Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Материалы ко 2 главе диссертации «Семейное право 19 века»
**************************************************************************************************************************************
они тем самым не перестают состоять на действительной службе; состоящие же в запасе армии и уволенные в отставку нижние чины могут вступать в брак (Т. IV, Уст. о Воин. Повин., изд. 1886 г., ст. 27 и 28).
Примечание. Правило о запрещении состоящим на действительной обязательной службе нижним чинам вступать в брак не распространяется на тех из них, которые состоять на службе: в Туркестанском военном округе в Якутской местной команде в степных укреплениях областей Омского военного округа, в войсках расположенных в за-Иртышской части Семипалатинской области и в Кеток-Карагайском посту, в войсках и управлениях областей: Закаспийской, Карской, Батумской и пунктов побережья Черного моря, в войсках и управлениях в Закавказье, Дагестанской области и нагорной полосы Терской области. Не распространяется ею запрещение также на всех вообще вдовых нижних чинов, независимо от места их служения, имеющих от прежних браков детей, остающихся без всякого призрения и унтер-офицеров, продолжающих действительную службу сверх обязательного срока (С. В. П. кн. УП, изд. 18е2 г., ст. 9е7 и е8).
14. Запрещается вступать в брак арестантам, содержащимся в исправительных арестантских отделениях (Т. XIV, изд. 1890г.,Уст.оСодерж.подСтраж., ст. 297).
15. Запрещается вступать в брак в течете курса
учения: студентам духовных академий (Опред. Св. Синода е ее 1885 г. с. 1148). студентам университетов (Прав. для студ. унив. утвержд. 16 Мая 1885 г., § 6)
16. Запрещается вступать в брак питомцам до увольнения из ведомства Воспитательного дома, исключая лишь сельских учителей, которым, по достижении совершеннолетия, дозволяется вступать в брак, с разрешения своего начальства (Т. IX, Зак. о Сост., изд. 1876 г.,прил. к ст. 522, п. 6).
V. Родство и свойство.
17. Запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства, церковными законами возбраненных (Т* Х ч.1,изд. 1887 г., ст. 23).
Примечание. О родстве и свойстве как препятствиях к браку, сказани особо (см. раздела первого главу четвертую).
*************************************************
Сосланным в Сибирь бродягам воспрещается вступление там в браки до истечения пяти лет со дня их туда прибытия (Т. XIV, Уст. о Ссыл., изд. 1890 г.. ст. 511), при чем венчать их можно только по представлении ими достоверного свидетельства о их безженстве (§ 125 книги о должн. пресвит.).
51. Вступление в брак в Сибири водворяемым рабочим (бродягам) не замужним женщинам с людьми свободных званий может быть дозволено, если со времени прибытия их в место назначения до испрошения дозволения на заключение брака, ими не учинено никакого преступления или проступка, влекущего за собою лишение всех прав состояния, но и в сем случае браки сии совершаются не иначе как с соблюдением условий в 414 ст. означенных.
(Т. XIV, Уст. о Ссыл., изд. 1890 г., ст. 512).
52. Политичесше ссыльные могуть вступать в браку лишь имея на то дозволение от начальников губерний (Отнош. Иркут. Общ. Губ. Учр. в Иркут. Дух. Конс. от-13 июля 1870 г. с. 2411).
53. При заключении и совершении браков ссыльныхе а равно в делах о расторжении и признании их браков незаконными и недействительными должны быть соблюдаемы полностию все правила, вообще о браках установленные.
Примпчание. Сведения о семейном положении лица, т. е, обязано ли оно супружеством или нет, имеются в статейном о ссыльном списке.
***********************************
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
Об оглашении и обыске: руководственные постановления, для священнослужителей, пред совершением брака соблюдаемые.
Желающий вступить в брак должен предварительно, за неделю или более, (Книга о должн. пресв. § 122 и указ Св. Синода 14 июля 1765 г.,в П. С. 3. Лео 12433) уведомить приходского священника, письменно или словесно, как о своем и жены, прозвании, чине или состоянии, так равно об имени, прозвании и состоянии невесты (Т. Х ч.1,изд. 1887 г., ст. 25). По получении этих сведений и по испытании брачущихся, как это требуется «Книгою о должностях пресвитеров» § 122 и Кормчею книгою (гл. 50, ч. 1), в знании основных истин христианской веры (молитвы Господней, Сумвола веры, Царю Небесный, Богородице, Дево, радуйся и десяти заповедей) производится в приходской церкви жениха, а если невеста принадлежит к другому приходу, то и в ее приходской церкви оглашение, т. е. опрос присутствующих в церкви, не знают ли они каких-либо препятствий к браку оглашаемых, в три ближайщие воскресные и другие, встречающиеся между ними, праздничные днине только общие, но и местныехрамовыепосле литурпи (Кормч. кн. гл. 50, ч. и; указ Св. Синода 5 Августа 1775 г., в П. С. 3. №14356 и Т. Х ч. 1, изд. 1887 г. ст. 26). По оглашении, все имеющиеся сведения о препятствиях к браку, обязаны дать знать о том священнику, на письме или на словах, немедленно и никак не далее сделанного в церкви последнего из трех оглашений (Т. Х ч. 1, изд. 1887 г., ст. 27). Если из вступающих в брак жених или невеста лринаддежит к другому христианскому вероисповеданию, то оглашение должно быть учинено и в приходской иноверной церкви и о результатах оглашения инославное духовное лицо должно уведомить оффищальною бумогою приходского православного священника (Указ Св. Синода 8 Января 1889 г.). Брак лица римско-католического исповедания с лицом православного исповедании может быть оглашен в одной православной церкви, но в таких случаях требулось, чтобы лица римско-католического исповедания, вступающие в брак с православными, представили причту православной церкви, в которой должно быть совершено оглашение, взамен предбрачного свидетельства приходского римско-католического священника, удостоверение местной полиции о внебрачном их состоянии и правоспособности ко вступлению в брак. (Указ Св. Синода 21 июня 1891 г. с. 7 и Т. Х ч. 1, по Продол. 1893 г., ст. 67,. прим. 2). Исповедных свидетельств от ксендзов представлять также не требуется (Опред. Св. Синода 18 Декабря 1891 г. № 3212). Если по оглашении никаких препятствий к браку не окажлось, то священнослужители должны составить брачный обыск, с точным соблюдением его формы, *) указанной в приложении к ст. 26 Т. Х ч.1,изд. 1887 г. и известной каждому священнослужителю, так как обыскные книги, на первом листе которых приведена эта форма, разсылаются консисториями (Уст. Дух. Конс. ст. 102) для каждой приходской церкви **), Запись в обыске должна быть учиняема пред самым совер-шением браковенчания (Т. Х ч.1,изд. 1887 г., прим. к ст. 28). Если по оглашении или обыску откроется препятствие или таковое будет объявлено во время самого уже венчания, то священник, остановив совершение брака, доносит о том местному архиерею, который, если не может разрешить того сам собою, представляет на благоусмотрение Св. Синода (Т. Х ч.1,изд. 1887 г., ст. 29). Оглашение имел силу в течение двух месяцев после совершения последняго из трех оглашений.
*) Форма брачного обыска приложена в конце книги, приложение № 3. **) При совершении бреков емешанпых: лиц православных с лицами всех других христианскпх исповедатй, помимо правпл изложен-ных в главах 9 и 10 раздела первого, необходимо иметь в виду еще-правила, указанные в главе 5 сего же раздела.
61
так что если в промежуток этого времени брак не совер-шен, то, при изявлении тЬми же лицами впоследствш желания на вступлете между собою в брак, оглашение должно быть повторено, хотя во власти епархиального архиерея разрешить венчание брака и без повторении оглашении (Кормч. гл. 50). Имея в виду, что за совершение незаконного брака священнослужители подвергались, по суду духовному, строгой ответственности, а в иных случаях и отрениенно от должности без права быть определенными к приходу (Т. XV, Улож. о Наказ. изд. 1885 г., ст. 1577 и Уст. Дух. Конс. ст. 188190), они, уже в видах личной безопасности, должны принять всС мСры предосторожности касательно законности имСющего быть брака, должны соблюсти всС предписанные как об оглашении, так и друпя предостерегательные правила. Дабы не впасть в какую-либо погрешность относительно совершения брака, священнослужители прежде всего должны усвоить себС основные начала брачного права, знать как условия, при соблюдении кото-рых закон признавал брачное сопряжение действительным так равно и законные препятстшя ко вступлению в брак. Есть на лицо первые и отсутствуют вторыя, брак может быть совершен без опасения за его незаконность. Условия законности и действительности брака, а также и законные пре-пятствиЯ ко вступленцо в брак изложены в главах: первой, второй и четвертой раздела первого настоящей книги. Средства, коими на практике должен и может располагать священнослужитель, дабы убедиться в законности совершаемого им брака, по скольку таковые средства указаны церковно-гращан-скими постановлениями, слСдующия. От брачущихся прежде всего требулось, чтобы они были знакомы с основными истинами православной веры и пред бракосочетаниемь были у ис-повОди и святого причастья. В первом есвященнослужитель должен убедиться, конечно, самолично и если окажлось, что жених или невеста не знакомы с основными и главными истинами христианской вОры, не знают по крайней мСрС не-4*
52
обходишдх повседневных молитв, то венчание следует отлагать (Книга о додж. пресв. § 122). Что же касается второго бытш у исповеди и святого причастия,то если брачутщеся его прихода-священнику само собою уже известно, были-ли они и когда у исповеди и святого причастия, если же брачупцеся ему неизвестны, то он должен потребовать от них свидетельство о сем от их духовника. Если невеста, говорится в примОчании к ст. 26 Т. Х ч. и. пзд. 1887 г., другого прихода, то о ней требовать от еедуховного отца свидетельство споказа-шем: дОвица или вдова, скольких лСт, была-ли у исповОди и святого причастия и это свидетельство прилагать к обыску. Второе требование, предявляемое к брачущимся, это имСше ими законного ко вступлению в брак возраста. О сем священнослужители удостоверяются чрез справку с:ь метрическими книгами, или же с духовными росписями за всС, особенно же 5а первые годы от рождения лиц, желающих брачиться, а о чужеприходных с вОдома причта тСх церквей, при которых рождены жених и невеста (Инстр. блогоч. § 18, прим. 2), т. е. чрез метрические справки или свидетельства о их рождениии крещении. Если окажлось, что желаюпце вступить в брак значительно несоотвСтствующих или неравных лСт, то священнослужители обязаны, согласно указу Св. Сгнода от 20 Февраля 1861 года, № 129, указать этим лицам на всС неудобства, какие могуть произойти впоследствии от разности их лОть; однако, если доводы священнослужителей не будуть имСть успОха на отмОну брачущимпся своего желания вступить в брак, то священнослужители не должны видеть в этом препятствуя к повОнчанУю брака и не в праве отказать в совершении оного. По поводу возраста для вступления в брак закон (Уст. о Воинск. Повин., Т. IV. изд. 1886 г., ст. 100 и 163 и приказ по воен. вСд. 187и г. № 1) обязывает от тСх молодых людей, которые не достигли призывного возраста (21 года) и не принадлежать к крестьянскому сословию, требовать, при вступлении их в брак. свидетельство о приписке
53
к призывному участку, а от всСх прочих без исключения лиц, которым минул 21 год. т. е. призывной возраот, свидетельство о явкС к исполнению воинской повинности. Если пожелает вступить в брак лицо свыше 60-тп лСтняго возраста, то хотя эт(У и не противно гражданскому закону, запрещающему вступать в брак в возрасте болСе 80 лСт, но на это должно быыь испрошено разрОшение архиерея (Курс Гражд. Прав. К. П. ПобСдоносцева, стр. 34 ч. 2, по изд. 187и года). Третье требование, предявляемое к брачущимсявзаимное со-глаое их на вступление в брак; в наличности такового условия священник убеждается при самом браковОнчании, когда, согласно 50 гл. ч. 2 Кормчей книги и § 123 книги о должн. пресв., предлагает брачущимся вопрос: доброю ли волею своею желают сочетаться. Если при этом откроется недостаток вза-имного согласия сочетающихся, то священник должен прюста-новить вОнчание (Указ Св. Синода 5 Августа 1775 года в П. С. 3. е 14356). Правила нанией церкви не позволяют также венчать брачущихся без позволения их родителей или лиц замСняющих последних(Книга о додж. пресв.§ 124 и Св.Вас.Вел. пр. 38 и 42) и предписывают в таких случаях останавливать вОнчание, но имея в виду другая церковные постановле-ния (Градск. Зак.. Кормч. гл. 48, гр. 4, п. 12 и 15: «самовласт-ные дСти и без отча совСщания женятся и идут замужь))) и граждансше законы (Т. Х ч.1,изд. 1887 г., ст. 221) лиц до-стиппих гражданского совершеннолСтая21 года или вышед-ших из под родительской власти можно венчать и без согласия родителей, если послОдше, злоупотребляя своею властью, не заботятся об их браке. По во всяком случае, предварительно повенчания, священник должен употребить пастырские мСры увОщатя родителей согласиться на брак их детей; а сих послСднихисполнить, подчиниться волС их родителей, при безуспешности таковых мОрь, на повОнчание брака должно быть испрошено чрез мОстного архиерея разрОшение СвятОй-шаге Сгнода (Сепарат. опред. Св. Синода). Хотя в законС и
54
нет указаний на представление письменного заявления от родителей о дозволении их дениям на вступление в брак, однако в виду вышесказанного в некоторых случаях не лишне было бы требовать это заявление, как на практике и делалось.
Наконец, от лиц состоящих на гражданской или военной службе и других, поименованных в главе первой § 6, прим. и-ое, раздела первого, священник должен потребовать представления свидетельства от их начальств, разрешающего им вступление в брак. Помимо приведенных данных, из которых священнослужитель может убедиться в наличности для Вступающих в брак условий законности и действительности оного, необходимо иметь в виду и другие данные, из которых можно было бы усмотреть признаваемые законом препятствия ко вступлению в брак: не обвенчать лицо уже обязанное супружеством пли вообще но своему состоянию не имеющее право вступать в брак (см. главу 2 раздела первого). Для предупреждения этого, необходимо от лиц, не получающих на вступление в брак разрешения от начальства, купцов, мещан, крестьян, отставных чиновников и вообще лиц не состоящих на государственной службе, если эти лица не местные прихожане и не известны причту, требовать паспорта, с обозначением в оных: вероисповедания, холост или вдов и после какого брака, а от лиц, вступающих в брак по расторжении прежнего брака, в прочих документов, и копию с указа Святейшего Синода о расторжении прежнего их брака (Указ Св. Синода от 28 июня 1888 года № 10). От нижних военных чинов, состоящих в запасе армии и уволенных в отставку, которым не возбраняется вступление в брак (Т. IV, Уст. о Воин. Повин., изд. 1876 г., ст. 27 и 28 и Опред. Св. Синода от 6/ав Октября 1880 года), необходимо, при повенчании их, требовать представления тех же документов, какие, при подобных обстоятельствах, должны быть представляемы всеми прочими лицами, не бывшими на военной службе и отнюдь не венчать их на основании лишь выдаваемых увольняемым в отставку нижним чинам свидетельств о выполнении воинской повинности, а перечисляемым в запас нижним чинам увольнительных билетов (Указы Св. Синода 28 Февраля 1889 г. е 2 и от 9 Февраля 1895 г. е2). В видах предупреждения многобрачия и четвертых браков, гражданские постановления обязывают подлежащие учреждения: в паспортах выдаваемых купцам, мещанам и крестьянам, для отлучек по торговле и промыслам, всегда означать, кто женат или холост, и если вдов, то по какому' браку (Т. Х ч.1,изд. 1887 г., ст. 22 п. 1). В свою очередь Духовным консисториям вменено в обязанность (Указ Св. Синода 28 июня 1888 г. е 10) при расторжении брака своевременно учинять отметку об осуждении на всегдашнее безбрачие на документах лиц, подвергшихся такому осуждению, и вместе с сим сообщать об этом подлежащим (сословным) управлениям или начальственным лицам, коим подведомы осужденные на всегдашнее безбрачие, с предупреждением, что, в случае перемены сими лицами своих документов, отметка об осуждении их на всегдашнее безбрачие должна быть вносима и в новые документы. Дабы не повенчать брака в недозволенных степенях родства или свойства, необходимо прежде всего знать, как вычисляются степени, а затем разрешить на основании действующих узаконении и самый вопрос о дозволенности или недозволенности брака при наличности исчисленных степеней родства или свойства между желающими сочетаться браком (о семь см. главу 4 раздела первого). Ко всему сказанному необходимо, в виде общего положения, добавить, что бракосочетание лиц проезжающих, временно-проживающих в приходе, или недавно перешедших на жительство, равно как и пришедших из других приходов, без получения надлежащих сведений от тех причтов, в приходах которых они числятся или состояли, строго возбраняется даже и в том случае, если бы одно лицо принадлежало и к тому приходу, в котором желающий брачиться временно проживает или в который на жительство недавно перешел (Инстр. блогоч. § 41), Не может быть также допускаемо повенчание браков лиц, проживающих по отсрочкам, выдаваемым до получения нового паспорта, по плакатным или адресным билетам, так как в сих документах никаких сведений о семейном положении лица не имелось. Строгое выполнение всех этих мер предосторожности при совершении браков и особливое внимание к представляемьм брачующимися документам может служить для священнослужителя полною гарантеею в том, чтобы не повенчать брака незаконного, недозволенного. После повенчаны брака священник собственноручно должен сделать на выдаваемых лицам обоего пола, для временного или постоянного проживания, паспортах и других видах отметку о том, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание; такую же отметку следует делать и на билетах солдатских вдов, венчать которых можно лишь по представлении ими надлежащих удостоверений о смерти их мужей (Т. Х ч.1,изд. 1887 г., ст. 22, п. 3).
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. О браковенчании.
Бракосочетание должно быть совершено в личном присутствии жениха и невесты, при двух или трех свидетелях (при диаконе и церковниках Инстр. блогоч. § 19), совокупно с обручением и во всем сообразно правилам и обрядам православной церкви (Т. Х ч.1,изд. 1887 г. ст. 3и, п. а). Венчание второбрачных совершается по особому чинопоследованию, в молитвах которого испрашивается у Бога снисхождение к душевным и телесным немощам брачущихся (Требник). Впрочем, чинопоследование это применяется в том лишь случай, если оба брачущиеся венчаются вторым браком; если же в таковой брак вступает только один из них, а другой ранее не был обязан супружеством, то браковенчание совершается по чину первобрачных. Каждый брак записывается в приходскую метрическую книгу (Т. Х ч.1, изд. 1887 г., ст. 31, п. 6), причем запись в метрику должна быть внесена тотчас же по совершении брака. Венчание каждого брака должно быть совершаемо отдельно, нисколько браков вместе венчать не дозволяется (Опред. Св. Синода 3 Тюля 1733 г.) Место совершения брака есть церковь, причем если жених в невеста разных приходов, то брак может быть повенчан в приходской церкви жениха или в приходской церкви невесты, смотря потому, где какой обычай (Кормч. гл. 50). В указе Св. Синода от 5 Августа 1775 года, п. 1, в Полн. Собр, Зак. е 14356,сказано: «всем и каждому, какого бы кто звания и состояния ни был, как по городам, так и в селах в другой какой церкви, кроме той самой, у которой жених или невеста в приходе жительство имеют, отнюдь не венчаться». Венчание браков православных лиц вне церкви, в домах и часовнях, допускается в тех только местах, где по обстоятельствам венчание в церкви невозможно; притом к таковым венчаниям отнюдь не дозволяется приступать без благословения епархиальных архиереев (Т. Х ч.1,изд. 1887 г., ст. 31, п. б.; указы Св. Синода 18 Августа 1769 г. и 27 Мая 1853 г., в Полн. Собр. Зак. за 1769 г. № 13334 и за, 1853 г. № 2726).
Законный совершитель брака есть приходский священник жениха и невесты, если же жених и невеста разных приходов, то браковенчание может быть совершено в приходской церкви жениха или невесты и следовательно приходским священником первого или второго, смотря по тому, где какой обычай (Кормч. гл. 50). Инструкция блогочинным, § 18, запрещает священнику венчать чужеприходных, когда брак может бы совершить и свой причт; точно то же сказано и в указе Св. сиода от 5 Августа 1775 года п. 1в Полн. Собр. Зак. № 14356 г. «священников из чужого прихода или епархии к венчанию
******
и крещения, в свое время не записанное или записанное неправильно, может быть признано доказанным и несомненным, отнюдь не должен посягать на возстановление или исправление метрической записи о рождении и крещении данного лица, сколько бы представленные к делу документы ни заключали в себе данных о вероятности доказываемого события (Цирк. ук. Св. Синода от 23 Августа 1889 года, за № 6).
з) На неправильные действия Консистории по делам в сей главе изложенным могут быть приносимы частные жалобы Св. Синоду.
II. О компетенции духовного суда по делам об исправлении и возстановлении метрических записей: о рождении и крещении.
Устав Духовных Консисторий, как одно из оснований епархиального управления и суда, вводит в состав дел, подлежащих ведению суда духовного, между прочим, и дела об исправлении и возстановлении метрических записей о рождении и крещении. К такого рода делам духовному суду приходится приступать, по просьбе частных лиц о выдаче метрических свидетельств, в тех случаях, когда событие рождения и крещения данного лица или вовсе не значится по записям в метрических книгах, или тогда, когда имеющаяся о таковом событии метрическая запись является сомнительною, потому что находится под другим числом, или с разночтением в именах рожденного или родителей, или с подчистками, или по другим причинам (ст. 265 Уст. Дух. Конс).
Но если Устав Духовных Консисторий и признавал за духовным судом право входит в разрешение вопросов о возстановлении и исправлении метрических записей о рождении и крещении, то вместе с сим тот же Устав гласит, что Кон-систория не входит в дела о незаконности происхождения (ст. 275); наряду с этим и действующие гражданские законы, правила которых по силе 6 ст. П. 4 Устава Духовных Консисторий обязательны и для суда духовного, признают дела о законности рождения, о родопроисхождении, подсудными суду светскому, а не духовному (Т. XVI, изд. 1892 г., ч.1 ,ст. 1337 и 1346 и ч. II, ст. 450). Из сопоставления всех вышеприведенных статей Устава Духовных Консисторий и гражданских законов таким образом, явствует, что компетенция духовного суда по разматриваемому нами вопросу о метрических записях о рождении и крещении ограничена, имел свой предел, далее которого ее протяжение будет уже явным нарушением закона.
В каких же, спраниивалось, случаях духовный суд вправе принимать к своему рассмотрению и решению дела об исправлении метрических записей о рождении и крещении, в чем должно и может заключаться это исправление и каковы вообще: отношение суда светского к духовному в делах о законности рождения, о родопроисхождении и значение в такого рода делах метрических выписей, выдаваемых Духовными Консисториями.
Ответ на последние из поставленных нами воцросов мы находим в преподанных по сему предмету разъяснения гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената, каковые разъяснения, как толкование точного разума закона, имеют силу обязательного руководства и применения для всех судебных установлений (Т. XVI, изд. 1862 г., ч. и ст. 813, Уст. Гражд. Судопр.).
Разъяснения эти, приводимые нами в извлечении из решения гражд. кассац. департ. 1879 г. № 152, следующие: по законам, определяющим порядок составлении метрических книг, следует отличать метрические свидетельства о браке от метрических свидетельств о рождении, а также постановления духовного суда по вопросам о действительности и законности брака от постановлений того же суда относительно выдачи свидетельств о рождении. При совершении таинства брако-сочетании самое событие брака не мыслимо без участия священнослужителей; по совершении брака, внося запись в метрическую книгу, духовные лица свпдетельствуют этим не только о фактах, известных им из документов и из показаний других лиц о неимении законных препятствуй к браку, но и о собственном действш, т. е. о том, что брак совершен ими по чину православной церкви. Напротив. в метрической записи о рождении свидетельствуется о двух различных событиях: 1) о естественном событии рождения, сокрытом от посторонних, и 2) о церковном совершении таинства крещения (ст. 1038 Т. IX). Духовная власть дает непосредственное удостоверение только о последнем, а о рождении вносит запись в книгу, основываясь лишь на сделанном ей показаний ближайших к событию и заинтересованных свидетелей. Самый способ принятия сих показаний не установлен в законе и представлении документов, равно составления предварительного какого-либо акта, каков обыск о браке, также не установлено.
Сообразно сему и отношение духовного суда к светскому различно в вопросах о действительности и законности брака и о законности рождения. Дела о происхождении от известного лица и о связанных с сим правах на имущества и по прежнимь, и по ныне действующим узаконениям подлежать разрешению суда светского. По брачнымь делам ведомство судов духовных по российскому законодательству (ст. 617 Т. Х ч. II, изд. 1876 г.) распространяется только на вопросы об удостоверении в действительности события браков, о признании их законности или незаконности и о расторжении браков; дела же о сопряженных с существованием законного брака гражданских, личных и по имуществу правах, как самих супругов, так и рожденных от их брака детей подлежат ведению суда светского (1337 ст. Уст. Гражд. Судопр.). Точно также дела о законности рождения безусловно подлежат суду светскому (кн. 3, разд. III, гл. 2 Уст. Гражд. Судопр.). Вследствие сего, по вопросам о действительности и законности браков постановление Консистории и Святейшего Синода есть решение духовного суда (ст. 148 п. 2 и 259 ст. Уст. Дух. Конс.), которое обязательно для суда гражданского. По вопросам же о законности рождения компетентным является не духовный, а гражданской суд, как это подтверждено и в ст. 122 Т. X, ч. 1. Зак. Гражд. Хотя по Уст. Дух. Конс. (ст. 263) епархиальное начальство и может также приступать к рассмотрению о рождении от законного брака и даже, в случае отсутствуя записи в метрике или признания ее сомнительною, может постановить определение на основании других данных (ст. 269), но такое право духовных правительств, с одной стороны, прямо ограничено воспрещением рассматривать дела, где указывается на незаконность происхождения (ст. 275), а с другой стороны, право духовного начальства производить в сомнительных случаях, или при незаписи в метрику, дознания и постановлять определение о выдаче свидетельства о рождении вытекает из того, что духовная власть кроме рождения, разъясняет существенный для нее вопрос о крещении и вероисповедании лица, в видах охранения православной веры (ст. 7 и слОд. Уст. Дух. Конс.), какового вопроса суд гражданский не касалось; кроме того, духовная власть призвана, по Уст. Дух. Конс., к выдаче и исправлению свидетельств о рождении, как начальство причта обязанного вести метрические книги, и поэтому, выдавая свидетельство о рождении, духовная власть действует не в качестве духовного суда, а в качестве присутственного места (ст. 102 Уст. Дух. Конс.), надзирающего за ведением причтами метрических книг, свидетельствующего исправность оных и открывающиеся неисправности и подвергающего виновных духовных диц надлежащему взыскание, в пределах подсудности (Уст. Дух. Конс. ст. 148, 183, 193 и др.; ст. 10441046 Т. IX, изд. 1876 г.). Поэтому свидетельство, выданное Консисториею о рождении, в отношении к удостоверению в нем о крещении, вовсе не может быть перевершаемо; в отношении же к рождению свидетельство это также приемллось, но токмо за акт, имеютщй полную силу до возникновения в гражданском суде спора о рождении (ст. 1033, 1053 Т. IX); в случае же спора гражданский суд производит рассмотрение и оценку доводов и доказательств по вопросу о рождении)).
Приведенные разъяснения Правительствующего Сенатаоб отношении суда светского к духовному в делах о законности рождения и о значении в такого рода делах метрических выписей, выдаваемых Духовными Консисториямидают твердое основание и к разрушению главного поставленного нами вопросао том, в каких случаях духовный суд вправе принимать к своему разрешению дела об исправлении метрических записей о рождении в чем должно заключаться это исправление. Если выдаваемыя Духовными Консисториями метрические зыписи о рождении имеют неопровержимую силу, как мы видели из разъяснений Правительствующего Сената, лишь в отношении удостоверения в них о событии крещения данного лица, вопрос же о его происхождении, законности или незаконности его рождения, подлежит разрешению исключительно суда светского (Т. XVI, изд 1892 г., ч 1 ст. 1337 и 1346 и ч. II ст. 450), то следовательно и всякое такое исправление духовным судом метрической записи о рождении, которое клониется бы к признанию данного лица законным или незаконным, не должно входить в компетенцию суда духовного, как равносильное самостоятельному разрешению вопроса, всецело и безусловно подсудного только суду светскому. К исправлению в таком смысле метрической записи о рождении духовный суд вправе приступить лишь по разрешении спорного о законности или незаконности данного лица дела судом светским и на точном основании состоявшкегося по такому делу приговора сего последняго. Из всего вышеизложенного, таким образом, явствует, что предоставленное духовному суду 263 и 265 ст. Уст. Дух Конс. право на самостоятельное исправление первоначально составленной метрической записи обнимает собою лишь такое исправление, которое касается не существа метрической записи, а только второстепенных частей ее состава, точно и определительно указанных в 265 ст Уст. Дух. Конс. и относящихся главным образом до события крещения.
Оправдыватьсчитаем необходимым сказать в заключениесвои решения об исправлении метрической записи по существу, как иногда встречается в практике Консисторского суда, формальною ссылкою на 119 ст. и ч Х Т., гласящую, что все дети, рояеденные в законном браке, признаются законными, или определением Святейшего Синода от 14 окт. 188 7 года, разъясняющим, что церковные причты поступают неправильно, записывая в метрических книгах при крещении незаконнорожденными детей происходящих от состоящих в браке матерей, значит придавать как вышеупомянутой статье гражданских законов, так и определению Святейшего Синода не тот смысл, не то назначение, которое они в действительности имеют: ст. 119 ч. и Т. X. применима только к делам о законности или незаконности рождения, а таковые дела ведению суда духовного не подлежат; определение же Святейшего Синода от 14 окт. 1887 г., основанное на приведенной статье законов гражданских, имел своим назначениемь служить руководственным указанием для священнослужителей при составлении ими первоначальной метрической записи о рождении и крещении, когда таковая запись впервые вносится в метрические книги, тотчас по совершении таинства крещении; но раз запись эта совершена, возникший затем по существу ее о законности или незаконности рождения данного лицавопрос долзжен быть налравлен к разрешению в суд светский, а не духовный.
***************