Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Факультет социологии и управления
Кафедра управления персоналом
Направление 080400.62 «Управление персоналом»
Дисциплина: Конфликтология
КРАТКОЕ АЛГОРИМИЗИРОВАННОЕ ОПИСАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
Выполнили
студентки 3 курса
группы У31
Монахова Т.А.
Тумшевиц А.О
Проверила:
доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н.В.
Рязань 2014
Эрик Берн (1910-1970)
Эрик Берн американский психолог и психиатр родился 10 мая 1910 года в городе Монреаль, Канада. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребенок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакте с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты Америки, где стал американским гражданином.
В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии», поздние эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей».
Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает свое «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансактного анализа, как диагноз Эго-состояний, или структурный анализ; анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.
В 1963 году была опубликована работа «Структура и динамика организаций и групп», в которой обсуждалось, как можно применять трансактный анализ при работе с группами. В 1964 году Берн представил свои идеи, касающиеся анализа психологических игр, в книге «Игры, в которые играют люди», частное издание которой вышло в 1961 году.
В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике.
Берн умер от сердечного приступа 15 июля 1970 года. Работу, начатую Берном, продолжали многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско.
Вклад трансакционного анализа в конфликтологию. Один из пациентов Э. Берн адвокат по специальности рассказывал ему историю из своего детства: «Когда мне было восемь лет, я отдыхал на ранчо. В одно утро, одетый в ковбойский костюм, я помогал конюху расседлывать лошадь. Когда мы закончили, конюх поблагодарил меня, сказав «спасибо, ковбой», на что я возразил: «Я не ковбой, я просто маленький мальчик». Пациент заключил свой рассказ замечанием: «Именно таким я себя и ощущаю. Я в действительности не адвокат, а просто маленький мальчик». Далее, в ходе терапии, он порой спрашивал Берна: «К кому вы сейчас обращаетесь к адвокату или к мальчику?» Эта история и положила начало берновской теории.
Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:
Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе контакта ребенка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий. Потребность в получении сценария, заложена генетически, и имеет общую природу с коллективным бессознательным (К. Юнг). Ребенок ощущает потребность в упорядочивании времени и ищет у взрослых пути удовлетворения этой потребности. Самый простейший процесс общения это обмен одной трансакцией, он происходит по подобной схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. 1
Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров
Кеннет Боулдинг (1910-1993)
Кеннет Боулдинг американский экономист, социолог и поэт английского происхождения родился 18 января 1910 года в городе Ливерпуль, Великобритания. Учился в Оксфорде, работал в Эдинбургском университете. Американское гражданство получил в 1968 году. В США служил в Мичиганском и Колорадском университетах, в Стэнфорде; некоторое время работал в Международном христианском университете (Токио). Президент Американской экномической ассоциации (1968). Лауреат медали Джона Бейтса Кларка (1949).
Боулдинг один из создателей общей теории систем и основатель множества интеллектуальных проектов в области экономики и социальных наук.
Боулдинг опубликовал более тысяч работ, в основном, конечно, статей, в тридцати разных областях науки, от проблем окружающей среды, сельского хозяйства, труда, этики и религии до разрешения конфликтов путем мира или войны, однако основополагающими его работами считаются: учебник «Экономический анализ» (1941), «Реконструкция экономической теории» (1950), «Образ» (1956) и «Экодинамика» (1978). Он был не только плодовитым писателем и генератором новых идей, но и академическим ученым с мировым именем, пожалуй, решающей фигурой в сфере социальных наук. Согласно Боулдингу, экономика и социология не являются социальными науками, а, скорее, аспектами единой социальной науки, посвященной изучению людей, их отношений и организаций это был по-настоящему революционный подход к экономике.
Кеннет Боулдинг умер 18 марта 1993 года в городе Боудлер, штат Колорадо, США.
Макс Вебер (1864-1920)
Максимилиан Карл Эмиль Вебер немецкий социолог, философ, историк, политический экономист родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, Пруссия. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности социологии. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки.
Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Ученый был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, демистификации.
Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году. Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования.
Макс Вебер скончался 14 июня 1920 года в Мюнхене, в возрасте 56 лет, причиной смерти послужила пандемия испанского гриппа и последовавшая пневмония.
Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Пониманием в данном контексте обозначается процесс познания социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре».
Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Так, Вебер выделяет два признака социального действия:
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Ральф Дарендорф (1929-2009)
Ральф Дарендорф англо-германский философ, социолог, политолог и общественный деятель родился 1 мая 1929 года в городе Гамбург, тогда Веймарская республика. Ральф Дарендорф экс-председатель Немецкого Социологического Общества, член немецкого бундестага, парламентский государственный секретарь министерства иностранных дел, член Европейский Комиссии, директор Лондонской школы экономики и политических наук. Один из основателей университета Констанц и экс-член британской палаты лордов.
Дарендорф изучал философию и классическую филологию в Гамбургском университете. В 1952 году защитил там диссертацию по философии «Идея справедливости в мышлении Карла Маркса». В 1956 году защитил диссертацию по теме «Неквалифицированный труд в британской промышленности». Наряду с этой диссертацией он работал там также над сочинением «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», которое он в 1957 году предъявил в качестве докторской диссертации Университету Заарланда.
Первые книги Дарендорфа публикации его диссертаций по социальной философии, посвященных критике Маркса и марксистской теории общества. Среди них «Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса» (1953) и «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957).
Теория социального конфликта Дарендорфа: конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.
Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
В книге «Общество и демократия в Германии» (1969) Дарендорф описывает политический спектр Германии конца XIX начала XX в.
Ральф Дарендорф умер в Кельне 17 июня 2009 года.
Свой подход к теории конфликта ученый разрабатывал в двух направлениях. Дарендорф приобрел известность прежде всего как теоретик либерализма, настаивающий на желательности изменений и реформ ради улучшения жизненных перспектив граждан. Такие его работы, как Новая свобода (1975), Жизненные перспективы (1979), Закон и порядок (1985), а также многочисленные статьи (часть которых включена в книгу Фрагменты нового либерализма (1987) развивают концепцию либерализма, соединяющего внимание к гражданским правам с потребностями развития экономики и ростом чувства социальной солидарности. Идеи Дарендорфа нашли свое практическое воплощение в Нюрнбергском манифесте Свободных немецких демократов (1969), в программных документах Либерального интернационала (Будущие задачи либерализма, 1988), а также у британских либеральных демократов, заключивших союз с т.н. «новыми лейбористами» (Обеспечение благосостояния и социальная сплоченность в свободном обществе, 1985).
Дарендорф попытался выяснить, какие условия вызывают конфронтацию в группах людей, а также какие условия влияют на остроту конфликта, и пришёл к выводу, что:
1. чем скорее люди начнут осознавать свои права, обязательства и интересы, тем с большей вероятностью произойдет конфликт;
2.чем больше распределение авторитета связано с распределением других вознаграждений, тем острее течение конфликта;
3. чем меньше взаимопонимания и взаимозаинтересованости между подчиненными и господствующими группами, тем острее конфликт;
4. чем ниже социальный уровень жизни людей, тем более насильственным может быть протекание конфликта;
5. чем меньше способность конфликтных групп к продуктивному общению, тем более насильственным может быть протекание конфликта;
6. чем острее протекание конфликта, тем больше он сможет вызвать структурных изменений.
Другим направлением работы Дарендорфа по развитию теории конфликта был анализ обществ, в частности анализ ключевых исторических событий с точки зрения их воздействия на общества. В книге Общество и демократия в Германии (1966) аналитической и эмпирической проверке подвергаются либеральные теории, ориентированные на проблематику конфликта.
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:
Георг Зиммель (1858-1918)
Георг Зиммель немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни» родился 1 марта 1858 года в городе Берлин, Германия.
Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви «философии жизни», в его работах есть также черты неокантианства (его диссертация посвящена Канту). Автор работ по философии истории, этике, в последний период работал над трудами по эстетике и философии культуры. В социологии Зиммель создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии (см. также теория социального конфликта).
По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.
Георг Зиммель умер 28 сентября 1918 года в Страсбурге от рака печени.
Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.
Георг Зиммель - современник и соотечественник Вебера - специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего фактора. Именно Зиммель ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Его фундаментальный труд - «Социальная дифференциация». В нем обстоятельно проанализированы «чистые формы социализации», весь процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, ценностей и норм. В ряду «чистых форм2 значится и конфликт как одно из проявлений разногласия, объединяющих противоборствующие и вместе тем взаимосвязанные стороны.
Основные формы социальной жизни:
Льюис Козер (1913-2003)
Льюис Козер американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов родился 27 ноября 1913 года в Берлине.
В 1948 году, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.
После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 году закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 году была опубликована первая книга Козера «Функции социального конфликта».
19601970 года стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: «Люди идей» (1965) и «Жадные институты» (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии «Георг Зиммель» (1965), «Мастера социологической мысли» (1971) и «Ученые беженцы в Америке» (1984).
Льюис Козер умер 8 июля 2003 года в Кембридже, штат Массачусетс.
Козер представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Главные вопросы, рассматриваемые Козером:
Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.
Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.
Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.
Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.
Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.
Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.
Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.
Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.
Концепции теории социального конфликта Л. Козера:
Курт Левин (1890-1947)
Курт Левин немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского» родился 9 сентября 1890 года в прусском городе Могильно в еврейской семье. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
С 1944 года и до своей смерти 12 февраля 1947 года ученый руководил центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом университете.
Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).
Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека.
В теории поля Левин пытался применить топологию для создания геометрии психологического описания поведения человека годологии.
Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Курт Левин разработал теорию конфликтов. Предпринял попытку вывести внутриличностные конфликты не из внутренних процессов самой психики индивида, а из анализа проблем, возникающих в жизни индивида. Предметом его исследований стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Он обозначил привлекательную альтернативу (выбор), как приближение, а непривлекательную альтернативу, как избегание. В соответствии с таким подходом оказалось возможным выделить три типа внутриличностных конфликтов: «стремление стремление», «избегание избегание», «стремление избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии против себя, других, ситуации. 4
Курту Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии процессы групповой динамики.
Конрад Лоренц (1903-1989)
Конрад Лоренц выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973) родился 7 ноября 1903 года в Альтенберге, близ Вены.
Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.
По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, сторонником теории естественного отбора.
Проанализировав поведение многих видов животных, Лоренц подтвердил вывод Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в изолированных небольших коллективах людей, в которых доходит до убийства лучшего друга по ничтожному поводу.
Если агрессия всё-таки вызвана внешним раздражителем, то она выплёскивается не на раздражитель (скажем, особь, находящуюся выше в иерархии), а переадресуется особям, находящимся ниже в иерархии или неодушевлённым предметам. 5
Проанализировав поведение более чем 50 видов, Лоренц сделал вывод, что у сильно вооружённых видов эволюционный отбор выработал также сильную врождённую мораль инстинктивный запрет применять все вооружение во внутривидовых стычках, в особенности, если побеждённый демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооружённые виды имеют слабую врождённую мораль, поскольку сильная врождённая мораль таким видам эволюционно ни к чему. Человек это от природы слабо вооружённый вид (нападающий мог только поцарапать, неопасно ударить, укусить или душить, а жертва имела достаточно возможностей убежать). С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооружённым видом на Земле, а мораль осталась на прежнем уровне.
В 1941 году Лоренц опубликовал статью «Кантовская концепция в свете современной биологии», в которой изложил свою «эволюционную теорию знания». Вступая в заочный диалог с Кантом, Лоренц утверждает, что априорные формы мышления и интуиции следует понимать как адаптацию, поскольку априори базируется на аппарате центральной нервной системы, который приобрёл свою целесообразную видосохраняющую форму благодаря взаимодействию с реальностью в ходе генеалогической эволюции, длившейся множество эпох.
С 1970-х годов эти эпистемологические идеи Лоренца получили развитие в работах представителей австро-германской школы исследования эволюции познания.
Развёрнутое изложение своих взглядов на проблемы познания Лоренц дает в книге «Оборотная сторона зеркала». В ней он последовательно рассматривает жизнь как процесс познания, сочетая широкий обзор поведения животных и человека с общей картиной современной биологии и выходя на проблемы когнитивной деятельности, формирования и развития культуры как живой системы.
В 1963 году вышла книга «Так называемое зло: о природе агрессии», принесшая Лоренцу мировую известность. В этой книге исследователь рассказал о внутривидовой агрессии и ее роли в образовании высших форм поведения.
В 1973 году Лоренцу совместно с Николаасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных».
В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1974) Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя. Он выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного и делающих его неустойчивым и противоестественным для жизни человека. К ним относятся: перенаселение, опустошение жизненного пространства, высокий темп жизни, навязанный всеобщей конкуренцией; возрастание нетерпимости к дискомфорту, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и угроза ядерного оружия.
Работы по теории агрессии принадлежат К.Лоренцу. Во-первых, Лоренц был убежден в том, что наблюдаемая у животных агрессия, направленная против собратьев по виду, вообще говоря, никоим образом не вредна для этого вида, а, напротив, необходима для его сохранения. Как раз знание того, что агрессия - подлинный инстинкт, первичный, направленный на сохранение вида, позволяет нам понять, насколько она опасна. Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности. Если бы он был лишь реакцией на определенные внешние условия, что предполагают многие социологи и психологи, то положение человечества было бы не так опасно, как в действительности. Тогда можно было бы основательно изучить и исключить факторы, порождающие эту реакцию.
Во-вторых, согласно Лоренцу, накопления агрессии тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. В такой ситуации все стимулы, вызывающие агрессию и внутривидовую борьбу, претерпевают резкое снижение пороговых значений.
В-третьих, Лоренц показал способы социализации против агрессии: Смещение, переориентация нападения это, пожалуй, гениальнейшее средство, - пишет он, - изобретенное эволюцией, чтобы направить агрессию в безопасное русло. Об этом же позже писал Шерер: Если агрессивная мотивация инстинктивна, то может быть замещена другими деятельностями.
В этой же связи интересны суждения Лоренца о роли ритуалов в жизни общества (собственно, он развивает, детализирует точку зрения Фрейда на роль культуры в сдерживании агрессии). Как утверждает Лоренц, самая сущность ритуала как носителя независимых мотивирующих факторов ведет к тому, что он перерастает свою первоначальную функцию коммуникации и приобретает способность выполнять две новые, столь же важные задачи, а именно сдерживание агрессии и формирование связей между особями одного и того же вида. Третья функция запрета борьбы между членами группы, удерживания их в замкнутом сообществе и отграничения этого сообщества от других подобных групп.
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Абрахам Харольд Маслоу американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Образование получил в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (19351937) и Бруклинского колледжа (19371951). С1951 по 1969 г. М. профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. президент Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду Гуманисту Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда унтов. Основатель журнала Eupsychian Management. Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному любви, творчества, высших ценностей и др.
Поначалу Маслоу был ярым бихевиористом, однако впоследствии под влиянием собственного жизненного опыта (рождение первого ребенка, начало второй мировой войны) и знакомства с гуманистическими идеями в философии, гештальтпсихологией и психоанализом он убедился в ограниченности бихевиористского подхода.
Однако первые попытки Маслоу гуманизировать психологию, предпринятые во время его преподавательской работы в Бруклинском колледже, имели негативные последствия, прежде всего для него самого. Бихевиористское психологическое сообщество подвергло его подлинному остракизму. Продолжить свои начинания и опубликовать ряд работ ему удалось лишь в университете Брэндис, г. Вальтхэм, штат Массачусетс, где он работал с 1951 по 1969 год. Расцвет его популярности пришелся на 60-е годы, а в 1967 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Абрахам Маслоу скончался скоропостижно 8 июня 1970 года.
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» схема, иерархически представляющая человеческие потребности. (Рис.1) Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).
Рис.1
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
Основные положения теории А. Маслоу:
Самоактуализация наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
ПОТРЕБНОСТИ
1. В самовыражении
2. В уважении
3. В общении с людьми
4. В безопасности и социальной
5. защищенности
6. Физиологические
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять,
какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения.
Карл Маркс (1818-1883)
Карл Генрих Маркс немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель родился 5 мая 1818 года в городе Трир, Пруссия.
Маркс был основоположником научного коммунизма, учителем и вождем международного пролетариата. Учение Маркса. раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира. В личности М. слились черты гениального мыслителя, осуществившего революционный переворот в общественных науках, и несгибаемого революционного борца, способствовавшего превращению рабочего движения в могучую силу общественного прогресса.
Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике теорию прибавочной стоимости, в политике теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
Основными социологически значимыми работами Маркса являются «Немецкая идеология» (1845), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (1867, 1885, 1894) и две посмертные публикации «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (1964) и «Экономические рукописи 1857-1858 годов» (1973).
Работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии, одинаково часто являясь объектом критики и источником вдохновения. В его творчестве выделяются пять важных социологических областей.
В своих ранних работах Маркс развивал понятие отчуждения. Одно из значений, которыми он наделял этот термин, заключалось в отчуждении труда, когда человек оказывается занятым работой, навязанной ему другими. Эта тема проходила через все последующее творчество Маркса.
Более всего Маркс известен своими взглядами на отношения между экономической жизнью и другими социальными институтами. Часто говорится об экономическом детерминизме Маркса, согласно которому характер общества определяется характером организации экономики и собственностью на средства производства. Это неверная трактовка. Хотя Маркс и считал, что человеческий труд составляет основу социальной деятельности, он полагал также, что социальные институты, такие, как государство или семья, относительно независимы в своем развитии от экономики и даже оказывают на нее влияние. Эти взгляды Маркса представлены в его теории базиса и надстройки.
Несмотря на то, что на Маркса определенным образом повлияло изучение антропологии, и что его интересовало первобытное состояние человеческого общества, он, прежде всего, занимался анализом обществ, организованных в социальные классы. Основанием деления общества на социальные классы являются, с его точки зрения, производственные отношения в сфере экономики. Те, кто владеет средствами производства, контролирует их и может присваивать продукты производства, составляют один класс, тогда как те, кто полагается лишь на собственный труд, составляют другой.
Развитие идеи конфликта или противоречия в самой природе классового общества привело также к созданию теории социального изменения. Маркс утверждает, что «движущей силой истории» является классовая борьба: растущий класс капиталистов сверг феодальную аристократию и точно так же будет свергнут рабочим классом или пролетариатом. При видимости равенства капиталистическое общество, по его мнению, поляризуется, и рабочий класс становится все беднее и беднее.
Маркс был, прежде всего, теоретиком капиталистического общества. В «Капитале», своем наиболее объемном труде, Маркс детально рассматривает его экономические механизмы, разрабатывая трудовую теорию стоимости, теорию накопления капитала и анализируя возможности внутреннего крушения капитализма. В «Капитале» рассматриваются и такие вопросы, как товарный фетишизм и видимость и реальность, недавно приобретшие важное значение.
Карл Маркс умер в Лондоне 14 марта 1883 года в возрасте 64 лет.
Жорж Сорель (1847-1922)
Жорж Эжен Сорель французский философ и публицист родился 2 ноября 1847 года в Шербуре, Франция.
Родился в семье обанкротившегося виноторговца. Закончил Политехническую школу, работал транспортным чиновником. С 1879 года он жил в Перпиньяне. В 1892 году, когда ему было 45 лет, ушел на пенсию и до самой смерти в жил на ренту, активно участвуя в политической жизни Франции.
Идеи Сореля весьма противоречивы. В 1889 году он опубликовал свои первые произведения «Процесс Сократа» и «Вклад в мирское изучение Библии». В этот период его в основном занимали проблемы морали. В период с 1902 по 1909 года он увлекся философией Анри Бергсона. Его считают анархо-синдикалистом, однако он в 1909 году выразил восхищение идеологом монархизма и национализма, основателем крайне правой организации «Аксьон франсез» Шарлем Моррасом.
Сорель был автором работ по теории революционного профсоюзного движения, а также по критике культуры и политики. Пропагандировал консервативную мораль, боролся с буржуазным декадансом. После учёбы в Политехническом Колледже он работал инженером на строительстве мостов и дорог, поддерживал контакты с представителями самых разных политических течений. В своих трудах Сорель развивал революционные, социалистические и синдикалистские идеи, опираясь на идеи Прудона, Маркса и Бергсона. Был не чужд националистической и антисемитской риторики.
Сорель умер 29 августа 1922 года.
«Размышления о насилии» (1906) самая известная работа Жоржа Сореля, в которой автор теоретик революционного синдикализма, выдвигает понятие мифа о всеобщей стачке как коллективного мобилизующего представления, способного стать основой революционных преобразований.
Он писал: «Опыт показывает, что во всех странах, где демократия может спокойно развиваться сообразно своей природе, господствует подкуп в самом бессовестном виде, причём никто не считает нужным скрывать своих мошеннических подделок». Сорель писал: «Возвышенное умерло в буржуазии, и поэтому она осуждена». Буржуазия, полагал он, «осуждена на смерть» и «её исчезновение лишь вопрос времени». Сорель убеждал, что есть лишь одно средство спасения мира от буржуазного декаданса пролетарское насилие. При этом идея насилия в его концепции сопряжена с идеей всеобщей стачки, которая должная стать основным орудием революции.
Вильфредо Парето (1848-1923)
Вильфредо Парето итальянский инженер, экономист и социолог, один из основоположников теории элит родился 15 июля 1848 года в Париже.
По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития своевременное обновление (ротация, кооптация) элиты.
Он разработал теории, названные впоследствии его именем: статистическое Парето-распределение и Парето-оптимум, широко используемые в экономической теории и иных научных дисциплинах.
Закон Парето, или принцип Парето, или принцип 20/80 эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий лишь 20% результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето).
Приводимые в законе цифры нельзя считать, безусловно, точными: это скорее просто мнемоническое правило, нежели реальные ориентиры. Выбор чисел 20 и 80 является также данью заслугам Парето, выявившему конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80 % доходов у 20 % семей. Но любое другое конкретное распределение может иметь другую структуру, и для каждой отдельной задачи следует проводить соответствующий анализ, направленный на выявление конкретной зависимости между удельным весом затраченных ресурсов и полученных результатов.
Важнейшие следствия закона Парето:
Итальянец умер 20 августа 1923 года, а название закона предложил в 1941 году американский специалист в области качества Джозеф Джуран в честь одной из работ, где говорилось о том, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов.
Виктор Франкл (1905-1997)
Виктор Эмиль Франкл австрийский психиатр, психолог и невролог родился 26 марта 1905 года в Вене. Франкл является создателем логотерапии метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.
В 1924 году Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать психотерапию. Через несколько лет он присоединился к адлерианской школе индивидуальной психологии, а в 1927 году покинул «Общество индивидуальной психологии» по причине расхождения во взглядах с коллегами. В 1928 году Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи. В 1930 году получил степень доктора медицины и стал работать в Нейропсихологической университетской клинике.
В конце 40-х годов он выпустил огромное количество книг: «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенционализм», «Время и ответственность», «Терапия на практике». В 1986 году Франкл был избран директором Венской неврологической больницы.
Виктор Франкл умер 2 сентября 1997 года в Вене.
Теория Франкла изложена в нескольких книгах, самой известной из которых является «Человек в поисках смысла».
Эта теория состоит из трех частей:
Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.
Три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной:
В реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Франкл вводит понятие о поэтическом уровне существования человека, стремится вывести человека из-под действия биологических законов.
Выделяет три уровня существования человека:
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком моравском городке Фрейбурге в многодетной семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было 4 года, семья переехала в Вену.
Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. Родители старались создать все условия для учебы.
В 17 лет Фрейд с отличием окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. В университете он проучился 8 лет, то есть, на 3 года дольше обычного.
В 1885-1886 гг. благодаря помощи Брюкке Фрейд работал в Париже, в Сальпетриере, под руководством знаменитого невролога Шарко. Особое впечатление произвели на него исследования по использованию гипноза для вызывания и устранения болезненных симптомов у больных истерией.
Фрейд заметил, что гипноз как средство проникновения к «ущемленным» и забытым болезненным переживаниям не всегда является эффективным. Более того, во многих, и как раз наиболее тяжелых, случаях гипноз был бессилен, встречая «сопротивление», которое врач не мог преодолеть. Фрейд стал искать другой путь к «ущемленному аффекту» и, в конце концов, нашел его в свободно всплывающих ассоциациях, в толковании сновидений, неосознанных жестов, оговорок, забываний и т.п.
В 1896 году Фрейд впервые употребил термин психоанализ, под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.
В 1923 году Фрейд тяжело заболел. Умер 21 сентября 1939 года в Лондоне.
Основные положения учения Фрейда:
Психический детерминизм. Душевная жизнь это последовательный непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующим событием.
Сознательное, предсознательное, бессознательное. Три уровня душевной жизни: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. 6
Структура личности. Фрейд выделяет Ид, Эго и супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я). Ид это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид. Ид реагирует на потребности, Эго на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это выработанные обществом моральные установки и нормы поведения. Три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Основная цель взаимодействия всех трех систем Ид, Эго и супер-Эго поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.
Герберт Спенсер (1820-1903)
Герберт Спенсер английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма родился 27 апреля 1820 года в городе Дерби, графство Дербишир, Великобритания.
Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.
Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим.
Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации).
Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (1851) и «Социологические исследования» (1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (1873-1881).
Спенсер основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Георг Спенсер умер 8 декабря 1903 года в Брайтоне, Великобритания.
Эрих Фромм (1900-1980)
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. Во Франкфурте Фромм посещал школу, в которой преподавались основы вероучения и религиозные традиции. Но он не стал продолжать изучение религии, а отправился в Гейдельберг заниматься психологией и социологией.
Фромм окончил Франкфуртский университет. После получения в 1922 году степени доктора философии в Гейдельбергском университете он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее в знаменитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переехал в США, где он вначале стал лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала и Карен Хорни.
Движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, потребности в укоренении и в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. 7
Стремление человека примирить эти потребности, с точки зрения Фромма, становится двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, так как все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления.
Для избежания внутри личностного конфликта человек прибегает к психологической защите, которая примиряет его с самим собой и с обществом.
Два способа реализации своей внутренней природы способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное показать свою индивидуальность, свое значение. Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Для этих людей главное не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.
«Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть (1947), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) самые известные работы Фромма.
Карен Хорни (1885-1952)
Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года в Гамбурге в протестантской семье.
Психолог и психопатолог. Работала в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1932 эмигрировала в США, став там одним из основателей неофрейдизма. Ее взгляды сложились во многом под влиянием американской культурной антропологии (устанавливающей связь формы невроза с формой культуры), а также учения А. Адлера о "комплексе неполноценности" и "принципе компенсации" как основе психической динамики. Широкая известность Xорни была связана с тем, что она в числе первых психопатологов обратилась от изучения классических форм неврозов к изучению новейших видов патологии в совр. обществе. Формы неврозов по Xорни, определяются избранной индивидом позицией или формой защиты по отношению к изначально враждебной ему среде (в духе социального бихевиоризма невроз выступает здесь прежде всего как форма поведения). Таковы, направления, позиции бегства от общества, конформистского подчинения, стремления к власти. Позднее ею разработано более сложное психодинамическое учение, причем главным источником невроза признается разрыв между реальным положением индивида в обществе и созданным им своим идеализированным внутр. образом (как неадекватной формой социальной защиты). Хорни широко вводит в психиатрию понятие отчуждения.
Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 году вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом и в 1913 году окончила его лучшей студенткой в группе.
В том же 1913 году Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда. Фрейда, хотя и смотрела на них критически.
Основные положения социокультурной теории личности Хорни:
Хорни подчеркивала доминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).
Хорни выделяла два вида тревоги физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).
Введение понятия «образа Я» одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.
Существует несколько «образов Я»:
В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.
Невротические потребности это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
Список использованной литературы
Семёнов В. А. «Диалектический метод» в конфликтологии Р. Дарендорфа. aconflict.ru
Де Бройль Л. Жизнь и труды Гендрика Антона Лорентца // Де Бройль Л. По тропам науки. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. С. 939.
1 Трансакционный анализ в психотерапии / Пер. с англ. А. А. Грузберга. М.: Эксмо, 2009. 416 с
2 Книги и статьи о Ральфе Дарендорфе в библиотеке SOCINF (свободный доступ)
Семёнов В. А. «Диалектический метод» в конфликтологии Р. Дарендорфа. aconflict.ru
3 Козер Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. 295 с.
4 Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. СПб.: Речь, 2000.
5 Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) М.: Прогресс, 1994 272 с.
Де Бройль Л. Жизнь и труды Гендрика Антона Лоренца // Де Бройль Л. По тропам науки. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. С. 939.
6 Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1990
7 Фромм Э. Иметь или быть. М., 1996
8 Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб: Лань, 1997