Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Введение
В этой книге мы представляем новое обобщение не только исторического опыта мировой экономики, но и всех предшествующих серьезных научных публикаций по этой тематике, на которые авторы в той или иной степени опирались, относясь к труду их создателей с безусловным уважением, но порой и критически.
Необходимость подготовки и появления на свет подобных изданий регулярно возникает во всех областях знаний, а особенно в социальных. Не секрет, что общественные науки, а вернее, их официальные представители часто выполняют "политический заказ". И тогда публикуемые работы отражают не объективные данные научных исследований, а линию, проводимую государством или влиятельными социальными группами. Иногда бывает и хуже: учебные или научные публикации эту политическую линию не только целиком поддерживают, но еще и обосновывают a priori, исходя из предпосылки ее разумности и целесообразности.
Исторический опыт доказал, что подобная позиция далеко не всегда верна. Политика Александра Македонского и Тамерлана, Наполеона и Гитлера производила, да и до сих пор производит огромное впечатление на людей. А вот ее результаты? Одни были кратковременны, другие (их значительно меньше) можно наблюдать и теперь (например, принципы административного деления Франции, заложенные еще Наполеоном I). Нельзя, однако, поддаваться иллюзии, что процесс развития человеческого общества в корне менялся под влиянием его очередных (злых или добрых) гениев. Наоборот, проведение той или иной политики диктовалось в исторически значимых периодах объективными условиями существования общества. Прежде всего экономическими. Именно их, а вернее, их динамику изучает и предлагает узнать вам история экономики (она же экономическая история, история народного хозяйства).
В России, в ее высшей школе экономическая история получила "права гражданства" 110 лет тому назад. Впервые этот курс был прочитан в Ярославском Демидовском юридическом лицее при подготовке специалистов по финансовому праву.
Чтобы полнее понять, что такое экономическая история, надо отталкиваться от понятия просто истории, с основами которой мы все знакомились в средней школе. Историю долгое время было принято рассматривать в основном как цепь политических событий: рождения и гибели государств, смены династий, революций и войн, народных движений. Но в такой истории сложно было проследить не только процесс, но и основы, причины прогресса человечества, а следовательно, и законы развития.
Если нет законов, то нет и науки. Да, мы знаем, что прогресс существует, что человечество развивается. Но дело в том, что законы развития человеческого общества (во всяком ,: случае, основные) коренятся не в политических, а в экономических процессах. Не случайно политические термины республика, монархия, демократия появились еще до зарождения христианства и употребляются в том же значении до сих пор. А вот условия добычи элементарных средств существования, а позднее производства и потребления материальных благ меняются непрерывно, вызывая неизбежно и политические изменения в обществе. Поэтому экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история основу всей его истории.
Рассматривая любой процесс, прежде всего мы должны обратиться к его истокам. Но изложить полностью и при этом достаточно кратко историю человечества практически невозможно. Не потому ли в учебниках и учебных пособиях прошлых лет по экономической истории хозяйство первобытного общества часто не рассматривалось. Включать такой раздел в нашу книгу мы также не сочли целесообразным. Время первобытного общества было скорее не историей, а предысторией развития экономики.
История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые сами уже не занимаются материальным производством, короче говоря, с появлением экономических отношений. Есть тут и другой аспект. История цивилизации начинаемся с рождения письменности и письменных документов, тогда как первобытное общество мы изучаем лишь по археологическим и этнографическим материалам. В первобытное время экономический механизм человечества только начинал складываться. Человек только учился трудиться, совершенствуя свои примитивные орудия, овладевая первичными трудовыми навыками и проходя через первые этапы разделения труда.
Первый период существования человека, палеолит (древнекаменный век), был самым длительным. Он продолжался с 700600 по 40-е тыс. до н. э., т. е. в 1415 раз дольше, чем все остальное время жизни человеческого общества. В борьбе за существование человек научился добывать огонь, что и явилось главным его достижением за тот период. В остальном прогресса почти не было: примитивнейшие каменные орудия типа рубила или скребла изготовлялись путем отколов или отщепов на протяжение всего палеолита. Строить жилища люди еще не научились, преимущественно используя для жилья пещеры.
Лишь к концу палеолита были заложены основы человеческого общества: происходил переход от первобытного стада (а стадо это еще не общество) к матриархальной родовой общине, и на этой основе возникло первое разделение труда. Средства существования люди добывали охотой и собирательством. Но охотой теперь занимались не все, а только мужчины, тогда как женщины собирали плоды, коренья, улиток, насекомых и червяков, а люди пожилые готовили орудия, обрабатывали шкуры. Это было "семейное" разделение труда, хоть семьи пока еще не было.
Почему сначала возник матриархальный род большая семья, во главе которой стояла женщина? Во-первых, потому, что еще не сложился обычай существования обязательных семейных пар, и система родства прослеживалась лишь по материнской линии. Во-вторых, собирательство обеспечивало более надежную основу питания. Добыть мамонта удавалось нечасто, это было праздником, а женщины всегда могли насобирать что-нибудь съестное.
Два других периода мезолит и неолит (среднекаменный и новокаменный века) вместе охватывают всего 36 тысячелетий, с 40-го по 4-е тыс. до н. э., но за это время человечество прошло значительно более длинный путь. Основным материалом для орудий по-прежнему служил камень, но теперь эти орудия стали значительно разнообразнее. Массивные рубила дополнялись мелкими микролитами, которые можно было комбинировать с деревом, например при изготовлении стрел. Был изобретен лук, который позволял охотиться на птиц и мелких быстрых животных, что сделало охоту более надежным источником существования. Люди научились шлифовать и сверлить камень, и в их обиходе появились каменные топоры, песты, ступки, зернотерки. Новым материалом для обработки теперь стала глина. Люди научились готовить глиняную посуду, строить глинобитные жилища.
"Пещерный" период уходил в прошлое. По берегам рек возникли поселки из глиняных и деревянных жилищ. Это были поселки родовых общин. Родовой строй получил теперь дальнейшее развитие: матриархальный род сменился патриархальным, а группа общин, объединенных родственными связями, стала составлять племя. Чем была вызвана победа патриархальных отношений? Уже появление лука и стрел сделало охоту более стабильным способом добывания пищи, но особо важную роль в совершенствовании общественных отношений сыграла "неолитическая революция" рождение земледелия и скотоводства. Эти новые занятия были делом мужчин.
До "неолитической революции" человек в определенном смысле еще не выделился из животного мира: как и животные, он пользовался имевшейся в природе растительной пищей или, подобно хищникам, убивал и ел других животных. Производства как такового не было, поэтому говорить о труде, о производительности труда до "неолитической революции" можно лишь условно. Революция заключалась именно в том, что с появлением земледелия и скотоводства человечество перешло от добывающего к производящему хозяйству. И это стало решающей предпосылкой перехода к цивилизации.
Поэтому следующий период, бронзовый век, который начался в 4 тыс. до н. э. и продолжался всего 23 тысячелетия, мы не можем полностью отнести к первобытному времени. Это период рождения государства, классов, цивилизации.
Само по себе использование меди, и бронзы не внесло существенных изменений в способы добывания пищи и средств существования. Из этих мягких и дорогих металлов почти не изготовлялись орудия труда. Бронзовых мотыг не было. Медными и бронзовыми были оружие и украшения. Медь было сложно добывать, и она слишком высоко ценилась, чтобы использовать ее для обиходных вещей.
Но когда человечество овладело основами металлургии, лишь один шаг оставался до появления железных орудий, "железной революции". До этой революции производительность труда оставалась настолько низкой, что человек не мог производить прибавочного продукта: всю добываемую пищу он сам же и потреблял.
Конечно, не каждый человек в отдельности, а род, родовая община. Излишков не оставалось. При этом условии не могло быть классов и эксплуатации: нельзя эксплуатировать человека, который съедает все, что производит. С появлением железных орудий производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т. е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна.
За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготовлять ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством. С появлением этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако для того, чтобы эта новая группа людей могла существовать, необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства. Почему целые тысячелетия в экономической истории цивилизованное человечество обходилось без железа? Почему община оказалась достаточно устойчивой формой социально-экономической системы и сохранилась и после ликвидации первобытно-общинного строя в рамках азиатского способа производства (в меньшей степени при античном рабовладении) и даже в европейском феодализме? Кроме того, модель соседской общины легла в основу ремесленных цехов, купеческих товариществ, а в России и некоторых других странах ее существование продлилось до XX столетия. Почему, по каким объективным причинам в Средние века Россия, по выражению братьев Стругацких, "свернула со столбовых дорог цивилизации"?
На эти и многие другие вопросы призвана ответить эта книга. Нельзя понять экономику нашего времени, не зная, как она сложилась, не зная ее истории. Экономика это процесс, развитие, а современное ее состояние лишь момент в этом процессе. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их отпечатки. Программирование развития экономики без понимания исторического процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидался. Этому, кстати, немало примеров в тексте нашей книги.
Древние говорили: "история учительница жизни". А история экономики не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономической теории, в состав которой включаются политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и история развития экономической мысли (история экономических учений). Не случайно К. Маркс (Дж. Гэлбрейт один из известнейших экономистов нашего века отмечает, "что любой экономист в той или иной степени марксист"!), избрав для "Капитала" логический метод исследования в качестве основного, неизбежно возвращается к методу историческому как в познании процесса экономики, так и в анализе ее теорий.
В связи с этим надо отметить, что если первой задачей нашей книги было объединение истории развития хозяйства с историей развития экономической мысли, то второй более глубокое осмысление экономического пути России. Многие, очень многие современные проблемы хозяйства современной России, ее экономические болячки наследственные. Они предопределены спецификой ее предшествующего развития. А для лечения болезни необходимо знать ее историю. Этим, а не только тем, что авторы россияне, объясняется особое место истории экономики России в нашей книге.
Россия, по словам братьев Стругацких, "свернула со столбовых дорог цивилизации". Если говорить о цивилизации европейской, то это верно. Заметим при этом, что искать, вычленять в экономической истории "единый тракт", универсальный путь просто наивно, в чем легко убедится наш читатель.
До монгольского нашествия Киевская Русь, ее экономика развивались в общеевропейском направлении. Но монгольское иго, вернее, противостояние ему, это направление резко изменило. Централизованное государство в новой России, объединившейся вокруг Москвы, сложилось раньше, чем появились экономические условия для его создания.
Но поскольку без экономики никакое государство существовать не может, оно принялось ее насаждать. Естественно, экономику административную. Отсюда в укладе хозяйства России и появились элементы "азиатского", или "древневосточного", способа производства.
Россия, однако, не была типичной страной "азиатского способа производства". Здесь имело место переплетение элементов западного и восточного путей развития. Можно выделить следующие "азиатские" черты в экономическом развитии России.
3. Царское самодержавие даже этимологически было вариантом восточной деспотии: царь не подчинялся законам, а его воля была законом для подданных.
Теперь вернемся к развитию экономической мысли. Сама по себе экономическая мысль появилась у человека одной из первых. Появилась как простой момент труда целесообразная деятельность. А вот теоретически она начала оформляться уже в зрелых, пусть и древнейших цивилизациях. Возьмем в качестве примера экономическую мысль Древнего Египта, которую древние европейские цивилизации в определенной мере наследовали в своем развитии и которая нам особенно интересна, поскольку производство Египта было типично "азиатским".
Египетская экономика характеризовалась командно-направленным производством и распределением, процветающей торговлей с другими народами. В Египте существовали три основные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство, ведомство общественных работ.
Экономическая мысль нашла отражение в Сводах законов и Наставлениях по государственному управлению, в Поучениях чиновникам (писцам), которые явились главными памятниками древнейшей истории.
В трактате "Поучения гераклеопольского царя своему сыну", написанном в III тыс. до н. э., в Древнем царстве определялись правовые и собственнические отношения, которые составляют основу экономических связей. Четкая организация бюрократического аппарата управления в центре внимания "Поучения". Для строгого учета материальных и трудовых ресурсов рекомендовалось хорошо вознаграждать работу чиновников. Учет материальных и трудовых ресурсов сопровождался проведением переписей населения. Это было важно для проведения грандиозных работ по ирригационному строительству, переделу земель после ежегодного разлива Нила, созданию общеегипетской системы орошения и по ведению культового строительства.
В период Среднего царства (ок. 20501750 г. до н. э.) создано сочинение "Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи", которое пользовалось известностью и в Новом царстве. В нем дано описание социально-экономического строя и форм управления. В Древнем мире уже сложилось три отрасли управления финансовая, военная и общественных работ. Наиважнейшую роль в государственном управлении играли грамотные люди, осуществлявшие учет и контроль в стране. В этом сочинении было записано: "Неграмотность равносильна зависимости"; "Занятие писца превосходит любое другое занятие (медника, плотника, строителя)", "Нет занятий, свободных от начальников, кроме писца. Писец сам себе начальник"; "Нет писца, лишенного пропитания из имуществ дома царя".
"Поучение" характеризовало не только вопросы управления, но и социальные проблемы. Оно обращено к молодежи с призывом учиться, повышать свое образование.
Источником экономической мысли для Нового царства (вторая половина II тыс. до н. э.) явились памятники письменности "Анналы Тутмоса III", "Папирус Вильбура" и др. В Древнем Египте ведущей была государственная собственность, которая, однако, не отождествлялась с личной собственностью фараона, а выступала как должностное владение царя, как государственное достояние. Частная собственность вельмож и ремесленников также выступала как должностное владение и передавалась сыну только при условии, что он получал соответствующую должность.
Стремлению превратить должностное владение в частную собственность препятствовал юридический барьер. Чтобы предмет, земля, гробница стали частной собственностью надо было доказать: 1) что ОН сделан своими руками в свободное от работы время; 2) что ОН сделан из собственного материала, а не из сырья, полученного с царских складов; 3) что ОН (постройка, гробница) находится на собственной, а не на царской (государственной) земле.
Для царства Позднего периода (I тыс. до н. э.) источниками экономической мысли явились архивные документы, дарения земли храмам, договоры об аренде и найме). Развитие товарно-денежных отношений видно из документов, раскрывающих условия функционирования капитала, приносящего проценты. Долговые обязательства заключались как в товарной, так и в денежной форме. Процент с ссуды составлял 150200%.
В Древнем Египте были и социальные конфликты. Гражданская война, имевшая место в III тыс. до н.э. (это XXIII XXI вв. до н. э.), возникла в результате чрезмерного усиления государственной эксплуатации и ростовщичества. Эти события нашли отражение в "Речении Ипусера", правда, написанного спустя несколько веков. Очевидно, потому, что социально-экономическая ситуация прежних времен вновь стала актуальной. "Речение" написано с позиций интересов тех, кто больше всего пострадал от разрушения государственной централизованной машины управления господствующей части чиновничьего аппарата. Ипусер вещал: "Земля перевернулась подобно гончарному кругу... простолюдины стали богатыми. Собственники богатства стали неимущими". Во время переворота были вскрыты архивы и расхищены податные декларации. Централизованная государственная машина была разрушена. Но через 23 столетия в "Речениях Ипусера" и других сочинениях вновь на первый план выдвинуто централизованное управление. Система регулирования трудовых ресурсов сделала возможным создание сложнейшей системы ирригации, построение пирамид и храмов величайших чудес света.
Ирригационное и культурное строительство, которое осуществлялось в Древнем Египте в Широких масштабах, обусловило мобилизацию, умелое планирование и перераспределение материальных ресурсов в соответствии с потребностями проводимых работ. Система государственного хозяйства функционировала бесперебойно много веков. Цивилизация Древний Египет накопила огромные знания, которые передавались в веках, а также распространялись горизонтально в соседних странах и континентах.
В то же время громоздкая государственная машина управления, господство чиновничьих порядков, концентрация налогов в интересах государства мешали развитию инициативы отдельных производителей. Цивилизация Египта вступила в стадию упадка.
Читатель нашей книги убедится, что смена цивилизаций процесс закономерный. Падение римской цивилизации на территории Европы, например, надолго отбросило человечество назад и по уровню его культуры, и, прежде всего, по материальному уровню жизни. Не случайно новый качественный скачок европейского общества в своем развитии принято называть «ренессансом». Не случайно и то, что новые европейские мыслители Средневековья в своих раздумьях отталкивались от теоретического наследия древних греков и римлян. Другой "точки отсчета" просто не было. Экономическая мысль здесь не исключение.
А. В. Аникин, безусловно, выдающийся ученый, исследователь развития экономической мысли, пишет: "Слово "экономия" (ойкономиа, от слов "ойкос" дом, хозяйство и "номос" правило, закон) является заглавием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл (наука о домашнем хозяйстве, домоводство) это слово сохраняло в течение веков. Правда, оно не обладало у греков таким ограниченным содержанием, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством, это был своего рода микрокосмос античного мира.
Аристотель употреблял термин "экономия" и производный от него "экономика" в этом же смысле. Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки.
Завершает книгу очерк философии экономики. Безусловно, анализируя жизнь и творческое наследие великих ученых-экономистов, авторы излагали и их философские взгляды. При этом в книге анализируются и экономические концепции великих философов, тем более, что они оказали неоспоримое влияние на формирование мировоззрения профессиональных экономистов и методологию их исследования.
PAGE 6