Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематизированного свода мусульманских законов имеет первостепенное значение

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1111111

 В изучении ислама как религиозной системы знание основ шариата - систематизированного свода мусульманских законов - имеет первостепенное значение.Термин “шариат” происходит от арабского “шараа” - “направлять”, “издавать законы”.

От этого же корня образованы “ташриун” - “законодательство”, “шариун” - “законодатель”, “муташариун” - “законовед” и десятки других терминов. Шариат не имеет себе аналога в других религиозных законодательных системах. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата. Шариат является орудием вторжения религии в широкие сферы повседневной жизни, быта верующих. Отмечая именно эту сторону ислама, советский исламовед И. Петрушевский пишет: “В мусульманских странах даже такие акты, как договоры о купле-продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т. д., заключались у духовных судей-казиев. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата.

  Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Хвв. при династиях Омейядов и Аббасидов. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях.Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна.

 Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

 Мусульманское право сформировалось в цельную систему права, защищавшего интересы государственной верхушки, землевладель-цев, богатых купцов, мусульманского духовенства. Шариат с самого начала возник и развивался как часть религии. Отсюда нормативная часть (фикх) включает в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль. Однако к 9 в., когда процесс становления шариата в основном завершился, он со-держал в себе ряд разработанных и обособленных новых правовых норм, отражающих потребности развивающегося феодализма. Шари-ат - экстерриториальная правовая система, распространяющаяся только на мусульман. ЭВОЛЮЦИЯ

 В первое десятилетие Арабского халифата  шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:

  1.  племенной аристократии;

рабовладельцев;

формирующегося класса земельных собственников.

 В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы:

  1.  государственной верхушки,

землевладельцев,

богатых купцов,

мусульманского духовенства.

 Шириат возник и развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в целом и его, собственно, нормативная часть - фикх - включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат).

 Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих нормативных предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.

 Характерные черты:

-относительная целостность,

-конфессиональный принцип,

-постепенное превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки,

-с утверждением главных направлений в исламе произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.

22222222

1.КОРАН - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно правовые (в основном, о браке и семье).

2.СУННА - состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.

3.ИДЖМА - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”.

4.ФЕТВА - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам.

5.КИЯС (с 10 в.) - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола.

6.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы.

3333

Хотя шариат не знал как такового деления права на отдельные отрасли, гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтное право, получили нем заметное развитие.

Имущественные отношения.

Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса

В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья).  

Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности.

Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п.

Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному.  

праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли, принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли/непригодные для обработки и т.п.

В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Незыблемость частной собственности выводилась непосредственно из Корана, где говорилось: "И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары" (20, 31). Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. . С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную или государственную службу (икта).

Владелец такой земли (иктадар) получал право собирать в свою пользу подат”; с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным по праву собственности.

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели (мечетям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа для себя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом купли-продажи, залога и т.д.

Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного обложения.

В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку.

 Обязательства делились на:

• возмездные

• безвозмездные,

• двусторонние

• односторонние,

• срочные

• бессрочные.  

Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств - обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране (23,8) как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей.

В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33).

Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор.

В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество.

Внимание уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма. Широкое распространение получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д.

 В праве времен Халифата получили некоторое развитие нормы, регулирующие отношения собственности. Необходимо отметить, что в мусульманском праве подробную разработку получил вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Было известно понятие ограниченной дееспособности для

малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

Классификация вещей: государственные, частные, общественные, нечистые (свинина, спиртные напитки), вакуф (священные вещи), брошенные (ничейные).

Способы возникновения права собственности: завоевание земли (в собственность государства), захват имущества (делилось на

части: добытчику, государству, мечетям), наследование, договор, находка.

 В Арабском Халифате существовал институт ч/с относительно вещей. Отсутствовала ч/с на землю: харадж - государственная собственность на землю. Мульк - индивидуальное владение землей, сво-бодное от повинностей. Икта - условное владение землей, владелец несет гражданскую или военную службу (со временем стала передаваться по наследству.)
 Особым дефицитом была вода. Первоначально вода -общее достояние. В 9в. сформировался институт собственности на источники воды. Появляется сервитутное право (сервитут жажды).
Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (специфические обязательства - обеты), срочные и бессрочные. Договор мог быть оформлен в любом виде: в документе, неофициальном письме, устно.

Условия заключения договоров:

1.Наличие право и дееспособности.

2.Договор должен соответствовать правилам Шариата.

3.Договор является добровольным. Запрещалось насилие.

4.Предусматривалась возможность расторжения договоров по обоюд-ному согласию.

5.Объектом договора не могут быть священные и будущие вещи. За-прещается торговать нечистыми товарами.

 Способы обеспечения до-говоров: поручительство, залог третьего лица. Запрещалось также выделять мусульман среди покупателей. Про-давец несет ответственность за качество вещи и обязан предупредить о скрытых недостатках. Запрещалось ростовщичество.В Шариате подробно регламентированы различные виды договоров: купли-продажи, заем, дарение, наем, суда, хранение, товарищество и союз. Большое внимание уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего, аренде земли.


444444444444

 Брак в мусульманском праве рассматривался как обязанность мусульманина. Безбрачие осуждалось. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, но фактически отец распоряжался судьбой дочерей, стремясь получить высокий выкуп. Брачный возраст отсутствует. Не запрещаются и браки с родственниками. Коран признавал за мусульманином право иметь до 4-х жен и неограниченное число наложниц. Муж обязан содержать своих жен, также мог применять к ним различные наказания. Предусматривалась свобода развода для мужчин. Жена могла требовать развода только через суд, если: муж не выполнял супружеские обязанности, жестоко обращался с ней или не выделял средств на содержание жены. 

 Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей.

 Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины.

 Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях.

Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в Коране: "Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (4,38).

Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей.

В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: "ты отлучена" или "соединись с родом".

 Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.

Наследственное право было запутанным и сложным. Признавалось 2 вида наследования:

По закону. Были установлены 3 очереди наследников:

1). дети, внуки, отец, мать;

2). братья, сестры, дед, бабка;

3). все прочие боковые родственники.

Переживший муж наследует 1/2 имущества при отсутствии детей, при детях-1/4.Наследственная доля женщин в два раза меньше чем у мужчин. По завещанию. Свобода завещания ограничена обязательной долей наследования (2/3 часть). Наследованию подлежат только имущественные

555555555

Преступления

   Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п.

Средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы:

К  первым относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу составляли противоправные действия, рассматривавшиеся  как посягательства на права

отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого.     

 В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране

Третью группу составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания  отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления 1  и 2 группы влекли строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до II видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный и публичный характер.

В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

6666666

 Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

 Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное.

В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм.

Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве).  

Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.




1. ИССЛЕДОВАНИЯ Московский психологосоциальный институт УДК 130
2. Электр энергиясын пайдалану.html
3. Задание 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ геометрических тел Цель задания- Научить студента узнавать и изобр
4. а рослин і тварин верба явір жито пшениця кінь заєць соловей родинних стосунків батько мати брат сест
5. Типичные ошибки в семейном воспитании
6. Настільний теніс
7. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ
8. Половое воспитание и подготовка учеников к семейной жизни (Статеве виховання та підготовка учнів до сімейного життя)
9. Социально-экономическое развитие Алжира
10. докладывали е. и. в.html
11. 23
12. Технические средства информатизации Представление информации в компьютере
13. объективные устойчивые и существенные связи которые обусловливают эффективность обучения воспитания ра
14. Наиболее технологичными являются детали повти которых заданы непосредственно матем
15. рефераті Характеристика джерела Приклади оформлення
16. крупнейшие представители передвижников- Репин Маковский Шишкин Куинджи вошли в состав академической проф
17. портфолио- папка или портфель для хранения разрозненных бумаг документов рисунков; перечень поручитель
18. 9 реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук
19.  У пацієнта спостерігаються точкові крововиливи на слизовій ротової порожнини та шкіри
20. Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продово