоянно требовала соблюдения этих принципов. Классическим примером недооценки внешних факторов, действующих на систему, является одно из семи чудес свет – 3540метровая статуя бога солнца Гелиоса, сооруженная на входе в гавань острова Родос, т. н. Колосс Родосский. Он простоял 50 лет (некоторые исследователи называют более точную цифру – 66 лет) и рухнул во время землетрясения в 225 г. до н.э. Самым уязвимым местом оказались колени – выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи уперлись в землю. Обломки почти 1000 лет лежали на берегу бухты уроком нарушения принцип системности, закрепив в сознании людей сентенцию "Колосс на глиняных ногах".

Важнейшие факторы практической жизни, которые влияли на формирование системного отношения к действительности:

· усложнение и нарастание многообразия человеческой деятельности и ее продуктов. Все более сложные и взаимосвязанные орудия и результаты труда, его организация заставляли задумываться о целом и частях, гармонии взаимодействий между ними. Переход от простой орудийной деятельности к машинному производству, от него – к системнотехническому развитию наращивал практический эффект от системности;

· проникновение системных идей во все виды профессиональной деятельности. Каждая профессия начинает оперировать определенной системой знаний, умений и навыков, которые периодически обновляются в зависимости от происходящих в обществе научных, технических и производственных революций;

· нарастание системности в образовании людей. Образование в древних обществах предполагало обучение человек всему своду знаний. По мере роста и дифференциации знаний образование стало в той или иной мере разрешать противоречие между системами имеющихся профессиональных знаний. В современном образовании системность выступает не только характеристикой целостности и достаточности знаний, но и методом их получения.

Идеи системности в методологическом контексте встречаются уже в древних обществах. Гениальны догадки античных философов о системности мира. Так, Анаксагор (ок. 500428 до н.э.) широко использовал два постулата: "все во всем" и "из всего – все", которые в зачаточном виде улавливают системные законы, которые будут открыты лишь в ХХ ст. Демокрит из Абдера (ок. 470 или 460 – ок. 360 до н. э.) выдвинул идею томного строения, взаимосвязи.

Чаще всего в древней философии использовался термин "целое". Древнеримский философ и оратор Марк Туллий Цицерон (10643 до н. э.) неоднократно подчеркивал, что мировой организм есть неразрывное целое и все элементы мироздания гармонично связаны между собой. В трактате "О природе богов" писал: "...достойно восхищения больше всего то, что мир так устойчив и представляет собой неразрывное целое, настолько приспособленное к сохранению своего существования, что более приспособленного невозможно и вообразить себе".

Однако системные идеи в древнем мире носили эпизодический характер. Понятие "система" употреблялось нечасто. Так, Эпикур  применял его для характеристики системы знаний. Чаще всего это понятие использовалось для обозначения космоса, мирового порядка, всеобщей организованности Вселенной. При этом вселенский порядок рассматривался как божественный порядок, т.е. заданный богами, или как естественный порядок, присущий изначально всему. Позже под системой стали понимать сложную философскую систему, которая объясняет все сущее. Такой вклад в системность внес великий философ древности. Он создал первую философскую систему, в которой систематизировала знания античного мира. Важнейшей составляющей мировоззрения Аристотеля является учение о космосе, который воспринимался им как "порядок", "гармония", "закономерная Вселенная". Основную свою заслугу в понимании космоса он видел в том, что первым перестал "порождать Вселенную", изменил акцент ее толкования с генетического подхода на структурный.

В формировании основных категорий философии системного видения мира немаловажную роль сыграла средневековая философия, которая проделала огромную интеллектуальную работу в выработке категорий "целостность", "часть" и "целое". Изнурительные схоластические споры средневековых философов и теологов, их стремление систематизировать христианское учение в немалой степени способствовали открытиям ряда философских категорий, гносеологическому осмыслению целостности.

Идеи системности получают особенно интенсивное развитие в эпоху Возрождения, когда начинает возрождаться на новой основе мировоззрение целостного восприятия человеком действительности. Единство и целостность природы – основополагающий тезис философских доктрин этой удивительной эпохи. Нависающие над миром жизнелюбивые фигуры людей на фоне идеально проработанных пейзажей вселенского типа на портретах мастеров этой эпохи – это существенный признак усиления системного видения мира, подчиненного человеческим интересам.

В философских работах нового времени делается попытка придания понятию "система" четкости и привязки его к определенной области знания. Под системой тогда понимали чаще всего систему знания. Иммануил Кант этим понятием пользуется довольно свободно. Его можно по праву считать создателем двух систем: философской и космологической. В работе "Всеобщая естественная история и теория неба" он применяет это понятие к космическим образованиям и тем самым онтологизирует его. Вместе с тем он употребляет это понятие и в гносеологическом смысле, понимая под системой единство многообразных знаний, связанных общей идеей.

Обогащению категории "система" в немалой степени способствовал Георг Гегель. Система как философская категория не была у него предметом рассмотрения. Но зато всякий предмет, к которому он обращается, раскрывается им как органическая целостность, которая развивается и проходит некоторые этапы жизни. При этом объективный идеализм Гегеля наложил отпечаток и на системность, которая выступала у него как некоторое свойство движущейся идеи. Как пишет Л. А. Петрушенко, определенность, целостность и замкнутость, способность к диалектическому развитию как саморефлексии и рефлексии вовне, способность быть дискретным и непрерывным, частью и целым – это, с точки зрения Гегеля, такие особенности абсолютного духа, которые на уровне природы, материи отражаются как системность и иерархичность (стадийность), обладающие историческим характером. По сути дела системность у Гегеля обрела методологический характер. Но это не методология действующего субъекта, способ существования идеи. Вместе с тем Гегель довольно четко понимал систему как развивающуюся внутри себя целостность, связывал системность с самодвижением, применял эту категорию к объектам природы, обществ и к знанию.

Несомненный вклад в понимание природы систем, особенно социальных, внесли великие утописты-социалисты: Франсуа Мари Шарль Фурье обосновал идею взаимосвязанности и гармонии социальных систем; Клод Анри СенСимон развил идеи интеграции социальных систем, выступил основоположником европейской интеграции; Роберт Оуэн– выдающийся организатор и рационализатор производства, предпринял попытку организации и проведения эксперимента по проверке общества, построенного на принципах социальной справедливости. Все утописты, начиная с Платона, обосновывали идеи проектирования и конструирования социальных систем.

Заслуга Карла Маркса в развитии идей системности заключалась в том, что, благодаря ему, системность начали рассматривать с позиций материализма. Система стала полноценным явлением окружающей природы, общества и человеческого мышления. Маркс был первым философом, который создал целостную систему знаний об обществе, где системность становится системным подходом, методом научного познания. Однако К. Маркс специально не исследовал системность. Будучи противником построения абстрактных систем, он чаще пользовался термином "организм", широко использовал основные понятия системного подхода. Идеи системности были распространены К. Марксом на общество и его подсистемы.

Идея развития систем получил основательное обоснование в работах Фридриха Энгельса "Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Энгельс сформулировал важнейшие положения системного мировоззрения. Наиболее важные:

· представление об объективном мире как бесконечно большой, вечной, неоднородной и саморазвивающейся системе;

· наличие всеобщей объективной взаимосвязи и взаимообусловленности в природе;

· обоснование идеи организации как на уровне природы, так и общества;

· рассмотрение взаимодействия между элементами на базе механизма притяжения и отталкивания;

· круговорот материи как форма всеобщего взаимодействия и направленного развития;

· положение о критических точках, в которых происходит перестройка объектов и переход их от одного качества к другому.

Не анализируя системные идеи в философии ХХ ст., которые требуют специального осмысления, рассмотрим сначала еще одно русло системных идей – естественнонаучное знание. При этом в самих естественных науках можно выделить несколько важнейших русел, по которым текли ручьи системности, образуя в последующем целые реки.

На первом плане, несомненно, стоит космология. Уже в глубокой древности сложились первые космологические взгляды. Они заключались в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Сформировавшаяся на основе опыта тысячелетий человечества и просуществовавшая почти 1400 лет систем Клавдия Птолемея, изложенная в его труде "Альмагест", была заменена космологической системой Николая Коперника,  изложенной им в работе "Об обращениях небесных сфер" и опубликованной после смерти. На основании данных астрономических наблюдений Н. Коперник пришел к выводу, что геоцентрическая система Птолемея неверна и должна быть заменена гелиоцентрической.

В развитии нового системного видения Вселенной значительные роли сыграли немецкий ученый Иоганн Кеплер, установивший законы движения планет вокруг Солнца; итальянский ученый Галилео Галилей, открывший спутники Юпитера и выступивший как мученик науки, защищавший перед инквизицией истину – вращение Земли. Одна из его самых знаменитых книг называлась весьма показательно: "Беседы о двух системах мира – птолемеевой и коперниковой".

Значителен вклад в системность обвиненного в ереси и сожженного на костре инквизиции Джордано Бруно. Космологически мир по Бруно – это система систем. Благодаря ему стала утверждаться концепция бесконечности Вселенной и бесчисленного множеств миров.

Пьер Симон Лаплас в своих трактатах "Наложение системы мира" и "Трактате о небесной механике" разработал основы небесной механики, обосновал возникновение Солнечной системы из первичной туманности, состоявшей из раскаленного газа и простиравшейся далеко за пределы самой дальней планеты. Солнечная система формировалась в процессе сплющивания туманности и возникновения в ней центробежной силы, под влиянием которой от туманности по ее краю отделялись кольца газовой материи. Из них потом формировались комки, давшие начало планетам и их спутникам. Таким образом, космологическая система перестала быть некоторой божественной и единственной данностью, она обрела свое прошлое, настоящее и будущее.

В последующие столетия и десятилетия были созданы интересные концепции, дополняющие и развивающие представления о космосе. Наиболее революционна концепция расширяющейся Вселенной, созданной американским астрономом Эдвином Хабболом), который сформулировал ее, сопоставляя скорости движения галактик.

Не менее важную роль в становлении системных идей сыграло развитие теорий строения вещества, которые обосновали существование микромира систем.

У древних греков мир состоит из нескольких первооснов, стихий (огонь, воздух, земля, вода), затем появляются идеи строения всего сущего из атомов древнегреческих атомистов Левкиппа. В основе мира согласно Демокриту лежат два начала – атомы и пустота. "Атомос" в переводе с греческого означает "неделимое". Атомы он считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друг лишь формой, размерами, порядком и положением. Сталкиваясь и сцепляясь один с другим, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Демокрит, однако, не объяснял, почему атомы соединяются так, не иначе. С позиций атомизма объяснял он и духовные явления. Душа, согласно Демокриту, построена из наиболее подвижных шарообразных атомов, из которых состоит и огонь. Он обращал внимание также на такие свойств сущего, как гармония, симметрия и естественные причины явлений.

Революционным прорывом в области строения веществ явилось открытие в 1869 г. периодической системы элементов Д. И. Менделеевым. В работе "Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве" ученый заложил принципиально новый подход к пониманию системности как всеобщего и основополагающего принципа материи. Дальнейшее развитие науки привело к построению модели атома как системы, также так называемых элементарных частиц, которые сами оказались довольно сложными системами.

Понимание атома стало системным благодаря Эрнесту Резерфорду). Он предложил концепцию планетарного строения тома, когда вокруг позитивно заряженного ядра вращаются негативно заряженные электроны. Концепция получила уточнения в работах датского физика Нильса Бора), который обнаружил дуализм электрона, выступавшего в виде частицы и волны. А позже Вернером Карлом Гейзенбергом) была заложена целая наука квантовая механика, объяснявшая движение электрона в атоме.

Продвигали вперед идеи системности и биологические науки. Более полутора тысяч лет господствовали взгляды Клавдия Галена о том, что артериальная и венозная кровь – это разные жидкости. Первая "разносит движение, тепло и жизнь", вторая призвана "питать органы". Систему кровообращения именно как систему в 1616 г. описал Вильям Гарвей. Антони Ван Левенгук посредством наблюдений через усовершенствованный им микроскоп обнаружил мир микроорганизмов, что, несомненно, внесло важный вклад в понимание среды системы. Идея о микробиологических системах, микробиологической среде, что называется, "повисла в воздухе". Карл Линне) систематизировал весь растительный и животный мир Земли. Он не сделал выдающихся открытий ни в ботанике, ни в зоологии, но предложил систему научного наименования растений и животных. Показательно название одного из его трудов – "Система природы". Системность К. Линнея – это системность не столько природы, сколько способ ее видения, т.е. его системность носит методологический характер. Жан Батис Ламарк аргументировал изменения растений и низших животных под воздействием окружающей среды, которые приобретают ту или иную форму и свойства.

Выдающийся английский ученый Чарлз Дарвин на основе разнообразных фактов создал концепцию, которая объяснила происхождение видов благодаря естественному отбору, согласно которому выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные к существующим условиям особи. В своей книге "Происхождение видов" он осмысливает влияние среды на организмы, процессы естественного отбора, адаптации и эволюции.

Изложение всех ступеней на длинной лестнице восхождения к системному пониманию явлений природы требует специальных исследований. Не имея возможности изложить эволюцию системных идей, отметим, что многие достижения в науке и технике обусловлены системными представлениями, которые всякий раз, когда свершается новое открытие, подтверждают свои творческие потенции. Системный подход очень плодотворен. Он становится мощным генератором научных идей.

3. Возникновение и развитие науки о системах

А. А. Богданов – это философ (основоположник раскритикованной В. И. Лениным концепции эмпириомонизма, также создатель тектологии), политический деятель (занимал видное место в российском социалдемократическом движении), писатель (автор нескольких утопических романов), врач и один из организаторов системы здравоохранения в СССР.

А. А. Богданов отличался оригинальными философскими взглядами, характеризовался нестандартностью мышления. Уважая В. И. Ленина как революционера (даже признавая себя его учеником в политике), был непреклонен в философских разногласиях с ним, активно возражал против его установок, осуждал крайности в политике. Он писал, что нельзя быть последователем учителя, не идя дальше него и не расставаясь с ним. Застывшие догмы порождают авторитарные нравы. Самые мертвые из мертвецов те, которые приковали себя к чужой могиле (в науке, философии). А. А. Богданов очень противоречивая натура. Его постоянно заносило в крайности – от субъективного идеализма до народопоклонничества, доходило до попыток замены философии "организационной наукой". Но в целом это был правдоискатель с обостренным чувством нового, демократпросветитель, деятельный человек. Его тектологические размышления предвосхитили современные теории самоорганизации и общих систем. Разочаровавшись в политике, испытывая постоянные обвинения в еретизме, он отошел от нее, самоотверженно увлекся наукой, основал первый в мире институт переливания крови и погиб, проводя на себе рискованный опыт. По всей видимости, если бы не трагическая смерть, то жизнь его не была бы долгой и счастливой. При жизни он не принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию, дистанцировался от правящей партии, хотя сотрудничал с большевиками. Он резко осуждался компартийными функционерами за неортодоксальность и даже не избежал кратковременного ареста. В 30-е годы ему бы припомнили разногласия с Лениным, в качестве документального подтверждения его преступления вспомнили бы критику его Лениным на страницах "Материализм и эмпириокритицизм ". Так что А. А. Богданов был бы наверняка репрессирован.

"Всеобщую организационную науку, – отмечает А. А. Богданов, – мы будем называть "тектологией", что в переводе с греческого означает "учение о строительстве". Термин "строительство" является синонимом для современного понятия "организация". Тектология Богданова – это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Несомненно, что А. А. Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, хотя и не получавшей признания длительное время.

Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней: от микромира – до биологических и социальных систем. Относительно социальных процессов А. А. Богданов считал, что всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Он полагал, что дезорганизация частный случай организации. Во всем мире происходит борьба организационных форм, и в ней побеждают более организованные формы (неважно, идет ли речь об экономике, политике, культуре или идеологии). Это происходит из-за того, что организационная система всегда больше, чем сумм ее составляющих элементов, дезорганизационная – всегда меньше суммы своих частей. Поэтому главная задача тектологии заключается в лучшей организации вещей (техники), людей (экономики) и идей.

А. А. Богданов считал, что всякую деятельность человек можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. Это положение – ключевая позиция современного менеджмента. Богданов внес заметный вклад в становление и развитие науки управления. Он выступает представителем организационнотехнологического подхода к управлению. Отмечал, всякая задача может и должна рассматриваться как организационная.

А. А. Богданов одним из первых в мире ввел понятие системности. Состояние системы определяется равновесием противоположностей. В результате непрерывного взаимодействия формируются три вида систем, которые он подразделяет на организованные, неорганизованные и нейтральные. Ученый разработал идею о структурной устойчивости системы и ее условиях. В самой системе одним из первых увидел два вида закономерностей:

а) формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество;

б) регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качествасистемы.

Он ввел также ряд интересных понятий, характеризующих этапы развития различных систем. Так, термин "комплексия" употреблялся им для обозначения ситуации, когда система представляет собой чисто механическое объединение элементов, между которыми еще не начались процессы взаимодействия. Это характерно для случаев, когда, скажем, предприниматель начинает создавать организацию (набрал кадры, закупил технику, нанял помещение и т.д.), но он еще не функционирует.

Термин "конъюгация" (по Богданову) означает уже такой этап развития системы, когда начинается сотрудничество между ее отдельными элементами системы (например, работники установили между собой формальные и неформальные отношения).

Термин "ингрессия" выражает этап перехода системы к новому качеству (например, рост сплоченности, взаимопонимания, сработанности коллектива), понятие "дезингрессия", наоборот, означает процесс деградации системы, ее распад как целостного объединения.

В Берлине А. А. Богданов опубликовал свои идеи. С ними ознакомился австрийский биолог и философ Людвиг фон Берталанфи, который создал второй вариант общей теории систем. В 3040е годы Берталанфи, работая в Вене, заложил основы концепции организмического подход к организованным динамическим системам, обладающим свойством эквифинальности, т.е. способностью достигать цели независимо от нарушений на начальных этапах развития. Он обобщил принципы целостности, организации и изоморфизма в единую концепцию. Сначал применил идею открытых систем к объяснению ряд проблем биологии и генетики, но потом пришел к выводу, что методология системного подход является более широкой и может быть применима в различных областях науки. Так возникла идея общей теории систем.

Л. Берталанфи достаточно четко сформулировал проблему построения общей теории систем. Для этого необходимо: вопервых, сформулировать общие принципы и законы поведения систем безотносительно к их специальному виду и природе составляющих их элементов и строгим законам в нефизических областях знания; вовторых, заложить основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам деятельности. Идеи Берталанфи привлекли внимание международной научной общественности, идеи Богданов оказались невостребованным потенциалом науки. Это тот, почти библейский случай, когда идеи, как зерна: одни упали на неподготовленную почву, другие – на благодатную.

Л. Берталанфи сыграл огромную роль в становлении и популяризации системного подхода. В 50-е и 70-е годы ХХ ст. он работал в США и Канаде. Судьбоносной для системных идей стала его ра бота в Чикагском университете – мировом центре методологии. Там же складывалась школа выдающихся социологов. Поэтому неудивительно, что системный подход сразу же вошел в социологическую науку и как теория, и как принцип, и как знание, и как метод исследования. Л. Берталанфи – основоположник целого научного направления, связанного с созданием общей теории систем. Он первым поставил саму задачу построения этой теории. Общая теория систем мыслилась им как фундаментальная наука, исследующая проблемы систем различной природы.

Существенный недостаток в понимании Л. Берталанфи общей теории систем состоял в том, что он объявил ее заменяющей философию, что вызвало справедливые возражения философов. Если обратить внимание на содержание общей теории систем, то в нее входят в основном формализованные науки, которые хорошо применимы к относительно простым системам. Потребность исследования сложных систем заставляет использовать качественный анализ, которым владеют философские науки. Но философии систем в общей теории систем места не нашлось. Поэтому произошло раздвоение общей теории систем (ОТС) на ОТС в широком смысле и на ОТС в узком (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Схема общей теории систем в представлении Л. Берталанфи

Сама ОТС в узком смысле также в значительной мере осталась количественно формальной наукой.

Последующее развитие системных знаний привело к тому, что возникло несколько вариантов общей теории систем в узком смысле слова, сформировалось знание, которое отражало отдельные стороны систем, появились значительные наработки о системах различной природы: физических, химических, биологических, психических и социальных.

В качестве особого и главного популяризатор системных идей выступила научнотехническая революция, которая обеспечил бурное развитие системного подхода. На Западе идеи теории систем развивали такие ученые, как Р. Акофф, О. Ланге, Р. Мертон, М. Месарович, Т. Парсонс, У. Росс Эшби и др. В СССР в 6070е годы проблемы системологии, создания общей теории систем были также очень популярными. Исследованиями здесь занимались В. Г. Афанасьев, В. М. Глушков, В. П. Кузьмин, Ю. Г. Марков, И. Б. Новик, Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, В. С. Тюхтин, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и другие ученые.

Системный подход широко распространился в экономике, социологии, психологии и др. В социологии большой вклад в развитие системных представлений об обществе внесли В. Г. Афанасьев, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. А. Сорокин и др. Значительно развиты в социологии целые течения теорий, получившие название функционализм, структурализм и структурный функционализм.

Торжество системного подход в экономической науке связано с лауреатом Нобелевской премии 1973 г. Василием Леонтьевым, который исследовал структуру экономики, разработал метод экономических расчетов "затраты – выпуск", "методом межотраслевого баланса". Политологическое применение системного подход обеспечено трудами М. Вебера. Системность в психологии предопределен исследованиями П. А. Анохина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии. 

Проникновение системных идей в управление подготовлено исследованиями Р. Акоффа, В. Г. Афанасьева, В. М. Глушкова. 

К настоящему времени в мире насчитываются десятки тысяч публикаций по проблемам системного подхода, теории систем и системного анализа. Можно говорить о существенном обновлении системных идей, которое связано с работами В. А. Карташова, С. А. Кузьмина, И. И. Пригожина, В. Н. Спицнаделя, Г. Хагена и др.

4. Мировоззренческий аспект системности

По отношению к системному подходу можно выделить две мировоззренческие парадигмы. Первая признает системность как объективное свойство всего сущего, как важнейшую характеристику материи. Сегодня специальные науки убедительно доказывают системность познаваемых ими частей мира. Вселенная предстает перед нами системой систем. Конечно, понятие "система" подчеркивает ограниченность, конечность Вселенной. И, опираясь на метафизическое мышление, можно прийти к выводу, что, поскольку Вселенная – это "систем ", то он имеет границу, т.е. конечна. Но с диалектической точки зрения как бы ни представлять себе самую большую из систем, она всегда будет элементом другой, более обширной системы. Это справедливо и в обратном направлении, т.е. Вселенная бесконечна не только "вширь", но и "вглубь".

Отсюда возникает вторая парадигма, согласно которой системность представляет собой не свойство материи, свойство познающего субъекта. Эта парадигма говорит о том, что мир есть такой, какой он есть, системность представляет собой лишь способ его видения и познания. Объявление всего сущего системами отнюдь не означает, что эти объекты представляются системами. Например, куча песка или камней с большим трудом может быть названа системой. Для того чтобы доказать их системность, мы вынуждены искать основание или системообразующий фактор. Таким образом, системность – это некоторая познавательная процедура. Кроме того, в немалой степени сомнениям в системности мира способствует такое явление, как хаос, также переходные состояния, когда нарушается системная определенность объектов.

Системность представляется и свойством всего сущего, и познавательной способностью человека, который в системных представлениях всегда реализует свои интересы. Например, строитель, рассматривая кучу камней, может "увидеть" два вида систем: куча представляет собой кучу строительного мусора или кучу строительного материала, т.е., в зависимости от интересов одно и то же явление представляется двумя принципиально разными системами.

До сих пор имеющиеся в распоряжении науки факты свидетельствуют о системной организации материи. Но вместе с тем наука доказывает относительность этого свойства, различную его интенсивность. Системность представляется развивающейся характеристикой материи. Один и тот же объект входит в различные системы, но в одних он органичен, когда системность выражена максимально, в других нет. И системность здесь носит суммативный характер.

"Системность мира, – как отмечает В. Н. Спицнадель, – представляется в виде объективно существующей иерархии различно организованных взаимодействующих систем. Системность мышления реализуется в том, что знания представляются в виде иерархической модели взаимосвязанных моделей. Хотя люди и являются частью природы, человеческое мышление обладает определенной самостоятельностью относительно окружающего мира: мыслительные конструкции вовсе не обязаны подчиняться ограничениям мира реальных конструкций. Однако при выходе в практику неизбежны сопоставление и согласование системностей мир и мышления" [30, с.8]. Лучше сказать об этих двух видах системности нельзя. Мир системен и системно его отражение человеком.

5. Системность неорганической природы

Согласно современным физическим представлениям, неорганическая природа в общем виде делится на две системы – поле и вещество. Материальная сущность физического поля еще четко не определена. Но что бы из себя не представляло поле, общепризнано, что оно проявляется в различных сосуществующих, взаимодействующих и взаимопроникающих видах. Вселенная включает в себя физическое поле, электроннопозитронное, мезонное, ядерное, электромагнитное, гравитационное и другие поля. Иначе говоря, он представляет собой систему конкретных материальных полей.

Каждое конкретное поле, в свою очередь, тоже системно. Но сейчас нельзя с уверенностью сказать о том, что является элементом конкретного поля. Очевидно, оно имеет определенные уровни, т.е. как систем развивается, например, от "вакуума" до четко выраженного квантового состояния. Сам же квант поля представляет собой элементарную частицу. Поэтому квант вряд ли может быть элементом конкретного поля. Скорее всего, такими элементами являются узловые "точки" структуры элементарных частиц. Существуют ясные экспериментальные доказательства существования этой структуры и масса различных способов ее изучения. Но что представляет собой структур элементарной частицы, тем более ее узловых "точек", остается пока неясным.

Если допустить мысль о частице как высшей форме развития материи поля, то естественно предположить существование определенных "кирпичиков", которые образуют частицу и являются тем, из чего состоит физическое поле вообще, т.е. элементами системы физического поля. Их взаимодействие (полевая форма движения) и приводит к "сотворению" элементарной частицы того или иного типа.

Такая идея о сложности элементарных частиц, что каждая из них – система, состоящая из различного количества разнообразно взаимодействующих и поразному пространственно расположенных элементарных частиц, но тождественных по своей сущности "кирпичиков" материи, позволяет объяснить взаимопревращаемость частиц и открывает путь к проникновению в глубь материи. Элементарная частица – это не только квант поля, но и то, что может лежать в основе качественно иной системы – вещества.

Вещество – чрезвычайно сложная, глубоко дифференцированная многоуровневая система. Если элементарная частица выступает и как элемент качественно иной, вещественной системы, то две и более взаимодействующие элементарные частицы представляют собой систему, которая может быть назван частичкой вещества. Так, взаимодействие протона и электрона образует простейший атом легкого водорода, внутренне динамическую систему, элементы которой подчинены ряду параметров и вследствие этого отличаются от свободных частиц.

Атом как систем развивается, усложняясь по составу и структуре вплоть до такого состояния, когда начинается самопроизвольный распад атомного ядра. Взаимодействующие атомы образуют различные системы: молекулы, макромолекулы, ионы, радикалы, кристаллы.

Молекула представляет собой материальную систему, состоящую из определенным образом расположенных в пространстве и взаимосвязанных атомов одного или нескольких химических элементов. Связь атомов в молекуле прочнее связи атомов со средой, что обеспечивает целостность системы. Молекула – качественно новое материальное образование по отношению к составляющим ее атомам. Молекулы могут быть простыми и сложными, содержащими один, два и тысячи томов. Гигантские группы атомов образуют макромолекулы.

Однако не все вещества состоят из систем тип молекул. Ряд химических соединений, например хлорид натрия (поваренная соль), не имеют молекул в обычном понимании этого слова. Это открытые системы, в которых ионы относительно независимы одни от других. Такой тип вещественной системы называют кристаллом. Ионами считаются отдельные заряженные атомы и группы химически связанных атомов с избытком или недостатком электронов. Группа атомов, переходящая без изменения из одного химического соединения в другое, определяется как радикал. Все эти группы являются системами.

Взаимодействие атомов одного типа образует химический элемент. Из химических элементов формируются минералы, из минералов – породы, из пород – геологические формации, из геологических формаций – ряды формаций – геосферы, из геосфер – планета Земля. Каждая система, в свою очередь, имеет свою структуру. Например, атмосфер состоит из пяти подсистем: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера.

Земля как планета выступает на ряду с другими планетами элементом Солнечной системы. В свою очередь, Солнечная систем входит в такую грандиозную космическую систему, как Галактика. Взаимодействующие галактики образуют системы галактик, входящие в Метагалактику, и т.д. При этом на каждом уровне развития неживой природы, наряду с общими, имеются и свои системообразующие факторы, особые связи и взаимодействия. Вместе с тем принцип организации множеств в единство остается одним и тем же. Не меняется он и при переходе к системам живой природы.

Важнейшим направлением развития системных идей, получившим всестороннее обоснование, в том числе и космическое, является концепция самоорганизации. В ХХ ст. произошла смена космологической парадигмы ученых: от теории Стационарной Вселенной к теории Развивающейся Вселенной. Согласно концепции Большого Взрыва Вселенная обрела начало и процессы саморазвития, самоорганизации, т.е. доминирования созидательных космических процессов над процессами разрушения, угасания Вселенной.

6. Системность живой природы 

Как и все в природе, живые организмы состоят из молекул и томов. Но где граница между живым и неживым? Существует предел, после которого теряют силу прежние системообразующие факторы и неживое переходит в разряд живого. Так, молекула, состоящая из 5 млн. атомов, представляет собой вирус табачной мозаики – самое малое известное живое образование, способное к самостоятельному существованию.

В целом вопрос о системности живой природы не вызывает сомнений. Более того, именно изучение живых материальных образований способствовало формированию системных представлений о мире.

Основными системами живого, образующими различные уровни организации, признаются:

· вирусы – системы, объединяющие в основном два взаимодействующих компонента: молекулы нуклеиновой кислоты и белок;

· клетки – системы, состоящие из ядра, цитоплазмы и оболочки; каждая из подсистем, в свою очередь, складывается из особенных элементов;

· многоклеточные – системы (организмы, популяции одноклеточных);

· виды, популяции – системы организмов одного типа;

· биоценозы – системы, объединяющие организмы различных видов;

· биогеоценоз – система, объединяющая организмы поверхности Земли;

· биосфера – система живой материи на Земле.

Система каждого уровня отличается от других уровней и по структуре, и по степени организации (биологическая классификация). Но взаимодействие элементов системы не обязательно предполагает жесткую, постоянную связь. Эта связь может носить временный, случайный, генетический, целевой характер.

Живая природа, так же, как нежив я, представляет собой систему систем, причем она дает удивительные примеры разнообразия систем, которые нередко оказываются объединением элементов различных уровней. Например, ландшафт включает: биотические геосистемы (земная кора с рельефами, атмосфера, гидросфера и криосфера); геосистемы почвенной сферы; биотические геосистемы, образующие биосферу; социальноэкономические геосистемы, возникшие в результате общественноисторической деятельности человек.

Эти системы связаны между собой и воздействуют одна на другую, образуя единую саморегулирующуюся систему. Изменение любой составной части ландшафта ведет, в конечном счете, к изменению его в целом. Вместе с тем каждая система живой природы, являясь ее элементом и определяясь ею, в то же время имеет достаточную самостоятельность саморазвития, чтобы выйти на другой уровень организации материи.

Мы видим, что мир представляет собой единство систем, находящихся на разных уровнях развития, причем каждый служит средством и основой существования другого, более высокого уровня развития систем. Сыгравшие свою роль системы уходят, другие же продолжают существовать.

Один из основных законов существования Вселенной – существование одних систем за счет других. Так, кристаллы возникают на материале базовой породы, раствора или расплава; растения преобразуют минералы, животные развиваются за счет растений и других животных; человек для своего существования преобразует и животных, и растения, и системы неживой природы.

Итак, мир находится в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимоперехода одних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное время кажутся неизменными, другие же меняются настолько стремительно, что в рамках обыденных человеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнее она изменяется, чем меньше, тем быстрее проходит этапы своего существования. В этом простом соответствии скрыт глубокий смысл еще не до конца понятой связи пространства и времени. И здесь можно увидеть одну из закономерностей развития материи: от меньшего к большему и от большего к меньшему, осознание которой привело к пониманию развития и качественного изменения систем, слагающих мир.

7. Общество как система

Наиболее сложной системой выступает общество. Понимание его как системы формировалось постепенно. Первые подходы характеризовались тем, что общество рассматривали с позиций природы тех систем, которые были часто порядком ниже социальной системы, например, физических, органических, психических, коммуникативных и т.п. Например, Огюст Конт  широко использовал физикалистский подход к обществу, которое рассматривалось им как специфическая физическая система. Подход был характерен также для Платона и для Томаса Гоббса.

Системные идеи появились вместе с возникновением самой социологии. О. Конт одним из первых социологов широко применял термин "социальная система" для обозначения социальной реальности вместе с такими терминами, как "общество", "социальный организм", "социальные явления", "социальное существование" и т. п. При этом он считал изначально общество естественным образованием, отмечал, что оно становится искусственным и добровольным порядком.

Введя понятия "социальная статика" и "социальная динамика", О. Конт заложил методологические предпосылки рассмотрения структуры социальных систем, их функционирования и развития. Он считал, что социальная статика выделяет "структуру коллективного существа" и исследует условия жизни, присущие всем человеческим обществам, и выделяет законы гармонии. Подверг серьезному анализу важнейшие составляющие общества: семью, классы, мораль, религию, науку и др. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и источник будущего, поскольку, согласно аксиоме Лейбница, "настоящее беременно будущим".

Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства. Деление обществ на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций.

Термин "система" имел для О. Конт большое значение также и в том смысле, что он считал себя создателем научной системы. Это влияло на название работ, одна из которых называлась "Систем позитивной политики".

Герберт Спенсер рассматривал общество в аспекте органического подхода, согласно которому общество представляет собой специфический организм. При этом он считал, что полной аналогии между обществом и организмом быть не может, так как индивидуальный организм обладает конкретностью, социальный – дискретностью.

Системные представления об обществе К. Маркса отличались тем, что общество стало рассматриваться не как некоторая предопределенная свыше данность, как материальное образование. Общество в пределах длительных исторических этапов однокачественности стало рассматриваться как общественноэкономическая формация с главной подсистемой – способом производства. Маркс объяснил процессы преобразования одних формаций в другие. Подробно проанализировал важнейшие составляющие общественной системы: производство, государство, классы и т.д.

Что касается В. И. Ленина, то он специально не осмысливал системность. Столкнувшись после октября 1917 г. с проблемой восстановления разрушенной гражданской войной России, он довольно широко использовал в своих работах идеи целостности, организованности при решении практических вопросов управления. Значительный отпечаток на его взгляды наложили идеи насилия и жесткого детерминизма. Он писал: "Превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководствовались одним планом, – вот та гигантская организационная задача, которая легла на наши плечи".

Это положение свидетельствует о том, что В. И. Ленин подходил к обществу с позиций механистического детерминизма, жесткого подчинения людей экономическому механизму. В. И. Ленин не принял идеи тектологии А. А. Богданова и кооперативной самоорганизации академика Н. И. Бухарина), выдвигая на первый план идеологию классовой борьбы.

В первой половине ХХ ст. в Северной Америке, европейских странах и в СССР прошли процессы индустриализации, которые были связаны с возникновением крупных промышленных производств, построенных в соответствии с принципами конвейера, и подчиненной ему производственной организации.

Значительный вклад в понимание природы организации внесли основоположники научного менеджмента: Фредерик Тейлор, создавший систему цехового менеджмента, основы рационализации труда в малых коллективах; Анри Файоль, разработавший общие принципы и систему высшего административного управления, выделивший основные виды операций организации; Гаррингтон Эмерсон, выдвинувший принципы работы эффективной организации; Генри Форд, не только самостоятельно сформулировавший основные идеи менеджмента, но воплотивший их в практику организации производства, изобретший конвейер – основу индустрии; Элтон Мэйо, заложивший основы теории человеческих отношений.

Во второй половине ХХ ст. в наиболее развитых странах начались процессы демократизации. В сознании людей происходят ментальные перемены. Общество рассматривается не системой с жестко предопределенными позициями элементов, таким, в котором элементы отличаются свободой. В СССР с его плановой экономикой, распределительной системой и идеологической регламентацией жизни представления о системности остались прежними. Основные проблемы плохой работы экономики виделись не в отсутствии свободы и заинтересованности товаропроизводителей, в нехватке организованности, которая могла быть обеспечена в соответствии с тогдашними представлениями только путем дальнейшей регламентации деятельности людей. Это вступало в острое противоречие с ростом индивидуальной свободы людей, что неизбежно предопределило смену общественной системы посредством демократической революции 1991 г.

К концу ХХ ст. системный подход к обществу стал одной из ведущих методологических парадигм и получил применение в социологии, которая осмысливала общество как специфический вид системы, который не сводится к системам другой природы. Американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Главный тезис Т. Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. При этом система для Т. Парсонса – это любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают переменными в социальной системе.

Важную роль в теоретической схеме Т. Парсонса играет понятие социального порядка, под которым он подразумевает взаимозависимость между компонентами, входящими в систему. Понятие структура охватывает устойчивые элементы строения социальной системы.

Т. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения надо искать во внеэкономических факторах, господствующий среди которых – мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь частным аспектом этого взаимодействия.

Отношения структурных единиц строятся на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Т. Парсонс выделил четыре вид таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы – обязательных норм, правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой соответствует своя подсистем (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, партии, государство, семья, школа, религия).

Нормы Т. Парсонсом рассматривались в качестве важнейших средств регуляции социальных процессов, осуществляющих функцию интеграции. Значительное внимание уделялось рассмотрению ролей, главной функцией которых выступает адаптация, касающаяся отношений между системой и средой. Чтобы существовать и развиваться, система должна контролировать среду. Адаптация осмысливалась с позиций выживания системы.

Развивая теорию социального действия, Т. Парсонс выделил три класса элементов и мотивации действия: когнитивный (идеи, информация об объектах, которые являются целью действия); категорический (эмоциональное отношение к объектам) и оценочный (оценка альтернатив действий). Все элементы действия становятся социальными через процесс взаимодействия. При этом социальное взаимодействие включает в себя такие аспекты:

· множество взаимодействующих единиц;

· множество правил или иных "культурных кодов", которые организуют ориентацию единиц и само взаимодействие;

· систем или процесс взаимодействия как такового;

· среда, в которой эта система действует и с которой происходит регулярный взаимообмен. Роберт Мертон– выдающийся американский социолог, ученик Т. Парсонса, президент Американской социологической ассоциации, представитель школы структурнофункционального анализа. Основной труд "Социальная теория и социальная структура" (1957). Ввел понятия "дисфункция", "явных" и "латентных" (скрытых) функций. Чтобы ответить на вопрос, что перевешивает – позитивные функции или дисфункции, Р. Мертон разработал понятие "чистого баланса", которое позволяет анализировать реальные явления. Кроме того, он ввел понятие "нонфункции", т.е. такой функции, которая не имеет принципиального значения для рассматриваемой системы. Речь идет о социальных формах, которые выжили и сохранились из более ранних периодов истории.

Р. Мертон значительно продвинул вперед функциональный анализ. Функционалисты до него ограничивались анализом общества как единого целого. Р. Мертон же обосновал применимость функционального анализа к группам и институтам.

Системный подход ныне занимает довольно прочные позиции в социологии. Основоположниками и классиками системности в социологии являются К. Маркс, Г. Спенсер, О. Конт. Значительную роль играли системные идеи в творчестве Э. Дюкгейма, М. Вебера, П. Сорокина. Ныне эти идеи выполняют многообразные функции в социологии (методологическую, теоретическую, инструментальную) и характеризуются концептуальным многообразием: структурализм (Т. Парсонс, К. ЛевиСтросс и др.) и постструктурализм (М. Фуко); структурный функционализм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон). Значительную роль в науке играют теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теории структурации Э. Гиденса, теории самореферентных систем Н. Лумана, теория социального пространства и полей П. Бурдье.

Оригинальны взгляды на социальную системность логика, философа и публициста А. А. Зиновьева, который нашел очень точный термин для обозначения специфики общества – "человейник" (производное от слов муравейник). Среди важнейших признаков человейника он выделяет: "Члены человейника живут совместно исторической жизнью, т.е. из поколения в поколение, воспроизводя себе подобных людей. Они живут как целое, вступая в регулярные связи с другими членами человейника. Между ними имеет место разделение функций, они занимают в человейнике различные позиции... Члены человейника совместными усилиями обеспечивают самосохранение человейника. Человейник занимает и использует определенное пространство (территорию), обладает относительной автономией в своей внутренней жизни, производит или добывает средства существования, защищает себя от внешних проявлений, угрожающих его существованию" [15, с.104]. Человейник, в представлении А. А. Зиновьева, характеризуется самоорганизацией, многоуровневостью, многообразием типов и эволюцией.

В последние годы наблюдается рост многообразия системного видения общества, предсказанный В. Г. Афанасьевым, который считал, что наблюдается процесс движения от многообразия систем к многообразию системных взглядов [4, с. 46]. Успехи социологических исследований в значительной мере связаны с использованием многообразных системных идей.

8. Признаки общества как системы

Общество как система обладает следующими признаками:

· содержит в себе все предыдущие системы: природные, биологические в преобразованном (очеловеченном) виде. Естественные системы удачно или неудачно, но "встроены" в общество. Они служат природной основой существования общества, обеспечив я человек сырьем, энергией; выступают в качестве важнейшего поля его созидательной деятельности. К таким системам относятся природа планеты, климатические и экологические условия, недра и др.;

· представляется совокупностью искусственных систем, созданных человеком. При этом многие из искусственных систем являются результатом творения многих поколений. Их строение напоминает кольца на срезе дерева. Они составляют постоянно обновляющийся организм общества. Это города, дамбы, путепроводы, мосты, заводы и т.п.;

· среди искусственных систем обществ значительную роль играют техногенные системы, которые увеличивают возможности человека, требуют обслуживания, разрушаются, приводя к значительным потерям и трагедиям;

· главными составляющими обществ выступают люди, наделенные разумом, глупостью, интересами, целями, ценностями, мотивами и установками. Люди представляются главным, хотя и не единственным системообразующим фактором социальной системы;

· общество характеризуется значительным числом социальных институтов, которые выступают устойчивыми и рациональными формами совместной деятельности людей. Мир социальных институтов многообразен. Среди них выделяются экономические, социальные, политические, духовные;

· представляется как саморегулируемая система, которая регулирует свои составляющие. Регулятивные аспекты общества обеспечиваются наличием в нем организаций, органов управления и самоуправления, правовых, моральных, иных норм и ценностей и т.п.

· общество выступает как интегральная система. Это система систем. Она соединяет в себе искусственные и естественные системы, природное и собственно социальное, объекты и субъекты, материальное и духовное, активное и пассивное и т.п. Примером такой интегральности выступает человек как представитель биологического вид Homo sapiens и социальное существо – личность;

· общество можно рассматривать как самодостаточную, развивающуюся систему, которая возникла естественным путем, содержит в себе значительный потенциал, отличается огромным разнообразием культур, ценностей, социальных организаций, этносов, что и обеспечивает его высокий потенциал саморазвития. Оно может развиваться в течение многих столетий даже только посредством уже накопленного многообразия, путем тиражирования достижений разных народов;

· в сравнении с другими биологическими популяциями человеческое сообщество чрезвычайно устойчиво. Оно не распадается по сезонам, не прекращает существования с гибелью какогото числа своих членов, само поддерживает свое существование;

· важнейшим свойством человеческих сообществ выступает способность накапливать и передавать знания, которые в ходе исторического процесса непрерывно усиливали способность социальноэкономических сообщества адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, вырабатывали устойчивость к экстремальным ситуациям, давали средства для создания искусственным путем благоприятных условий жизни;

· для социальных систем свойственна организованность. При этом социальная материя постоянно меняет и совершенствует свою организационную структуру. Сами изменения общественной организации происходят не только от эпохи к эпохе. Наблюдаются ее неповторимые цивилизационные, этнические, культурологические формы. Кроме того, организация общества меняется в зависимости от конкретной ситуации. В экстремальных условиях ее организация становится жесткой, мобилизационной, отличается четкой целевой ориентацией, ограничением степеней свободы, в нормальных она обретает значительное число вариаций и степеней свободы.

Социальные системы рассматриваются как разновидности сложных. Поэтому большинство исследователей переносят характеристики сложных систем на социальные. На наш взгляд, это не совсем правильно и потому, что социальные системы отличаются не только сложностью от всех других систем. Они имеют принципиально иную природу, когда сложность не может быть их интегральной характеристикой, ибо сложность социальных систем принципиально иная, чем сложность систем другой природы.

Среди основных характеристик социальных систем целесообразно выделить:

· полиструктурность, полифункциональность, поливариантность в развитии, т.е. социальные системы принципиально множественны, многолики, многоальтернативны, характеризуются множественностью состояний;

· недетерминированность, стохастичность и самодостаточность. Как бы человек, общность или общество не нуждались в окружающей среде, они самодостаточны, не предопределены ею;

· наличие механизмов целеполагания, благодаря которым социальные системы сами формируют свои цели, направления движения и программы;

· гибкость, адаптивность, устойчивость, способность к высокой выживаемости, сохранению своей самобытности;

· единство рационального и иррационального, разума и глупости, мысли и чувства;

· органический характер систем, обладающих способностью воспроизводства элементов, структур, самих себя;

· самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление и саморазвитие;

· пространственновременную ограниченность, неустойчивость, зависимость;

· наличие в системах искусственных элементов, структур, функций.

В философской и социологической литературе общество определяется как динамическая система, т.е. как система, находящаяся в постоянном движении, изменениях. Динамику обществ нельзя остановить. Остановка означает деградацию и гибель общества. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее взаимосвязанных и взаимодействующих и образующих единое целое.

Хотя понимание общества как системы одинаково применимо к человеческому обществу в целом и ко всем его подсистемам, частям, общностям, однако эти понятия должны обладать следующими качествами:

· общностью территории проживания людей, в рамках которой складываются и развиваются взаимосвязи этих людей;

· целостностью и устойчивостью, тем, что выдающийся социолог Питерим Сорокин называл "коллективным единством или коллективом", отличающих сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого, поскольку в основе общественной системы лежит деятельность людей, направленная на сохранение, развитие самого социума;

· самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, в относительном смысле (не исключается, например, прирост численности населения путем эмиграции или удовлетворения потребностей населения за счет импорта и т. д.). В обществе существуют относительно самостоятельные, специфически регулирующие механизмы (социальные нормы, права, обязанности и т. п.);

· уровнем развития культуры, которая находит выражение в выработке норм, системы ценностей и т. п.

Однако целостность и устойчивость отнюдь не означают статичности, косности системы, неприятия нововведений. Напротив, именно отклонение от правил и норм побуждают систему находить средства для равновесия стабильности. Исходя из вышесказанного, можно дать определение общества.

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия (социальные группы, социальные институты) в целях удовлетворения своих потребностей. Характеризуется целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда в нем появляются особые нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. 

Социальная систем представляет собой совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Социальный состав это набор элементов, составляющих данную структуру.

Среди основных разновидностей социальных систем выделяются индивиды, социальные группы, институты, сообщества, организационные, деятельностные, информационные системы, массового обслуживания, учебновоспитательные, игровые и др.

9. Основные подсистемы общества

Общество представляет собой самую большую и самодостаточную социальную систему. Оно включает в себя совокупность подсистем. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Народонаселенческая подсистема, впервые исследованная английским священником Томасом Робертом Мальтусом в книге "Опыт о народонаселении". Мальтус обнаружил, что население растет в геометрической прогрессии, пища для него (в лучшем случае) только в арифметической. Исходя из этого, он предположил, что необходимо создание препятствий и задержек естественного размножения людей. Мальтус сформулировал три тезиса, которые определили его учение: первый фиксирует, что народонаселение строго ограничено средствами существования; второй отмечает – народонаселение увеличивается, когда увеличиваются средства существования, если только оно не будет остановлено какойнибудь могущественной встречной причиной; третий провозглашает – препятствия, которые ограничивают силу размножения, держат население на уровне средств существования, сводятся, в конечном итоге, к нравственному воздержанию, пороку и несчастиям.

Народонаселенческая подсистем состоит из совокупности семей, территориальных, этнических, половозрастных и иных общностей и институтов, обеспечивающих воспроизводство населения. Значительное воздействие на нее оказывают войны, болезни, стихийные бедствия, социальноэкономические кризисы. В ХХ ст. были созданы эффективные средств регулирования рождаемости. Плохое функционирование этой подсистемы может приводить к  катастрофическому росту рождаемости, тогда все остальные подсистемы общества не могут эффективно действовать, что приводит к росту масштабов бедности, преступности, девиации, политическим конфликтам. Другая крайность – народонаселенческая подсистема оказывается неспособной воспроизводить население. Наблюдается депопуляция, т.е. превышение смертности над рождаемостью, что также ухудшает работу всехаостальных подсистем. Оптимизация подсистемы обеспечивается посредством демографической политики, которая способствует оздоровлению населения.

2. Экономическая подсистема общества, которая интегрирует производство и экономические отношения. Он создает необходимые условия для создания средств жизни людей. Это сложный хозяйственный организм, который обычно называют народным хозяйством, включающим в себя совокупность производств, базирующихся на различных формах собственности: частной, государственной, коллективной. Экономическая подсистема функционирует благодаря использованию из народонаселенческой системы трудовых ресурсов, т.е. людей, которые выступают в качестве работников.

Экономическая подсистема может быть рыночной, построенной на производстве товаров и продаже в условиях формирования цен в зависимости от спроса и предложения, и плановораспределительной, при которой количество и ассортимент товаров задается планом, цена назначается государством. Каждая из этих двух типов подсистем обладает достоинствами и недостатками. Рыночная экономика гибче, так как производство быстро реагирует на спрос, но чревата кризисами, нерыночная более способна решать экстремальные задачи, но неповоротлива и затратна. Поиски совершенной экономической подсистемы идут по пути сочетания рыночного и государственного регулирования экономики. Подсистема регулируется экономической политикой.

3. Политикоуправленческая подсистема – это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической. Рыночной экономической системе соответствует плюралистическая демократия, государство, построенное на независимости и конкуренции законодательной, судебной и исполнительной властей. Для плановораспределительной экономики свойственна авторитарная либо тоталитарная власть, сосредоточенная в руках узкого социального слоя. Здесь также идут поиски оптимального сочетания демократии и подчинения. Регуляция этой подсистемы осуществляется посредством законодательных, правовых механизмов.

4. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними. Назначение: в распределении материальных и духовных ценностей между людьми, в поддержании здоровья людей, в адресной помощи слабым. Социальная организация строится по двум крайним принципам: патернализму и либерализму. Патерналистская социальная систем базируется на плановораспределительной экономике, на авторитарном или тоталитарном типе политикоуправленческой системы и представляет собой государственнораспределительную социальную систему, либеральная держится на рыночной экономике и плюралистической демократии, признает за человеком права самостоятельного обеспечения. Опыт показывает, что совершенствование этой подсистемы должно идти по пути сочетания элементов либерализма и патернализма.

5. Духовная подсистема  общества – это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Духовные подсистемы могут быть построены по принципам либо плюрализма, либо монизма. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.). Ее сопровождают плановораспределительная экономика, тоталитарная или авторитарная власть, патерналистская социальная подсистема.

Обратим внимание на то, что эти подсистемы только в целях исследования можно рассматривать как самостоятельные. На самом деле они органично проникают одна в другую. Этих пересечений очень много. Так, отдых как явление социальной подсистемы свойственен и для производства в виде перерывов на обед, духовная деятельность осуществляется не только в духовной подсистеме, но и на производстве, например в конструкторском бюро на предприятии.


Системность

Системный подход

Системный метод

истемная теория

Познавательная

Ориентационная

Объясняющая

Методологическая

Систематизирующая

Мировоззренческая

Общая теория систем

Математика

Философия

Системология

Отраслевые теории систем

Специальные теории систем

Системотехника

Естественные и общественные науки

Специальные теории различных наук

Инженерные науки

Общая теория систем (в широком смысле)

Теоретическая составляющая

Прикладная составляющая

Кибернетика

Теория игр

Системотехника

Теория информации

Теория решений

Исследование операций

Теория графов

Топология

Инженерная психология

Факторный анализ

ОТС (в узком смысле)




1. Статья- Ювенальная юстиция как преемница методов Павлика Морозова
2. Контрольная работа- Посадові інструкції для документознавця- загальна характеристика.html
3. Предметы маркетингового анализа
4. технического прогресса развитии экономики.
5. 62 Юриспруденция у ИП Быкова г
6. оценка собственного капитала проблемных компаний на основе опционного подхода
7. тематика. Лекции 2004
8. экономических дисциплин ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Программа курса для
9. Проведення експертизи це слідча дія яка являє собою особливу передбачену кримінальнопроцесуальним зако
10. Физическая география материков и океанов 3 курс 5 семестр Физическая география ~ определение объект
11. . Красивый Мальчик
12. Организация, методы и программы селекции пчел
13. тематической теории интеллектуальных систем МаТИС механикоматематического факультета Московского Го
14. а} является бесконечно малой
15. Доходная часть бюджетной системы Российской Федерации
16. Тема 1 Моделирование ИС
17. Корректирующие и предупреждающие действия
18. I Перспективы развития БД Развитие компьютерной техники Развитие ядра СУБД Развитие внешнего окружен
19. Деятельность школьного психолога
20. Тема 7. Тестовий контроль 710