Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ведущую роль играли колесницы. Пехота могла использоваться самостоятельно, но только когда отсутствовали колесницы, при участии которых она занимала подчиненное положение. В колесницах заключалось превосходство чжоусцев над соседними племенами, чем они и пользовались. Колесницы были эффективнее пехоты, при одинаковом поражающем средстве лук со стрелами и копьями обладали преимуществом в маневре. Специалисты-оружейники оспаривают широко распространенное мнение, что колесницы были «танками эпохи бронзы», способными опрокинуть пехоту, и подчеркивают соединение в них подвижности и дистанционного оружия лука. Удар по пехоте мог быть нанесен только полностью защищенными колесницами, действующими относительно крупными и плотными группами. Многие археологи преобладание древнего оружия связывают с тем, что основные сражения в эпоху Чжоу велись на колесницах.
Развитие военной практики в период Чунь-цю. Мощь административно-политических единиц Китая в период Чунь-цю измерялась количеством боевых колесниц, которые они могли выставить, и исчислялись сотнями и тысячами. Войско царства складывалось из армии его правителя и отрядов нескольких уделов, которые принадлежали сильнейшим кланам. Постепенно главные военные силы царств сосредотачивались у правителей уделов. Реальная власть и контроль над армиями постепенно переходили от правителей уделов к их вассалам. В результате главы аристократических кланов превращались в реальных властителей. Их междоусобицы приводили ко все более частым войнам.
Стремясь прекратить взаимоистребление, правители царств и их министры все чаще прибегали к заключению «кровавых соглашений» (мэн [3]), участники которых смачивали себе губы кровью жертвенного животного. В основном это были договоры о союзах одних царств или кланов в борьбе против других царств, кланов и их союзников. Целью политической борьбы в период Чунь-цю обычно было стремление властолюбивых аристократов потеснить друг друга, присоединить земли слабого соседа или при удачном стечении обстоятельств захватить трон в собственном царстве. Средствами для достижения таких целей были как различные формы тайной политики (интриги, заговоры, перевороты), так и открытые выступления с оружием в руках, т.е. мятежи и войны. Чжоуский ван [1] в период Чунь-цю обычно не имел к этому никакого отношения. Вооруженными силами на Центральной равнине распоряжались меняющие друг друга правители сильнейших царств, «гегемоны»-ба [1], бывшие фактическими правителями Поднебесной. Считаясь не обладающими сакральной силой дэ [1] (см. т. 1), атрибутом вана [1], они распоряжались реальной военной силой, собирали правителей царств (чжу хоу) на «съезды», диктовали им свои требования, определяли меры против нарушителей, которые в основном сводились к карательным походам. Гегемоны приказывали правителям царств, кто, когда и против кого должен выступить со своими войсками. Эти факты составляют изрядную часть повествований канона «Цзо чжуань». В итоге в каждом из царств армия перестала существовать как нечто целое, а распоряжение войсками перешло в руки тех, кто их создавал и содержал, т.е. правителей уделов.
Удельная структура Чжоу и образовавшая ее феодально-удельная знать способствовали формированию своего рода рыцарской морали и кодексов чести, регулировавших отношения между аристократами равными, старшими и младшими, правителями и обычными воинами на поле боя. Аристократы высоко ценили сове достоинство и соответственно вели себя, особенно в бою. Оскорбления чаще всего смывали кровью: в случае индивидуального конфликта убийством обидчика, а при оскорблении видных лиц в клане или государстве войнами. Ход междоусобной войны подчинялся строгому ритуалу. Чтобы она была успешной, правитель в храме предков на алтаре шэ [3] приносил жертвы и объявлял духам предшествовавших правителей о предстоящей войне. Здесь же, в храме предков правитель ставил задачу командующему войсками, вручал часть жертвенного мяса и оружие лук и топор. То же самое происходило и в подразделениях участвовавших в кампании