Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

27. Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве.

С самого начала вероломной агрессии фашистской Германии против СССР советское искусство заняло передовые позиции в общественной и культурной жизни страны. Уже на следующий день после начала военных действий, 23 июня 1941 года в газете «Правда» появился красноречивый рисунок творческого коллектива художников Кукрыниксы (М.В. Куприянов, 1903–1991; П.Н. Крылов, 1902–1991; Н.А. Соколов, 1903–2000) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 
  
С тех пор представители наиболее мобильного вида искусства – графики – «приравняв к штыку перо» (говоря словами В.В. Маяковского), создавали своими произведениями правдивую летопись войны, страстно обличая жестоких и бесчеловечных агрессоров и воспевая подвиги героев народно-освободительной борьбы с захватчиками. 

Графика
Великая Отечественная война, от первого до последнего ее дня, предстает в многочисленных рисунках очевидцев и участников событий. В этом непреходящая ценность и уникальность созданных художниками фронтовых зарисовок. Роль натурного рисунка как основы изобразительного искусства невозможно переоценить. Недаром выдающийся русский баталист В.В. Верещагин (1842–1904) много раз повторял: «Если точность рисунка и твердость руки в нем необходимы каждому художнику, то нам, военным художникам, это необходимо в самой высшей мере». 

На многих, регулярно проводимых выставках работ художников-фронтовиков демонстрировались бесценные документы эпохи – выполненные в совершенно неприспособленных для этого условиях рисунки, акварели и наброски ленинградских художников В.А. Ветрогонского (1926–2002), Б.Н. Ермолаева (1903–1982), А.А. Ефимова (1905–1964), В.М. Звонцова (1917–1994), П.М. Кондратьева (1902–1985), П.М. Криворуцкого (1920–19), Н.Т. Куликова (1910–1987), М.Г. Платунова (1887–1972), В.Г. Старова (р. 1925); москвичей Н.М. Аввакумова (1908–1945), Л.А. Бруни (1894–1948), А.Л. Гландина (1922–1982), Ф.П. Глебова (1914–1980), Л.Ф. Голованова (1904–1980), А.А. Горпенко (1916–1980), В.Н. Горяева (1910–1982), В.С. Климашина (1912–1960), С.Б. Телингатера (1903–1969), А.А. Сапожникова (1888–1954), С.С. Урановой (1910–1988), Ю.А. Цишевского (1910–1982), А.Н. Яр-Кравченко (1911–1983) и многих других художников.

 

Звонцев                                                                      В.С. Климашин и Н. Жуков.

В  историю ленинградского искусства военной поры навсегда вошли А.Ф. Пахомов (1900–1973) – автор серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1944): «На Неву за водой», «Салют 27 января 1944 года в Ленинграде»; Н.И. Дормидонтов (1898–1962) с его серией «Ленинград в блокаде» (1942): «Срочный заказ для фронта» и др.; С.Б. Юдовин (1892–1954), создавший цикл запоминающихся лаконичных черно-белых линогравюр («Бульвар Профсоюзов», 1942, «Арка Сената», 1944, «Салют над Невой». 1944); А.П. Остроумова-Лебедева (1871–1955) с красочной работой «Салют» (1944). 

Интересную серию гравюр «Ленинград в блокаде» исполнила в 1944 году Л.И. Гагарина (1902–1984): «За водой», «У Русского музея» и другие. 

Над портретами, в излюбленном своем жанре, много продолжал работать Г.С. Верейский (1886–1962). Непосредственно в воинских частях он создал немало портретов летчиков, моряков, а также видных деятелей советской культуры: «И.А. Орбели в рабочем кабинете в Эрмитаже» (1942), «Архитектор Л.В. Руднев», «Художник Е.Е. Лансере» (1944) и др. 

Ленинградский художник В.И. Курдов (1905–1989) создал на протяжении военных лет одно из самых значительных произведений советской графики того времени – серию литографий «По дорогам войны» (1942–1945). «На Ладоге», «Поход партизан», «Пленный», «Эшелоны на станции» и как бы венчающий весь цикл работ лист «Ленинград – город-герой». 

Замечательный иллюстратор Д.А. Шмаринов (1907–1999) создал впечатляющий графический цикл под общим названием «Не забудем, не простим» (1942). Л.Е. Кербель (р. 1917–2003), впоследствии получивший признание как скульптор-монументалист, автор ряда значительных памятников в Москве и других городах, исполнил серию портретов краснофлотцев-Североморцев. 

В суровое критическое время обороны столицы зимой 1941 года художники Н.Н. Жуков и В.С. Климашин создали призывный плакат «Отстоим Москву!». Замечательные плакаты «Дойдем до Берлина!» и «Дошли! Красной армии слава!» выполнил в 1945 году почетный грековец Л.Ф. Голованов (1904–1980).

Д.А. Шмаринов. Преступления и наказания

Д.А. Шмаринов . Война и мир


Острые и меткие, разящие врага карикатуры изо дня в день создавали Кукрыниксы, Б.Е. Ефимов (1900–2007), патриарх сатирической графики, перешагнувший порог столетия, а также В.А. Гальба (1908–1984), И.И. Харкевич (1913–2007) и другие.

Поворотным моментом в войне стала Сталинградская битва, развернувшаяся в приволжских степях и закончившаяся окружением и пленением 300-тысячной немецкой армии. Ей посвятил свой труд К.И. Финогенов (1902–1989) – автор внушительного графического цикла «Сталинград» (1943): «Волжская твердыня», «Площадь павших борцов», «Лог смерти», «Здесь фашисты не прошли».

Живопись
Сдержанно и строго увековечено в картине К.Ф. Юона (1875–1958) впечатляющее событие – «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» (1942). В очередную годовщину Великой Октябрьской революции, когда фашисты стояли у самых стен советской столицы, решением правительства решено было по установившейся традиции провести парад войск. Перед воинами, которые прямо с парада отправлялись на свои позиции, на защиту города, с трибуны ленинского Мавзолея выступил руководитель партии и государства И.В. Сталин. Это придало всем уверенности в том, что Москва ни в коем случае не будет сдана врагу на поругание. 

 К.Ф. Юон.

Победа под Москвой развеяла миф о непобедимости германских вооруженных сил. Старейший художник Е.Е. Лансере (1875–1946), связанный творческими и родственными узами еще с дореволюционным обществом «Мир искусства», в картине из героико-романтической серии «Трофеи русского оружия» под названием «Бойцы у трофейных орудий» (1942) с большой силой и в то же время исторической точностью и достоверностью передал характер и настроение времени. То был переломный момент в ходе войны, когда Красная армия остановила фашистские армады на подступах к Москве, нанесла им тяжкое поражение, перехватила инициативу и начала постепенное вытеснение врага на запад, неуклонно освобождая свою территорию от временной оккупации.
Е.Е. Лансере Бойцы у трофейных орудий
Эта картина встала в один рад с эпизодами блистательных побед Александра Невского над тевтонскими рыцарями, Дмитрия Донского – над татаро-монголами, Петра I – над шведами и Михаила Кутузова – над французами. Кстати, в годы войны заметно оживился интерес художников к исторической теме. Так, М.И Авилов (1882–1954) написал большое полотно «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943), А.П. Бубнов (1908–1964) – «Утро на Куликовом поле» (1943–1947), П.Д. Корин (1892–1967) – триптих «Александр Невский» (1942–1943). В них прославлялись ратные подвиги древнерусских богатырей. Произведения такого рода о героическом прошлом русского народа имели колоссальное значение в воспитательной работе, в поднятии морального духа советских воинов. 

М.И Авилов Поединок Пересвета с Челубеем

Художники создали для потомков целую галерею образов блестящей плеяды военачальников Красной Армии. А.М. Герасимов (1881–1963) исполнил портрет генерала А.И. Еременко, Ф.А. Модоров (1890–1967) – портрет выдающегося организатора партизанского движения, бывшего сельского учителя генерал-лейтенанта С.А. Ковпака (1945).

Выдающийся советский портретист П.Д. Корин создал вскоре после капитуляции Берлина большой парадный «Портрет маршала Г.К. Жукова» (1945), которому, как одному из лучших полководцев, обеспечивших победоносное завершение войны, Советским правительством было поручено принять от немецкого командования во главе с фельдмаршалом В. Кейтелем безоговорочную капитуляцию Германии. 

Але  ксан П.Д. Корин д Портрет маршала Г.К. Жукова р

Невский (средняя часть триптиха). 1942—43

Уже было сказано о беспримерной работе ленинградских художников в период блокады. Им не приходилось придумывать, изобретать темы для своих произведений – окружающая жизнь в обилии предоставляла им достойные изображения сюжеты, которые сами просились на холст или бумагу. 
Один из видных представителей объединения «Круг художников» тонкий, проникновенный живописец-пейзажист В.В. Пакулин (1902–1951) создал большую серию видов блокадного Ленинграда («У Казанского собора», 1942, «Невский проспект», 1944). В.И. Малагис (1902–1975) запечатлел с натуры работу заводских цехов, образы жителей блокадного Ленинграда. Бесстрашным балтийским морякам посвящены работы Г.П. Татарникова (1914–1970), серия Н.Е. Тимкова (1912–1995) «Ленинград военных лет», картина Я.Д. Ромаса «Зимние залпы Балтики» (1942). 

Одно из центральных произведений о Великой Отечественной войне, созданное, что характерно, в самый разгар событий – полотно выдающегося мастера А.А. Дейнеки (1899–1969) «Оборона Севастополя» (1942). 

 А.А. Дейнеки (1899–1969) «Оборона Севастополя» (1942). 

Эта монументальная картина привлекла всеобщее внимание посетителей на выставке «Героический фронт и тыл», открытой в 1943 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Благодаря высоким художественным достоинствам, силе обобщения и эмоциональному накалу картина сохраняет свое значение как воплощение стойкости и мужества советских воинов. «Меня целиком захватила героика защитников Севастополя, – писал Дейнека. – Шла тяжелая война. Я вернулся с фронта из-под Юхнова… Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух… Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. В ней есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя». 

В конце войны многие советские художники принимали участие в спасении шедевров искусства. Так, с именами М.Ф. Володина (1912–1987) и Н.А. Пономарева (1918–1997), впоследствии президента Академии художеств СССР, связана волнующая история обнаружения запрятанных в сырой штольне бывшей шахты и тем самым обреченных на уничтожение картин великих мастеров прошлого из собрания Дрезденской галереи. Доставленные в Москву, прославленные в веках картины Рафаэля, Тициана, Тинторетто были тщательно реставрированы и впоследствии возвращены в ГДР в качестве дара советского народа. Этот жест доброй воли незабываем, и перед ним меркнут все спекулятивные рассуждения о необходимости реституции оставшихся в собраниях Государственного Эрмитажа в Петербурге и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве произведений западноевропейских художников, среди которых много ценных работ французских импрессионистов.

Скульптура
Повседневные яркие наблюдения военных будней побуждали скульпторов, привыкших к регулярной работе с материалом, создавать работы жанрового и портретного характера. В качестве характерных примеров можно назвать наделенные сюжетным началом работы старейшего ленинградского скульптора, автора ряда городских памятников, В.В. Лишева (1877–1960): «Несут раненого» (1941), «За водой» (1941), «Везут в стационар» (1942). К ним близки по трактовке такие живые этюды В.В. Исаевой (1898–1960), как «Партизанка» и «Партизан с картой» (1942).

Памятник "Подвигам лейб-гвардии Саперного 

  ПамятникК.Д. Ушинскому.1961 г.

В жанре портрета выделяются: З.И. Азгур (1908–1995). «Портрет генерал-майора А.И. Родимцева», 1943; В.Я. Боголюбов (1895–1954). «Маршал Л.А. Говоров», 1945; В.Б. Пинчук (1908–1987). «Портрет генерала Н.П. Симоняка» (1943); Е.В. Вучетич (1908–1974). «Портрет генерала армии И.Д. Черняховского» (1946); С.Д. Лебедева (1892–1967). «Портрет поэта А.Т. Твардовского» (1945), создателя знаменитой поэмы «Василий Теркин». (Попутно отметим, что из произведений книжной графики заметно выделяются основанные на большом подготовительном материале иллюстрации О.Г. Верейского (1915–1993) к поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»). 

Получили хрестоматийную известность многие портретные работы военных лет, созданные В.И. Мухиной (1889–1953). Среди них такие мужественные образы, как «Портрет Героя Советского Союза полковника Б.А. Юсупова» (1942), «Портрет полковника И.Л. Хижняка» (1942).

 Военно-патриотическая тема в искусстве послевоенных лет
Живопись, графика
Многие молодые люди, ушедшие на фронт со студенческой скамьи, по окончании кровопролитной войны, не сняв солдатских шинелей, вернулись в стены учебных заведений – институтов имени И.Е. Репина в Ленинграде и имени В.И. Сурикова в Москве, в другие художественные вузы, чтобы завершить свое образование. Вполне естественно, что темами своих дипломных работ они часто выбирали события военных лет. 

Юных комсомольцев посвящено полотно П.П. Соколова-Скаля (1899–1961) «Краснодонцы» (1948). Здесь изображены члены подпольной юношеской организации «Молодая гвардия», образы которых ярко воссоздал А.А. Фадеев в своем романе «Молодая гвардия». Благодаря этому литературному произведению бесстрашные подпольщики из небольшого шахтерского городка Краснодона получили всеобщую известность. 

Краснодонцы



Заметим, что на эту тему создали свою скульптурную композицию о молодогвардейцах молодые, начинающие свой творческий путь ваятели В.И. Мухин, В.И. Агибалов и В.Х. Федченко (1957). Эта многофигурная группа была установлена в качестве памятника в нескольких городах Советского Союза, в частности, в Ленинграде в бывшем Екатерингофском парке.

Целый цикл, посвященный борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, создал белорусский художник М.А. Савицкий (р. 1919). 

ваятели В.И. Мухин, В.И. Агибалов и В.Х. Федченко

Многие живописцы тяготели к масштабному, панорамному показу грандиозных сражений Второй мировой войны. Так, живописцы П.П. Соколов-Скаля (1899–1961) и А.И. Плотнов (1916–1997) в картине «Штурм Севастополя» (1947) представили широко развернувшийся перед зрителем общий вид местности с высоты Малахова кургана, показав на фоне города и черноморской бухты множество эпизодов штурма занятой неприятелем крепости. 

Студия военных художников имени М.Б. Грекова
Среди посвященных войне живописных произведений заметно выделяются картины одного из ведущих художников Студии имени М.Б. Грекова П.А. Кривоногова (1916–1967), которые он написал под впечатлением небывалых в истории танковых сражений. Это большие картины «Корсунь-Шевченковское побоище» (1945) и «На Курской дуге» (1949). Его цикл произведений о Великой Отечественной войне, в который входят впечатляющие работы «Комиссар Брестской крепости» (1966), «Поединок» (1966), завершается по смыслу многофигурным, исполненным ликования полотном «Победа» (1948). 

Корсунь-Шевченковское побоище . П.А. Кривоногов

На Курской дуге

Штурм Мамаева кургана

Соединение двух фронтов – Сталинградского и Юго-Западного в районе Калача» (1973) Г.И. Марченко (1913–1981);

В 1950–1970-е годы студийцами был создан целый ряд масштабных работ, среди которых как наиболее значительные следует отметить «Штурм Сапун-горы» (1958) П.Т. Мальцева (1907–1993); «Штурм Мамаева кургана» (1977) П.И. Жигимонта (р. 1914); «Соединение двух фронтов – Сталинградского и Юго-Западного в районе Калача» (1973) Г.И. Марченко (1913–1981); «Переправа через Дунай у Будапешта» (1949) И.В. Евстигнеева (1899–1967); «Наше знамя» (1969) Г.И. Прокопинского (1921–1979); а также ряд картин Ф.П. Усыпенко (1917–2000): «Ответ гвардейцев-минометчиков» (1949), «Бой под Моздоком» (1950), «Враг остановлен. 41-й километр от Москвы» (1966).

Штурм Сапун-горы

прокопинский

Бой под Моздоком

 Ф.П. Усыпенко Ответ гвардейцев-минометчиков




1.  Производственные запасы; 2
2.  Правовые формы внешнеэкономических операций 237 Глава 13
3. нибудь подходит ко мне с улыбкой и благодарит за то что я написал ldquo;эту книгуrdquo;
4. .Социальная медицина это наука а о закономерностях общественного здоровья и здравоохранении б об об
5. на тему- Оцінка впливу на навколишнє природне середовище при проектуванні і будівництві виробництва хлору.html
6. Контрольная работа- Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг
7. НА ТЕМУ- ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СРЕДНЕЙ Выполнил студент Кириллов М
8. Производство красивых ножек
9. а 2 2 2 2
10. Контрольная работа- Захист інформації у колах, що проводять струм
11. Реферат Глобальная демократическая волна
12. Вариант 6 А1 В каком слове неверно выделена буква обозначающая ударный гласный звук 1 средствАми
13. Начиная с 1919 г. писал он я признал что я должен принять Октябрьскую революцию потому что
14. Следует ли нам совершать каждый раз саджда тилава в соответствующих аятах Или нам следует совершить только.html
15. темами який не вимагає уніфікації змісту підготовки фахівців технологій навчання та системи забезпечення я
16. Pipett 2. Krn 3. num 4
17. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт Психологии и Управления Кафедра.
18. РЕФЕРАТ Курсовая работа- 30 с
19.  Симметрии твердых тел Твердые тела
20. лекция бакалавриат для студентов бакалавриата Кафедра Истории экономики политики и культуры Автор- к