Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 210 Авторупорядник Борщ О

Работа добавлена на сайт samzan.net:


КОМУНАЛЬНИЙ ЗАКЛАД

«МЕЛІТОПОЛЬСЬКЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРИ»

ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСНОЇ РАДИ

КУЛЬТУРА ДОКОЛУМБОВОЇ АМЕРИКИ

Лекція з предмету «Культурологія»

Тема 2.10

Автор-упорядник  Борщ О.В.

Мелітополь

2012

План

1. Введение. Историко-географическая характеристика Америки

2.  Культура окраинных народов Америки.

3. Традиционная культура индейских племен Северной и Южной Америки.

4. Культура индейских цивилизаций Мезоамерики.

5. Великие открытия и изобретения индейцев

Литература

  1.  Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие./ П.С. Гуревич. – М.: Знание, 1996.
  2.  Древняя Мезоамерика [Електронний ресурс]/ – Режим доступу: http://mesoamerica.narod.ru/index.html
  3.  Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов.  / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1995.
  4.  Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

1. Введение. Историко-географическая характеристика Америки

Америка – самый вытянутый континент: расстояние с севера на юг составляет 15 000 км. Она состоит из двух больших массивов, разделенных узким перешейком. Огромная протяженность и неоднородный климат объясняют разнообразие жизненных укладов и форм культуры.

Америка была заселена около 30 000 лет назад азиатскими племенами, перебравшимися по перешейку, располагавшемуся, как предполагают ученые, там, где сейчас находится Берингов пролив. Однако американские аборигены, получившие общее название «индейцы», никогда не были достаточно многочисленными. Ко времени прихода европейцев в 1492 г. на континенте насчитывалось примерно 15 миллионов жителей. Нынешнее население американского континента было сформировано в основном иммигрантами – европейцами, африканцами, азиатами. Численность же коренных американцев (индейцев) быстро снижается.

Коренное население Америки накануне прихода европейцев можно условно разделить на три группы. К первой относятся окраинные народы, жители Огненной Земли (яганы, она и алакалуфы) и Арктики (эскимосы), основными занятиями которых были охота, собирательство и рыболовство. Вторую группу составляют многочисленные земледельческие индейские племена как Южной, так и Северной Америки (пуэбло, дакота, омаха, ирокезы, бороро, чероки и др.). Наконец, третью группу представляют высокоразвитые цивилизации Центральной и Южной Америки (муиска, или чибча и др.).

До прихода белых завоевателей индейцы почти не знали иной социальной структуры общества, кроме племени. Лишь в Центральной Америке и на севере Анд имелись высокоразвитые государства – инков в Перу; тольтеков, ацтеков, ольмеков и майя в Центральной Америке. Среди этих цивилизаций самой древней является ольмекская (она была расположена вдоль побережья Мексиканского залива); империи ацтеков и инков были основаны незадолго до прихода европейцев.

Европейская колонизация круто изменила историю континента. Государства американских индейцев оказались неспособны противостоять даже немногочисленным испанским и португальским колонизаторам. За несколько десятков лет завоеватели (Кортес, Писарро и др.) захватили практически всю Латинскую Америку и начала разработку богатых золотых и серебряных рудников в своих новых колониях. Сначала на рудниках заставляли трудиться порабощенных индейцев, но те быстро гибли от нечеловеческих условий работы и от болезней, занесенных европейцами. Тогда их место занимали рабы, привезенные из Африки. Латинская Америка была в основном поделена между испанцами и португальцами. Северная Америка в XVI в. становится предметом спора между французами и англичанами. Эта борьба продолжалась до XVIII в. и закончилась в 1763 г. победой Великобритании.

В 1776 г. в английских колониях, расположенных в Северной Америке, началась борьба за независимость. В результате освободительной войны Великобритания была вынуждена признать суверенитет Соединенных Штатов Америки. Это событие заставило латиноамериканскую элиту также задуматься о независимости своих государств. Войны за независимость от Испании проходили в два этапа.

В 1809–1816 гг. испанцам удалось удержать власть везде, кроме Аргентины и Парагвая. Второй этап освободительной борьбы проходил с 1816 по 1825 гг. под руководством Симона Боливара и Хосе Сан-Мартина. Бразилия получила независимость в 1822 г. без разрыва с португальской метрополией. Однако с обретением независимости жизнь изменилась к лучшему лишь у потомков европейских поселенцев, сохранивших за собой политическую и экономическую власть в ущерб другим этническим группам (индейцам, неграм и метисам). В XIX в. начались войны между молодыми латиноамериканскими государствами: шел пересмотр границ, унаследованных от времен колонизации.

После обретения независимости разница в уровне развития между Северной Америкой и Латинской Америкой становится все более значительной: в Северной Америке быстро развивалась промышленность, а Латинская Америка оставалась аграрной.

На территории Северной Америки расположены три государства: США, Канада и Мексика. США и Канада уже давно входят в число самых демократичных и развитых государств мира; Мексика пытается преодолеть финансовый кризис путем подъема нефтяного производства и провести политическую модернизацию.

На территории Центральной Америки расположены несколько небольших государств, имеющих сходную историю. 3000 лет назад на этой земле расцвела культура цивилизации майя, позже – государства Киче и Какчикели. В колониальный период здесь господствовало крупное землевладение. В XIX–XX вв. государства Центральной Америки включились в общий процесс борьбы за независимость. К этому региону относятся также страны Карибского бассейна.

До прихода европейцев на территорию Южной Америки здесь жило множество индейских племен, находившихся на разной степени развития. Наибольший интерес для нас представляет государство Перу, территория которого была населена людьми с глубокой древности и являлась центром многих индейских цивилизаций.

Культура коренного населения Америки представляют для исследователей особый интерес, поскольку она формировалась и развивалась независимо от культур Европы и Азии. У коренных жителей Америки сложились различные культурные традиции – от самых примитивных до весьма своеобразных и высокоразвитых. Во многом различия объясняются особенностями географического положения, социально-экономического и политического развития.

2. Культура окраинных народов Америки.

Эскимосы заселили полярные области Северной Америки, от Аляски до Гренландии и в исключительно тяжелых природных условиях создали самобытный хозяйственный уклад, основой которого является охота и рыболовство. Они сами себя называют иннуит, что значит «люди». Основу их религии составляет шаманизм. Шаманы (ангекок) пользуются большим влиянием и являются руководителями культа. Для эскимосов как для охотников наиболее важен промысловый культ. Они верят в многочисленных духов, которыми населены земля, вода, ветер; все эти духи находятся в подчинении у шаманов. Тот, кто желает стать шаманом, должен заручиться помощью какого-то духа либо дождаться смерти другого шамана, чтобы унаследовать его духов. Почти все эскимосы верят в Великого духа – повелителя моря.

Не имея твердой уверенности в успехе охоты, чувствуя постоянную угрозу голода, ощущая свое бессилие перед суровой северной природой, эскимосы возлагают большие надежды на свои обряды. Различные ритуалы и запреты затрагивают все стороны жизни и деятельности. Многие запреты регламентируют жизнь женщин, особенно в менструальный или послеродовой периоды. Эскимосы пользуются охотничьими амулетами и заклинаниями, которые должны помочь добыть пищу.

Их представления о загробной жизни не очень развиты. Например, канадские эскимосы верят в то, что душа умершего вселяется в кого-то из потомков, обычно внука или внучку. Поэтому родители никогда не наказывают детей из уважения к своим родителям. Однако душа предка остается в ребенке лишь до тех пор, пока его собственная душа не окрепнет. Затем душа родственника оставляет тело, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Формы погребений у них очень просты: как правило, это наземное погребение в особых деревянных гробах. Это объясняется тем, что рыть вечную мерзлоту очень трудно, а обряд кремации затруднен из-за нехватки топлива.

Еще одну группу окраинных народов представляют индейцы Огненной Земли (такое название южной окраине материка дал Магеллан: когда его корабли проплывали мимо, на островах горели многочисленные костры). Местные племена проживают здесь в очень тяжелых природных условиях. Их основными занятиями были: у она – охота; у яганов и алакалуфов – рыболовство и собирательство. Как и у эскимосов, у этих племен существовал шаманизм. Шаманы (йекамуши) проходили особую подготовку под руководством опытного специалиста. Кроме шаманизма у коренных жителей Огненной Земли были распространены различные обряды инициации, как мужчин, так и женщин.

Во время посвящения молодежи передавались различные тайные знания. Важную роль в посвятительских обрядах играли различные образы духов. Особенно почиталось у яганов небесное существо – Ватауинева. Подобные воззрения существовали и у народа она. Их небесный дух (Темаукл) близок образу Ватауиневы. Еще один обряд (кина) представлял собой раннюю форму тайного мужского союза и был направлен против женщин, якобы долго державших секрет кина в тайне от мужчин.

Представления огнеземельцев о загробной жизни были весьма скудными. Исследователи не могли обнаружить каких-либо определенных верований относительно души и ее посмертного существования. Погребальный обряд также был очень прост: умерших, как правило, кремировали и лишь изредка хоронили в земле.

Анализ культуры этих народов свидетельствует о том, что природные и климатические условия оказывают сильное влияние на развитие как материальной, так и духовной форм культуры. Для ее расцвета необходим достаточно высокий уровень развития производительных сил, социальное расслоение, наличие досуга и других условий. Когда жизнь сводится к непрерывной борьбе с природой, к борьбе за выживание, то приходится думать об удовлетворении самых необходимых духовных потребностях. Но при этом все исследователи отмечают, что это не является показателем примитивности этих культур, а лишь об их самобытности.

3. Традиционная культура индейских племен Северной и Южной Америки.

Ко времени появления европейцев большинство североамериканских индейцев уже перешли к оседлому земледельческому хозяйству при сохранении важной роли ремесла и охоты. У них существовали крупные племенные союзы: сиу, ирокезы, алгонкины и др. В ходе освоения колонизаторами ранее принадлежавших индейцам земель самобытная культура коренного населения была фактически уничтожена. Ныне небольшая часть их проживает в специально отведенных местах – резервациях, вдали от родных земель.

Одной из характерных особенностей религии североамериканских индейцев является почти полное отсутствие культа предков, за исключением индейцев пуэбло. Из родовых форм культа у некоторых племен существовало почитание родовых святынь – фетишей. Это могли быть какие-либо амулеты, курительные трубки или что-нибудь еще. У дакотов, омаха и других народов группы сиу почитались родовые покровители. В целом же, по мнению большинства исследователей, господствующей формой культа у индейцев Северной Америки был не родовой, а племенной культ; именно племя выступало основной общественной базой религиозных воззрений.

У некоторых индейских племен (ирокезов, бороро, чероки) долго сохранялись пережитки тотемизма. К животному, признаваемому за тотем определенного племени, относились как к своему родоначальнику, его запрещалось убивать. Само племя называлось по его имени и в одежде или в особых знаках (гербах на жилище или татуировках) выражало свою принадлежность к данному тотему. Индейцы носили на себе шкуру или перья животного-тотема, исполняли особую пляску. Единение с тотемом проявлялось во всякого рода церемониях: при рождении и совершеннолетии, при посвящении или свадьбе. Тотем предполагал также различные табу, в том числе запреты определенной пищи. Вероятно, пережитками тотемизма являются и многочисленные индейские мифы о животных-героях: зайце, вороне, двуглавом змее, черепахе или койоте.

Религия индейцев предполагает почитание духов. Духи (маниту) имеют в себе мало индивидуального и отождествляются с природными силами. Высшим из них считается Великий дух, и на этом основании многие миссионеры склонны были приписывать индейцам монотеистическую религию. Однако какие бы могущественные действия ни приписывались Великому духу, все же они не дают достаточных оснований считать, что у индейских племен существовало единобожие. Иногда к Великому духу относятся как к человеку; в таком случае он является героем всякого рода мифов.

Большое значение у многих индейских племен имел солнечный культ. Так, индейцы американских прерий в середине лета справляли праздник солнца, во время которого торжественно исполнялись главные обряды, в том числе и общеплеменная пляска солнца. От этого момента у них велось летоисчисление. Ритуальные танцы у индейцев были широко распространены: каждое племя знало их до нескольких десятков – танец дождя, танец войны, пляска солнца и др.

Развито было у индейцев и почитание других сил природы – четырех стихий: воды, воздуха, огня и земли. Коренные жители Северной Америки считали структуру мира и управляющих им сил четырехсторонней. Символом этого был круг с четырьмя точками по окружности. Каждой из четырех стихий соответствовал свой дух или группа духов, каждая сторона света ассоциировалась с определенным цветом: Тункан (дух земли) – с севером и синим цветом; Вакиньян (божества огня) – с востоком и красным цветом; Такушканшкан (духи ветра) – с югом и черным цветом; Унктехи (духи воды) – с западом и зеленым цветом. В этой схеме для индейцев заключалось все многообразие жизни.

Важное значение имели жертвоприношения; в качестве жертвы выступали разные мелкие вещи. Часто практиковалось принесение в жертву табака, поскольку его употребление носило ритуальный характер. Кстати, курение знаменитой трубки мира также имело религиозное значение. И еще один любопытный факт истории: только когда европейские колонисты решили выращивать табак, индейцы стали им охотно помогать. Людские жертвы, которые часто описываются в приключенческих романах, напротив, были довольно редким явлением. Они были связаны с земледельческими культами: с помощью человеческих жертв индейцы надеялись повысить плодородие и увеличить урожай.

Многие религиозные обряды были связаны с войной. Прежде чем стать воином, каждый юноша должен был пройти специальные обряды и получить оружие из рук вождя, жреца или колдуна. Среди военных обычаев индейцев был и обряд добычи скальпов. Первоначально он был распространен только у племен ирокезов и чероки, но во время Семилетней войны (1756–1763 гг.) англичане и французы стали поощрять в этом своих союзников-индейцев, выплачивая им премии за скальпы, поэтому скальпирование распространилось и среди других племен. По всей видимости, добыча скальпа для воина означала овладение душой убитого врага или лишение ее покоя.

Широко были распространены у индейцев шаманизм и вера в вещую силу снов. Сны являлись своего рода оракулами, поступить наперекор сновидению считалось невозможным. Шаманы пользовались не меньшим авторитетом, чем вожди; только они брались за лечение болезней. Покровителем многих шаманов считался серый медведь, а его шкура служила главным атрибутом шаманского костюма. Одни шаманы предпочитали действовать в одиночку, другие же объединялись в тайные союзы. Основной их функцией была охрана традиций племени. Значительное место в шаманской практике занимал обряд ритуального очищения, который предварял начало любого важного дела. У североамериканских индейцев для очищения использовалась паровая баня, в Центральной Америке, Мексике и Перу – кровопускание, а у племен Южной Америки – слабительные и рвотные напитки.

Индейская мифология хоть и несколько однообразна, но довольно самобытна. Мифы о сотворении мира, потопе и героях встречаются во всех частях Америки, и хотя они несколько различны по форме, почти все одинаковы по содержанию. Великий дух – творец мира. Вода предстает как враждебный элемент, у которого мир должен быть отнят. Существуют представления о происхождении не только мира, но и человека: он или вырос из деревьев, или вышел из пещер. Долгое время вначале человек жил в темноте, как животное, до тех пор, пока какой-нибудь бог или герой не познакомил его с лучшей жизнью.

В отличие от окраинных народов Америки, погребальные обряды здесь были очень разнообразными: практиковались и захоронения в земле, и кремация, и даже мумификация. Что касается загробной жизни, большинство индейских племен верили в то, что в потустороннем мире люди ведут жизнь, подобную земной. Великих воинов и охотников ожидает блаженство, в то время как трусам, воинам, утратившим скальп или изменившим племенным традициям, уготована жалкая участь. Это дает основание утверждать, что религиозные верования индейцев больше были ориентированы на земную жизнь, а представления о загробном мире играли второстепенную роль.

Отдельного упоминания заслуживает группа так называемых индейцев пуэбло, проживающих на юго-западе США, в штатах Нью-Мехико и Аризона. Пуэбло – это название их поселений, больших поселков с домами из сырцового кирпича. Основу их хозяйства составляет земледелие, которое базируется на искусственном орошении; а также ремёсла – ткачество и гончарство. В отличие от других индейских народов, у племен пуэбло существовал развитый культ предков – качина. Духи предков покровительствовали тем или иным кланам. У них существовали тайные общества, членами которых могли быть люди, принадлежащие к одному клану, например змеи, которая играла важную роль в их мифологии. У них также существенную роль играли ритуальные танцы, с помощью которых они вызывали дождь или лечили болезни.

4. Культура индейских цивилизаций Мезоамерики.

Еще задолго до появления европейских завоевателей-конкистадоров у народов Южной и Центральной Америки (Мезоамерики) возникли свои цивилизации и государства с развитой культурой. Но в ходе испанской колонизации самобытная культура индейских племен была разрушена. До наших дней сохранились только некоторые археологические памятники и немногочисленные религиозные тексты. Свидетельства эти очень неполные, но их значение тем более трудно переоценить.

Существует лишь несколько «письменных» источников индейцев: рукописей, состоящих из пиктографических рисунков и иероглифов; текстов, написанных латинскими буквами на местных языках вскоре после завоевания. Исследователям приходилось обращаться к испанским источникам, наиболее ценным из которых является «Всеобщая история Новой Испании» францисканца Бернардино де Саагуна (1500–1590). Есть и археологические источники: стелы, барельефы, фрески, статуи богов, различные сооружения, среди них несколько величественных религиозных ансамблей, как святилище инков Мачу-Пикчу, открытое в 1911 г. Они свидетельствуют о существовании трех великих цивилизаций: майя, ацтеков и инков.

Государство ацтеков образовалось на территории современной Мексики. Название «ацтеки» происходит от названия их легендарной прародины Ацтлана, располагавшейся на высокогорном плато на северо-западе Центральной Америки. Первоначально кочевые охотники, они в XIII в. обосновались в долине Мехико, заселенной оседлыми земледельцами. Здесь ацтеки освоили культурное наследие земледельческой и миролюбивой культуры Теотихуакан и воинственных, кровожадных тольтеков, выработавших военизированную культуру. Основав столицу в Теночтитлане (на месте современного Мехико), они покорили соседние народы и образовали империю, которая в конце своего существования заняла всю Северную Мексику. Своих наибольших размеров она достигла при Моктесуме II (1466–1520), как раз накануне завоевания Мексики Кортесом. Разрушение Теночтитлана в 1521 г. означало конец империи ацтеков.

Тольтеки, создав миф о Кецалькоатле, легитимизировали теократическое царство, оправдали человеческие жертвоприношения, создали образ золотого века и верили в пришествие Спасителя. Согласно мифу, бог-творец Кецалькоатль правил в раю, расположенном в Толлане (иначе – Тула), где все было исполнено плодородия, доброты и красоты. Все изменилось, когда у Кецалькоатля появился соперник, Тескатлпока, бог кровожадный и воинственный. Он изгнал Кецалькоатля из его царства и установил человеческие жертвы. Толлан пришел в упадок, и война стала необходимостью. Однако Кецалькоатль обещал вернуться, чтобы восстановить свое царство. На основе этого мифа многие индейцы принимали конкистадоров за богов-освободителей.

Ацтеки выработали наиболее цельное представление о мире (космологию). Они считали, что земля – диск, окруженный водой, расположенный в центре вселенной и разделенный вертикально и горизонтально. По вертикали выделяли тринадцать слоев в мире, расположенном выше земли, и одиннадцать – в мире ниже земли (хтоническом). Эти миры были похожи на две ступенчатые пирамиды, обращенные вершинами вверх и вниз и соприкасающиеся основаниями. Самая нижняя сфера мироздания называется миктлан – царство мертвых. По горизонтали мир разделяется на четыре части, похожих на сыновей изначального божества и ассоциировавшихся с разными цветами. Красный был востоком, плодородной землей и землей жизни; черный был севером, зимой и ассоциировался со смертью; белый был западом, царством старости и рождения; синий символизировал юг. Однако равновесие четырех частей было нарушено борьбой между Кецалькоатлем и Тескатлипокой.

Ритуалы занимали важное место в жизни обществ доколумбовой Америки, поэтому там существовало многочисленное жреческое сословие. Жрецы набирались из высших слоев общества, воспитывались в кальмеках, специальных школах. Школы размещались за оградой культовых центров, вблизи храмов. Умерщвление плоти и аскеза, а также изучение священных песнопений, письменности и астрологии составляли основную часть их программы. Наибольшим уважением пользовались жрецы, хранившие и умножавшие знания по астрономии, письменности, медицине и гаданиям. Жречество было в первую очередь хранителем культуры и только затем уже организатором религиозной жизни. Жрецы, только совершавшие жертвоприношение, считались низшими. Однако потребность в священнослужителях была велика, ввиду многочисленных праздников, главным образом связанных со сменой времен года и сельскохозяйственным циклом. Требовалось немало человеческих и иных жертвоприношений. Некоторые формы культа не требовали участия жрецов, например культ хуакас («властей») в империи инков, то есть культа отдельных мест (пещер, гор, источников или камней) и священных предметов.

Одним из основных ритуалов как у майя, так и у ацтеков, была ритуальная игра в пелоту, называвшаяся тланчли, поскольку была связана с их концепцией мира. Крестообразная с закругленными краями площадка для игры бала разделена на четыре сектора, то есть являлась моделью мира (космограммой). Поля игры символизировали узкие проходы в подземном мире, которые должно пересечь солнце (мяч), чтобы опять появиться на востоке и восстановить мир. Игра заключалась в перебрасывании каучукового мяча через кольца в двух боковых стенах; игроки ни в коем случае не должны были касаться мяча руками, но только головой, плечами, боками, бедрами или ногами. Состязание двух команд символизировало основное космологическое противостояние дня и ночи. Проигравшие приносились в жертву после игры, то есть игра в пелоту была обрядом, предшествующим жертвоприношениям.

Человеческие жертвоприношения характерны для цивилизации ацтеков и коренятся не в какой-то особенной жестокости, но в представлении об остром истощении космоса. Объяснение этому легко найти в ацтекском мифе о сотворении мира. В начале все было безжизненно, и правила тьма. Боги объединились, чтобы найти решение, как дать миру свет. Двое из них предложили в жертву себя – один стал луной, другой – солнцем, но оба были мертвы и неподвижны. Тогда остальные боги решили пожертвовать часть своей крови, чтобы напитать их. Поэтому люди обязаны бесконечно воспроизводить божественное жертвоприношение, дабы обеспечить непрерывность жизни и существования мира. Напитать бесконечное движение солнца человеческой кровью было необходимо для его ежедневного появления.

Ацтеки регулярно организовывали «войну цветов» с целью раздобыть пленных для жертвоприношений. Помимо умерщвления огнем, стрелами или отрубанием головы, наиболее распространенной формой жертвоприношения было вырезание сердца у еще живой жертвы. Символика сердца соответствовало символике космической энергии. Вероятно, жертвы и воины не страшились смерти, по крайней мере, они верили, что станут приближенными солнца.

Теночтитлан, современный Мехико, крупный городской культурный центр доколумбовой Америки, был построен по строгому плану. Культовые сооружения (храмы-пирамиды, площадки для игры в пелоту) были расположены вдоль улиц, пересекавшихся под прямым углом, по образцу ацтекских городов. На вершине великой пирамиды располагалось святилище Тлалока, бога молнии и дождя, и Уицилоночтли, племенного божества ацтеков. С другой стороны улицы ей соответствовала круглая пирамида луны. Вершина пирамиды – это место жертвоприношений. Монументальные лестницы и террасы позволяли устроить грандиозное зрелище: процессия, несущая жертвенные дары или сопровождающая людей, которых должны были принести в жертву, медленно поднималась на вершину. Тела жертвы сбрасывались к подножию пирамиды, где собравшаяся толпа иногда позволяла себе акты каннибализма.

К югу от ацтеков, на полуострове Юкатан, находилось государство индейцев майя. О его культуре известно меньше, так как его упадок начался еще до прихода европейцев, а вторжение испанцев лишь довершило этот процесс. Центрами цивилизации были города: Чичен-Ица, Паленке, Майяпан. В них строились многочисленные храмы; святилища майя имели форму ступенчатых пирамид. Богам приносились жертвы, нередко и человеческие, но они у них не играли такой роли, как в кровавых ритуалах ацтеков. Жрецы проводили регулярные астрономические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами и разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в странах христианской Европы.

Цивилизация майи подразделяется на два больших периода: Древнюю империю, или классический период (III–X вв.), и Новую империю, или постклассический период (X–XV вв.). Классический период (эпоха высшего подъема культуры майя) характеризуется сооружением грандиозных культурных центров (Тикаль, Копан, Паленке, Уаксактун). В это время были выработаны «письмо» и календарь майя. Майя пользовались одновременно двумя календарями: ритуальным календарем – цолькин, с годом, включавшим 260 дней, и солнечным календарем – хааб, в котором год состоял из 365 дней. Цолькин включал 20 периодов по 13 дней, с собственными названиями, состоящими из имени периода и номера от 1 до 13. В каждом периоде день под номером 1 носил другое имя. Хааб включал 18 месяцев по 20 дней и «увечный» месяц из пяти дней. Первый месяц года назывался Поп, а первый день месяца был нулевым, соответственно первый день года назывался 0 Поп. Два календаря использовались совместно. Полное обозначение дня включало указание на его место по календарю Цолькин, за которым следовало наименование по календарю хааб: 2 Ик 0 Поп, следующий день назывался 3 Акбал 1 Поп и так далее. Для обозначения более длительных периодов времени майя использовали систему, основанную на умножении дней, кин: 20 кин = 1 виналь, 18 виналь = 1 тун = 360 дней и так далее.

Календарь ацтеков ничем принципиально не отличался от календаря майя. Ритуальный календарь – тоналпохайи включал 20 периодов по 13 дней. По солнечному календарю год, как у майя, состоял из 365 дней, хотя, возможно, и не совпадал с майяским. Год включал 18 месяцев по 20 дней, а оставшиеся 5 дней составляли особый месяц немонтем, считавшийся несчастливым.

Из-за тонкой эстетики и высокого развития науки майя иногда называют «греками нового Света». В X в. эта цивилизация исчезла, возможно, под натиском завоевателей-тольтеков. В Новой империи города (Чичен-Ица, Майяпан, Ухмаль) состояли больше из светских, нежели религиозных сооружений, а безобидные боги крестьян и жрецов были вытеснены воинственными богами.

Пантеон богов майя был обширный и многообразный, соответствующий социальному строю общества и отражающий их представление о двойственности мира. Главные боги были: Хунабку, «единственный бог», отец богов; Ицамна, повелитель неба, покровитель жрецов, основатель цивилизации майя; Ишчель, богиня-мать; Чак, бог дождя, самый популярный из богов; Юмкаакс, бог кукурузы; Ах Пуч, бог смерти.

Центром еще одной индейской цивилизации стало Перу. Древнейшие государства здесь сложились возле озера Титикака. Цивилизации этого региона отличаются высоким уровнем технического развития (производство тканей было известно в Перу еще до начала III тысячелетия до н.э., работа по металлу – до 1000 г. до н.э.), а также сложением традиции строительства огромных храмов. На территории Перу, последовательно сменяя друг друга, развивались цивилизации Чавин, Парака и Наска, культура Моче, Чиму. Согласно источникам, около 1200 г. н.э. господство здесь перешло к племени инков, живших в районе Куско. Инки принадлежали к народу кечуа, название «инки» обозначает одновременно племя, аристократию (правящий класс) и, наконец, главу государства, монарха: Инка рассматривался как воплощение святости, сын солнечного бога. Их империя была тем самым теократической монархией, основание которой восходит к явлению бога солнца Манко Капаку, легендарному первому инке (ок. 1200 г.). В период расцвета (1438–1532) она простиралась от современного Кито (Эквадор) до Вальпараисо (Чили). Столицей государства был Куско («пуп»). Эта экспансия сопровождалась усиленной централизацией: государственная религия, распределение обрабатываемых полей, сложная административная система. В начале XVI в. в состав инкской империи входили территории нынешних Перу и Боливии, а также некоторые области Эквадора и Чили.

Инки выработали настоящую государственную религию. Во время своих завоеваний они привозили идолов покоренных народов, которых почитали в столице в качестве второстепенных божеств; однако народные верования и некоторые племенные культы выжили внутри этой теократической системы. В религии инков важную роль играла вера в загробную жизнь, о чем свидетельствуют погребальные обряды их знати. Тела правителей и вельмож высушивали, мумифицировали, придавали им положение, подобное положению эмбриона в теле матери, герметически заворачивали в несколько слоев плотной хлопковой ткани. При захоронении рядом с усопшим клали драгоценности и предметы обихода; некоторое время у инков существовал обычай умерщвлять и хоронить вдову и слуг покойного вместе с ним. Существовала и практика человеческих жертвоприношений в честь восшествия на престол нового правителя либо перед началом войны. При всем разнообразии можно выделить несколько культурных общностей (почитание бога с кошачьими когтями, образ змеи, выступающий как символ плодородия, культ бога-ягуара, образ жреца, совершающего жертвоприношение), которые свидетельствуют о том, что цивилизации восходят к одной древней культурной традиции. Наряду с государственным, официальным культом в каждой местности почитался свой бог в образе дерева, животного или камня, что указывает на наличие пережитков тотемизма. Есть сведения о почитании духов предков – уака.

Еще один центр индейской цивилизации находился на территории современной Колумбии. Здесь, в районе нынешней столицы государства. Боготы, проживали племена чибча, или муисков. В религии этого народа важную роль играл бог-покровитель войны и обряды, связанные с войной. Тела наиболее выдающихся воинов после смерти мумифицировали и во время сражений вносились в самый разгар битвы. Они поднимали дух соплеменников, считавших, что мумии продолжают сражаться на стороне своего народа. Кроме того, заметной фигурой в религии чибча был герой Бочик, походивший на ацтекского Кецалькоатля; его описывали стариком с длинной белой бородой. В мифах чибча он являлся богом солнца, который обучил людей всем искусствам и ремеслам. Главным центром культа у чибча-муисков было священное озеро Гуатавита, расположенное вблизи Боготы. В праздничные дни его водам приносились жертвы золотом и изумрудами. Правитель племени, собрав эти драгоценности, выплывал на лодке на середину озера и бросал их в воду.

С этим озером был связан и еще один интересный обряд. Новый вождь племени, вступая в должность, покрывал свое тело золотой пылью, которую затем необходимо было смыть в водах священного озера. Этот обычай мог послужить основой для легенд о стране сказочных богатств – Эльдорадо, что в переводе с испанского означает «позолоченный человек». В надежде отыскать волшебную страну тысячи искателей приключений и богатства ринулись в Новый Свет, неся гибель коренному населению Америки.

Переселенцы из Европы принесли с собой новые верования и новую культуру. Главенствующая роль здесь принадлежит католикам и адептам различных направлений протестантизма: баптистам, методистам, адвентистам, мормонам и др.

Духовная жизнь коренных американцев сегодня отличается двумя основными чертами: осознанием своего единения со вселенной и синкретическими верованиями. Религиозный синкретизм характеризуется как смешение различных элементов верований во внутренне противоречивую систему мировоззрения, отраженную в явлениях культуры. По отношению к архаической религии, к которой можно отнести и религии аборигенов Америки, это понятие означает слабое разделение религиозного сознания и культовых практик, слитность их с другими сторонами духовной и практической жизни человека – трудом, социальным устройством и т.д. В Латинской Америке, особенно в Бразилии и на Антильских островах, сохранились элементы религий африканских предков. Они изменились в результате знакомства с христианством и с верованиями индейцев. Большинство приверженцев синкретических церквей являются одновременно католиками. Наиболее сильная часть культа – обладание посвященным одним или несколькими духами.

Духи и сегодня остаются едва ли не главным элементом верований коренных американцев. Земля считается матерью-кормилицей, о которой следует заботиться. Все в природе проникнуто священными силами. Так, горы, таинственные места, откуда дуют ветры, и где жизнь вырабатывается в воде, вмещают множество духов. У некоторых индейцев существует одна высшая сила, но большинство предпочитают устанавливать контакт с духами. Духов, присутствующих в животных и растениях, надо почитать, с ними можно советоваться. В индейских мифах присутствует таинственный и важный персонаж трикстер, или божественный шут. Злобный и лукавый, смешной и безнравственный, он воплощает принцип беспорядка, но он же приносит людям цивилизацию. Это он, как считается, научил индейцев Калифорнии методам лечения и шаманскому колдовству. Распространена также вера в существование животного-побратима, находящегося рядом с человеком от рождения до смерти и защищающего его. Если животное-побратим ранено или поймано, человек заболевает, если оно умирает, человек умирает тоже.

С духами, являющимися во сне, в состоянии транса или в видениях, которые могут предстать в виде природных сил: воды, солнца, молнии, ветра, облаков, – духов животных или умерших охотников и воинов индеец входит в общение во время обряда инициации. Встретив своего духа, он получает от него особую охотничью песнь, которую должен хранить в тайне и исполнять только в исключительных случаях (при крайней опасности или перед смертью); хранить в тайне нужно также магические предметы (камни, перья, хрусталь, зерна, кости, ткани), собранные в священный мешок («мешок исцеления»).

Для индейцев страдания и болезни объясняются колдовством. Следует призвать на помощь колдуна, который сумеет извлечь болезнь из тела пациента. Некоторые церемонии требуют превозмочь сильную боль, например, при пребывании в парных банях, которое должно очистить тело, или при исполнении танца на солнцепеке (солнечный танец), при котором устанавливается связь со светилом. Несмотря на преследования и насильственное крещение, американские индейцы сохраняют верность культуре и религии предков.

В Бенине (старое название Дагомея) до сих пор распространен культ духов «водун». Потомки черных рабов, привезенных в Америку, частично сохранили веру предков даже после принятия христианства. Культ водун сохранился, в частности, на Гаити, там он известен как гаитянский вуду. Возникший во времена рабства, он представляет собой особую форму протеста против власти белых. Последователи сохраняют благодаря этому культу верность креольскому языку, главному символу их протеста, несмотря на то, что святые католической церкви часто ассоциируются с различными лоа, а календарь церемоний рассчитывается по литургическому христианскому календарю.

5. Великие открытия и изобретения индейцев

1. Шоколад.

Приблизительно в начале нашей эры в районе полуострова Юкатан обосновались индейцы майя. Здесь для себя индейцы майя открыли дикорастущие деревья какао, которые начали культивировать, поняв всю целебность и божественную силу напитка, изготовляемого из семян плодов какао. Получаемый напиток был на вкус горьковатым, но он был способен снимать усталость, придавать силу и разгонять тоску человеку, который его попробовал. По достоинству оценив данное открытие, майя разбили огромные плантации какао, посчитав это даром богов для них, и начали выращивать шоколадные деревья, молясь богам (Эк-Чуахе и Шкакау ("подательнице какао") - богине, покровительнице бобов какао), прося у них хороших урожаев.

В конце XIV века господство на всей территории Мезоамерики захватила империя ацтеков, которая тут же обложила все покорённые народы данью. В качестве дани также были и какао-бобы, которые стали использоваться ацтеками не только в качестве сырья для приготовления "чоколатля" (так он звучит на языке науатль - Chocolatl), но и своеобразными денежными знаками. В то время за 10 зёрен какао можно было купить кролика, а за 100 зёрен - раба.

2. Одомашненные культуры. 

Как только индейцы Мезоамерики начали вести осёдлый образ жизни, они стали культивировать различные съедобные и полезные для хозяйства растения. Вот список культур, которые индейцы стали выращивать на своих плантациях:

Авокадо (на науа - aguacatl), Какао (про какао см. выше), Хлопок, Маниока, Папайя, Красная фасоль, Фасоль сейва, Стручковый перец (чили - на языке науа chilli), Тыква, Картофель, Подсолнух, Помидоры (Томат - на науа tomatl), Маис (Кукуруза) и Табак (завезён Колумбом с Антил).

Стручковый перец - существует 4 вида стручкового перца: колумбийский (Сhilli conicum), перуанский (Сhilli angulosum), опушенный (Сhilli pubescens) и, получивший наибольшее распространение во всём мире, мексиканский (Сhilli annuum).

Кукуруза же была для индейцев чуть ли не самым ценным достоянием. Например, в мифологии ольмеков, самой древней цивилизации в Мезоамерике, большое внимание уделяется самому процессу обретения маиса. В большинстве мифов бог - благодетель человечества (Кетцалькоатль или Кецалькоатль), добывает зёрна маиса из горы, где они спрятаны (на рельефах мужской бог выносит из недр земли на руках младенца - олицетворение маиса, чтобы передать его людям). Да и последующие цивилизации Мезоамерики не оставляли без должного внимания свой главный питательный злак.

Учёные выяснили сколько приблизительно лет прародительнице нынешней кукурузы. После долгих лет археологических раскопок в самых разных местах, они наконец-таки отыскали самый старый початок. Возраст его составлял 7000 лет, а длина стержня кукурузных початков того времени достигала всего лишь 2,5 сантиметров.

Подсолнух. Относительно недавно учёными проводились исследования в местечке Сан Андрес, который был в своё время центром цивилизации ольмеков. Там они нашли семена подсолнуха, который считался одомашненным в Северной Америки, но теперь появились более ранние следы его культивации. Возраст семян датирован 2500 годом до н.э.

Ваниль - высушенные после провяливания недозрелые плоды (стручки) тропического вьющегося растения. Род растений семейства орхидных. Наземные или элифитные лианы. Существует около 100 видов ванили, культивируются в основном в тропических странах, но более всего на Мадагаскаре. В России ваниль растет лишь в оранжереях

3. Табак.

История табака доподлинно неизвестна. Эксперты считают, что табак как растение сформировался примерно за 6000 лет до нашей эры. А уже через 5000 лет жители Америки начали использовать это растение для курения. По крайней мере, своих богов индейцы нередко представляли с трубкой во рту, что, впрочем, отнюдь не означало, что они набирали дым в легкие, как это делают современные курильщики сигарет.

К X веку н. э. табак распространился по всей территории Америки и, по-видимому, превратился в культовое растение, используемое в специальных церемониях - религиозных или иных. К периоду VI-X века н. э. относится и первое известное изображение курильщика: на найденном в Гватемале глиняном сосуде изображен индеец майя, курящий (?) свернутые листья табака, перетянутые ниткой. Майя называли этот процесс "сик'ар".

4. Лекарства.

Путем бесконечных проб и ошибок мексиканские индейцы выделили из всего разнообразия зеленого мира съедобные и ядовитые растения, нашли способы их обработки. Именно в доколумбовый период были сделаны важнейшие открытия в гомеопатии, к которым обращается и современная медицина: дозы и компоненты лекарств выверялись экспериментально на протяжении тысячелетий. Так, например, цветком гвоздики лечили кашель. Настой коры корицы помогал при бесплодии. Мятой снимались желудочные боли и расстройства. Боярышник заживлял даже старые воспаленные раны. С помощью чернобыльника излечивались кишечные и желудочные колики. Средством от ревматизма и нарушения кровообращения считались компрессы из стеблей крапивы. Настой из лиан употреблялся при болезнях почек. При обмороке и потере сознания пили отвар из кожи жабы. На этой основе, между прочим, создан так называемый буфариан, который современные медики применяют именно при этих явлениях. Для повышения сопротивляемости организма и борьбы с усталостью индейцы пили какао - его столь же успешно использовал и покоритель Мексики испанский конкистадор Эрнан Кортес. А современная психотерапия создает ценные препараты на основе пейоте, составляющего галлюцинированных наркотиков. Многие растения индейцы не только собирали в "дикой природе", но и культивировали на рукотворных плантациях.

5. Остальные открытия.

Не все достижения индейцев (а точнее сказать не многие) оставили свой отпечаток в мировой истории - многие открытия и изобретения индейцев носили, так сказать, локальный характер применения, т.е. использовались только самими индейцами и только у себя на территории. Но и их не стоит выбрасывать из истории.

Тем более, нужно отметить, что высокого уровня материальной культуры индейцы достигли при низком уровне развития производительных сил (поздний неолит) и при классовом дорабовладельческом обществе - на данном этапе развития человечества мало кто в Старом Свете достиг таких результатов.

Вот некоторые из этих достижений и вкладов в мировую культуру:

Слово "Ураган", которое произошло от "Хуракана" - майяского бога ветра и шторма. Хуракан переводится как "одноногий";

Самый точный во всём мире календарь;

Жевательная резинка из чикле;

Изобретение гамака;

Одомашнивание индейки;

Бумага из фикусов (применялась ольмеками за тысячу лет до изобретения бумаги китайцами). Кору фикуса обдирали, а затем замачивали в воде. Образовавшуюся кашеобразную массу прессовали молотами, добавляли смолу, сушили и формовали на листы. Листы могли быть большого размера и могли склеиваться между собой. Рукопись складывалась в гармошку и её длина могла достигать нескольких метров;

Иероглифическая письменность;

Игровые мячи из каучука. Использовались на площадках для игр в мяч;

Тонкая обработка неметаллических материалов и изготовление из них различных предметов обихода. Использовались такие материалы как кремень, обсидиан, известняк, жад, кость, базальт и др.;

Знания в математике - в частности, использование знака "ноль" раньше арабов;

Строительство дорог у майя с помощью Катка и с применением саскаба - утрамбованного известняка. Применяется при строительстве дешёвых грунтовых дорог в глубинке до сих пор. Примечательно, что каток, в принципе, содержит идею колеса, но все же это большой цилиндр и его толкали вперёд, прокладывая дорогу;

Архитектура, представленная хорошо сохранившимися до наших дней храмовыми комплексами, пирамидами, дворцами, арками и домами (см. также статью про архитектуру майя);

Применение ложного свода в строительстве домов - он строился в виде нависающих друг над другом рядов кладки, что давало устойчивости конструкции и не требовало распора, а лишь небольшое перекрытие сверху. Таким образом, всё давление конструкции передавалось на несущие стены. Примечательно, что до майя в мире такой ложный свод применяли только микенские греки;

Штук - материал из извести. Широко применялся в качестве облицовочного материала для домов, храмов и других сооружений;

Торговля - создание развитой торговой сети, которая соединяла всю Центральную Америку (кто знает, может и не только её) морскими и сухопутными путями;

Анатомия - осуществление трепанации и деформации черепов, подпиливание и инкрустация зубов и другие хирургические операции, осуществляемые каменными и костяными приборами.




1. Система управления персоналом на примере японского менеджмента
2. экзаменационной сессии
3. Финансовая газета
4. Тема моего исследования Эффективная кадровая политика Актуальность темы определена в теоретическом рас
5. Почему вымерли динозавры
6. Mind the text ldquo;The Berdrdquo; by G
7. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Центральный филиал Кафедра гражданского права
8. Гражданское право
9. Механизм функционирования предприятия
10. лист Массаж Стоимость руб
11. синтаксической структуры их достоинства и недостатки
12. Задание 1. Оставить одномоментным касанием следы пальцев рук 4 следа правой руки на объекте.
13. Iorg Ответы на вопросы Толкование Библии Размер шрифта- ~ Толкование Библии Послание к Галатам
14. Мутации и предполагаемая макроэволюция
15. Гурмэ 4956505750 Наименование блюда вес 1 порции
16. Международные валютные и кредитные организации
17. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~2006 Ди
18. Программирование для студентов направления подготовки 6050102 Компьютерная инженерия отрасли знаний 0501
19. Теореотические основы фальсификации
20. І.Д. директор Інституту проблем виховання АПН України доктор психологічних наук Наукові консультанти- Бай