Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области.
Конспект урока по истории
в 7 классе
«Эпоха Просвещения. Идеи и люди»
подготовила
учитель истории
Карпова Любовь Николаевна
с. Кваркено
2011
Список использованной литературы.
Список использованных интернет ресурсов.
Тема. Эпоха просвещения. Идеи и люди.
Цель: Охарактеризовать какие идеи были определяющими для Просвещения.
Задачи:
Показать на примере Гоббса, Локка и Руссо, как, исходя из одной и той же идеи общественного договора, можно сделать самые разные выводы о наилучшем устройстве власти.
Развить логическое мышление, речевую деятельность учащихся, творческую способность, самостоятельность, умение работать с текстом учебника.
Воспитать толерантные отношения в классе, интерес к изучению предмета.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: традиционная.
Основные понятия:
Прогресс, народный суверенитет.
Основные даты: XVII XVIII, 1751г.
Личности: Т.Гоббс, Д. Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо.
Оборудование: портреты Т.Гоббса, Д. Локка, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо.
Ход урока:
Цель нашего урока - охарактеризовать какие идеи были определяющими для Просвещения.
Но прежде проверим домашний материал.
сильный учащийся |
слабый учащийся |
|
индепенденты, левеллеры, пресвитериане |
Введение
Итак, мы вспомнили материал прошлого урока, что к началу XVII века Англия была одной из самых экономически развитых европейских стран.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с эпохой просвещения, идеями и людьми XVII-XVIII века.
Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
План
Термин просвещение пришёл в русский язык из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Просвещение считают направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали. Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие к середине XVIII в. Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.
Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIVXV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку.
Опережающее задание ученикам.
ФИЗМИНУТКА (20 минута урока)
Сегодня на уроке: Я узнал, удивился, хотел бы знать
VI. Д/з. выставление и комментирование оценок (1 мин.)
§ 23.
Приложение.
Локк Джон, английский философ и политический мыслитель, положивший начало эмпиризму в психологии, родился в 1632 г., в Рингтоне в семье диссидентов-пуритан. Дома Локк получил строгое религиозное воспитание. Окончив школу в Вестминстере, он поступил в Оксфордский колледж, где остался после окончания, и преподавал древнегреческий язык, параллельно занимаясь углубленным изучением медицины. В 1667 г. Локк стал домашним врачом, а затем и секретарем лорда Эшли, графа Шефтсбери, что подтолкнуло его к активной политической деятельности. В 1668 г. он был избран членом Лондонского Королевского общества. В 1683 г., опасаясь преследований могущественных политических противников, Локк эмигрировал в Голландию, где близко сошелся со штатгальтером страны Вильгельмом Оранским. Когда в 1688 г. Вильгельм стал королем Англии, Локк в следующем же году возвратился на родину. С 1691 г. он жил в Отсе, в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой. Здесь было закончено главное философское сочинение Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал около двадцати лет. Этот труд был посвящен анализу человеческого познания его происхождения, видов и человеческих возможностей в данной сфере умственной деятельности. В центре философии Локка стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма. «Опыт о человеческом разуме» посвящен рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Теория Локка строится на том, что не существует врожденных идей и принципов ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта. Локк видит источник нашего познания исключительно во внешнем (ощущение) и внутреннем опыте (восприятие внутренних явлений).Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал к веротерпимости. В своем сочинении «Разумность христианства» (1695) он в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Кроме того, Локк оставил ряд трудов по педагогике и государственному праву. Его идеи оказали сильное воздействие на английских и французских философов. Умер в Отсе в 1704 г.
Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 17281731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Инициация Монтескьё, в лондонскую масонскую ложу «Горн», Мастером ложи которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня 16 мая того же года. В течение 17341735 годов поступали сообщения о участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях. Монтескье активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.
Родился Франсуа-Мари 21 ноября 1694 года в Париже в семье чиновника. Образование в биографии Вольтера было получено в иезуитском колледже. После этого, не смотря на желание отца, не стал юристом, а занялся литературной деятельностью. Вольтер писал острые сатирические стихотворения, в результате которых несколько раз попадал в тюрьму.
Освободившись из тюрьмы, в 1726 году уехал в Англию. Расширив свои знания о философии, науке, литературе Англии, Вольтер, вернувшись во Францию, издал «Философские письма». Это произведение запретили, а сам автор поселился в Лотарингии, чтобы избежать наказания. Следующее произведение (поэма «Светский человек») также было негативно воспринято. В очередной раз в своей биографии Вольтер вынужден был бежать. Сначала Вольтер уехал в Голландию, а позже поселился в Берлине. Здесь ирония Вольтера также не нашла места, ему пришлось уехать в Швейцарию. Наконец, писатель обосновался, купил три имения, владел несколькими мастерскими. Вольтер завел дружбу с сильнейшими монархами мира Екатериной II, Фридрихом II, Густавом, Людовиком XV и Людовиком XVI. Среди известнейших философских работ Вольтера «Проблемы Энциклопедии». Он написал 28 трагедий. Например, «Эдип», «Цезарь», «Магомет», «Семирамида», «Танкред». Среди других известных произведений Вольтера «Задиг или судьба», «Кандид», «Орлеанская девственница». Последние дни биографии Вольтера были наполнены физической болью он умирал от рака. Скончался писатель и философ 30 мая 1778 года.
Французский философ-просветитель, писатель, композитор. Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве, в семье часовщика. Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец Изак Руссо в 1722 был вынужден уехать из Женевы. В 1723 - 1724 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. В юности был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В Париже сблизился с просветителями, среди которых был Дидро (Diderot), сотрудничал в энциклопедии (был автором статей по вопросам музыки). В 1743 - 1744 - секретарь французского посольства в Венеции. В 1762, опасаясь ареста в связи с выходом в свет политического трактата "Об общественном договоре"и романа "Эмиль, или О воспитании", отвергавшего церковность и культовые формы, покинул Францию. В Париж возвратился в 1770. Одним из средств к существованию в это время была переписка нот. Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа - имении маркиза Р.Л. Жирардена, в котором Руссо провел последние месяцы жизни. В период якобинской диктатуры останки Жан Жака Руссо были перенесены в Парижский Пантеон. Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. В теории гражданского общества выставил принцип суверенитета народа, пытался реформировать воспитание, основывая его исключительно на развитии чувства и выступая с критикой сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Сохранив веру в бога, апеллировал не к разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести. Был противником извращенной цивилизации, сторонником возвращения к природе, простоте и верховенству народа. Среди произведений - статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: "Нарцисс" (1733, постановка - 1752, публикация - 1753), "Военнопленные" (1743, публикация - 1782), "Рассуждение о науках и искусствах" (1750, трактат), "Деревенский колдун" (опера, постановка - 1752, публикация - 1753), "Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми" (1755, трактат), "Юлия, или Новая Элоиза" (1761, роман в письмах), "Эмиль, или О воспитании" (1762, педагогический роман-трактат), "Об общественном договоре" (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе), "Исповедь" (1766 - 1769, публикация - 1782 - 1789, автобиографический роман), "Пигмалион" (одноактная лирическая сцена, постановка - 1770; музыка совместно с О. Куанье), "Диалоги: Руссо судит Жан Жака" (1775 - 1776, автобиографические), "Прогулки одинокого мечтателя" (1777 - 1778, публикация - 1782, автобиографические)
Дидро, Дени
Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, ДАламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции. В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Этим учением Дидро наносил удар идее Откровения, на которой держалась власть католического духовенства, отнимал у римской церкви право толковать волю Бога, цель мироздания, право награждать и карать людей за их поступки и дал мощный толчок изучению природы, развитию естествознания. По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. Когда Дидро приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она обласкала мыслителя, беседовала с ним целыми часами, но скептически отнеслась к его проектам об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой. А в России в это время продолжали процветать крепостное право, батоги и преследования сектантов. Идеологом буржуазии Дидро является и в своих литературных произведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся в Англии (Лилло, Мур, Камберленд и др.).