Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Статья- Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер 

Алексей Симонов 

Впервые Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер упоминается в меновой и жалованной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) около 1380-1382 годов. Пустынь была расположена в Пехорской волости на крутом берегу озера недалеко от нынешнего селения Медвежьи озера Щелковского района. Она была приписной к Московскому Симонову монастырю * . Великий князь Дмитрий Иванович совершил обмен, взяв у Симонова монастыря село Воскресенское Верх-Дубенское. Село находилось километрах в тридцати пяти от Медвежьих озер, в верховье речки Дубенки, впадающей в Шерну, левый приток Клязьмы и, отдав ему «церковь Святый Спас-Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земле у Медвежьего озера, на березе». Предполагают что игумен Афанасийэто никто иной, как любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, основавший также Серпуховской Высоцкий монастырь. К пустыни принадлежали Верхнее и Нижнее Медвежьи озера и бортничьи деревни, в которых занимались промысловой добычей лесного меда. Эти, теперь уже несуществующие, деревни называлисьИгнатьева, Пирутина и две деревни на речке Чуднице «и с бортью**, и с лесом, и болотом, и с перевесьем***». Межою этой борти служили речки Чудница, Шаловка, Кишкинская Сосна, селения: Ревякино, Сидорово, великая дорога старая Переяславская лесная, Хомутовская дорога. 

В той же меновой грамоте великий князь всех «имеющих поселиться на земле отданной чернецу Савве» освобождал от всех пошлин и повинностей, княжеских и митрополичьих и давал Савве право полного суда над всеми насельниками той земли, дозволял суд «сместный»**** в уголовных делах. А в случае жалобы на самого Савву, только себе самомувеликому князю и митрополиту оставлял право производить «исправу». 

… Возникает вопрос: кто был чернец Савва, которому были даны такие значительные привилегии, в те времена, дававшиеся только настоятелям больших монастырей? Можно предположить, что монах Симонова монастыря Савва, пожелав уединенной жизни в пустыни, был постриженик из бояр, т.е. из высокопоставленных княжеских слуг. 

Независимость пустыни была достаточно условная, так как по существу она зависела от Старого Симонова монастыря. 

Известно, что в 1382 году основатель Симонова монастыря святой Феодор***** по делам церковным был отправлен великим князем в Киев, а в 1383 г. в Константинополь. Для управления монастырем он, вероятно, оставил доверенное лицо. Таким лицом и мог быть чернец Савва. В списках настоятелей он не значится, так как игуменом продолжал быть святой Феодор, но как управляющий монастырем Савва, возможно, имел право приобретать имения для монастыря. 

В 1447-1453 годах, при архимандрите Симонова монастыря Геронтие, Спасо-Преображенской пустынью управлял священник Иов, который получил те исключительные права, которые предусматривала меновая грамота великого князя. В 1453-1462 годах при архимандрите Афанасии Симонов монастырь передает управление пустынью священнику Симону Галичанину на тех же условиях. 

Дальнейшие сведения о пустыни мы находим в спорном деле, возникшем в 1462-1464 годах между Пехорскою волостью и Симоновым монастырем. Выборные Пехорской волости обращались к великому князю Ивану Васильевичу (1440-1505): «Жалоба нам, господине, на архимандрита на Евсевия и на его братию: владеют, господине, твоим великого князя монастырем Спас-Преображением, и озером Верхним, озером Нижним, и деревнями и пустошьми; а се, господине, церковь Святый Спас, и озера, и деревни, и пустоши твои великого князя». Великий князь решил этот спор в пользу Симонова монастыря. 

Границы бывших монастырских владений приблизительно можно определить и сейчас, так как и теперь известны, упоминаемые в грамотах, речка Шаловка, а также селенияХомутово, Каблуково (Клобуково) и Кишкино. 

Схема расположения Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер в конце XIV века.

В начале XVI века власти Симонова монастыря упразднили пустынь, и на Медвежьих озерах осталась деревня Утки (Утуки) и пять-шесть хуторов бортников. В жалованной грамоте 1543 года великого князя Ивана Васильевича (1530-1584) ар-химандриту Симонова монастыря Савве на владения в Москов-ском уезде уже нет упоминания о пусты-ни: «… а в Пехорском стану село Утки на Медвежье озере с деревнями…»

В 1903 году знаток церковной старины священник Николай Скворцов писал о том, что место, где была Спасо-Преображенская пустынь, на возвышенном берегу Медвежьего озера, принадлежит Чудову монастырю. 

По сведениям местных жителей вплоть до 1940-х годов на этом месте находилось не менее десяти белокаменных надгробных плит, часть из которых имела древние надписи вязью. Ученые связывают это место с кладбищем Спасо-Преображенской пустыни XIV-XVI веков. В настоящее время на этом месте располагается сельское кладбище. 

Список литературы

1. А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. С-Пб., 1852, с.282. 

2. Акты, относящиеся до юри-дического быта древней России. С-Пб., 1857,52, т.1, стлб.161-169. 

3. П.М.Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С-Пб., 1877, с.258. 

4. Московские церковные ведо-мости. 1896,21, с.273-274. 

5. Священник Н.Скворцов. Уничто-женные в Московском уезде церкви. МЦВ. 1903,40, с.499. 

6. Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV-начала XVI веков. М., 1958, т.2, с.338-339. 

7. С.Б.Веселовский. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1962, с.26. 

8. Л.И.Ивина. Акты феодального землевладения и хозяйства. Л., 1983, с.88. 

9. Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992, с.80-83. 

10. П.Паламарчук. Сорок Сороков. М., 1992, т.1, с.280, М., 1995, т.2, с. 111. 

11. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995, т.3, с.87. 

12. И.К.Кондратьев. Седая старина Москвы. М., 1997, с.384-385. 

13. А.В.Бугров. Медвежьи озера. Район «Поселок Восточный». М., 1999, с.168-174. 

14. Альманах «Богородский край». Ногинск, 2000,2, с.51-55. 

* Симонов монастырьоснован в 1370 г. учеником преподобного Сергия Радонежского святым Феодором, позднее архиепископом Ростовским, на месте, которое еще в XII веке именовалось Симоновым и являлось одним из сел боярина Кучки. Тогда жев 1370 г., был построен здесь первый деревянный храм Рождества Богородицы, в котором позднее были похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1509-1510 годах взамен ветхой деревянной была возведена церковь каменная. Сам монастырь в 1379 г. был перенесен на полверсты к северу на новое место, которое было подарено монастырю владельцем Симоновского урочища Симоном из рода Головиных, здесь монастырь и располагался вплоть до закрытия в 1923 г. Место первого Симонова монастыря всегда называлось Старое Симоново. 

** Бортьпо-славянски значит дупло, отсюда бортное пчеловодство. 

*** За отсутствием других орудий, кроме лука, птиц ловили обыкновенными силками, сделанными из конского волоса, или перевесамисетями, которые развешивали на деревьях в местах пролета птиц. Отсюда и сами места ловли птиц сетями назывались перевесами. 

**** Сместный судсуд, который назначался, когда монастырские люди имели дело с людьми не монастырскими, а городскими или волостными. Этот суд производили вместе судьи монастырский и гражданский, а исполнение приговора над каждым из соперников предоставлялось только тому из судей, кому был подчинен тот или другой. 

***** Феодорсвятой, архиепископ Ростовский, родной племянник преподобного Сергия Радонежского, сын его брата Стефана, в миру Иоанн. Приведенный в 13 лет в пустыню Сергиеву, тогда же был пострижен в монашество. Достигнув совершенства, Феодор основал новый общежительный монастырь близ реки Москвы, известный под именем Симонова монастыря. Являлся духовником великого князя Дмитрия Донского, который часто поручал ему церковные дела. Скончался в 1394 году. 

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru




1. профилактического факультета 20072008 уч
2. Титаник и фондовая биржа Резюме Дополнительная информация
3. Тамож политика- понятие, задачи, принципы
4. Введение В развитой рыночной экономике действуют четыре ведущих хозяйствующих субъекта- домохозяйства
5. Тема ’5 Философия XVIII ~ начала XX веков П л а н - Иммануил Кант.html
6. ЛЕКЦИЯ 1 МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ
7. Александровская средняя школа Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Рассмо
8. Тема- Несколько важных моментов при заключение договора аренды жилого помещения
9. психотерапевт известный и книгами для массового читателя и научными трудами в области психиатрии и пси
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук К
11. Тема- Конструктор і його перевантаження
12. Эпидемиология для студентов 3 курса факультета Общая медицина При ВГА какой возможен путь передачи--
13. .И.О. подпись Группа Срок практики
14. Тема Япония
15. Сахарный диабет тип 2, тяжелая форма, субкомпенсация, синдром диабетической стопы
16. Методичні вказівки для проведення практичних занять.html
17. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В связи с переходом системы полного среднего образования на профильное обучение в уч
18. Gold Secret т м 100 NTONIO BNDERS
19. СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Справочное
20. тематическое ожидание наработки объекта до первого отказа; суммарная наработка при достижении которой п