У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 2 История развития этнопедагогических взглядов в трудах педагоговклассиков и в современных исследован

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Тема 2. История развития этнопедагогических взглядов в трудах педагогов-классиков и в современных исследованиях.

План.

1. Сущность народного воспитания в теории Я.А. Коменского.

2. Особенности формирование национальной системы образования в творчестве К.Д. Ушинского.

3. Специфика применения народной педагогики в педагогической практике А.С. Макаренко.

4. Характер использования народной педагогической культуры в теории и практике В.А. Сухомлинского.

5. Основные направления современных исследований и источниковая база в этнопедагогике.

I. Теоретическая основа современной этнопедагогики была заложена трудами многих известных педагогов-основоположников современной педагогической науки. К их числу принадлежат Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.

Я.А. Коменский, кроме обоснования основ дидактики, много внимания уделял изучению народных традиций воспитания и возможностей их использования в практической педагогической деятельности.

Его внимание привлекали все факторы становления национальных особенностей народов. Основное внимание он уделял изучению родного языка, фольклора, истории чешского народа, географии своей родины.

Результатом всестороннего изучения чешской национальной культуры становятся написанные им труды: история его родины, описание географических особенностей и составление карты. Кроме этого, Я.А. Коменский занимался сбором и систематизацией фольклорного материала. Он создал труд - «О чешской поэзии», в котором осветил важные вопросы поэтического творчества.  Много времени он уделял сбору материалов для одного из основных  своих трудов - «Сокровищница чешского языка».

Национальная культура оказала заметное влияние на все педагогическое творчество этого видного ученого-педагога. На уровне теоретического обоснования педагогики, он, кроме создания «Великой дидактики», написал «Чешскую дидактику».

На уровне подготовки учителей, Я.А. Коменский определил требования к учителям. Одним из важнейших требований к ним является знание и любовь к  родному языку, устному творчеству народа. Он подчеркивал, что обучение должно было осуществляться на родном для учащихся языке.

На уровне содержания и методики школьного обучения он рекомендовал включать в процесс обучения рассказы на моральные темы, которые могли быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д.

В рамках созданной педагогической системы, Я.А. Коменский, отдавал приоритет воспитательной составляющей, что нашло отражение в следующих его словах «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает». Данный подход так же заимствован их народной педагогической мысли, для которой характерна воспитательная направленность, в целом.

II. Место творчества К.Д. Ушинского в отечественной педагогике уникально, т.к. он обосновал основы национально ориентированной педагогики применительно, прежде всего, к русскому народу.

К.Д. Ушинский разработал основополагающий принцип формирования национально ориентированной педагогической системы – принцип народности. Народность, он считал основной идей воспитания и основной закономерностью развития любого народа. В частности, он пишет  «народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» [2. С.119].

Сущность  народности как идеи народного воспитания, согласно взглядам К.Д. Ушинского, заключается, во-первых, в созданных народом понятиях о человеке, т.е. его сущности, цели, назначении, личностных качествах в каждый определенный период его развития и, во-вторых, особенностях воспитания такого человека. Ушинский пишет: - «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [2. С. 120].

В качестве факторов народного воспитания К.Д. Ушинский рассматривал: религию, природу, семейные традиции, устное народное творчество, национальную поэзию и литературу, характер правового регулирования в стране, особенности промышленного развития, особенности исторического развития. Кроме этого, в качестве важного фактора народного воспитания он указывал школьное воспитание. Необходимо отметить, что К.Д. Ушинский предполагал в данном случае такую систему школьного воспитания, которая будет построена с учетом принципа народности. В целом можно сказать, что воспитание, с точки зрения этого педагога, обусловлено материальной и духовной культурой народа, особенностями его психологии и характером исторического развития.

Первостепенное значение К.Д. Ушинский уделял необходимости изучения в школе родного языка и литературы, родной истории, природы. К.Д. Ушинский написал много учебников по изучению родного языка в школе.

Несмотря на особое внимание к отечественной культуре, в поле его научного внимания находились все сферы духовной жизни славянских народов.  Кроме этого, в трудах Ушинского отражены специфические национальные особенности  жизни многих народов мира и их воспитательных систем: Северной Америки, Китая, Индии, Аргентины, Чили, Центральной Азии и др.

Русская национальная система воспитания, созданная К.Д. Ушинским должна была быть образцом для построения других национальных школ.  Ушинский предполагал возможность и необходимость ее творческой переработки применительно к просвещению других народов. Исходя из созданной Ушинским общей теории воспитания, педагоги других национальностей могли создавать свои национальные воспитательные системы: украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.п.

III. Роль А.С. Макаренко в формировании этнопедагогических взглядов заключается в переосмыслении и применении в педагогической практике основ культуры воспитания, созданной, прежде всего славянскими народами, особенно - русскими и украинцами. А.С. Макаренко изучал опыт воспитания Древней Руси («Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха») и воспитательную систему казаков Запорожской сечи и опыт братских школы Львовщины и взгляды Григория Сковороды и систему Ушинского и Пирогова и адаптировал изученный опыт к новым социально-историческим и культурным условиям жизни..

А.С. Макаренко работал в новых, сложных условиях развития отечественной культуры. Однако он старался не отказываться от позитивного педагогического опыта, созданного в досоциалистический период. Он был ориентирован не на разрушение традиций, а на их переосмысление и наполнение их новым содержанием. Макаренко отмечал чрезвычайно важное значение народной педагогики в новых условиях. В процессе своей педагогической и литературной работы, он призывал внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и опыт современных талантливых педагогов из среды трудового народа, т.е. он отмечал постоянное функционирование и развитие народной педагогики. Согласно данному положению А.С. Макаренко, народная педагогика является динамической системой, которой свойственно развиваться.

Для А.С. Макаренко одной из центральных проблем в педагогике являлась проблема родного языка. Язык для Макаренко был фактором комплексного развития народа. Он рассматривал родной язык с точки зрения дидактической, политической, общекультурной, морально-этической, педагогической и эстетической.

Кроме этого, Макаренко внимательно подходил к отбору и применению в воспитательной практике народных традиций. В частности, большое внимание Макаренко уделял народным играм и танцу как фактору воспитания. Его воспитанники играли в народные игры, такие как лапта, «довгои лозы» и другие. В «Педагогической поэме» он посвятил отдельную главу танцу гопак.

А.С. Макаренко в своих литературных произведениях стремился раскрыть особенности народного идеала, отличительными характеристиками которого являлись: оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота. А.С. Макаренко старался сформировать из своих воспитанников человека с такими качествами.

IV. В трудах В.А. Сухомлинского творчески переосмыслено наследие античных и современных, европейских и отечественных педагогов. В.А. Сухомлинский своим учителем считал Макаренко, а так же разделял взгляды К.Д. Ушинского в области использования народности как принципа воспитания. Он считал, что система воспитания, построенная в соответствии с данным принципом, наиболее полно отражает духовный, культурный опыт народа и воспроизводит его в педагогической практике.

Сухомлинский рассматривал традиции воспитания подрастающих поколений в качестве одних из основных ценностей духовной культуры народа. В своей литературной деятельности он постоянно подчеркивал необходимость возрождения прогрессивных педагогических традиций народа и внедрение их в семью и школу.

В.А. Сухомлинский включал в практику воспитания элементы народной педагогики. Он рассказывал детям сказки, пел народные песни, организовывал проведение народных праздников, обучал детей народным правилам приличия и хорошего тона, активно использовал трудовые традиции в воспитании. Кроме этого, его ученики сами придумывали сказки, писали сочинения по пословицам, решали народные задачи-загадки.

В.А. Сухомлинский в целях воспитательного воздействия пропагандировал народное искусство и обрядность. В оформлении школы, классов, кабинетов были использованы элементы народного творчества. Обстановку, в которой общаются дети вне школы, он максимально приближал к той, в какой играли, трудились и развлекались дети народа.

Наиболее значимым средством воспитания Сухомлинский считал родное слово. «Язык - духовное богатство народа», - писал он. Речевая культура человека, по мнению Сухомлинского, - это зеркало его духовной культуры. Он постоянно внушал учителям и родителям, что духовное единство подрастающего поколения с опытом народа обеспечивал посредством родного языка.

По образцам народных пословиц В.А. Сухомлинский создавал свои афоризмы. Народные пословицы лежат и в основе заповедей Сухомлинского.

Принцип народности в практике В.А. Сухомлинского реализовывался одновременно с принципом интернациональности в воспитании. В младшем школьном возрасте, учащиеся, используя характеристики национальных героев, создавали собирательный образ идеального героя, общий для всех народов - образ-символ для всего человечества.

В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого - пробуждение у учащихся братских чувств к другим народам, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к людям другой национальности.

Для достижения этой цели использовались следующие формы работы в Павлышской школе: рассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг о дружбе народов, о совместном ратном труде, инсценировки из жизни других народов, национальные песни и танцы. Особо популярными у школьников были заочные мысленные путешествия по Родине. Реализация этой формы работы использовалась со  второго класса.

Кроме заочных путешествий В.А. Сухомлинский организовывал настоящие путешествия. Они начинались в своем районе, области, а затем их маршруты усложнялись. К ним дети готовились несколько лет и осуществлялись они после VIII класса. Знания, которые получали учащиеся во время путешествий, являлись стержневым компонентом, формирующим культуру межнациональных отношений с представителями разных национальностей

Путешествия посвящались в большей степени трем братским народам: русскому, украинскому и белорусскому.

Полученные во время путешествий сведения закреплялись и углублялись в процессе переписки школьников со своими сверстниками из других республик. По материалам путешествий ребята проводили классные часы.

Целью второго направления воспитания являлась организация практической деятельности в области взаимопомощи, взаимодействия детей из разных советских республик. Воспитанники Павлышской школы посылали детям Крайнего Севера, выращенные в школьном саду, фрукты, обменивались со школьниками других республик семенами зерновых и технических культур, цветов и т.д.

В Павлышской школе работа в этом направлении строилась в рамках следующей системы:

- дети младшего школьного возраста получали сведения о единстве судеб народов нашей страны;

- дети среднего школьного возраста устанавливали контакты с детьми других народов, формировали позитивные установки на межнациональное общение и взаимопомощь;

- дети старшего школьного возраста закрепляли позитивные установки и стереотипы межнационального взаимодействия и устанавливали отношения основанные на взаимопомощи.

V. Основоположником этнопедагогики в России, в ее современном понимании стал Г.Н. Волков. Благодаря исследованиям Г.Н.Волкова народной педагогической культуры разных народов стало возможным выделение этнопедагогики в качестве самостоятельной отрасли педагогического знания.

На современном этапе развития этнопедагогики, данная отрасль педагогической науки активно развивается. В частности, можно выделить ряд самостоятельных направлений этнопедагогических исследований, которые классифицируются по следующим критериям: во-первых, по этнической принадлежности; во-вторых, по содержанию исследований.

Согласно первому критерию можно выделить следующие направления исследований: народная педагогика русских, чувашей, татар, украинцев, белорусов, якутов, калмыков, грузин, армян, азербайджанцев, адыгов и т.д.

Согласно второму критерию можно выделить следующие направления исследований:

- этическое, нравственное воспитание на основе народных традиций Аганова Э.М., Головин А.Ф., Мелейченко Е.В.;

- развитие культуры межнационального общения, формирование культуры межнациональных отношений Алирзаев М.Г.;

этнопсихологические аспекты межличностных отношений Афанасьев И.Н.;

- воспитательные возможности трудовой подготовки Головин А.Ф.;

экологическое воспитание с использованием этнопедагогики Джанзакова Ш.И.;

- использование педагогической культуры как средства подготовки в семейной жизни Иванов С.М., Каскулова Ф.В.;

- особенности поликультурного образования в многонациональной школе Аракелян О.В.;

- подготовка будущих учителей, способных использовать возможности народной педагогики в педагогической деятельности Николаев В.А. Хакимов Э.Р.;

рассмотрение взаимосвязи между народной педагогикой и религиозной культурой Нурмакова М.С.;

педагогические условия воспитания гуманных взаимоотношений в многонациональных школах при работе с младшими школьниками Сенатор С.Ю. и т.д.

Данные классификации направлений исследований в области современного состояния народной педагогики могут послужить первоначальной информационной и ориентационной базой для студентов при подготовке их к работе в этнопедагогическом направлении.

Кроме этого, широта направлений исследований в области народной педагогики, их ориентированность на решение современных педагогических проблем  может свидетельствовать о том, что этнопедагогика является не описательной наукой, и она не просто воспроизводит накопленный педагогический опыт. Она активно преобразует опыт народной педагогики для решения актуальных целей воспитания.

Источниковой базой для этнопедагогики являются: результаты исследований в области этнопсихологии, истории, культурологии, этики, философии этнографии, фольклористики, археологии, и других наук, кроме этого, вся  народная культура в самом широком смысле ее понимания, как духовная, так и материальная.

Вопросы и задания.

1. Раскройте сущность понимания народного воспитания в теории Я.А. Коменского.

2. Охарактеризуйте особенности формирование национальной системы образования в творчестве К.Д. Ушинского.

3. Опишите специфику применения народной педагогики в педагогической практике А.С. Макаренко.

4. Укажите характер использования народной педагогической культуры в теории и практике В.А. Сухомлинского.

5. Назовите основные направления современных этнопедагогических исследований.

6. Укажите основные источники этнопедагогики.

Подготовьте доклад на тему:

Этнопедагогические основы формирования национальных школ малых народов России (исторический аспект).

Этнопедагогические основы формирования национальных школ в современной России.

Литература.

Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. [Текст] / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

Гончаров, Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. [Текст] / Н.К. Гончаров. - М., «Педагогика», 1974.

Крысько, В.Г., Саракуев, Э.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. [Текст] / В.Г. Крысько, Э.Г. Саракуев.– М., Институт практической психологии. 1996. – 344 с.

Кукушкин, В.С., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология/ [Текст]/В.С. Кукушкин, Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 448 с.

Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. [Текст] / М.Н. Мельников. - М. 1987. 108 с.Николаев, В.А. Истоки русской народной педагогики. / МПГУ, ОГУ. Москва – Орел, 1997. 143 с.

Николаев, В.А. Русская народная педагогика (пособие к спецкурсу). [Текст] / В.А. Николаев. -  Орел, 1993.  -  67 с.

Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/ Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

Сухов, И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. [Текст] / И.В. Сухов.- М. 1976.Философский энциклопедический словарь. [Текст] - Редкол. С.С Авернцев, З.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. Издательство – М.: Советская энциклопедия. 1989 – 815 с.

Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. [Текст] / К.Д. Ушинский. – Т. 1-11. Редкол.: А.М. Еголин, Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. (Вступ. статья В. Струминского и Е. Медынского. Сост.  И прим. В.Я. Струминского). М.-Л., 1948 – 1952.

Этнография: Учебник[Текст] / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М.: Высш. школа, 1982. – 320 с.

16

PAGE  14




1. планы для Вас Введение В условиях рыночных отношений центр экономической деятельност
2. Строительство 39-квартирной блок-секции.html
3. Лейла Накрой на стол Лейла Смотри за братом Лейла Вымой посуду Лейла Стой на месте Лейла Ты что творишь
4. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систе
5. Henry The Cop nd the nthem On his bench in Mdison Squre Sopy moved unesily
6. модуль счёта максимальное число единичных сигналов которое может быть сосчитано счётчиком
7. АСАНОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА 2
8.  Voclic nd consonntl distinctions of English SpSsConsonnts re defined s the sounds rticulted by temporry obstruction in the ir strem which psses through the mouth
9. Имя. Отчество Факультет курс Смена на какую планируете ехать Возраст де
10. Судебное разбирательство. Постановления хозяйственного суда Республики Беларусь
11. это совокупность экономических процессов обеспечивающих жизнедеятельность и развитие общества
12. НХК. Определение понятий культура народная культура художественная культура нхк народное худо
13. Реферат- Цели и структура непрерывного образования
14. Рынок ценных бумаг
15. . Общая характеристика Раздражающим называется действие химических веществ на окончания чувствительны
16. Автоматизация процесса управления средней общеобразовательной школой 16
17. Согласовано Заместитель директора по ВР -И
18. тематика Автореферат дисертації на здобуття наукового ступенякандидата фізикоматематичних наук
19. Лабораторная работа 7 Работа с файловыми потоками в С
20. пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине ldquo;Детали машинrdquo; Выполнил-