Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
СУЩЕСТВО КРАСОТЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ
Реферат студентки
4 курса дневного отделения:
Гафеевой Алины
Арслановны
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность красоты……………………………………………………………..4
Всеединая идея и ее формы выражения………………………………………………..4
Красота как цель сама по себе и преображение материи……………………………..4
Роль безобразного в процессе творения. Вещество и первичный хаос……………...6
Глава 2. Значение любви………………………………………………………………...8
Любовь как преодоление эгоизма………………………………………………………8
Любовь мистическая как воплощение всеединой идеи……………………………….9
Любовь в связи с единством с социумом, и с природой. ……………………………11
Заключение……………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………………..14
Введение.
Вопрос о сущности красоты ставился на протяжении всей истории человеческой культуры. Ее истоками утверждают то объективные основания, то субъективные: красота полагается то формой выражения общезначимой космической истины или идеального бытия, то субъективным суждением, зависящее от опыта и привычки конкретного человека. В. С. Соловьев, представитель русской философии, оказавший глубокое влияние на интеллектуальную элиту своего века, так же попытался разрешить вопрос о сущности красоты, ее роли и цели. И нахождение ответа на поставленный вопрос для него сосуществует во взаимосвязи с решением вопросов о бытие и истине.
Центральная идея, которую он разрабатывал, есть идея всеединства, которую он стремился не только теоретически обосновать, но и найти методологию, позволяющую человечеству прийти к целостному знанию о самом себе, как образе и подобию Бога. Целостное знание он назвал «свободной теософией», которая включала себя 3 сферы: теософию, как область философии, науки, теократию, акцентирующая внимание на практической деятельности и организации общества, и теургию, исследующая область мистического знания и искусства. Область изучения красоты включается в вопросы в первую очередь теургии.
Так основная задача данного работы является осветить вцелом то, как определяет сущность и цель красоты В.С.Соловьев для чего будут использоваться в основном два его сочинения «Красоты в природе» и «Сущность любви». Структура работы соответствует разбору каждого из этих сочинений, т.е первая определение сущности красоты, вторая роль любви для человеческого сознания и реализации красоты.
Глава 1. Сущность красоты.
Всеединая идея и ее формы выражения.
Центральная философская концепция Соловьева заключается в его идеи всеединства, понимаемой как истина или Абсолютно-Сущее. Абсолютно-Сущее не может быть познанным через эмпирический опыт или категориально-рассудочное познание, использующее логические законы. Эмпирическое познание и рациональное не способно удовлетворить потребность человека в достижении истины, поэтому Соловьев полагает необходимым условием познания мистический опыт. Мистический опыт, включая самого себя и связывая другие формы познания между собой, придает цельность человеческому опыту.
Абсолютно-Сущее есть нечто совершенное, свободное от всяких ограничений, что открывает для нас себя с трех сторон:
Абсолютно-Сущее имеет в себе 2 центра:
Красота как цель сама по себе и преображение материи.
Красота, согласна Соловьеву, не сводится к материальной пользе, даже если оно время от времени функционировало вместе, как например красота оперения птицы необходимо ей для размножения. Но слишком часто можно встретить, что наиболее полезное оказывается некрасивым, и наоборот, красивое оказывается бесполезным. Несмотря на это, красота не теряет своей ценности, но ведет к улучшению действительности. Красота есть предмет бесстрастного, безвольного созерцания, существующее для самого себя и не способное служить для материальных целей. «В красоте даже при самых простых и первичных ее проявлениях мы встречаемся с чем-то безусловно-ценным, что существует не ради другого, а ради самого себя, что самым своим существованием радует и удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокаивается и освобождается от жизненных стремлений и трудов». 2
Поэтому Соловьев полагает, что и искусство в человеческой культуре не обязано служить ни принципам пользы, ни принципам реалистичности. Искусство служит красоте, которая сама в себе, как идея, может быть неизменной, но в проявлении себя в произведениях искусства она трансформируется, меняется, являя различные свои формы: «объем и сила ее осуществления в виде прекрасной действительности имеют множество степеней, и нет никакого основания для мыслящего духа окончательно останавливаться на той ступени, которую мы не успели достигнуть в настоящую историческую минуту, хотя бы эта минута и продолжалась уже тясячелетия».3
В красоте, пишет Соловьев, мы чувствуем веяние сверхматериального начала воплощение идей, «как предметные (объективации) мировой воли». Сверхматериальное начало, наделяющее красотой, отождествляется со светом: сам являясь всепроникающим, он невидимым без соприкосновения с материей, которая освящается им, и в преломлении, в их взаимоотношении мы обнаруживает красоту. Соловьев для подтверждения приводит пример с красотой алмаза, где красота выступает как игра преломляющихся лучей света в кристалле. Так красота существует не просто в идеальной сфере, ей необходимо вещество-материя для своего воплощения и актуализации. Но вещество представляет собой косность, непроницаемость, всячески сопротивляющаяся идеальному оформлению.
Формы степеней сочетания света и материи дают различные формы красоты, которые он разделяет на два типа: механические, или наружные, производящие световые явления в природе, и органические, или внутренние, производящие явления жизни. К первому типу относятся такие явления природы: небо, как символ космогонического начала, солнце, как «образ деятельного торжества световых сил», луна всеединство со стороны материальной женской природы, звездное небо - единство, объемлющее собой множественность, море, радуга. Кроме того, к первому типу относятся явления, переполненные силой движения и рвущегося Хаоса: бегущие ручейки, бурное море, грозы и ветра.
«Зиждительное начало вселенной(Логос), отражающееся от вещества снаружи, как свет, и изнутри зажигающее жизнь в веществе, образует в виде животных и растительных организмов определенные устойчивые формы жизни..»4 В органических формах жизни, Соловьев выделяет три аспекта: 1) внутренняя сущность, желание жизни, 2) образ жизни, т.е морфологические и физические условия, 3) биологическая цель, выраженная двояким образом, как ступень общего процесса творения, и как самостоятельная часть во всемирном целостном организме. Биологический процесс разворачивания космогонических сил происходит один раз данным, абсолютным образом, а осуществляется в процессе борьбы разнородных сил и существ, среди которых одни укрепляются в общей цепочке жизни, а другие исчезают, как неполноценный проект.
Восприятие красоты нельзя сводить только лишь к субъективному восприятию, т.к во-первых, обнаруживается, что эстетическое чувство в человеке имеет общепризнаваемый характер, а во-вторых, красоту способен замечать не только человек, но и некоторые виды животных. «Красота есть идея, действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа..»5, и в связи с этим, она имеет объективное основание в мире.
Роль безобразного в процессе творения. Вещество.
Творение есть процесс, который постепенно разворачивается в борьбе противостоящих друг другу сил. Главная космологическая борьба осуществляется между первичным веществом, лежащей в основе мира, и тем, кого можно назвать космическим умом, упорядочивающем все в согласии достижения полной реализации красоты в природе. Тогда, когда космический ум начал работу над материей, но еще не смог полностью оформить ее в соответствии со своей идеей, по Соловьеву, мы можем заметить это в существовании безобразного.
Безобразное есть то, где материя еще преобладает над формой, где мы модем наблюдать неустойчивость формы, что проявляется и во внешнем облике. Но безобразное проявляет себя тогда, когда уже началась борьба за оформление, когда же этот процесс еще не начался, оно выражается в явлениях безразличных в эстетическом отношении: куча булыжников, обнаженная почва, серые облака. «В явлениях этого порядка мировая жизнь находится на низших, элементарных ступенях, она малосодержательна, и материальному началу не на чем проявить безмерность своего сопротивления».6
По мнению Соловьева, космический ум стремится создать такую форму жизни, которая воплотила бы собой и идею красоты, формы же которым не достает ее либо являются переходными, либо остаются на низшей ступени биологического развития, сопряженное чаще всего с паразитическим существованием, либо вовсе исчезают. Увековечить же свой вид размножением создатель многим видам различных царств дает в период «цветения», т.е в свой расцвет красоты, как бы призывая к тому, что красота под собой подразумевает наибольшее воплощение самой жизни.
Так же еще один аспект замечает Соловьев в том, что представлено безобразным карикатурное предварение высшей формы, т.е человека. Процесс творения направлен к тому, что полностью реализовать принцип красоты, но в человеке он доходит до полной реализации, т.е человеческое существо обладающее самосознание, способно постигать принципы красоты и претворять их в жизнь, выходящую за границы природы, создавая искусство и культуру. И т.к человек есть наиболее совершенная форма в природе, он так же способен превзойти в своем безобразии остальные формы жизни.
Глава 2. Значение любви.
Любовь как преодоление эгоизма (приближение к полноте Бога).
Любовь в человеческом мире, по мнению Соловьева, не ограничивается только выполнением родовой функции. Более того, он проходит к тезису, что мы можем наблюдать такую закономерность, заключающееся в том, что чем сильнее любовь между людьми, тем меньше вероятности, что они будут иметь детей. Дети перенимают на себя внимание, когда страсть уже потухла и любовь сменилась спокойной бытовой жизнью. Когда различные исследователи пытаются доказать, что влюбленность это действие незримой силы рода, которая желает рождения лучших возможных своих представителей, - то, их доказательства не проходят проверку на прочность в непосредственной практике жизни. Данная теория не подтверждается частым явлением трагической, безответной любви, которая происходит слишком часто, чтоб полагать ее ошибкой силы рода. «Невозможно признать прямого соответствия между силою индивидуальной любви и значением потомства, когда самое существование потомства при такой любви есть лишь редкая случайность. Как мы видели, 1) сильная любовь весьма обыкновенно остается неразделенною; 2) при взаимности сильная страсть приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства; 3) счастливая любовь, если она очень сильна, также остается обыкновенно бесплодною. А в тех редких случаях, когда необычайно сильная любовь производит потомство, оно оказывается самым заурядным.»7
Не находя способ оправдать любовь нуждами родами, тем не менее, невозможно отрицать то, что любовь имеет для человека большую ценность, высшее благо и благодать. Половая любовь служить тому, чтоб дать возможность отдельному индивиду прийти к Богу, к подлинной целостности. Человек в своей единичности представляет собой особый род ценности, цель саму по себе, которую каждый индивид должен осознавать, признавая свое человеческое достоинство, заключающееся в способности самосознания и разумности, ставящее его над природным бытием, и возлагающем на него этим высокую ответственность. Как пишет Соловьев: «Безотносительное достоинство человека состоит в несомненно присущей ему абсолютной форме (образе) разумного сознания. Сознавая, как и животное, пережитые и переживаемые им состояния, усматривая между ними ту или другую связь и на основании этой связи предваряя умом состояния будущие, человек, сверх того, имеет способность оценивать свои состояния, и действия, и всякие факты вообще не только по отношению их к другим единичным фактам, но и ко всеобщим идеальным нормам; его сознание сверх явлений жизни определяется еще разумом истины. Сообразуя свои действия с этим высшим сознанием, человек может бесконечно совершенствовать свою жизнь и природу, не выходя из пределов человеческой формы.»8
Но когда человек замыкается в своей индивидуальной самодостаточности, начинает существовать сам для себя, в своей отдельности, он заранее обрекает себя на духовную смерть перед Богом. И так же как Бог полагает в себе иное, представленной в нем самом Материей, так и индивид должен суметь принять другую индивидуальность. Любовь есть же единственный наиболее сильный способ, который подталкивает человека к выходу из прикованного внимания исключительно к себе, и увидеть, признать чужую значимость, не как средства для достижения личных интересов, а как цели самой по себе таким, которым создал другого Бог. «Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни».9 Через преодоление эгоизма посредством любви, человек обретает спасение в Боге.
Любовь мистическая как воплощение всеединой идеи.
Любовь, пишет Соловьев, есть зачаток, требующей раскрытия своих потенций. Смысл любви не заключается в том, чтобы просто ее испытывать как чувство, а позволив ей овладеть, «нужно действительно дать или сообщить ему(другому) это значение, соединиться с ним в действительном создании абсолютной индивидуальности». Чувство принуждает любить конкретное существо, наделенное своими слабостями и обреченное на гибель, где в первом случае есть риск разочароваться и упустить любовь, а со вторым невозможно смириться. Но любовь единственная сила, готовая бросить вызов смерти: «Истинная любовь есть та, которая не только утверждает в субъективном чувстве безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, но и оправдывает это безусловное значение в действительности, действительно избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь».10
Любовь является мистическим чувством, выходящее за пределы, как животной любви, так и простого закрепления отношений в браке: «В области половой любви противоестественно для человека не только всякое беспорядочное, лишенное высшего, духовного освящения удовлетворение чувственных потребностей наподобие животных (помимо разных чудовищных явлений половой психопатии), но так же недостойны человека и противоестественны и те союзы между лицами разного пола, которые заключаются и поддерживаются только на основании гражданского закона, исключительно для целей морально-общественных, с устранением или при бездействии собственно духовного, мистического начала в человеке».11 И когда любовь исходит из духовного начала, тогда она способна облагородить и вознести, как брак, так и чувственность, освятив плоть.
Способность принять несовершенство предмета любви, который представлен другим человеком, заключается в вере. Вера находится на балансе между идеальным и реальным, как мост, приводящий к утверждению нечто конкретно и временно существующее в Боге. «Признавать безусловное значение за данным лицом или верить в него (без чего невозможна истинная любовь) я могу, только утверждая его в Боге, следовательно, веря в самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия».12 Конкретное существует в разрозненной единичности, в непроницаемой вещественности, Бог же представляет собой всепроницаемое единство, лежащее в основании и единичности. Бога мы не можем увидеть в материальном мире, поэтому он положен в форме идеи, но любовь есть само чувство, которое позволяет единичности приблизиться к всеединству Бога. «Если в нашем мире раздельное и изолированное существование есть факт и актуальность, а единство - только понятие и идея, то там, наоборот, действительность принадлежит единству или, точнее, всеединству, а раздельность и обособленность существуют только потенциально».13
Любовь путь к единству с социумом, и с природой.
Любовь между индивидами это первый шаг к реализации всеединой идеи, к тому, чтобы победить непроницаемость времени и пространства, чтоб дать вселенной обнаружится существующей истинно в неразделимости всего друг от друга. Воплощениями всеединой идеей во вселенной Соловьев называет тяготение и эфир, где первое есть сила, притягивающая сомкнуться вместе разрозненный части, а второе является светом, что есть «материя невесомая, всепроницаемая и всепроницающая - одним словом, вещество невещественное». 14
Так же как единичный человек не должен замыкаться на самом себе, влюбленная пара не должна отделять себя от общества: свив свой уголок, созданный только на двоих, они способны осушить любовь. Когда же она ставится на службу к тому, чтобы чувствовать единство с обществом, но не сливаясь с ним в бессознательном потоке, она способна обеспечить процветание и углубление чувств. «Действительно спастись, т. е. возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми. Он имеет право и обязанность отстаивать свою индивидуальность от дурного закона общей жизни, но не отделять свое благо от истинного блага всех живущих».15 Отношения с обществом, охватывающем все человечество, Соловьев называет сизигическим, т.е находиться в любовном взаимоотношениям, с одной стороны, творчески наполняя ее, а с другой положительно опираясь, как на полноту возможностей.
Но в конце концов, сизигическая форма отношений должны так же охватить и область взаимодействия человека и природы. «В устроении физического мира (космический процесс) божественная идея только снаружи облекла царство материи и смерти покровом природной красоты: чрез человечество, чрез действие его универсально-разумного сознания она должна войти в это царство изнутри, чтобы оживотворить природу и увековечить ее красоту. В этом смысле необходимо изменить отношение человека к природе».16 Так конечная цель и смысл любви заключается в том, чтобы воплотить во всех формах отношений всеединую идею, но не как абстракцию, а как живое чувство.
Заключение.
Согласно Соловьеву, красота не является чем-то просто субъективным или поставленным на службу полезности, а представляет собой ценность саму по себе, берущее свое основание из природы Абсолютно-Сущего. Красота является формой его проявления, наряду с истиной и добротой, высвечивающаяся во взаимоотношении Логоса и Материи в Абсолютно-Сущем. Со стороны Логоса как сферы непроявленного бытия, осуществляется движение в сторону Материи, представленной хаотическим материалом. На стыке их взаимодействия разворачивается процесс творения, в котором Логос борется с безобразным хаосом, чтоб воплотить совершенство и полноту проявления.
Творение разворачивается в процессе, начиная от неорганической природы, двигаясь к органическому миру растений и животных, устремляясь к человеку. Эти события имеют объективный характер, существующий вне человеческого субъективизма и представляют собой воплощение и раскрытие сверхматериальных идеей. Основополагающая идея есть идея всеединства, которая скрыта под непроницаемостью и разделенностью материальных тел в пространстве и времени. Ее способен осознать, как нечто более реальное, чем материальный мир, только человек.
Человек получил статус высшего звена природы благодаря его способности к самосознанию, позволяющее ему осознавать процесс творения и цель, а так же этому содействовать. Одним из основных форм содействия является способность творчества, которую он распространяет на сферу преобразования материального мира, а так же на самоформирование и самораскрытие в любви. Именно любовь более всего, по мнению Соловьева, в человеке способно приблизить его к чувству собственной целостности и полноты выражения себя, как образа и подобия Бога.
Первым шагом для приближения к полноте является осознание ценности самого себя, как человеческого существа, с принятием той ответственности, которая осознанием этим налагается. Но останавливаться на этом шаге нельзя, т.к остановка превращает такого человека в эгоиста, обреченного на духовную смерть, где единственным действительным средством освобождения и спасения служит любовь. Любовь переносит центр тяжести с самого себя на другого, и он начинает осознаваться, как образ и подобие Бога. Теперь в самосознании человека появилось два центра это самотождественность и иное, к которому он не может не относиться равностным образом. Чувство любви вынуждает человека принять несовершенство другого, наполняет его верой и желанием подарить благо жизни. Но и это не является конечным итогом движения любовного чувства. Когда любовь между двумя индивидуальностями достигло своей полноты принятия друг друга, веры и помощи, они должны осознать себя частью общества, всего человечества, а затем и всей природы, поставив их любовь на службу в равном взаимодействии. Так главная цель любви есть воплощение идеи единства и безусловно, самой красоты. Любовь это воплощение красоты в живом действии жизненной событийности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.А.Ф. Замалеев. «Курс лекций по истории русской философии». Спб. 2009
2. В.С. Соловьев. «Смысл любви». http://philosophy.ru/library/solovev/love.html
3. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах т.2. 1988
2 Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах т.2. 1988. стр 355
3 Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах т.2. 1988. стр 353
4 Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах т.2. 1988. стр. 371
5 Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах т.2. 1988. стр. 361
6Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах т.2. 1988. стр. 359
7 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
8 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
9 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
10 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
11 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
12 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
13 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
14 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
15 В.С. Соловьев. «Смысл любви».
16 В.С. Соловьев. «Смысл любви».